СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 2

1.     Роль анализа объема продаж в успешном  функционировании организации. 2

1.1.      Экономическая сущность оборота розничной торговли. 2

1.2.      Значение и задачи анализа оборота розничной торговли. 2

1.3.      Информационная база анализа оборота розничной торговли. 3

2.     Методика анализа объема продаж.. 2

2.1.      Анализ динамики оборота розничной торговли. 2

2.2.      Анализ структуры оборота розничной торговли. 5

2.3.      Анализ факторов, влияющих на изменение  оборота розничной торговли. 6

3.     Пути увеличения оборота розничной торговли. 2

3.1.      Методика оперативного анализа оборота розничной торговли. 2

3.2.      Рекомендации по увеличению оборота розничной торговли. 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 5

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 6


ВВЕДЕНИЕ

Формирование рыночных отношений, переход к многообразию форм собственности, приватизация требуют развития теории и практики анализа хозяйственной деятельности как одного из основных методов научного управления экономикой. В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективную оценку производственной, торговой, финансово-хозяйственной и другой деятельности предприятий, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервы повышения эффективности использования экономического потенциала, помогать обоснованно разрабатывать и выполнять планы, бизнес-планы, стратегические и тактические управленческие решения.

Темпы роста объема реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данного показателя имеет большое значение, что и обуславливает актуальность данной темы.

Целью моей работы является изучение особенностей анализа объема продаж торговой организации и путей увеличения оборота розничной торговли. Таким образом, задачей своей курсовой работы я ставлю выяснение экономической сущности оборота розничной торговли, значения и задач анализа оборота розничной торговли. Далее, второй задачей является рассмотрение методики анализа объема продаж на примере торгового предприятия ООО «БИТ» за 2003 год, динамики и структуры оборота розничной торговли, а также факторов, влияющих на его изменение. Еще одной важной задачей является определение путей увеличения оборота розничной торговли ООО «БИТ».


1.    Роль анализа объема продаж в успешном функционировании организации

1.1.  Экономическая сущность оборота розничной торговли

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность торгового предприятия. Он включает продажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. Объем реализации продукции и объем производства являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке) и может выражаться в сопоставимых, плановых или текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.[3, c. 5]

1.2.  Значение и задачи анализа оборота розничной торговли

В условиях формирования рыночных отношений, когда велика инфляция, значимость розничного товарооборота для оценки социального развития общества, материального и культурного уровня жизни людей значительно снизилась. В этих условиях розничный товарооборот должен изучаться как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем за период, с которого изменились цены, разделить на индекс розничных цен на товары. Проводя анализ следует установить, как развивается розничный товарооборот, как удовлетворяется спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействует на формирование разумных потребностей, эстетических вкусов и их благосостояния. Исходя из этого, основные задачи анализа розничного товарооборота могут быть сведены к следующим:

1)    проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности;

2)    определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли, а также установление обоснованности, напряженности и оптимальности планов;

3)    изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности предприятия;

4)    выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;

5)    разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию розничного товарооборота торговой деятельности предприятия. [7, c. 6]

1.3.  Информационная база анализа оборота розничной торговли

В процессе анализа розничного товарооборота используют данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, норм, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража.

Фактический объем розничной реализации товаров в продажных ценах справочно показывается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, является форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная); форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров» (срочная, месячная); форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле» (квартальная).

В «Отчете о товарообороте и запасах товаров» содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет проанализировать динамику розничного товарооборота. В данном отчете раздельно показываются розничный товарооборот торговой сети и предприятий общественного питания. В нем также выделяются розничная реализация продукции собственного производства, продажа продовольственных товаров, в том числе алкогольных напитков.

В «Отчете о продаже и запасах товаров» содержится информация о реализации продовольственных товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров – в стоимостных показателях. Кроме того, в нем показываются фактические запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного питания на конец отчетного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров).

