Содержание


Введение.............................................................................................................. 3

1. Трудовое право в условиях рыночной экономики....................................... 4

2. Взаимодействие конституционно-правовых отношений и трудового права на современном этапе.............................................................................................. 7

Заключение........................................................................................................ 18

Список литературы........................................................................................... 20



Введение


Переход к новым экономическим условиям, к так называемым рыночной экономике, к сожалению, не повлек за собой роста производства, без которого немыслимо и развитие всего общества. За семь лет реформ по данным Академии социальных наук уровень промышленного производства снизился практически в два раза[1].

В условиях такого спада происходит и резкое расслоение общества: существенно возросли доходы одних и упала, а точнее – уменьшилась заработная плата других.

Только труд должен быть основой нормальной жизни и благосостояния граждан общества, а эта задача пока не входит в число приоритетных в обществе. Для многих сейчас выгоднее посредничать, нежели трудиться в реальном секторе экономики. И именно заинтересованное участие граждан в труде – реальная гарантия необратимости реформ и их нормальной жизни в обществе.

Проблема пробуждения людей к производственному труду сама по себе, конечно, не нова, ибо только трудом во все времена создавалась и создается материальная и духовная культура.

Общество, пренебрегающее трудом, обречено. Как же заинтересовать работников в результатах труда в новых условиях? Какими должны быть теперь мотивы к высокопроизводительному труду? Повлияло ли возрождение частной собственности на эти мотивы?

Цель работы – рассмотреть трудовое право России в настоящее время.

Задачи работы – изучить трудовое право в условиях рыночной экономики, определить взаимосвязь конституционно-правовых отношений с трудовым правом на современном этапе.


1. Трудовое право в условиях рыночной экономики

 

Экономисты объясняют рост доходов при сокращении производства, во-первых, развитием теневой экономики (коррупция, рэкет, проституция и другие виды подпольного бизнеса) и, во-вторых, «проеданием» природных сырьевых ресурсов.

По данным, приведенным той Академией, резко увеличился разрыв между доходами самых богатых и самых бедных граждан; доля населения, живущая за чертой бедности, составляет более его четверти; разница между минимальным и средним заработком увеличилась в 11 раз и уровень безработицы (с учетом скрытых ее форм) составляет 13% населения.

Сама по себе поляризация свойственна рынку, и сказанное не означает тоску по прошлой уравниловке, которая в условиях рынка неприемлема. Дифференциация действительно должна быть, но перекосы в этой области, которые имеют место в нашей действительности, нельзя признать нормальным явлениям.

Изменения основ экономики общества не могло не повлечь за собой определенные отрицательные последствия. Адаптация производства к новым условиям не могла совсем быть безболезненной, и потому в какой-то степени естественной должна была быть и более высокая стоимость производимого,  и далеко не всегда соответствующее качество многих видов продукции отечественного производства, не выдерживающего конкуренции с импортными аналогами, отличающимися более низкой себестоимостью  при более высоком качестве.

Но сутью реформы, возродившей частную собственность прежде всего должно быть пробуждение в работающем заинтересованности в результатах своего труда, ибо только собственность дает реальную уверенность, хотя и связанную с риском, обеспечивает наиболее прочную зависимость получаемого дохода от вложенного труда.

Принято считать, что собственник на себя плохо работать не может. Между тем социологические исследования показывают, что работники не осознали себя в достаточной мере совладельцами средств производства. И что самое досадное, проведенная в России приватизация не способствовала этому. Она, к сожалению, не дала положительных результатов.

Основные пути выхода из переживаемого нами кризиса связываются с решением финансовых проблем, ибо на поверхности лежат неплатежи, задержки по заработной плате и т.д.

Разумеется, успешную экономическую политику, направленную на развитие производства, можно проводить только в стабильной экономике. Сегодня же эта политика вырабатывается в условиях финансового кризиса, оправдывающего в какой-то мере пожарные меры, включающие совершенствование налоговой системы, внешние займы, что должно привести к определенным сдвигам. Но игнорировать в этой новой политике вопросы правового опосредования той ее части, которая касается регулирования трудовых отношений, нельзя.

