Содержание

Введение_____________________________________________________ 3

1 Основы государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации___________________________________________________ 5

1.1 Современное состояние рынка труда__________________________ 5

1.2 Динамика и тенденции развития занятости____________________ 9

2 Анализ основных показателей степени государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации___________________________ 26

3 Основные направления государственной политики в сфере труда на 2004-2005 г.г._________________________________________________________ 36

Заключение_________________________________________________ 41

Список литературы__________________________________________ 43

Введение

Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. При сокращении внутреннего валового продукта в 1990 - 1998 годах на 42,5 процента численность занятых уменьшилась с 75,3 до 63,6 млн. человек, или на 15,3 процента.

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).

Проблема кадрового потенциала и ограниченность возможностей инвестирования в современные технологии обусловливают низкий уровень производительности труда, которая выступает в качестве определяющего фактора экономического развития. Уровень производительности труда в настоящее время в России в 3 раза ниже, чем в развитых странах, что приводит к недостаточным по сравнению с другими странами показателям экономического роста, низкому уровню оплаты труда, низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и слабому инвестиционному потенциалу российской экономики, который не позволяет в необходимой степени внедрять современные технологии.

В настоящее время государственное регулирование является наиболее действенным механизмом обеспечения и регулирования занятости граждан и рынка труда, так как именно государство обеспечивает гарантии гражданам в сфере труда и их социальную защищенность.

Объект исследования: рынок труда.

Предмет исследования: государственное регулирование рынка труда.

Цель исследования: определить основные механизмы государственного регулирования рынка труда.

Задачи исследования:

1.     Рассмотреть основы государственного регулирования рынка труда.

2.     Проанализировать основные показатели степени регулирования рынка труда в Российской федерации.

3.     Выделить основные направления государственной политики в сфере труда 

1 Основы государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации

1.1 Современное состояние рынка труда

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Для современного интеллектуального рынка труда не характерно авантюрно - эксплуатационное минутно - потребительское отношение к человеку, его возможностям, как совершенно не оправдавшее себя на практике. В масштабе экономики господствует многократно проверенный международной практикой, поощряемый во всех странах передовыми процветающими корпорациями принцип: «прежде чем с человека спрашивать, ему многое нужно дать». И потому современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи.[1]

При всей схожести развития экономик и социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда.

Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, т.к. они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия.

Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению со внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.

Тенденции в экономическом развитии, которые приводят к сокращению продолжительности рабочего времени, вызывают к жизни новую форму функционирования рынка труда – гибкий рынок труда.

Структурная перестройка экономики, сокращение удельного веса занятости в промышленности и увеличение сферы услуг с ее возможной организацией нестандартных форм занятости, непрерывное обновление материальной базы производства, постоянное изменение объема и структуры спроса на товары и услуги изменили потребности предприятий в количестве и качестве рабочей силы. Жесткая регламентация условий труда у работников на стандартных режимах занятости стала препятствием гибкости производства, ведет к снижению конкурентоспособности предприятия. Становлению гибкого рынка труда способствовали и социальные факторы: меняющиеся потребности работников в условиях труда на протяжении трудовой жизни, необходимость в периодическом обновлении знаний, расширение профессионального профиля, возможность выбора подходящего режима рабочего времени.

При неудовлетворении спроса предпринимателя на работников на 100% за счет тех, кто уже работал по найму и в данный момент ищет работу, то, естественно, этот спрос адресуется также и тем, кто впервые предлагает свой труд. Та сфера, где формируется этот труд, изначально предназначенный на продажу, является фактически составной частью рынка труда. Это потенциальный рынок труда, без которого другие элементы рынка труда не могут существовать. Экономическая функция этой части рынка труда заключается в том, что здесь лишь формируется наемный труд.

Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников с огромного числа предприятий в любой стране с развитой рыночной экономикой. Происходит массовое перемещение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие. В ходе такого перемещения, а также при выходе из сферы потенциального рынка труда образуются перерывы в работе по найму разной продолжительности. Следовательно, в каждый данный момент времени какая-то часть наемных работников находится между выходом из одних и включением в другие части рынка труда. Это состояние как раз и есть состояние, когда работники предлагают свой труд, перемещаясь между предприятиями. Здесь труд, как и любой другой товар, циркулирует в качестве объекта торговли. А сфера торговли есть сфера обращения товаров и денег, которая находится за пределами сферы производства товара. А в сфере обращения продавец этого товара постоянно перемещается между предприятиями в поисках покупателей, как бы циркулируя между ними. Эта сфера и называется циркулирующим рынком труда, где начинается его купля-продажа.

Существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики.

Наряду с международным рынком товаров, услуг и капиталов все большую силу приобретает теперь и международный рынок рабочей силы, который не просто является системой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства, роста интеграции между нациями. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою обособленность и замкнутость. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.  Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложение рабочей силы.

