Надпись: Мини

стерство образования Российской Федерации
Хабаровская государственная академия экономики и права




            Кафедра мировой экономики и внешнеэкономических связей
 

 

М И Р О В А Я   Э К О Н О М И К А

Тема: основные этапы развития интеграционного процесса в ЕС




                                                                        

                                                                         Выполнила: Калинина Е.Е.

                                                                         Студентка 2 курса: зФК

                                                                         Специальность: Финансы и

                                                                                                           кредит

                                                                         Факультет: «Финансист»

                                                                         Шифр: з – 0214007


Хабаровск 2004

П Л А Н

Введение

1.     Краткая экономическая характеристика стран ЕС, их место в

     мировой экономике………………………………………………………..4

2.     Этапы экономической и валютной интеграции………………………..12

3.     Перспективы интеграционного процесса в рамках ЕС………………..18

Заключение

Список использованной литературы




















Введение

       Европейский союз; насчитывающий ныне в своем составе 15 государств-членов, с населением около 370 млн человек, представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную  группировку в мире. Его создание было обусловлено прежде всего тём, что именно в Западной Европе после Второй мировой; войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме  этого, вплоть до начала 90-х гг. западноевро­пейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной; конфронтацией на континенте двух противоположных общест­венных систем.  Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

       В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону; свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвёртой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.










1.     Краткая экономическая характеристика стран ЕС, их место в мировой экономике.

       Страны Евросоюза принадлежат к группе экономически развитых стран с однотипной экономи­кой. Они характеризуются достаточно высоким уровнем эконо­мического развития, занимая по величине ВВП на душу населе­ния от второго до 44-го места среди стран мира. По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической деятельности страны Союза делятся на несколько групп.

       Основная экономическая мощь региона приходится па четыре крупные высокоразвитые страны — ФРГ, Францию, Италию и Британию, в которых сосредоточено свыше 50% населения и 70% совокупного ВВП. Эти державы во многом определяют об­щие тенденции хозяйственного и социально-политического раз­вития всего региона.

       Остальные  государства относятся  к  малым  промышленно развитым странам. Особое место, занимаемое малыми странами в регионе и мире, определяется высоким уровнем специализа­ции па производстве технически сложной, высококачественной продукции. Важную роль в развитии процессов международного  разделения труда играли небольшие масштабы внутренних рынков данных  стран,  которые  сдерживали  появление  крупных  предприятий во всех отраслях хозяйства из-за недостаточности спроса.

       Малые страны сильно различаются по величине ВВП. К пер­вой группе можно отнести Испанию, Нидерланды, Бельгию, Швецию. Они уступают крупным державам региона в 3—5 раз и на их долю приходится 17% ВВП.

       Во вторую группу входят Австрия, Дания, Греция, Финляндия, Португалия. Их значение в западно-европейском хозяйстве относительно невелико — около 7,5% ВВП.        

       Третья группа стран — Ирландия, Люксембург. Их доля не­значительна — около 2% ВВП Евросоюза, но по отдельным видам производства они играют заметную роль.

       Германия. Страна занимает центральное положение в Европе не только в географическом, но и в экономическом смысле, являясь двигателем   западноевропейской   экономики.   По   объемам:  ВВП (1625 млрд долл.) Германия находится на первом месте в  Европе, производя 4,7% мирового ВВП. Однако по некоторым мак­роэкономическим показателям; она уступает ряду европейских стран, что вызвано снижением темпов экономического роста (до 1,4% в 1996 г.) к середине 90-х годов. Так, по уровню жизни в  1997 г. Германия занимает лишь восьмое место в Западной Европе (уступая Бельгии, Австрии, Швейцарии и др.), производя 19,75 тыс. долл. ВВП на душу населения. Прогнозные темпы  прироста  ВВП,  которые   закладываются в  бюджет Германии 2002г., составляют 2,5—3%, что отражает тенденции ускорения темпов экономического роста в конце 90-х годов.

       «Классическими»   отраслями немецкой  промышленности,  занимающими лидирующее положение в народном хозяйстве, являются химия, автомобилестроение, общее и электротехни­ческое машиностроение. Хотя Германия еще не может на рав­ных конкурировать с США и Японией в областях высоких технологий, в производстве и сбыте изделий микроэлектроники, однако немецкие фирмы   нашли устойчивую внешнеторговую «нишу» и успешно конкурируют на рынке изделий средней традиционной технологии, оснащенных дополнительно высокотехнологичными  устройствами.   Продукция таких отраслей составляет основной   экспортный потенциал Германии. Почти каждый третий инженер, техник или предприниматель страны работает на экспорт, и хотя положительное сальдо внешнеторгового баланса Германии после воссоединения сократилось оно остается еще достаточно высоким.

       К негативным факторам, снижающим конкурентоспособ­ность немецких товаров, относятся: завышенный курс нацио­нальной валюты, один из самых высоких в мире уровень затрат на оплату труда рабочих и служащих, растущая доля налогов в ВВП (47,9% в 2000 г.).

