Уважаемый председатель комиссии, уважаемые члены комиссии!

Вашему вниманию предлагается дипломное исследование на тему «Оценка инвестиционных проектов в сфере ЖКХ».

Обоснуем актуальность выбранной темы.

В течение длительного времени государство ком­пенсировало значительную часть расходов сферы ЖКХ, конт­ролировало строительство и размещение жилья и объектов коммунального хозяйства, ограничивало параметры проектиро­вания, эксплуатации, объемы и уровень предоставляемых ком­мунальных услуг. Проводимая политика исключала рыночный спрос на услуги и жилье, снижала активность населения и хо­зяйствующих субъектов в формировании требований к качест­ву эксплуатационных услуг. Однако, современная финансово-экономическая ситуация такова, что без изменения системы финансирования и управления жилищно-коммунальной сферой эффективное ее функционирование невозможно.

Новая система финансирования предполагает, прежде всего, привлечение инвестиций в сферу ЖКХ. Но тогда встает проблема оценки эффективности инвестиций, оценки их экономического и социального эффекта – все чаще возникает потребность в технико-экономическом анализе при инвестировании, кредитовании, страховании, исчислении налогооблагаемой базы. В процессе технико-экономического анализа  выявляют альтернативные подходы к управлению предприятием и определяют, какой из них обеспечит максимальную эффективность.

В связи с этим настоящее дипломное исследование ставило своей целью изучение особенностей оценки и реализации инвестиционных проектов с сфере ЖКХ на примере деятельности предприятий ЖКХ Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа.

Для достижения поставленной цели необходимо решит несколько основных задач:

1)    дать характеристику услуг, оказываемых предприятиями ЖКХ и описанием норм расходов ресурсов, статей расходов и доходов;

2)    привести описание методов анализа инвестиционных проектов в сфере ЖКХ

3)    провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа;

4)    на основе полученных данных анализа разработать инвестиционный проект реструктуризации предприятий;

5)    провести анализ эффективности предлагаемого проекта реструктуризации предприятий ЖКХ Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа;

6)    разработать мероприятия по повышению качества услуг в рамках разработанного проекта.

Объектом исследования в работе являются несколько основных предприятий ЖКХ Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа.

Предметом исследования являются проблемы, особенности, методы оценки и реализации инвестиционных проектов в сфере ЖКХ.

Прежде всего, в ходе дипломного исследования были выделены особенности финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ, существенные для оценки эффективности инвестиций в эту сферу. Опишем их.

Жилищно-коммунальное хозяйство в течение длительного периода времени раз­вивалось в условиях административно-командной системы, кото­рая ограничивала возможность использования товарно-денежных отношений, а значит использования финансов и их функций. ЖКХ финансировалось по остаточному принципу, а это означало отно­сительно небольшой финансовый фонд и дефицит в объеме и качестве услуг. Ограничения касались и возможностей получе­ния кредита предприятиями и организациями ЖКХ. Таким об­разом, вся система была достаточно инертна.

Реформирование экономики и ЖКХ, в частности, привело к расширению всего пространства финансовых отношений. Во-пер­вых, их субъектом активно становится физическое лицо, которое вступает в рыночные отношения, влияет на их развитие, платит налоги, берет кредит. Во-вторых, появились совершенно новые юридические лица, которые организуют свою работу, ориентиру­ясь на рынок, а значит, используя весь его инструментарий — фи­нансы, кредит. В-третьих, все-таки система ЖКХ сохраняет в себе остатки административной системы, отказаться от которой в на­стоящее время весьма трудно.

В данной работе мы также провели анализ  финансово-экономической деятельности предприятий ЖКХ Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа с последующей разработкой и оценкой эффективности инвестиционного проекта их реструктуризации. Изложим результаты оценки эффективности.

Сделаем несколько общих замечаний в целом по всем предприятиям Красноселькупского района.

В основном должниками по оплате жилищно-коммунальных услуг  являются предприятия, финансируемые из муниципального бюджета, который ввиду недостатка средств не в состоянии погасить общую задолженность. Долги прошлых лет бюджетные организации не оплачивают, а производят оплату за оказываемые услуги текущего года  и то в лимитном размере, установленном на квартал.

Бюджетная составляющая по оплате населением жилищно-коммунальных услуг предусматривается и выделяется менее необходимой величины. В результате суммарные платежи населения и бюджета оказываются значительно ниже утвержденных тарифов. Что в частности отразилось в 2003 г., так общая сумма непокрытых убытков по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению по предприятиям ЖКХ Красноселькупского района  составляет 34074 тыс руб.

Такая ситуация  ухудшает финансовое состояние предприятий.

Недополучение  денежных средств не позволяет своевременно производить расчеты с поставщиками и подрядчиками, производить погашение бюджетного кредита, вовремя платить заработную плату и налоги, своевременно и в полном объеме выполнять ремонтные работы.

