План


Глава 1. Гиппократ – основоположник клинической медицины……………....3

Глава 2. Основная заслуга учёных в античное время в развитии естественных наук.……………………… ……………………………………………..6

Глава 3. Законы естествознания ……………………..…………………………..9

       3.1.Третий закон диалектики…………………………………………...9

       3.2. Геогенетический закон …………………………………………..10

Список литературы…………………………………………………………….12






















Глава 1. Гиппократ – основоположник клинической медицины.

Гиппократ родился в 460 году до н. э. и жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. Один из основоположников античной медицины. За свой огромный вклад в развитие медицины Гиппократ был наречён отцом медицины.

Родился он в городе Меропис, на острове Кос. Отец Гиппократа происходил из рода асклепиадов (врачей). Он же и был первым учителем Гиппократа в области медицины. Но Гиппократ не ограничился знаниями, приобретёнными у своего главного наставника. Став после смерти своих родителей странствующим врачом - периодевтом (в их обязанности в частности входило лечение бедного населения) он много путешествовал по многим греческим городам, а также Малой Азии. Это дало возможность Гиппократу иметь обширную врачебную практику и накопить большой опыт, обобщенный им в виде медицинских сочинений. Часть этих сочинений дошла до нашего времени в так называемом "Гиппократовом сборнике". С особым уважением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии.

Вообще вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решён. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и все они со временем оказались анонимными. Первый сборник трудов древнегреческих врачей был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа в III в до н. э. в знаменитом александрийском хранилище рукописей. По велению Птолемея со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Среди 700 тысяч свитков было 72 медицинских сочинения, написанные по-гречески. Все они были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей Древней Греции классического периода. Около 300 до н. э.  медицинские рукописи были объединены в "Гиппократов сборник". Таким образом александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и других греческих врачей живших в V - III  века до н. э.

Гиппократ скончался по одним источникам в возрасте 83, а по другим - 104 лет. Похоронен в Лариссе Фессалийской. Местные жители очень чтили его могилу и ещё во II в н. э. показывали путешественникам.

Причину болезни Гиппократ видел в самой природе (влияние богов он не исключал, да это было бы и опасно для того времени). В книге "О воздухах, водах и местностях" он писал: " Однако всякая (болезнь) из них имеет свою собственную природу, и ничто не делается вне природы. И далее: "... вообще, врачу следует по своему благоразумию идти навстречу наступающим болезням, природным расположениям, временам года и возрастам и все напряженное разрешать, а все ослабленное - укреплять, ибо таким путем лучше всего прекращается страдание, и в этом, по моему мнению, заключается лечение". Он придерживался такого принципа: противоположное лечится противоположным. В то же время он отметил, что в одних случаях причиной заболеваний являются эпидемии, в других - образ жизни, поэтому подход врача при лечении больных не может быть одинаковым. Главным принципом выдвинутого им лечения  было: "Приносить пользу или не вредить"..

Наиболее законченным и зрелым произведением Гиппократа является "Прогностика", где он показал себя выдающимся врачом-исследователем. Это вполне объяснимо, так как для решения вопросов прогноза необходимо быть не только хорошим диагностом настоящего состояния больного, но и на основе клинического течения болезни предвидеть дальнейший ее ход. И не случайно в начале работы Гиппократ пишет: "Мне кажется, что для врача самое лучшее позаботиться о способности предвидения. В самом деле, когда он будет предузнавать и предсказывать у больных и настоящее, и прошедшее, и будущее,  всё то, что больные опускают при своём рассказе, то, конечно, ему будут верить, что он больше знает дела больных, так что с большей доверчивостью люди будут решаться вручать себя врачу. А задача лечения наилучше будет совершаться, если он из настоящих страданий предузнает будущие". В этой книге Гиппократ не только указывает на необходимость точного определения для прогноза различных симптомов (изменения лица, глаз, цвета кожи, потливость, положение больного, характер дыхания и пульса; температура кожных покровов, характер пищеварения и выделения). Он отмечает прежде всего значение сочетания симптомов для верного прогноза.

Велики заслуги Гиппократа в становлении деонтологических принципах зарождающейся научной медицины. После смерти ученого прошло более 23 веков, и если о специальных работах великого грека, к сожалению, знают не многие врачи, то о принципах клятвы Гиппократа, например, знает почти всё население. В период становления научной медицины "клятва" явилась своеобразным уставом нового поколения врачей, порвавших связи с храмовой медициной жрецов. Но одновременно она объединяла врачей того времени в борьбе со знахарями, лжеврачами, шарлатанами. Положение этой "клятвы": "... направлять режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от  причинения всякого вреда и несправедливости" остаётся незыблемым в настоящее время. В наш век, когда раздаются голоса о дегуманизации медицины, особенно актуально звучат слова "клятвы" о врачебной тайне: "Чтобы при лечении - а также без лечения - я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной".

