Содержание
Задание 1. 3
Задание 2. 11
Задание 3. 16
Список литературы.. 17
Задание 1
Экспортные операции и условия их осуществления в РФ. Паспорт экспортной сделки.
Развитие экспорта является необходимым условием расширения участия страны в международном разделении труда с целью ускорения социально – экономического развития общества. Только путем увеличения производственного экспортного потенциала и создания условий для сбыта продукции на зарубежных рынках может быть обеспечено получение валюты для импорта товаров, конвертабельность национальных валют и устойчивость их курсов. Поэтому создание условий для развития производства и экспорта товаров является главным стержнем внешнеэкономической политики стран[1].
1. Сущность экспортных операций.
Экспортная операция представляет собой деятельность, направленную на продажу и вывоз за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Для продавца не имеет значения, что будет делать с этим товаром покупатель – пустит в переработку, реализует на внутреннем рынке или перепродаст в третьей стране. Для продавца и его страны в любом случае это будет экспортная операция. Ее основными признаками являются заключение контракта с иностранным контрагентом и пересечение товаром границы страны - экспортера. Необходимым условием экспортной операции является наличие товара, пользующегося спросом на внешнем рынке.
В федеральном законе “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности Российской Федерации” от 13 октября 1995 г. дается следующее определение экспорта: “Экспорт – вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе.
Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории РФ за границу, в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу”.
1.1. Виды экспортных операций.
Реэкспортная операция – коммерческая деятельность направленная на продажу и вывоз из страны ранее ввезенных товаров. Главным условием является – отсутствие переработки этого товара. Согласно нормативным актам РФ с реэкспортными товарами допускаются следующие действия:
· маркировка
· упаковка
· расфасовка.
Обязательным условием этих действий является – их стоимость не должна превышать половины экспортной цены контракта.
Выгоды реэкспорта:
· при отсутствии устойчивых торговых связей между странами контрагентами;
· при наличии благоприятных коммерческих условий стране реэкспортера;
· при перепродаже товара;
· в случае закупки за рубежом комплектующих узлов и деталей которые затем реэкспортируются в составе комплексного оборудования;
Реэкспортные операции осуществляются 2-мя способами:
1. Когда товар ввозится в страну реэкспортером и затем из нее продается контрагенту (импортеру).
2. Товар идет на прямую, а расчеты и документация через 3-ю страну.
1.2. Техника осуществления экспортных операций.
Для осуществления экспортной операции продавец должен провести комплексное исследование рынка, и прежде всего:
· Изучить конъюнктуру рынка данного товара, т.е. выявить существующий и ожидаемый спрос на него, на базе имеющихся источников информации определить уровень цен, по которым товар может быть предложен на рынке, тенденции их изменения;
· Изучить торгово-политические, транспортные и правовые условия работы на рынке, в частности содержание межправительственных соглашений, регулирующих ввоз товара, систему государственного регулирования внешней торговли в стране – импортере, включая уровень таможенного обложения предлагаемого экспортером товара, нетарифные барьеры – запреты и ограничения порядок использования квот и получение лицензий, требование к сертификации товара, тарифы железных дорог и фрахтовые ставки, законодательство по страхованию, а также законодательство, регулирующее деятельность иностранных фирм в стране – покупателе, и т.д.;
· Изучить фирменную структуру рынка, определить фирмы, которые играют ведущую роль на рынке данного товара и могут быть как потенциальными партнерами, так и конкурентами, исследовать формы и методы их работы на рынке.
На основе комплексного изучения рынка экспортеру следует с учетом конкурентоспособности предлагаемого товара определить наиболее целесообразные формы и методы работы на рынке: заключение прямых контрактов с потребителями, организацию сбыта через смешанные общества и совместные предприятия или использование сети иностранных посредников. Экономические расчеты могут подсказать целесообразность использования различных видов встречной торговли, поставки машин и оборудования в разобранном виде или сдачи их в аренду.
Применительно к выбранной системе сбыта необходимо провести рекламные мероприятия, состав и содержание которых определяется после проведения сегментации рынка, т.е. когда уже очерчен круг возможных потребителей предлагаемого товара.
После проведения указанных мероприятий экспортер должен направить перспективным покупателям предложения (оферты), принять участие в торгах либо принять и подтвердить заказ.