И при определении путей выхода из сложившегося кризиса, и при выработке рекомендаций должен быть обеспечен комплексный подход к исследуемой проблеме как экономистов, так и юристов, причем не только цивилистов, но и специалистов именно в области трудового права.

К сожалению, в нормативных актах, устанавливающих статус новых, не известных нашему обществу в советский период организационно-правовых форм хозяйствования, закреплен практически лишь имущественный аспект их деятельности, полномочия этих организаций и отношений членов лишь в этой сфере (кроме Закона РФ «О производственных кооперативах», в котором достаточно четко закреплены права и обязанности членов (совладельцев) и наемных работников). Так, Федеральный закон «Об акционерных обществах» содержит лишь две статьи, касающиеся отношений руководителей исполнительных органов с обществом, т.е. внутренних, трудовых отношений, а Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» - всего одну, которую с определенной натяжкой можно считать регулирующей трудовые отношения, - об исключении из числа общества.

И хотя  это базовые законы о новых формах хозяйственной деятельности, в которой занята практически вся трудоспособная часть населения, они  не содержат четкого ответ на вопрос о соотношении трудового и гражданского законодательства и, в частности, на вопрос о том, какими нормами регулируются трудовые отношения работающих в них лиц[2].

2. Взаимодействие конституционно-правовых отношений и трудового права на современном этапе


Важно заметить, что трудовое право занимает одно из ведущих мест в системе современного российского права. В сферу его действия включаются общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда. В своей совокупности эти отношения составляют основные элементы предмета трудового права России. Трудовые отношения своими особенностями оказывают формирующее воздействие на цели, задачи, направленность правового регулирования, что в совокупности в дальнейшем становится причиной сочетания различных методов правового регулирования трудовых отношений, которые используются для достижения данных целей.

Обратимся в первую очередь к предмету правового регулирования. Принято считать, что основу предмета отрасли трудового права составляют трудовые отношения. Поэтому может возникнуть вопрос о том, насколько же правомерно отнесение конституционно-правовых отношений к правоотношениям, составляющим предмет трудового права. Однако здесь следует сразу заметить, что на всем протяжении развития трудового права как самостоятельной отрасли конституционно-правовые отношения являлись неотъемлемой частью предмета данной отрасли. Единственное, что в данном случае изменялось, – это основания включения данных правоотношений в предмет отрасли трудового права.

В настоящее время происходит формирование относительно новых оснований включения конституционно-правовых отношений в предмет трудового права. Так, в последнее время с принятием Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях»[3], Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г[4]. и некоторых других нормативно-правовых актов на смену термину «трудовые отношения», или «общественно-трудовые отношения», приходит термин «социально-трудовые отношения». Сложно не согласиться с точкой зрения профессора А.И. Шебановой[5], которая считает, что термин «социально-трудовые отношения» стал использоваться не только в правовой, но и в экономической науке. А ученые-экономисты связывают применение нового термина с расширением представлений о роли людей в развитии экономики, о человеке как субъекте общественного развития, о создании необходимых условий для всестороннего развития работника. Таким образом, понятие «социально-трудовые отношения» является и более широким, и более глубоким, ибо охватывает не только взаимоотношения, связанные с трудом, основанием которых является заключение индивидуального трудового договора (контракта), но и комплекс социальных связей и взаимоотношений, вытекающих из необходимости обеспечения государственной политики в области управления трудом. Иными словами, предмет регулирования трудового права как отрасли права, постепенно трансформируясь, в настоящее время вполне обоснованно включает в себя не только трудовые правоотношения (как отношения между работодателем и работником), но и массу других правоотношений. Среди последних можно четко выделить правоотношения, направленные на государственное управление в сфере труда, государственное обеспечение трудовых прав граждан, нормотворчество в сфере труда[6], кои, вне всякого сомнения, являются конституционно-правовыми.

Таким образом, предмет трудового права, который составляют социально-трудовые правоотношения, можно с достаточной долей уверенности назвать основанием для объединения таких разноплановых правоотношений, как трудовые и конституционно-правовые. Более того, сегодня состояние конституционно-правовых отношений в сфере труда в определенной степени видоизменилось в связи с новой трактовкой предмета трудового права. Так, теперь конституционно-правовые отношения, направленные на обеспечение целей и задач отрасли трудового права, в полной мере могут быть отнесены к предмету данной отрасли.