       Германия является крупнейшим в мире экспортером не только товаров, но и капитала, занимая пятую позицию в списке мировых кредиторов. Основной зарубежный регион прямого германского инвестирования — Западная Европа (74,5% всех зарубежных инвестиций). Следует отметить, что Германия является самым крупным кредитором России. За годы реформ она предоставила нашей стране банковских кре­дитов на сумму 29,9 млрд долл. (для сравнения США предос­тавили 7,5 млрд долл.).

       Экономический кризис начала 90-х годов прервал девяти­летний период подъема экономики. Несмотря на то, что к 1994 г. объемы ВВП Германии возросли на 2,2%, впоследствии темпы экономического роста замедлились. Это, в частности, вызвано необходимостью проведения в эти годы жесткой бюд­жетно-финансовой политики по росту налогов и сокращению бюджетных расходов для выполнения Маастрихтских критериев присоединения к «зоне евро».

       В результате этой политики Германии удалось снизить ин­фляцию до рекордных значений (1,4% в 2001 г.), сократить де­фицит бюджета с 4,0% в 1996 г. до 2,7% в 2001 г. Но такая по­литика привела к отставанию Германии в темпах экономиче­ского роста (2,4% в 2001 г. против 3,8% в США и 3,4% в Вели­кобритании) и опережению других стран по уровню безрабо­тицы (11,8% в 2001 г. против 4,2% в США). Ситуация вызывает девальвацию марки по отношению к доллару до самых низких значений за последние десять лет (1,86 марки за доллар).

       Франция. Франция по уровню экономического развития занимает в ЕС вторую позицию и четвертую среди стран «большой семер­ки». По объему ВВП (1160 млрд долл.) Франция в 2001 г.  усту­пила в ЕС только Германии. Ее доля  в мировом ВВП составила 3,4%. Однако по показателю среднедушевого ВВП (19,65 тыс. долл. в 2001г.) страна находится только на девятом месте в За­падной Европе.

Франция была одной из немногих стран, которая на протяжении подготовительного периода полностью соответствовала «пропускным» критериям EBC, выдвинутым Маастрихтскими соглашениями: инфляция к 2001 г. была ниже среднего показателя трех стран с наименьшей инфляцией (2,7%) на  1,5%, удельный вес внутреннего долга и бюджетного дефицита также не превысил критических уровней (60 и 3% ВВП). Таких пока­зателей Франция добилась благодаря жесткой антиинфляционной политике, проводимой государством независимо от смены правительств. Однако такая политика имеет и оборотную сторону: на протяжении подготовительного периода к вступлению в EBС  во Франции сохранялся один из самых высоких в ЕС уровней безработицы (11,9% в 2000 г.).         

       В этих условиях  пpaвительство Франции решает одновременно две задачи: стимулирование занятости путем финансирования программ создания рабочих мест и снижение дефицита государственного бюджета зa счет роста прямых и косвенных налогов, обязательных выплат в фонды социального страхования, привлечения средств в бюджет от приватизации конкурентоспособных государственных предприятий. Так, объектами приватизации стали автомобильная группа «Рено», алюминиевый концерн «Пешино», Французский банк внешней торговли и др.

       Ведущий фактор экономического роста во Франции в по­следние годы — конкурентоспособный экспорт. Относительно низкие издержки производства (за счет невысокого по европей­ским стандартам уровня заработной платы) и сравнительно не­большая доля прибыли в цене позволяют сохранять низкие экс­портные цены. К тому же высокое качество французских това­ров и хорошее после продажное обслуживание расширяют объе­мы внешней торговли на европейских рынках.               

       Другой составляющей экономического роста страны является активное привлечение иностранных капиталовложений в сферу электроники, те телекоммуникаций, автомобилестроения, биохимии и фармацевтики. В 1995 г. Франция отменила по­следнее административное ограничение для иностранных инве­сторов из стран, не входящих в ЕС, — предупреждение Мини­стерства финансов о покупке пакетов акций французских компаний. Иностранных инвесторов привлекает во Францию высокая квалификация и дешевизна рабочей силы, развитая инфраструктура экономики. В то же время французское правительство также заинтересовано в притоке зарубежных инвестиций, по­скольку они обеспечивают создание новых рабочих мест и по­вышение темпов экономического роста.

       Великобритания. Эта страна по уровню экономического развития является третьей в ЕС. В 2001 г. объемы произведенного ВВП достигли 1110 млрд долл. (3,2% мирового ВВП), что в пересчете на душу населения составило 19, 0 тыс. долл. (двенадцатое место в За­падной Европе).

       Ведущие отрасли — металлургия, тяжелое машиностроение, угольная и легкая промышленность. Великобритания обладает самыми значительными запасами энергоресурсов среди стран ЕС, включая нефть, газ и уголь. Причем с открытием месторож­дений нефти и газа в середине 60-х годов роль традиционной угольной отрасли постоянно снижается.