Говоря о необходимости профессиональной подготовки хирурга и вреде невежд в этой области, великий ученый писал: "А стыдно через операцию не достигнуть того, чего желаешь". В подготовке хирурга он основное внимание уделял не технической стороне проведения операции, а диагностическому процессу в деятельности врача. "Только тот кто будет иметь знания признаков правильно приступит к хирургии".






Глава 2. Основная заслуга учёных в античное время в развитии

естественных наук

История развития естествознания тесно связана с историей развития общества, развитием производительных сил и производственных отношений. В истории развития общества известны четыре типа производственных отношений, которым отвечают четыре общественных строя, последовательно сменявших друг друга (рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социальный). Выделяют четыре периода в развитии естествознания:

1.    Подготовительный (рабовладельческое общество 8 -1 вв. до н.э.)

2.    Механистический (феодальное общество (средневековье) 1-17 вв. н.э.)

3.    Новое время (капиталистическое общество 18 – 19 вв.)

4.    Новейшее время (социалистическое общество 20 век)

Становление естественных наук относится к периоду рабовладельческого общество (античное время), наиболее грубой формы эксплуатации, при которой рабы являлись собственностью владельцев на средства производства. Научные исследования осуществлялись в основном аристократами, для которых ручной труд был неприемлем, поэтому «опытное дело» не находило широкого распространения. Исследования шли в направлении теоретических разработок. Строились гипотезы и разрабатывались теории, из которых не все в последствии нашли подтверждения в VII-VI вв. до н.э. Научными центрами были Греция, Египет, Индия и Китай. Наибольшее развитие получили такие науки как механика и астрономия.

Позднее начала выделяться физика, химия (в первоначальной её форме алхимия), биология. Анатомия, медицина и другие науки находились в самом зачатом состоянии. В VI веке до н.э. Пифагор Самосский высказал гипотезу о шарообразной форме Земли и внёс большой вклад в развитие математики и физики. Левкипп (500-440 гг. до н.э.) и Демокрит (460-350 гг. до н.э.) создали гипотезу атомического строения материи.

Появление алхимии в VI веке до н.э. было вызвано рядом причин как социального, так и идеологического характера. К их числу можно, прежде всего, следует отнести повышение спроса на благородные металлы, вызванное расширение торгового обмена и частичным понижением продуктивности старых золотоносных месторождений.

Механика возникла в связи с развитием городов, военного дела, мореплавания, земледелия, а также для решения таких задач, как искусственное орошение в Египте.

В 4 тысячелетии до н.э. в долине больших рек развивается строительство оросительных систем. При их сооружении использовались землемерные инструменты и измерительные приспособления. В Египте сооружаются пирамиды. При их расчётах египтяне использовали различные астрономические познания и сведения из геометрии. Большое развитие получает греческая медицинская школа под руководством отца медицины Гиппократа.

В первой половине VI века до н.э. Архип Таренский вводит математику и механику. Предложенные им математические расчёты был расширены Архимедом. Архимед заложил основы статики и гидростатики. Он ввёл понятие «центр тяжести», «статический момент», «вес» и вывел основной закон гидростатики – «закон Архимеда». В сочинениях Аристотеля излагаются представления и кинетической энергии и распространении света. Дано верное толкование распространения звука в воздухе, объяснено явление эхо как отражение звука от препятствий. Аристотелем впервые разработал классификацию животных и описал условия их жизни.

Аристарх Самосский (IV-III вв. до н.э.) высказал гипотезу о движении Земли по кругу, в центре которого находится Солнце. Свои наблюдения за Солнцем он сообщил в трактате «Псаммит» и в работе «О размерах и расстояниях до Солнца и Луны». Церковь преследовала Аристарха Самосского за безбожье. Он был казнён, а работы были подвержены сожжению.

В начале III века до н.э. Теофраст из Ереса заложил основы минерологи. Герафий из Ханкелона разработал основы анатомии. Во второй половине 3 тысячелетия до н.э. появляется первый египетский учебник по хирургии. В 2296 году до н.э. появилась первая запись в китайском каталоге, регистрирующая наблюдения за кометами. В 2200 году до н.э. составлен шумерский сборник врачебных рецептов. В это же время китайские астрономы рассчитали периоды солнечного и лунного затмений. В I веке до н.э. Тит Лукреций Кар составил модель Вселенной, в которой утверждал, что Вселенная, как атомы, «вечна и бесконечна, находится в постоянном движении».

В I веке до н.э. начался распад рабовладельческого общества. Это связано с тем, что ручной труд рабов был малопроизводительным и неэффективным. На смену ручного труда шло ремесленное производство. Возникли противоречия между производительными силами и производственными отношениями.  Это несоответствие и привело к разрушению системы рабовладельческого строя. Со стороны рабовладельцев усиливалось физическое насилие. Рабов на тяжёлых работах заставляли работать по 18 часов в сутки. Это привело к восстаниям (74-72 гг. до н.э восстание Спартака). Восстание рабов было жестоко подавлено, но и рабовладельческие колонии прекратили своё существование.