«Отчет по розничной торговле» составляется нарастающим итогом с начала года. В первом разделе отчета приводится информация о продаже товаров населению и о товарных запасах в розничной сети и на складах на конец отчетного периода. Во втором разделе данного отчета содержатся сведения в натуральных и стоимостных измерителях о продаже населению и запасах товаров длительного пользования. В третьем разделе содержатся сведения о продаже населению и запасах строительных материалов в розничной торговой сети и на складах на конец отчетного периода. В четвертом разделе отчета показывается наличие торговой сети (включая сезонную сеть) на конец отчетного года.

В «Отчете о продаже и запасах товаров» и в «Отчете по розничной торговле» розничная реализация товаров показывается вместе с их прочим недокументированным расходом, что следует учитывать при анализе.

В плодоовощной торговле составляют месячные, квартальные и годовой «Отчеты о движении картофеля, овощей и плодоовощной продукции», где содержится подробная информация об остатках, поступлении и расходе плодоовощной продукции. Предприятия книжной торговли составляют квартальные и годовой «Отчеты о поступлении, продаже и остатках товаров», в которых приводится информация о поступлении, розничной и оптовой продаже и остатках книжных товаров.

Информацию о розничном товарообороте за месяц можно взять из регистров бухгалтерского учета по счету «Реализация продукции (работ, услуг)», данных статистического и оперативного учета развития товарооборота и движения товаров.

Особо следует выделить нормативно-правовые источники информации, используемые при анализе хозяйственной деятельности. К ним относятся нормативно-справочные и инструктивные материалы государственных органов управления, вышестоящей организации, утвержденные нормы, нормативы, тарифы, ставки и цены, и т.п. [7, c. 6-7].


2.    Методика анализа объема продаж

2.1.  Анализ динамики оборота розничной торговли

Розничный товарооборот торгового предприятия является составной частью товарооборота города и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. В связи с этим динамику товарооборота предприятия следует изучать во взаимосвязи с анализом развития розничного товарооборота города и покупательной способности населения. Такой анализ помогает выявить положительные и отрицательные стороны в торговой деятельности предприятия и разработать меры по росту товарооборота, улучшению ассортимента реализуемых товаров, повышению качества обслуживания покупателей. Одновременно исследуют закономерности развития розничного товарооборота на душу населения. Сравнение фактических объемов среднедушевой реализации с физиологическими нормами потребления на душу населения по продовольственным товарам и рациональным нормам – по непродовольственным позволяет оценить степень удовлетворения потребностей населения в материальных благах. [7, c.10].

Оценка выполнения плана по реализации продукции за отчетный период, в данном случае за 2003 год, производится по методике, приведенной в таблице:

Таблица 2.1.

Анализ выполнения плана по реализации продукции торгового предприятия ООО «БИТ» за 2003 год[1]

Изделие

Реализация продукции, тыс. руб.

план

факт.

+,–

% к плану

Пальто женские из ч/ш ткани

52275

62730

+10455

+20,0

Пальто женские из п/ш ткани

30135

17712

–12423

– 41,2

ИТОГО:

82410

80442

–1968

–2,39

Из таблицы видно, что за отчетный год план по реализации продукции недовыполнен на 2,39%, что свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции. [11, c. 52]

Анализ динамики товарооборота проводят не только в сравнении с данными прошлого года, но и с фактическими показателями за ряд лет (в действующей и сопоставимой оценке). При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста, который может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:

                                                                                           (2.1)

где Трост – среднегодовой темп роста изучаемого показателя за п лет; Хп – изучаемый показатель в отчетном периоде; Х0 – изучаемый показатель в базисном периоде; п – число периодов.

Если в изучаемом периоде произошли организационно-структурные изменения в сети торговой организации, то необходимо внести соответствующую корректировку в объем розничного товарооборота и анализ должен проводиться также по сопоставимому числу предприятий. Это позволяет определить прирост товарооборота за счет повышения эффективности использования материально-технической базы торговли.

При анализе динамики товарооборота предприятия важно правильно определить базисный год. Он, в частности, может быть начальным для развития определенных тенденций, оказывающих значительное влияние на изучаемые показатели, или годом, в котором произошли организационно-структурные изменения в составе предприятия. Анализ динамики розничного товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Для оценки равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить его динамику по декадам, составив специальные аналитические таблицы.

