Содержание
Введение. 3
1. Общая концептуальная схема действия по теории Т. Парсонса. 4
2. Понятие общества по Парсонсу. 8
3. Структурно-функциональная теория социальных систем Т. Парсонса. 10
Заключение. 16
Список литературы.. 17
Введение
К середине 30-х гг. социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов страны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни.
Анализируя эмпирические факты, они добивались только частных обобщений частных явлений или их классов, увеличивая численность «дискретных теорий». Но чем больше появлялось таких теорий, тем острее осознавалась необходимость разработки систематической теории науки, которая сама является наиболее важным показателем ее зрелости.
За решение этой задачи взялся один из ведущих социологов Т. Парсонс.
1. Общая концептуальная схема действия по теории Т. Парсонса
Действие образуется структурами и процессами, посредством которых люди формируют осмысленные намерения и более или менее успешно их реализуют в конкретных ситуациях.
Слово “осмысленный” предполагает, что представления и референция осуществляются на символическом, культурном уровне. Намерения и их осуществления в своей совокупности предполагают способность системы действия — индивидуального или коллективного — модифицировать свое отношение к ситуации или окружению в желательном направлении.
Парсонс предпочитает использовать термин “действие”, а не “поведение”, поскольку нас интересуют не физическая событийность поведения сама по себе, но его образец, смыслосодержащие продукты действия (физические, культурные и др.), от простых орудий до произведений искусства, а также механизмы и процессы, контролирующие этот образец.
Человеческое действие является “культурным” постольку поскольку смыслы и намерения действий выражаются в терминах символических систем (включая коды, посредством которых они реализуются в соответствующих образцах), связанных главным образом с языком как общей принадлежностью человеческих обществ.
В определенном смысле всякое действие является действием индивидов. В то же время и организм, и культурная система включают в себя существенные элементы, которые не могут быть исследованы на индивидуальном уровне.
Первичной структурной характеристикой организма является не анатомия отдельного организма, а видовой тип.1 Конечно, такой тип не актуализируется сам по себе, а прорабатывается через генетическую конституцию уникального индивидуального организма, которая содержит как различные комбинации генетических характеристик, присущих виду, так и результаты воздействия условий окружающей среды. Но как бы ни были важны индивидуальные различия для определения конкретного действия, именно общие свойства больших человеческих групп — включая их дифференциацию по полу — образуют органическую основу действия.
Было бы неверным считать, что генетическая конституция организма модифицируется под влиянием внешней среды. Скорее, генетическая конституция включает в себя общую “ориентацию”, которая развивается в специфические анатомические структуры, физиологические механизмы и поведенческие образцы, а также взаимодействует с окружающей средой на протяжении всей жизни организма. Факторы окружающей среды можно аналитически разбить на две категории: во-первых, факторы, определяющие ненаследственные элементы физического организма; во-вторых, факторы, обусловливающие те элементы поведения, которые усваиваются через механизмы научения. Именно на них нам следует сосредоточить внимание. Хотя организм, конечно же, способен к научению непосредственно в окружающей среде, в которой отсутствуют другие поведенческие организмы, теория действия прежде всего исследует такой процесс научения, при котором другие организмы этого же вида составляют наиболее важную черту окружающей среды.2
Символически организованные культурные образцы, как и все другие компоненты живых систем, конечно же, возникают через эволюцию. При этом человеческий лингвистический уровень их развития является феноменом абсолютно специфическим для человека. Способность научаться языку и использовать его, очевидно, зависит от специфической генетической конституции человека, как это показали попытки обучить этому другие виды (особенно приматов и “говорящих” птиц). Но генетически предопределена только эта общая способность, а не специфические символические системы, которым в реальности обучаются, которые используют и развивают конкретные человеческие группы.
Более того, несмотря на большие способности человеческого организма к обучению и, на самом деле, к созданию культурных элементов, ни один индивид сам по себе не в состоянии создать культурную систему. Главные образцы культурных систем изменяются только на протяжении жизни многих поколений, их всегда придерживаются относительно большие группы людей.