       Характерной особенностью современного этапа развития экономики Великобритании являются высокие по сравнению с другими странами темпы роста основных макроэкономических показателей: по темпам роста производительности труда, про­мышленного производства и ВВП на душу населения Велико­британия опережает Германию и Францию. При этом высокие темпы экономического роста на протяжении шести последних лет сочетаются со снижением инфляции и безработицы. Так, инфляция, которая всегда была бичом британской экономики, снизилась к 2002 г. до 2,3%, а безработица имеет один из самых низких значений среди стран — участниц ЕС — 6,5% в 2001 г. Государственный долг и дефицит бюджета — самые низкие сре­ди основных стран ЕС.

       Достижение таких макроэкономических показателей — ре­зультат действия внутренних факторов, в частности высокого внутреннего спроса и высокой степени загруженности  произ­водственных мощностей. Дистанцирование Великобритании от многих интеграционных процессов ЕС дает ей некоторые преимущества: экономический цикл Великобритании не синхронизирован с циклами деловой активности континентальной Европы. Отсюда наиболее заметное различие в экономическом по­ложении и соответственно в задачах, стоящих перед националь­ным правительством Великобритании и других стран ЕС.

       В отличие от других стран ЕС, преследующих внешние цели (вхождение в ЕВС и приближение к его пропускным критериям), Великобритания, не стремящаяся в ЕВС, имела свободу выбора направления экономической политики. Действие крат­косрочных факторов  (снижение уровня налогов, девальвация фунта), а также долгосрочных (уменьшение удельных затрат на  рабочую силу в себестоимости продукции, превышение темпов  производительности труда над темпами роста заработной платы) позволили повысить уровень конкурентоспособности английских товаров и расширило экспорт таких отраслей, как машиностроение и автомобилестроение, которые были раньше слабым звеном английской промышленности. Великобритания занимает сейчас пятое место в мире по объему внешней торговли при численности населения 1% от населения планеты.          

       Высокой степени интеграции Великобритании в мирохозяйственные связи способствует активная политика государства, нацеленная на либерализацию английской экономики, увеличение объема международной торговли и инвестиций. Компании с участием; иностранного капитала дают 40% экспорта британских промышленных изделий и 32% инвестиции в промышленность. Иностранных инвесторов привлекают высокая степень защищенности   капиталовложений,   самая   низкая   среди   развитых стран ЕС заработная плата в сочетании с высококвалифициро­ванными  кадрами,   а также  правительственные  субсидии для поддержки инвестиций и создания рабочих мест. Иностранным инвесторам уже принадлежит 155 рабочих мест в Британии.  

       Кроме того, следует отметить позитивную роль в развитии английской экономики крупномасштабной приватизации, нача­той еще М. Тэтчер. Практически все отрасли промышленности и компании, национализированные с 1945 г., опять стали объектами частной собственности, что привело к резкому росту про­изводительности в этих секторах экономики (примером может являться компания «Бритиш стил»). Помимо этого программы приватизации сократили масштабы государственного регулирования и повысили его эффективность.

       Именно долговременная экономическая политика экономи­ческого роста, не зависящая от многих проблем экономического и валютного сотрудничества в рамках ЕС, обеспечила Велико­британии устойчивый экономический подъем к концу XX в. В. основе такой независимой позиции Великобритании в ЕС (еще при подписании Маастрихтского договора она зарезервировала за собой право не участвовать в ЕВС, даже при условии соблюдения ею всех финансовых критериев) лежит боязнь утраты час­ти национального суверенитета усиления наднациональных ин­тересов в ЭВС, а также традиционная ориентация Великобрита­нии на экономику США.

Италия.  Италия занимает особое место в Европейском Союзе. Если в 1957 г. она вступила в ЕС как самый слабый его участник (объемы ВВП на душу населения составляли около 70% сред­него показателя «шестерки»), то в настоящее время Италия вплотную приблизилась по показателям экономическою роста к самым развитым странам ЕС. В 2001 г. объемы ВВП на душу населения в Италии (19,15 тыс. долл.) превосходили аналогич­ный показатель третьей по уровню экономического развития страны в ЕС — Великобритании.

       Кроме того, доля Италии в мировом ВВП (3,2%) сравнялась с долей Великобритании и лишь немного уступает Франции. Данный качественный скачок в развитии экономики обусловлен ее сравнительно быстрым экономическим ростом в предыдущие десятилетия, на который позитивное влияние оказала интеграция итальянской экономики в хозяйственную систему ЕС.

       В отличие от Великобритании Италия стремится к наиболее тесному сотрудничеству в рамках Евросоюза. Так, для вступле­ния в ЕВС Италия пошла, на беспрецедентно жесткие финан­сово-бюджетные меры и за 1994—2001 гг. снизила бюджетный дефицит с 9,2% до 2,5% ВВП. Для этого были сокращены го­сударственные расходы, проводились мероприятия по улучше­нию собираемости налогов, расширены объемы приватизации и даже был введен чрезвычайный «европейский налог». Если по двум «пропускным» критериям  (уровень дефицита бюджета  и инфляции) Италия входила в ЕВС, то по уровню госдолга (третий критерий) она намного опережала другие  страны 118,1% ВВП. Однако, учитывая положительные тенденции к сокращению   дефицита   бюджета и государственного долга, Италия получила пропуск в ЕВС.         