Таким образом, рынок труда как социально-экономическая категория – это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «незанятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.[2]

1.2 Динамика и тенденции развития занятости

За время реформ 90-х годов состояние занятости существенно изменилось. Для рассмотрения данного вопроса необходимо оценить систему показателей занятости, которая должна охватывать весь комплекс экономических, политических, социальных, демографических и прочих факторов в их взаимной связи и зависимости, при этом учитываются их количественные и качественные характеристики занятости. Во-первых, показатель уровня трудового участия населения отражает главным образом количественную сторону занятости, а именно долю трудоспособного населения, вовлеченного в различные формы и виды экономической деятельности. Например, полная и неполная занятости. В ходе социально-экономического развития меняется продолжительность рабочего дня. С учетом этого потребность общественного хозяйства в рабочих кадрах наиболее адекватно может быть представлена в виде совокупности фонда рабочего времени. Численность продолжительности рабочей недели. Динамика продолжительности рабочего дня работника определяется двумя объективными факторами - возможностью его сокращения за счет увеличения производственного труда и общей необходимостью дальнейшего увеличения непроизводственного времени. С учетом повышения ценности высоко квалифицированных кадров определенное место в производстве будет занимать вторичная занятость. Во-вторых, распределение трудовых ресурсов  по отраслям и видам деятельности диктуется формированием структуры материального производства, обеспечивая необходимостью пропорций между сферами и отраслями народного хозяйства, наличии характерам природных и прочих используемых ресурсов. В-третьих, Увеличение фондо - и энерговооруженности работников, условия совершенствования данного показателя является обеспечение научно-технических достижений, ускоренное внедрение их в практику хозяйствования, создание адекватной материально-технической базы общества, что создает следующие результаты – Увеличение производительности труда работников, высвобождение части из работников для деятельности на других рабочих местах.[3]

В настоящее время увеличенная социальная активность населения, в том числе в хозяйственной сфере является условием выхода из кризиса и устойчивого после кризисного развития. Конструктивная трансформация российского общества – это не только разрушение прежних отношений, но и ускоренное создание новых. Социальная адаптация рабочих к этим отношениям возможна в случае, если он будет видеть, что его ожидает, каковы его личные жизненные перспективы, насколько он сам может определять и контролировать то, что его непосредственно касается. Следует отметить, что социальная пассивность населения резко замедляет процесс изменения стереотипа его позитивного общественного поведения (заинтересованности экономического реформирования, укрепления общественного порядка, повышения  престижности высококвалифицированного труда). Существует тенденция снижения качества исполнения работы вследствие того, что работники не дорожат рабочим местом или ищут дополнительный заработок, определенный внутренне неудовлетворенностью получаемой заработной платой на основном месте работы. У работников исчезает надежность в обеспечении социальном пакете, нет уверенности в завтрашнем дне.[4]

Существует в теории занятости определенная дилемма о тенденции к однородности кадровой составляющей или всеобщей сегментации, то есть вопрос социальной и профессиональной однородности. Тенденция развития социально-экономической системы стимулирует качественное повышение трудового потенциала. Это выражается в повышении ценности высокого профессионального образования, внедрения непрерывного обучения, росте  престижности изобретательства. На смену этой тенденции выступает сегментация кадрового состава промышленности, идущая в унисон сегментация всего российского общества. Негативом является перекосы в вознаграждении малоквалифицированного и квалифицированного труда, низкая оплата труда квалифицированных специалистов, различия в социальном положении работников государственной и негосударственной сферы. Это питает социальную напряженность в обществе, разрушительно действует на  производственную дисциплину труда и трудовую мотивацию. Дестимулирует стремление к росту профессионализма, высокую общественную оценку и высокого профессионального обучения.[5]

Перераспределение в пользу отраслей услуг является закономерным процессом. Его необходимость вызвана тем, что в условиях НТП коренным образом меняется структура личных потребностей. Кроме того, развитие НТР сопровождается углублением общественного и технического разделения труда, ростом потребностей общественного производства в работниках умственного труда.  Еще с 50-х годов происходит процесс снижения удельного веса занятых в сельском хозяйстве. На рубеже 60-70-х годов относительное снижение занятых в промышленности и материальном производстве в целом. Во второй половине 80-х годов эти отрасли охватил процесс абсолютного высвобождения труда. Сохраняется тенденция к росту занятости в информационно-техническом обслуживании. Расширяется занятость в сфере обслуживания населения и управления. Занятость в сфере науки и научного обследования тоже возрастает.[6]

В последнее время появилась тенденция распространения неправовых трудовых практик (практик в сфере труда и занятости). Причем неправовые практики не просто распространены, они входят в процесс институционализации. Новый Трудовой Кодекс стал важным шагом в сторону упорядочения правового трудового пространства. Но он почти не затрагивает неправовые практики, порождаемые издержками налогового законодательства, распространением бедности.

В середине 90-х годов прирост занятости происходил за счет увеличения рабочих мест с неполным рабочим днем.

Важным фактором, определяющим динамику общей занятости, является уровень развития отдельных географических районов. Тенденция создания дополнительных рабочих мест происходит преимущественно в городах.

