СОДЕРЖАНИЕ




Введение. 3

Глава 1. Экономическая сущность финансовых результатов организации. 6

1.1.Понятие и иды финансовых результатов. 6

1.2.Экономический механизм формирования финансовых результатов. 11

1.3.Порядок распределения и использования прибыли. 14

Глава 2. Методика анализа  финансовых  результатов  ООО "ОНИКС  ПЛЮС"  18

2.1. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности. 18

2.2.Анализ финансовых результатов от прочей реализации и внереализационной деятельности. 26

2.3. Анализ повышения рентабельности предприятия. 29

Глава 3. Резервы повышения доходности организации. 35

3.1.Операционный рычаг. Расчет порога рентбельности и «запаса финансовой прочности». 35

3.2. Рекомендации по повышению доходности организации. 44

Заключение. 47

Список литературы.. 50

 

 

Введение

  В данной работе нам предстоит по возможности наиболее подробно рассмотреть тему "Анализ финансовых результатов на предприятии". На наш взгляд данная тема является  очень  интересной  для  изучения  и  актуальной.

Переход экономики России на рыночные отношения и связанные с этим процессы формирования многоукладного хозяйства на основе разных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования предприятий. Эти изменения затронули  все  стороны  деятельности  предприятий.

Предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут всю полноту экономической ответственности за     свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех предприятия всецело  зависят  от  того,  насколько  эффективна  его  деятельность.

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации  предпринимательства,  инициативы  и  т.д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо знать не только общие закономерности и тенденции развития экономики в условиях перехода к рыночным отношениям, но и тонко понимать проявления общих, специфичных и частных экономических законов в практике своего предприятия, своевременно замечать тенденции и возможности повышения эффективности производства. Он   должен владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов  хозяйственной  деятельности.

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности  предприятия  является  прибыль.

Прибыль - основной источник финансирования прироста оборотных средств, обновления и расширения производства, социального развития предприятия, а также важнейший источник формирования  доходной  части  бюджетов  разных  уровней.

В рыночной экономике основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финансово-хозяйственной деятельности. Максимизация прибыли в этой связи является первостепенной задачей предприятия. На величину прибыли в производственной деятельности оказывают влияние факторы субъективного  характера и объективные, не зависящие от деятельности хозяйственного  объекта.

Субъективные факторы: организационно-технический  уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию  продукции,  уровень  цен  на  готовую  продукцию.

Объективные факторы: уровень цен на потребляемые материалы и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений,  конъюнктура  рынка.

Целью написания данной курсовой работы является выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности на основе анализа финансовых результатов деятельности     предприятия и предложение мероприятий, направленных на улучшение финансово-хозяйственной деятельности и, соответственно,  финансовых  результатов.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

1)          Рассмотреть теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия, а именно, изложить задачи, последовательность и методику анализа;

2)          Показать применение изложенной методики на практике,     а именно, рассмотреть на примере деятельности производственного предприятия ООО "Оникс Плюс". Проанализировать формирование, динамику и выполнение плана прибыли, рассчитать показатели рентабельности,  провести  факторный  анализ  прибыли  и  рентабельности.

3)          На основе проведенного анализа выявить существующие резервы увеличения прибыли и рентабельности, разработать и предложить комплекс мероприятий, направленных  на  использование  выявленных  резервов.

Очередность поставленных нами задач будет полностью соответствовать  структуре  работы.

Для написания данной курсовой работы нами будут использоваться как работы зарубежных авторов, так и отечественных (Ковалев В.В., Савицкая Г.В., Русак Н.А и др.), имеющих очень интересные и учитывающие нашу  действительность,  наработки.




 

Глава 1. Экономическая сущность финансовых результатов организации


1.1.  Понятие и иды финансовых результатов

Финансовый результат деятельности торговых предприятий характеризуется показателями прибыли (убытка).

Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.

С экономической точки зрения прибыль — это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль — это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода. Прибылью считается превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.

Изучение аспектов, связанных с прибылью, привело нас к пониманию того, что прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности. Это привело к разграничению понятий бухгалтерская и экономическая прибыль. Первая — результат реализации товаров и услуг, вторая — результат «работы» капитала.

Идея двух трактовок прибыли (бухгалтерской и экономической) получила развитие благодаря Дэвиду Соломону. Он исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна для трех целей:

- исчисления налогов;

- защиты кредиторов;

- для выбора разумной инвестиционной политики.

Бухгалтерская трактовка приемлема только для достижения первой цели и абсолютно неприемлема для достижения третьей.

Д. Соломон разработал формулу, определяющую связь между бухгалтерской и экономической прибылью:

Бухгалтерская прибыль + Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в течение отчетного периода + Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в предыдущие (прошлые) отчетные периоды + Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в будущие (предстоящие) отчетные периоды = Экономическая прибыль

Этот подход предполагает ежеквартальное исчисление величины «гудвилла» и ее колебаний. Появление этой категории связано с экономической трактовкой прибыли.

В современной теории учета, прежде всего англоязычных стран, различают налоговую и экономическую концепции прибыли. В связи с этим возможны два варианта исчисления прибыли: в первом — бухгалтерская прибыль равна налогооблагаемой, во втором — их суммы не совпадают.

В первом случае взгляд пользователей бухгалтерской информации устремлен в прошлое, во втором — в будущее. В последнем учтен тот факт, что данные финансовой отчетности влияют на курс акций предприятия. Поэтому прибыль, показанная в балансе и отчете о прибылях и убытках, не должна быть тождественна прибыли, с которой уплачиваются налоги.

В современной экономической литературе есть несколько определений прибыли, схожих по своему смыслу. Рассмотрим некоторые из них:

-         прибыль — выраженный в денежной форме экономический итог хозяйственной деятельности организации;

-         прибыль — обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности хозяйст­вующего субъекта на определенных стадиях его формиро­вания;

-         прибыль - превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами;

-         прибыль – обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности.

Анализируя различные научные трактовки прибыли, можно сформулировать следующее определение.

Прибылью может считаться только та часть добавленной стоимости, которая создана в результате реализации продукции (товаров). Реализация других активов, поступления от внереализационных операций и прочие поступления формируют доход такой подход требует новой концепции налогообложения, заключающейся в раздельном налогообложении прибыли и дохода. Тем не менее, в действующей системе налогообложения такое разделение не предусмотрено. Все поступления доходов фактически признаются образующими прибыль за исключением расходов.

Прибыль является показателем, наиболее пол­но отражающим эффективность производства, состояние производительности труда, уровень затрат. Она показывает стимулирующее воздействие на укрепление ком­мерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собст­венности.

Основным источником формирования прибыли торговых предприятий являются реализованные торговые надбавки, а по некоторым товарам — торговые скидки.