       Огромный госдолг Италии связан с серьезной экономической проблемой страны — отрицательным сальдо внешнеторгового баланса, превысившим триллион лир, что, в свою очередь, вы­звано нехваткой природных ресурсов, необходимостью постоян­ных крупных закупок энергоносителей и сырья для бурно развивающихся в последнее время электронной, химической, машиностроительной, агропищевой отраслей, итальянской экономики. Еще одно слабое  звено  Италии — огромный разрыв в уровнях экономического развития между индустриальным Севером и малоразвитым Югом, где в  основном преобладают мелкие предприятия местного значения.    Экономическая неразвитость этого региона приводит к сосредоточению здесь основной массы безработных, отличающихся низким уровнем образования и ква­лификации (безработица в Италии к 2002 г. достигла одного из самых высоких в ЕС уровней — 12,0%). Для решения проблемы Юга применяются долгосрочные государственные программы, финансируемые за счет  средств госбюджета, а также привлекаются финансовые и научно-технические ресурсы Евросоюза.

       Проблемы малого бизнеса в Италии  не являются проблемами только юга страны. Отличительная черта итальянской экономики по сравнению с другими  высокоразвитыми странами ЕС — низкий уровень концентрации и централизации производства и капитала. Удельный вес малых предприятий (с числом занятых до 9 человек) составляет 93 % и на них работают 40% всех занятых. Для крупных предприятий (свыше 500 человек) эти показатели составляют соответственно 0,2 и 13%.

       Для преодоления ограниченности финансовых ресурсов (главной проблемы малого бизнеса) мелкие предприятия объе­диняются в промышленные консорциумы внутриотраслевого, межотраслевого и регионального характера. B таких консорциу­мах, действующих в 70 городах, занято 2,5 млн человек, и они производят значительную часть продукции швейной, машино­строительной и агропищевой промышленности страны.

       Как видим, хозяйственная система ЕС представляет собой конгломерат эффективно взаимодействующих национальных эко­номик, которые не утратили своеобразия, несмотря на многолет­нее сотрудничество. Уникальный опыт развития западноевропей­ской интеграции, сочетающей унификацию экономической поли­тики и сохранение национальных особенностей, может быть по­лезен и для России и тех ее партнеров по СНГ, которые избрали путь обновления межгосударственных отношений.


2.     Этапы экономической и валютной интеграции.

       У истоков ЕС стояло образование в 1952 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) — отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти шесть стран подписали 25 марта 1957 г. Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) вступивший в силу с 1 января 1958 г. С начала 1973 г. к группировке присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, 1986г. — Испания и Португалия, 1995 г. – Австрия, Швеция и Финляндия.

       B первые годы существования ЕЭС его неофициально называли «Общий рынок», ибо процесс интеграции действительно начался с либерализации внешней торговли. Однако он довольной быстро вышел за эти рамки, оставляя на своем пути одну веху за другой.

В 1958-1968 гг. («переходный период» становления общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы) были отменены, таможенные пошлины и количественные ограничения экспорта и импорта промышленной продукции внутри ЕЭС (по аграрной продукции была, осуществлена частичная либерализация и установлен особый режим наднационального регулирования ее производства и сбыта), установлен  единый  таможенный  режим (включая единый таможенный тариф) в отношении товаров, ввозимых из третьих стран В области сельского хозяйства был введен общий режим регулирования цен и объемов производства основных видов аграрной продукции умеренного пояса (мясо, зерно, масло и др.) и создан аграрный фонд ЕЭС (ФЕОГА), признанный способствовать модернизации аграрного сектора и противодей­ствовать массовому разорению фермерских хозяйств. Кроме того, была значительно либерализована миграция капитала и рабочей силы внутри ЕЭС.

       В целом к середине 1968 г. в ЕЭС сложился развитый тамо­женный союз, дополненный элементами межгосударственного согласования (гармонизации) экономической и валютной, а также (но в значительно меньшей степени) внешней политики. В 1967 г. произошло слияние руководящих органов ЕЭС и двух отраслевых интеграционных группировок — ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), после чего вся Интеграционная группировка стала официально называться Европейскими сообществами, или Европейским сообществом (ЕС). Впрочем, изменение названия отражало не только указанный факт слияния, но и то обстоятельство, что к этому моменту западноевропейская интеграция вышла за чисто экономические рамки, затронув политику, гуманитарные отношения и другие сферы общественной жизни.

       Формирование таможенного союза, сразу же дав значительные выгоды всем стран – членам ЕЭС связанные с более полным использованием преимуществ международного разделения труда, в то же время усилило спонтанное начало функционирования национальных экономик вызвав известную неустойчивость их развития. Оно повлекло за особой ослабление национально-государственных систем регулирования экономики, при этом не были созданы компенсирующие межгосударственные и наднациональные механизмы регулирования.

       Отмеченные и другие обстоятельства побудили страны — члены ЕС принять в 1971 г. программу поэтапного создания экономического и валютного союза к 1980 г. («план Вернера» - по имени тогдашнего  премьер-министра Люксембурга, руководившего разработкой данной программы), которая, однако, потерпелa провал. Это было обусловлено временным обострением противоречий внутри ЕС, усилением дифференциации его участников по экономическому положению и уровню хозяйственного развития (экономическая дивергенция) в ходе циклических и структурных кризисов 70-х - начала 80-х гг.         

