СОДЕРЖАНИЕ

Задание 1. 3

Задание 2. 16

Задание 3. 18

Список литературы.. 19

Задание 1

Какова роль налоговых отношений в системе воспроизвод­ства и распределения стоимости?


Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финан­совых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций — социальной, оборонной, пра­воохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как состав­ная часть экономических отношений налоги (через финансовые отноше­ния) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного раз­вития общества.

То, что налоги, как форма изъятия части первичных доходов хозяй­ствующих субъектов и работающего населения в пользу государства, объективно необходимы, по-видимому, не вызывает сомнения у образо­ванного и законопослушного члена общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций и требо­вать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества.

«Государство, или, точнее сказать, правительство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства», — отмечал основоположник российской финансовой науки Н. И. Тургенев в книге «Опыт теории налогов» (1818 г.). Но каков предел налогового бремени, который можно было бы считать справедливым и предприни­мателю, и гражданину?

По мере развития производительных сил, роста национального бо­гатства совершенствуются и финансовые отношения в обществе по поводу образования, распределения и использования доходов участ­ников общественного производства — хозяйствующих субъектов, на­емных работников и государства. Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость создан­ного в стране ВВП (рыночная стоимость всех товаров и услуг за вычетом материальных затрат). ВВП включает оплату труда и социа­льные отчисления (33% в 1995 г.), валовую прибыль и амортизацион­ные отчисления (или валовую прибыль экономики — 57%), налоги на продукты и импорт, другие налоги на производство (земельный налог, плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, гер­бовый сбор и др.).

Оплата труда образует первичные доходы наемных работников, а ва­ловая прибыль экономики составляет первичные доходы хозяйствующих субъектов. И наконец, третья часть формирует доходы государства как собственника природных ресурсов, регулятора национальной экономики и условий хозяйствования. Эти доходы аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах — пенсионном фонде, фонде социаль­ного страхования. Государственном фонде занятости населения и фондах обязательного медицинского страхования. Таким образом, на стадии производства товаров и услуг реализуется часть финансовых отношений, связанных с образованием первичных доходов участников обществен­ного производства.

Другая часть финансовых отношений охватывает сферу распределе­ния первичных доходов наемных работников и хозяйствующих субъек­тов. Определенная доля этих доходов в форме налоговых платежей и неналоговых отчислений аккумулируется в бюджетной системе, государ­ственных внебюджетных фондах и финансовой системе общественных объединений. Если рассматривать первичные доходы наемных работни­ков, то на сегодня это подоходный налог (12% и более), обязательные отчисления в пенсионный фонд (1%) и взносы в фонд профсоюзов (1%).

Хозяйствующие субъекты со своих первичных доходов выплачивают в бюджетную систему налоги на имущество, на содержание правоох­ранительных органов, на благоустройство территорий, на нужды об­разования и другие цели, на рекламу, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор на нужды образователь­ных учреждений, другие целевые сборы.

Структура образования и распределения первичных доходов участ­ников общественного производства отражена на рис. 1.

Социальные отчисления, тарифы по которым привязаны к оплате труда, носят страховой характер и составляют в общей сложности 38,5% начисленной оплаты труда. При определении налогоемкости ВВП полу­чается, что с каждого рубля валового внутреннего продукта в пользу государства в 1995 г. было изъято 22,3 коп., что в совокупности с социа­льными отчислениями составило 28,7 коп. (соответственно22,3 и 28,7% ВВП), а с учетом недоимки по платежам в консолидированный бюджет' и отсроченным платежам — 32,1 коп. (32,1% ВВП).

Сравним с показателями совокупной налогоемкости ВВП по другим странам (1989 г.): Швеция — 55,3%; Дания — 52,1; Нидерланды — 48,2;

Франция — 44,4; Австрия — 41,9; Германия — 37,4; Великобритания — 37,3;

Италия — 37,1; Канада — 34,0; Япония — 31,3; США — 29,8; Турция — 22,9%.

 Заметим лишь, что в Швеции. Дании, Нидерландах осуществляется широкомасштабная со­циальная политика, требующая аккумуляции у государства значитель­ных средств посредством перераспределения доходов. В США низкий уровень объясняется тем, что тамошний бюджет не финансирует (в отличие от нашего) здравоохранение, образование, культуру. Российс­ким предпринимателям в конце концов можно было бы примириться с уровнем налогового бремени, если бы отдельные участники внешнеэко­номической деятельности указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ не освобождались полностью или частично от тамо­женных пошлин — вывозных и (или) ввозных. Известно, что предостав­ление льгот одним предпринимателям происходит за счет других. О зна­чительности этих послаблений для «избранных» говорит то, что отмена президентским Указом № 244 от 6 марта 1995 г. таможенных льгот позволит, по расчетам, пополнить доходную часть федерального бюд­жета более чем на 2,5 млрд долл. США.

Нередко в средствах массовой информации можно услышать или прочитать заявление о том, что налоговый пресс обременителен, душит предпринимательство.

Рис. 1

В начале 1995 г. сопредседатель-координатор Мо­сковской конфедерации промышленников и предпринимателей Е. Панина (она же президент фирмы «Интербизнеспроект») на заседании трехсто­ронней комиссии по выработке тарифного соглашения с профсоюзами и правительством столицы сетовала, что с 1 руб. полученной прибыли на разные платежи и сборы уходит 92 коп., включая налог на фонд заработ­ной платы (по-видимому, имелись в виду социальные отчисления и налог за превышение нормируемой величины), имущество и др.

Рассмотрим это заявление: по данным за 1993 г. в Москве валовая прибыль составила 8800 млрд руб., а уплачено налогов и других пла­тежей в бюджетную систему и внебюджетные фонды 7130 млрд руб., в том числе налогов 5118 млрд руб. Таким образом, на 1 руб. прибыли приходится 58 коп. налогового бремени, а вместе с социальными отчис­лениями, которые к прибыли хозяйствующего субъекта не имеют от­ношения, — 81 коп.

В целом по России с каждого рубля балансовой прибыли по ка­налу «налог на прибыль» в бюджетную систему поступило 41,2 коп., а в 1995 г. — уже 47,0 коп.

В средствах массовой информации можно встретить примеры, срав­нивающие российские ставки по тому или иному налогу с зарубежными:

вот-де в Китае налог на прибыль 33%, во Франции и Дании — 34%, а в России — 35% (хотя в Германии — 50%, в США — более 39%, в Японии — 39,27%). По НДС: в Великобритании — 17,5%, в Финляндии — 19,5, хотя в Дании — 25, а в России — 20%. Точно так же и по отчислениям во внебюджетные социальные фонды, в частности в фонд содействия заня­тости населения (куда за рубежом, к слову, отчисляют и наемные работ­ники примерно в одинаковой с работодателями пропорции): в США — 6,2%, во Франции — 4,2, в Канаде — 3,29, в Швеции — 2,18 и в Японии — 0,9, а в России — 1,5%. Это некорректные сопоставления: во-первых, любой налог следует сравнивать не изолированно, а в контексте всей налоговой структуры, и, во-вторых, учитывать экономическое положение страны, социальную политику государства, его военную доктрину и др. Скажем, на осуществление оборонительной доктрины Японии в бюджете предусматривается выделение не более 1% годового ВВП (в России — более 4,4% в 1993 г., а в США — 3,5%). В Нидерландах военная служба отменена, а в Бельгии отказ от нее с марта 1995 г. позволил сэкономить бюджетные деньги на другие нужды. Таким образом, исходя из совокуп­ности функций, принимаемых на себя государством, определяется рас­ходная часть бюджета и путем оптимизации ее структуры выводится уровень налогоемкости ВВП. В пределах этого уровня варьируется со­став налогов, степень регулирующего воздействия каждого из них.

Конечно, можно сетовать на издержки периода становления российской налоговой системы, которая формируется и совершенствуется методом проб и ошибок. Отсутствие четкой налоговой концепции применительно к экономике переходного периода с ее особенностями приводит к наруше­нию принципа стабильности налогов: десятки раз вносились изменения

в механизм налогообложения, увеличилось количество налогов, менялся их перечень и состав. Хотя, заметим, всего лишь 4 федеральных нало­га — на прибыль, НДС, подоходный с физических лиц и акцизный — дают более 75% налоговых поступлений в бюджетную систему (в 1995 г.). Игнорировался принцип справедливости: вносимые изменения нередко утверждались «задним числом» вопреки ст. 57 Конституции РФ, в соответствии с которой законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Вспомнят ли в этой связи заповедь соотечественника-финансиста Н. И. Тургенева: «Так как налоги, взимаемые правительством с поддан­ных, сделались везде единственным источником доходов государствен­ных, то правительство обязано стремиться к усовершенствованию сей части государственного управления...», искусство которого «в том, чтобы народ платя сколь можно более, думал притом, что платит сколь можно менее».

Налоговая емкость ВВП должна быть оптимальной: «золотая середи­на» определяется из потребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения (создания) системы эффективного функци­онирования экономики.

В переходный период взаимовлияние экономики и бюджета зависит от того, как организовано формирование государственных финансов и их расходование, насколько минимизирован дефицит бюджетной системы и внебюджетных фондов.

Жесткая рестриктивная бюджетная политика в условиях переходного периода становится объективной необходимостью. Без нее стабилизации в экономике и финансах не добиться, а последствия общеизвестны: эмиссия денег и их обесценение, растущая дефицитность бюджета, увели­чение государственного долга.

В отличие от бюджетной системы государственные внебюджетные фонды социального назначения профицитны, т.е. доходы превышали расходы. Проблема достаточности средств возникала сначала у Пенсион­ного фонда (1996 г.), а затем и у Государственного фонда занятости населения.

Доходная часть этих фондов формируется главным образом за счет социальных отчислений, включаемых в издержки производства и обращения.


Порядок и условия предоставления налогового кредита.

Одна из основных обязанностей налогоплательщика в соответствии с законодательством - уплата налогов в установленные сроки. Несоблюдение этого правила влечет наложение штрафов и иные неблагоприятные последствия. Однако бывают ситуации, когда организация испытывает финансовые трудности. В случае неуплаты налогов в срок к ней могут быть применены пени, которые еще более усугубят положение (не говоря уже об уголовной и административной ответственности руководителя). В таких случаях выходом из ситуации может стать получение налогового кредита.

Налоговый кредит отличается от кредита в гражданско-правовых отношениях, где под кредитом понимается денежная сумма, которая предоставляется банком или иной кредитной организацией заемщику с обязанностью ее возврата с уплатой процентов. В налоговых правоотношениях под кредитом понимается изменение срока уплаты налога. В Налоговом кодексе Российской Федерации приводится несколько форм изменения срока уплаты налога, а именно: отсрочка и рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит. Что касается первых трех форм, то на первый взгляд может показаться, что они практически не различаются: условия их применения совпадают. В чем же разница? Под отсрочкой и рассрочкой законодатель понимает изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных соответствующей статьей (ст.64 НК РФ), на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Налоговый кредит предоставляется на срок от трех месяцев до одного года. Возможно, именно этим объясняется различная величина платы за изменение срока. Так, за отсрочку или рассрочку необходимо заплатить одну вторую ставки рефинансирования, установленной Банком России. При получении налогового кредита устанавливаются проценты в размере ставки рефинансирования. Таким образом, налоговый кредит отличается от двух предыдущих форм повышенными процентами. Может сложиться впечатление, что две первые формы выгоднее. Однако налоговый кредит может даваться на срок, в два раза превышающий срок при первых двух формах. Время, на которое дается налоговый кредит, в некоторых случаях помогает изменить финансовое положение организации в лучшую сторону. Если же брать кредит для уплаты налогов в банке, то проценты будут значительно выше. При получении налогового кредита необходимо обеспечить исполнение обязательства, т.е. внести залог или иметь поручительство. При отсрочке и рассрочке также возможно требование о предоставлении залога или обеспечении поручительством. Что касается кредита в банке, то он обычно не обходится без залога или поручительства.

Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором установленной формы, который заключается между специально уполномоченным органом и указанным лицом. В порядке подачи заявления опять же прослеживается сходство с отсрочкой и рассрочкой. Статья 65 НК РФ, регулирующая порядок и условия предоставления налогового кредита, прямо отсылает к ст.64 НК РФ, которая регулирует порядок предоставления отсрочки и рассрочки. Итак, отсрочка, рассрочка и налоговый кредит могут предоставляться по одному или нескольким налогам. Заявление подается в специально уполномоченный на то орган. Если изменяется срок уплаты федеральных налогов, то необходимо обратиться в федеральный орган исполнительной власти, а именно в Минфин России.

Если законодательством Российской Федерации предусмотрено перечисление федерального налога или сбора в бюджеты разного уровня, срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в федеральный бюджет, изменяется на основании решения Минфина России, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет, - на основании решения соответствующего финансового органа.

В некоторых случаях решения о предоставлении налогового кредита будут принимать иные органы. Например, по поводу налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, следует обращаться в Государственный таможенный комитет Российской Федерации или уполномоченные им таможенные органы, государственной пошлины - в уполномоченные органы, осуществляющие контроль за ее уплатой, налогов и сборов, поступающих во внебюджетные фонды, - в органы соответствующих внебюджетных фондов.

К федеральным налогам НК РФ относит налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль организаций, налог на доходы от капитала, налог на доходы физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, государственную пошлину, таможенную пошлину и таможенные сборы, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы.

Для изменения срока уплаты регионального или местного налога необходимо обратиться в соответствующие финансовые органы субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Согласно ст.14 НК РФ к региональным налогам и сборам относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы. Местными органами власти могут устанавливаться следующие виды налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие наличие условий, в соответствии с которыми может предоставляться налоговый кредит.

Если организация обращается в соответствующий орган с заявлением о предоставлении налогового кредита по федеральным налогам, ей нужно вместе с заявлением установленной формы представить справку налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих возможность изменения срока уплаты налогов и сборов, а также пени, определенных в п.1 ст.62 НК РФ, т.е. об отсутствии возбужденных уголовных дел или производства об административном правонарушении в связи с несоблюдением налогового законодательства; справку налогового органа по месту учета налогоплательщика о задолженности в бюджеты разных уровней и о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в рамках реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения; обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты задолженности; копию устава (положения) организации; баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и за истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства; документы об имуществе, которое может являться или является предметом залога, либо поручительство, а в случае обращения за получением налогового кредита или инвестиционного налогового кредита - заверенные в установленном порядке копии договора залога имущества либо поручительства, заключаемого в порядке, предусмотренном ст.73 и 74 НК РФ.

Указанные документы представляются согласно приказу Минфина России от 30.09.99 г. N 64н "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет". Однако, если организация получает налоговый кредит в связи с возможным наступлением банкротства, необходимо еще представить пояснительную записку налогоплательщика о причинах невозможности единовременной уплаты налогов с указанием их сумм; сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и на дату обращения за отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом; сведения о предоставленных отсрочках, рассрочках, налоговых кредитах по основаниям, определенным в п.п.3 п.2 ст.64 НК РФ, в региональный и местный бюджеты; документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты сумм налогов, утвержденные уполномоченным на это органом. Заключение о возможности банкротства можно получить в Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству.

Налоговый кредит предоставляется при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

вследствие причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;

угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога.

После подачи заявления о предоставлении налогового кредита в специально уполномоченный на то орган с приложением всех необходимых документов необходимо направить копию указанного заявления в налоговый орган по месту учета в десятидневный срок. В некоторых случаях уполномоченный орган вправе потребовать предоставления заинтересованным лицом документов об имуществе, которое может быть предметом залога или поручительства. Решение о предоставлении налогового кредита или об отказе в его предоставлении принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица. Следовательно, с подобной просьбой желательно обратиться в соответствующий орган более чем за месяц до наступления срока уплаты налога. По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Орган, принимающий решение по заявлению, вправе отказать в предоставлении налогового кредита (равно как и отсрочки и рассрочки) только при наличии оснований, которые предусмотрены в ст.62 НК РФ. Срок уплаты налога не может быть изменен в следующих случаях:

если в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее - заинтересованное лицо), возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

если проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;

если имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств и иного имущества, подлежащего налогообложению;

если это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

Не может быть отказано в предоставлении налогового кредита по основаниям, указанным в пп.1 и 2 п.2 ст.64 НК РФ, т.е. в случае причинения лицу ущерба обстоятельствами непреодолимой силы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа в пределах суммы причиненного ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного государственного заказа. В любом случае решение об отказе в предоставлении налогового кредита должно быть мотивировано. В противном случае решение об отказе может быть обжаловано.

Решение о предоставлении налогового кредита по уплате налога должно содержать указание о сумме задолженности, налоге, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроках и порядке уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях - о документах об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительстве.

Решение о предоставлении налогового кредита вступает в силу со дня, установленного в решении. Причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления решения в силу.

Если налоговый кредит предоставляется под залог имущества, решение о его предоставлении вступает в силу только после заключения договора о залоге имущества. Договор о налоговом кредите должен быть заключен в течение семи дней после принятия решения об изменении срока уплаты налога. В договоре должны быть сумма задолженности (с указанием налога, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Копия решения о предоставлении налогового кредита или об отказе в его предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица. Копия договора о налоговом кредите представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Задание 2

1. Плательщиками налога являются:

а) юридические лица;

б) физические лица;

в) индивидуальные предприниматели.

Правильный ответ - а


2. Объектом налогообложения является:

а) рыночная стоимость выпуска ценных бумаг;

б) номинальная сумма выпуска ценных бумаг.

Правильный ответ - б


3. Ставка налога:

а) 0,5 %;

б) 0.8 %;

в) 1 %;

Правильный ответ - б


4. Сумма налога уплачивается:

а) до представления документов на регистрацию эмиссии;

б) с представлением документов на регистрацию эмиссии;

в) в течение 5 дней после регистрации эмиссии.

Правильный ответ - б


5. Не облагается налогом:

а) первичная эмиссия ценных бумаг;

б) номинальная сумма выпуска ценных бумаг, переданных другому предприятию в качестве вклада в уставный капитал;

в) номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества при консолидации или дроблении размещенных ранее акций без изменения размера уставного капитала;

г) номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов.

Правильный ответ – в

Задание 3

Список литературы


1.     Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая, от 31.07.98 № 146-ФЗ.


2.     Налоговый кодекс Российской Федерации Часть вторая, от 05.08.2000 № 117-ФЗ.


3.     Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и на­логового права. М.: БЕК, 2000.


4.     Карп М.В. Налоговый менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2001.


5.     Налоговая система России / Под ред. Д.Г. Черника. – М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 1999.


6.     Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского. – СПб, ПИТЕР, 2000.


7.     Пономарев А.И. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.



8.     Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы. – М.: ЮНИТИ, 2000.