Министерство науки и образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Хабаровский государственный педагогический университет
Кафедра Всеобщей истории
Курсовая работа
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН «АЗИАТСКОЙ ПЯТЕРКИ» В 80-90-е гг. ХХ в.
Выполнила:
студентка 3 курса ОЗО
исторического факультета
О. С. Мазолова
Научный руководитель:
К.и.н, доцент
В. Н. Тимошенко
Хабаровск, 2004 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Общая характеристика стран, входящих в Юго –Восточную Азию
Глава 2. Особенности проведения приватизации
Глава 3. Общие тенденции изменения в экономическом развитии стран
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность. Современный этап мирового развития поставил перед человечеством новые сложнейшие и требующие неотложного урегулирования проблемы. Главной из них является проблема выживания человечества, органически связанная с вопросами войны и мира, экологии, продовольственного обеспечения и т.д. Разрешение ее возможно лишь на основе усилий всего мирового сообщества и поэтому имеет приоритетный характер. Однако, это не снимает проблемы социального прогресса в мире.
Современные международные отношения определяются тем, что в результате приобретения независимости рядом азиатских стран на мировую арену вышли десятки новых государств. В середине 1983 г. из 157 членов Организации Объединенных Наций к их числу относилось 126. они стали вносить важный вклад не только в деятельность ООН, но и в международные экономические отношения.
Развивающиеся государства добились известной консолидации своих рядов, что позволяет им проявить себя в качестве самостоятельного международного фактора.
Развивающиеся страны оказывают большое влияние на принятие решений по таким важнейшим вопросам современности, как разоружение, международная безопасность, укрепление мира, борьба с терроризмом, которая особенно стала актуальна в последние годы.
Включение новых стран в мировое экономическое сообщество оказывает благотворное влияние на их экономику.
Развивающиеся страны не представляют собой однородную часть современного мирового сообщества. Напротив, ни в какой другой зоне мира нет такого разнообразия местных политических, социальных и экономических условий, национальных особенностей, культурных традиций. После приобретения независимости важнейшей задачей молодых национальных государств стало преодоление ими экономической отсталости. Эта проблема решалась различными средствами, а так же каждая страна имеет различные этапы прохождения данной стадии. Лишь некоторые из них, располагающие огромными ресурсами «Черного золота», стали «баловнями судьбы». В относительно благоприятных условиях находятся и основные производители других важных видов дефицитного сырья, в том числе каучука и олова. Большинство же экономических стран бьется в тисках экономических трудностей.
В 1966 – 1973 гг. среднегодовые темпы роста ВВП развитых стран равнялись 4,7 % , а в странах Юго- Восточной и Восточной Азии- 8 %; в 1974 –1980-х гг. соответственно, 3,5 % и 7 %, в 1981-1990 гг. – 1,2 % и 8,3 %. Сокращается так же экономический разрыв, измеряемый производством ВВП на душу населения, между этим регионом и Западом. Результаты экономического роста ощущают на себе практически все слои общества. Ведется успешная борьба с бедностью и нищетой. Накопление капитала, начавшееся с низкого уровня, не сопровождалось резким расслоением на бедных и богатых. Опыт данных стран свидетельствует о том, что первоначальное накопление капитала не обязательно происходит по тому сценарию, как это было в свое время в Западной Европе.
Экономические успехи ЮВА стали особенно заметны в 80- е годы, когда многие развивающиеся государства переживали острый экономический кризис. Эти обстоятельства способствовали тому, что на эти государства было обращено самое пристальное внимание, их опыт стал изучаться и пропагандироваться.
Цель данной работы заключается в выделении главных направлений экономического развития государств Юго –Восточной Азии в 80-90- ее гг. ХХ в.
Задачи:
- дать социально политическую и экономическую характеристику странам, входящим в состав Юго –Восточной Азии;
- рассмотреть особенности протекания процесса приватизации в этих странах;
- выявить общие тенденции изменения в экономическом развитии стран.
Хронологически работа ограничивается 80-90-ми гг. ХХ в.
Территориальные рамки: район Юго – Восточной Азии.
Глава 1. Общая характеристика стран, входящих в Юго –Восточную Азию
Характер современного социально-экономического, а в значительной мере, и политического, развития исследуемых стран во многом определялся той новой концепцией национального развития, которая стала разрабатываться в них о середины 60 - х -начале 70-х гг. ХХ в. Данный хронологический рубеж был связан как с процессами, происходившими в мировой капиталистической системе, так и с внутренним политическими и экономическими причинами. К последним относятся: государственный переворот 1965-1967 гг. в Индонезии; оформление в 1965.г. в качестве самостоятельного государства Сингапура, отделившегося от Малайзии; начало, соответственно, нового этапа развития самой Малайзии, чему способствовали и происшедшие в ней в 1969 г. социальные потрясения; назревание таких потрясений в начале 70-х годов и изменение характера власти и 1972 г. на Филиппинах; насущные потребности социально-экономического развития и политический взрыв в начале 70-х годов в Таиланде. В результате всех этих событий для данных стран оказались характерны весьма разные по форме, но более или менее однородные по существу политические режимы, которые можно квалифицировать как авторитарные - будь то военно- бюрократическая диктатура Индонезии, конституционная монархия в Малайзии, сопровождавшаяся господством военно-бюрократических клик монархия в Таиланде, открыто авторитарный ражим управления на Филиппинах или социал-демократическая форма власти в Сингапуре. Все эти, режимы объективно выражали потребности развития данных стран по капиталистическому пути, им была присуща ярко выраженная антидемократическая и антикоммунистическая направленность. Указанные концепции получили название «демократии Панчасила» в Индонезии, "нового общества" на Филиппинах, "новой экономической политики" в Малайзии, и рад их претендовал на построение общества, по задачам и методам не являющегося ни капиталистическим, ни социалистическим, а неким обществом третьего пути. Отражая происходившее в мире противоборство двух мировых систем при возраставшем значения идеологического его аспекта, некоторые из данных концепций обрели «социалистическую» окраску как на "правом", так и на «левом» фланге в ряду этих стран - общества мусульманского социализма в Индонезии и «демократического социализма» в Сингапуре, что преследовало и цель борьбы с подлинным, научным социализмом в этих странах.
Основной задачей новой модели развития была социально-экономическая модернизация стран, прежде всего – перестройка структуры их хозяйства на путях индустриализации с постепенным переходом от экономики импортзамещающего типа к более высокому экопорториентярованному ее типу. Причем, если в Сингапуре курс на индустриализацию был взят уже в 1965 г., то на другом полюсе ее экономического развития - в Индонезии заложить основы тяжелой промышленности намечалось лишь к концу 80-х годов. Эти планы входили в программы долгосрочного социально-экономического строительства, провозгласившие такие задачи, как борьба с бедностью посредством большего уравнения в доходах, увеличение занятости и рассасывание безработицы и т.п. Осуществление данных целей отражавших насущные потребности стран, были призваны расширить внутренний рынок, а также ослабить нараставшую социальную напряженность в их обществе. Финансовой базой осуществления модели развития должен был стать иностранный капитал. Соответствующая экономическая политика осуществлялась практически одновременно с выработкой указанных программ[1].
Принятие новой концепции развития и ее характер были, как отмечалось выше, связаны и с внешним фактором. А именно – с глобальной стратегией развитых стран в отношении развивающихся стран, конечная цель которой – развитие и укрепление в них капиталистических отношений, а непосредственная задача -приспособление этих стран к потребностям мирового капиталистического хозяйства. Средством реализации этой стратегии стало резке увеличение вывоза капитала в развивающиеся страны с диверсификацией структуры объектов его приложения, предоставление и, в определенных рамках, экономической помощи и научной технологии. Данная стратегия осуществляется в форме нового неоколониалистического в своей основе, международного разделения труда материальной ее базой является деятельность в этих странах транснациональных корпораций. Страны АСЕАН представляют огромный интерес для мирового капиталистического хозяйства прежде всего как обладатели громадных человеческих и комплекса важнейших природных ресурсов, а также как торгово-экономические партнеры. Велико значение этих стран с политической, а также военной точек зрения. И отнюдь не случайно в 70- е годы странам ассоциации оказывалась возраставшая военная помощь со стороны западных держав. Эти государства стали главным объектом и их экономической помощи Азии: в них было направлено около 3/4 всех прямых иностранных инвестиций в этом регионе.