       С середины 70-х до середины 80-х гг. интеграция в рамках ЕС переживала длительный застой, оценивавшийся многими западными учеными как кризис. Среди интеграционных мероприятий в этот период заметно выделяются лишь два. Во-первых, с начала 1975 г. страны — члены ЕС окончательно передали свои полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам EC. Теперь каждая из этих стран лишилась возможности за­ключать двусторонние торговые соглашения с третьими странами (попутно заметим, то что создало большие проблемы для СССР и его тогдашних партнеров по СЭВ, ибо они по политико-идеологическим причинам не хотели признавать ЕС интеграционным бло­ком с частично наднациональными компетенциями).

       Во-вторых,, в  1979 г. была создана Европейская валютная  система (ЕВС) на 6азе единой расчетной единицы — ЭКЮ, формировавшейся на основе «корзины валют» участников ЕВС. Бы­ли установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран — членов ЕС при их обмене друг на друга и доллары от курса центральных банке в этих стран, т.е. своего рода валютный коридор в ± 2,25%,  названный в публицистике «валютной змеей». Вместе с тем к ЕВС не смогли подключиться сразу Великобрита­ния, Греция, Испания  и Португалия, а Италия вошла в нее на особых условиях (±6%).

      С середины 80-х гг. в ЕС наблюдается резкая активизация интеграционных процессов, явное преобладание центростремительных сил, хотя эти процессы сталкиваются с рядом серьезных проблем. Это объясняется многими обстоятельствами, среди которых выделим два.  Во-первых, необходимостью объединить усилия участников ЕС для противодействия резко обострившейся конку­ренции со стороны США, Японии и новых индустриальных стран, осуществления назревшей структурной перестройки хозяйства и решения задач нового этапа научно-технической революции.  

       Во-вторых, коренным изменением позиции Франции в отношении ЕС, а именно от нее и ФРГ решающим образом зависит то, насколько быстро и интенсивно протекает и будет протекать западноевропейская интеграция. До начала 80-х гг. позиция Франции в отношении интеграции была сдержанной, достаточно противоречивой, а подчас и; откровенно деструктивной (например, в 1966 г. она в течение многих месяцев игнорировала органы  ЕС и не участвовала в их деятельности), что объяснялось отголосками ее имперских амбиций и претензиями на ведущую роль в ЕС как великой ядерной державы. Однако в начале 80-х гг. пра­вящие круги этой страны окончательно осознали, что такой курс ведет в тупик и Франция может сохранить свой высокий статус. Только как одна из ведущих стран — членов ЕС и один из главных «моторов» интеграции. Была сделана ставка на ЕС и усиление, его наднационального характера.

       Принятый в конце 1985 г. Единый европейский акт (вступил в силу с 1 июля 1987 г.) предусматривал создание к концу 1992 г. в ЕС полностью интегрированного (внутреннего) рынка, далеко идущее объединение научно-технических потенциалов и реа­лизацию крупномасштабных исследовательских программ и новейших  отраслях  (микроэлектронике,   инфрорматике,   телекоммуникационной технике, биотехнологии, экологии и др.), все более тесную гармонизацию экономической и валютной политики стран — членов блока, усиление наднациональных механизмов ЕС.                                             

       Положения Единого европейского акта в основном были выполнены вовремя, что нашло отражение в переименовании блока (с 1993 г.) в Европейский союз. Внутренний рынок ЕС действительно сложился к концу 1992 г. по товарам. Правда, пока еще он не сложился в электроэнергетике, а также по многим видам услуг (особенно важно — транспортных). Нет до сих пор единого конкурентного рынка государственных заказов. В то же время не осталось  искусственных  препятствий  на пути свободной миграции (по крайней мере, правовых препон) капиталов и рабочей, силы, хотя фактически такие препятствия создаются в каждом конкретном случае бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС.

       Сильнейшее импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе (он является основной частью комплекса Маастрихтских соглашений), подписанный главами государств - членов ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия  автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г.) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента:   

-   во-первых, введение c l993 г. единого гражданства ЕС (имеется перечень прав и обязанностей), которое существует параллельно с национальным гражданством стран — членов EС;

- во-вторых, формирование политического союза, что, подразумевает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС;

-   в-третьих,  формирование экономического    и   валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта (евро). К 2002 г. она  вытеснила из оборота национальные валюты стран — участниц ЭВС, заменив их. В от­личие от ЭКЮ евро будет не просто расчетной единицей, но и полноценной валютой, функционирующей как в виде денег на счетах, так и в форме банкнот и монет. Циркуляцию евро будет регулировать созданный Центральный банк ЕС. Вполне вероятно, что со временем центральные банки стран — членов ЕС исчерпают свои функции,  передадут их Банку ЕС и прекратят свое суще­ствование.