Для определения равномерности развития розничного товарооборота целесообразно также составить графики выполнения плана по месяцам, исчислить и проанализировать коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров. Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Например, торговым предприятием ООО «БИТ» план товарооборота выполнен в девяти из двенадцати. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,75 (9:12), или ритмичным его выполнение было только на 75,0 %.

Для определения коэффициента равномерности необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение (δ) и коэффициент вариации, или неравномерности (ν):

;        (2.2)                                            (2.3)

где  – процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц (квартал);  – процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год; п – число месяцев (кварталов) изучаемого периода. [10, c.19]

Среднее квадратическое отклонение позволяет оценить колебание в развитии анализируемого показателя. По коэффициенту вариации можно проанализировать неравномерность изменения исследуемого показателя. Коэффициент равномерности рассчитывают по следующей формуле: Кравн = 100 – ν.        (2.4)

После изучения общего объема розничного товарооборота необходимо проанализировать его состав. По составу розничный товарооборот подразделяется на продажу товаров населению, мелкооптовый отпуск и другие виды розничной реализации. Продажа товаров населению включает их реализацию за наличный и безналичный расчет и в кредит. Розничный товарооборот также детализируется по применяемым формам торговли (продажа товаров по методу самообслуживания, с использованием традиционных методов торговли и других прогрессивных форм обслуживания покупателей), по месту реализации товаров (продажа через магазины, платки, ларьки, киоски и т.д.). Анализ состава товарооборота проводится в абсолютных (стоимостных) и относительных показателях. Относительным показателем, в частности, является доля (удельный вес) отдельных видов реализации в общем объеме розничного товарооборота.

Изучение продажи товаров населению в кредит, кроме того, проводят с использованием натуральных измерителей. Изменение в розничном товарообороте доли продажи товаров населению и мелкооптового отпуска оказывает определенное влияние на издержки обращения и финансовые результаты. [7, c.20]

2.2.  Анализ структуры оборота розничной торговли

Розничные торговые предприятия должны обеспечивать население всеми необходимыми продовольственными и непродовольственными товарами. Поэтому следует изучить динамику розничной реализации по отдельным товарам и товарным группам, обеспечение бесперебойной торговли, соблюдение ассортиментного перечня в отделах и секциях магазинов, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура реализации продукции. Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

При формировании ассортимента и структуры продукции организация должна учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, технических, финансовых и иных ресурсов, имеющихся в ее распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя: определение текущих и перспективных потребностей покупателей; оценка уровня конкурентоспособности реализуемой или планируемой к реализации продукции; изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции; оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом:            .                                 (2.5)

В расчет данного коэффициента торгового предприятия ООО «БИТ» принимается фактический объем реализации продукции каждого вида в 2003 г., но не более базового периода. Рассчитаем его величину по данным табл. 2.1:

Кас= (52275+17712):82410 = 0,85

Судя по величине этого коэффициента, произошли существенные изменения в ассортиментной политике предприятия: значительно увеличилась реализация первого изделия и сократилась второго.

Для характеристики интенсивности структурных преобразований на предприятии можно использовать коэффициент структурной активности, который рассчитывается следующим образом:                       (2.6)

где  – изменение удельного веса i-го вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме продаж за исследуемый период; п – число номенклатурных групп продукции.

Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.[10, c. 8-9]

Изменение структуры реализованной продукции оказывает большое влияние на экономические показатели: сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль рентабельность и другие показатели. Анализ ассортимента и структуры розничного товарооборота обычно проводят по 35 продовольственным и 61 непродовольственным товарным группам. Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике может привести к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп и товаров в общем объеме товарооборота. Изучение ассортимента и структуры розничного товарооборота должно проводиться не только за год, но и по кварталам и месяцам, что позволяет глубже проанализировать сезонные колебания в торговле, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары в различные периоды года.[7, c. 20]

2.3.  Анализ факторов, влияющих на изменение оборота розничной торговли

Изменение оборота розничной торговли зависит от трех основных групп факторов: обеспеченность товарными ресурсами, правильность их распределения и использования; обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников; состояние, развитие и эффективность использования материально-технической базы торговли.