Подобные изменения коснулись и метода регулирования правоотношений в сфере труда. Метод правового регулирования трудовых отношений – это правовое явление, охватывающее своим содержанием весь комплекс правового регулирования, начиная со стадии создания и определения характера норм права и завершая стадией их применения с учетом содержания условий труда, которые составляют предмет регулирования.

Изучение проблемы метода правового регулирования напрямую связано с определением отраслевой принадлежности трудового права. Как считают некоторые ученые в области общей теории права, деление системы права на частное и публичное трудовое право относится к сфере частного права[7]. Более последовательной представляется позиция, в соответствии с которой трудовое право не может быть отнесено только к частному праву, поскольку при регулировании трудовых отношений учитываются прежде всего публично-правовые интересы, отраженные в правовых нормах, принятых государством и призванных обеспечить всем работникам минимальный стандарт условий труда. Поэтому в работах ученых-трудовиков преобладает мнение о сочетании в правовом регулировании трудовых отношений частных и публичных начал[8].

Признавая, что необходимость сочетания и уровень соотношения методов правового регулирования в разные исторические периоды развития российского общества были различными и обусловливались совокупностью политических, экономических и социальных факторов, заметим, что в условиях реформирования экономической, политической и социальной жизни Российской Федерации механизм правового регулирования труда включает два различных метода правового регулирования: централизованный (метод государственного нормирования) и договорный, который, в свою очередь, подразделяется на коллективно-договорный и индивидуально-договорный методы правового регулирования трудовых отношений[9].

Таким образом, специфика метода правого регулирования в сфере труда в определенной степени может быть признана в качестве основания и объединения разрозненных правоотношений в одно целое, и включения в него ряда конституционно-правовых отношений.

Фактически в настоящее время просматривается тенденция, в соответствии с которой метод государственного нормирования становится доминирующим, что, в свою очередь, повышает роль конституционно-правовых отношений в сфере труда. Однако, даже принимая во внимание правомерность нахождения в сфере труда конституционно-правовых отношений, мы должны помнить, что, во-первых, роль данных отношений пока носит подчиненный характер и, во-вторых, как уже было сказано выше, данные правоотношения в любой сфере жизнедеятельности общества – и сфера труда не составляет исключения из этого правила – имеют четко определенные «границы деятельности». Безусловно, это вполне оправданно, и оправданно именно спецификой сферы труда.

Иными словами, необходимо ясно представлять, какое место занимают конституционные правоотношения среди прочих общественных отношений в сфере труда.

Вопрос определения места конституционно-правовых отношений далеко не прост. Но вместе с тем данная проблема сводится к простому вопросу, который сформулировали еще бельгийские юристы Р. Бланпен и К. Энгельс: как определить адекватный баланс между гибкостью правового регулирования, с одной стороны, и необходимой социальной защитой работников, с другой стороны?[10]

Под сферой «централизованного регулирования» автор понимает именно сектор конституционно-правовых отношений в сфере труда. Так, замечает С.В. Привалова, централизованный метод правового регулирования реализуется в первую очередь в форме издания органами государственной власти соответствующих нормативно-правовых актов. Императивные и диспозитивные нормы, составляющие содержание нормативно-правовых актов, представляют собой приемы юридического воздействия централизованного способа правового регулирования отношений в сфере труда.

Правовое регулирование отношений в сфере труда посредством централизованного метода включает в себя два направления:

1. Установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников. Данное направление реализуется путем регламентирования основополагающих принципов регулирования трудовых отношений, основных прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, правового статуса представительных органов работников и работодателей в сфере трудовых отношений, оснований и условий возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, основных трудовых стандартов и гарантий их реализации, оснований, видов и пределов дисциплинарной и материальной ответственности работников, а также ответственности работодателя, его представителей за нарушение трудового законодательства, регламентирования процедуры привлечения к ответственности за правонарушения в сфере трудовых отношений, способов и процедур (механизма) защиты трудовых прав работников.

