1. Оценка уровня качества продукции

 

Для того чтобы удовлетворить постоянно повышающиеся требования потребителей, правление качеством следует осуществлять на базе совокупности научно обоснованных принципов, при этом все их можно подразделить на общественные и специальные.

За рубежом единство в принципах управления качеством практически отсутствует. Все они, как правило, носят не методологический, а скорее прагматический характер. Чаще всего это установки или постулаты по формированию поведения менеджеров в плане достижения целей в области качества. Иллюстрацией могут служить постулаты, рекомендованные известным американским специалистом по управлению качеством Э. Демингом. В книге «Качество, продуктивность, конкурентоспособность» (1982) свою концепцию требований и поведения менеджеров он отразил в 14 постулатах, сущность которых сводится к следующему:

1.     Постоянной целью деятельности должно являться улучшение качества продукции и услуг;

2.     Не должно допускаться ни одного дефекта в любой сфере деятельности;

3.     Требовать от поставщиков исходя из используемых статистических методов гарантий качества поставляемых видов продукции;

4.     Не заключать контракты на поставку продукции, ориентируясь на низкие цены;

5.     Изготовитель должен обнаруживать проблемы с качеством и решать их;

6.     Обучаться должны все работающие на предприятии;

7.     Использовать новые методы управления;

8.     Не допускать у работающих боязни ответственности за ошибки в работе;

9.     В деятельности отделов не должно быть никаких барьеров;

10.            Не использовать в организации работ призывы и лозунги, не подкрепленные реальными действиями;

11.           Не оценивать количественными нормами деятельности никого из работающих;

12.           Устранять все причины, уменьшающие у работающих чувства уважения и гордости к своей квалификации;

13.           Поощрять стремление к обучению, повышению образования и к самообразованию;

14.           Руководители высшего звена должны четко устанавливать свои обязательства в области качества.

Сущность всей концепции Э.Деминга можно представить как треугольник, вершинами которого являются: все – одна команда (постулаты 8-9), одержимость качеством (постулаты 1-6, 12-14), научный подход к управлению качеством (постулаты 7, 10-11).

Э. Деминг отмечает пять «смертельных» недостатков, которые присущи многим американским менеджерам фирм и которые обусловливали неудачи в области качества:

1)    отсутствие постоянных целей;

2)    ориентация на получение сиюминутной выгоды;

3)    ежегодные оценки деловых качеств работников;

4)    высокая текучесть руководящих работников высшего звена;

5)    ориентация руководства на очевидные количественные показатели.

Для рассмотрения общесистемных принципов управления качеством необходимо заметить, что главным общим принципом (базовым, основополагающим) исходным принципом является то, что системное управление качеством (как и целевая система качества) должно и может быть только органической составной частью системного управления всем предприятием (соответственно всей системы управления предприятием). Естественно, что система качества не может функционировать отдельно, без взаимосвязи и взаимодействия со всеми другими системами управления. Поэтому прежде всего при управлении качеством могут быть использованы объективные общие принципы управления производством (сбалансированного демократического централизма, сочетание единоначалия и коллегиальности, ответственности, материального и морального стимулирования, делигирования полномочий, заинтересованного и активного участия работников в управлении, преемственности и др.)[1].

Наряду с этим целесообразно применительно у апрвлению качеством руководствоваться основными общесистемными принципами управления, к которым следует отнести:

v целенаправленность, реализуемую формированием соответствующих подсистем для достижения поставленных целей;

v делимость, достигаемую декомпозицией формируемой системы на подсистемы на подсистемы и элементы;

v иерархичность, реализуемую формированием многоуровневой структуры системы с учетом делегирования полномочий на соответствующий уровень управления (отдела, цеха, участка, бригады и т.д.);

v комплексность, достигаемую взаимной увязкой всех формируемых подсистем, элементов, стадий жизненного цикла продукции, иерархических уровней и всего комплекса организационных, экономических, социальных, научно-технических, производственных и других мероприятий, используемых при управлении качеством;

v взаимодеятельность, реализуемую посредством осуществления взаимосвязей формируемых систем управления качеством со всеми другими системами управления предприятием (установлением приоритетности одних целей по отношению к другим или принятием взаимосвязанных целей по отношению к другим или принятием взаимосвязанных целей нескольких систем, осуществлением взаимосвязанных процессов их достижения);

v замкнутость общих функций управления качества (замкнутость управленческого процесса), реализуемую выполнением в системе, подсистемах и элементах полного общефункционального цикла, включая прогнозирование и планирование, организацию, координацию работы и т.д.;

v систематичность, определяющую постоянное выполнение всех работ по управлению качеством, их долговременность и длительность действия;

v преемственность, которая должна проявляться как при создании системы, так и при ее функционировании и совершенствовании.