За счет прибыли осуществляются фи­нансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий торговли, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйст­венных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных фондов.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономи­ки государства на основы рыночного хозяйства. Коммерческие предприятия, получив фи­нансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюд­жет и других обязательных платежей и отчислений.

Поддержание необходимого уровня прибыльности — объек­тивная необходимость успешной деятельности предприятия в рыночной экономике. Недостаток прибыли, и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о не­эффективности и рискованности бизнеса, и является одной из причин  банкротства.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций.

Во-первых, прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия. Иными словами, сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности предприятий.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Выступая конечным финансово-экономическим результатом предприятий, прибыль приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение.

В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций, и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

Таким образом, прибыль предприятия — основной фактор его экономического и социального развития. Этот вывод вытекает из цели предпринимательской деятельности. Современные западные экономисты так формулируют цели акционерной компании (являющейся наиболее распространенной формой предпринимательской деятельности в развитых странах): «Цели компании обычно включают максимизацию акционерной собственности,  максимизацию прибыли, максимизацию управленческого вознаграждения, бихевиористические (поведенческие) цели и социальную ответственность».

Современная западная управленческая теория финансов действует на основе предположения о том, что первичной целью бизнеса является увеличение материальной заинтересованности своих акционеров, т.е. максимизация биржевого курса обыкновенной акции фирмы. Другие цели также влияют на политику компании, но они менее важны по сравнению с первой.

Такая постановка цели для современного уровня развития западной экономики вполне логична. Максимизация прибыли представляет собой краткосрочную задачу, решение которой рассчитано на сравнительно небольшой период времени, в то время как максимизация акционерной собственности — долгосрочная цель, поскольку акционеры заинтересованы как в будущих, так и в сегодняшних прибылях. Максимизация прибыли может быть достигнута в короткие сроки за счет долгосрочной рентабельности. К примеру, предприятие в целях получения краткосрочной прибыли, может отложить проведение ремонтных работ, рискуя в долгосрочной перспективе потерять больше средств на восстановительных работах.

В современных условиях российским предприятиям пока еще приходится решать краткосрочные задачи. Это обусловлено кризисным финансовым положением, вызванным недостатком прибыли.

Согласно бухгалтерской трактовке, прибыль предприятия торговли можно классифицировать по следующим признакам:

Прибыль от основной деятельности соответствует прибыли от продаж продукции, работ, услуг, отражает финансовый результат деятельности, ради которой создан предприятие.

Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности показывает сальдо между доходами и убытками по операциям, не связанным с реализацией продукции предприятия.

Прибыль от инвестиционной деятельности – это составная часть прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, представляющая собой сумму доходов организации от финансовых вложений в паи, акции других организаций, облигации и другие ценные бумаги.

Балансовая прибыль характеризует суммарный доход, полученный организацией от производственной и финансовой деятельности.[1]


 

1.2.    Экономический механизм формирования финансовых результатов

Для того, чтобы сознательно и целенаправленно принимать организационно-технические и хозяйственно-управленческие ре­шения по наращиванию прибыли, необходимо, прежде всего, клас­сифицировать факторы роста прибыли и параметры, количест­венная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс.

На уровень прибыли торгового предприятия влияют различные  факторы.

Фактор — это существенное обстоятельство в каком-либо явлении, процессе, исходная составляющая чего-либо.

Классификация факторов представляет собой распределе­ние их по группам в зависимости от общих признаков. Она позволяет глубже разобраться в причинах изменения иссле­дуемых явлений, точнее оценить место и роль каждого факто­ра в формировании величины результативных показателей.

Исследуемые в анализе прибыли факторы могут быть классифици­рованы по разным признакам.

По своей сути факторы подразделяются на природные, социально-экономические и производственно-экономические.

К социально-экономическим факторам относятся жи­лищные условия работников, организация культурно-массовой, спортивной и оздоровительной работы предприятия, общий уровень культуры и образования кадров и др.

Производственно-экономические факторы определяют полноту и эффективность использования производственных ре­сурсов предприятия и конечные результаты его деятельности.

По степени воздействия на результаты хозяйственной деятель­ности факторы делятся на основные и второстепенные.

К основ­ным относятся факторы, которые оказывают решающее воздей­ствие на результативный показатель.

Второстепенными считаются те, которые не оказывают решающего воздействия на результаты хозяйственной деятельности в сложившихся услови­ях.

Основное внимание при анализе должно уделяться исследованию внутренних факто­ров, на которые организация  может воздействовать.

Нередко на результатах работы торговой организации отражаются пе­ремены в области торговли. Эти факторы являются внешними.

Для правильной оценки деятельности предприятий факто­ры необходимо подразделять на объективные и субъектив­ные. Объективные, например стихийное бедствие, не зависят от воли и желаний людей. В отличие от объективных субъектив­ные причины зависят от деятельности юридических и физи­ческих лиц.

По степени распространенности факторы делятся на общие и специфические.

К общим относятся факторы, которые дей­ствуют во всех отраслях экономики. Специфическими являются те, действие которых проявляется в условиях отдельной отрас­ли экономики или организации.

Так проведенный опрос в 2002-2003г. руководителей предприятий торговли показал, что основными факторами, влияющими на предприятия торговли являются налоги и неплатежеспособный спрос населения.

По времени воздействия на результаты хозяйственной дея­тельности различают факторы постоянные и переменные.

Постоянные факторы оказывают влияние на изучаемое явле­ние беспрерывно на протяжении всего времени. Воздействие же переменных факторов проявляется периодически, напри­мер освоение новой техники, новых видов продукции, новой тех­нологии производства и т.д.

Большое значение для оценки деятельности торгового предприятия имеет деление факторов по характеру их действия на интен­сивные и экстенсивные.

К экстенсивным относятся факто­ры, которые связаны с количественным, а не с качественным приростом результативного показателя, например увеличение объема товарооборота путем увеличения торговой площади, увеличения объема товарных запасов, количества рабочих и т.д.

Интенсивные факторы характеризуют степень усилия, напря­женности труда в процессе реализации, например повышение фондоотдачи, ускорения оборачиваемости.

Если при анализе ставится цель измерить влияние каждо­го фактора на результаты хозяйственной деятельности, то их разделяют на количественные и качественные, сложные и простые, прямые и косвенные, измеримые и неизме­римые.

Количественными считаются факторы, которые выража­ют количественную определенность явлений (количество ра­бочих, оборудования, запасов и т.д.). Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изу­чаемых объектов (производительность труда, качество продук­ции).

Количественную оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными из которых являются:

-            изменения цен;

-            изменения в структуре продаж;

-            экономия от снижения расходов на продажу;

-            изменения расходов на продажу за счет структурных сдвигов;

-            изменение цен и тарифов на услуги;

-            изменение цен на 1 руб. продукции.

На величину прибыли оказывают влияние также эффект операционного и финансового рычага.