       Переход к евро осуществляется поэтапно с 1 января 1999 г. Первоначально он будет функционировать параллельно с наци­ональными валютами, причем с 1 января 1999 г. не все страны - члены ЕС смогли начать переход к евро, поскольку часть из них не выполнила необходимых для этого требований (дефицит госбюджета — не 6oлее  3% ВВП, накопленный государственный долг — максимально 60% ВВП и др.). Вместе с тем почти все стремятся к этому. Лишь Великобритания пока что исходит из постулата сохранения своей  национальной валюты. Дания, Швеция и Греция намерены   перейти к евро, но позднее.

       Можно ожидать, что евро станет одной из сильнейших валют мире. Она принесет всем Членим ЭВС ощутимую пользу, способствуя снижению издержек и росту эффективности произ­водства. Достаточно сказать, что до сих пор физические и юридические лица стран — членов ЕС при обмене их валют друг на дата ежегодно несли издержки на сумму, эквивалентную примерно 6 млрд долл.. Евро избавит их от таких непродуктивных затрат.

       В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается  целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции:

1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров  (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта или Маастрихтского договора и обладает важнейшими нормотворческими функциями.

2. Комиссия ЕС (KEС) — исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (ко­миссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика и т.д.) и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно15 тыс. человек. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.

3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех стра­нах — членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности населения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции,  право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законода­тельства EС;

4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпре­тацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.

5. ФЕОГА, на который приходится большая часть бюджета ЕС (о нем было сказано выше);

6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (например, путем со­действия переподготовке);

7.  Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов — слабо ин­дустриально развитых или депрессивных (с большим удельным весом старых отраслей);

8.  Европейский  инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран — членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран — членов ЕС.


3.     Перспективы интеграционного процесса в рамках ЕС.

       ЕС в движении прямых инвестиций. Ведущей формой внешнеэкономических связей выступает движение капитала. Западно-европейские компании по масштабам экспорта капитала ус­тупают американским. Произошли изменения в составе основ­ных экспортеров капитала из ЕС. Усилили активность междуна­родные компании ФРГ, роль бывших колониальных держав Британии и Франции понизилась. Однако до сих пор по объему заграничных прямых капиталовложений Британия намного опе­режает другие крупные западно-европейские государства.

       Активизация экспорта капитала ТНК привела к существен­ному возрастанию степени интеграции стран Западной Европы в мировом хозяйстве. Все большая часть производственных мощностей западно-европейских ТНК переносится за пределы региона. Отношение между стоимостью продукции заграничных дочерних предприятий и величиной ВВП постепенно изменяет­ся в пользу заграничного производства. В Западной Европе вы­деляется группа стран — Британия, Бельгия, Германия, Нидерланды,  у которых более 1/5 ВВП перемещено за границу, при этом у Нидерландов около 90%. Франция, а также Италия имеют относительно низкий показатель стоимости заграничного производства - 8—15% ВВП.   Экспорт капитала сопровождался процессом ликвидации определенного несоответствия между масштабами экономического потенциала, размерами зарубежных прямых инвестиций западно-европейских стpaн, чем в немалой степени способствовала политика самих стран. Была совершенствована система гарантирования таких инвестиций. Государственные гарантии частных инвестиций дополнились системой соглашений о защите инвестиций, заключенных с развивающимися странами.

       По своей технологическое структуре зарубежные капитало­вложения компаний ЕС не относятся к высокотехнологичным (конторское оборудование, радиотехника — 1,1% общего объе­ма). Основная доля зарубежных прямых капиталовложений приходится на сферу услуг (54,2%), где основная масса сосредото­чена в кредитной сфере и торговле.

       Активность международных компаний стран ЕС проявляется прежде всего на североамериканском рынке. Еще в середине 80-х годов совокупный объем западно-европейских прямых инвести­ций в США превысил американский в Евросоюзе. В США им принадлежит свыше 2/3 иностранных капиталовложений, около 1/4 - в Японии. В общем экспорте предпринимательского ка­питала западно-европейских стран доля развивающихся госу­дарств упала с 50% в 60-х годax до 28% в 80-е и до 20% в 90-е годы. Европейские компании недостаточно внимания уделяли экспорту капиталов в быстро развивающиеся страны Азии. В результате Евросоюз отстал по общему объему прямых капита­ловложений в Азии и в стpaнax Тихого океана от США на 1/3 и на 1/6 часть — от Японии.

       Страны ЕС выступают достаточно привлекательным объек­том приложения иностранных прямых инвестиций, прежде всего американских и японских.

       В общем объеме ИПК на долю американских компаний прихо­дится около 60% (в 1980 г. — 42%). Большая часть их сосредото­чена в обрабатывающей промышленности — 44%, причем 17% — в машиностроении, среди них 2,3% — в электротехнической и электронной промышленности.  Инвестиции европейских компаний   и промышленности США сосредоточены   в основном в химии, а в машиностроение инвестировано всего 6,3% капиталовложений.

       Японский капитал шел главным образом в финансовые услуги, торговлю и лишь 15% направлялось в обрабатывающую промышленность.

       Основными центрами притяжения иностранных капитало­вложений в ЕС являются. Британия (почти 1/3), далее идут Франция (20%) и Бельгия (14%).