К перечисленным общесистемным принципам следует добавить принцип простота и доходчивости, который необходимо реализовать для понимания каждым работающим всего, что касается управления качеством и обеспечения конкурентоспособности не только продукции, но и предприятия в целом. В условиях рынка это крайне важно.

В любом случае как главный (базовый) принцип системного управления качеством, так и все общие, а также общесистемные принципы предопределяют состояние целевой  системы управления качеством и наличие в ней соответствующего комплекса подсистем и их компонентов: во-первых, элементов входа, и во-вторых, объекта (управляемой подсистемы) и субъекта (управляющей подсистемы) системы. Применительно к системе компонентами входа могут быть цели, политика и обязательства в области качества и конкурентоспособности продукции, а также внешние условия, которые влияют на систему.

Цели, формируемые менеджерами высшего звена, ориентируют на получение конечного результата системного управления качеством. Их необходимо выражать как в качественном, так и в количественном виде. Наиболее предпочтительном видом является количественный, который точно определяет критерии достижения целей (завершенность, сроки, ресурсы)[2].

Методы оценки качества продукции

Дифференциальный метод оценивания уровня качества продукции


Дифференциальным называется метод, основанный на сравнении единичных показателей качества рассматриваемого образца продукции с такими же показателями качества базового образца.

Базовое значение показателя качества продукции – это значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке её качества. Выбор базового образца осуществляется в зависимости от цели оценки уровня качества рассматриваемых образцов. В случае, когда целью оценки является принятие решения по результатам испытаний в соответствии с нормативно-техническим документом, согласно которому оцениваемая продукция производится, тогда в качестве базовых показателей используются показатели данного стандарта. Если необходимо оценить качество с точки зрения потребителя, то базовым является наиболее конкурентоспособный образец из рассматриваемых.

Используются два метода сравнения показателей качества продукции:

По квалиметрической шкале интервалов, когда из i-го значения показателя рассматриваемой продукции Рi вычитается i-е значение показателя качества базового образца Рi б.

По квалиметрической шкале отношений, в этом случае определяют показатели качества К0


К0 = Рi / Рi баз     (1)


К0 = Рi баз / Рi      (2)


где Рi –  значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;

Рi баз – значение i-го базового показателя;

i – количество показателей качества продукции.

Выбирают ту формулу, при которой увеличение относительного показателя соответствует повышению качества продукции.

Относительные значения показателей качества не должны отличаться от единицы в обе стороны более, чем на 20% (0,8< Ki <1,2), поскольку в этих пределах влияние изменения действительного значения показателя Рi на величину относительного изменения показателя Кi будет примерно одинаковым при использовании формулы 1 или 2. Далее точки наносят в системе координат: по оси абсцисс – значения показателя Рi, по оси ординат – оценки показателя Кi; определяют тенденцию изменения зависимости в интервале между главными точками и строят график. При использовании вычислительных машин кривые необходимо аппроксимировать подходящими аналитическими функциями[3].


Комплексный метод оценки уровня качества продукции

Комплексный метод оценки уровня качества продукции осуществляется с использованием комплексных (обобщенных) показателей качества.

Следует обратить внимание, что комплексная оценка не даёт представления об отдельных свойствах продукции; комплексные показатели можно получать при разном сочетании единичных показателей. Поэтому комплексные показатели должны дополнять, а не заменять отдельные показатели качества.

Комплексный показатель характеризует совокупность взаимосвязанных свойств (сложное свойство) из всего множества свойств, образующих качество продукции и выражается одним числом, что позволяет на практике сравнивать большое число показателей качество продукции с таким же количеством базовых показателей. Он отражает такую совокупность свойств продукции, по которой принято решение оценивать качество продукции. Комплексные показатели определяют для усечённого и иерархического «деревьев» свойств качества.

С точки зрения оценивания качества, качество представляют в виде иерархической структуры «деревьев свойств». На самом низком (нулевом) уровне «иерархического дерева свойств» находится качество как обобщённое комплексное свойство продукции, на самом верхнем – простые единичные свойства.