Таким образом, рассмотренные выше факторы, влияющие на финансовые результаты деятельности торгового предприятия, должны являться предметом тщательного анализа со стороны финансовых служб.[2]


1.3.        Порядок распределения и использования прибыли

Прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельно­сти организации, это находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности.

Формирование финансовых результатов в торговых предприятиях имеет свои особенности: финансовый результат от основной деятельности (прибыль или убыток) является частью валового дохода, уменьшенного на суммы НДС, акцизов и расходов на продажу.

Валовая прибыль носит название брутто - прибыли от реализации продукции. Брутто-прибыль рас­считывается как разность строки 010 и строки 020 ф. 2. «Отчета о прибылях и убытках.

На основании приказа Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н  «О формах бухгалтерской отчетности организаций» из формы №2 исключены дополнительные строки для детализации показателей «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг» и «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг».

Показатели операционных и внереализационных доходов и расходов (без изменения их состава) объединены в один раздел «Прочие доходы и расходы».

Исключен раздел «Чрезвычайные доходы и расходы», а также ранее приводившиеся показатели «Налог на прибыль и иные аналогичные платежи» и «Прибыль (убыток) от обычной деятельности».

Введены новые показатели: «Отложенные налоговые активы», «Отложенные налоговые обязательства», «Текущий налог на прибыль».

Распределение прибыли является составной и неразрывной частью общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц самой главной.

Конкретные формы и методы распределения прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного производства и с изменением задач, стоящих перед экономикой. Каждый этап во взаимоотношениях между бюджетом и предприятием по поводу распределения прибыли порождает новые формы и методы этого распределения.

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.

На предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из этой прибыли также уплачиваются некоторые налоги в местные бюджеты и взыскиваются экономические санкции.

Распределение этой части прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производственного и социального развития.

В условиях рыночного хозяйства государство не вмешивается в процесс распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Тем не менее, посредством предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного назначения и строительство жилья, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы, на проведение научно-исследовательских работ. Законодательно установлен минимальный размер резервного капитала для акционерных обществ, регулируется порядок создания резерва по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия. В соответствии с уставом или решением распорядительного органа на предприятии создаются фонды: накопления, потребления, социальной сферы. Если же фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием производства и финансируемым из прибыли, относятся: расходы на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новой продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, расширением предприятия и новым строительством объектов, проведением природоохранных мероприятий. В эту же группу расходов относят расходы по погашению долгосрочных кредитов банков и процентов по ним. Накопленная прибыль предприятия может быть вложена им в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, перечисляться вышестоящим организациям, союзам, концернам, ассоциациям и пр. Эти направления также считаются использованием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся: выплата премий за достижения в труде, расходы на оказание материальной помощи, единовременные пособия ветеранам, пенсионерам, компенсация удорожания стоимости питания в столовых и др.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т.е. участвующую в процессе накопления, и прибыль, направляемую на потребление, не увеличивающую стоимости имущества. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития.

Важную роль в обеспечении финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В рыночном хозяйстве отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Наличие и прирост резервного капитала обеспечивает увеличение акционерной собственности, характеризует готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, обеспечивает возможность выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.[3]



 

 

Глава 2. Методика анализа  финансовых  результатов  ООО "ОНИКС  ПЛЮС"

2.1. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности

Рассмотрев теоретические аспекты темы,  мы перейдем непосредственно к анализу финансовых результатов конкретного предприятия,  а  именно  ООО  "Оникс  Плюс"

Основным видом деятельности ООО "Оникс Плюс"     является производство и реализация продукции деревообработки: пиломатериалов (вагона, доска обрезная и необрезная и др.), а также изделий из дерева (оконные рамы, двери, дверные блоки, плинтуса,  наличники  и  др.).

Целью деятельности ООО "Оникс Плюс" является производство данной продукции и удовлетворение существующего спроса на нее на рынке Твери и Тверской области и, соответственно, получение прибыли в процессе этой   деятельности.

Производственная фирма "Оникс Плюс" является обществом  с ограниченной ответственностью (ООО). ООО - это организационно-правовая форма предприятия. Под ООО понимается объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, имеющее уставный   фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами,  и несущее ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Участники ООО  несут  ответственность  в  пределах  своих  вкладов.

В ООО "Оникс Плюс" создан уставный фонд, размер  которого составляет 713 тыс. руб. Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников,   и принадлежит его участникам на праве долевой собственности. Число участников ООО "Оникс Плюс" составляет 19 физических лиц.

Высшим органом управления ООО "Оникс Плюс" является собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и   ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение    порядка  покрытия  убытков  и  др.

Исполнительным органом ООО "Оникс Плюс" является директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики  и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение  имуществом,  найм  и  увольнение  персонала.

В 2003 году среднесписочная численностью работников   ООО  "Оникс Плюс"  составила  62  человека.

В  том  числе:

-         управленческий  персонал        -        3 чел.;

-         специалисты                               -        3 чел.;

-         производственные  рабочие      -        51 чел.;

-         обслуживающий  персонал       -        5 чел.

В предшествующем, 2002 г., численность персонала фирмы составляла  60 человек.

ООО "Оникс Плюс" выпускает широкий ассортимент продукции деревообработки, содержащий более двадцати наименований. Цены на производимую продукцию ООО "Оникс Плюс"  аналогичны  ценам  конкурирующих  фирм.

Таблица 1. Основные  показатели  финансово-хозяйственной  деятельности  ООО  "Оникс Плюс"  за  2003 г.,  тыс. руб.

Показатели

2003 г.

2002 г.

Выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акциза и аналогичных платежей)

3603,10

1923,46

Полная себестоимость реализованной продукции

3210,44

1844,86

Прибыль  от  реализации  продукции

392,66

78,60

Прибыль  отчетного  периода

407,78

82,94

Налог  на  прибыль

130,48

26,90

Чистая  прибыль

277,30

56,04


Основными источниками информации для проведения  анализа финансовых результатов деятельности рассматриваемого предприятия являются документы финансовой отчетности:   форма №1 "Бухгалтерский баланс"; форма №2 "Отчет о прибылях и убытках"; форма №5 "Приложение к бухгалтерскому балансу"; а также опрос специалистов  ООО  "Оникс Плюс".

Здесь следует отметить, что сбор информации о деятельности предприятия представляет определенные трудности, т.к. специалисты, боясь утечки конфиденциальной информации, неохотно  идут  на  контакт.

На рассматриваемом нами предприятии регулярно  проводится внутренний анализ финансово-хозяйственной деятельности, однако как результаты, так и некоторые       исходные данные этого анализа не разглашаются, так как руководство ООО "Оникс Плюс" относит эту информацию к коммерческий  тайне.

Основную часть прибыли предприятие ООО "Оникс Плюс" получает за счет реализации товарной продукции. План по сумме прибыли от реализации товарной продукции за 2003 г. перевыполнен на 22,66 тыс. руб. , или на 6,12 % . По сравнению  с предшествующим годом сумма прибыли возросла на 314,06 тыс. руб. , или на 399,57%  .