Существуют и определенные тенденции в структуре  занятого населения по половому признаку. Это влияет на тенденции спроса и предложения труда, изменению гендерной структуры по отраслям производства. На динамику занятости оказывает влияние фонд оплаты труда. Значительно выросли реальные доходы в управлении и финансах, что способствовало увеличение числа занятых в этих сферах экономики.[7]

Исследования  изменений в структурах занятости позволяет сделать следующие основные выводы. Структура занятости по полу в отраслях народного хозяйства России существенно изменилась за период с 1980 по 2000 годы. В отрасли промышленности женщин с 30,7% в 1980 году уменьшилось до 18,0% в 2000 году, у мужчин с 34,4% до 26,9%. В строительстве особенных изменений не произошло, лишь колебания на 1-2% в сторону уменьшения количества занятых, женщин занято в этой отрасли приблизительно 4-5%, а мужчин –11-12%; занятых в области сельского и лесного хозяйства на 2000 год 9,8% женщин и 16,7% мужчин. Значительно изменились показатели занятых в торговле: с 12,8% у женщин в 1980 году до 18,8% в 2000, аналогично с 3,5% до 10,8% у мужчин. Увеличилось количество занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве и сфере бытового обслуживания населения на 1% у женщин и на 1,5% у мужчин. В 2 раза увеличилась занятость женщин в сфере управления и финансов и в 5 раз у мужчин, на 2000 год занято 5,9% женщин и 5,5% мужчин. Обратный процесс прослеживается в области науки и научного обслуживания, здесь количество занятых уменьшилось в 2 раза как у мужчин с 4,1% до 1,9%, так и у женщин с 4% до 1,8%.[8]

Говоря об общей динамике занятости можно привести данные Российского статистического ежегодника за 1996 год. Об основных тенденциях развития демографической ситуации в России до 2010     года. При показателях экономически активного населения в 1990 году 75,7 млн. человек, среднегодовая численность занятых в экономике 75,3, в 1995году при 73,5 –67,1 млн. человек, в 2000 при 72,0 – 650 млн. человек, в 2010 при 71,0 – 67,4 млн. человек.[9]

Говоря о динамике и тенденциях развития занятости нужно отметить и о политике государства в области занятости населения. Как известно, существуют пассивные и активные программы занятости, а также самостоятельный поиск работы гражданами. Пассивные  инструменты государственной политики направлены на поддержку доходов безработных граждан в период активного поиска работы, это – выплата пособий по безработице, досрочных пенсий по старости, материальной помощи ( не более 1 МРОТ), доплата на лиц, находящихся на содержании безработного, а также  оплата временной нетрудоспособности, стипендий гражданам, направленным на обучение службой занятости. Российская Федерация тратит на проведение политики занятости 0,3% ВВП, причем 70% расходов тратится на реализацию мероприятий направленных на реализацию  мероприятий пассивной составляющей(1,с.8). К активным мерам относятся содействие малому  и среднему предпринимательству. Профобучение и переобучение безработных, в рамках которых можно осуществлять субсидированную занятость, а также организация общественных и временных работ. Самостоятельное трудоустройство возможно посредством рекомендаций, обращения в Государственную службу занятости, обращения в коммерческие службы трудоустройства, по газетным статьям, путем рассылки резюме способом direct mail и использование Интернета. В настоящий момент численность банка вакансий и безработных приближаются, но это не говорит о благополучии ситуации. На государственных предприятиях выплачивают низкую заработную плату, а в частном секторе высокая оплата труда сочетается с несоблюдением статей законодательства. Большим дефицитом в России стали высококвалифицированные, в отечественной промышленности сейчас 5% рабочих высокой квалификации, а в развитых странах этот показатель превышает 40%.[10] Способствовать увеличению предложения рабочих будут действия предприятий: увеличение заработной платы, соблюдение режима труда, хорошие условия труда, возрождение «социального пакета». Агентства по трудоустройству, кадровые (рекрутенговые) агентства, агентства поиска, отбора, эксклюзивного поиска «хендхантеры» или компании по поиску руководителей. И, наконец, многообразие сайтов в Интернете, также существенно влияет на динамику развития занятости.

В числе основных параметров, которые будут определять показатели экономического роста и занятости в России и на динамику которых общество может в той или иной степени влиять, следующие:

1.Численность экономически активного населения. Объективно, этот показатель определяется уровнем благосостояния семей: если он ни­зок, появляется необходимость выхода на рынок труда дополнительных контингентов рабочей силы. На данный процесс можно оказывать воз­действие главным образом средствами социальной политики, в частности, эффективной социальной защитой наиболее слабозащищенных слоев на­селения.

2.Стоимость одного рабочего места. Рациональный выбор отраслевой структуры производства, соотношения между основным производством и инфраструктурными отраслями, а также меж­ду предприятиями различных масштабов дают возможность варьировать этот показатель.

Рост числа малых и средних предприятий, повышение их доли в общем объеме продукции и численности промышленно-производственного персонала. Как мы указывали, деятельность МП несколько понижает общий показатель эффективности производства, однако потеря качества в данном случае может быть компенсирована увеличением количества этих предприятий. Как показывает мирохозяйственный опыт, рост их чи­сла, также как и активизация производственной деятельности, во многом определяются государственной политикой в налоговой (льготы, налого­вые «каникулы»), организационной (помощь в материально-техническом снабжении, маркетинге), социальной (социальная защита лиц, наиболее нуждающихся в работе) областях.