2. Второе направление централизованного регулирования призвано содействовать созданию необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства. Данное направление реализуется таким путем: определением правовых принципов коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, установлением форм их реализации (соглашения различных уровней, коллективные договоры), круга вопросов, которые могут включаться в содержание нормативных актов договорного характера, регламентированием правового статуса субъектов коллективно-договорного регулирования, их представителей (профессиональных союзов, объединений профессиональных союзов, объединений работодателей), установлением мер ответственности за невыполнение договорных обязательств, регламентированием порядка и процедур разрешения коллективных трудовых споров, условий реализации права на забастовку[11].

Кроме того, замечает С.В. Привалова, государство в современных условиях экономического развития, устанавливая основы социального сотрудничества работников и работодателей в сфере правового регулирования трудовых отношений, определяя легитимные формы договорного сотрудничества, приобретает еще одну роль – социального партнера.

Теоретическая фиксация вышеприведенных направлений государственного регулирования в сфере труда имеет большое практическое значение, поскольку позволяет определить приоритетные пути развития конституционно-правового регулирования в данной сфере. Помимо всего прочего, здесь важно получить картину присутствия конституционно-правовых отношений в сфере труда в определенном динамическом развитии. Как уже было неоднократно заявлено выше, состояние конституционно-правовых отношений в сфере труда на протяжении развития данной сферы было далеко не одинаковым, поэтому определение приоритетов развития данных правоотношений в исследуемой сфере позволяет сделать прогнозы на будущее.

Кроме того, важно отметить, что в правовой литературе обоснованно утверждается, что эта функция государства как социального партнера является особенностью правового статуса государства в отрасли трудового права, что отличает данную отрасль от других отраслей российского права.

Содержание этой функции определяется особенностями общественных отношений, составляющих предмет отрасли трудового права, коллективным характером труда, сочетанием элементов равенства сторон трудового договора и необходимым подчинением работника распоряжениям работодателя в процессе труда. Как социальный партнер, государство осуществляет две функции: координирует совместные действия социальных партнеров (работников и работодателей в лице их представителей), организует примирение сторон трудового отношения путем содействия урегулированию конфликтов.

Таким образом, представляется, что сектор конституционных правоотношений в сфере труда достаточно широк и многогранен. Это связано, во-первых, с историческими предпосылками возникновения и развития законодательства о труде и формированием самостоятельной отрасли трудового права; во-вторых, с целями и задачами, которые ставит перед собой государство, осуществляя правовое регулирование трудовых отношений: обеспечением баланса интересов работников и работодателей в сфере труда, установлением государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, созданием благоприятных условий труда, защитой прав и интересов работников и работодателей. В-третьих, это связано с необходимостью обеспечить социальную справедливость путем равноправного и справедливого участия работников и работодателей в распределении создаваемого в результате труда общественного продукта, в-четвертых, обеспечить правовыми средствами общественный мир и социальное согласие, которые достигаются путем реализации принципов социального партнерства, закрепленных в нормах трудового законодательства.

Более того, в современных условиях экономического развития просматривается тенденция расширения области применения конституционно-правовых отношений в сфере труда также и за счет увеличения обязательных мероприятий по организации как со стороны государственных органов, так и со стороны представительных органов работников системы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. Важными являются меры, направленные на повышение ответственности за нарушение работодателем трудовых прав работников.

Таким образом, анализ динамики и некоторых закономерностей развития конституционно-правовых отношений в сфере труда показал, что в последнее время конституционно-правовые отношения в сфере труда видоизменяются. Так, затрагивая обеспечиваемые государством ценности, общественные отношения в сфере труда вынужденно трансформируются в конституционно-правовые, оставляя на долю непосредственно трудовых (а тем более гражданских) правоотношений все меньше и меньше места.

Здесь, помимо всего, важно отметить, что современное развитие конституционно-правовых отношений внутри сферы труда не только видоизменяет саму эту сферу, но и имеет так называемый обратный эффект: конституционно-правовые отношения, попав в данную сферу, приобретают особенности, которые не присущи подобным правоотношениям в иной области жизнедеятельности общества.

К данным особенностям в первую очередь следует отнести следующие:

1. Подчиненность конституционно-правовых отношений целям и задачам отрасли трудового права (характерно, что в настоящее время это касается скорее не статики конституционно-правовых отношений в сфере труда, а их динамики).

2. Вытекающую из данной подчиненности ограниченность распространения конституционно-правовых отношений в сфере труда (иными словами, существуют области, где конституционно-правовые отношения не могут быть применены вообще).