Прибыль от реализации товарной продукции зависит от четырех факторов первого порядка: объема реализации продукции; ее структуры; себестоимости и уровня среднереализационных        цен. Эти же факторы являются факторами второго порядка по отношению  к  балансовой  прибыли.

Здесь следует отметить, что анализ результатов деятельности предприятия мы проводим за 2002 и 2003 годы. После августа    2002 г. цены на продукцию значительно возросли в результате инфляции. Индекс цен на продукцию в 2002 году составил 1,8 (данный индекс рассчитан бухгалтером рассматриваемого нами предприятия). Имело место увеличение себестоимости условной единицы продукции в 1,7 раза за счет инфляции. По нашему мнению, факторный анализ, показывающий за счет каких факторов и на сколько изменилась сумма прибыли в 2003 г. по сравнению с 2002 г. представляет несомненный интерес.

Исходные данные, необходимые для расчета влияния этих факторов на сумму прибыли, разместили в таблице 2.


Таблица 2. Исходные  данные  для  факторного  анализа  прибыли  от  реализации  товарной  продукции,  тыс. руб.

Показатель

2002 г.

Условный показатель, рассчитанный в ценах 2002 г. на объем 2003 г.

2003 г.

Выручка от реализации (без НДС, акциза и других отчислений из выручки)

1923,46

2001,72

3603,1

Полная себестоимость реализованной продукции

1844,86

1888,49

3210,44

Прибыль от реализации продукции

78,6

113,23

392,66


Сравнивая сумму прибыли, предшествующего года и условную, рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента продукции отчетного года, но при ценах и себестоимости базового (предшествующего) года, узнаем, на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции (DП(V, стр.):

 тыс. руб.

Чтобы найти влияние только объема продаж, умножим   сумму прибыли базового года на процент прироста объема реализации  в  оценке  по  себестоимости  или  в  условно-натуральном  выражении  и  результат  разделим  на 100.

Прирост  объема  реализации  составил:

 %.

Влияние  объема  продаж  на  сумму  прибыли  (DП(V)):

тыс. руб.

Определим  влияние  структурного  фактора  (DП(стр.)):

 

тыс. руб.

Влияние изменения полной себестоимости на сумму   прибыли (DП(С)) устанавливается сравнением фактической себестоимости реализованной продукции в отчетном году с условным  показателем,  рассчитываемым  в  ценах  базового  года:

 тыс. руб.

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию (DП(Ц)) устанавливается сопоставлением фактической выручки отчетного года с условной, которую предприятие получило бы за фактический объем реализации при ценах    базового  периода:

 тыс. руб.

Общее  изменение  суммы  прибыли:

 тыс. руб.,

в  том  числе  за  счет  изменения:

1)    объема  продаж   тыс. руб.;

2)    структуры товарной продукции  тыс. руб.;

3)    полной  себестоимости   тыс. руб.;

4)    цен  реализации   тыс. руб.

Баланс  факторов:

.

Далее проведем факторный анализ изменения суммы прибыли  по  сравнению  с  планом.

Данный анализ также проведем способом ценных подстановок,  последовательно  заменяя  плановую  величину каждого фактора фактической. Алгоритм расчета представлен в таблице 3 и 4.


Таблица 3. Исходные  данные  для  факторного  анализа  прибыли  от  реализации  товарной  продукции,  тыс. руб.

Показатель

План

План, пересчитанный на фактический объем продаж

Факт

Выручка от реализации (без НДС)

3514

3598,8

3603,1

Полная себестоимость

3144

3207,8

3210,44

Прибыль от реализации

370

391,0

392,66


Таблица 4. Расчет  влияния  факторов  на  изменение  суммы  прибыли  от  реализации  продукции.

Показатель

Условия расчета

Алгоритм расчета

Объем реализации

Структура товарной продукции

Цена

Себестоимость

План

План

План

План

План

Впл - Спл

Усл1

Факт

План

План

План

Ппл * Крп

Усл2

Факт

Факт

План

План

Вусл - Сусл

Усл3

Факт

Факт

Факт

План

Вф - Пусл

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт

Вф - Пф


где    Впл, Вф, Вусл - выручка от реализации без НДС, соответственно, плановая, фактическая и условная;

         Спл, Сф, Сусл - себестоимость;

         П       -        прибыль;

         Крп   -        процент выполнения плана по количеству реализованной продукции.

1.     Ппл = 370 тыс. руб.

2.     Найдем сумму прибыли при фактическом объеме остальных факторов. Для этого рассчитаем процент выполнения плана по реализации продукции (Кпр) и скорректируем  плановую  сумму  прибыли  на  этот процент:

%.

3.      тыс. руб.

4.      тыс. руб.

5.      тыс. руб.

6.      тыс. руб.

Изменение  суммы  прибыли  за  счет:

- объема  реализации  продукции:

 тыс. руб.;

- структуры  товарной  продукции:

 тыс.руб.;

- средних  цен  реализации:

 тыс. руб.;

- себестоимости  реализованной  продукции:

 тыс. руб.

Баланс  факторов:

 тыс. руб.

Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевыполнен в большей степени за счет изменения структуры продукции (на 13,6 тыс. руб.), также увеличение объема  реализации продукции способствовало увеличению суммы  прибыли на 7,4 тыс. руб. Рост цен реализации повлек за собой увеличение  суммы  прибыли  на  4,3 тыс. руб.

Отрицательное влияние на изменение суммы прибыли   оказало увеличение полной себестоимости продукции, за счет  этого  фактора  прибыль  уменьшилась  на  2,64 тыс. руб.

Такие результаты факторного анализа показывают, что руководство предприятия уделяет большое влияние структуре выпускаемой продукции, а именно, стремится увеличить удельный вес более доходной продукции. Так, готовые изделия из  древесины, такие как двери, рамы, дверные блоки являются     более  рентабельной  продукцией,  чем  необработанные  пиломатериалы.

Здесь также следует отметить, что положительное влияние роста цен реализации продукции и увеличения объема  выпускаемой продукции значительно перекрывает отрицательное влияние увеличения себестоимости продукции. Это также положительно  характеризует  деятельность  предприятия.


2.2. Анализ финансовых результатов от прочей реализации и внереализационной деятельности

Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы учредителей предприятия      и интересы отдельных работников. Объектом распределения  является валовая прибыль. Законодательно распределение   прибыли реализуется в части, поступающей в Федеральный   бюджет и бюджеты субъектов Федерации в виде налогов и     других обязательных платежей. Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия и фиксируется в его учетной политики. При распределении прибыли исходят из следующих  принципов:

- первоочередное  выполнение  обязательств  перед бюджетом;

- прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, распределяется  на  накопление  и  потребления.

