Содержание

ВОПРОС № 5: Тара, значение, классификация, характеристика основных видов. Требования, предъявляемые к таре. 3

ВОПРОС № 14: Складской технологический процесс и его составные части. Требования к организации складского технологического процесса. Пути его рационализации. 10

ВОПРОС № 25: Технология хранения и подготовки товаров к продаже. Потери товаров при хранении, их виды.. 14

ЗАДАЧА № 1: 20

ЗАДАЧА № 2. 22

ЗАДАЧА № 3: 24

Список литературы.. 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 28

















ВОПРОС № 5: Тара, значение, классификация, характеристика основных видов. Требования, предъявляемые к таре

Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, транспортируют, хранят и   отпускают потребителю в упаковке или таре.

Упаковка- средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды от загряз нений, а также процесс обращения продукции.

Тара является элементом упаковки, представляющим собой изделие для размещения продукции. В процессе обращения она участвует не только вместе с продукцией (товаром), но и без него[3, с. 123].

Разнообразие свойств  и особенностей товаров, различные условия их транспортирования, хранения и отпуска вызывают необходимость производства тары множества видов: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, баллоны, банки, бутылки, мешки и пакеты, корзины.

Роль упаковки и тары в торгово- технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующим [5, с. 56]:

-         предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а также внешней среды о вредного воздействия товара;

-         защита товара от влияния других товаров;

-         обеспечение условий сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;

-         придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей;

-         создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для количественного их учета;

-         выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;

-         использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортировки и хранения, но и как средства для выкладки товаров в торговом зале магазина.

Использование современной упаковки  и тары, их красочное оформление с необходимой рекламной информационной нагрузкой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей. Расфасовка товаров в мелкую, удобную для потребителей тару облегчает и ускоряет процесс продажи, способствуя повышению производительности труда торговых работников, улучшает показатели работы магазина, повышая культуру торгового обслуживания.

Ассортимент тары, используемой для размещения товаров, постоянно расширяется. Он пополняется новыми видами тары, позволяющими расширить все функции, а, следовательно, и сделать еще более значимой в торгово-технологическом процессе.

Тара, используемая для упаковки товаров, должна отвечать ряду технических, экономических и эстетических требований[6, с. 145].

Технические требования предусматривают, что материал, используемый для производства тары, ее конструкция должны отвечать свойствам помещенных в нее товаров. Она должна быть прочной и  обеспечивать сохранность товаров при перевозке и хранении.

Тара должна быть недорогой в изготовлении, портативной и удобной для транспортирования как с товаром, так и в порожнем виде. Она должна обладать низким коэффициентом собственной массы (отношение массы к объему).

Тара должна иметь привлекательный внешний вид, а ее форма, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны  служить воспитанию эстетических вкусов у покупателей.

         Тара представляет собой обширную номенклатуру изделий, используемых  для размещения товаров. Эти изделия существенно отличаются одно от другого, поэтому классифицируют тару по достаточно широкому кругу признаков, основные из которых следующие[7, с. 267]:

-         функции, выполняемые в процессе товарного обращения;

-         назначение;

-         принадлежность;

-         кратность использования;

-         материал изготовления;

-         конструкция и метод изготовления;

-         устойчивость к внешним механическим воздействиям;

-         качество.

В процессе товарного обращения тара может выполнять различные функции, с учетом которых ее делят на транспортную, цеховую,  потребительскую и тару- оборудование[6, 7 и др.].

Транспортная (внешняя) тара применяется для транспортировки  и  хранения товаров. К ней относят ящики, бочки, мешки  и так далее.

Цеховая тара предназначена для группировки товаров внутри предприятия (лотки и ящики специальной конструкции).

Потребительская тара (внутренняя) поступает к потребителю с продукцией и не представляет собой самостоятельной транспортной единицы. Стоимость потребительской  тары - пакетов, коробок, тубов, банок и т.п., как правило, включается в стоимость товара. Она должна быть удобной, дешевой, легкой, красочно оформленной. Ее оформление должно нести большую рекламную и информационную нагрузку.

Одной из разновидностей потребительской тары является подарочная тара, художественно - конструкторское исполнение которой должно подчеркивать назначение продукции как подарка, сувенира.

Тара- оборудование- это устройство, предназначенное для транспортирования, временного хранения, выкладки и продажи товаров.

По назначению тару делят на универсальную и специализированную. Универсальная тара может быть использована для затаривания различных товаров, специализированная тара - только для определенных товаров.