3. Ограниченность (по крайней мере, в настоящее время) задач, которые решаются в рамках конституционно-правового регулирования.

4. Вытекающую из данных задач видовую ограниченность конституционно-правовых отношений в сфере труда.

5. Субъектную и объектную ограниченность конституционно-правовых отношений в сфере труда.

6. Специфику нормативно-правовых источников регулирования области конституционно-правовых отношений в сфере труда (их место расположения, специфику иерархии, а также наличие нормативных соглашений, регламентирующих социально-трудовые отношения, локальных нормативных актов и актов, исходящих от функционального, а не отраслевого органа управления – Министерства труда и социального развития РФ).

Так, массив законодательства, содержащий нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения в сфере труда, не обладает ни постоянным объемом, ни четкой структурой, ни строгой иерархией нормативно-правовых актов, входящих в него. Это, безусловно, большой недостаток исследуемых правоотношений, поскольку усложняет процедуру правоприменения и в определенной степени служит постоянным препятствием динамичного развития конституционно-правовых отношений в сфере труда. Кроме того, важно заметить, что необоснованно завышенное значение локального и подзаконного регулирования в трудовом праве является не менее серьезным препятствием на пути развития исследуемых правоотношений. Представляется, что в этом случае серьезным шагом на пути становления законодательного массива, «обслуживающего» конституционно-правовые отношения в сфере труда, будет принятие так называемых рамочных законодательных актов, определяющих порядок и основные пути конституционно-правового регулирования в сфере труда.

Что же касается субъектного ограничения области конституционно-правовых отношений в сфере труда, то следует отметить, что конституционно-правовое регулирование происходит с участием следующих субъектов: работника, работодателя и государства. Причем обязательным субъектом является только государство, а присутствие иного субъекта (или субъектов) может варьироваться в зависимости от вида и характера правоотношения. Особенность объекта конституционно-правовых отношений в сфере труда проистекает из особенностей предмета трудового права как отрасли.

Здесь же необходимо отметить, что, помимо особенностей объекта конституционно-правовых отношений, предмет трудового права определяет и специфику подчиненности исследуемых правоотношений. Данная специфика имеет два уровня: подчиненность общим задачам отрасли трудового права и специальным задачам конституционно-правовых отношений в сфере труда. Поскольку к задачам отрасли трудового права следует отнести регулирование функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда, конституционно-правовые отношения в сфере труда направлены исключительно на решение данных задач.

Что же касается подчиненности специальным задачам конституционно-правовых отношений в сфере труда, то стоит обратить внимание как на видовое ограничение исследуемых правоотношений, так и на причину подобного ограничения. Представляется, что исследование видового ограничения конституционно-правовых структур в сфере труда следует провести, одновременно классифицируя данные структуры. Таким образом, обозначая упомянутые причины видового ограничения (в виде тех или иных задач), мы можем определить основания классификации конституционно-правовых отношений в сфере труда, а фиксируя разницу состояний различных конституционных правоотношений, – получить достаточно полную картину взаимоподчиненности правоотношений в данной области и определить пути дальнейшего развития исследуемых правоотношений.

Как правило, предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений: охрану прав и свобод человека и гражданина (отношения между человеком и государством) и устройство государственной власти (властеотношения)[12].

Следовательно, конституционно-правовые отношения в сфере труда направлены либо на обеспечение и охрану трудовых прав граждан, либо на осуществление государственной власти в сфере труда. И те, и другие правоотношения в определенной степени самостоятельны, поскольку они хоть и пользуются одними методами регулирования, но существуют в рамках непересекающихся задач.