Механизм воздействия финансов на эффективность ведения хозяйства зависит от характера распределительных отношений, конкретных форм и методов их организации, их соответствия уровню производительных сил производственных отношений. Ориентиром для установления соотношения между накоплением         и потреблением должны быть состояния производственных       фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В процессе распределения чистой прибыли предприятие вправе самостоятельно определить способ распределения чистой  прибыли.

Распределение чистой прибыли ООО "Оникс Плюс" осуществляется посредством образования специальных фондов: фонда  накопления,  фонда  потребления  и  резервного  фонда.

Фонд накопления ООО "Оникс Плюс" используется на конструкторские и технологические работы, разработку и   освоение новых видов продукции, технологических процессов, на финансирование затрат, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией производства, проведением природоохранных мероприятий. Сюда же относятся расходы по погашению долгосрочных ссуд и уплате процентов по ним,         уплате процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм,  относимых на себестоимость продукции, финансирование прироста оборотных  средств.

Фонд потребления анализируемого предприятия   используется на социальное развитие и социальные нужды. За   счет него финансируется строительство объектов непроизводственного назначения, осуществляется выплата    премий за выполнение особо важных производственных заданий, оказание  материальной  помощи и т.п.

Как видно из таблицы 5, более 50% чистой прибыли   осталось нераспределенной. Доля отчислений в фонд накопления составляет 39,67% от чистой прибыли, это позволяет нам сделать вывод о том, что руководство ООО "Оникс Плюс" планирует расширять производство, а именно, увеличивать основные  и оборотные  фонды,  осваивать  новые  виды  продукции.


 

Таблица 5. Распределение прибыли ООО "Оникс Плюс".

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Балансовая  прибыль

407,78

Налог  на  прибыль

130,48

Налог  на  доходы  от  ценных  бумаг

-

Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия

277,3

Экономические  санкции

-

Отчисления  в  благотворительные  фонды

-

Чистая  прибыль

277,3

Распределение  чистой  прибыли:

         В  резервный  фонд

         В  фонд  накопления

         В  фонд  потребления

         Нераспределенная  прибыль


10,0

110,0

16,4

140,9

Доля  чистой  прибыли, %

         В  резервный  фонд

         В  фонд  накопления

         В  фонд  потребления

         В  нераспределенной  прибыли


3,6

39,67

5,92

50,81


Небольшая доля (5,9%) отчислений в фонд потребления показывает, что в планы руководства рассматриваемого предприятия в краткосрочном периоде не входит значительное развитие  социальной  сферы  предприятия.[4]



 

2.3. Анализ повышения рентабельности предприятия

Для проведения анализа рентабельности деятельности           ООО "Оникс Плюс"  необходимы  данные,  представленные  в  таблице 6.

Для расчета показателей рентабельности капитала предпочтительнее брать среднюю величину капитала. Так, собственный капитал на начало года составлял 828,42 тыс. руб.,        а на конец года - 1059,9 тыс. руб. Средняя сумма капитала, используемая   в  формуле  рентабельности  составит:

 тыс. руб.

Однако в условиях инфляции более реальные оценки можно получить, используя моментные значения показателей капитала.  По этой причине, а также по причине отсутствия у нас  информации о сумме капитала на начало 2002 г., мы    использовали одномоментное значение капитала за 2002 г. - на конец года.


Таблица 6. Исходные  данные  для  анализа  рентабельности  деятельности  предприятия.

Показатель

2002 г.

тыс. руб.

2003 г.,

тыс. руб.

Выручка  от  реализации  товарной продукции

1923,46

3603,1

Затраты  на  производство  и  сбыт продукции

1844,86

3210,44

Прибыль  от  реализации  продукции

78,6

392,66

Балансовая  прибыль

82,94

407,78

Налог  на  прибыль

26,90

130,48

Чистая  прибыль

56,04

277,3

Собственный  капитал

828,42

944,16

Внеоборотные  активы

238,1

32535

Весь  капитал  предприятия

1608,92

2024,43


Рассчитаем  показатели  рентабельности:

1.                      Рентабельность  продаж

,                                                      

  где Rп     -        рентабельность  продаж;

         Прп  -        прибыль  от  реализации  продукции;

         В       -        выручка  от  реализации  продукции.

         В  анализируемом  периоде (2003 г.):

 %.

         В  предшествующем  периоде (2002 г.):

 %.

Таким образом, если в 2002 году с каждого рубля реализованной продукции предприятие получало прибыли          4,09 коп., то в 2003 году этот показатель возрос в 2,67 раза и составил  10,9 коп.

2.                      Рентабельность производственной деятельности (окупаемость  издержек):

,                                                      

где    И       -        затраты  на  производство  и  сбыт  продукции.

         В 2003 г.               %

         В 2002 г.               %.

Отсюда следует, что каждый рубль затрат на производство      и сбыт продукции в 1999 году принес предприятия прибыли         12,23 коп., это в 2,87 раза больше, чем в предшествующем          2002 году.

3.                      Рентабельность (доходность) всего капитала предприятия (RК):

  ,

где      ЧП    -        чистая  прибыль;

  В(ср) -        итог  баланса  (средний).

  В 2003 г.               %

  В 2002 г.               %.

  В 2003 году чистая прибыль предприятия составила 13,7 %       от среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала.          В 2002 г. доля чистой прибыли составила3,48 % от суммы всего капитала на конец года.

4) Рентабельность  внеоборотных  активов (RF):

  ,

где     F(ср)  -       средняя  стоимость  внеоборотных  активов.

В 2003 г.             %

В2002 г.              %.

  На каждый рубль, вложенные во внеоборотные активы, приходится 85,19 коп. чистой прибыли, что в 3,62 раза больше, чем в  предшествующем  году.

5) Рентабельность  собственного  капитала (Rск):

,

где      СК    -        собственный  капитал  предприятия.

В 2003 г.                 %

В 2002 г.                 %.

  Эффективность использования собственных средств предприятия в 2003 г. возросла по сравнению с предшествующим годом  в  4,34 раза.

Приведенные показатели рентабельности зависят от множества факторов. Здесь мы приведем факторный анализ   уровня рентабельности производственной деятельности предприятия.


Таблица 7. Показатели  рентабельности  деятельности  ООО  "Оникс Плюс".

Показатель

2002 г.,

%

2003 г.,

%

Рентабельность  продаж  (Rп)

4,09

10,9

Рентабельность  производственной  деятельности  (окупаемость  затрат)  (RЗ)

4,26

12,23

Рентабельность  всего  капитала  предприятия (Rк)

3,48

13,70

Рентабельность  внеоборотных  активов (RF)

23,54

85,19

Рентабельность  собственного  капитала (Rск)

6,76

29,37


Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат) зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости  и  средних  цен  реализации.

Факторная  модель  этого  показателя  имеет  вид:

  ,                  

где      Vрп общ    -        общий  объем  реализованной  продукции;

  УДi   -        удельный  вес i-го вида продукции в общем, объеме;

  Цi      -        цена реализации  i-го  вида  продукции;

  С i     -        себестоимость  i-го  вида  продукции.