В предложении должны содержаться основные условия, необходимые для заключения контракта: наименование товара, его количество, качество, базисные условия поставки, условия платежа, характер упаковки, порядок сдачи – приемки, санкции, условия арбитража, адреса сторон.
В случае применения типовых контрактов или ссылки на ранее заключенные контракты можно ограничиться указанием номеров предыдущих контрактов, цены, количества товара и срока поставки.
Оферты могут быть твердыми, свободными и защитными. Твердая оферта направляется только одному возможному покупателю с указанием срока ее действия.
Свободная оферта может быть направлена нескольким покупателям без указания срока действия. Согласие покупателя подтверждается в этом случае твердой контрофертой.
Защитная оферта используется на для осуществления сделок, а для негласного раздела рынка между членами монополистических объединений. Она содержит условия, явно неприемлемые для покупателя.
Если в процессе проработки оферты стороны путем переписки смогли прийти к взаимоприемлемым условиям, то контракт может быть подготовлен одной из сторон, подписан ее и в двух экземплярах выслан для подписания другой стороне. Вторая сторона после подписания один экземпляр оставляет у себя, а второй возвращает оференту, после чего контракт вступает в силу.
В большинстве случаев путем переписки не удается решить весь комплекс коммерческих и технических вопросов, и заинтересованные стороны назначают место и время переговоров. При этом более заинтересованная сторона (обычно продавец) едет к покупателю. Но на практике из этого правила бывает много исключений.
После подписания контракта основное внимание экспортера должно быть обращено на организацию контроля за его исполнением. При простой экспортной операции он включает: контроль за изготовлением товара, за своевременным уведомлением о готовности товара к отгрузке и за отгрузкой его в адрес покупателя, за получением от него платежей и оплатой счетов поставщиков, а также за удовлетворением возможных претензий со стороны импортера.
При более сложных экспортных операциях, связанных обычно с поставкой машин и оборудования, контроль за исполнением экспортной операции может включать такие дополнительные этапы, как предварительное согласование технических и других условий поставки товара, поэтапный контроль за изготовлением экспортной продукции, извещение покупателя о готовности товара к приемке, командирование специалистов для монтажа оборудования и проведения пусконаладочных работ и т.д.
Вариантов экспортных операций может быть бесчисленное множество. Они зависят от характера экспортируемого товара, коммерческих, транспортных или других условий контракта.
1.3. Таможенное регулирование экспорта
В соответствии с условиями Таможенного кодекса РФ экспорт товаров принадлежит к числу важнейших (среди 15 существующих на данный момент) таможенных режимов и означает выпуск товаров за пределы национальной территории без их последующего ввоза.
При пересечении границы таможенной зоны к экспортному товару должны быть применены санкции экспортного режима и приложены соответствующие сопроводительные документы, в том числе:
· лицензия на вывоз товара;
· документы о внесение соответствующих платежей, которые включают таможенную пошлину и таможенный сбор;
· грузовая таможенная декларация;
При осуществлении экспортной операции таможенному обложению подлежат вывозимые из России товары во все без исключения государства, причем ставки экспортных пошлин едины для всех стран мира. Экспортный тариф России представляет перечень товаров с указанием ставок пошлин, а также перечень товаров, вывозимых из страны беспошлинно. Цель экспортного тарифа: регулирование внутрихозяйственной экономической политики и приспособление к мировой конъюнктуре. Вывозные пошлины удорожают экспорт, а иногда делают его менее выгодным, чем продажу товаров на внутреннем рынке. Это может привести к сокращению экспорта.
В зависимости от тех целей и задач, которые ставит перед собой правительство относительно внешней и внутренней экономической политики, меняются экспортные пошлины на разные группы товаров. Частые изменения экспортных пошлин влияют на стабильность экспорта и на эффективность внешней торговли.
Не все субъекты платят экспортные пошлины. Так, в соответствии с Законом РФ “Об иностранных инвестициях” предприятие, в уставном фонде которого содержится не менее 30% иностранного капитала, имеет права экспортировать продукцию собственного производства без уплаты пошлин и получения лицензий. Основанием для экспорта такой продукции является сертификат продукции, произведенной на данном предприятии. Особые (льготные) таможенные пошлины в настоящее время действуют также в нефтяной и газовой промышленности. Согласно Закону РФ “О таможенном тарифе” к целевому списку товаров и услуг применяются налоговые льготы в виде отсрочки от уплаты пошлин[2].