Они никогда не являются принадлежностью одного или нескольких индивидов. Индивид всегда лишь научается, таким образом, что он может внести в них разве что побочное творческое (созидательное или разрушительное) изменение. Более общие культурные образцы обеспечивают таким образом системы действий высокоустойчивыми структурными опорами, в полной мере аналогичными тем, которые обеспечиваются генетическими материалами вида. Они связаны с познавательными элементами действия, точно так же, как гены связаны с врожденными элементами.
В границах, определяемых генетикой вида и упорядочивающими культурными образцами, располагаются возможности для данных индивидов и групп развивать независимые структурированные поведенческие системы. Поскольку деятель в негенетическом плане является человеком и поскольку его научение происходит в контексте определенной культурной системы, его усвоенная посредством обучения поведенческая система (которую я буду называть его личностью) имеет общие с другими личностями черты, например язык, на котором он привык говорить. В то же время его организм и его окружение — физическое, социальное и культурное — всегда в определенных аспектах уникальны. Следовательно, его собственная поведенческая система будет уникальным вариантом культуры и ее специфическими образцами действия. Поэтому существенно важно рассматривать систему личности как не сводимую ни к организму, ни к культуре. То, чему научаются, не является ни “структурой” организма в обычном смысле слова, ни свойством культурной системы. Личность образует аналитически независимую систему.
Процесс социальной интеграции, хотя он внутренне связан с личностями взаимодействующих индивидов и образцами культурных систем, образует четвертую систему, которая аналитически независима как от систем личности и культуры, так и от организма. Эта независимость становится особенно очевидной при рассмотрении тех требований интеграции, которые навязываются системам социальных отношений из-за внутренне присущей им предрасположенности к конфликту и дезорганизации. Речь идет о том, что иногда обозначается как проблема порядка в обществе, поставленная в классической форме Томасом Гоббсом. Система взаимодействия составляет социальную систему, это подсистема действия, которая является основным предметом анализа в данной книге.3
Вышеприведенная классификация четырех общих подсистем человеческого действия — организм, личность, социальная система и культурная система — представляет конкретный случай применения общей парадигмы, которая может быть использована при анализе всей сферы действия и которую я буду применять в дальнейшем для анализа социальных систем.
При помощи этой парадигмы любая система действия анализируется в терминах следующих четырех функциональных категорий, связанных с обеспечением:
1) главных “руководящих” или контролирующих образцов системы;
2) внутренней интеграции системы;
3) ее ориентации на достижение целей в отношении к окружающей среде;
4) ее более обобщенной адаптации к широкому набору условий окружающей среды, т.е. к физическому окружению.
В рамках систем действия культурные системы специализируются на функции поддержания образца;
социальные системы — на интеграции действующих единиц (человеческих индивидов) или, точнее, личностей, исполняющих роли);
системы личности — на достижении цели; а поведенческий организм — на адаптации.
2. Понятие общества по Парсонсу
При определении общества Парсонс использует критерий, который восходит, по меньшей мере, к Аристотелю. Общество — это такой тип социальной системы среди любого универсума социальных систем, который достигает самого высокого уровня самодостаточности как система по отношению к своему окружению.
Это определение имеет в виду абстрагированную систему, по отношению к которой аналогично абстрагированные подсистемы действия образуют первичные среды. Эта точка зрения резко контрастирует с общепринятым взглядом на общество как образование, состоящее из конкретных человеческих индивидов.4 Организмы и личности членов общества были бы в таком случае чем-то внутренним для общества, а не частью его окружения. Мы не можем обсудить здесь достоинства обеих точек зрения. Но читатель должен ясно представлять себе точку зрения, положенную в основу данной книги.
При таком понимании критерий самодостаточности может быть подразделен на пять подкритериев, каждый из которых относится к одной из пяти сред социальных систем: высшей реальности, культурных систем, систем личности, поведенческих организмов и физико-органической среды. Самодостаточность общества является функцией от сбалансированной комбинации механизмов контроля над его отношениями с этими пятью средами, а также от его собственного состояния внутренней интеграции.