Построение «иерархического дерева качества» начинают с составления перечня единичных показателей качества (единичных свойств), которые могут оказаться существенными для решаемой задачи оценивания качества.

В «дерево свойств» не следует включать показатели, находящиеся в функциональной зависимости с другими показателями «дерева». Выбор единичных показателей качества обосновывают.

После составления списка показателей, их объединяют в группы по характеризуемым свойствам: назначения, технологичности, безопасности и другие[4].

Экспертный метод ранжирования

Коэффициенты весомости показателей качества, требующиеся для определения комплексных показателей качества в усечённом дереве свойств, определяются экспертным методом ранжирования.

Экспертные методы применяются при решении следующих задач:

·                   Формулирование и уточнение цели оценки качества продукции;

·                   Разработка классификации продукции и потребителей;

·                   Построение иерархической структурной схемы показателей качества;

·                   Определение коэффициентов весомости показателей;

·                   Определение базовых значений показателей и другие.

Применение экспертного метода предполагает соблюдение следующих условий:

·       экспертная оценка производится в случае невозможности использования более объективных методов для решения вопроса;

·       мнения экспертов должны быть независимыми;

·       формулировка вопросов, поставленных перед экспертами, должна исключать возможность различного толкования;

·       эксперты должны быть компетентны в решаемых вопросах;

·       количество экспертов должно быть оптимальным;

·       ответы экспертов должны быть однозначными и обеспечивать возможность их математической обработки.

К недостаткам экспертного метода следует отнести присущий ему субъективизм, а также явление конформизма – влияние преобладающего в группе суждения на мнение эксперта.

Сущность экспертного метода ранжирования. Ранжирование предполагает расстановку объектов измерений или показателей качества в порядке их предпочтения или важности. Для этого экспертам предлагают проранжировать (упорядочить) параметры в порядке возрастания важности, то есть минимальный ранг аij = 1 получает наименее важный показатель, следующий, наименее важный из оставшихся, получает ранг аij = 2 и так далее. Наиболее важному показателю присваивается ранг n. Часто в процессе экспертного опроса возникает ситуация, когда эксперт не может провести чёткого разграничения между двумя или несколькими членами ряда. В таком случае вводятся «связанные ранги». Степень согласованности экспертов (коэффициент конкордации W) определяется по результатам ранжирования[5].


  2. Международные стандарты финансовой отчетности предприятий


Международные стандарты носят рекомендательный характер и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании. Но поскольку МСФО это, по сути, обобщенная практика учета наиболее развитых учетных систем в мире (американской и европейской), то совершенно очевидно, что их слепое копирование зачастую может негативно сказаться на национальной практике бухучета. Поэтому принципиальной основой перехода на международные стандарты, прежде всего, должно быть признание общих Принципов подготовки и составления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements).

Принципы подготовки и составления финансовой отчетности сформулированы в виде отдельного документа. Данный документ не является стандартом и не содержит обязательных требований и рекомендаций. Если какие-нибудь положения стандартов противоречат Принципам, то применяются положения стандарта. В то же время, по мнению КМСФО, при разработке будущих и пересмотре существующих стандартов число расхождений будет последовательно уменьшаться.

В соответствии с Принципами «цель финансовой отчетности состоит в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений». К пользователям финансовой отчетности Принципы относят инвесторов, работников, займодавцев, поставщиков и других торговых кредиторов, покупателей, правительства и их органы, общественность.

Помимо целей, концептуальные основы определяют общие принципы составления финансовой отчетности, правила признания и оценки отдельных элементов финансовой отчетности. Общие принципы международных стандартов были приняты Правлением в апреле 1989 г. и их можно разделить на 2 группы: основополагающие допущения и качественные характеристики информации.

Международные стандарты основаны на 2 основных допущениях:

-         Метод начисления (accrual basis) означает, что хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств и их эквивалентов. Таким образом, операции будут учитываться в том отчетном периоде, в котором они возникли. Данный принцип дает возможность получить объективную информацию о будущих обязательствах и будущих поступлениях денежных средств, т.е. позволяет прогнозировать будущие результаты предприятия. Возможное неполучение части объявленных к получению денежных средств может корректироваться своевременным начислением резерва на сомнительные долги за счет уменьшения финансовых результатов отчетного периода.

-         Непрерывность деятельности (going concern) предполагает, что предприятие продолжит свою деятельность в обозримом будущем. А поскольку у предприятия нет намерения ликвидироваться или существенно сокращать масштабы деятельности, то его активы будут отражаться по первоначальной стоимости без учета ликвидационных расходов. В противном случае финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и эта основа должна быть раскрыта.