В последнее время государство предприняло важные шаги по поддержке экспортеров. Можно выделить пять основных направлений:
· финансовое содействие из средств федерального бюджета;
· меры налогового регулирования;
· механизмы таможенно-тарифного стимулирования;
· специальные мероприятия в поддержку экспортеров;
· меры общеэкономического характера;
Первый и главный блок вопросов – это государственная финансовая поддержка экспортеров. Принципиальным завоеванием в этой области является отражение соответствующих расходов отдельной строкой при формировании федерального бюджета на очередной год.
Причем меры стимулирования экспорта за счет средств федерального бюджета предполагают соответствие этих мер нормам и требованиям Всемирной торговой организации, определяющей приятный в мировой практике порядок оказания государственной поддержке экспорта.
Рассматриваются также вопросы возможности кредитования с участием государства закупки оборудования для развития экспортного производства, затрат на производство экспортной продукции с длительным циклом изготовления, включая закупку непроизводимых в России сырья, материалов и комплектующих изделий.
Изучается и возможность использования для стимулирования таких мер, как:
· предоставление государственных гарантий банкам, финансирующим экспортные поставки на основе коммерческого кредита на срок свыше 180 дней;
· обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие в международных торгах;
· страхование операций по освоению внешних рынков;
Существенное значение для производителей поставляемой на экспорт продукции, например машинно-технической, будут иметь меры таможенно-тарифного стимулирования деятельности. В связи с этим должны быть внесены необходимые изменения в нормативные акты, касающиеся таможенного режима переработки под таможенным контролем, а также таможенного режима выпуска для свободного обращения. Речь идет в том числе о возможности применения условного выпуска товаров, предусматривающего предоставление отсрочки уплаты таможенных пошлин и налогов на время, объективно необходимое для производства и сбыта машинотехнической продукции за рубежом, или же невзымание таможенных платежей, а также процентов за предоставление отсрочки их уплаты, если экспорт указанной продукции будет произведен в течение заранее установленного срока.
Наиболее широко и разнообразно в анализируемых документах представлены специальные меры стимулирования экспорта. Речь идет об информационном, консультационном, маркетинговом и техническом содействии экспортерам. Однако ахиллесовой пятой всех этих мер является отсутствие необходимого финансирования, что значительно затрудняет их реализацию. Первоочередной задачей в области информационного обеспечения экспорта является создание отвечающей требованиям времени системы внешнеторговой информации. Работа по созданию системы внешнеторговой информации только началась, отрабатываются ее концептуальные основы, и поэтому не следует ожидать скорого достижения ею операционной стадии. Тем более что соответствующее бюджетное финансирование пока не предусмотрено.
Для надлежащего финансирования соответствующих мероприятий разрабатывается положение о специальном внебюджетном фонде поддержке экспорта, призванном содействовать продвижению российской промышленной продукции и экспортных услуг на внешний рынок, а также оказывать техническую помощь экспортерам, в том числе в предконтрактной проработке экспортных операций.
В общем, можно сказать, что формирование основ государственной политики стимулирования экспорта состоялось. Пусть это еще не целостная система мер, обеспечивающая эффективную комплексную поддержку национального экспорта, на важно то, что намечен конкретный план действий и государство в лице своих уполномоченных органов приступило к его реализации. Первые шаги особенно трудны, поэтому в ближайшее время первостепенное значение приобретут практические вопросы отработки механизмов и процедур получения финансовой и иной помощи экспортерам.
По каждому контракту экспортер оформляет паспорт экспортной сделки в двух экземплярах. Паспорт экспортной сделки - основной таможенно-банковский документ валютного контроля, который заполняется по всей номенклатуре экспорта и содержит: реквизиты банка, экспортера, получателя, реквизиты и условия контракта и т.д. Паспорт сделки проверяется в уполномоченном банке на предмет соответствия реквизитам самого контракта и нормам действующего законодательства. Паспорт сделки необходим при таможенном оформлении экспортных отправок, а его копия, остающаяся в банке, ложится в основу досье по данной сделке.
Задание 2
Деятельность импортера по поиску партнера и подготовке внешнеторговой сделки.