3.Замещение труда капиталом и обратное соотношение. Активное использование этого показателя в ряде случаев может оказаться целесообразным, особенно в глубинных районах России, в регионах, облада­ющих избыточным и в то же время не очень качественным трудовым потенциалом.

Конечно, динамика производства и занятости определяется не только указанными показателями. Большое значение будут иметь формирова­ние рационального соотношения между авангардными и традиционным; отраслями, использование эффекта мультипликативных производствен­ных связей, реализуемых от развития тех или иных производств.

В странах с социальной рыночной экономикой уделяется большое внимание государственному регулированию рынка труда. Современное государственное регулирование рынка труда включает комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер. Существенное влияние на регулирование рынка труда оказывает налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика правительства.

Государственную политику занятости, выражающую и осуществляющую государственное регулирование рынка труда, целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В генерализованном виде иерархию процесса можно представить в виде трех условий: макроуровня, регионального уровня и микроуровня (уровня предприятий и домохозяйств).

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают следующие кардинальные задачи политики занятости:

1) согласование социальной, демографической, миграционной политики с целями и приоритетами политики занятости. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж ("утечка мозгов"), содействие занятости мигрантов, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых как цена труда, регулирование качества (состояния здоровья и др.) населения трудоспособных возрастов и др.;

2) согласование финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политики с системой целей и приоритетов политики занятости. Это основной блок общегосударственного регулирования занятости. К данному блоку относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного (авиационный, морской и другие виды транспорта, связь и др.), экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях, политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости/и других структур (в том числе негосударственных фирм, занятых трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой населения и др.). Основой данного блока является политика Минтруда (служб занятости) на рынке труда. Среди ее приоритетов должны быть развитие качества рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку, совершенствование информационных систем на рынке труда, целевая поддержка рабочих мест, развитие механизмов трудоустройства вообще и в частности поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и ряда других групп. В число задач данного блока входят также вопросы регистрации и социальной поддержки безработных, организации общественных и временных работ и другие.

На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях.

На микроуровне политика занятости включает законодательное регулирование, финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей).

На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счете именно на предприятиях производятся сохранение и создание новых рабочих мест, "деление" рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.

В домохозяйствах (семьях) осуществляются основные функции воспроизводства рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение труда в стране и регионе. Домохозяйства, традиционно являвшиеся в нашей стране в последние десятилетия потребительскими ячейками общества, теперь частично восстановили производственные функции. Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются наряду с предприятиями субъектами создания рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств также входит в число приоритетов политики занятости.[11]

Государство гарантирует гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройства при посредничестве органов службы занятости.

Государство также предоставляет безработным гражданам определенные гарантии. Они сводятся к следующим мерам: бесплатная профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, обеспечение социальной поддержки и др. Особое внимание государство уделяет решению вопросов занятости отдельных категорий граждан, в частности инвалидов.[12]

Исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, можно сделать вывод, что в 2003 - 2005 годах не произойдет коренных изменений в структуре экономики России и, соответственно, на рынке труда и в сфере занятости населения. Вместе с тем в этот период должны будут подготавливаться и происходить качественные структурные преобразования в экономике (реформирование структуры промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей экономики, подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, модернизация системы среднего и высшего образования и др.).

В этой связи ключевыми задачами действий на рынке труда в 2003 - 2005 годах становятся разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.

Одним из важных направлений регулирования рынка труда является зависимость между уровнем инфляции и уровнем безработицы. Эта зависимость в экономической науке выражается посредством кривой Филлипса.

Английский экономист О. Филлипс, используя эмпирические данные по Англии за 1861—1957 годы, вывел нелинейную зависимость между уровнем безработицы и заработной платой. Чем выше безработица, тем меньше прирост денежной заработной платы, тем ниже рост цен. И наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем больше прирост денежной заработной платы и выше темп роста цен.

Кривая Филлипса использовалась в кейнсианской теории инфляции, где связь между уровнем занятости и инфляцией устанавливалась через динамику заработной платы. Вместе с тем в последнее время закономерности кривой Филлипса не всегда подтверждаются. Это заставило многих экономистов усомниться в том, что кривая Филлипса является надежным регулятором в экономике.[13]

Успешное функционирование рынка труда во многом зависит от эффективной работы системы государственной службы занятости. Данная служба осуществляет разработку и реализацию государственной политики в области труда, занятости, пенсионного обеспечения, развития трудовых отношений, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров, демографической, молодежной и миграционной политики.

Федеральная служба занятости России была создана в 1991 году в соответствии с Законом РФ “О занятости населения в РФ” и является организационно самостоятельной службой на территории РФ. В августе 1996 года на базе трех социальных ведомств – Министерства труда, Министерства социальной защиты населения РФ и Федеральной службы занятости населения образовано Министерство труда и социального развития РФ.

Основными направлениями деятельности службы занятости являются:

-         разработка и реализация Федеральной, территориальных и иных целевых программ занятости населения;

-   содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

-         организация профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

-         обеспечение социальных гарантий в виде выплат пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящихся на их содержании.[14]

Для осуществления указанных функций Министерство труда и социального развития Российской Федерации создает свои органы по вопросам занятости населения на территориальном и местном уровнях.