В зависимости от принадлежности следует различать тару общего и индивидуального пользования. Тара общего пользования может применяться различными предприятиями и организациями. К таре индивидуального пользования относится инвентарная тара, изготавливаемая по специальному заказу для централизованной доставки  товаров на розничные торговые предприятия. Она является собственностью предприятий промышленности или оптовых торговых предприятий.

По кратности использования тара делится на многократную, возвратную и разового  использования.

Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках продукции. Сюда относятся ящики, бочки, фляги, мешки и другая транспортная тара.

К возвратной таре относится тара, бывшая в употреблении, которую целесообразно использовать повторно. Она подлежит сдаче поставщику в обязательном порядке.

Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках продукции.

В зависимости от материала изготовления тару подразделяют на деревянную, картонную, бумажную, текстильную, металлическую, стеклянную, керамическую, полимерную и комбинированную.

деревянная тара  наиболее распространена в обращении. Ее изготавливают из древесины различных пород. К этой группе тары относятся ящики, бочки, корзины.

Ящики бывают дощатые, фанерные и комбинированные. Конструктивными элементами ящиков являются: дно, две головки, две боковины и крышка. Для упаковки промышленных и продовольственных товаров используют плотно сколоченные ящики; для овощей, фруктов, вино- водочных изделий- решетчатые. В соответствии со стандартами выпускается несколько видов дощатых и фанерных ящиков для продукции рыбной промышленности, кондитерских изделий, консервов, овощей и фруктов, а также других продовольственных товаров, продукции легкой промышленности. Различаются они между собой по размерам, назначению, объему древесины, пошедшей на изготовление деталей ящиков, и по другим признакам.

Деревянные бочки изготавливают из древесины различных пород. Бочки подразделяются на  заливные и сухотарные. В заливные бочки затаривают рыбу в тузлуке, пиво, вина и другие жидкие продукты, в сухотарные бочки- сухие молочные продукты, яичный порошок, сухую краску, замазку.

Деревянные бочки выпускают различной емкости. Например, соки, морсы, коньяк, вина затаривают в бочки емкостью от 50 до 600 л.

Сыпучие  и пастообразные товары затаривают в фанерные барабаны емкостью от 10 до 100 л..

Для сбора, хранения, транспортировки овощей, фруктов, рыбы и некоторых других продуктов используют прутяные и драночные корзины.

Тара может быть изготовлена из шпона с прослойками эластичной  резины. Производство тары  из такого материала позволяет значительно уменьшить ее собственный вес без снижения показателей прочности и влагостойкости, характерных для деревянной тары.

К картонной таре относят коробки и ящики. Коробки изготавливают из прессованного картона, ящики – из прессованного и гофрированного. Картонная тара легче деревянной в 2,5- 4 раза, на единицу затаренной продукции. Для ее изготовления требуется в несколько раз меньше древесной массы. Сырьем для ее изготовления могут служить отходы деловой древесины. Производство картонной тары и процесс ее затаривания легче механизировать. В связи с этим картонная тара все шире применяется для затаривания как промышленных, так и продовольственных товаров.

В зависимости от назначения, конструкции, размеров и некоторых других признаков картонные ящики подразделяются на более чем 10 типов (для кондитерских изделий, для продукции мясной и молочной промышленности).

Для затаривания сыпучих товаров используется  бумажная тара. К ней относятся бумажные мешки и пакеты. Мешки подразделяют на битумированные, дублированные и влагопрочные. Битумированные мешки пропитывают специальными растворами. Кроме того, по способу изготовления их подразделяют на склеенные и сшитые, с открытой и закрытой горловиной. Для изготовления пакетов используют специальную упаковочную бумагу.

Текстильно-мочальная тара в основном представлена тканевыми и сетчатыми мешками, паковочными тканями. Мешки изготавливают из льняных, полульняных и других тканей, а также из сетки гардинного полотна. В зависимости от назначения они делятся на мешки сетчатые из- под картофеля и овощей, мешки тканевые из- под сахара и мешки тканевые из- под хлебопродуктов и семян сельскохозяйственных культур. Как правило, мешки выпускаются вместимостью 50 и 100 кг.

Транспортирование и хранение жидких, летучих, огнеопасных и других товаров осуществляется в металлической таре, к которой относятся бочки, баллоны, барабаны, фляги, банки и канистры. Для их изготовления используют листовую сталь, специальную жесть, алюминий. Внутреннюю поверхность металлической тары покрывают специальными лаками или нейтральными металлами, для того, чтобы предотвратить ее взаимодействие с пищевыми продуктами.

Стеклянная тара используется для затаривания жидких товаров (молока, вина). В зависимости о формы и емкости различают банки, бутылки, баллоны и флаконы. Товары, затаренные в стеклянную тару, необходимо перевозить и хранить в жесткой транспортной таре и мягких упаковочных материалах.

