План:

Введение

1. Объект и  предмет  социологии.  Понятие  социального закона.

2. Структура и социального  знания. Функции социологии.

3. Социология  в  системе  социальных наук.

Заключение

Список литературы























Введение

Каждая   из  отраслей  науки имеет предмет, раскрываемый в  содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению  к практике, исследует определенную сферу общест­венных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество.  Существует определенная  взаимозависимость между предметом, содержанием   и функциями  науки. Если,  абстраги­руясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потреб­ностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно  потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества  новые требования  к гуманитарному  знанию в  целом и отдельным  его отраслям. Но современное общество — не  меха­ническое соединение различных  механизмов управления, власт­ных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество  во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

Социология  — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях  людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще  в середине XIX  в. основоположником позитивизма, французским  ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социо­логии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепен­ным отделением социологии от философии. Социо­логия  ставит целью: помочь людям разобраться самим в слож­ных проблемах жизни. Ведь социология — это понимание общества. Люди,  создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность  изменить  его, преобразовать, но прежде  познав. И  здесь-то на помощь приходит наука социология.  [1]



1. Объект и  предмет  социологии.  Понятие  социального закона.

Объект  любой  науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие  объект изучения. Объект  социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а по­этому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который часто совпадает с объектом других обще­ственных наук (история, этнография, право, философия  и др.). Социология наука о целостности общественных отношений, обще­стве как целостном организме; о социальной системе.

Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера действительности, обладающая  относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук высту­пают  природа и общества, которые соответственно и  изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каж­дый  из объектов  тоже  «расчленяется» науками  на  отдельные части, фрагменты,  которые становятся их  предметами. Вопрос о  соотношении объекта  и предмета социологии  как  науки со­стоит в том, как понимать общество, процесс его  функциониро­вания  и  развития в  качестве объекта гуманитарного  знания. Ведь  широко распространен взгляд на общество  как на опреде­ленную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития  человеческой цивилизации. Дело в  том, что основной порок в понимании  общества состоит в том, что общество пред­ставляется в виде  базиса и надстройки, совокупность экономи­ческой, социальной, политической и духовной сфер. Но  здесь-то выпадают  из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный  объект—человек, его потребности, интересы, ценностные  ориентации. Между  тем, история есть не  что иное как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и  надстройки, состязание различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает  на абстрактное, одномерное видение общества, на без­альтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования личности и общечелове­ческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и важно опре­делять общество  как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму  историю как деятельность людей, пре­следующих определенные цели. Люди ставят самые  разные цели и  руководствуются ими в своей жизни. Именно  цели есть специ­фическая  черта деятельности человека. Целесообразная деятельность включает   множество  различных, органично  связанных  между собой  элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания  имеет и противоречивый и динамичный  характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив определенный результат  корректируют на его основе свою  последующую  дея­тельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя  и крайне противоречиво,  исторический  процесс  рационализации деятельности людей.  Идея  рациональности нашла  обоснование и  развитие в трудах  многих мысли­телей, которые связывали переход к  высокой  ступени развития  общества  с разрешением  противоречия между   стихийностью и  сознательностью.     [3]

Конечно же, в конце каждого этапа общественного развития  полученный результат отличается от  исходных   предпосылок,  превращается  в  новые  условия, средства, которые  позволяют  ставить  иные, более высокие цели. Реализация высоких целей  направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело­ века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, а обще­ство состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным  становится анализ отно­шений между ними и внутри их. Особую актуальность приобре­тает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общно­стей, групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целост­ности. Деятельность личности, социальных общностей,  групп  в общественной жизни  и есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда усиливаются процессы социаль­ной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности  и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.                

Особенность  социологии как науки состоит в том, что социальные  связи  и отношения  изучаются на уровне социальных  законов и  закономерностей.    

Социальные  законы — более или менее полное отражение явле­ний,  присущих  окружающему   миру. Что же  такое социальный  закон?  Социальный   закон — это выражение существенной, все­ общей   и необходимой  связи социальных  явлений и  процессов,  прежде   всего, связей социальной  деятельности людей или их  собственных  социальных  действий. Социальные законы  склады­ваются   в различных  сферах деятельности человека  и, прежде всего, в сфере материальной деятельности и осуществляется через посредство деятельности людей. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии — пред­ мет изучения философии. Специфические законы социологии изу­чаются именно социологией и составляющие ее методологическую  основу. Но здесь надо заметить, что отношение социологов к социальным  закономерностям  и  законам  несколько изменилось.  Если раньше  исследователи считали, что социология — наука о  законах развития и функционирования  общества, а социальный  закон — это независящая от субъекта повторяющаяся и типичная  связь, характер которой определяет содержание и направление  социального развития на любом уровне социальной организации,  формирования, то теперь социологи склонны полагать, что законов  истории, законов природы  не существует. То, что называлось  ранее законами, в действительности лишь  описание вероятных тенденций развития. Всеобщий социальный закон в прежнем пони­ мании всеобщ, повторяем и  однонаправлен и придает обществу скрытую мистическую сущность. Прежние представления социологии о том, что общество развивается на основе раз и навсегда уста­новленных законов, не выдержали проверки.

