Содержание
Введение. 3
1. Общие и общесистемные принципы управления качеством и элементы системы качества. 5
2. Методы оценки качества продукции. 9
2.1. Дифференциальный метод оценивания уровня качества продукции. 9
2.2. Комплексный метод оценки уровня качества продукции. 11
2.3. Экспертный метод ранжирования. 12
Заключение. 14
Список литературы.. 15
Введение
Качество продукции и услуг прямо и косвенно влияет на решение главной задачи в социальной сфере - обеспечение высокого уровня жизни граждан России. Приобретая качественную продукцию, они получают возможность удовлетворять свои физические, культурные и иные потребности. С другой стороны, высокое качество, обеспечивая подъем экономики и увеличивая занятость населения, способствует росту заработной платы, социального обеспечения и платежеспособного спроса.
Качество способствует также формированию духовных ценностей, воспитывая чувство профессиональной гордости и патриотизма.
Уровень качества продукции должен соответствовать структуре спроса населения с учетом платежеспособности разных его групп, демографических (в том числе половозрастных) и других особенностей. Динамика повышения качества продукции должна соответствовать динамике спроса, который в настоящее время имеет тенденцию к росту.
Безусловно, должна обеспечиваться необходимая безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества людей.
Управление качеством во многом основывается на количественных методах, что безусловно требует использования квалиметрии.
Термин «квалиметрия» образован от латинского «квали» (gualitas - качество, gualis – какой по качеству), и греческого «метрия» (metreo – измеряю). В настоящее время данный термин широко распространен в теории и практики управления.
Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. Она включает взаимосвязанную систему теорий:
v общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетеоретических проблем понятийного аппарата, измерения, оценивания, квалиметрического шкалирования и т.п.;
v специальные квалиметрии, классифицированные по видам методов и моделей оценки качества (например, экспертная, вероятностно-статистическая, индексная, таксонометрическая квалиметрия и др.);
v предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объектов оценивания (продукции – технических устройств, изделий и т.п.; услуг; труда; процессов; проектная квалиметрия и т.п.).
Цель работы – рассмотреть оценку уровня качества продукции.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть общие и общесистемные принципы управления качеством и элементы системы качества; определить методы оценки качества продукции.
1. Общие и общесистемные принципы управления качеством и элементы системы качества
Для того чтобы удовлетворить постоянно повышающиеся требования потребителей, правление качеством следует осуществлять на базе совокупности научно обоснованных принципов, при этом все их можно подразделить на общественные и специальные.
За рубежом единство в принципах управления качеством практически отсутствует. Все они, как правило, носят не методологический, а скорее прагматический характер. Чаще всего это установки или постулаты по формированию поведения менеджеров в плане достижения целей в области качества. Иллюстрацией могут служить постулаты, рекомендованные известным американским специалистом по управлению качеством Э. Демингом. В книге «Качество, продуктивность, конкурентоспособность» (1982) свою концепцию требований и поведения менеджеров он отразил в 14 постулатах, сущность которых сводится к следующему:
1. Постоянной целью деятельности должно являться улучшение качества продукции и услуг;
2. Не должно допускаться ни одного дефекта в любой сфере деятельности;
3. Требовать от поставщиков исходя из используемых статистических методов гарантий качества поставляемых видов продукции;
4. Не заключать контракты на поставку продукции, ориентируясь на низкие цены;
5. Изготовитель должен обнаруживать проблемы с качеством и решать их;
6. Обучаться должны все работающие на предприятии;
7. Использовать новые методы управления;
8. Не допускать у работающих боязни ответственности за ошибки в работе;
9. В деятельности отделов не должно быть никаких барьеров;
10. Не использовать в организации работ призывы и лозунги, не подкрепленные реальными действиями;
11. Не оценивать количественными нормами деятельности никого из работающих;
12. Устранять все причины, уменьшающие у работающих чувства уважения и гордости к своей квалификации;
13. Поощрять стремление к обучению, повышению образования и к самообразованию;
14. Руководители высшего звена должны четко устанавливать свои обязательства в области качества.
Сущность всей концепции Э.Деминга можно представить как треугольник, вершинами которого являются: все – одна команда (постулаты 8-9), одержимость качеством (постулаты 1-6, 12-14), научный подход к управлению качеством (постулаты 7, 10-11).
Э. Деминг отмечает пять «смертельных» недостатков, которые присущи многим американским менеджерам фирм и которые обусловливали неудачи в области качества:
1) отсутствие постоянных целей;
2) ориентация на получение сиюминутной выгоды;
3) ежегодные оценки деловых качеств работников;
4) высокая текучесть руководящих работников высшего звена;
5) ориентация руководства на очевидные количественные показатели.