Мы обратились к иерархии контроля, который организует отношения аналитически вычлененных систем. Это включает в себя кибернетические аспекты контроля, посредством которых системы с высоким уровнем информации, но с низким уровнем энергии, управляют другими системами с более высоким уровнем энергии, но более низкой информацией. Так, программируемое следствие механических операций (например, в стиральной машине) может контролироваться переключателем таймера, использующего очень мало энергии в сравнении с энергией, приводящей в движение составные части машины и согревающей воду. Другим примером является ген и контролируемый им синтез протеина, а также иные аспекты клеточного метаболизма.
Культурная система структурирует обязательства перед вашей реальностью в значимые ориентации по отношению к остальному окружению и системе действия, физическому миру, организмам, личностям и социальным системам. В кибернетическом плане она занимает высшее место в системе действия, затем располагается социальная система, ниже, соответственно, личность и организм. Физическая среда — последняя в обуславливающем (в отличие от организационного) смысле слова. В той мере, в какой физические факторы не контролируются кибернетически высокоупорядоченными системами, мы должны адаптироваться к ним — иначе человеческая жизнь исчезнет. Зависимость человека от кислорода, пищи, приемлемых температур и т.д. является очень знакомым примером.
В силу нашей широкой эволюционной перспективы главное внимание среди несоциальных подсистем действия мы уделим культурной системе. Вследствие длительного процесса развития и разнообразных обстоятельств возникают формы социальной организации, обладающие все большими адаптивными способностями. Они становятся все менее подверженными серьезным изменениям под воздействием узких, частных, случайных причин, действующих через специфические физические обстоятельства либо индивидуальные органические, а также личностные различия. В более развитых обществах различия между личностями могут даже расти, в то время как структуры и процессы общества становятся все менее зависимыми от индивидуальных особенностей. Поэтому мы должны сосредоточиться на кибернетически высокоорганизованных структурах — культурной системе среди сред общества — для того, чтобы увидеть главные источники широкомасштабных изменений.
3. Структурно-функциональная теория социальных систем Т. Парсонса
Оценивая результаты развития эмпирической социологии в США в 20—30-е гг., Т. Парсонс отмечал, что не могли удачно завершиться попытки построить «исчерпывающие эмпирические обобщения», как и еще более ранние попытки установить значение различных «факторов» в определении социальных явлений. Он подчеркивал, что факторные теории (например, теория общественных формаций К. Маркса) лишь задерживали развитие теории социальной системы, так как, по его мнению, игнорировали фундаментальный принцип любой науки — изучение фактов только специфических для нее явлений.5
Цель теоретической деятельности Т. Парсонса — усилить внимание к пренебрегаемым ранее «социальным элементам» социальной системы как доминирующим факторам на основе разработки обобщающей концептуальной-схемы анализа социальных систем. Каждый исследователь старается добиться «адекватного» описания эмпирической реальности, когда даются определенные и эмпирически проверяемые (верифицируемые) ответы «на все относящиеся к делу научно важные вопросы». А важность этих вопросов определяется логической структурой обобщенной концептуальной схемы.
Для разработки структурно-функциональной теоретической системы, полагал Парсонс, сложились следующие теоретические предпосылки. Э. Дюркгейм осуществил анализ стабильности социальной системы, состоящей из функционально - дифференцированых ролей. М. Вебер обосновал необходимость эмпирического изучения социальных организаций и институтов, используя обобщенную теоретическую схему. Антропологи стали рассматривать общество как единую функциональную систему. Психологи начали анализировать человека как динамическую структурно-функциональную систему.
Начав разработку систематической теории в социологии, Парсонс ввел в научный оборот систему координат «действующее лицо — ситуация», аналогичную системе координат в биологии — «организм — среда». Эмпирическая работа социолога приобретает смысл благодаря «системе координат» как наиболее общей конструкции категорий. Но для описания и анализа эмпирической системы необходимы и структурные категории. Т. Парсонс подчеркивает, что функции системы координат и структурных категорий при использовании их на дескриптивном (описательном) уровне «состоят в установлении необходимых фактов и в постановке проблем динамического анализа».6
В отличие от Э. Дюркгейма, социальную систему он рассматривает не как систему «культурных стандартов», а как систему мотивированного поведения, взаимодействующую с культурными стандартами как с окружающей средой. Для выведения из системы координат «действующее лицо — ситуация» социальных систем ему понадобился функциональный анализ «осложняющих обстоятельств», возникающих в результате взаимодействия множества субъектов действия. Новый подход к социальным системам избавляет Т. Парсонса от прежнего противопоставления общества и личности, которое было характерно для концепций как Дюркгейма, так и Вебера. В новой концептуальной схеме Парсонса общество и личность представлены как две относительно самостоятельные подсистемы общей системы действия. Такими же самостоятельными подсистемами являются поведенческий организм и культура. По отношению друг к другу эти подсистемы общей системы действия рассматриваются как специфические среды их деятельности.