  Расчет влияние факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию выполним способом  цепных  подстановок,  используя  данные  таблицы 2:

(прирост объема продаж 2,36%)


 

 

 

 

Сравнивая рассчитанные условные и фактические показатели, вычислим  влияние  факторов:

 %;

 ;

 %;

%;

%.

Баланс  факторов:

 %.

Сведем  полученные  данные  в  таблицу.


Таблица 8.Влияние  факторов  на  рентабельность  производственной  деятельности  предприятия.

Фактор

Изменение рентабельности, %

Изменение структуры выпускаемой продукции

+ 1,91

Изменение себестоимости продукции

- 79,89

Изменение цен в связи с инфляцией

+ 84,79


Полученные результаты показывают, что рост рентабельности производственной деятельности произошел за счет увеличения среднереализационных цен и изменения структуры товарной продукции. Рост себестоимости продукции оказал отрицательное влияние на уровень рентабельности. Здесь следует отметить, что     и увеличение цен и рост себестоимости товарной продукции являются следствием инфляционных процессов, однако темпы роста цен реализации опережают темпы роста себестоимости продукции, и это опережение оказывает положительное влияние   на  изменение  рентабельности  (+4,9%).[5]


 

Глава 3. Резервы повышения доходности организации

3.1. Операционный рычаг. Расчет порога рентабельности и «запаса финансовой прочности»

В данной главе работы мы рассмотрим резервы увеличения суммы прибыли производственной фирмы "Оникс Плюс".

Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения вне реализационных убытков, совершенствование структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и  функциональный.

На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут  контроль  за  их  выполнением.

При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются  результаты анализа выпуска  и  реализации  продукции.

Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции  рассчитывается  по  формуле:

                                       

где:       -        резерв роста прибыли за счет увеличения объема продукции;

Пi       -        плановая сумма прибыли на единицу  i-й продукции;

РПki   -        количество дополнительно реализованной продукции  в  натуральных  единицах  измерения.

Если прибыль рассчитана на рубль товарной продукции, сумма резерва ее роста за счет увеличения объема реализации определяется  по  формуле:

                                      


где:     PV    -        возможное увеличение объема реализованной продукции, руб.;

П        -        фактическая прибыль от реализации продукции, руб.;

V        -        фактический объем реализованной продукции, руб.

Сопоставление возможного объема продаж, установленного по результатам маркетинговых исследований, с производственными возможностями предприятия позволяет спрогнозировать увеличение объема производства и реализации продукции ООО "Оникс Плюс"  на  5%  в  следующем  году.

Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ООО "Оникс Плюс".

Имеем:

  PV = 3603,1 тыс. руб. * 5% = 180,155 тыс.руб.

  П   =   392,66 тыс.руб.

  V   =   3603,1 тыс.руб.

 тыс. руб.

Таким образом, увеличив объем выпуска продукции на 5% рассматриваемое нами  предприятие увеличит свою прибыль на 19,633 тыс. руб.

Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации  основных  фондов  и  других  расходов.

Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть использован метод   сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный: достигнутый на передовых предприятиях: базовый фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли: фактически достигнутый  на  передовых  предприятиях  зарубежных  стран.

Методической базой экономической оценки резервов снижения затрат овеществленного труда является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов  в  оборудовании  и  др.

При сравнительном методе количественного измерения резервов их величина определяется путем сравнения достигнутого уровня затрат с их потенциальной величиной:

                                             

где:         -        резерв снижения себестоимости продукции за счет  i-го  вида  ресурсов;

    -        фактический уровень использования i-го вида производственных  ресурсов;

     -        потенциальный уровень использования i-го вида производственных  ресурсов.

Обобщающая количественная оценка общей суммы резерва снижения себестоимости продукции производится путем суммирования  их  величины  по  отдельным  видам  ресурсов:

                                                 

где:  - общая величина резерва снижения себестоимости продукции;

      -        резерв снижения себестоимости по  i-му виду производственных  ресурсов.

Если анализу прибыли предшествует анализ себестоимости продукции и определена общая сумма резерва ее снижения, то расчет  резерва  роста  прибыли  производится  по  формуле:

                             

где:       -        резерв увеличения прибыли за счет снижения себестоимости  продукции;

      -        возможное снижение затрат на рубль продукции;

V        -        фактический объем реализованной продукции за изучаемый  период;

PV      -        возможное увеличение объема реализации продукции.

Затраты на производство и реализацию произведенной продукции в целом и по статьям за отчетный год (фактически и по плану), а также за предшествующий год представлены в  таблице 9.

 

Таблица 9. Затраты  на  производство  и  реализацию  продукции.

Статьи затрат

2002 г. тыс.руб.

2003 г. тыс.руб.

план

факт

Сырье  и  материалы

623,44

1062,5

998,86

Транспортно-заготовительные расходы

36,80

62,70

58,80

Заработная  плата  производственных  рабочих  (основная  и  дополнительная)

427,48

728,50

744,50

Амортизация  основных  фондов

164,58

280,80

286,63

Прочие  производственные  расходы

199,88

340,63

330,33

Производственная  себестоимость  продукции

1511,48

2575,93

2517,82

Управленческие  расходы

182,96

312,00

391,34

Коммерческие  расходы

150,96

253,07

301,28

Полная  себестоимость  продукции

1844,86

3144,00

3210,44


Для того, чтобы затраты на производство и реализацию продукции по статьям привести в сопоставимые значения, пересчитаем их на 1 рубль произведенной и реализованной продукции,  используя  формулу:

 .      


Таблица 10. Затраты  на  1 рубль  товарной  продукции.

Статьи затрат

2002 г.   тыс. руб.

2003 г. тыс. руб.

план

факт

Сырье  и  материалы

0,324

0,302

0,277

Транспортно-заготовительные  расходы

0,019

0,018

0,016

Заработная  плата  производственных  рабочих  (основная  и  дополнительная)

0,222

0,207

0,207

Амортизация  основных  фондов

0,086

0,080

0,080

Прочие  производственные  расходы

0,031

0,029

0,027

Производственная  себестоимость  продукции

0,104

0,097

0,092

Управленческие  расходы

0,095

0,089

0,108

Коммерческие  расходы

0,078

0,073

0,084

Полная  себестоимость  продукции

0,959

0,895

0,891


Как показывают данные таблицы 10, существуют резервы снижения себестоимости продукции за счет уменьшения управленческих  и  коммерческих  затрат.

Возможное снижение затрат на рубль товарной продукции равно:

 руб.

Затраты на рубль товарной продукции в 2003 году     составили 0,891 руб. снижение этой суммы на 0,03 руб. позволит увеличить сумму прибыли. Рассчитаем резерв увеличения суммы прибыли  за  счет  снижения  себестоимости:

 тыс. руб.