Керамическая тара находит ограниченное применение. В основном она используется для затаривания некоторых ликероводочных изделий.

Полимерная тара получает все более широкое распространение. она изготавливается из литейных материалов, которые обладают прочностью, легкостью и хорошо защищают товары.

По конструкции тару делят на разборную, неразборную, складную, разборно-складную, с объемными деталями.

По методам изготовления различают тару: литую, штампованную, бондарную, клееную.
























ВОПРОС № 14: Складской технологический процесс и его составные части. Требования к организации складского технологического процесса. Пути его рационализации

На складах выполняется целый комплекс разнообразных последовательно выполняемых операций по поступлению, хранению и отпуску товаров. Эти операции в собственности и составляют складской технологический процесс[9, с. 278].

Содержание складского технологического процесса зависит от  вида склада, физико-химических свойств товаров, хранящихся на  нем, объема груза и других факторов.

Товары на склады поступают различными видами транспорта. При наличии железнодорожного транспорта  и подъездных путей товары могут поступать в вагонах и контейнерах. Значительная их часть завозится на склады автотранспортными средствами.

Выполнение операций, связанных с поступлением товаров, предусматривает разгрузку транспортных средств, доставку товаров в зону приемки, расфасовку и приемку их по количеству и качеству.

Принятые товары доставляют в зону хранения, где их размещают на стеллажах или укладывают в штабеля. В зависимости от физико-химических свойств товаров для них создают определенные условия хранения.

Далее следуют операции, связанные с отпуском товаров покупателям; перемещение их к участку комплектования заказов; комплектование заказов; подготовка товаров к отпуску (переупаковка, укладка на поддоны, в контейнеры); экспедиционные операции по отправке товаров  покупателям (формирование маршрутов, погрузка транспортных средств, централизованная доставка товаров); сдача товаров получателям.

Существенное влияние на общую продолжительность процесса товародвижения оказывает скорость выполнения технологического складского процесса, которая зависит от задач и функций, выполняемых складом, условий поставки товаров, степени механизации складских операций. Технология выполнения  складских операций в определенной  мере зависит от особенностей устройства складских помещений и их размеров, внутренней планировки складов, оснащения складов оборудованием для хранения товаров.

Принципиальная схема складского технологического процесса изображена на рисунке 1.

Надпись: вагонамиНадпись: автотранспор-томНадпись: контейнерами
 

















Рис. 1. Принципиальная схема складского технологического процесса

В основу рациональной организации складского теологического процесса положены следующие важнейшие принципы[8, 10 и др.]:

-         планомерность;

-         ритмичность

-         рациональная организация товарного потока

-         эффективное использование средств труда

-         механизация  и автоматизация складских операций

-         полная сохранность свойств товаров

Складской технологический процесс должен быть четко спланирован. Для этих целей разрабатываются календарные графики  планы поступления и отпуска товаров, которые позволяют заблаговременно подготовиться  к выполнению операций по  разгрузке, приемке, хранению и отпуску товаров, более производительно использовать складские площади, транспортные средства и рабочую силу.

Ритмичность технологического процесса предполагает повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные отрезки времени. Соблюдение ритмичности  в работе склада способствует планомерному распределению рабочего времени, что обеспечивает надлежащий режим труда и отдыха работников, а также наиболее полному использованию транспортных средств и складских помещений.

Рациональная организация товарного потока предусматривает  внутри складские перемещения товаров максимально короткими, непересекающимися, противоположно направленными путями. Пути движения товаров должны быть максимально выпрямленными как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Такая организация товарного потока обеспечивает сокращение длительности выполнения отдельных операций и требует меньших затрат на перемещение грузов.

Принцип эффективного использования средств труда  предполагает оптимальное использование площади, емкости и оборудования складов.

Важную роль в рациональной организации  и осуществлении технологического процесса играют механизация и автоматизация складских операций. В механизации и автоматизации складских операций заложены  огромные резервы роста производительности труда складских работников, повышения эффективности использования площади и емкости погрузо-разгрузочных работ, сокращения простоев транспортных средств.

Обеспечение полной сохранности свойств товаров - также один из важнейших принципов рациональной организации складского  технологического процесса. Оно достигается созданием надлежащего гидротермического режима  хранения товаров, удобной системой их укладки и размещения, организацией постоянного контроля в процессе хранения.

Одним из условий  в рациональной организации складского технологического процесса является четкое распределение обязанностей между работниками, выполняющими соответствующие операции.

