1)    Главный фактор успешного развития товарооборота является обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего, проверяют как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость может быть выражена формулой товарного баланса: Зн + П = Р + В + Зк                                        (2.7)

где Зн – запасы товаров на начало отчетного периода; П – поступление товаров; Р – розничный товарооборот; В – прочее выбытие товаров; Зк – запасы товаров на конец отчетного периода.

Влияние показателей товарного баланса на объем розничного товарооборота определяется по следующей формуле: Р = Зн + П – В – Зк.          (2.8)

Следовательно, на изменение розничного товарооборота положительное влияние оказывают завышенные (сверхнормативные) товары запаса на начало изучаемого периода и рост поступления товаров, а отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода. [7, c.27-28]

Анализ товарных ресурсов торгового предприятия начинают с составления и изучения товарного баланса. Причем все показатели отражаются в товарном балансе по розничной стоимости. В товарный баланс должны включаться все запасы товаров (текущие, сезонные и досрочного завоза). За плановые товарные запасы на начало года берут их нормативы за четвертый квартал прошлого года; на конец года – нормативы четвертого квартала отчетного года. Если отсутствуют плановые или фактические данные о поступлении товаров, то их можно определить по следующей формуле: П = Р + В + Зк – Зн.                   (2.9)



Таблица 2.2

Товарный баланс торгового предприятия ООО «БИТ» за 2003 год

в действующих ценах, тыс. руб.

Показатели

Фактически за прошлый 2002 год

Отчетный год

Отклонение

Повлияли на

план

факт

от плана

от прошлого года

выполнение плана товарооборота

динамику товарооборота

Товарные запасы на начало года

34,2

38,5

46,3

+7,8

+12,1

+7,8

+12,1

Поступление товаров

358,4

443,2

447,1

+3,9

+88,7

+3,9

+88,7

Прочее выбытие товаров

9,0

4,0

5,8

+1,8

–3,2

–1,8

+3,2

Товарные запасы на конец года

46,3

52,7

59,2

+6,5

+12,9

–6,5

–12,9

Розничная реализация товаров

337,3

425,0

428,4

+3,4

+91,1

+3,4

+91,1

Прочее выбытие товаров в % к объему их поступления

2,5

0,9

1,3

+0,4

–1,2

Розничный товарооборот по сравнению с планом возрос за счет сверхнормативных товарных запасов на начало года (+7,8 тыс. руб.) и перевыполнения плана поступления товаров (+3,9 тыс. руб.). Возможности увеличения товарооборота уменьшились в связи с ростом прочего выбытия товаров (–1,8 тыс. руб.) и завышенными товарными запасами на конец года (–6,5 тыс. руб.).

По сравнению с прошлым годом объем товарооборота увеличился за счет завышенных товарных запасов на начало года (+12,1 тыс. руб.), роста поступления товаров (+88,7 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (–3,2 тыс. руб.). Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–12,9 тыс. руб.).[11, c. 68]

Важным вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения между магазинами и другими подразделениями. Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Этов), который определяют по формуле              (2.10)

показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов. При анализе могут определяться обратный показатель эффективности товарных ресурсов, т.е. объем товарных ресурсов на один рубль розничного товарооборота.[9, c. 24]

2)    Еще одним из факторов успешного развития розничного товарооборота являются обеспеченность трудовыми ресурсами, правильность установления режима труда, эффективность использования рабочего времени, рост производительности труда. Анализ влияния трудовых ресурсов на торговую деятельность обычно начинают с изучения обеспеченности ими розничного предприятия, укомплектованности штатов продавцов, кассиров, контролеров, других работников и эффективности использования рабочего времени. Также изучают качественный состав работников, т.е. обеспеченность специалистами с высшим и средним специальным образованием, стаж работы. Проверяют правильность распределения продавцов по категориям в соответствии со штатами и производственной необходимостью.