В результате на рубеже 60-70-х годов в данные страны хлынул массированный поток иностранного капитала, резко превысивший уровень зарубежных инвестиций в них в довоенный, т.е. колониальный период. Так, если в начале второй мировой войны объем иностранных частных инвестиций во всех этих странах был равен 3, 8 млрд. долл., то в 1977 г. он достиг 13,4 млрд. долл.[2], причем как объект их приложения Индонезия заняла второе место среди развивающихся стран. Высоки были темпы притока иностранного капитала и в другие исследуемые страны, и уникальным по темпам и объему был рост иностранных инвестиций в Сингапуре, который стал наиболее притягательным центром притока иностранного капитала в силу своей развитой экономической и социальной инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, а также ряда внешних факторов. На начало 1986 г. объем прямых иностранных инвестиций в рассматриваемых странах достиг 39 млрд. долл. Одновременно им были предоставлены крупные займы. В результате иностранный капитал занял во всех этих странах весьма сильные позиции. Доля иностранного капитала в финансировании развития составила от 1/4 до 1/3 на Филиппинах, в Малайзии и Таиланде; внешние займы обеспечивают основную часть бюджетных расходов на нужды развития в Индонезии. Увеличение притока иностранного капитала сопровождалось изменением его направленности. Если в колониальный период он вкладывался, главным образом, в сырьевые - сферы хозяйства данных стран, а на обрабатывающую промышленность приходилось лишь от 1 % в Малайзии до 10 % на Филиппинах капитала метрополии, то во второй половине 70- х - начале 8О- х годов из общей суммы иностранных прямых капиталовложений на долю обрабатывающей промышленности приходилось (в %): 94,5 в Таиланде (в «поощряемых» отраслях экономики, 1978 г.), 85,2 в Индонезии (1980 г.), 59,3 в Сингапуре (1976 г.), 52,0 (1970- 1981 гг.) на Филиппинах, 45,0- в Малайзии (1978 г.)[3]. При этом в Сингапуре значительный объем капиталов вкладывался в отрасли I подразделения, в создание законченных технологических комплексов. Предприятия со сложным процессом переработки создавались ТНК также в Малайзии и на Филиппинах;
Указанная стратегия оказала на асеановские страны неоднозначное влияние. Прежде всего, в результате осуществления этой стратегии резко усилилась эксплуатация их богатств - как сырьевых, так и человеческих, причем колоссальные прибыли от инвестиций извлекались главным образом из эксплуатации местного труда. По сравнению с зарплатой квалифицированного рабочего Японии заработок рабочих той же квалификации составлял в 1978 г. от 1% в Таиланде и на Филиппинах до 18% в Сингапуре. Но дискриминация в оплате труда имела место не только по отношению к западным, но и вообще к более развитым, чем исследуемые, странам. В 1975 г. на предприятиях ТНК заработок филиппинских рабочих был равен 4 % от уровня оплаты труда в США, тогда как в Южной Корее - 9,2, %, в Перу -17,3 % , и Мексике - 23,7 %. Далее, страны ассоциации оказались под бременем громадной и возрастающей внешней задолженности, в 1985 г. достигшей свыше 114 млрд. долл.[4]. Норма обслуживания этого долга в ряде стран достигла критической точки, ограничивая возможности их экономического развития. Главное же - данная стратегия имела для исследуемых стран те далеко идущие социально-экономические (и политические) последствия, которые характерны и для других молодых государств, ставших объектом ее применения. Капитализм, с самого начала (т.е. о колониального периода) став для этих стран фактором, в основном, привнесенным извне, "вторичным" от развития передовых в промышленном отношении государств, имел в большинстве их главным образом, "анклавную", очаговую форму развития. И, как явление исторически запоздавшее, он уже не получал здесь возможности постепенной, на основе классического генезиса, трансформации традиционных социально-экономических структур, преобразуя их лишь в ограниченной мере. Развитие экономики молодых государств в направлении и рамках, удобных и выгодных главным образом иностранным монополиям, не отвечает национальным интересам ее комплексного и всестороннего роста, и эта экономика может быть на длительный исторический срок обречена на существование своего переходного дуального характера, являющегося основой особого типа капитализма данных стран. Такой тип экономики усиливает процесс неравномерности развития отдельных районов как внутри самих этих стран, где модернизированный центр обычно во всех - социальном, экономическом, культурном- отношениях резко выделяется из всей остальной территории, так и в развивающемся мире в целом, когда ускоряется дифференциация молодых государств по уровню их экономического развития.
Складывающаяся таким образом структура экономики этих стран имеет для них серьезнейшие социальные последствия. Главное из них- несоответствие процессов экономического и социального развития, когда вторые значительно отстают от первых. Это усугубляется тем обстоятельством, что в условиях резко возросшей стоимости первоначального накопления, с одной стороны, и усилившейся активности иностранного капитала, все более вторгающегося в традиционные сферы национального предпринимательства, - с другой, возможности образования, прежде всего, национальной буржуазии, а, следовательно, и рабочего класса оказываются в перспективе относительно суженными. Усилившаяся же в условиях НТР тенденция замены иностранными инвесторами трудоинтенсивного типа производства на капиталоемкий и прямо оказывается на возможности роста пролетариата, фактор низкой поглощающей способности экономики развивающихся стран стал драматичным в условиях характерного для них в 60-х годах демографического взрыва, последствия которого ощущались в 70-80-х годах. Социальная структура этих стран имеет соответствующий многоукладному типу их экономики переходный и многослойный характер, причем основу ее составляет огромная и быстро возрастающая масса маргинальных, в том числе деклассированных и люмпенских элементов как в деревне, так и в городе. Наличие этого обширного социального слоя представляет серьезную помеху не только для экономического роста данных стран, ной прямо отражается на цене рабочей силы и, следовательно, материальном положении пролетариата, а в конечном итоге - и на его формировании в социально-экономическом и социально-психологическом плане.
В то же время массированный приток иностранного капитала в асеановские, как и в другие развивающиеся, страны и определенная диверсификация объектов его приложения существенно способствовали индустриализации и социально-экономическому росту в целом этих стран. Последнее было связано также о таким фактором, как развитие местного предпринимательства. Проводя политику всемерного привлечения иностранного капитала, правящие режимы стремились вместе с тем к ограничению и регулированию его деятельности с целью защиты национальных интересов. В Малайзии, например, подобная политика была запрограммирована уже в самой принятой в 1969 г. новой экономической политике (НЭП), когда постепенное сокращение доли иностранного капитала в экономике страны указывалось в качестве одной из важнейших целей этой долгосрочной программы. Развитие собственно национальной экономики, в данных странах, происходило за счет, прежде всего, существовавшего в них обширного государственного сектора: доля государства в валовом накоплении составила к началу 80х-годов от 20 до более 40%[5]. Вместе с тем мощь государственного сектора в значительной степени ограничивала возможности развития частного предпринимательства. Особенно это касалось Индонезии, где среди прочих рассматриваемых стран позиции национальной буржуазии были наиболее слабы уже в силу сложившихся исторически, в колониальный период, обстоятельств. И наоборот, именно из-за особой слабости государственного сектора смогла развиться сильная буржуазия на Филиппинах, где уже к 40-м годам сформировалась прослойка довольно крупных частных компаний. В период независимости здесь же ранее других стран начали осуществляться меры по укреплению частного сектора, и к середине 80-х годов филиппинская буржуазия стала наиболее монополизированной в регионе. Усиливались позиции местного предпринимательства и в других странах, где также появились национальные акционерные компании. Характерной его особенностью является большая роль китайского капитала. Подавляющие позиции он занимал в период перед независимостью на Филиппинах и в Индонезии. В середине 80-х годов инвестиции китайского капитала составляли от 30 до 60% общего объема инвестиций в обрабатывающую промышленность данных стран.