В процессе подготовки импортной сделки покупатель может использовать следующие способы установления контактов с потенциальным продавцом-экспортером, а именно:
- направить потенциальному или уже известному продавцу заказ;
- направить запрос производителю интересующих покупателя (импортера) товаров;
- объявить торги с приглашением к участию фирм, которые могут принять и выполнить условия организаторов торгов (машины и оборудование);
- направить возможному производителю коммерческое письмо о намерениях в ответ на его рекламу или информацию; - направить экспортеру безоговорочный акцепт его предложения. Рассмотреть предложения экспортеров на товары, представленные на ярмарках и выставках, и провести переговоры об их закупке. Рассмотрим конкретные документы и их содержание:
1. Заказ
Заказ - это коммерческий документ, в котором покупатель подробно указывает все необходимые условия для изготовления или подготовки заказываемого товара, а также все существенные элементы, необходимые для заключения внешнеторговой сделки. Практикуется выдача заказов постоянным контрагентам, с которыми уже существуют торговые отношения в условиях постоянства цен, спокойной конъюнктуры рынка. Покупатель может в качестве приложения к заказу направить экспортеру спецификацию с уточнением условий поставки: инструкциями по упаковке и маркировке, информации по поставке и распределению документов. Заказчик может указать количество и размеры частичных поставок. В случае, если поставка товара будет поручена фирме-экспедитору, то следует указать: наименование фирмы-экспедитора, адрес, номер телефона и телекс, средство транспорта, если известно, то и наименование перевозчика.
2. Запрос
Запрос - это документ, выдаваемый стороной, заинтересованной в покупке указанных в нем товаров, уточняющий некоторые желательные условия, касающиеся поставки, адресуемый будущему поставщику с целью получения предложения. В запросе обычно указывается точное наименование нужного товара, его качество, сорт, количество и запрашивается как можно более подробная информация о товаре, условия доставки и платежа. Запрос рассылается нескольким фирмам с целью получения конкурентных предложений.
Не рекомендуется рассылать много запросов, чтобы не создать впечатления о готовности закупить большое количество товара. В запросе указывается меньшее, чем необходимо, количество интересующего товара, чтобы иметь возможность в переговорах уторговать названную продавцом цену. Не следует в запросе указывать о срочности поставки.
3. Заявка на инструкции по поставке
Заявка на инструкции по поставке - документ, выдаваемый поставщиком с просьбой к покупателю сообщать инструкции в отношении поставки заказанных товаров.
4. Письмо о намерениях
Письмо о намерениях - документ, при помощи которого покупатель информирует продавца о принятии в принципе его предложения и намерении начать переговоры по заключению контракта. Это приглашение к переговорам.
5. Тендерная документация
Тендерная документация - определяет требование заказчика в отношении содержания ожидаемых предложений на торгах и включает тендерные условия, проформу тендера, условия проведения торгов, технико-экономическую документацию, перечисление видов и объемов работ.
Тендерные условия содержат конкретные требования заказчика к участнику торгов: наименование и количество товара, его технико-экономические характеристики, основные коммерческие и технические условия, включая срок поставки, условия платежа, цены условия арбитража, штрафов, гарантий.
Проформа тендера - формуляр, подлежащий заполнению и подписанию поставщиком, когда он согласен взять на себя все обязательства по выполнению работы в соответствии с общими, специальными условиями тендерной документации.
" составитель " сообщения данных означает какое-либо лицо, которым или от имени которого сообщение данных, как предполагается, было отправлено или подготовлено до хранения, если таковое имело место, за исключением лица, действующего в качестве посредника в отношении этого сообщения данных;
" адресат " сообщения данных означает какое-либо лицо, которое, согласно намерению составителя, должно получить сообщение данных, за исключением лица, действующего в качестве посредника в отношении этого сообщения данных;
Деятельность импортеров по поиску партнера осуществляется путем отправления запросов о наличии, свойствах и условиях поставки товара. Если все условия удовлетворяют партнеров, то оформляется заказ на необходимую продукцию[3]. Далее оформляется контракт. Заключение контрактов состоит из двух основных стадий. Это предложение заключить контракт (оферта) и принятие предложения (акцепт). (Порядок заключения контракта регулируется Венской конвенцией 1980г. в статьях 14-24).