Для того чтобы информация могла использоваться на международном уровне, она должна отвечать следующим качественным характеристикам:

-         Понятность (understandability) информации означает, что она доступна для понимания пользователям, обладающим достаточными знаниями в области бухгалтерского учета. Следует отметить, что информация о сложных вопросах, требующая раскрытия в финансовой отчетности не должна исключаться только из-за того, что она может не отвечать требованию понятности для некоторых пользователей;     

-         Уместность или значимость (relevance) информации предполагает, что она будет влиять на экономические решения пользователей. Уместность информации определяется ее характером и   существенностью. В одних случаях характера информации достаточно для ее раскрытия, независимо от существенности. В других случаях большое значение имеет существенность, когда пропуск или искажение информации может повлиять на экономические решения пользователей отчетности.

-         Надежность или достоверность (reliability) информации имеет место в том случае, если она не содержит существенных ошибок и искажений и является беспристрастной. Достоверная информация должна удовлетворять следующим требованиям:

-         Правдивое представление (faithful representation) – информация должна правдиво раскрывать хозяйственные операции в финансовой отчетности;

-         Приоритет содержания над формой (substance over form) – информация должна принимать во внимание, прежде всего, экономическую сущность фактов хозяйственных операций, а не юридическую форму;

-         Нейтральность (neutrality) т.е. ненацеленность информации на интересы определенных групп пользователей;

-         Осмотрительность (prudence) – это очень важное требование, которое заключается в консервативной оценке активов и пассивов. Активы и доходы не должны быть переоценены, а обязательства и пассивы недооценены, т.е. активы отражаются по наименьшей из возможных оценок, а обязательства – по наибольшей. Иными словами, учитываются потенциальные убытки, а не потенциальные прибыли;

-         Полнота (completeness) – в отчетности должны получить отражение все существенные с точки зрения пользователей отчетности факты хозяйственной деятельности за отчетный период.

-         Сопоставимость или сравнимость (comparability) информации должна обеспечивать сопоставимость данных финансовой отчетности, как с предшествующими периодами, так и по отношению к другим компаниям. Это означает, необходимо раскрывать все изменения в учетной политике таким образом, чтобы данное требование выполнялось.

Международные стандарты устанавливают определенные ограничения уместности и надежности информации:

-         Своевременность (timeliness) связана с необходимостью должного соотнесения надежности и уместности информации. С одной стороны, для соответствия требованию уместности необходимо полностью собрать информацию по всем имевшимся фактам хозяйственной деятельности. С другой стороны, получение полной и надежной информации может привести к задержке при предоставлении финансовой отчетности и, соответственно, повлиять на уместность информации. Поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание между этими двумя требованиями;

-         Соотношение между выгодами и затратами (balance between benefit and cost) означает, что выгоды от информации не должны превышать затраты на ее получение, причем процесс соотнесения выгод и затрат требует профессиональной оценки;

-         Соотношение между качественными характеристиками (balance between qualitative characteristics) должно быть предметом профессиональной оценки бухгалтера и подчиняться задаче удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

В результате последовательного применения качественных характеристик информации и при условии соответствия бухгалтерским стандартам обеспечивается достоверное и объективное представление отчетности.

Нужно отметить, что ни одна экономически развитая страна в настоящее время не применяет напрямую МСФО, а пользуется своими, национальными стандартами. В полной мере международными стандартами руководствуются только ТНК, для которых применять национальные методы учета каждой страны неудобно. Однако в каждой стране проводится работа по сопоставлению с МСФО национальных стандартов, во многих странах национальные стандарты максимально приближены к международным.[6]

Целью финансовой отчетности по МСФО является предоставление информации о финансовом положении и результатах деятельности компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений. Пользователями финансовой отчетности по МСФО являются следующие семь групп: инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики, покупатели, правительство и его органы, общественность.

В соответствии с МСФО выделяют принципы формирования финансовой отчетности, которые определяют концептуальные основы формирования отчетности. Концептуальные основы не заменяют нормативные акты, а устанавливают лишь общие требования и подходы к формированию информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности. В ряде случаев возможны даже противоречия между нормативными актами и концептуальными основами, в таком случае нормативные акты превалируют над принципами концепции. Концептуальные основы формирования бухгалтерской отчетности существуют, практически, во всех странах.