Первостепенная задача органов службы занятости населения - наполнить активную политику на рынке труда новым содержанием, с учетом изменившейся психологии безработных и работодателей. Серьёзная  государственная  проблема  -  остановить развивающийся процесс деквалификации профессиональных кадров, снижение мотивации населения к трудовой деятельности. Проблема деквалификации кадров характерна и для самой службы занятости молодые специалисты, получив необходимый опыт работы и ознакомившись с порядком формирования информационных банков данных, уходят в предпринимательскую среду, где услуги содействия в трудоустройстве крайне востребованы.

На основе накопленного опыта работы с работодателями и незанятым населением, с учетом позитивно развивающихся тенденций на рынке труда и финансовых возможностей важнейшим направлением работы становится целевой подбор, обучение и переобучение нужного работодателю специалиста. В связи с чем, должны серьёзно перестроиться как служба трудоустройства, так и профессионального обучения. Необходимо работать не только с зарегистрированными безработными, но и со всеми, кто обращается за содействием в трудоустройстве.

Естественно, это потребует усиления взаимодействия органов службы занятости с работодателями. Критерием деятельности центров занятости должны стать не регистрация безработных и выплата им пособий, а эффективность их работы с руководителями и кадровыми службами предприятий. Если благодаря тесному сотрудничеству работодателей с органами службы занятости увеличился банк вакансий, больше безработных трудоустроено, на предприятиях организовано переобучение на новые рабочие места или проводятся общественные оплачиваемые работы - значит, коллектив центра работает хорошо.

Часть работодателей всё еще сторонится службы занятости, низка их ответственность в сохранении, создании новых и квотировании рабочих мест. Поэтому директорам центров занятости необходимо укреплять деловые связи с первыми руководителям больших и малых предприятий.

Допускается возможность оказания платных услуг в содействии занятости граждан. Такое право предоставляется негосударственным организациям на основе лицензии, выдаваемой местной администрацией.

Одним из направлений государственного регулирования рынка труда является организация общественных работ.[15]

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по предложению и при участии территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения (далее именуются - органы службы занятости).

Общественные работы проводятся в организациях по договорам.

Общественные работы призваны обеспечивать:

осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;

предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка (дохода);

сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

Общественные работы могут быть организованы по следующим направлениям:

строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;

заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;

эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;

озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

уход за престарелыми, инвалидами и больными;

обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;

организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;

проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);

другим направлениям трудовой деятельности.

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.[16]

Общественные работы позволяют смягчить социально-экономические последствия безработицы, создать условия для временной занятости безработных, получить гражданам, зарегистрированным в службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, временный заработок, вовлечь в активную трудовую деятельность молодежь, а также лиц, имеющих длительный перерыв в работе.

Виды и объем общественных работ определяются местными органами власти. К общественным работам обычно относятся озеленение территорий, подсобные работы в строительстве жилья, объектов социально-культурного назначения, ирригационные работы, отдельные работы по строительству дорог, водопроводных и канализационных коммуникаций, некоторые виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ, уход за престарелыми и инвалидами, сбор и заготовка грибов, ягод и лекарственных растений.

Большую роль в организации общественных работ играет государственная служба занятости. Общественные работы проводятся на договорной основе. Заключается договор между органами службы занятости и предприятиями региона, а также между работодателями и гражданами, направляемыми службой занятости для участия в общественных работах.

Общественные работы оплачиваются. Оплата труда производится за фактически выполненный объем работ. За гражданами, участвующими 'в общественных работах, сохраняется право на получение пособия по безработице. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы.[17]

2 Анализ основных показателей степени государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации

В настоящее время для рынка труда характерны:

- устойчивая тенденция к уменьшению численности занятых в материальном производстве при некотором росте доли занятых в непроизводственной сфере. Несмотря на позитивную, с формальной точки зрения, направленность указанных структурных изменений, их внутреннее содержание достаточно противоречиво;

- перераспределение рабочей силы из государственного в рыночный сектор экономики. Важное значение здесь имеет недовольство людей организацией и оплатой труда, условиями работы в государственном секторе, поставленном в условия жестких финансовых ограничений. При этом нехватка инвестиций не позволяет компенсировать отток работников техническими или организационными инновациями;

- рост общей и сохранение скрытой безработицы, повышающей напряженность на рынке труда;

- усиление дифференциации региональных рынков труда, формирование группы регионов с критическим уровнем реальной и скрытой незанятости населения;

-         невысокая мобильность рабочей силы (в различных ее формах), причинами которой являются сложности трудоустройства, нехватка жилья, высокая его стоимость и неразвитость рынка жилья в целом и т.д.

Таблица 1

Основные показатели российского рынка труда, тыс. чел.

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Численность экономически активного населения

76085

75808

75665

75012

73692

73140

73000

Занятые в экономике

75325

73848

72071

70852

68484

67100

66500

Безработные (данные ФСЗ на конец года)

62

578

836

1637

2327

2500

Безработные (рассчитано по методике МОТ)

760

1960

3594

4160

5478

6040

6500

Вакансии Госкомстат

877

397

633

549

517

390

Для оценки динамики сдвигов, происходящих в отраслевой структуре занятости населения пользуются показателем, предложенным Д. Лильеном (ie). Результаты расчетов индекса за 1971-1995 годы для российской Федерации приведены на рисунке .