ВОПРОС № 25: Технология хранения и подготовки товаров к продаже. Потери товаров при хранении, их виды

После приемки товары доставляют  в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность  количества и качества товаров в процессе их хранения должно обеспечивать материально ответственное лицо[1, с. 57].

Товары, поступившие от поставщика в таре- оборудовании и помещенные на хранение на непродолжительное время, размещают в той же таре- оборудовании.

Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре - на стеллажах и подтоварниках.

Размещаемые на хранение товары группируют по признакам однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства  и санитарно- гигиенические требования.

Непродовольственные товары, а также  продовольственные товары с длительными сроками реализации хранят при температуре 10 – 19 0 С и относительной влажности воздуха 60- 70 %.

Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированы от товаров обладающих посторонними запахами. Гигроскопические товары нельзя хранить совместно с товарами, выделяющими влагу.

Для размещения  гастрономических товаров используют  холодильные камеры или шкафы, при  этом копчености и колбасные изделия хранят в подвешенном состоянии.

Рыбные тузлучные товары должны быть полностью покрыты тузлуком.

Диетические яйца хранят при температуре от 0 до 20 0С- 7 дней, столовые- при  температуре не выше 20 – 0С- 25 суток, при температуре от 0 до – 2 0С - более 120 суток.

Хранение сыпучих продуктов должно  производиться в сухих, чистых, хорошо проветриваемых помещениях, не зараженных амбарными вредителями, при относительной влажности воздуха не более 75 %.

Поваренная моль хранится изолированно от других продуктов

В холодильных камерах и шкафах при температуре 6 0С хранят мясо и мясные продукты, уложенные на подтоварники.

Овощи и фрукты хранят в затаренном виде в хорошо вентилируемых помещениях без естественного освещения.

Замороженные плоды  и овощи хранят в низкотемпературных холодильниках и прилавках при температуре не выше – 18 0С в  течение 3- 5 дней.

Очень ограниченные срок хранения (от 6 до 36 часов) имеют торты, пирожные, бисквитные рулеты, относящиеся к особо скоропортящимся продуктам. Их хранят при температуре 2 – 6 0С.

Вина хранят при температуре 8- 16 0С, пиво – выше 2 0С, газированные безалкогольные напитки, морсы, квасы – при температуре 2- 12 0С.

Специфических условий хранения имеют продовольственные товары. Так, верхнее готовое платье развешивают на плечиках в шкафах. Белье размещают стопками или в коробках. Ткани хранят в рассортированном виде по видам, моделям, размерам и другим признакам.

Кожаную обувь  в коробках укладывают рядами не более восьми в высоту, обувь без коробок - не более пяти рядов, причем обязательно прокладывают картон между рядами. Резиновую обувь хранят на полках стеллажей в фабричной упаковке или распакованной.

Головные уборы хранят в коробках на стеллажах или в ящиках.

Меховые товары рекомендуется хранить в вентилируемых помещениях при слабом освещении.

Художественные изделия следует хранить в сухих отапливаемых помещениях, где не допускается  резких колебаний температур.

Для хранения ювелирных изделий используют несгораемые  шкафы.

Стеклянные и керамические  изделия хранят распакованными на полках стеллажей.

 Ковры и ковровые изделия укладывают в штабеля на подтоварники на расстоянии от пола не менее 20 м в расправленном виде лицевой стороной вверх.

Хранение непродовольственных товаров в магазине может быть организовано по товарным  группам или по потребительским комплексам. При хранении товаров по потребительским комплексам необходимо выделение  общей распаковочной зоны для сортировки и комплектования товаров для различных потребительских комплексов[6, с. 197].

Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролирую при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют. При повышенной влажности  воздуха в помещениях проводят проветривание, отапливание или используют влагопоглащающие средств, при пониженной- воздух в помещениях увлажняют.

Размещая товары на хранение, необходимо учитывать длительность хранения, очередность поступления и подачи товаров в торговый зал. В первую очередь  в торговый зал подают ранее завезенные товары.

За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки.

В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию.

В процессе хранения товаров, также как и при осуществлении других технологических операций в магазине могут возникать товарные потери (естественная убыль и актируемые потери), размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму[2, с. 389].

Действующие нормы естественной убыли установлены на реализуемые вразвес продовольственные товары в процентах к их розничному товарообороту на возмещение потерь, образующихся при хранении товаров в магазине, а также при подготовке к продаже и продаже товаров вследствие [5, с. 45]:

-         усушки,

-         распыла,

-         раскрошки, образующейся при продаже товаров, за исключением обсыпной карамели и сахара- рафинада,

-         утечки,

-         разлива и перекачки и продаже жидких товаров,

-         расхода веществ на дыхание (мук, крупа).