А  это  в  свою  очередь  повысит  рентабельность  продаж.

Фактическая  рентабельность  продаж  в 2003 г.  составила: 

 %.

Возможная рентабельность продаж при снижении на 0,03 руб. затрат  на  рубль  реализованной  продукции  составит:

 %.

Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества  товарной  продукции.

Рассматриваемое предприятие ООО "Оникс Плюс" выпускает продукцию I-го и II-го сорта. Специфика выпускаемой продукции, а именно продукции деревообработки, такова, что не всегда качество полностью зависит от производителя. Часто качество продукции зависит от качества сырья. Однако соблюдение технологической дисциплины контроль за работой оборудования    и своевременная его наладка, условия хранения и транспортировки сырья и готовой продукции являются важнейшими факторами повышения  качества  товарной  продукции.

Резерв увеличения прибыли за счет повышения качества обычно определяется следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются, и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации  продукции:

                       

где:       -        резерв увеличения прибыли за счет повешения качества  продукции;

УДi     -        удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации;

Цi       -        отпускная цена  i-го вида продукции;

V        -        фактический объем реализации продукции в анализируемом  периоде;

PV      -        возможное увеличение объема реализации продукции.

В 2003 году продукция I-го сорта в общем объеме   реализации продукции ООО "Оникс Плюс" составляла 65%, II-го  сорта - 35%.

Отпускная цена продукции деревообработки II- сорта на 20% ниже  цены  продукции  I-сорта  (т.е.  = 100%;   =80%).

Предприятие имеет возможность изменить структуру продукции таким образом: на 5% увеличить удельный вес продукции  I-го сорта и на столько же снизить удельный вес продукции  II-го  сорта.

Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет такого изменения  структуры


Таблица 11. Расчет  резерва  роста  прибыли  за  счет  улучшения  качества  продукции.

Сорт продукции

Отпускная цена за условную единицу,  усл. ден. ед.

Удельный вес, %

Изменения средней цены реализации, усл. ден. ед.

Фактический

Возможный

Отклонение, +, -

I

100

65

70

+5

+5

II

80

35

30

-5

-4

Итого:

-

100

100

-

+1


Средняя цена реализации условной единицы возросла на 1 условную  денежную  единицу.

Рассчитаем,  чему  же  равна  1  условная  денежная  единица.

Весь объем продукции примем за 100 условных единиц количества, тогда фактический объем продукции  I-го сорта     будет равен 65 условных единиц количества, - II-го сорта - 35 условных  единиц  количества.

Сумму выручки от реализации можно выразить в условных единицах  и  представить  в  виде  суммы:

 усл. ден. ед.

В тоже время выручка от реализации продукции с учетом возможного увеличения объема производства и реализации продукции  составляет  3783,255 тыс. руб.

Тогда  9300 усл. ден ед. =  3783,255 тыс. руб.

Отсюда  1 усл. ден ед. = 0,4068 тыс. руб.

Итак, в связи с увеличением удельного веса продукции               I-го сорта на 5% и сокращением удельного веса  II-го сорта            средняя цена возрастает на 0,4068 тыс. руб. за условную           единицу количества, а сумма прибыли за возможный объем реализации  увеличивается  на  40,68 тыс. руб.

   тыс. руб.

Обобщим  все  выявленные  резервы  роста  прибыли  (табл. 12).


Таблица 12. Обобщенные  резервы  увеличения  суммы  прибыли.

Источник  резервов

Резервы  увеличения прибыли, тыс.руб.

Увеличение  объема  продаж

19,633

Снижение  себестоимости  продукции

113,500

Повышение  качества  продукции

40,680

Итого:

173,813


Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции является увеличение суммы прибыли   от реализации продукции, снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов увеличения рентабельности продаж  может  быть  использована  следующая  формула:

                        

где:        -        резерв  роста  рентабельности;

      -        рентабельность  возможная;

     -        рентабельность  фактическая;

     -        фактическая  сумма  прибыли;

     -        резерв  роста  прибыли  от  реализации  продукции;

      -        возможная себестоимость продукции с учетом выявленных  резервов;

     -        фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

Возможная  сумма  затрат  на  рубль  товарной  продукции:

0,8910 - 00,03 = 0,861 руб.

Умножим эту сумму затрат на возможный объем товарной продукции выраженный в ценах реализации (3783,255 тыс. руб.), получим  значение  суммы  возможной  себестоимости:

 тыс. руб.

Подсчитав все известные данные в формулу вычислим резерв увеличения рентабельности производственной   деятельности фирмы ООО "Оникс Плюс" за счет названных выше факторов:

Таким образом, при увеличении объема производства и реализации продукции на 5%, снижении на 0,03 руб. затрат на рубль товарной продукции, увеличении на 5% удельного веса продукции I-го сорта в общем объеме реализованной продукции фирма ООО "Оникс Плюс" получит дополнительную прибыль в сумме 173,813 тыс. руб. и увеличит рентабельность производства (окупаемость  затрат)  на  5,16%.[6]


3.2. Рекомендации по повышению доходности организации

На основе анализа резерва увеличения прибыли и рентабельности предприятия, проведенного в предыдущем пункте данной главы, здесь мы может сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения  прибыли:

- увеличение объема производства и реализации выпускаемой  продукции;

- снижение  себестоимости  выпускаемой  продукции;

- повышение  качества  выпускаемой  продукции.

Также нам представляется необходимым сделать ряд предложений по улучшению финансовых результатов ООО   "Оникс Плюс", которые возможно применить как в краткосрочном и  среднесрочном,  так  и  в  долгосрочном  периоде:

- рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие  расходы;

- усовершенствовать  управление  предприятием,  а  именно:

- выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;

- внедрение на предприятии системы управленческого   учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат  и  отдельных  групп  товарной  продукции;

- повысить в составе реализации удельного веса мелкооптовой  продукции;

- осуществлять своевременную уценку изделий, потерявших первоначальное  качество;

- осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям  покупателей;

- совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность  отдельных  рекламных  мероприятий;

- осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска  бракованной  продукции;

- при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за  низкой  квалификации;

- повышение квалификации работников, сопровождающуюся ростом  производительности  труда;

- разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией  ресурсов;

- использовать системы депремирования работников при нарушении или трудовой или технологической дисциплины;

- разработать и осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности  труда;

- осуществлять постоянный контроль  за  условиями хранения  и  транспортировки  сырья  и  готовой продукции.[7]




Заключение

Поиск резервов повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов - одно из важнейших задач любого производства. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансового экономического  анализа.

  Анализ финансовых результатов деятельности предприятия является неотъемлемой частью финансово-экономического анализа. Основными показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия является  прибыль  и  рентабельность.