Для рассмотрения общесистемных принципов управления качеством необходимо заметить, что главным общим принципом (базовым, основополагающим) исходным принципом является то, что системное управление качеством (как и целевая система качества) должно и может быть только органической составной частью системного управления всем предприятием (соответственно всей системы управления предприятием). Естественно, что система качества не может функционировать отдельно, без взаимосвязи и взаимодействия со всеми другими системами управления. Поэтому прежде всего при управлении качеством могут быть использованы объективные общие принципы управления производством (сбалансированного демократического централизма, сочетание единоначалия и коллегиальности, ответственности, материального и морального стимулирования, делигирования полномочий, заинтересованного и активного участия работников в управлении, преемственности и др.)[1].
Наряду с этим целесообразно применительно у апрвлению качеством руководствоваться основными общесистемными принципами управления, к которым следует отнести:
v целенаправленность, реализуемую формированием соответствующих подсистем для достижения поставленных целей;
v делимость, достигаемую декомпозицией формируемой системы на подсистемы на подсистемы и элементы;
v иерархичность, реализуемую формированием многоуровневой структуры системы с учетом делегирования полномочий на соответствующий уровень управления (отдела, цеха, участка, бригады и т.д.);
v комплексность, достигаемую взаимной увязкой всех формируемых подсистем, элементов, стадий жизненного цикла продукции, иерархических уровней и всего комплекса организационных, экономических, социальных, научно-технических, производственных и других мероприятий, используемых при управлении качеством;
v взаимодеятельность, реализуемую посредством осуществления взаимосвязей формируемых систем управления качеством со всеми другими системами управления предприятием (установлением приоритетности одних целей по отношению к другим или принятием взаимосвязанных целей по отношению к другим или принятием взаимосвязанных целей нескольких систем, осуществлением взаимосвязанных процессов их достижения);
v замкнутость общих функций управления качества (замкнутость управленческого процесса), реализуемую выполнением в системе, подсистемах и элементах полного общефункционального цикла, включая прогнозирование и планирование, организацию, координацию работы и т.д.;
v систематичность, определяющую постоянное выполнение всех работ по управлению качеством, их долговременность и длительность действия;
v преемственность, которая должна проявляться как при создании системы, так и при ее функционировании и совершенствовании.
К перечисленным общесистемным принципам следует добавить принцип простота и доходчивости, который необходимо реализовать для понимания каждым работающим всего, что касается управления качеством и обеспечения конкурентоспособности не только продукции, но и предприятия в целом. В условиях рынка это крайне важно.
В любом случае как главный (базовый) принцип системного управления качеством, так и все общие, а также общесистемные принципы предопределяют состояние целевой системы управления качеством и наличие в ней соответствующего комплекса подсистем и их компонентов: во-первых, элементов входа, и во-вторых, объекта (управляемой подсистемы) и субъекта (управляющей подсистемы) системы. Применительно к системе компонентами входа могут быть цели, политика и обязательства в области качества и конкурентоспособности продукции, а также внешние условия, которые влияют на систему.
Цели, формируемые менеджерами высшего звена, ориентируют на получение конечного результата системного управления качеством. Их необходимо выражать как в качественном, так и в количественном виде. Наиболее предпочтительном видом является количественный, который точно определяет критерии достижения целей (завершенность, сроки, ресурсы)[2].
2. Методы оценки качества продукции
2.1. Дифференциальный метод оценивания уровня качества продукции
Дифференциальным называется метод, основанный на сравнении единичных показателей качества рассматриваемого образца продукции с такими же показателями качества базового образца.
Базовое значение показателя качества продукции – это значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке её качества. Выбор базового образца осуществляется в зависимости от цели оценки уровня качества рассматриваемых образцов. В случае, когда целью оценки является принятие решения по результатам испытаний в соответствии с нормативно-техническим документом, согласно которому оцениваемая продукция производится, тогда в качестве базовых показателей используются показатели данного стандарта. Если необходимо оценить качество с точки зрения потребителя, то базовым является наиболее конкурентоспособный образец из рассматриваемых.
Используются два метода сравнения показателей качества продукции:
По квалиметрической шкале интервалов, когда из i-го значения показателя рассматриваемой продукции Рi вычитается i-е значение показателя качества базового образца Рi б.
По квалиметрической шкале отношений, в этом случае определяют показатели качества К0
К0 = Рi / Рi баз (1)
К0 = Рi баз / Рi (2)
где Рi – значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;
Рi баз – значение i-го базового показателя;
i – количество показателей качества продукции.
Выбирают ту формулу, при которой увеличение относительного показателя соответствует повышению качества продукции.
Относительные значения показателей качества не должны отличаться от единицы в обе стороны более, чем на 20% (0,8< Ki <1,2), поскольку в этих пределах влияние изменения действительного значения показателя Рi на величину относительного изменения показателя Кi будет примерно одинаковым при использовании формулы 1 или 2. Далее точки наносят в системе координат: по оси абсцисс – значения показателя Рi, по оси ординат – оценки показателя Кi; определяют тенденцию изменения зависимости в интервале между главными точками и строят график. При использовании вычислительных машин кривые необходимо аппроксимировать подходящими аналитическими функциями[3].