Кроме того, в нормы включены масса полимерной пленки, фольги пергамента, удаляемых при продаже.

В норму естественной убыли включены[7, с. 98]:

-         нормируемые отходы,

-         зачистки сливочного масла и крошка, образующаяся при продаже обсыпной карамели

-         всякого рода потери, образующиеся вследствие порчи товаров, повреждения тары

-         фактические дополнительные потери, связанные с реализацией методом самообслуживания

Действующие нормы естественной убыли товаров являются  предельными и применяются только в тех случаях, когда при проверке фактического состояния  наличия товаров окажется недостача  против учетных остатков.

Естественная убыль товаров списывается  по фактическим размерам, но не выше установленных норм. Ее списание может производиться  только после инвентаризации товаров на основе соответствующего расчета.

Недостача товаров в пределах установленных норм естественной убыли списывается с материально ответственных лиц по тем ценам, по которым товары были оприходованы.

Нормы естественной убыли применяются лишь к товарам, проданным за отчетный период, независимо от срока  хранения в розничном торговом предприятии.

При исчислении размера естественной убыли в пределах установленных норм для розничной торговли в розничный товарооборот не включаются товары [8, с. 67]:

-         отпущенные другим магазинам,

-         возвращенные поставщикам,

-         списание по актам вследствие лома.

Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин,  сложности ассортимента и других факторов.

При распаковке товары освобождают от внешней транспортной тары, сортируют, то есть группируют по ассортиментным признакам, очищают от пыли, загрязнения, антикоррозионных смазочных веществ, устраняют их мелкие дефекты. Все эти  подготовительные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с соответствующим образом подготовленными и оборудованными рабочими местами. Например, для подготовки к продаже радио- и электротоваров в универмаге должна быть  мастерская с оборудованными сетевыми электрическими розетками и телевизионными антеннами.  Здесь проверяют наличие инструкций по эксплуатации и паспортов, комплектность изделий и их работоспособность.

Швейные изделия, готовя к продаже, подбирают по размерам и ростам, устраняют в них мелкие дефекты, чистят, утюжат.

Шерстяные  и шелковые ткани перед подачей в торговый зал перемеривают и накатывают на специальные досточки, на торцах которых указывают артикул, цену, сорт.

Некоторые мелкие изделия фасуют в пакетики по 15, 10 или 20 штук.

При подготовке к продаже парфюмерно-косметических товаров особенно тщательно проверяют качество упаковки.

Перед подачей в торговый зал фото и кино проекционных аппаратов следует проверять их на исправность.

Велосипеды и мотоциклы предварительно очищают от смазки, собираю, комплектуют и проверяют работу основных механизмов.

Сыпучие бакалейные товары, кондитерские изделия, овощи и фрукты фасуют непосредственно в магазине при помощи простейших приспособлений.

Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки или тару оборудование.




















ЗАДАЧА № 1:

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ:

Рассчитать полезную емкость и площадь общетоварного склада для хранения товаров. Исходные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Данные для расчета полезной  емкости и площади склада.

№ п/п

Товарные группы

Средние запасы, вагоны

Распределение запасов по  способам хранения, %

Товарные запасы, дни

в штабелях (Дш)

в стеллажах (Дс)

1

Ткани

50

70

30

40

2

Обувь

25

60

40

30

3

Готовое платье

18

70

30

35

4

Галантерея

20

50

50

40

5

Культтовары

24

40

60

30

6

Хозтовары

28

80

20

30

Коэффициент неравномерности образования товарных запасов равен (Кн) 1,2.

Высота укладки (Ву) равна 6 м.

Нормы емкости на один условный вагон грузов, хранимых в штабелях (Нш) равна 75 м 3, хранимых в стеллажах (Нс) равна 120 м3.

РЕШЕНИЕ:

1)    Рассчитаем товарные запасы по способам хранения в соответствии с долями в общих товарных запасах по формуле (1)

,                           (1)

,                              (2)

где    Тзмсi – товарные запасы в вагонах в стеллажах,

         Тзмшi – товарные запасы в вагонах в штабелях,

         Дiш – доля товаров, хранимых в штабелях,

         Дiс – доля товаров, хранимых в стеллажах

         Кн – коэффициент неравномерности образования запасов

2)    Определим необходимую полезную емкость склада по каждой группе товаров и отдельно по способам хранения:

Еш = Нш * Тзмшi,                     (3)

Ес = Нс * Тзмсi,                         (4)

где    Еш, Ес – необходимая полезная емкость склада при способах хранения в штабелях и стеллажах соответственно.

         Нш, Нс – нормы емкости на 1 вагон хранимых товаров в штабелях и на стеллажах соответственно.