       ЕС выступает чистым импортером капитала. Приток ИПК составлял в 90-е годы около 3% объема валовых инвестиций в основной капитал. Примерно половина этого притока обеспе­чивается из источников принимающих стран. В ряде малых стран компании, контролируемые иностранцами из третьих стран, производят свыше 1/3 продукции обрабатывающей про­мышленности.

       Внешнеторговые связи. Политика в области экспорта капита­ла оказывает непосредственное влияние на характер торговых связей. Как отмечалось, зависимость ЕС от внешней торговли не выше, чем у других промышленно развитых центров. Во  внешней торговле ЕС велика роль иностранных ТНК. На иностранные, главным образом американские, компании приходит­ся в отдельных отраслях до 30% экспорта готовых изделий.

       Евросоюз выступает ведущим экспортером  продукции машиностроения, химической промышленности.   На  него   приходится 20—23% мирового экспорта этих групп товаров. Однако в 90-е годы проявились опасные симптомы ослабления позиции в экспорте ряда наиболее прогрессивных и перспективных изделий. Доля высокотехнологичных товаров в экспорте продукции обрабатывающей промышленности в третьи страны составляет 15%, а у США и Японии — 33% и 26% соответственно.

       ЕС занимает второе место в мире после США по экспорту сельскохозяйственной продукции (13% объема мирового экс­порта). Доля в экспорте зерновых поднялась до 8%. Экспортоспециализированными являются молочные продукты и липа, мя­со и мясопродукты, овощи и фрукты, сахар и изделия из нею.

       Произошло сужение экспортной специализации региона в Обрабатывающей промышленности. В группу высокоспециализированных отраслей (коэффициент экспортной специализации свыше 1,3) входит только производство текстильного, кожевен­ного и пищевого оборудования. К группе отраслей с недоста­точно выраженной экспортной специализацией (коэффициент ниже 0,9) относятся производства наукоемких товаров: контор­ского оборудования и ЭВМ, телекоммуникационного оборудо­вания и средств связи, электронного оборудования. Причём в этой труппе произошло снижение уровня международной спе­циализации.

       Значительна роль Евросоюза в мировой импортной торговле. Он выступает крупнейшим импортером машин и оборудования, крупным импортером ряда сельскохозяйственных товаров, в ча­стности кукурузы, соя-бобов, основным поставщиком которых являются США. Важное место в импорте занимают минераль­ное сырье и неметаллические полуфабрикаты. Несмотря на уве­личение производства отдельных видов минерального сырья (природный газ, нефть, бокситы), Евросоюз за счет собственных ресурсов может удовлетворить потребности лишь по немногим из их основных видов. Он ввозит свыше 2/5 энергетического и около 3/4 других видов сырья. В общем потреблении отдельных видов минерального сырья доля импорта составляет: по алюминию — 75%, вольфраму — 77, цинку — 58, кобальту — 95, меди — 82, ни­келю — 10%.

       В целом обеспеченность сырьем Евросоюза из собственных месторождений снижается, одновременно возрастает зависимость от привозного минерального сырья. Немаловажную роль в этом процессе играет политика западно-европейских ТНК, которые предпочитают разрабатывать более богатые месторож­дения в других регионах для повышения эффективности произ­водства.

       Отмеченные процессы оказывают влияние на географиче­ское направление внешнеторговых связей. Около 2/5 торгового оборота ЕС приходится на развитые страны.

       Отношения с развивающимися странами. ЕС, объединяющий в своем составе бывшие метрополии обширных колониальных владений, уделял особое внимание отношениям с развивающи­мися странами. Этой цели и служил курс на установление систе­мы особых отношений с освободившимися странами. В феврале 1971 т. в Ломе (столице Тоге) была заключена конвенция между ЕС и государствами Африки, бассейна Карибского моря и Тихого океана (страны AКТ), согласно которой отменены тамо­женные пошлины и количественные ограничения на большин­ство товаров из развивающихся стран.

       ЕС на каждый пятилетний срок выделяет странам АКТ фи­нансовую и техническую помощь. Была предпринята попытка найти форму стабилизации некоторых товарных рынков: учреж­дена система по гарантированию доходов развивающихся стран от экспорта основных сырьевых товаров (система «Стабекс»); система защиты и поощрения горно-добывающей промышлен­ности («Сисмин»), которая представляла собой своеобразную систему страхования. Pешения уругвайского раунда переговоров в 1999 г привели к пересмотру ранее сложившейся системы со­трудничества со странами AКT.

       Следующее место по степени развития отношений занимают страны Средиземноморья. В 70-е годы на основе единого подхода были заключены соглашения широкого характера с Израилем, Марокко, Тунисом, Aлжиром, Египтом, Иорданией, Сирией и Ливаном. Эти соглашения включали положения о зоне свобод­ной торговли, о преференциальном режиме торговли для сель­скохозяйственной продукции, о промышленном и техническом сотрудничестве и финансовой помощи. В последующие годы произошло расширение регионального сотрудничества, распро­странившееся на Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию.