Как показал анализ финансовых результатов производственного предприятия ООО "Оникс Плюс", данное предприятие успешно работает на рынке города Твери и Тверской области, оно является конкурентным, а также в рассматриваемом периоде  оно  улучшило  свои  финансовые  результаты.

Балансовая прибыль в отчетном году увеличилась на       39155% по сравнению с предшествующим годом, в сопоставимых ценах этот прирост составил 173,09%. План по балансовой прибыли перевыполнен  на  10,21%.

Основной доход предприятие получает от производства и реализации продукции деревообработки. Доля прибыли от реализации  в  составе  балансовой  прибыли - 96,29%

План прибыли от основной деятельности перевыполнен на 22,66 тыс. руб.  или  на  6,12%.

Сумма прибыли от реализации продукции в 2003 году почти  в  5 раз  (на 399,5%)  больше,  чем  в  2002 году.

Чистая прибыль предприятия увеличилась на 221,26 тыс. руб. или  395%.

Значительную роль в столь быстром приросте суммы  прибыли сыграли инфляционные процессы. Однако и улучшение деятельности самого предприятия также сыграло немалую роль. Это  показал  факторный  анализ  прибыли  и  рентабельности.

Наибольшее  изменение прибыли от реализации продукции произошло за счет изменения структуры реализуемой продукции.  В структуре выпускаемой продукции удельный вес более   доходной продукции возрастает. Так, предприятие более   быстрыми темпами наращивает производство готовых изделий      из древесины, таких как двери. Рамы, дверные и оконные блоки, чем необработанных пиломатериалов. Увеличение прибыли от реализации продукции за счет объема производства продукции возрос  на  2,36%.

Наиболее полно, чем прибыль, окончательные результаты хозяйствования  характеризуют  показатели  рентабельности.

Рентабельность продаж, показывающая долю прибыли в сумме выручки от реализации, в отчетном году составила 10,9%, что в 2,67 раза больше данного показателя за предшествующий   год  и  на  0,4%  больше  планового.

Рентабельность затрат на производство и реализацию продукции в отчетном году составила 12,23, это на 0,46%     больше, чем по плану и в 2,87 раза превосходит результат прошлого  года.

Рентабельность всего капитала возросла почти в 4 раза и составила 13,7%. Рентабельность внеоборотных активах составила 8519%, что в 3,62 раза превышает показатель предшествующего года.

Анализ также показал, что на рассматриваемом нами предприятии существуют резервы увеличения прибыли и рентабельности. К ним относятся: увеличение объема  производства и реализации продукции, снижение удельной себестоимости  продукции  и  повышения  качества  продукции.

Используя выявленные резервы, ООО "Оникс Плюс" может получить дополнительную прибыль в сумме 173,813 тысяч рублей  и увеличить рентабельность производства с 12,23% до 17,39%,    т.е.  в 1,42 раза

В данной курсовой работе нами был проведен анализ финансовых результатов производственного предприятия ООО "Оникс Плюс". Данный анализ является ретроспективным, т.к. использовано информация уже свершившихся фактов хозяйственной деятельности; внутренним, т.е. изучалась деятельность только  одного  предприятия; итоговым (за один   год); финансово-экономическим, т.е. его содержанием является изучение взаимодействия экономических процессов и финансовых результатов.

По использованной методике проведенный нами анализ является сравнительным и факторным. По охвату изучаемых объектов - выборочный и тематический, т.е. рассматривались        не все стороны хозяйственной деятельности ООО "Оникс Плюс",      а  лишь  финансовые  результаты.

Данный анализ не носит исчерпывающего характера, это продиктовано ограниченностью предоставленной предприятием информации и, а некоторой степени, ограниченностью объема данной курсовой работы. одна из задач выполнения данной работы - показать владение различными методами и способами анализа.


Список литературы


1.                     Аврова И. А.  Основные средства: Бухгалтерский и налоговый учет – М.: «Бератор-Пресс». – 2003. -  192 с.

2.                     Астахов В. П.  Основные средства: Бухгалтерский учет и налогообложение. – М.: ФБК-Пресс. - 2002. - 248 с

3.                     Бороненко С.А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ предприятий. – Екатеринбург: Изд. Урал. гос. университета, 2001. – 210 с.

4.                     Бочаров В.В. Финансовый анализ.: – СПб. Питер, 2001. – 240 с.

5.                     Бланк И.А. Управление использованием капитала. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2001.— 656 с.

6.                     Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. – Мн.: 1996. - 208с.

7.                     Валевич Р.П., Скриба Н.Н. Бизнес – планирование в торговле. Минск, 2000. – 454с.

8.                     Вешунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 464 с.

9.                     Верещагин С. А., Сазонтов С. Б.  Основные средства: Бухгалтерский и налоговый учет: Поступление и выбытие; Ремонт; Амортизация: Сложные вопросы, практические примеры. М.: Информцентр XXI века. – 2004. - 288 с.

10.                Волков Н.Г. Учет основных средств // «Бухгалтерский учет», № 16. – 2002. – с.15-19

11.                Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:.– Минск: Интерсервисс; Экоперспектива, 2001. – 576 с.

12.                Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-615с.

13.                Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2002. – 512 с.

14.                Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: 2001. – 424 с.

15.                Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: ООО «Новое знание», 2003. – 526с.

16.                Кударь Г.В. Амортизация: бухгалтерский и налоговый учет. – М.: «Бератор-Пресс», 2002. – 325с.

17.                Кучина А.И. Учет основных средств в торговле. //  Главбух, приложение «Учет в торговле». №2, 2003. – с. 53-61

18.                Любушкин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия:. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 471 с.

19.                Николаева С.А. Бухгалтерский учет основных средств. М.: «Аналитика-Пресс», 2002г. – 241с.

20.                Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и основные параметры прогноза до 2005 года. // Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. М. - Август, 2002 г.

21.                Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.– Минск: ООО «Новое знание», 2003. – 688 с.

22.                Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.

23.                Старостин С. Н.  Основные средства: Налоговый и бухгалтерский учет: С учетом последних изменений и дополнений в Налоговом кодексе Российской Федерации и ПБУ 6/01. // Приложение к журналу «Консультант». - 240 с.

24.                Тумасян Р.З. Бухгалтерский и налоговый учет основных средств. -   М.: ООО «НИТАР АЛЬЯНС», 2002. - 320 с.

25.                Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. – 532 с.

26.                Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 408 с.

27.                Финансовый бизнес - план. Под ред. Попова В.М. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 480 с.

28.                Чвыков И.А. Особенности бухгалтерского учета затрат на модернизацию основных средств // ФПА АКДИ «Экономика и жизнь», № 12. –2002. с. 41-49

29.                Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Под ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -   686с.

30.                Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 208 с.




[1] Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: ООО «Новое знание», 2003. – 526с.


[2] Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. – Мн.: 1996. - 208с.


[3] Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2002. – 512 с.


[4] Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.


[5] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: 2001. – 424 с.


[6] Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-615с.


[7] Финансовый менеджмент: / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. – 532 с.