3)    Рассчитаем общую емкость склада:

Еобщ = Ес + Еш,                            (5)

где    Еобщ- общая емкость склада

4)    Определим полезную площадь склада по каждой товарной группе и всего:

Пп = Еобщ  : Ву,                   (6)

где    Пп – полезная площадь склада, м2

         Ву – высота укладки, м

Результаты всех расчетов представим в виде таблицы 2.

Таблица 2

Результаты расчетов

Товарные группы

Максимальный запас, вагоны

Распределение запасов по способу хранения

Нормы емкости на 1 вагон грузов

Полезная емкость склада

Полезная площадь склада

Тзмш

Тзмс

Нш

Нс

Еш

Ес

Еобщ

штабелями

стеллажи

итого

Ткани

60

42

18

75

120

3150

2160

5310

525

360

885

Обувь

30

18

12

75

120

1350

1440

2790

225

240

465

Готовое платье

21,6

15,12

6,48

75

120

1134

777,6

1911,6

189

129,6

318,6

Галантерея

24

12

12

75

120

900

1440

2340

150

240

390

Культовары

28,8

11,52

17,28

75

120

864

2073,6

2937,6

144

345,6

489,6

Хозтовары

33,6

26,88

6,72

75

120

2016

806,4

2822,4

336

134,4

470,4

Итого

198

125,52

72,48

-

-

9414

8697,6

18111,6

1569

1449,6

3018,6

         ОТВЕТ:

1)    полезная емкость склада равна 18111,6 м3,

2)    полезная площадь склада равна 3018,6 м2.

ЗАДАЧА № 2

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ:

Оформить документ по результатам приемки товаров по количеству, исходя из следующих условий. на станцию Новосибирск- восточный Западно-Сибирской Железной дороги прибыл контейнер с туалетным мылом для ЗАО «Галант». Груз выдан получателю станцией на следующий день по прибытии.

Реквизиты сторон:

Получатель: Новосибирская оптовая база ЗАО «Галант», г. Новосибирск, ул. Крамского- 42,  р/сч 40702810910120000048 в ОАО «Сибакадембанк» г.Новосибирск.

Поставщик- изготовитель: Московский комбинат, г.Москва, ул. Ломоносова- 1, р/сч 40702810000000004444 в региональном отделении «Экспресс- Волга» г.Москва.

         Таблица 3

Исходные данные

Условия приемки товара

Значение

Место выгрузки  товара

на железнодорожной станции

Дата прибытия груза

04.04

Дата отгрузки товара

31.03

Основание отгрузки

договор

Счет- фактура поставщика

00751

Дата выписки счет- фактуры

29.03

Железнодорожная накладная

987845

Контейнер опломбирован пломбами

отправителя

Оттиск пломбы

2908006

Результат осмотра контейнера

повреждена и протекает крыша, товар замочен


         Таблица 4

Исходные данные  о товаре

Наименование товара

Артикул

По счетам - фактурам поставщика значилось

При приемке фактически оказалось

Мыло «Детское»

28

1500

1500

Мыло «Хозяйственное»

49

3500

2500

Мыло «Сирентъ»

21

2000

3000

Мыло «Велюр»

207

1500

2000

Мыло «Семейное»

4

1500

1000

Мыло «Лесное»

57

2000

2000

Мыло «Столичное»

114

1500

2000


         Розничная цена мыла принимается в соответствии с фактически существующими ценами.

Вес 1 штуки мыла -100 г.

         Вес тары- 400 г

         В 1 упаковке- 20 штук.

РЕШЕНИЕ:

         Документ о результатах приемки товаров по количеству составлен в приложении 1. При составлении документа были использованы следующая литература:

-         Гражданский Кодекс РФ , часть 2

-         Инструкция  о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству

-         Транспортный Устав железной дороги.












ЗАДАЧА № 3:

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ:

Определить социально- экономическую эффективность  работы магазина:

-         определить технологические показатели магазина;

-         определить социально- экономические показатели магазина;

-         определить экономические показатели магазина.

РЕШЕНИЕ:

В качестве объекта исследования в данной задаче будем использовать магазин розничной продажи ЗАО «Строймастер»

1)    Установить каким образом технологические решения влияют на социально- экономическую эффективность магазина. Для этого необходимо данные технологических характеристик сопоставить с рекомендуемыми, представленным в таблице 5

Таблица 5

Рекомендуемые значения технологических характеристик магазинов

Площадь магазина

Коэффициент установочной площади

Коэффициент демонстрационной площади в магазине

Продовольственный магазин

Одежда

Обувь

Галантерея и трикотаж

Культовары

Товары для детей

Универсальный непродовольственный магазин

до 100

0,32

0,76

0,66

0,8

0,9

0,75

0,75

-

101-250

0,31

0,75

0,63

0,76

0,88

0,74

0,74

-

251-650

0,3

0,73

0,6

73

0,85

0,72

0,72

-

651-1500

0,39

0,72

0,57

0,7

0,8

0,7

0,7

0,72

Свыше 1500

0,27

0,7

-

-

-

-

0,68

0,7

В среднем

0,3

0,75

0,6

0,74

0,86

0,73

0,7

0,71

Магазин ЗАО «Строймастер» относим к универсальным непродовольственным магазинам.