За последнее время отмечается неудовлетворительное состояние тепло-энерго сетей, на реконструкцию которых из-за постоянных неплатежей отводится все меньше и меньше средств, в результате чего возрастают потери тепла и энергии, а также увеличивается количество израсходованного топлива.

Эта проблема относится ко всем предприятиям ЖКХ, находящихся на территории Красноселькупского района.

В связи с этим в дипломном исследовании разработан проект реструктуризации предприятий ЖКХ Красноселькупского района. Основным содержанием этого проекта было обновление ремонтной базы предприятия, т.к. коэффициент использования парка очень низкий (0,46). Учитывая высокую степень изношенности машин и оборудования (93%) ремонтно-механических мастерских и применение в основном ручного труда,  что привело к длительным простоям автотранспорта, а также большой изношенностью парка было решено инвестировать часть средств выделенных на поддержку муниципальных предприятий, в приобретение нового оборудования для ремонтно-механических мастерских. Новое оборудование должно сократить время затрачиваемое на ТО – 1, ТО – 2 и текущий ремонт (ТР), сократить затраты на техническое обслуживание парка и увеличить коэффициент использования парка (сократить простои при ремонте транспортных средств), а следовательно снизить себестоимость затрат.

В начале февраля был проведен тендер на поставку и монтаж оборудования для ремонтно-механических мастерских, который выиграла фирма ООО «Сибирский тракт». Фирма занимается поставкой и наладкой производственного оборудования для обслуживания автотранспорта, спецтехники и грузовой техники.

Общая сумма инвестиций составила – 4730000 руб.

в том числе:

·        Демонтаж старого оборудования 

·        Приобретение нового оборудования 

·        Доставка оборудования 

·        Монтаж оборудования  

·        Наладка оборудования

В технической документации на комплект оборудования указано, что внедрение данного оборудования снижает трудоемкость  технического обслуживания и текущего ремонта на 30 %.

В таблице 3 представлен сетевой план предлагаемого проекта реструктуризации (см. раздаточный материал).

В ходе дипломного исследования был рассчитан экономический эффект от модернизации ремонтно-механических мастерских, который составил 2982235 рублей в год. Это сумма ежегодной экономии себестоимости, которую будут получать предприятия Красноселькупского района на протяжении всего срока службы оборудования. Т.е. мы рассчитали влияние внедрения проекта на экономию себестоимости. PMT = 2982235 рублей.

Срок действия проекта – нормативный срок службы оборудования 7 лет.

Стоимость инвестиционного проекта 4730000 рублей.

Целевая норма доходности – в нашем случае этот показатель можно прировнять к уровню инфляции, которая составила за 2003 год 14%. Дело в том, что бюджетные средства расходуются строго по целевым статьям, на которые они запланированы, т.е. мы не можем выбрать даже другую отрасль, тем более вкладывать средства в финансовые инструменты или банки. Хотя по оценкам правительства инфляция за 2004 год должна составить 12% и согласно понижающему тренду продолжить снижение мы будем придерживаться реальных цифр (см. Таблицу 4 из раздаточного материала).

Что касается поправки на риск – в настоящее время предприятие обеспечено заказами на запланированный объем работ. В рамках соглашения с нефтедобывающими компаниями предприятия ЖКХ Красноселькупского района будут обеспечены заказами на ближайшие 5 лет. Тот факт, что в районе с 2003 года началась разработка ешё двух месторождений, говорит о вероятном увеличении рынка жилищно- коммунальных  услуг. Т.о. можно сделать вывод, что инвестиционный риск в этом проекте практически равен 0.

Таким образом, приведенная стоимость составила 12788733 рублей. Можно сказать, что это та стоимость, которую получат предприятия от внедрения этого проекта, потому что проект финансируется за счет бюджета, а не за счет собственных или заемных средств.

 Исходя из анализа показателей эффективности предлагаемого проекта, можно сделать следующие выводы:

1) Чистая приведенная стоимость имеет положительное значение 8058733  руб. Исходя из этого можно сделать вывод, что проект эффективен и положительно скажется на деятельности предприятия, следовательно, на его оценочной

стоимости.

2) Внутренняя норма доходности больше заложенной нормы доходности на капитал на 60,78% и, следовательно, инвестиции в данный проект оправданы. Но в нашем случае целевая норма доходности должна покрывать инфляцию, следовательно, мы имеем большой запас доходности проекта даже при увеличивающейся инфляции.

3) Срок окупаемости проекта 1,58 года. В принципе он не влияет на наше решение, т.к. наша основная цель повышение эффективности деятельности предприятия.

Итак, в данном случае проект эффективен и мы его принимаем. Нужно учитывать, что принят как составляющая комплекса мер, направленных на вывод предприятия из кризиса, что естественно увеличит его инвестиционную привлекательность и стоимость при возможной в дальнейшем приватизации.