Клички и дразнилки
Очень часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда наших детей называют как угодно, только не тем именем, которое дали им при рождении родители Повезло, если их называют кличками необидными, а иногда даже лестными: "Босс", "Доктор", "Проныра". Но, к сожалению, многим приходиться именоваться "Очкариками", "Толстяками", "Вонючками" и т. п. Взрослым эти клички могут казаться просто забавными, но дети к ним относятся очень серьезно. Такая ситуация случилась в нашей группе.
В результате работы по исследованию межличностного общения в группах старшего дошкольного возраста выяснилось, что большинство детей испытывают трудности во взаимоотношениях друг с другом.
Клички могут многое сказать ребенку о социальном статусе, дружбе, морали и взрослом мире. Дети в возрасте от 5 до 15 лет создают свои особые тайные сообщества, в которых клички могут выполнять очень важные социальные функции.
Одна из главных причин присвоения друг другу кличек состоит в желании отделить "своих" от "чужих". Детей, у которых нет кличек, считают личностями слишком незначительными, чтобы с ними возиться. Они обычно непопулярны и часто бывают изолированы от остальной группы. Иметь кличку - это значит обладать каким-либо качеством, заслуживающим внимания сообщества, даже если это внимание будет не совсем приятным. Поэтому бывает лучше носить кличку.
Клички "Жиртрест" или "Дебил" используются лидерами групп, чтобы показать, какими не следует быть. Обладатели этих кличек являются ходячими примерами нарушения стандартов или норм данной группы. Групповые нормы - это попытки детей усваивать нормы общества, в котором они живут. С помощью кличек дети громко объявляют, что приемлемо в их сообществе, а что нет. Любое поведение, стиль одежды или физическое качество, не отвечающие установленным в группе стандартам, могут стать причиной присвоения клички. Таким образом, когда дети называют кого-либо "Вонючка", "Прыщ" или "Горбоносый", они стараются усвоить принятые у взрослых нормы чистоты и внешнего вида.
Прозвища выражают также своего рода классовое сознание детей, обособленность своей группы от всего общества и обладание скрытыми знаниями. Клички, понимаемые только в небольшом кругу друзей, делают посторонними всех, кто не понимает их значения. В некоторых случаях клички передают секретную информацию, которая может быть неизвестна детям, к которым эти клички относятся. Клички помогают детям создавать социальную реальность, которую они затем берут с собой во взрослую жизнь.
Ведь старший дошкольный и предподростковый возраст – это сенситивный период для обучения коммуникативным навыкам. Для развития социального “я” ребенка эти навыки важны.
Если мы спросим ребенка, зачем его дразнят, то часто услышим типичный ответ: они меня хотят довести!
Этим объясняется тема беседы с детьми. В группе 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Основная цель беседы: создание условий для оптимизации общения в сфере «ребенок — ребенок»
Структуру беседы можно представить в виде последовательных этапов.
1. Разогрев детей, то есть упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей.
2. Создание проблемной ситуации по теме занятия посредством использования рассказывания сказки.
3. Дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, где психолог является организатором дискуссии и приводит детей к необходимости обобщения сказанного, то есть к решению проблемы.
4. Рисование по теме (с диагностической либо профилактически коррекционной целью).
В конце занятий организуется выставка детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы с психологом.
Начало беседы
Разогрев — упражнение «Дождик». Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе. Психолог: Набежали тучки, и пошел дождик... Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик усиливается, капли падают чаще, чаще... Настоящий ливень!
Дискуссия
Психолог. Ребята, только что мы с вами играли в игру «Дождик». Дождик у нас действительно получился как настоящий: капель много, падают они часто-часто — настоящий ливень! Каждый из вас был отдельной капелькой, а все вместе вы стали бурным ливнем, который смочил всю землю, дал напиться цветам, травам и деревьям!
Далее дети отвечают на вопросы:
· А одна капелька смогла бы это сделать?
· А один человек может прожить на свете?
· А если у него есть друзья и близкие?
· А как вы думаете, кому легче и интереснее жить — человеку одинокому или человеку, у которого есть друзья? Почему?
· Что такое дружба?
· Чем она помогает людям?
· Каким нужно быть, чтобы с тобой хотелось дружить?
· А каким — не нужно?
· А у вас есть друзья? Какие они?
Психолог делает краткий пересказ отрывка из книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья».
«Однажды в магазин «Овощи-фрукты» из далекой южной страны доставили много ящиков с апельсинами. Когда их стали открывать, оказалось… Так у Чебурашки появилось имя. И у каждого человека есть собственное имя».
Дискуссия
Дети работают с вопросами.
· Бывают ли люди, у которых нет имен?
· А для чего нужны имена?
· А кто еще имеет имена?
Упражнение «Имена»
Ведущий. Имена есть и у всех нас. Меня, например, зовут Анна Сергеевна. А как вас зовут? Давайте по команде «Раз, два, три! Имя назови!» – хором назовем каждый свое имя! Дети выполняют задание.
Упражнение «Ласковое имя»
Ведущий просит каждого ребенка по кругу произнести то ласковое имя, которое ему нравится, а остальные дети хором должны вслед за ним произнести его с такой же интонацией.
Рисунок «Я и мое имя»
Дети рисуют на специальных тонированных разноцветных листах, которые готовит ведущий, а ребенок выбирает тот цвет, который ему нравится. После выполнения задания следует обсуждение, затем дети имеют возможность дорисовать то, что хочется.
Анализ беседы.
Цель беседы - создание условий для оптимизации общения в сфере «ребенок — ребенок». Реализация этой цели возможна при решении таких задач, как гармонизация осознания собственного имени, осознание положительных и отрицательных качеств личности.
Исходя из этого, были выбраны такие методы и приемы работы:
- ассоциативный прием (одна капелька – один человек, ливень – человек и его друзья);
- создание проблемной ситуации;
- дискуссия;
- игры-упражнения на осознание собственного имени;
- метод рисуночной терапии.
В беседе дети пришли к выводу о том, что одному человеку на свете плохо, что с друзьями «можно вместе играть, о чем-то попросить».
«Дружить лучше с тем, кто добрый, веселый, не обзывается, не дерется, не хвастается».
Не нужно быть «злым, драчуном, жадным, ябедой».
Обобщение ответов детей позволило подвести их к осознанию положительных и отрицательных качеств личности – решение второй задачи.
Подбор и проведение активных игр-упражнений с проработкой имени позволило решить первую задачу. Рисунок имени использовался как психокоррекционный метод, для закрепления достигнутого эффекта на занятии, кроме того, после анализа рисунков, с тремя детьми было решено провести индивидуальную работу.
Список литературы
1. Запорожец А.В., Усова А.П. «Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольников», М.: Педагогика 1965г.
2. Дубровина И.В. «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми», Москва 2001г., 160с.
3. Смирнова Е.О. «Детская психология», Москва 2003 г., 368с.
4. Стрелкова Л.П. «Уроки сказки», Москва 1989г., 162 с.
5. Шаграева О.А. «Детская психология», Москва 2001г., 368 с.