Элементами финансовых отчетов называются финансовые операции, сгруппированные в классы в соответствии с их экономическими характеристиками. Эти элементы необходимы для оценки финансового положения и финансовых результатов деятельности организации.

Классификация элементов финансовых отчетов выглядит следующим образом.

Активы — это контролируемые организацией ресурсы, использование которых, возможно, вызовет в будущем приток экономической выгоды. Будущая экономическая выгода, воплощенная в активе, — это потенциал, вкладываемый прямо или косвенно в приток денежных средств или их эквивалентов. Будущие экономические выгоды от использования активов могут возникать в тех случаях, когда:

актив используется обособленно или в сочетании с другим активом для производства товаров и услуг, предназначенных для реализации;

актив обменивается на другие активы;

актив используется для погашения обязательств;

актив распределен между владельцами (собственниками) организации.

Многие активы, например счета дебиторов и собственности, связаны с юридическими правами, включая право на владение. Однако при определении существования актива право на владение не является основным. Например, арендуемая собственность является активом, если организация контролирует выгоды, которые должны быть получены от ее использования.

Обязательства — это существующая на отчетную дату реальная задолженность организации, погашение которой вызывает уменьшение экономической выгоды в виде оттока ресурсов, чтобы удовлетворить претензии другой стороны. Обязательства могут возникать в силу действия договора или правовой нормы либо делового договора доверия.

Погашение обязательств может осуществляться различными способами:

оплатой;

передачей других активов;

предоставлением услуг;

замещением данного обязательства другим;

обменом обязательства на собственный капитал;

снятием требования со стороны кредитора.

Существует также будущее обязательство, которое определяется решением руководства организации приобрести активы в будущем и не является причиной для появления настоящего обязательства. Однако в некоторых случаях компания может признать в качестве долга будущие выплаты. Это характерно для тех случаев, когда они базируются на ежегодных закупках или носят постоянный характер. В качестве примера таких обязательств можно привести существующие гарантийные обязательства и отчисления в пенсионные фонды.

Собственный капитал — это остаточный интерес в активах предприятия после вычета обязательств. Иными словами, капитал представляет собой вложения собственников и накопленную прибыль организации.

В балансовом отчете собственный капитал может быть разбит на подклассы. Например, уставный капитал, нераспределенная прибыль и резервы показываются отдельно. Такие классификации могут быть значимы для пользователей финансовых отчетов при принятии решений, так как они являются показателями правовых или других ограничений способности предприятия распределять или иначе использовать собственный капитал.

Финансовый результат организации характеризуется такими элементами:

доходы — это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или увеличения активов, либо уменьшения обязательств, которые в итоге приводят к увеличению собственного капитала (за исключением вкладов владельцев в уставный капитал). Доход включает в себя выручку, полученную в результате основной (уставной) деятельности организации, и доходы, полученные в результате неосновной деятельности. Выручка, полученная от основной деятельности, может фигурировать под различными названиями, такими, как реализация, вознаграждения, проценты, гонорары и рента, — в зависимости от типа предприятия. Примером доходов от неосновной деятельности могут служить доходы от реализации внеоборотных активов и внереализационные доходы от переоценки активов и рыночной стоимости ценных бумаг;

расходы — это уменьшение экономической выгоды в отчетном периоде в форме оттока или использования активов или возникновения обязательств, которые ведут к уменьшению собственного капитала (за исключением распределения собственного капитала между владельцами). Расходы включают в себя затраты и убытки, возникающие в ходе основной деятельности предприятия. К таким затратам относятся затраты на производство продукции (работ, услуг), амортизация и т. п. Убытки могут возникать в результате стихийных бедствий, продажи внеоборотных активов, а также в результате внереализационных операций (допустим, изменений валютных курсов, переоценки активов и т. п.).

Очень важным является вопрос определения критериев признания элементов финансовых отчетов. Признание — включение в балансовый отчет или отчет о прибылях и убытках отдельных статей, отвечающих определению элемента финансовых отчетов. Следовательно, статья может быть признана, если она соответствует следующим критериям:

возможно, что любая будущая экономическая выгода, связанная со статьей, будет поступать в компанию или убывать из нее, т. е. организация получит или потеряет какие-либо будущие экономические выгоды, обусловленные объектом;

статья имеет стоимость, измеряемую с большой степенью надежности и достоверности.