         Технологические показатели магазина представлены в таблице 6



Таблица 6

Технологические показатели магазина ЗАО «Строймастер»

Общая площадь,м2

В том числе

Доля площади торгового зала в общей площади магазина, %

Установочная площадь, м2

Коэффициент установочной площади

Экспозиционная площадь, м2

Коэффициент экспозиционной площади

Количество товарных единиц, размещаемых на 1 м2 экспозиционной площади, ед.

Торговая площадь, м2

Площадь торгового зала, м2

1345

1234

902

67,1

505,94

0,41

876,14

0,71

12

         Как видно из таблицы 6 коэффициенты установочной и экспозиционной площади в ЗАО «Строймастер» практически соответствуют рекомендуемым значениям.

2)    Определим основные показатели социальной эффективности магазина в таблице 7

Таблица 7

Социальные показатели ЗАО «Строймастер»

Общие затраты времени на совершение одной покупки

Завершенность покупок

Количество услуг, оказываемых покупателям магазина

Количество покупателей посетивших магазин

Количество совершивших покупку

Коэффициент завершенности покупки

7 мин.

145 чел.

101 чел.

0,7

3

         Как видно, из таблицы 7, в магазине коэффициент завершенности покупки достаточно высок (более 50 %), однако есть резервы по его увеличению, затраты времени на совершение одной покупки в магазине минимальны.

3)    Определим экономическую эффективность работы магазина с использованием таблицы 8






Таблица 8

Экономические показатели работы  магазина ЗАО «Строймастер»

№ п/п

Экономические показатели

Единица измерения

Значение

1

Годовой товарооборот

тыс. руб.

16899,00

2

Годовой товарооборот на 1 м2

 

 

2,1

 - общей площади

тыс. руб.

12,56

2,2

 - площади торгового зала

тыс. руб.

18,74

3

Численность работников

 

 


всего

чел.

68,00


в том числе

 

 

3,1

- управленческий персонал

чел.

15,00

3,2

- торгово-оперативный персонал

чел.

45,00

3,3

- вспомогательный персонал

чел.

8,00

4

Годовой товарооборот

 

 

4,1

- на 1 работника в целом

тыс. руб.

248,51

4,2

- на 1 работника торгового зала

тыс. руб.

375,53

5

Издержки обращения в расчете

 

 

5,1

- на год

 

 


всего

тыс. руб.

11567,00


в том числе зарплата

тыс. руб.

6789,00

5,2

- в % к товарообороту

 

 


всего

%

0,68


в том числе зарплата

%

0,40

6

Прибыль

тыс. руб.

5332,00

7

Уровень рентабельности

%

31,55

         Как видно из таблицы 8 в целом деятельность магазина можно оценить как весьма эффективную, так как уровень рентабельности достаточно высок (выше 30 %).

         Структура годового товарооборота представлена на рисунке 2

         Рис. 2. Структура годового товарооборота ЗАО «Строймастер»


Список литературы

1)    Вебер М. Коммерческое товароведение: расчеты от А до Я. – М.: Приор, 1999. – 345 с.

2)    Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. – 4 изд., переаб., доп. – М.: Маркетинг, 2001. – 400 с

3)    Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология  торговой организации: Учеб. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Маркетинг, 2001. – 596 с.

4)    Инструкция о порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. Госарбитражем при Совете Министров СССР от 15.06. 1965 года

5)    Оформление тарных операций. Упаковка товаров. – М.: Приор, 1996. – 48 с

6)    Памбухчиянц В.К. Организация, технология  и проектирование  торговых предприятий: Учеб. – М.: ИВЦ Маркетинг, 1999. – 320 с.

7)    Панкратов С.А., Серегина С.М. Коммерческая деятельность. – М.: Инфра- М, 1998. – 678 с.

8)    Синоцкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 456 с.

9)    Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: Учеб./ Под ред. Т.Т. Данько и Л.А.Брагина  – 2 изд., переаб., доп. – М.: Инфра- М, 2000. – 560 с.