Уже на первом этапе возникновения науки были поставлены глубокие вопросы о строении и происхождении мира, о причине движений, о роли количественных отношений в природе. Было положено начало теоретическому анализу природы, разработке научной картины мира. В этих первых попытках много наивного, фантастического и ложного, отсутствует проверка гипотез и представлений опытом. Но уже высказана четкая идея о вечности материи, о развитии мира в силу естественных причин, построены первые модели Вселенной.








Глава 3. Законы естествознания

Для понимания сущности законов развития материального мира рассмотрим понятие «закона» вообще. Закон выражает  общие, относительно устойчивые и повторяющиеся связи реального мира, которые при наличии соответствующих условий определяют характер, направление и результат развития. Из определения следует, что одним из важнейших признаков закон является относительная устойчивость и постоянство выражаемых им отношений.

Устойчивость и постоянство связей, характеризующих закон, проявляются в его повторяемости при наличии соответствующих условий.

 Различают законы природы и законы общества. Закон природы существуют более длительное время, чем закон общества. Изучив законы природы и различные условия, которых они проявляются и действуют, человек получав возможность управлять естественными природными процессами. Познав законы развития общества, люди могут влиять на ход исторических событий.



3.1. Третий закон диалектики

Фридрих Энгельс в 1886 году издал свой труд под названием «Диалектика природы», который посвятил разработке важнейшим проблем в развитии естественных наук. Изучение истории развития естествознания и философских подходов к объяснению существования материи, позволили ему обосновать существование ряда законов, которые были названы законами диалектики.

К ним относятся: закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания отрицания, закон о развитии материального мира по спирали; закон перехода количественных изменен в качественные. Законы диалектики конкретно проявляются через частные Законы развития конкретных процессов и явлений.

Третьим законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные: «Движение и изменение в природе и обществе представляют собой не только перемещение, но и количественный обмен энергией между телами, приводящие к качественным преобразованиям материи, ее развития, возникновения нового ещё, не бывшего».

Всякий предмет, ветхое явление на определенном этапе развития обязательно наделено определенными количественными значениями и качественными характеристиками. Стоит количественным изменениями выйти за пределы границ системы, как они превращаются в качественные. Такое превращение или переход от одного качества к другому принято называть скачком. Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные изменения до поры до времени остаются незаметными. Постепенно накапливаясь, они внезапно могут привести к качественно новому содержанию.

Например: мутация генов, постепенно накапливаясь, может привести к появлению совершенно нового вида; незаметно подкрадывается к человеку старость; коварна граница перехода от простого употребления алкоголя наркотика до развития наркомании и алкоголизма, постепенное загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем катастрофического уровня.

Понятие качество выражает специфику, своеобразие больших и малых груш: предметов. Для установления качественных границ в природе используется метод классификации животного и растительного мира, технических устройств, профессий, наций и народностей.

Вместе с тем качественное разнообразие мира не является застывшим раз и навсегда, оно подвижно и по мере увеличения количественных изменений изменяются и качественные характеристики природных систем.



3.2. Геогенетический закон внутреннего развития системы

В сфере закономерностей развития есть как бы два ряда - эволюционно-исторический и собственного развития индивидуальных систем, т. е. филогенетический и онтогенетический в биологической трактовке. Э. Геккель сформулировал биогенетический закон: онтогенез всякого организма есть краткое и сжатое повторение филогенеза данного вида, т. е. индивид в своем развитии повторяет (в сокращенном и закономерно измененном виде) историческое (эволюционное) развитие своего вида. Д.В. Рундквист открыл геогенетический закон: минералогические процессы в короткие интервалы времени как бы повторяют (в измененном виде, со своими "акцентами") общую историю геологического развития, или, другими словами, геологические процессы развития однонаправлены во всех масштабах геоэволюции (общей эволюции Земли, в рамках геологического мегацикла, тектономагматического цикла и т. п.). Например, при извержении вулканов происходит превращение пород магматических в метаморфические, метаморфических – в осадочные.




















Список литературы:

1.           Горелов А.А. Концепция современного естествознания. – М.: Центр, 2003.-208с.

2.           Дубнищева Т.Я. Пигарёв А.Ю. Современное естествознание: Учебное пособие. – М.: Маркетинг, 2000. – 160с.

3.           Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: Логос. 2003. – 368с.

4.           Концепция современного естествознания: Учебник. - Ростов-н/Д: Феникс, 2000. – 576с.

5.           Рузавин Г.И. Концепция современного естествознания. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 287с.

6.           Сверлова Л.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – Хабаровск: РИЦ ДВГМУ, 2003. – 290с.

7.           Скопин А.Ю. Концепции современного естествознания: учебник. – М.: Проспект, 2003. – 382с.

8.           Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания: Краткий курс лекций. – М.: Юрай-издат, 2003. – 221с.