Предвидение  еще  не означает пророчества. Если наблюдаем  нечто, что проявляется как историческая тенденция или направле­ние, то не  может знать  проявится ли оно завтра, в будущем.  Безусловно, в обществе  существуют наиболее сильные детерми­нанты, определяющие  жизнь общества: власть, идеология, эконо­мика. Но  ни одна из них  не может быть названа ведущей  или решающей  тенденцией развития. Лишь  во  взаимодействии они  формируют  тенденцию эволюции  человечества. Объективность социального закона  в том, что новые поколения застают готовые  отношения связи, тенденции, сложившиеся без их участия. Объек­тивность социального закона — это ряд совокупных действий мил­лионов людей. Но когда говорят, что законы общества проявляются  через деятельность людей — это ошибка. Возникает  представле­ние, что есть закон, некая существенная связь, которая имеет  самостоятельное бытие и обнаруживается в деятельности людей. Но  все дело в том, что эта сущность не проявляется — она и есть  деятельность. Вот она то и не зависит от индивида, потому что  есть результат перекрещивающейся деятельности масс. Социальный закон реализуется и воплощается в жизнь не вообще, а в кон­кретной форме — в деятельности людей. А каждый отдельный чело­ век — осуществляет свою  деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной социально-политической или производственной  деятельности, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.   

В социологии выделяют  пять категорий социальных законов:

— законы, констатирующие сосуществование социальных явле­ний. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть  и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация обще­ства определяют  сокращение занятых  в сельском хозяйстве на­селения.

— законы, устанавливающие  тенденции развития. Они обуслов­ливают  изменение структуры  социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных  сил требует  изменения отношений  производ­ства.    

— законы, устанавливающие связь между социальными явления­ми. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами  социального объекта, что  определяет характер его функционирования.

— законы, фиксирующие   причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим   и необходимым  условием социальной ин­теграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.    

— законы, утверждающие   возможность  или вероятность связи между  социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.

Любой  социальный  закон или тенденция проявляется на прак­тике не вообще, а в конкретной форме — в деятельности отдельного человека. Человек  осуществляет  свою деятельность в конкрет­ных  условиях общества. Социология исследует отношения социаль­ных  общностей, слоев, личностей, что позволяет не только выявить формы   проявления социальных  тенденций в различных сферах общества, дисфункциональных  элементов  в  социальном механизме, но и устранять их.                           


2. Структура  социального  знания. Функции социологии.

Социологические знания — единство теории и практики. Теорети­ческие исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует  на выявление  механизмов  действий законов, форм  их проявления. Эмпирические социологические исследования связаны с конкретной  развернутой информацией  относительно тех  или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных  методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических  исследований (опросы,  социологические  наблюдения, изучение  бюджета времени и т. п.). Между теоретическим и эмпирическим  знанием нет абсолютной грани.  [2]

Теоретические знания — знания  универсальные, эмпирические фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирическое, не суще­ственное преобладание эмпирических компонентов исследования над тео­ретическими компонентами не есть показатель высокого уровня развития науки. Законом  развития науки  всегда остается преобладание знания теоретического над знанием эмпирическим.  Теоретические знания опре­деляют  в конечном итоге, прогресс любой  науки, а, следовательно, и социологии.   

Эмпирические исследования подразделяются  на фундаментальные  и прикладные.  Фундаментальные  социологические исследования ставят цели развития и совершенствования научных представлений об изучаемом предмете. Прикладные  исследования посвящаются  разрешению  какой-либо кон­кретной социологической проблемы.

На  основе теоретического и эмпирического изучения различных со­циальных систем социология может давать ценные практические рекомен­дации и обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на  конкретных социологических исследованиях, не противо­стоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение.