В его концепции понятие «роль» соединяет подсистему действующего лица как психической единицы с определенной социальной структурой. А сама роль определяется как дифференцированный «сектор» целостного действия личности, как элемент обобщенной стандартизации действий того или иного индивидуума в социальной системе. От стандартизации действий взаимодействующих между собой лиц зависит устойчивость социальных структур социальных систем как стандартизированных социальных отношений и самих социальных систем. Поэтому особое значение в социологии, полагал Парсонс, имеет анализ процессов интернализации (усвоения ценностей и норм общества, культурных образцов) и социализации (усвоения стандартов и идеалов групп до уровня мотивации социального действия). Эти процессы непосредственно связаны с решением четырех проблем выживания социальных систем или системных реквизитов: адаптации, достижения цели, интеграции и латентности как сохранения формы и снятия напряжения («схема эйджил» — по первым буквам этих слов на английском языке).
Система стандартизированных ожиданий, согласно Т. Парсонсу, — важнейший аспект социальной структуры. Системы стандартизированных ожиданий, пронизывающих то или иное действие в какой-либо самодостаточной социальной системе общества, он условно называет «институтами». Выявление действующих в социальных системах, коренящихся в культуре и определяющих направленность и характер действия людей стандартизированных ожиданий (нормативных экспектаций) — главный предмет социологического анализа Т. Парсонса. В ролях ожидания интегрируются с мотивами деятелей. В процессе стандартизации система ожиданий должна приобрести достаточную степень определенности. Неопределенность в системе ожиданий — источник социальной аномии.7
Интеграцию систем стандартизированных ожиданий с эффективной совокупностью поддерживающих их санкций следует рассматривать, согласно Парсонсу, как процесс институционализации. Институционализированные в социальной системе стандартизированные ожидания в той или иной степени согласуются с ценностными предпосылками, то есть легитимируются.
Наряду с действующими во всех развитых обществах правовыми способами санкционирования стандартизированных ожиданий существуют обязательства действовать «рационально» в экономических и политических контекстах. Эффективность правовых систем во многом зависит от соответствующей моральной поддержки большинства людей, на которых распространяется их действие.
Ценности (образцы) Т. Парсонс рассматривал как главные элементы особого механизма связи между социальными и культурными системами, а нормы — как социальные явления, регулирующие конкретные социальные процессы и отношения.
Т. Парсонс постоянно выступал за понимание социологии как науки об институциональной структуре, а не о социальных системах вообще. Ведь социальными системами не в последнюю очередь интересовались антропологи и экономисты, политологи и культурологи, психологи и юристы. Институциональная структура (официально признанная и утвержденная соответствующим образом) — основной объект анализа для социолога, акцентирующего свое внимание на проблеме стабильности социальной системы.
Согласно основным положениям структурно-функциональной теории социальных систем, общество — социальная система, достигшая по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности. Эта точка зрения Т. Парсонса на общество как социальную систему полностью расходится с общепринятым в 50-е гг. взглядом на общество как на совокупность конкретных индивидов и сближается с воззрением К. Маркса на общество как на сумму связей и отношений, в которых индивиды находятся друг с другом. Но, в отличие от К. Маркса, члены общества рассматриваются Парсонсом как часть окружения данной социальной системы, внутренних условий ее функционирования. Т. Парсонс обратил пристальное внимание на главные аспекты тенденции к классовому конфликту в западном типе социальной системы:
1) индивидуальность выбора занятий и некоторое равенство возможностей; определенная противоположность между властью и подчиненными;
2) развитие различных культур в рамках дифференцированной социальной структуры; зависимость дифференциации семей от различий в положении людей в профессиональной структуре;
3) неосуществимость на практике абсолютного равенства возможностей.
