ПЛАН
1. Виды правовых актов…………………………………………….…3
2. Классификация служащих…………………………………………10
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы…17
1. Виды правовых актов.
Благо народа должно быть
высшим законом в государстве.
Цицерон.
Общественные процессы требуют стабильного и динамичного правового регулирования. Оно должно меняться с опережением, позволяя планомерно развивать законодательство, последовательно реализовывать правовые нормы, повышать уровень правосознания граждан.
Нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. Нормативный акт является основным источником права.
Известно, что под юридической силой акта понимают как его обязательность вообще, так и его место в иерархии правовых актов.
По юридической силе все акты подразделяются на две группы:
1. Законы
2. Подзаконные акты.
1. Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.1
В российской правовой системе выделяют законы конституционные и федеральные. Разница между ними заключается в следующем: 1) федеральные конституционные законы принимаются, только если в Конституции России есть прямое указание о необходимости их принятия (например, п.2 ст.114, п.3 ст.118 Конституции и т.д.); 2) различны предметы регулирования; 3) неодинакова процедура принятия конституционных законов и федеральных законов, а также возможность их отклонения Президентом России.1
Процедура принятия федерального закона Государственной Думой в соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях. Для принятия федерального закона необходимо большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Федеральные законы, являясь источниками всех отраслей права (наряду с другими нормативно-правовыми актами), регулируют важнейшие сферы общественных отношений. Так, гарантии прав граждан на благоприятную окружающую среду установлены в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"2; осуществление уголовного преследования и гарантии защиты прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве собраны в Уголовно-процессуальном Кодексе РФ от 18 декабря 2001 г.3 и т.д.
Верховенство федеральных конституционных законов по отношению ко всем другим правовым актам, включая и федеральные законы, обусловливает особую, более сложную процедуру их принятия.
Федеральные конституционные законы принимаются так называемым квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания. Это означает, что конституционный закон считается принятым только после того, как за него проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы, в то время как для принятия федеральных законов достаточно простого большинства.4
В тексте Конституции имеются прямые указания на принятие федеральных конституционных законов. Это законы об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях;2 о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, а также об изменении конституционно-правового статуса Федерации;3 о государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации, их описании и порядке официального использования;4 о референдуме5; о режиме военного положения;6 об Уполномоченном по правам человека;7 о порядке деятельности Правительства Российской Федерации;8 о судебной системе Российской Федерации;9 о полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов;10 о Конституционном Собрании.11
2. Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Выделяют следующие подзаконные акты:
- Указы и распоряжения Президента РФ;
- Постановления Правительства;
- Приказы, инструкции, положения федеральных органов исполнительной власти;
- акты субъектов Российской Федерации;
- акты органов местного самоуправления;
- локальные нормативные акты, действующие в пределах территории организации, завода и т.п.
Закрепление правовой нормы в акте того или иного вида не произвольно, а подчинено объективным условиям и зависит от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, а также от условий территориального масштаба действия нормы. Поэтому основанием следующей классификации правовых актов можно выделить территориальный признак.
В связи с этим выделяют:
1) правовые акты, действующие по всей территории Российской Федерации;
2) акты, действующие только на территории конкретного субъекта Федерации
3) правовые акты муниципального образования.
Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. Эта роль Конституции России обусловлена следующим.
1. В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.
2. Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений.
3. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции.1
4. В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.
5. Значение Конституции как основного источника отрасли конституционного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности.
6. Конституция по сравнению с другими источниками отрасли является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
Рассматривая вопрос о правовых актах, действующих на территории определенного субъекта, следует помнить о разграничении законодательных предметов ведения Федерации и ее субъектов. В соответствии со ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации и статьями конституций и уставов субъектов Федерации представляется возможным выделить отрасли законодательства и сферы правового регулирования, отнесенные, во-первых, к исключительному ведению Федерации, во-вторых, к совместному ведению Федерации и ее субъектов, в-третьих, к ведению только субъектов Федерации. "Ранжированием" отраслей законодательства дана нормативная ориентация в определении объектов законодательного регулирования по линии Федерации1 и по линии Федерации и ее субъектов.2 Причем названные объекты регулирования надо умело вычленять из общих предметов ведения, допускающих и управленческие, и контрольные, и организационные, и иные средства.
С процедурной точки зрения, важно строго следовать ст. 73 и 76 Конституции России, в которых очерчены пределы законодательной компетенции. Соблюдение соответствующих границ законотворчества гарантируется признанием приоритета законов либо Федерации, либо ее субъекта.
Система органов местного самоуправления состоит из представительного (законодательного) и исполнительного органов. Конкретное наименование правовых актов представительного органа местного самоуправления устанавливается в уставе муниципального образования. Так, например, согласно п.1 ст. 20 Устава города Хабаровска «Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает правовые акты – решения».1
Исполнительным органом местного самоуправления является выборное лицо, чаще всего это должностное лицо именуют мэром. Реализуя свою компетенцию, глава муниципального образования издает правовые акты. По характеру они делятся на нормативные и ненормативные.
В большинстве случаев это постановления и распоряжения. Постановления — акты нормативного свойства, принимаемые по наиболее значимым местным вопросам, адресованные неопределенному числу субъектов и рассчитанные на длительное, неоднократное использование. Распоряжения — акты правоприменительного, индивидуального характера, рассчитанные на конкретных адресатов. Как правило, они издаются по вопросам внутренней организации и деятельности органов местного самоуправления.