Социология  как самостоятельная отрасль  знаний реализует  все присущие общественной  науке функции: теоретико-познавательную,  критическую,  описательную, прогностическую,  преобразовательную, информационную,  мировоззренческую. Вообще  функции гуманитарных  наук  принято делить на две группы:  гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные.  Гносеологические функции  социологии проявляются  в наиболее  полном  и конкретном познании тех или иных  сторон социальной  жизни. Социальные  функции раскрывают пути  и способы их опти­мизации. Существуют  и действуют функции  только во взаимосвя­зи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии — теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого  мира  с позиций интересов личности. Реализуя критическую функ­цию,  социология дифференцирование подходит к действительности.  С  одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упро­чить,  развить — ведь не все надо менять  перестраивать и т. п.  С  другой стороны  выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований.  Теоретико-познавательная, критическая   функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает   знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную   картину социальных  отношений и процессов в современном мире.   К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные  знания  об  основных  социальных  проблемах  развития современного общества. Что же касается прикладной социологии,  то она призвана обеспечить надежную  информацию о различных  процессах, происходящих в разных социальных сферах общества,  а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений  и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о  процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей  или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень  системности и конкретности знаний  социологии определяет эффективность реализации ее социальной  функции.

Описательная  функция социологии — это систематизация, описание исследований в  виде аналитических записок, различного  рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки  воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие,  взаимосвязи т. п. При исследовании  социального объекта тре­буется высокая нравственная  чистота и  порядочность ученого,  потому что на  основе данных, фактов  и документов делаются  практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти  материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для буду­щих поколений человечества. Социология не только познает мир,  она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек  должен всегда помнить, что преобразование общества — не само­ цель. И преобразования нужны  лишь тогда, когда соответствуют  потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния  и общества и людей. Как бы ни была  хороша полученная социо­логами социальная информация, она автоматически не превращается  в решения,  рекомендации, прогнозы. Познавательная функция  социологии находит продолжение в прогнозах и преобразователь­ной функции.

Прогностическая функция  социологии — это выдача социальных прогнозов. Обычно  социологические  исследования завер­шаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза  изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскры­тую тенденцию развития социального явления, а также на зафикси­рованную закономерность в открытии фактора, который решающе  воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого факто­ра — сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи­ ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы.  В современных условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социаль­ный прогноз занимает важное место -  в исследованиях о развитии  социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему  и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим  желанием  показать  перспективу и конечный результат,  который за ней стоит. Следовательно, так или иначе прогнозируется ход развития социального процесса. [1]

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения  социолога, его оценка состояния со­циального субъекта служит  основанием для выработки и  принятия определенных решений. Уже  всем  ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономи­ческое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция — разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедре­ния реализации — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и  полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике  реализации.  Более того, нередко  органы управления  поступают вопреки рекомендациям  ученых, что при­водит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть основные направления обновления  общества и дает воз­можность  выявления отклонений от общецивилизационного разви­тия. Суть реформирования  в  Украине, а точнее, трансформация общества  состоит в создании условий и возможностей для созна­тельной, целенаправленной деятельности личности социальных общ­ностей.  Проблема состоит в  преодолении  отчуждения человека от  рациональной деятельности, в оптимизации и качественном по­вышении  ее  эффективности. Задача  социологии — теоретически  обеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной  жизни  в Украине.  Процесс трансформа­ции общества в Украине идет от одного качественного состояния к  другому как раз в связи с сознательным  превращением  целей в  результат, а результатов в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества. Игнорирование социологических рекомендаций  объясняется не  столько  недостаточной квалификацией  социологических кадров  (хотя и это имеет место, поскольку профессиональная подготовка  их в стране начата лишь несколько лет назад), сколько несформированной  у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.    

Информационная  функция  социологии представляет сбор, систе­матизации   и накопление информации,  полученной в  результате  исследований. Социологическая информация —  самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она  концентрируется компьютерным обеспечением.   Ее могут использовать со­циологи, руководители  объектов, где проводились исследования.  В  установленном порядке информацию  получают  государственные   и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количествен­ных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это   один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая  интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве  социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций  именно социологические концепции того или иного рода выступали  ведущими  в общественном  развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную  роль  в революции 1688  г. при  установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов  сыграли преобразующую  роль во Франции  и т. п. Длительный  период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой  нацистского путча и третьего рейха в Германии.

Итак, основные функции  социологии  определяют не  только  задачи, но и место социологии в системе общественных наук.


3. Социология  в  системе  социальных наук.

         Каково же место социологии в системе общественных  наук? Как соотносится социология с другими, родственными ей науками?  Место  социологии в системе  общественных и гуманитарных наук  определяется прежде всего,  тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно  включает общую социологическую теорию, которая может служить  теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных  наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности,  методы социального измерения,  разрабатываемые  социологией,  используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того,  в современных условиях сложилась система исследований, прово­димых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято  называть социальными. Социология как система знаний не может  развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. По отношению к специальным общественным  наукам  социология находится в таком положении, в каком общая биология  находится по отношению к специальным биологическим отраслям  знаний: зоологии, ботанике и др. Как общая биология служит осно­вой для ботаники и других отраслей знания о природе, так и со­циология служит  фундаментом для  специальных общественных наук.