Оферта должна удовлетворять двум требованиям: содержать в себе все существенные пункты предполагаемого договора и быть адресованной конкретному лицу или неопределенному кругу лиц при условии возможной индивидуализации одного или нескольких из них, желающих принять предложение. В последнем случае имеет место так называемая публичная оферта, широко применяемая в торговле и иных сферах обслуживания граждан. При отсутствии одного из указанных требований нет и предложения о заключении договора. На практике часто встречаются обращения к публике или отдельным лицам, которые не имеют силы оферты, их следует рассматривать как приглашения к переговорам по поводу заключения договора. Сюда относятся различные формы рекламы (каталоги, буклеты) и объявления. Они не связывают лиц, распространяющих данную информацию, какими-либо юридическими обязанностями по заключению договоров.
“Оферта вступает в силу, когда она получена адресатом оферты. Оферта, даже когда она является безотзывной, может быть отменена оферентом, если сообщение об отмене получено адресатом оферты раньше, чем сама оферта, или одновременно с ней”. (ст.15 Венской конвенции 1980г.)
Однако в практике и законодательстве отдельных стран по вопросу о “связующей силе” оферты, т.е. права оферента отозвать оферту до ее акцепта адресатом существуют некоторые расхождения.”. Например, ”в странах “общего права”, прежде всего в Англии; оферент в принципе сохраняет право отозвать оферту в любой момент до ее акцепта контрагентом, обоснованием чему служит требование “встречного удовлетворения” оферент юридически не связан своим предложением”.Под акцептом понимается согласие адресата, данное в установленный срок, заключить договор на условиях предложенных оферентом. По своему содержанию акцепт должен отвечать условиям, сформулированным в предложении заключить договор. “Ответ на оферту, который имеет целью служить акцептом, но содержит дополнения, ограничения или иные изменения, является отклонением оферты и представляет встречную оферту” (п.1 , ст.19. Венской конвенции 1980г.). Но если изменения незначительны и оферент не возражает, то оферта считается акцептированной (п.2, ст.19 Венской конвенции 1980г.)[4].
"Договор считается заключенным, когда две стороны - экспортер и импортер достигли соглашения в торговой сделке по всем ее существенным условиям. Местом заключения договора по законодательству Российской Федерации и ряду других стран считается место получения акцепта, но в странах “общего права” действует так называемая “теория почтового ящика”, в силу которой, местом заключения договора, считается та страна откуда отправлен акцепт."
Задание 3
Маркировка груза при экспортно-импортных операциях выполняет функции:
a) Товаросопроводительного документа
b) Фирменного дизайна
c) Указательного документа для транспортных фирм по правилам обращения с грузом
d) Товарораспорядительного документа
e) Предостережение об опасности, которую может представлять обращение с грузом.
Укажите правильные варианты ответов.
Список литературы
1. Предприятие на внешних рынках: внешнеторговое дело. Учебник/С.В. Викторов, В.С. Гаврилюк и др.; Под редакцией Долгова, Кретова. – М.: Бек, 1997. – 245с.
2. Синецкий Б.И. “Внешнеэкономические операции: организация и техника”: Учебник, - М.: Международные отношения, 1998. – 278с.
3. Шагалов Г.Л. “ Регулирование внешнеэкономических связей”/ В.Ю. Пресняков, И.Г. Фаминский, - М.: ИНФРА – М, 1997. - 257с
4. Прокушев Е.Ф, “Внешнеэкономическая деятельность”: Учебник – практическое пособие.- М.: Информ., 1998. - 317с
5. Курьеров В. Г. Внешнеторговая политика, иностранные инвестиции и внешний долг России//ЭКО. – 1999. – №9. – с. 73.
[1] Синецкий Б.И. “Внешнеэкономические операции: организация и техника”: Учебник, - М.: Международные отношения, 1998. – с 123.
[2] Синецкий Б.И. “Внешнеэкономические операции: организация и техника”: Учебник, - М.: Международные отношения, 1998. – с 133
[3] Прокушев Е.Ф, “Внешнеэкономическая деятельность”: Учебник – практическое пособие.- М.: Информ., 1998. – с 102.
[4] Предприятие на внешних рынках: внешнеторговое дело. Учебник/С.В. Викторов, В.С. Гаврилюк и др.; Под редакцией Долгова, Кретова. – М.: Бек, 1997.- с 79.