2.2. Комплексный метод оценки уровня качества продукции
Комплексный метод оценки уровня качества продукции осуществляется с использованием комплексных (обобщенных) показателей качества.
Следует обратить внимание, что комплексная оценка не даёт представления об отдельных свойствах продукции; комплексные показатели можно получать при разном сочетании единичных показателей. Поэтому комплексные показатели должны дополнять, а не заменять отдельные показатели качества.
Комплексный показатель характеризует совокупность взаимосвязанных свойств (сложное свойство) из всего множества свойств, образующих качество продукции и выражается одним числом, что позволяет на практике сравнивать большое число показателей качество продукции с таким же количеством базовых показателей. Он отражает такую совокупность свойств продукции, по которой принято решение оценивать качество продукции. Комплексные показатели определяют для усечённого и иерархического «деревьев» свойств качества.
С точки зрения оценивания качества, качество представляют в виде иерархической структуры «деревьев свойств». На самом низком (нулевом) уровне «иерархического дерева свойств» находится качество как обобщённое комплексное свойство продукции, на самом верхнем – простые единичные свойства.
Построение «иерархического дерева качества» начинают с составления перечня единичных показателей качества (единичных свойств), которые могут оказаться существенными для решаемой задачи оценивания качества.
В «дерево свойств» не следует включать показатели, находящиеся в функциональной зависимости с другими показателями «дерева». Выбор единичных показателей качества обосновывают.
После составления списка показателей, их объединяют в группы по характеризуемым свойствам: назначения, технологичности, безопасности и другие[4].
2.3. Экспертный метод ранжирования
Коэффициенты весомости показателей качества, требующиеся для определения комплексных показателей качества в усечённом дереве свойств, определяются экспертным методом ранжирования.
Экспертные методы применяются при решении следующих задач:
· Формулирование и уточнение цели оценки качества продукции;
· Разработка классификации продукции и потребителей;
· Построение иерархической структурной схемы показателей качества;
· Определение коэффициентов весомости показателей;
· Определение базовых значений показателей и другие.
Применение экспертного метода предполагает соблюдение следующих условий:
· экспертная оценка производится в случае невозможности использования более объективных методов для решения вопроса;
· мнения экспертов должны быть независимыми;
· формулировка вопросов, поставленных перед экспертами, должна исключать возможность различного толкования;
· эксперты должны быть компетентны в решаемых вопросах;
· количество экспертов должно быть оптимальным;
· ответы экспертов должны быть однозначными и обеспечивать возможность их математической обработки.
К недостаткам экспертного метода следует отнести присущий ему субъективизм, а также явление конформизма – влияние преобладающего в группе суждения на мнение эксперта.
Сущность экспертного метода ранжирования. Ранжирование предполагает расстановку объектов измерений или показателей качества в порядке их предпочтения или важности. Для этого экспертам предлагают проранжировать (упорядочить) параметры в порядке возрастания важности, то есть минимальный ранг аij = 1 получает наименее важный показатель, следующий, наименее важный из оставшихся, получает ранг аij = 2 и так далее. Наиболее важному показателю присваивается ранг n. Часто в процессе экспертного опроса возникает ситуация, когда эксперт не может провести чёткого разграничения между двумя или несколькими членами ряда. В таком случае вводятся «связанные ранги». Степень согласованности экспертов (коэффициент конкордации W) определяется по результатам ранжирования[5].
Заключение
Важнейшим признаком процветающей экономики является выпуск высококачественных и конкурентоспособных товаров. Производство товаров низкого качества приводит к безвозвратным потерям сырьевого материалов, которые в настоящее время очень дороги, а также неэффективному использованию материальных и трудовых ресурсов.
В переходный период многие предприятия России все еще не могут наладить выпуск конкурентоспособной продукции. Основными причинами такого положения являются низкий уровень технической оснащенности предприятий, недостаточная профессиональная подготовка работников, финансовые трудности, связанные с жесткой системой налогообложения и др.
При решение проблемы повышения качества необходимо учитывать структуру, взаимосвязи и факторы, определяющие качество изделия, производства, фирмы и общества в целом.
На этапе обращения повышения качества продукции появляется и снижение затрат на ее реализацию и хранение, уменьшении транспортных расходов.
Список литературы:
1. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: ИНФРА-М, 1998.
2. Крутов М.Г. Менеджмент систем качества. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1997.
3. Мишин В.М. Управление качеством. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
4. Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 1998.
5. Радионов В.В. Управление качеством. – Новосибирск: Экзамен, 1996.
6. Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. – М.: ИНФРА-М, 2002.
7. Теплов В.И., Сероштан М.В. Сертификация продукции (товаров). Белгород, 1993.
[1] Радионов В.В. Управление качеством. – Новосибирск: Экзамен, 1996. С. 108-109.
[2] Мишин В.М. Управление качеством. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 38-41.
[3] Крутов М.Г. Менеджмент систем качества. – М., 1997. С. 120-121.
[4] Окрепилов В.В. Управление качеством. М., 1998. С. 152.
[5] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. – М., 2002. С. 256-268.