Среди  общественных  наук, которые имеют  дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений вы­ ступающими уникальными и неповторимыми во времени и простран­стве (например, США   уникальная  страна  по  национальному  составу, христианство — уникальная религия, 30-летняя война —  отличается от других войн и содержанием и целями и т.п. и т.д.),  то социология изучает свойства всего общества которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими  для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций,  всех религий, всех революций и т. п. и т.д. Несмотря на это  различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимо­необходима. И история и социология имеют объектом  изучения  общество. История как и социология сталкивается с двумя основ­ными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуаль­ных,  неповторимых явлений  и  процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемствен­ности и  исторического опыта оборачивается большими   бедами для  человечества. Выявить   эволюцию  субъектно-объективных связей, отношений, норм и ценностей можно  лишь  совместными усилиями истории и социологии.  [4]

Основная  форма  деятельности общества — это материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства изменение роли и места человека в производствен­ном процессе — все это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому-то социология не может  не взаимодействовать с политической экономией. Сама же трудовая  деятельность человека  меняется с  учетом развития самого  человека как  социального существа.  А  это исследует уже   социология. Тесно связана  социология и  с психологией. Социология  изучает гражданское общество, политология — поли­тическую  жизнь  общества, политические отношения. Взаимодей­ствие двух наук — социология и политологии породило новую от­расль  науки — политическую  социологию. Связь  социологии  и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономер­ности  политической жизни можно, только учитывая  особенности общества  в целом как социальной системы, во-вторых, общество  нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают  на него политические структуры  и различные политические ре­ жимы.

Социология тесно связана с философией. В основе связи —  изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы,  категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии  общества, общественных отношений, социальных связей, социальных  действий и т. п. Философия изучает такие понятия как материя  и  сознание,  социология — социальную  структуру, социальные  институты, культуру, социальную организацию общества  и т. п.  Если  же  философия  изучает сущность  человека, личности, то  социология — личность как социальный тип. Если же  философия  изучает социальные отношения  в их сущностной сути, то социо­логия — социальные    взаимодействие и социальные  взаимосвязи.  Конечно  же социология осуществляет задачу, непосильную общей  философии  — непосредственно перерабатывает конкретные данные  общественной  жизни.     Важнейшей   задачей в  разработке современной философской  мысли  выступает обоснование модели формирующейся информа­ционно-технологической цивилизации, оказывающей огромное воз­ действие на состояние окружающей природной и космической среды,  нахождение   путей решения  глобальных  проблем  человечества,  осмысление  глубоких интеграционных процессов  в мировом  со­ обществе,  понимание необходимости новых подходов   к решению  современных  этнических процессов. Принципиально новое решение   в современной  философии  и социологии  получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации  в  современном мире. Наполняется  новым  теоретическим содержанием  принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и социологии становятся возможным, применительно к историческим определен­ным  пространственно-временным границам, играть субстанциональную роль. Однако переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно — это в современных усло­виях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но пока еще  не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную  ситуацию  через современные  формы  философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современ­ном мире.












Заключение

Современная  социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различ­ные определения социологии как науки об обществе. «Краткий сло­варь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных  отношений и социальных общностей. «Социологиче­ский словарь» определяет социологию как науку о законах развития и  функционирования социальных общностей и социальных процес­сов, о  социальных  отношениях  как  механизме взаимосвязи и взаимодействия  между обществом  и людьми, между общностями, между общностями и личностью». В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания ко­торой  находятся социальные  общности, их  генезис, взаимодей­ствие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рацио­нальное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предме­том  социологии  есть общество или определенные общественные явления.  Общественные явления изучаются  не только социологией, но и рядом других наук — тео­рией права, политической экономией, историей, психологией, фило­софией  и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные спе­циальные  стороны или  ряды общественных  явлений, а изучает  наиболее общие  родовые  их свойства, которые не изучаются ни  одной из них. Следовательно, социология — это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприя­тие единственным  средством достоверного познания, обществен­ных  изменений, но и теоретически обобщает его. [1]

Социология — наука  о становлении, развитии и функциониро­вании социальных общностей, о социальных процессах и социаль­ных  отношениях между  общностями,  между общностями  и лич­ностью, наука об обществе и общественных отношениях.


Список литературы:

1. Кравченко А.И.  Введение в  социологию. - М.:  Новая  школа,1995.- С.5-15.

2. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний.-М.:,1995.-С.5-21.

3. Основы  социологии.  Курс  лекций.  В   2-х   ч.-М.:Знание,1994.Ч.1.-С.5-20.

4. Радугин А.А.  и  др.  Социология.  Курс  лекций.-М.:Владос,1995.-С.4-12.