В розничной торговле производительность труда в стоимостном выражении характеризуется выработкой (суммой товарооборота) на одного торгового работника и выработкой на одного торгово-оперативного работника. Применив прием абсолютных разниц, можно количественно измерить влияние изменения среднесписочной численности торгово-оперативных работников и их выработки на выполнение плана товарооборота. Для этого отклонение от плана по численности торгово-оперативных работников умножают на плановую их выработку, а отклонение от плана – на фактическую среднесписочную численность торгово-оперативных работников.

Выработка работников торговли в стоимостном выражении во многом зависит от изменения розничных цен на товары. При повышении розничных цен растет товарооборот, а следовательно, и производительность труда торговых работников в стоимостном выражении. Для измерения влияния ценового фактора на выработку торговых работников необходимо ее рассчитать к товарообороту в действующих и сопоставимых ценах и сравнить полученные результаты.

Среднегодовую выработку на одного торгового работника можно представить как произведение среднечасовой их выработки на среднюю продолжительность рабочего дня и на среднее число дней, отработанных одним работником за год. Отсюда на выполнение плана и динамику розничного товарооборота можно изучить влияние четырех трудовых факторов: среднесписочной численности торговых работников; среднего количества дней, отработанных одним торговым работником за год; средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой выработки на одного торгового работника.

Используя данные план, бухгалтерского и статистического учета и отчетности по труду, проводят анализ эффективности использования календарного времени. В частности, выявляют потери рабочего времени по болезни и другим причинам. Для измерения влияния роста целодневных потерь рабочего времени на выполнение плана розничного товарооборота необходимо сверхплановое их количество умножить на плановую среднедневную выработку на одного торгового работника.

Далее проводят анализ режима труда и рациональности использования рабочего времени. Повышение эффективности труда можно добиться путем разделения труда, совмещения профессий, должностей, функций, расширения хон обслуживания; сокращения текучести кадров; привлечения на роботу лиц на неполный рабочий день; внедрения достижения НТП, научной организации труда, самообслуживания; совершенствования оплаты труда и т.д.

Производительность труда торговых работников определяется техническими, технологическими, организационными, экономическими и социальными факторами. Комплексное и глубокое их изучение позволяет полнее выявить и реализовать резервы повышения эффективности труда. Так как в розничной торговле выработка на одного работника обычно исчисляется в стоимостном выражении, то на ее размер оказывает влияние изменение розничных цен на товары. При повышении розничных цен выработка растет, хотя в действительности эффективность труда работников не изменяется. Для измерения влияния ценового фактора на производительность труда торговых работников необходимо определить их выработку к товарообороту в действующих и сопоставимых ценах и сравнить полученные результаты.

3)    На выполнение плана и динамику товарооборота большое влияние оказывают состояние, развитие и эффективность использования материально-технической базы торговли. Под материально-технической базой прежде всего имеются в виду основные средства. В торговле по принадлежности они подразделяются на собственные и арендованные. В процессе анализа основные средства должны изучаться комплексно, независимо от их принадлежности.

Анализ материально-технической базы торговли обычно начинают с изучения и оценки состава и структуры производственных основных средств. В торговле происходит перевооружение предприятий современными машинами и оборудованием, и поэтому их доля в общем объеме основных средств должна расти. Для оценки состояния основных средств и их влияния на торгово-производственные процессы определяют следующие показатели:

–       долю активной части производственных основных средств в общей их стоимости, которая характеризует технический уровень торгового предприятия;

–       коэффициент физического износа основных средств, рассчитываемый отношением суммы износа к первоначальной (восстановительной) их стоимости;

–       коэффициент обновления, определяемый отношением суммы вновь поступивших основных средств за год к их остатку на конец года;

–       коэффициент выбытия, определяемый отношением выбывших основных средств за год к их остатку на начало года;

–       коэффициент прироста основных средств, исчисляемый отношением суммы их прироста за год к остатку основных средств на начало года;

–       показатель фондовооруженности труда, рассчитываемый отношением среднегодовой стоимости производственных основных средств к среднесписочной численности работников;

–       показатель технической вооруженности труда – отношение среднегодовой стоимости активных производственных основных средств к среднесписочной численности работающих.