Учитывая их, можно создавать условия для предотвращения перерастания латентных конфликтов в классовое противоборство.
Посредством структурированного нормативного порядка в обществе организуется коллективная жизнь населения. Общество также представляет собою огромный коллектив, который Парсонс называл социетальным сообществом. Для выживания и развития такое сообщество, состоящее из личностей, должно придерживаться единой культурной ориентации. А для этого личности в обществе должны обладать соответствующим уровнем культуры поведения и действия. Несмотря на совершенствование в социетальном сообществе механизма достижения соглашения между его членами по основным вопросам его жизнедеятельности, считал Парсонс, всегда будет сохраняться потребность в особом механизме принуждения. Поддержание нормативного порядка связано непосредственно с осуществлением контроля за поведением личностей и групп в границах определенной территории и за ее пределами.
Сводя воедино использованные при определении понятия «общество» различные критерии самодостаточности, Т.Парсонс утверждал, что общество как социетальное сообщество должно иметь не только «отличительный статус членства». Самодостаточность социетального сообщества, по Парсонсу, не требует выполнения его членами всех ролевых обязательств внутри общества. Но общество должно предоставить своим членам достаточный набор ролевых возможностей для реализации фундаментальных потребностей личностей и самого общества в целом.
Анализ Т. Парсонсом эволюции обществ неразрывно связан с его подходом к социальным системам и социальным сообществам как к процессу взаимодействия (интеракции). Это взаимодействие, отмечал Парсонс, происходит на лингвистическом уровне выражения и в коммуникации, хотя взаимодействующие могут использовать такие средства интеракции, как, например, деньги, власть. Все это — символические уровни взаимодействия.
Среди всех процессов изменения общества Т. Парсонс выделяет процесс усиления адаптивных возможностей и рассматривает его в основном в рамках общей традиции функционализма, основанной еще Г. Спенсером. Т. Парсонс исследует дифференциацию основных элементов и подсистем общества. Обладающие своим местом в обществе элементы и подсистемы со временем делятся в масштабе более широкой системы на различающиеся одновременно по структуре и по функциональной роли элементы и подсистемы. Процессы дифференциации порождают проблемы интеграции.
Положение о росте общей адаптивной способности общества Т. Парсонс сознательно использовал в своей теории эволюции обществ, проводя аналогию с заимствованным из теории органической эволюции положением о росте общей адаптивной способности организма. Согласно этому положению, главным отличительным признаком наиболее примитивного типа общества является чрезвычайно низкий уровень дифференциации между его основными подсистемами.
Заключение
Итак, прежде чем поставить точку в данной работе, подведем итоги. Наиболее полно основы концепции структурного функционализма изложены американским социологом Т. Парсонсом, опирающимся в своих поисках на концепции Спенсера и Дюркгейма. Базовой идеей является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними.
Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием – структурализм. Во Франции его развивали М.Фуко, К.Леви-Стросс и др.
Вместе с тем, структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных структур и подсистем. Такой вывод был сделан на основе анализа общественного и государственного устройства США, которое Т. Парсонс считал эталоном, и стабильность которого расценивал как большое достижение.
Список литературы
1. Гидденс Э., Социология, М., Прогресс, 1999
2. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., Социология ,М., 2001
3. Парсонс Т., Система современных обществ, М., «Прогресс», 1997
4. Тощенко Ж.Т., Социология. Общий курс, М., «Деловая книга» 2003
5. Эфендиева А.Г., Общая социология, М., 2000
6. Ядова В.А., Социология в России, М., Наука 1999
1 Гидденс Э., Социология, М., Прогресс, 1999, с.34
2 Тощенко Ж.Т., Социология. Общий курс, М., «Деловая книга» 2003, с.78
3 Эфендиева А.Г., Общая социология, М., 2000, с. 99
4 Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., Социология, М., 2001, с.56
5 Гидденс Э., Социология, М., Прогресс, 1999, с.156
6 Ядова В.А., Социология в России, М., Наука 1999, с.134
7 Парсонс Т., Система современных обществ, М., «Прогресс», 1997, с.67