       Страны ЕС выделяют на помощь развивающимся странам 0,33—0,4% их совокупного ВВП. Это значительно выше аналогичного показателя для США (0,2 — 0,1%) и Японии (0,28— 0,31%). ЕС и его члены играют самостоятельную и взаимодо­полняющие роли в финансировании помощи. Каждая страна предоставляет ее на двусторонней основе, а ЕС — на многосторонней. Помощь непосредственно от ЕС составляет 13% всего объема, предоставляемого странами-членами. Она направляется по трем каналам: через бюджет ЕС (45%), через Европейский фонд инвестиций (35—40%) и в виде кредитов.

       Западно-европейские компании стремятся полнее использо­вать расширяющуюся емкость рынков в развивающихся странах для форсирования экспорта товаров. Удельный вес развиваю­щихся стран в экспорте ЕС составляет около половины. Возрос­ла доля стран Азии, Латинской Америки, тогда как доля разви­вающихся стран Африки снизилась. Самым важным изменени­ем в структуре вывоза из Западной Европы в указанные страны явилось увеличение поставок машин и оборудования. Особое место в структуре экспорта ведущих стран занимают поставки оружия.

       Импорт из развивающихся стран покрывает не более 4 - 5% товарного потребления в ЕС. Самую высокую долю в потребле­нии составляет импорт одежды — 18% и импорт минерального сырья — примерно 30%.

       Экономические связи со странами Центральной и Восточной Европы. Западно-европейские страны поддерживают разносто­ронние экономические связи со странами Центральной и Вос­точной Европы. Доля последних в экспорте ЕС составляет 13,5% (2001 г. — 6,2%). Крупнейшим экспортным рынком явля­ется Польша, импортным — РФ. Стратегия ЕС в отношении стран Центральной и Восточной Европы направлена на их включение в международную экономическую систему западных стран, содействие в проведении рыночных капиталистических преобразований. Европейская комиссия руководит осуществле­нием программы ФАРЕ для стран Центральной Европы и ана­логичной программы ТАСИС, рассчитанной для СНГ. Евросоюз также координирует оказание финансового и технического со­действия странам Центральной и Восточной Европы со стороны государств ОЭСР. 

       Внешнеторговый баланс.   В 90-е годы произошел перелом в расчетах по внешнеэкономическим связям ЕС. Они стали сводится с положительным сальдо, которое во второй половине десятилетия  достигло   1,5%   ВНП.   Оно   обеспечивалось  за  счет торговли товарами и услугами, при этом дисбаланс отмечался в расчетах по торговле с США и Японией. Расчеты по капитало­вложениям были отрицательными.

       Позиции ЕС в международном разделении труда ослабляет состояние обмена наукоемкой продукцией, который сводится с  отрицательным сальдо за счет электронного оборудования и бытовой электроники. ЕС имеет пассивное сальдо в торговле патентами и лицензиями. Обнаруживается зависимость союза oт США    в    области    научно-технического    обмена.     Западно-европейские компании закупают в США свыше половины зарубежных научно-технических новинок. Этому способствует нали­чие в рассматриваемом объединении многочисленных дочерних компаний и филиалов американских ТНК. Отсутствие единой лицензионной политики западно-европейских стран приводит к расширению  связей  местных с  компаний  с  американскими и японскими, а не с европейскими компаниями. Они рассматри­вают первых в качестве потенциальных поставщиков прогрессивных технологий.




Заключение

       Развитие западно-европейской интеграции оказывает серь­езное воздействие на структуру и состояние внешнеэкономиче­ских связей. Европейский Союз является крупнейшим торговым блоком современного мира. Его экспорт превышает американ­ский — 20,3%. Доля ЕС как единого субъекта в экспорте капи­тала в форме прямых инвестиций составляет примерно такую же величину.

       По относительным показателям участия в мирохозяйствен­ных связях ЕС не выделяется среди ведущих центров мирового хозяйства. Фактическая открытость его хозяйства находится на уровне США и Японии импортная квота (9—11%).

       Европейский Союз (ЕС) занимает особое место в мировом хозяйстве. На  его долю приходится 28% совокупного ВМП (20% по покупательной способности валюты) и 6,3% населения мира. Значительно превосходит США по численности населения, ЕС уступает им по общему объему ВВП и в производстве ВВП на душу населения.

      Замена традиционных двусторонних отношений многонациональными находится на начальном этапе. Тем не менее увеличивающаяся интеграция производства, сложившийся механизм экономического сотрудничества обеспечивают Европейскому Союзу важную роль в мировой экономике и политике в качестве единого хозяйствующего субъекта.










Список использованной литературы

1.     Мировая экономика. Учеб. для вузов / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 576 с.

2.     Мировая экономика. Учеб. для вузов / Под ред. А. С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002. – 734 с.

3.     Тзор Т. Р. Мировая экономика: Уч. пособие. – СПб: ПИТЕР, 2002. – 192 с.

4.     Островская Е. Европейский союз // МЭ и МЭО. – 2002. - № 8. – с. 43 – 48

5.     Черковец О. Европейский союз: уроки интеграции // Экономист. – 2003. - № 10. – с. 74 – 84