Анализ показателей оценки состояния основных средств обычно проводят в динамике, так как на практике отсутствует планово-нормативная информация. Коэффициенты обновления, выбытия и прироста основных средств необходимо изучать взаимосвязано, что позволяет глубоко проанализировать и оценить воспроизводство материально-технической базы торговли. [3, c. 37]

Необходимо также определить обеспеченность торговых предприятий отдельными видами машин, оборудования, помещения. Обобщающими показателями оценки обеспеченности предприятий торговли производственными основными фондами являются фондовооруженность и техническая вооруженность труда. Рост данных показателей ведет к повышению производительности труда.

Показателями эффективности использования материально-технической базы на розничных торговых предприятиях являются фондоотдача (объем товарооборота на один рубль всех производственных основных средств), фондоемкость (размер основных средств на один рубль товарооборота). Анализ данных показателей в торговле чаще всего проводят в динамике, так как ложно определить плановую среднегодовую стоимость производственных основных средств. В процессе анализа основное внимание уделяют выявлению и мобилизации резервов роста фондоотдачи при повышении качества обслуживания покупателей.

На фондоотдачу большое влияние оказывает переоценка (дооценка или уценка) основных средств. При дооценке основных средств фондоотдача снижается; при уценке – растет. Для измерения влияния этого фактора на фондоотдачу необходимо определить ее уровень с учетом переоценки основных средств и сравнить с фактической фондоотдачей отчетного года.[1, c. 21].


3.    Пути увеличения оборота розничной торговли

3.1.  Методика оперативного анализа оборота розничной торговли

Оперативный анализ выполнения плана и динамики товарооборота торговой организации проводят по отдельным магазинам и в целом, а в магазинах – по отдельным структурным подразделениям (филиалам, отделам, секциям). Анализ обычно проводится ежедневно и направлен на обеспечение ритмичной торговой деятельности, успешного развития розничного товарооборота, высокого качества обслуживания покупателей.

При проведении оперативного анализа составляют специальные аналитические таблицы, по данным которых выявляют на любую дату месяца отклонения от плана по розничной реализации товаров за день и нарастающим итогом с начала месяца. При расчете среднедневного плана товарооборота необходимо учитывать колебания в розничной реализации товаров по отдельным дням и неделям. Так, значительно возрастает объем розничного товарооборота в дни после получения заработной платы, пенсии, стипендий, а также перед выходными днями.[7, c.94]

Фактические данные о товарообороте берут из кассовых и товарных отчетов. Данные оперативного анализа широко используются менеджерами, руководителями и другими работниками торгового предприятия для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения плана, высоких темпов развития розничного товарооборота. Результаты оперативного анализа выполнения плана товарооборота характеризуются данными таблицы 3.1.

За первые две пятидневки торговое предприятие имело отставание в выполнении плана розничного товарооборота на 987 млн. руб. В последующих пятидневках его коллектив изыскал и использовал возможности роста товарооборота, перекрыл отставание в выполнении плана и сверх плана реализовано товаров за месяц 2160 млн. руб. [11, c. 76]

Оперативный анализ розничного товарооборота на практике обычно ведут без достаточной увязки с повседневным изучением поступления товаров, состояния товарных запасов.


Таблица 3.1.

Оперативная информация о выполнении плана розничного товарооборота торгового предприятия ООО «БИТ» за март 2003 года[2]

Дни месяца

Розничный товарооборот, млн. руб.

План нарастающим итогом с начала месяца

фактически

Отклонение от плана

За день

Нарастающим итогом с начала месяца

За день

Нарастающим итогом с начала месяца

2

1800

1412

1412

–388

–388

3

3600

1603

3015

–197

–585

4

5400

1704

4719

–96

–681

5

7200

1807

6526

+7

–674

ИТОГО за 1-е 5 дней

7200

6526

–674

6

9000

1710

8236

–90

–764

7

10800

1642

9878

–158

–922

8

12600

1804

11682

+4

–918

9

14400

1822

13504

+22

–896

10

16200

1709

15213

–91

–987

ИТОГО за 2-е 5 дней

9000

8687

–313

11

18000

1897

17110

+97

–890

12

198000

1904

19014

+104

–786

13

21600

1879

20893

+79

–707

14

23400

1911

22804

+111

–596

15

25200

1997

24801

+197

–399

ИТОГО за 3-и 5 дней

9000

9588

+588

ВСЕГО за месяц

54000

56160

+2160

Причем оперативный анализ этих показателей обычно проводят различные специальные отделы торговой организации. Не принято при оперативном анализе товарооборота проводить сравнение с данными соответствующего прошлого периода. Редко проводят оперативный анализ реализации и движения товаров в ассортиментном разрезе.[10, c. 5]