 

Заключение


В сложившихся условиях, помимо систематизации уже существующих норм и одновременного сокращения количества дублирующих функций у разного рода органов во избежание конфликтов ведомственных интересов, в ближайшее время необходимо предпринять следующее:

1. Разработать и принять федеральный закон «О государственном управлении в сфере труда», где определить состав государственных органов, участвующих в управлении в сфере труда, и процедуры их формирования посредством норм отсылочного характера. Кроме того, в целях унификации процедурных вопросов в ходе разработки, принятия и регистрации нормативных источников в области государственного регулирования сферой труда зафиксировать на законодательном уровне процедуру нормотворчества в специальной главе закона – «О государственном управлении в сфере труда». Помимо этого, закрепить в этой главе государственный механизм регулирования в сфере труда, обязательными элементами которого должны быть административное планирование развития ряда производств, частичное сдерживание конкуренции среди отраслей хозяйства, усилие государственного контроля над соблюдением работодателями социальных нормативов и стандартов, дифференциация секторов экономики в сторону государственного заказа.      2. Разработать и принять федеральный закон «О государственном обеспечении и защите трудовых прав граждан Российской Федерации», в котором определить состав государственных органов, участвующих в обеспечении и защите прав граждан в сфере труда, и зафиксировать процедуры их формирования посредством норм отсылочного характера. Кроме того, в тексте этого федерального закона определить механизмы взаимодействия всех государственных органов, обеспечивающих охрану труда в рамках определенной методологии, в том числе предписать в качестве обязанности всех данных государственных органов оказание другим государственным органам помощи в случае проведения последними мероприятий, связанных с защитой прав и свобод в сфере труда, в рамках собственной компетенции.

Список литературы:


1.     Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 30.06.2003 г.) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»//СЗ РФ. 1996. № 3.

2.     Закон РФ от 11.03.1992 г. № 2490-1 (ред. от 30.12.2001 г.) «О коллективных договорах и соглашениях»//Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 890.

3.     Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 1996.

4.     Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. М. ЮНИТИ-ДАНА, 1997.

5.     Глазырин В.В. Регулирование трудовых отношений: экспансия гражданского законодательства? // Журнал российского права. 1998. № 7.

6.     Киселев И.Я. Новый облик трудового права в странах Запада: прорыв в постиндустриальное общество//Управление персоналом. 2002. № 4.

7.     Орловский Ю.П. Сфера действия трудового законодательства и практика его применения // Право и экономика. 1998. № 10.

8.     Привалова С.В. Методы регулирования трудовых отношений. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Кафедра трудового права и права социального обеспечения. Московская государственная юридическая академия. Москва, 2001.

9.     Сыроватская Л.А. Трудовое право. Учебник. М.: Юристъ, 1998.




[1] См. беседу с директором Института социально-политических исследований РАН акад. Г. Осиповым // Труд. 1998. 22 апр. С.14.

[2] Сыроватская Л.А. Трудовое право. Учебник. М.: Юристъ, 1998. С. 6-7.

[3] См.: Закон РФ от 11.03.1992 г. № 2490-1 (ред. от 30.12.2001 г.) «О коллективных договорах и соглашениях»//Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 890.

[4] См.: Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 30.06.2003 г.) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»//СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

[5] См.: Шебанова А.И. Трудовое право и его значение в российской правовой системе//Актуальные проблемы права: теория и практика. Сборник научных статей. Луганск, 2000. С. 15 – 16.

[6] Важно заметить, что трудовое законодательство имеет особенности, которые отличают его от других отраслей права: нормативные соглашения, регламентирующие социально-трудовые отношения, локальные нормативные акты, акты, исходящие от функционального, а не отраслевого органа управления – Министерства труда и социального развития РФ (его акты обязательны для всех).

[7] См., например: Глазырин В.В. Регулирование трудовых отношений: экспансия гражданского законодательства? // Журнал российского права. 1998. № 7; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. М. ЮНИТИ-ДАНА, 1997. С. 24.

[8] См., например: Орловский Ю.П. Сфера действия трудового законодательства и практика его применения // Право и экономика. 1998. № 10; Лушникова М.В., Лушников A.M., Тарусина Н.Н. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений. Ярославль, 2001.

[9] Несмотря на их различия, которые выражаются в приемах юридического воздействия на трудовые отношения, указанные методы правового регулирования в целом направлены на решение общей задачи – обеспечить баланс интересов работников и работодателей в сфере труда, защитить трудовые права работников.

[10] Киселев И.Я. Новый облик трудового права в странах Запада: прорыв в постиндустриальное общество//Управление персоналом. 2002. № 4. С.8.

[11] См.: Привалова С.В. Методы регулирования трудовых отношений. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Кафедра трудового права и права социального обеспечения. Московская государственная юридическая академия. Москва, 2001.

[12] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 15.