Рис 1[18]

До 1987 г. значение индекса держалось в среднем на уровне 2%, что в целом свидетельствует о целенаправленном воздействии государства на процессы в сфере занятости, ориентированном на поддержание полной занятости и пропорциональное ее изменение в отраслях в связи с теми или иными приоритетами развития. Нетрудно заметить четырех-пятилетние циклы колебания рассматриваемого показателя в дореформенный период. Такая цикличность связана прежде всего с системой пятилетнего планирования, предопределявшей в связи с изменением народнохозяйственных приоритетов цикличность в инвестиционной сфере и, как следствие, в структурах производства и занятости.

Правомерно рассмотреть поведение данного индекса и в приложении к другим макроэкономическим показателям: это позволит углубить анализ структурного неравновесия. Значения ie, рассчитанные на временном интервале 1980-1995 гг. для валовых выпусков и основных фондов в экономике РФ (в сопоставимых ценах), приведены на рис.2.

Рис.2[19]

Как видно на рис. 2, до 1989 г. колебания индекса для валовых выпусков и основных фондов происходят к некотором ограниченном интервале с условной средней 3-4%, для отраслевой структуры занятости она примерно вдвое ниже. Колебания значения индекса по годам связаны с теми или иными приоритетами и мероприятиями социально-экономической политики государства в тот период времени. При этом в конце 80-х годов для отраслевой структуры занятости наметились тенденция к усилению ее динамизма, однако в целом эта тенденция весьма противоречива. В 90-е годы она вызвана соответствующими изменениями в структуре выпусков (при общем спаде производства) и разнонаправленной динамикой отраслевых фондов оплаты труда, что привело к усилению дифференциации населения по уровню денежных доходов и углублению социальной дифференциации на фоне падения реальных располагаемых денежных доходов населения (в процентах к 1990 г. они составляли в 1993 г. - 74%, 1994 г. - 83%, 1995 г. -72%). Доходы населения все в большей степени формируются за счет видов деятельности, непосредственно не связанных с производством товаров и услуг. Доля оплаты труда в денежных доходах населения неуклонно снижалась и в 1995 г. составляла уже менее 40% (в 1992 г. около 70%). При этом не учтен рост задолженности по оплате труда, что еще более усложняет ситуацию.

В реформенные годы значение индекса для валовых выпусков резко возросло, что объясняется неравномерностью спада производства. Экономика перестает функционировать как единое целое, разбившись на слабо взаимодействующие хозяйственные анклавы (по экспортным возможностям, региональному признаку и т.п.). "Затухающая" динамика индекса для основных фондов связана со спадом.

Рынок труда выступает как инструмент, обеспечивающий взаимосвязи между людьми, самостоятельно принимающими решения по поводу покупки и продажи рабочей силы. На первый взгляд, он практически не отличается, например, от рынка, где объектами купли-продажи являются основные фонды. Однако ему присущи определенные особенности. Они обусловлены прежде всего тем, что труд не отделим от человека. Лица наемного труда как граждане и продавцы специфического товара, потребление которого и рамках рыночной экономики принимает форму услуги, обладают определенными правами. Это обстоятельство в контексте демократического государства обусловливает характер и функции рынка труда, его определенную социализацию. Последняя по мере экономического развития становится все более настоятельной. Причина этого коренится прежде всего в противоречии между экономикой ч личностью, необходимость сглаживания которого вызывается не только альтруистическими, сколько экономическими соображениями. Роль человека как работника, значение человеческого капитала как источника экономического равновесия и роста все более возрастают, а следовательно, увеличиваются и вложения предпринимателей в человека. Все это существенно усложняет взаимоотношения по поводу купли-продажи рабочей силы.

В России указанные особенности сопряжены с трудностями становления рыночных отношений. Современная ситуация характеризуется сочетанием новых, еще слабых рыночных механизмов и старых командных рычагов. Кроме того, нельзя забывать и самое главное - Менталитет народов России. Ведь в стране исторически весьма сильна была роль государства в решении многих экономических и социальных задач. У народа велика тяга к справедливости, понимаемой зачастую как уравнительное распределение благ, достаточно широко нашли свое развитие и различные формы социального иждивенчества. Устранение этих негативных моментов, характеризующих жизнедеятельность общества, требуют времени и активного участия Предпринимателей и государства. В такой ситуации необходимы усложнение инфраструктуры рынка труда и существенное увеличение численности его субъектов.

Рис.3 Инфраструктура рынка  труда (переходный период)[20]

Методами государственного регулирования в инфраструктуре рынка труда можно увеличить количество субъектов следующим образом:

1)      увеличение числа предпринимателей в данной сфере за счет содействия развитию предоставления платных услуг населению и облегчения порядка лицензирования предпринимательской деятельности в этой сфере;

2)      воздействовать на структуру спроса и предложения труда путем воздействия на качество и структуру спроса и предложения труда методами государственной поддержки занятости в определенных отраслях хозяйства, законодательного регулирования подготовки кадров, государственного заказа на специалистов определенных профессий и т.д.;

3)      регулирование количественно-качественного соответствия занятых в основном вышеуказанными методами;

4)      обеспечение равновесия на рынке труда путем соответствующей технической, инновационной, инвестиционной, финансово-кредитной, демографической политики и т.д., правовых норм, в том числе недопускающих широкого толкования и отсутствия четких формулировок, а также нарушения трудовых прав граждан;

5)      социальная защита экономически активного населения, позволяющая расширить число занятых и снизить число безработных;

6)      повышение роли бирж труда, привлечение населения к услугам данных субъектов рынка труда.