3.2.  Рекомендации по увеличению оборота розничной торговли

После проведенного анализа определяют резервы увеличения оборота розничной торговли, основными источниками которых являются:

1)    Улучшение использования трудовых ресурсов путем создания дополнительных рабочих мест, сокращения потерь рабочего времени и повышения уровня производительности труда.

Большое влияние на производительность труда торговых работников оказывает изменение структуры розничного товарооборота. Если в товарообороте увеличивается доля товаров, требующих меньших трудовых затрат на их реализацию, то за счет этого фактора выработка торговых работников растет.

Большое влияние на повышение производительности труда работников оказывает внедрение в практику достижений научно-технического прогресса. Так, при переходе на работу на суммирующих кассовых аппаратах кассиры освобождаются от подсчетов стоимости покупок, предупреждаются ошибки и примерно на 25 % повышается производительность труда. Кроме того, улучшается работа узлов расчета и экономится время покупателей.

Большое влияние на рост производительности труда оказывает улучшение условий работы. Производительность труда повышается при установке усовершенствованной вентиляции, правильном освещении помещений и даже за счет окраски стен и других окружающих предметов на рабочих местах в специально подобранные тона.

2)    Улучшение использования основных фондов путем приобретения дополнительных машин и оборудования; более полного использования их фонда рабочего времени и повышения интенсивности использования машин и оборудования.

Большое значение для развития розничного товарооборота торгового предприятия ООО «БИТ» и улучшения обслуживания покупателей имеет правильное размещение торговой сети. Исследования показывают, что радиус обслуживания покупателей по товарам повседневного спроса не должен превышать 400-500 м2.

Улучшению обслуживания покупателей и повышению эффективности использования основных фондов способствует развитие прогрессивных форм торговли: самообслуживания, продажи товаров по заказам, с открытой выкладкой, доставка товаров на дом и т.д. Практика показывает, что в торговых залах магазинов самообслуживания можно разместить и реализовать больше разновидностей товаров, чем в магазинах с традиционными формами торговли. При продаже товаров по методу самообслуживания возрастает пропускная способность магазинов, сокращаются затраты времени покупателей на приобретение товаров. [7, c.73, 75]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе раскрыты методика анализа важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятий розничной торговли, а именно анализ динамики и структуры оборота розничной торговли, также анализ факторов, влияющих на изменение оборота розничной торговли на примере торгового предприятия ООО «БИТ». Также в работе представлена методика оперативного анализа оборота розничной торговли и приведены рекомендации по его увеличению.

По итогам анализа торгового предприятия ООО «БИТ» за 2003 год план по реализации продукции недовыполнен на 2,39%, что свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции, а план товарооборота выполнен в девяти из двенадцати месяцев. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,75 (9:12), или ритмичным его выполнение было только на 75 %. Судя по величине коэффициента ассортимента, произошли существенные изменения в ассортиментной политике торгового предприятия ООО «БИТ»: значительно увеличилась реализация первого изделия и сократилась второго.

Розничный товарооборот ООО «БИТ» по сравнению с планом возрос за счет сверхнормативных товарных запасов на начало года (+7,8 тыс. руб.) и перевыполнения плана поступления товаров (+3,9 тыс. руб.). Возможности увеличения товарооборота уменьшились в связи с ростом прочего выбытия товаров (–1,8 тыс. руб.) и завышенными товарными запасами на конец года (–6,5 тыс. руб.).

По сравнению с прошлым годом объем товарооборота увеличился за счет завышенных товарных запасов на начало года (+12,1 тыс. руб.), роста поступления товаров (+88,7 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (–3,2 тыс. руб.). Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–12,9 тыс. руб.)