Глава 2. Особенности проведения приватизации
В 90-е годы страны-члены АСЕАН вступили как один из самых динамичных регионов с высокими и стабильными темпами экономического роста. Исключением в начале десятилетия были Филиппины, но они уже вышли из кризиса, и темпы роста ВВП в этой стране в 1995 г. составили 6, 3%, и ВНП- 7%[6].
Главным фактором ускоренного экономического роста стран АСЕАН стала экспортная ориентация обрабатывающей промышленности. Экспортное производство готовой продукции растет более высокими темпами, чем в остальных отраслях промышленности и экономики в целом, и его доля в валовом внутреннем продукте увеличивается. Это сопровождается структурными сдвигами в самом экспорториентированном промышленном производстве — в , нем неуклонно повышается удельный вес современных высокотехнологичных отраслей. Помимо Сингапура особенно преуспевают на этом пути Таиланд и Малайзия.
В целом страны АСЕАН демонстрируют достаточно высокие показатели экономической эффективности. По данным расчетов группы известных экспертов-экономистов, опубликованным лондонским журналом "Евромаки" в марте 1993 г., по показателю эффективности экономики по 10-ти балльной системе на начало девяностых годов Сингапур получил 10 баллов, Малайзия, Таиланд и Бруней по 8,57, Индонезия — 7,14, Филиппины — 4,41 (положение на Филиппинах стало меняться со второй половины 1993 г.)[7]. Соответственно был определен интегральный показатель надежности этих стран для инвесторов — степень предпринимательского риска (в него вошли основные экономические показатели, в том числе, доступность кредитов, степень политического риска, вероятность чрезвычайных ситуаций и др.). В результате среди 169 стран мира Сингапур занял 14-е место, Малайзия — 33-е, Таиланд — 34-е, Индонезия — 41-е и Филиппины — 71-е.
Становление современной промышленности в странах АСЕАН, где в связи с индустриализацией ускорился процесс социально-экономической трансформации общества, находится на разных уровнях. В первой половине 90-х гг. на обрабатывающую промышленность приходилось в Индонезии 1/7 ВВП, в остальных четырех странах — от 1/5 до более 1/4.
Важной чертой формирования и развития новых мощностей в современной промышленности на нынешнем этапе является сокращение прямого участия государства в этих процессах и повышение значения частного сектора, в том числе иностранных фирм. Особая роль принадлежит частным прямым инвестициям крупных западных и японских корпораций. Начиная с середины 80-х гг. во всех странах АСЕАН усилился курс на либерализацию законов, касающихся условий функционирования частного — местного и иностранного — капитала. Одновременно менялся курс в отношении государственных промышленных предприятий. Правительствами всех стран было признано, что непосредственное участие государства в промышленном производстве, чрезвычайно разросшееся к этому времени, в новых условиях превратилось в один из факторов, сдерживающих экономический рост. Практика функционирования госпредприятий выявила низкую эффективность государственного управления, связанную с его бюрократизмом, негибкостью и неспособностью быстро реагировать на научно-технический прогресс и форсированно внедрять в производство технологические новинки, что на новом этапе индустриализации по мере расширения госсектора стало ощутимо тормозить темпы экономического роста.
Политика правительств стран АСЕАН в отношении государственных промышленных предприятий, прежде всего в обрабатывающих отраслях, опирается на принципы разгосударствления и приватизации. Как и всякому социально-экономическому процессу, разгосударствлению присущ конкретно-исторический характер, поскольку оно является продуктом определенного этапа развития. В первый период осуществления промышленного переворота государство было призвано обеспечить повышение уровня капиталонакопления в целях формирования основ национальной экономики, в том числе развития капиталоемких отраслей и производств с малой скоростью оборота капитала и низкой рентабельностью или даже отсутствием таковой. Когда же задачи первого этапа были в основном выполнены, наступил черед мер по преобразованию госсектора, поскольку низкий уровень рентабельности его предприятий в значительной мере был связан с издержками бюрократического менеджмента. На втором этапе индустриализации переход к новой модели развития — экспорториектации и модернизации экономики в целом — сопровождался разгосударствлением промышленных и даже ряда инфраструктурных объектов. В последние годы началась приватизация в кредитно-банковской сфере.
Меры по переводу госпредприятий в частное владение, включая и иностранных инвесторов, к середине 90-х годов уже распространились на значительную часть предприятий госсектора в четырех странах АСЕАН, кроме Индонезии. Вместе с тем, государство сохраняет за собой ряд отраслей, где оно выступает в качестве предпринимателя. Курс на разгосударствление не означает также отказа государства от участия и регулирования промышленного производства. Наряду с процессом передачи (продажи) части государственной собственности, повышается роль государственного регулирования, осуществляемого различными методами административного и экономического характера.
Первым среди стран-членов АСЕАН приступил к выполнению программ разгосударствления наиболее развитый Сингапур; с середины 80-х гг. за ним последовали Малайзия, Таиланд и Филиппины, а замыкала ряд Индонезия. Разгосударствлению в каждой стране присущи свои особенности в приоритетах приватизации, сроках, интенсивности, очередности и методах осуществления приватизационных программ, по типу объектов, включенных в них, и по отраслевой принадлежности, процедурам продажи и т.п. Обычно осуществлению программ противодействуют коррумпированные элементы бюрократического аппарата, включая его высшие эшелоны.
Масштабы приватизации варьируются в зависимости от конкретных отраслей: в одних она распространяется практически на все промышленные объекты, в других приватизации подлежит лишь часть госпредприятий. Формы приватизации включают и промежуточные варианты, когда учреждается совместное управление при переходе контрольного пакета акций в руки частных владельцев, включая иностранных[8].
Главной формой разгосударствления выступает приватизация с реализацией преимущественно через аукционы ценных бумаг (акций) соответствующих предприятий. Часть акций реализуется через фондовые биржи. Иногда акции размещаются мелкими пакетами по льготному курсу среди персонала приватизируемых предприятий с тем, чтобы ограничить концентрацию акций в руках экономических магнатов. Однако, эти меры лишь в небольшой степени тормозят процессы концентрации акционерного капитала.
Программы приватизации подкрепляются мерами по либерализации экономического законодательства, в том числе — по расширению прав иностранных инвесторов в сфере приобретения госимущества, подлежащего приватизации, вплоть до разрешения 100%-ного владения акциями предприятий и компаний в отраслях, прежде закрытых для иностранного капитала. Приватизация нуждается в стабильном политическом режиме, что в странах АСЕАН часто связывается с авторитарным характером государственной власти.
Наиболее последовательно и эффективно процесс идет в самой развитой стране региона — Сингапуре, научно-технический потенциал которого значительно опережает уровень остальных членов АСЕАН. Из 450 промышленных предприятий, принадлежащих и контролируемых государством, намечено оставить в государственных руках только производство предметов вооружения и военного снаряжения и коммунальное хозяйство (электро-, газо- и водоснабжение). Эти отрасли полностью закрыты для частного предпринимательства. В начале 90-х годов были подготовлены к приватизации "Сингапурская телекомпания" (Телеком), электроэнергетическая корпорация "Паблик ютилитиз борд" и транспортная "Масс рэпид транспортейшн". Опыт приватизации уже показал,что эо>фективным методом привлечения частного капитала к инвестированию в подлежащие разгосударствлению предприятия является предоставление льгот. При этом государство берет на себя часть расходов по внедрению новой техники и технологии в производство, а также по модернизации управления, включая подготовку квалифицированных менеджеров,владеющих современными методами управления в области финансов, человеческих ресурсов, маркетинга и т.д.