10)                      Щур Д.Л. и др. Основы торговли. Оптовая торговля. – М.: Приор, 2000. – 278 с.







ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Акт приемки товаров по качеству

«УТВЕРЖДАЮ»

«5» апреля 2004 г.

АКТ № 14

о приемке товаров/продукции

от «5» апреля 2004 г.

Получатель: ЗАО  «Галант»

Место приемки товара и составления акта: железнодорожная станция

Время начала и окончания приемки: 10.00 – 11.00

Комиссия в составе: Швецов А.Г.(экспедитор ЗАО «Галант», доверенность № 123 от 05.05.04), Пестров А.Г. (экспедитор ст. Новосибирск- Восточный ЗСЖД, доверенность № 14 от 05.05.04), Манохина С.А. (приемщик ЗАО «Галант», доверенность № 124 от 05.05.04)

ознакомленная с правилами приемки товаров по количеству, произвела приемку товаров (продукции) и УСТАНОВИЛА:

Отправитель: Московский комбинат г. Москва, ул. Ломоносова – 1, р/сч 40702810910120000048 в ОАО «Сибакадембанк» г .Новосибирск

Изготовитель- поставщик: Московский комбинат г. Москва, ул. Ломоносова – 1, р/сч 40702810910120000048 в ОАО «Сибакадембанк» г .Новосибирск

Дата и номер телефонограммы (телеграммы о вызове представителя): № 234567 от 04.04.04

Счет- фактура Ивановой С.А.00751 от 29.03.2004

Транспортная накладная  № 987845

Время: прибытия товара на ст. назначения                                     «4» апреля 2004 года

выдачи груза органом транспорта                                                    «5» апреля 2004 года

вскрытия вагона                                                                                       «5» апреля 2004 года

доставки продукции на склад получателя                                       «5» апреля 2004 года


Коммерческий акт составлен «5» апреля 2004 года.


Условия хранения продукции на складе получателя до ее приемки:

в вагоне

Определение количества производилось: пересчетом

Состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции и в чьей упаковке  она предъявлена: тара намочена

Тара вскрыта  05 апреля 2004 года в присутствии комиссии


Товары отгружены за весом 1400 кг


Описание пломб: контейнер опломбирован пломбами с оттиском 2908006


Общий вес товаров по документам 1350 кг, фактический 1400 кг




Продолжение приложения 1

Обратная сторона

Описание мест, в которых установлены недостачи и излишки: подробно описать тару и упаковку каждого места, отсутствие или наличие внешних нарушений, транспортная и отправительская маркировка и №№ этих мест, наличие или отсутствие упаковочных ярлыков и пломб у этих мест, количество и оттиски пломб, вес каждого места, в котором обнаружены недостачи или излишки (фактический, по документам и по трафарету на месте), могли ли вместиться недостающие товары в тарное место, вагон, контейнер и т.п. , каким способом определено количество недостающей продукции, другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения недостачи:

Количество недостающей продукции определено подсчетом, также как и количество продукции превышающей значения по счету- фактуре поставщика.

В результате подсчета количества товаров было определена недостача по следующим видам мыла :

-         мыло «Хозяйственное» в сумме 1000 штук;

-         мыло «Семейное» в сумме 500 штук.

В результате приемки установлены нижеследующие количественные расхождения:

Наименование товара

По документам поставщика

Фактически оказалось

Недостача

Излишки

кол.

цена

сумма

кол.

цена

сумма

кол

сумма

кол.

сумма

Мыло Детское

1500

7

10500,00

1500

7

10500

 

 

 

 

Мыло Хозяйственное

3500

5

17500,00

2500

5

12500

-1000,00

-5000

 

 

Мыло Сирентъ

2000

9,5

19000,00

3000

9,5

28500

 

 

1000

9500

Мыло Велюр

1500

10,3

15450,00

2000

10,3

20600

 

 

500

5150

Мыло Семейное

1500

9,8

14700,00

1000

9,8

9800

-500,00

-4900

 

 

Мыло Лесное

2000

8,7

17400,00

2000

8,7

17400

 

 

 

 

Мыло Столичное

1500

6,7

10050,00

2000

6,7

13400

 

 

500

3350

Итого

 

 

 

 

 

 

-500,00

-4900

500

3350


Заключение о причинах и месте образования недостачи:

потери при транспортировке


Члены комиссии:

Швецов А.Г.(экспедитор ЗАО «Галант», доверенность № 123 от 05.05.04)

Пестров А.Г. (экспедитор ст. Новосибирск- Восточный ЗСЖД, доверенность № 14 от 05.05.04)

Манохина С.А. (приемщик ЗАО «Галант», доверенность № 124 от 05.05.04)