База данных для анализа рынка труда представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. База данных для анализа рынка труда[21]

Из данной схемы следует, что государственное регулирование осуществляется применительно ко всем показателям. Так, показатели производства являются результатом в том числе и экономической, финансово-кредитной политики государства; показатели рынка труда являются результатом прямого государственного регулирования рынка труда в ходе государственного политики в сфере труда; финансовые показатели также во многом зависят от проводимой экономической политики и ее результатов; показатели доходов и потребления также напрямую контролируются государством. Так как показатели рынка труда и показатели доходов и потребления являются ключевыми в анализе рынка труда, то это еще раз показывает важность государственного регулирования рынка труда.

Государственное воздействие на рынок труда может оказываться посредством воздействия на реальную заработную плату, так как по исследованиям как отечественных, так и зарубежных авторов, она объединяет все многофакторные функции спроса и предложения на рынке труда (рис.5).

Рисунок 5. [22]Сечения функций спроса и предложения рабочей силы в координатах «реальная заработная плата–занятость»

На рисунке 6 показана взаимозависимость безработицы и инфляции, показываемой кривой Филлипса.

Рис. 6. Безработица и инфляция в 1992-1993 годах.

По оценкам современных исследователей достоверные оценки по данной модели получить достаточно сложно, так как видение инфляции лишь как следствия избыточной занятости, и безработицы–как следствия ее снижения представляется слишком упрощенным. В связи с этим воздействие на инфляцию с целью снижения безработицы может иметь непредсказуемые последствия.[23]

3 Основные направления государственной политики в сфере труда на 2004-2005 г.г.

На основе изученной литературы можно сформулировать следующие основные положения необходимого государственного регулирования рынка труда:

1)в области совершенствования действующего законодательства в сфере занятости населения:

обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающей базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку;

разграничение полномочий, функций в области регулирования рынка труда и сферы занятости между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями, а также уточнение источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения;

динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по отраслям и территориям;

создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу, в том числе путем создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения; обеспечение регулирования привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов;

2) в области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечения отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификации:

разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;

разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи; создание системы контроля качества образования, позволяющей осуществить структурную перестройку профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда;

развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;

улучшение профессиональной ориентации и психологической поддержки населения; развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

разработка общероссийского классификатора профессий (занятий), который позволит унифицировать системы кодирования профессиональной деятельности с учетом международных классификаторов в связи с подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию; разработка системы профессиональных стандартов, которая заложит требования к профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ;

создание системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства;

3) в области содействия занятости, стимулирования создания и сохранения рабочих мест, совершенствования форм социального партнерства на отраслевых рынках труда:

проведение экспертного анализа возможных экономических и социальных последствий вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию; совершенствование налогового законодательства Российской Федерации с целью снижения налоговой нагрузки на работодателей и стимулирования создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

разработка и реализация инвестиционных, отраслевых и иных программ, предусматривающих меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест, повышению производительности труда;

разработка показателей, отражающих движение рабочей силы в территориально-отраслевом аспекте, в том числе в депрессивных регионах и отраслях, при составлении прогнозов и определении сценарных условий социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

проведение анализа перспектив повышения занятости в проблемных отраслях экономики, в том числе в угольной, металлургической, топливно-энергетической, текстильной и легкой промышленности; поддержка малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест и развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий с расположенными на них градообразующими организациями;

поддержка развития всех форм малого предпринимательства и самозанятости населения на селе, содействие созданию новых рабочих мест в агропромышленном секторе;

развитие социального партнерства на всех уровнях, разработка механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда; развитие системы социального планирования в организациях реструктурируемых отраслей экономики;

содействие созданию в организациях, предусматривающих высвобождение работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, пунктов для консультирования перед увольнением и содействия в трудоустройстве высвобождаемых работников;

организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

4) в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите:

внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан, предусматривающих разделение категорий зарегистрированных безработных на половозрастные, социально-профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поиска работы; реализация принципа адресности в работе служб занятости, ориентированного на слабо защищенные категории населения: инвалидов, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, лиц предпенсионного возраста, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вынужденных переселенцев и др.;

создание экономических и социальных условий для ликвидации факторов, обусловливающих наличие элементов дискриминации на рынке труда по половозрастному, национальному и иным признакам;

обеспечение возможности для наименее социально защищенных категорий граждан (женщин, инвалидов и др.) получения в полном объеме предоставляемых органами службы занятости услуг по повышению их конкурентоспособности на рынке труда;

разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения (таких, как дистанционное и модульное), развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости; развитие различных форм семейного бизнеса;

развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных граждан, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы;

Заключение

В странах с социальной рыночной экономикой уделяется большое внимание государственному регулированию рынка труда. Современное государственное регулирование рынка труда включает комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер. Существенное влияние на регулирование рынка труда оказывает налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика правительства.