На Филиппинах методы разгосударствления существенно отличаются от других стран-членов АСЕАН. Это связано с тем, что из более 400 государственных или контролируемых государством промышленных корпораций к продаже предназначены прежде всего те из них, которые перешли к государству за непогашенные долги. Среди предприятий, предлагаемых к продаже через аукционы, значатся и объекты, конфискованные правительством "новой демократии" у монополистических группировок, возглавляемых "крони" — дружками бывшего президента Ф.Маркоса, как незаконно ими приобретенные. Продажа госсобственности на Филиппинах увязывается с погашением государственного долга[9].
Объявленная в 1987 г. программа приватизации в период "новой демократии "выполнялась довольно медленно, хотя покупатель долговых обязательств платил только половину обозначенной суммы, если он в дальнейшем вкладывал их через Центральный банк в филиппинские предприятия, включая и государственные. На начало 90-х годов было продано лишь несколько десятков небольших предприятий, поскольку назначенные к продаже предприятия отличались плохим управлением и требовали значительных инвестиций для их реорганизации. В ряде случаев осуществление программы разгосударствления наталкивалось на упорное сопротивление чиновничьего аппарата, управляющего госсобственностью. Более того, были выявлены случаи, когда за соответствующие взятки чиновниками назначались явно заниженные цены на продаваемые предприятия. В собственности государства продолжало оставаться значительное число убыточных предприятий, включая крупные промышленные комплексы, возведенные по программам индустриализации, или строительство которых было законсервировано новым режимом, включая Батаанскую атомную электростанцию, оборудование которой постепенно приходит в негодность.
Положение заметно изменилось с приходом к власти летом 1992 г. президента Ф.Рамоса, правительство которого разработало ряд мер, способствующих ускорению процесса разгосударствления. Всего к осени 1994 г. было продано госимущества, включая 82 корпорации, на 4,5 млрд. долл. США, из них почти треть была приобретена иностранцами. Завершить программу приватизации правительство расчитывает до конца 1996 г. и полученные суммы, предположительно в размере 3 млрд. долл., направить на покрытие госбюджета, в том числе на оплату внешнего долга.
Самой крупной сделкой по программе приватизации стала продажа нефтеперерабатывающей компании "ПЕТРОН", которая обеспечивает более двух третей рынка нефтепродуктов. На первом этапе в начале 1994 г. было продано 60% акций, из них 40% были куплены "Сауди АРАМКО", гарантирующей обеспечить производство "ПЕТРОМ" современной технологией и сырой нефтью. 20% было выброшено на торги. На втором этапе предложено к продаже еще 20% акций этой нефтекомпании.
В 1994—1995 гг. правительство выставило на торги несколько крупных промышленных комплексов. В их числе "Нешнл стил корп." (почти три четверти акций), для которой подыскивался по аналогии с "ПЕТРОМ" в частном секторе стратегический партнер, способный выкупить единым блоком 65% акций корпорации. Предложен к продаже блок акций энергетического монополиста "МЕРАЛКО", принадлежащий государству, а также часть акций одной из крупнейших в стране гостиниц "Манила Хотел", авиакомпании "ПАЛ", крупнейшего производителя бумаги и изделий из нее "Пейпер индастри корп." и ряда других. Иностранными покупателям предложены пакеты акций в двух банках — Национальном банке Филиппин и Филиппинском банке развития.
К началу 1995 г. в стадии проработки находилась программа продажи акций компании "Мешнл пауэр корп." ("НАПОКОР"), владеющей основными мощностями по производству электроэнергии в стране. Эту гигантскую корпорацию правительство решило разбить на несколько небольших компаний и тем самым не дать возможности будущему покупателю создать монополию в производстве и передаче электроэнергии. "НАПОКОР" была высокодоходной корпорацией — в 1993 г. она принесла 41,7 млрд. песо дохода[10], став второй по продажам среди 1000 крупнейших корпораций страны. Ее имущество оценивалось в 245 млрд, песо, В 1994 году доходы от приватизации составили 10,8 млрд. песо, в 1995 году они, по официальным расчетам, должны увеличиться до 12 млрд. песо[11].
Быстрый рост численности госпредприятий, в первую очередь промышленных, в Малайзии в 70-е годы был связан с осуществлением "новой экономической политики" (НЭП), рассчитанной на 70-е — 80-е годы. Одним из главных ее аспектов стало стимулирование предпринимательства бумипутра — этнических малайцев — путем создания совместного с государством бизнеса. Такие предприятия пользовались специальными льготами, включая крупное государственное финансирование. Эволюция капсталистической модели развития уже к середине 80-х гг. привела к повышению доли расходов государства до более чем 1 /3 ВНП. Значительная часть средств направлялась в промышленные предприятия госсектора, которые несли серьезные убытки. К началу 90-х гг., когда активизировалась политика приватизации, свыше 35% таких предприятий были убыточными.
К концу срока осуществления НЭПа в 1990 г. доля бумипутра в корпоративном секторе должна была возрасти до 30%, малайзийцев других национальностей — 40%, иностранных фирм — 30%. Эта цель межэтнического перераспределения собственности не была достигнута и вошла как составная часть "новой политики развития" (НПР) в рамках экономической политики на 1991-2000 гг., главной задачей которой объявлялось сокращение неравенства за счет быстрого экономического роста, а не путем предоставления льгот бумипутра. Несмотря на изменения приоритетов этнические квоты продолжают существовать в бизнесе и системе образования.
Еще в 1982 г., когда дефицит бюджета достиг критического пика в 11,2 млрд. мал. долл. (18,7% ВМП), были введены ограничения расходов на развитие, в частности на так называемые нефинансовые госпредприятия, многие из которых предназначались для приватизации, Таким образом, начиная с 1983 г. к 90-м годам было приватизировано 77 объектов. Вырученные от их продажи суммы использовались на финансирование госдефицита. И только в 1993 г., впервые за 30 лет, дефицит госсектора стал ниже 1% ВНП[12].
В шестом пятилетнем плане на 1991-1995 гг. было предусмотрено реформировать всю систему госсектора при отказе от дальнейшего осуществления "новой экономической политики" и замене ее "новой политикой развития", нацеленной на сокращение государственных расходов.
Значительное место в этом процессе заняла программа снижения расходов госсектора по программе его приватизации, начатой в 1989 г. Для сокращения убыточности ряда госпредприятий приняты меры по их реструктуризации. Так автомобилестроительная компания «Протон» для получения дополнительных капиталов в 1992 г. выпустила на биржу свои акции на 9,2 млрд. мал. долл.
В первую очередь приватизация охватывает предприятия, настоятельно требующие повышения конкурентоспособности их продукции. Нерентабельные предприятия подлежали ликвидации, а остальные — реорганизации, в том числе предусматривалась модернизация системы управления ими. В списки на приватизацию были включены авиатранспортные и судоходные компании, система телекоммуникаций, предприятия коммунального хозяйства, морские порты и аэропорты.
В собственности государства остается крупнейшая в стране нефтяная компания "Петронас". Среди представленных к первоочередной приватизации — предприятия тяжелой промышленности, в том числе сталелитейные заводы в Пенанге, Кедахе, Селангоре, судостроительные — в Лабуане, нефтехимические — Лабуане и Бинтулу, автосборочные — в Шах-Алам, а также предприятия по производству строительных материалов и продовольствия. Все они являлись крупными должниками. Для частных инвесторов были предусмотрены существенные льготы.
Осуществление приватизации в Таиланде в последнее десятилетие привело к сокращению числа государственных или контролируемых государством промышленных объектов со 104 до 68. Частному капиталу продаются в первую очередь низкорентабельные предприятия. Стержнем разгосударствления стал курс на создание в стране благоприятного климата для частного предпринимательства в промышленности. Специальные льготы предусмотрены для промышленного освоения территории между Бангкоком и границей с Камбоджей, где в 90-е годы намечено развернуть строительство экспорториентированных предприятий легкой промышленности. В связи с необходимостью их финансирования повышены некоторые налоги, в том числе налоги на добычу и продажу нефти, а также ликвидированы льготы по ряду торговых операций, введены новые косвенные налоги. Одновременно намечено расширить сеть центров производственно-технического обучения. Завершению этого проекта придается особое значение. В восьмом плане социально-экономического развития на вторую половину 90-х годов специально сделан упор на развитие людских ресурсов, поскольку 4/5 рабочей силы Таиланда имеет начальное образование, а три четверти выпускников высшей школы — специалисты в области гуманитарных наук[13] .