Соответствие между элементами обусловливает взаимосвязь в их признании. Так, признание определенного актива автоматически требует признания соответствующего дохода или обязательства. Существуют два критерия принятия элементов финансовой отчетности.

Первый критерий использует понятие вероятности будущей экономической выгоды. Это понятие соотносится с неопределенностью среды, в которой работает предприятие. При подготовке финансовых отчетов степень неопределенности оценивается исходя из имеющихся данных. Например, если существует уверенность в том, что счета дебиторов будут оплачены и отсутствует возможность противоположного исхода, то эти счета принимаются как активы. Если же есть вероятность неоплаты по большому количеству дебиторских счетов, то в данном случае дебиторская задолженность считается расходом.

Вторым критерием функционирования статьи является наличие стоимости, измеренной с большой степенью достоверности. Использование разумных оценок статей является неотъемлемой частью финансовых отчетов, однако при невозможности дать таковую статья не признается в балансовом отчете или в отчете о прибыли и убытках. Например, ожидаемые доходы, которые, возможно, будут получены в результате удовлетворения законных претензий, могут соответствовать определению как актива, так и дохода. Однако если невозможно дать их оценку с большой степенью достоверности, статья не должна быть принята в качестве актива или дохода, а само существование претензии будет раскрыто в приложениях к отчетности.

Существенным также является вопрос измерения элементов финансовых отчетов. Измерение — это определение денежной суммы, на основании которой элементы финансовых отчетов должны быть признаны и внесены в балансовый отчет и в отчет о прибылях и убытках. Этот процесс включает в себя выбор определенной основы измерения. В качестве последней могут выступать первоначальная, текущая, ликвидационная, реальная стоимости.

Первоначальная стоимость. Активы и обязательства отражаются по исторической стоимости на момент их возникновения.

Текущая стоимость. Активы показываются в отчете по их текущей рыночной стоимости, т. е. в сумме денежных средств, которые могут быть получены в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации. Обязательства отражаются в отчете в сумме денежных средств или их эквивалентов, необходимых для того, чтобы оплатить их в настоящее время.

Ликвидационная стоимость. Активы записываются по сумме денежных средств или их эквивалентов, которые могут быть получены от продажи при ликвидации компании. Обязательства отражаются по первоначальной стоимости.

Реальная стоимость. Активы показываются по дисконтированной стоимости будущих чистых поступлений денежных средств, которые должны обеспечивать возобновление активов при нормальном функционировании организации. Обязательства отражаются по дисконтированной стоимости будущих чистых отчислений денежных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств при нормальном течении бизнеса.

За основу измерений при подготовке финансовых отчетов предприятия принимают первоначальную стоимостью. Обычно она комбинируется с другими оценками. Например, при оценке материально-производственных запасов из двух стоимостей — покупной или рыночной — выбирают меньшую. Ценные бумаги, обращающиеся на рынке, отражаются по рыночной цене, а обязательства по пенсионному обеспечению оцениваются по их реальной стоимости.

 Список литературы


1.     Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: ИНФРА-М, 1998.

2.     Крутов М.Г. Менеджмент систем качества. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1997.

3.     Любушин Н.П., Жаринов В.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 312 с.

4.     Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. - М.: Бератор-Пресс,  2002. – 256 с.

5.     Мишин В.М. Управление качеством. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

6.     Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 1998.

7.     Пашигорева Г.И., Пилипенко В.И. Применение международных стандартов отчетности в России. – СПб.: Питер, 2003. – 176 с. – (Серия «Учебные пособия»).

8.     Радионов В.В. Управление качеством. – Новосибирск: Экзамен, 1996.

9.     Рожнова О.В. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности: Учебное пособие для вузов. Издание второе, переработанное и дополненное./ О.В. Рожнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.

10.                       Терехова В.А. Международные и национальные стандарты учета и финансовой отчетности. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Питер, 256 с.

11.                       Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. – М.: ИНФРА-М, 2002.

12.                       Теплов В.И., Сероштан М.В. Сертификация продукции (товаров). Белгород, 1993.




[1] Радионов В.В. Управление качеством. – Новосибирск: Экзамен, 1996. С. 108-109.


[2] Мишин В.М. Управление качеством. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 38-41.


[3] Крутов М.Г. Менеджмент систем качества. – М., 1997. С. 120-121.


[4] Окрепилов В.В. Управление качеством. М., 1998. С. 152.


[5] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. – М., 2002. С. 256-268.


[6] Любушин Н.П., Жаринов В.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, с. 218