Государство гарантирует гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройства при посредничестве органов службы занятости, государство  также предоставляет определенные гарантии безработным гражданам.

Государственное регулирование рынка труда осуществляется во многом благодаря Государственной службе занятости населения.

Одним из направлений государственного регулирования рынка труда является организация общественных работ.

Современная ситуация характеризуется сочетанием новых, еще слабых рыночных механизмов и старых командных рычагов. Кроме того, нельзя забывать и самое главное - Менталитет народов России. Ведь в стране исторически весьма сильна была роль государства в решении многих экономических и социальных задач. У народа велика тяга к справедливости, понимаемой зачастую как уравнительное распределение благ, достаточно широко нашли свое развитие и различные формы социального иждивенчества. Устранение этих негативных моментов, характеризующих жизнедеятельность общества, требуют времени и активного участия Предпринимателей и государства. В такой ситуации необходимы усложнение инфраструктуры рынка труда и существенное увеличение численности его субъектов.

Государственное регулирование рынка труда может быть эффективным при воздействии на основные показатели экономической деятельности страны, прежде всего реальной заработной платы, имеющей прямую взаимосвязь со спросом  и предложением на рынке труда. Государственное воздействие на инфляцию может быть неэффективным, так как современные исследователи считают модель Филлипса слишком упрощенной.

На основе анализа ситуации в сфере государственного рынка труда в данной работе были предложены  основные направления государственной политики в сфере труда на 2004-2005 г.г.

Список литературы

1.     Базир М.А. Методы и средства политики занятости в Российской Федерации.Самара,2001.-80с.

2.     Бреев В.Д. Рынок труда: некоторые аспекты анализа и прогноза.//Проблемы прогнозирования.–2002.–№2

3.     Вишневская Н.Т. Рынок рабочей силы – новые тенденции // Мировая экономика и международные отношения.1999.№8.С.20-26.

4.     Вишневская Н.Т. Рынок труда в канун 21 века. Основные тенденции // Труд за рубежом.2001.№2.С.3-27.

5.     Коровкин А.Г. Оценка сбалансированности спроса и предложения на российском рынке труда//Проблемы прогнозирования.–2002.–№7.

6.     Котляр З.А. Структура занятости населения: проблемы совершенствования. М., 1989.-120с

7.     Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России. М.,2001

8.     Кузьмин С.А. Эффективность занятости населения.М.,1990.-143с

9.     Обзор основных тенденций Российской экономики (из экономического обзора ОЭСР) // Вопросы экономики.2002.№5.С.39-84

10.       Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" (с изменениями от 12 ноября 1999 г., 20 декабря 2003 г.)

11.       Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике //Человек и труд.1999.№2.С.28-33, №3.С.48-52.

12.       Семенов А.С., Кузнецов С.Г. Взаимосвязь динамики занятости и важнейших

13.       Старовойтова Л.И. Занятость и ее регулирование.  М.,2001

14.       Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2001


[1] Базир М.А. Методы и средства политики занятости в Российской Федерации.Самара,2001 с.15

[2] Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России. М.,2001. С.124

[3] Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2002.-с.27

[4] Вишневская Н.Т. Рынок рабочей силы – новые тенденции // Мировая экономика и международные отношения.1999.№8. с.18

[5] Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2002.-с.272

[6] Коровкин А.Г. Динамика и структура занятого населения России по полу // Проблемы прогнозирования.2003.№3.-С.29

[7] Котляр З.А. Структура занятости населения: проблемы совершенствования. М., 1989.-с.84

[8] Кузьмин С.А. Эффективность занятости населения.М.,1990.-с.84

[9] там же, с.74

[10] Базир М.А. Методы и средства политики занятости в Российской Федерации.Самара,2001 с.40

[11] Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России. М.,2001. С.120-139

[12] Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2001.–с.233

[13] Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2001.–с.234

[14] Старовойтова Л.И. Занятость и ее регулирование.  М.,2001. с.126-128

[15] Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2001.–с.235

[16] Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" (с изменениями от 12 ноября 1999 г., 20 декабря 2003 г.)

[17] Юрьева Т.В. Социальная экономика.–М.: Дрофа, 2001.–с.235

[18] Коровкин А.Г. Оценка сбалансированности спроса и предложения на российском рынке труда//Проблемы прогнозирования.–2002.–№7.–с.68

[19] Там же, с.69.

[20] Бреев В.Д. Рынок труда: некоторые аспекты анализа и прогноза.//Проблемы прогнозирования.–2002.–№2.–с.52

[21] Бреев В.Д. Рынок труда: некоторые аспекты анализа и прогноза.//Проблемы прогнозирования.–2002.–№2.–с.55

[22] Бреев В.Д. Рынок труда: некоторые аспекты анализа и прогноза.//Проблемы прогнозирования.–2002.–№2.–с.57

[23] Бреев В.Д. Рынок труда: некоторые аспекты анализа и прогноза.//Проблемы прогнозирования.–2002.–№2.–с.62