Сдерживать процесс приватизации госсектора во второй половике 90-х годов будет также снижение притока иностранного капитала в страну. В 1993 г. он снизился на треть по сравнению с предыдущим 1992 г., а в первой половине 1994 г. — еще наполовину. Этот процесс связан с усилением государственного регулирования иностранных инвестиций в ряде сфер экономики, против чего выразили протест иностранные торговые палаты, находящиеся в Таиланде.
Медленнее, чем в других странах АСЕАН, идет процесс разгосударствления в Индонезии. Между тем, именно здесь за годы нахождения у власти военных во главе с генералом Сухарто государственный сектор необычайно расширил и укрепил свои позиции в обрабатывающей промышленности, как, впрочем, и в других отраслях экономики.
Но до сих пор не сняты ограничения на участие частного сектора в ряде отраслей обрабатывающего производства. Так, для предпринимательства в производстве шин, цемента, чугуна, телевизоров, пива, спиртных напитков, спичек, сигар, сигарет и ряда других товаров требуются специальные лицензии. Лишь с начала 90-х годов было несколько либерализовано законодательство в отношении частного капитала (местного и иностранного) и принят ряд мер по приватизации. В июне 1993 г. было объявлено о некоторых реформах в финансовом секторе, однако вновь созданный кабинет, в котором все сильнее проявляются признаки углубления противоречий между "технократами" и "технологистами" по ряду фундаментальных проблем, с практическими шагами по дерегулированию медлит. Начатый с середины 80-х годов курс на открытую экономику и привлечение частных инвестиций проводится вяпо. Правда, снижается число отраслей, закрытых для новых инвестиций (с 151 в 1992 г. до 33 в 1993 г.), облегчена процедура лицензирования[14]. Вместе с тем, согласно новой программе экономического развития, за государством остается часть функций в управлении госпредприятиями при передаче частному сектору контроля над производственным процессом.
Расширить приватизацию госсектора заставляет индонезийское правительство необходимость оплачивать внешние долги за счет продажи части акций госкомпаний. Так, большая часть из 1 млрд. долл., полученных от продажи акций телекоммуникационной фирмы "Индосат", пошла на оплату долга ^, На декабрь 1994 г. государственный долг сократился до 87,6 млрд. долл. США (из них правительства — 58,6 млрд., государственных компаний — 5 млрд., остальные 24 млрд. — частного сектора) против 93 млрд. долл. в сентябре этого же года.
Таким образом, в странах АСЕАН процесс приватизации фактически начался лишь с девяностых годов и по ряду причин осуществляется медленно и не всегда эффективно, кроме Сингапура. Курс на разгосударствление тесно связан с либерализацией законодательства как в отношении местного, так и иностранного капитала.
Программа приватизации промышленных объектов являются часть структурной политики государства в промышленности по всех странах АСЕАН, направленной на развитие современных высокотехнологических производств в экспорториентированных отраслях. Реализация такого курса сопровождается заметными сдвигами в отраслевой структуре промышленности. В этом процессе более других стран АСЕАН продвинулся Сингапур, который превратился в региональный центр передовых технологий с развитой промышленной структурой и налаженным выпуском ряда наукоемких изделий. Серьезных успехов в развитии электроники добилась Малайзия.
Поскольку страны АСЕАН относятся к группе малых и средних государств, в них не всегда возможно и оправдано создание промышленных комплексов с более или менее полным циклом. Поэтому в ближайшей перспективе государства региона будут ориентироваться на стимулирование развития высокотехнологичных экспортных производств в промышленности и на выпуск
товаров производственного назначения, для которых имеется достаточная сырьевая база и рынок сбыта. Это дает качало новому этапу в становлении все более сложных в технологическом отношении производств, рассчитанных вместе с тем на использование наличных трудовых ресурсов .
Осуществление структурной перестройки связывается также с привлечением прямых иностранных инвестиций, что должно расширить доступ к новейшим технологиям, зарубежному организационному и техническому опыту и облегчить условия поставок новой местной продукции на внешние рынки. Либерализация законодательства в отношении иностранных инвестиций в промышленность уже привела к заметному росту удельного веса ТНК в производстве, экспорте и занятости в странах АСЕАН, особенно в ключевых отраслях обрабатывающей промышленности — электротехнической, нефтеперерабатывающей, химической, черной и цветной металлургии, транспортном и сельскохозяйственном машиностроении. Модернизация промышленного производства в АСЕАН приблизила его структуру к показателям промышленности в странах ~ "азиатских драконах", что уже проявилось в обострении конкуренции на внешних рынках.
Правительство Сингапура решительнее и эффективнее, чем остальные страны АСЕАН, проводит курс на осуществление глубоких экономических реформ в промышленной сфере. С 80-х гг. в рамках "второй промышленной революции" идет перестройка структуры национальной индустрии. Приоритетное внимание уделяется стимулированию преобразований, в первую очередь в электронике, приборостроении, сложном машиностроении. Серьезные льготы распространяются на инвестиции в высокотехнологичные наукоемкие производства по выпуску компьютеров, телекоммуникаций, медицинского и конторского оборудования, специальных химикатов. Государство принимает меры для эффективного внедрения импортных наукоемких технологий и повышения отдачи от собственных НИОКР. За счет казны фирмам оплачивается до 50% расходов на научно- исследовательские разработки.
В качестве мер стимулирования инвестиций используются: освобождение новых предприятий от налогов на срок до 10 лет на период освоения или
производства наукоемких изделий, в том числе аэрокосмического оборудования, другие налоговые льготы, повышение нормы амортизационных отчислений, оказывается финансовая помощь при подготовке квалифицированных кадров специалистов.
Приоритетными сферами при предоставлении льгот объявлены — автоматизация производства и робототехника, микроэлектроника и мекатроника, агротехнология. оптическая и лазерная технологии. Льготы, в первую очередь, предоставляются фирмам с 50 и более процентами сингапурского капитала. Для повышения эффективности использования финансовых средств, координации усилий по выпуску наукоемкой экспортной продукции и реализации национальной программы развития информационной технологии был создан и с 1981 г. функционирует научно-производственный парк в составе пяти научно-исследовательских центров и 45 промышленных корпораций.
Сингапур из АСЕАНовской "пятерки" наиболее широко и рационально использует иностранный капитал и те преимущества, которыми располагают ТНК. На них приходится около 4/5 всех инвестиций в обрабатывающую промышленность. Здесь имеют свои предприятия около 600 ТНК. По действующему законодательству иностранный капитал пользуется одинаковыми правами с местными. При этом в Сингапуре нет ограничений на иностранную собственность и переводы доходов. Лицензии требуются только на предпринимательство в банковском и страховом деле. Высокие темпы развития наукоемких отраслей превращают этот город-государство в современный технополис.
Правительство Малайзии также форсирует структурную перестройку, связанную с развитием экспорт-ориентированных производств, и в этих целях с начала 90-х годов по новой стратегии "новой политики развития" были урезаны особые права и привилегии для бумипутра в обрабатывающих отраслях. Одновременно введена система налоговых льгот для частных инвестиций, в том числе для совместных предприятий, эффективно функционирующие предприятия освобождаются от уплаты налогов сроком до 5 лет. Особые льготы предусмотрены для предприятий в зонах экспортного производства.
Главной формой стимулирования иностранных капиталовложений являются налоговые льготы и гарантии государства от экспроприации иностранной собственности без выкупа. Соглашения о предоставлении таких гарантий подписаны уже с 16 государствами. Этот курс уже дал результаты: широкий приток капиталов ТНК из США, Японии, Тайваня и Сингапура позволил Малайзии заметно продвинуться вверх по технологической лестнице прежде всего в развитии электроники, ориентированной на экспорт.
Принятые меры существенно меняют структуру экономики: доля сельского хозяйства в ВВП снизилась за 1960-1993 гг. почти в 2,5 раза, а обрабатывающей промышленности выросла более чем в 3,3 раза (с 9,0 до 30,1%). Обрабатывающая промышленность стала основным источником экономического роста: при среднегодовых темпах роста ВВП за 1971-1990 гг. в 6,8% производство в обрабатывающих отраслях росло на 10,5. Высокими темпами роста эта отрасль обязана диверсификации внутри отрасли и повышению в ней экспорториентированного производства. Переход с 1991 г. к "новой политике развития", главной целью которой стала "быстрая индустриализация", по замыслу ее разработчиков, должна превратить страну в течение трех десятилетий в высокоразвитое государство.
В последние годы Таиланд стал одной из самых быстроразвивающихся стран в мире. Основным фактором роста являются диверсификация и экспорториентация производства, форсированное развитие выпуска новых товаров на базе современных технологий. В основу структурной политики властей положены принципы содействия частному предпринимательству. Седьмой пятилетний план экономического развития на 1992-1996 гг. предусматривает дальнейшую технологическую модернизацию в промышленности и изменение ее структуры, т.е. развитие экспорториентированного производства с высокими технологиями.
Главным средством поощрения промышленников, участвующих в реализации программы, являются различные финансовые льготы, в т.ч. в области налогообложения. Льготы включают освобождение на срок от 3 до 8 лет от налогов на прибыли корпораций, на дивиденды, импорт машин. Регулирование инвестиционной деятельности проводится в соответствии с законодательством, определяющим сферу деятельности национального и иностранного капитала, их льготы и привилегии. Для приоритетных предприятий предусмотрено также значительное снижение ряда других налогов[15].
Статус иностранного капитала определен законом об иностранном бизнесе. Для иностранных фирм закрыты немногие виды предпринимательства, но им предоставлены гарантии от конкуренции со стороны новых госпредприятий при реализации продукции, аналогичной производимой фирмой, получившей льготы, от национализации инвестированного капитала, от установления контроля над ценами, от беспошлинного импорта аналогичной продукции госпредприятий.
С начала 90-х годов стало усиливаться государственное регулирование иностранных инвестиций в ряде сфер: вновь создаваемые инофирмы, зарегистрированные в стране, должны ввезти более половины своего капитала из-за границы. По данным иностранных торговых палат, базирующихся в Таиланде, закон коснется около 200 компаний (на старые компании его действие не распространяется) и безусловно негативно повлияет на приток иностранных инвестиций.
Процесс диверсификации промышленного производства, рост экспорториентированных отраслей, повышение технологического уровня в 90-е годы сдерживается не только резким снижением притока иностранных инвестиций (в 1992 г. — 53,8 млрд. бат., в 1993 г. — 39 млрд. и в первой половине 1994 г. — всего 6,5 млрд. бат), но и неудовлетворительной инфраструктурой, падением доверия частного сектора к государственным крупномасштабным инфраструктурным проектам и нехваткой квалифицированной рабочей силы.
Структурная политика правительства Индонезии в области промышленности также ориентирована на повышение роли экспорта промышленной продукции. При этом первостепенное значение отводится созданию, новых рабочих мест и улучшению платежного баланса.
В этих целях власти приступили к либерализации своей политики в отношении иностранного капитала, чтобы расширить импорт современных технологий, а также услуг в области менеджмента. Стимулируются прежде всего проекты с крупными вложениями иностранного капитала и относительно высокой технологией. По действующему законодательству иностранному капиталу в промышленности предоставлены гарантии от национализации и экспроприации. Однако, в целом в Индонезии иностранному капиталу предоставляется гораздо меньше привилегий, чем в других странах АСЕАН, и страна отстает в диверсификации промышленной структуры.
Реализует государственную политике регулирования капиталовложений управление по их координации. Для иностранных вложений закрыты — переработка нефти и торговля ее продуктами (они находятся под полным контролем государственной корпорации "Пергамина"), отрасли обрабатывающей промышленности, связанные с обеспечением национальной обороны, а также отрасли инфраструктуры,
В 90-х гг. вступили в силу законы, согласно которым доля участия иностранного капитала в экспорториентированных проектах с высокой степенью риска была повышена до 95%, причем 20% акций иностранные вкладчики могуг оплачивать в течении 5 лет. Иностранный капитал, как и местный в "пионерных" отраслях, освобождается на срок от 5 до 10 лет от обложения прибылей, и на этот же срок снижаются налоги на дивиденды.
В 1993 г. был сформирован новый кабинет министров, в котором влияние технократов уменьшилось. Это, безусловно, окажет влияние на структурную политику в промышленной сфере. Если до этого экономическую политику в течение последнего десятилетия формировали экономисты, выступавшие за дерегулирование экономики и повышения конкурентоспособности индонезийских товаров на мировом рынке, то в новом правительстве усилились позиции "технологистов"—националистов, которые в развитии диверсификации обрабатывающей промышленности основное место отводят созданию таких высокотехнологичных отраслей (например, авиастроение и судостроение), в которых Индонезия не имеет никаких преимуществ и которые требуют крупные государственных субсидий и усиления протекционистских торговых барьеров.
Ситуация осложняется тем, что проявление "технологистами" более националистической политики, которая имеет религиозную окраску, может раздуть недовольство против китайской деловой общины, многие члены которой являются христианами. Это, в свою очередь, может повлечь за собой снижение притока частных капиталов местных и иностранных инвесторов, опасающихся расширения исламистских настроений. Правда, президент Сухарто контролирует положение и пока не стремится менять официальную политику. Однако процесс либерализации инвестиционного климата протекает медленно, что будет сдерживать выполнение структурной перестройки в промышленность.
Филиппины при первом поставторитарном режиме "новой демократии" отставали в модернизации структуры своей промышленности. Структурная политика государства в общем была схожа с политикой его партнеров по АСЕАН, но структурные сдвиги оказались менее заметными из-за продолжительного экономического и валютно-финансового кризиса в 80-х гг., последствия которого ощущаются и до сих пор. Сказались также крупные природные катастрофы в начале 90-х гг. и политическая нестабильность в стране.
Положение в экономике и в промышленности стало заметно меняться только к середине 1994 г., то есть спустя два года после прихода к власти второго поставторитарного режима, также объявившего о приверженности демократии. Принятые новым правительством во главе с Ф.Рамосом законы по либерализации экономики стали воплощаться в жизнь, что сказалось на повышении темпов экономического роста (до 7% ВНП в 1995 г.), снижении дефицита бюджета, выполнении программы приватизации, росте инвестиций, в том числе иностранных, в промышленности.
Новое руководство Филиппин последовательно продолжает курс на либерализацию экономики. Реформа промышленной структуры опирается на политику привлечения в страну прямых частных иностранных инвестиций. Перестройке структуры промышленности, прежде всего расширению и модернизации экспортного сектора, призваны содействовать также реформы в кредитно-денежной системе. Вносятся соответствующие изменения в тарифную и инвестиционную политику и разрабатываются специальные меры по поддержке частного сектора .
Успешное использование системы БОТ (аббревиатура "строить", эксплуатировать", "передавать") при ликвидации энергетического кризиса в 1992-1994 гг. привлекло частных предпринимателей (в том числе иностранных) к инвестированию в крупномасштабные промышленные проекты, обычно ранее финансируемые государством. Улучшение экономической ситуации особенно заметно в обрабатывающей промышленности, темпы роста производства в которой значительно опережают темпы роста ВВП: так, во второй половине 1993 г. они превысили на 18,5% уровень соответствующего периода 1992 г. В 1994-1995 гг. темпы роста оцениваются в 19 и 20% соответственно. Темпы роста поддерживаются крупными инвестициями, особенно в экспорториентированное производство, стимулируемое государством. По данным Управления инвестиций за 1994 г., инвестиции в одобренные им проекты выросли на 400%, три четверти инвестиций направлялись в обрабатывающую промышленность.
Глава 3. Общие тенденции изменения в экономическом развитии стран
За указанный период в экономическом положении исследуемых стран произошли важные количественные и качественные перемены. Общим являлось достижение этими странами заметного экономического роста, темпы которого в 70-х годах имели тенденцию к выравниванию: так в 1965-1970 гг. они колебались (без Сингапура) от 4,7 % (Индонезия) до 8,5 % (Таиланд), а в конце 70-х годов средний годовой показатель по всем странам составил 7 %[16]. В результате их экономический потенциал значительно увеличился. При этом произошла существенная диверсификация структуры ВНП, сокращение в нем доли сельскохозяйственных отраслей и увеличение – индустриальных. Претерпела изменения и структура промышленности – ведущее место в ней заняла обрабатывающая ее отрасль. Но, при этих общих тенденциях различные исходные уровни стран обусловили и разные результаты их промышленного развития. На первое место вышли Сингапур и Филиппины, где обрабатывающая промышленность составила по 1/4 их ВНП, равные примерно пропорции - около 1/5 - имели Таиланд и Малайзия, в то время как лишь 9 % - Индонезия. Происходило и изменение структуры обрабатывающей промышленности стран - увеличение доли тяжелой промышленности, хотя и представленной еще, в основном оборудованием для пищевкусовой и горнодобывающей промышленности, строительства, транспортным оборудованием. Но развивалась и металлообрабатывающая и машиностроительная промышленность, возникли такие новые отрасли, как судостроение, автомобилестроение, электротехническая, химическая и др., быстро росла нефтеперерабатывающая промышленность, особенно в Сингапуре и Индонезии, развивались, сохраняя важные позиции, и старые отрасли - пищевкусовая, по переработке сельскохозяйственного сырья, целлюлозно-бумажная. Во всех странах большое место занимало ремесленно-кустарное производство, развитое как в городе, так и в деревне. В добывающей промышленности, существующей во всех, кроме Сингапура, странах, некоторые виды получили интенсивное развитие - это, прежде всего, нефтяная, главным образом в Индонезии оловодобывающая, особенно в Малайзии, добыча угля и других разнообразных важных полезных ископаемых. Стратегии ломки устаревшей экономической структуры и ее модернизации соответствовал и характер развиваемой в странах инфраструктуры, хотя по странам успехи здесь, как и в промышленности, были различными. Показателем достижений в экономическом развитии стран были и изменения в структуре их экспорта: из поставщиков исключительно сырьевой продукции они становились экспортерами готовых изделий.
Характеризуя достигнутый странами уровень экономического развития к началу 80-х годов в целом, следует выделить из них Сингапур, который имел уже наиболее комплексно развитую экономику, при этом основной упор в его промышленном развитии стал делаться на отказ от создания предприятий с широким использованием ручного труда и низкой технологии, что было связано с осуществлением нового этапа индустриализации страны - так называемой второй промышленной революции, которая, как в Японии, ориентируется на производство и соответственно экспорт уже, скорее, не овеществленного труда, а овеществленного разума. И Сингапур стал одним из четырех (наряду с Гонконгом, Тайванем и Южной Кореей) главных азиатских центров ТНК - экспортеров промышленных товаров, на долю которых приходилось свыше половины всего экспорта развивающихся стран. В то же время Сингапур стал финансовым центром ассоциации, получая тем самым наибольшие выгоды от возможностей сотрудничества в рамках АСЕАН. Разумеется, Сингапур не может являться «прообразом развития» остальных рассматриваемых стран, поскольку объективные условия его совершенно иные - это сугубо урбанизированное компактное общество города-государства, не имеющее практически, сельскохозяйственного сектора и, следовательно, не обремененное феодальными пережитками с их экономическими и социальными производными, прежде всего, аграрным перенаселением, он обладает и рядом других существенных преимуществ внешнего характера. Но Сингапур интересен тем, что он представляет собой наглядный пример не только неравномерного, но анклавного капиталистического развития в рамках региона. Из остальных стран наиболее близко к развитию отраслей первого подразделения подошли Филиппины. В 1979 г. доля промышленности в ВВП достигла здесь 36%, т.е. превысила средний уровень по развивающимся странам в целом (34%). По темпам своего экономического развитая выделялась Малайзия; страна вошла в восьмерку наиболее промышленно развитых стран развивающегося мира. Быстро происходило промышленное развитее Таиланда. Индонезия по своему промышленному развитию значительно отставала от прочих рассматриваемых стран. И в целом Сингапур можно было отнести уже фактически к странам среднеразвитого капитализма, Малайзию, а также, в меньшей степени, Филиппины и Таиланд - к странам, приближающимся к аграрно-индустриальному уровню развития, и Индонезию - к странам, находившимся на начальной стадии этого процесса.
Неравномерность индустриального развития по странам была характерной и для развития различных районов внутри этих стран. Для всех них в целом типично резкое выделение определенных центров промышленного развития. Для Индонезии - это Ява и некоторые районы ряда других островов, прежде всего Суматры, где было сосредоточено до 80% промышленного потенциала страны. На Филиппинах 2/3 промышленных предприятий находилось в центре, на юге о.Лусон и на о.Минданао, а столица Манила обеспечивала в 1976 г. 26% валового национального продукта страны. В Таиланде в 1972 г. в Центральном районе, прежде всего в столице Бангкоке, было расположено около 40%[17] промышленных предприятий страны. В Малайзии существовали резкие различия как между Западной ее частью, где находилось 2/3 промышленного потенциала страны, и Восточной (Сабах и Саравак), так и внутри самой полуостровной Малайи: два ее района ("федерированная территория" и штат Селангор) в 1980 г. давали около половины всей продукции обрабатывающей промышленности страны. Особенно резко анклавный характер имели так называемые «зоны свободной торговли», где сосредоточены иностранные предприятия. Вместе с тем, Малайзия выделялась из прочих стран своей наиболее интенсивной политикой рассредоточения промышленности, региональное развитие стало одной из важнейших целей НЭП. Стремление к более равномерному территориальному экономическому развитию было характерно и для других стран.
80-е годы были отмечены как усилением сложившихся тенденций экономического развития исследуемых стран, так и возникновением новых тенденций, обусловивших некоторое смещение акцентов в этом развитии. В самом начале десятилетия во всех данных странах сохранялись высокие темпы экономического роста. Однако в последующем, в условиях кризисных явлений в мировом капиталистическом хозяйстве, они резко снизились. Особенно на Филиппинах, где в 1983 г. имел место глубокий экономический спад и темпы роста ВВП сократились до 1 %, а в 1984 и 1985 гг. в отрицательных величинах (-4 и –1% ), подобная же наблюдалась в Индонезии (-0,3% в 1982 г.) и Сингапуре (-1,7% в 1985 г.); более благоприятным было положение в Малайзии (2,8 %) и, особенно, в Таиланде (4% )[18]. К концу 80-х годов темпы экономического роста всех стран вновь обрели положительную динамику, составив в 1987 г. от 3,8 % в Индонезии до 8,8 % в Сингапуре и в 1989 г. - от 6 % в Индонезии до 10,8% -в Таиланде[19]. Это сопровождалось дальнейшими сдвигами в структуре их ВВП, в которой доля сельского хозяйства стала наименьшей. Но по странам отмечались значительные различия. Если в Индонезии и на Филиппинах эта доля находилась на уровне около 30 % (соответственно, в 1984 и 1986 гг.), то в Малайзии а Таиланде (в 1987 г.) она снизилась до 21,9 % и 16,7 %, уступив место обрабатывающей промышленности, достигшей 22,5 % и 20,6 %[20].
В Сингапуре пропорция сельского хозяйства составляла в 1987 г. 0,5 % . В целом же индустриальный сектор достиг от 35,5 % в Индонезии до 49,3 % (оценка) в Сингапуре, обогнав сферу услуг и заняв, таким образом, первенствующие позиции. Качественный сдвиг в структуре валового продукта сопровождался возросшей степенью модернизации промышленного произведена. Это нашло отражение в росте и улучшении состава экспорта стран. В 1983 г. удельный вес готовой продукции в нем увеличился, в среднем, до 25,9 % (по сравнению с 6,7 % в 1970 г.). Данная тенденция развивалась, и в Малайзии, например, доля готовой продукции в экспорте достигла в 1987 г. 40,5 %, причем примерно половину ее составляло электронное оборудование, страна стала вывозить автомобили, в Индонезии –36 %, и она, в частности, экспортирует продукцию металлообрабатывающей промышленности, в экспорте Филиппин значительную часть составляет электронное оборудование, Таиланд вывозит микропроцессоры, компьютеры, Сингапур - широкий спектр наукоемкой продукции. Таким образом, к концу 80- х годов экономика всех исследуемых стран утратила свой аграрный характер. При этом Сингапур входит в четверку упомянутых выше восточноазиатских «новоиндустриальных стран» Малайзия и Таиланд выдвинулись в число государств, приближающихся к их показателям и способных в обозримом будущем составит вторую волну НИС, в следующей, третьей волне займут, видимо, свое место Филиппины, и в более отдаленной перспективе – Индонезия.
Заключение
Таким образом, практика разгосударствления, акционирования и структурных преобразований в промышленности стран АСЕАН в своих основных принципиальных аспектах представляет большой интерес для других государств, осуществляющих переход к развитию рыночной экономике, в том числе и для России. Институциональные преобразования являются не самоцелью, а средством, призванным обеспечить экономический и технологический прогресс, весь комплекс структурны преобразований при соответствующей социальной отдаче. Как показал опыт стран АСЕАН, переходу к новой системе организации и управления должна быть присуща высокая степень реализма, тщательный учет национальной специфики, обеспечение национальных интересов, отказ от опасной торопливости и бездумного подражания иностранным образцам.
Преобразования госсектора в структурно-организационном и управленческом аспектах неотделимы от формирования новых институциональных структур, способных обеспечить наиболее безболезненный процесс реформирования на основе разгосударствления части госсобственности и акционирования, хозяйственной самостоятельности предприятий и компаний, их самофинансирования и самоокупаемости в условиях рынка потребителя, режима конкуренции. Эти процессы взаимосвязаны и лишь в комплексе гарантируют успех проводимых реформ, поскольку сами по себе преобразования в сфере собственности еще недостаточны. Думается, что этот опыт подтверждается и российской практикой. Быстрая приватизация при отсутствии структурной политики оказалась неэффективной. Разработка программы структурных преобразований, которая впитала бы в себя положительный и отвечающий условиям России зарубежный опыт» в том числе опыт стран-членов АСЕАН, имели большое значение.
При реформировании важно учитывать социально-психологические факторы, присущие основной массе населения России и серьезно отличающие ее от параметров западных стран с их рыночно-индивидуалистической психологией и иными критериями социальной справедливости. В России издавна последние трактовались в плане открытого неприятия и всеобщего осуждения неправедно нажитого, награбленного за счет обездоливания других и общества в целом. Однако российская практика приватизации превратилась в форму расхищения госсобственности, созданной трудом многих поколений, стимулировала отмывание награбленных денег, способствовала усилению влияния необуржуазии и сомкнувшихся с ней чиновничества и мафиозных структур.
В этом аспекте существенное значение имеет опыт стран АСЕАН по борьбе с коррупцией тениями, которые обычно сопровождают институциональные преобразования. При разработке или серьезной корректировке программы институциональных преобразований важно иметь в виду еще два обстоятельства. Во-первых, опыт государств АСЕАН, да и многих других стран свидетельствует, что власти не спешили с осуществлением процесса разгосударствления, проявляя при этом осторожность и осмотрительность, исходя из реальных условий и возможностей. Они проводят такие преобразования постепенно, в течение длительного периода времени (по 10-15 лет) с тем, чтобы не нанести поспешными акциями ущерба реформируемым предприятиям и отраслям и экономике в целом. Во-вторых, опыт стран АСЕАН показал, что относительная неразвитость фондового рынка, равно как исторически изжившие себя закрытые формы организации крупного предпринимательства семейного типа, выступают как тормоз и ограничитель институционального прогресса и являются одним из факторов, затягивающих сроки осуществления преобразований.
Как показал опыт многих стран, процессы разгосударствления линейно не связаны с обязательной приватизацией в форме акционирования. Решающее значение имеют не формы организации, а условия функционирования и реальный статус предприятий и компаний, их права и обязанности или иначе — перевод их из системы государственно-бюрократического централизованного управления в режим самостоятельно действующих структур на основах коммерческой и юридической самостоятельности, функционально независимых от государственных органов (министерств и ведомств). Здесь возможны самые различные переходные и смешанные формы, но при всем том существенно важно, чтобы они работали в режиме рынка потребителя, конкуренции и отторжения монополии производителя.
Итак, как свидетельствует опыт стран АСЕАН, да и многих других развивающихся государств, при осуществлении экономических преобразований должна соблюдаться определенная последовательность. Лишь обеспечение прочной экономической базы может служить залогом успехов на пути проводимых реформ.
Список литературы:
1. Воробьев А. Ю. Личное потребление и экономический рост: опыт стран Южной и Юго- Восточной Азии. М., 1992.
2. Вяткин А. Р. Юго-Восточная Азия : демографический анализ М., 1984.
3. Демин Л. М. Деклассированные слои развивающихся стран востока. М., 1985.
4. Дерябина М. Не надо собственника считать мироедом. \\ « Сегодня».02.06.1995.
5. Заказникова Е. П. Юго-Восточная Азия: в поисках лучшего будущего. М., 1991.
6. Калашников Н. И. Эволюция политической системы Таиланда. М., 1987.
7. Ким Г. Ф. От национального освобождения к социальному. М., 1982.
8. Колосков Б. Т. Малайзия: вчера и сегодня. М., 1984.
9. Модестов С. Ведущие компании АТР // «Деловой мир» 03-09. 04. 1995.
10. Проблемы экономической самостоятельности Юго-Восточных стран М., 1983.
11. Социально – экономическое развитие стран Юго-Восточной Азии: уроки для России. М., 1996.
12. Транснациональные корпорации в Юго-Восточной Азии. М.., 1986.
13. Чуфрин Г. И. Наука и техника в странах АСЕАН. М., 1990.
14. Широков Г. К. Промышленная революция в странах Востока. М., 1985.
15. Эволюция восточных обществ: синтез революционного и современного. М., 1989.
[1] Заказникова Е. П. Юго-Восточная Азия: в поисках лучшего будущего. М., 1991.
[2] Ким Г. Ф. От национального освобождения к социальному. М., 1982.
[3] Там же
[4] Там же.
[5] Эволюция восточных обществ: синтез революционного и современного. М., 1989
[6] Ким Г. Ф. От национального освобождения к социальному. М., 1982.
[7] Широков Г. К. Промышленная революция в странах Востока. М., 1985.
[8] Проблемы экономической самостоятельности Юго-Восточных стран М., 1983.
[9] Колосков Б. Т. Малайзия: вчера и сегодня. М., 1984.
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Дерябина М. Не надо собственника считать мироедом. \\ « Сегодня».02.06.1995
[13] Заказникова Е. П. Юго-Восточная Азия: в поисках лучшего будущего. М., 1991
[14] Там же.
[15] Воробьев А. Ю. Личное потребление и экономический рост: опыт стран Южной и Юго- Восточной Азии. М., 1992.
[16] Эволюция восточных обществ: синтез революционного и современного. М., 1989.
[17] Проблемы экономической самостоятельности Юго-Восточных стран М., 1983.
[18] Там же
[19] Там же.
[20] Там же.