Для выявления резервов увеличения объемов реализации продукции необходим анализ: использования товарных ресурсов и правильность их распределения; трудовых ресурсов и материально-технической базы торговли, что позволит принимать своевременные и правильные управленческие решения по оптимизации розничного товарооборота предприятий.

ОТЧЕТ

                              О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

                                                                     ┌─────────┐

                             за _____________ 200_ г.                │  КОДЫ   │

                                                                     ├─────────┤

                                                   Форма N 2 по ОКУД │ 0710002 │

                                                                     ├──┬───┬──┤

                                            Дата (год, месяц, число) │  │   │  │

                                                                     ├──┴───┴──┤

Организация ________________________________________________ по ОКПО │         │

                                                                     ├─────────┤

Идентификационный номер налогоплательщика                        ИНН │         │

                                                                     ├─────────┤

Вид деятельности __________________________________________ по ОКВЭД │         │

                                                                     ├────┬────┤

Организационно-правовая форма/форма собственности ___________________│    │    │

______________________________________________________ по ОКОПФ/ОКФС │    │    │

                                                                     ├────┴────┤

Единица измерения: тыс. руб./млн. руб.                       по ОКЕИ │ 384/385 │

(ненужное зачеркнуть)                                                └─────────┘


Показатель

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

наименование

код

1

2

3

4

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за  минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)


010


350


Себестоимость проданных товаров, (ПРУ)    

020

(   240   )

(       )

Валовая прибыль                    

029

110


Коммерческие расходы                

030

(    35   )

(       )

Управленческие расходы             

040

(    6    )

(       )

Прибыль (убыток) от продаж         

050

69


Прочие доходы и расходы      Проценты к получению               


060


7,5


Проценты к уплате                   

070

(  3,6 )

(       )

Доходы от участия в других организациях                       

080



Прочие операционные доходы         

090

13


Прочие операционные расходы        

100

(   2,5   )

(       )

Внереализационные доходы           

120

5,2


Внереализационные расходы          

130

(  1,8 )

(       )

Прибыль (убыток) до налогообложения       

140

86,8


Отложенные налоговые активы        

141



Отложенные налоговые обязательства 

142



Текущий налог на прибыль           

150

(  9,4    )

(       )





Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 

190

77,4


СПРАВОЧНО.                          Постоянные налоговые обязательства (активы)                           




Базовая прибыль (убыток) на акцию  




Разводненная прибыль (убыток) на акцию                              





РАСШИФРОВКА ОТДЕЛЬНЫХ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ

Показатель

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

наименование

код

прибыль

убыток

прибыль

убыток

1

2

3

4

5

6

Штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда об их взыскании          






Прибыль (убыток) прошлых лет           






Возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств  






Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте            






Отчисления в оценочные резервы               


Х


Х


Списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности      













Руководитель _________ ____________ Главный бухгалтер _________ ____________

             (подпись) (расшифровка                   (подпись) (расшифровка

                         подписи)                                 подписи)


             "__" _____________ 200_ г.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.     Абрютин М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебник. – М.: Дело и сервис, 1998. – 479 с.

2.     Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 574 с.

3.     Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 531 с.

4.     Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – Минск: БГЭУ, 2001. – 326 с.

5.     Ефимова О.В. Финансовый анализ: Учебник. – М.: Бухгалтерский учет, 1999. – 238 с.

6.     Ковалев А.И., Привалов В.П. анализ финансового состояния предприятия: Учеб. пособие. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 214 с.

7.     Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2000. – 447 с.

8.     Ковалев В.В. Сборник задач по финансовому анализу. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 192 с.

9.     Кравченко Л.И. Анализ  хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – Минск: Вышэйшая школа, 2000. – 430 с.

10.                       Любушина Н.П., Лещева В.Б. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 317 с.

11.                       Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы: Учеб. пособие. – М.: Ось-89, 1998. – 258 с.

12.                       Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – Минск: ИП «Новое знание», 2002. – 309 с.

13.                       Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 302 с.

14.                       Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 293 с.

15.                       Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 489 с.



[1]Информация из формы № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров».

[2] Информация из формы № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров».