Доработка

       Основную часть прибыли предприятия получают от реализа­ции продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динами­ка, выполнение плана прибыли от реализации продукции и оп­ределяются факторы изменения ее суммы.

       Прибыль от реализации продукции в целом по предприя­тию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (Удi); себестоимости i) и уровня среднереализационных цен i):

                                    П = Σ[VРПобщ  х Удi  хi – Сi)].             

       Объем реализации продукции может оказывать положитель­ное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорцио­нальному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

       Структура товарной продукции может оказывать как по­ложительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

       Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости при­водит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

       Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и на­оборот.

       Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно оп­ределить, используя данные таблицы.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.


Показатель


План

План,

пересчитанный на фактический объем продаж


Факт

Выручка от реализации продукции за выче­том НДС, акцизного налога и других отчис­лений из выручки (В)



95 250



96 600



99 935

Полная себестоимость реализованной продукции (3)

Прибыль от реализации продукции (П)

77 350


17 900

78 322


18 278

80 639


19 296


       План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 1396 тыс. руб. (19 296 - 17 900), или на 7,8%.

       Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчис­ленную исходя из фактического объема и ассортимента продук­ции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продук­ции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

                           ∆П(VРП, Уд) = 18 278 - 17 900 = +378 тыс. руб.

       Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовы­полнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натурально-условном исчислении (15760 : 15 900 х 100 - 100 = - 0,88%) и результат разделить на 100:

                         ∆ПVРП = 17 900 х (- 0,88%) / 100 = -158 тыс. руб.

       Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй):

                                      ∆ПУд = 378 - (-158) = +536 тыс. руб.

       Влияние изменения полной себестоимости на сумму при­были устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:

                                   ∆ПС = 78 322 - 80 639 = - 2317 тыс. руб.

       Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на про­дукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

                                  ∆ПЦ    = 99 935 - 96 600 = +3335 тыс. руб.

       Эти же результаты можно получить и способом цепной под­становки, последовательно заменяя плановую величину каждо­го факторного показателя фактической.