В рамках рассматриваемой темы следует упомянуть классификацию актов по юридическим свойствам, которая позволяет различать нормативные и ненормативные акты. Нормативные акты устанавливают или содержат правовые нормы. Это: неконкретность адресата, возможность неоднократного применения и сохранение действия предписания независимо от его исполнения. Нормативный характер носят основные финансовые и плановые документы. Речь идет о бюджетах, планах и программах социально-экономического развития муниципальных образований. Ненормативные акты принимаются, например, по кадровым вопросам (выборы руководящих органов, утверждение постоянных комиссий в представительном органе власти, избрание и освобождение от должности руководителей этих комиссий и т. д.).
Резюмируя, следует сказать, что в период крупных преобразований в России со всей остротой встали вопросы о новой роли права, об обновлении и развитии законодательства. Без их решения нельзя обеспечить проведение экономической и других реформ, приостановить рост правонарушений, успешно формировать правовое государство. Нужна современная научная концепция, позволяющая предвидеть динамику развития российского законодательства, соотношение его отраслей и подотраслей, определить приоритетные законы на ближайшую перспективу, последовательность принятия иных законов, исходя из интересов граждан и государства, потребностей экономики, социальной и политической сфер. В концепции должны отражаться как задачи переходного периода формирования рыночной экономики, создания новых институтов государства и гражданского общества, обеспечения прав граждан, так и стратегические задачи повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения.
2. Классификация служащих.
В нормативных актах и литературе отражены различные представления о понятии служащего. Основная причина этого - разнообразие социальных функций, выполняемых служащими. Оно объективно исключает возможность использования одного критерия для определения данного понятия. Приближает к его сущности определение, согласно которому служащими признаются "работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату..."1. По общему правилу, результатом труда служащего не является создание материальных ценностей в виде вещественных продуктов, выполнение работ или оказание услуг материального характера. Труд служащего связан с организацией работы различных органов, предприятий, учреждений либо с созданием духовных ценностей, оказанием социальных услуг населению.
Состав служащих неоднороден. Они трудятся в различных государственных и негосударственных организациях, занимаются частной практикой, имеющей государственный характер (нотариусы).
Государственные служащие — разновидность служащих, которые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права.
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"2 государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской федерации. Таким образом, признаки государственного служащего сводятся к тому, что он:
а) гражданин РФ;
б) замещает государственную должность в государственном ранге;
в) замещает в таком органе должность государственной службы;
г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;
д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.
Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по Закону об основах государственной службы государственными служащими не являются.
По Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственной является должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.
Система должностей строится по иерархическому принципу, подразделяясь на следующие пять групп: а) высшие государственные должности государственной службы — пятая; б) главные государственные должности государственной службы — четвертая; в) ведущие государственные должности государственной службы — третья; г) старшие государственные должности государственной службы — вторая; д) младшие государственные должности государственной службы — первая группа.
Разумеется, что каждой из этих групп свойственны специфические элементы, определяющие особенности правового положения служащих, замещающих соответствующие должности, а также их квалификационные качества.
Не все указанные должности учреждаются в каждом государственном органе. В каких органах и какие именно из указанных должностей учреждаются, определяется Реестром государственных должностей государственной службы. Например, Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента РФ 11 января 1995 г., не предусматривается учреждение в Конституционном Суде РФ высшей государственной должности.
Применительно к группам государственных должностей государственной службы служащим присваиваются разряды и классы по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственного служащего: действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — государственным служащим высших государственных должностей; государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — государственным служащим главных государственных должностей; советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — государственным служащим ведущих государственных должностей; советник государственной службы 1, 2 и 3 класса — государственным служащим старших государственных должностей; референт государственной службы 1, 2 и 3 класса — государственным служащим младших государственных должностей.
Субъектами административного права являются также служащие государственных предприятий и учреждений, не относящихся к органам государственного управления. Они отличаются от государственных служащих прежде всего тем, что государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Участие различных категорий служащих в этом процессе различно, но в общем служба в государственных органах направлена на эту цель.
Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов соответственно производства, социальной, культурной и иной деятельности, то есть выполнения основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Отчасти этим можно объяснить то, что признаки государственных служащих не совпадают с теми, которыми характеризуются государственные служащие государственных органов, а также, с одной стороны, учреждений, а с другой — предприятий. Так, содержанием деятельности большинства служащих государственных предприятий, учреждений и организаций не является обеспечение полномочий, характерных для государственных органов; труд служащих государственных учреждений оплачивается за счет средств бюджета, а предприятий — за счет прибыли, получаемой от коммерческой деятельности. При этом имеются в виду служащие, являющиеся гражданами Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства в допускаемых законом случаях также могут занимать должности на предприятиях, в учреждениях, но они, естественно, не могут быть отнесены к российским служащим.
Вместе с тем в статусе государственных служащих государственных органов и, например, служащих государственных предприятий немало общего. Так, руководители предприятий назначаются и освобождаются от должности вышестоящими государственными органами, им подконтрольны и подотчетны. Этот существенный штрих в правовом положении руководителей предприятий указывает на государственный характер их служебной деятельности.
На всех государственных предприятиях, в учреждениях и организациях служащие подразделяются по своему функциональному назначению на две категории: а) служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятия, учреждения, организации (экономического, социально-культурного характера, например, обучение детей в школе, лечение больных и т. д.); б) служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием, учреждением, организацией (руководители, их заместители и т. д.).
Особую группу составляют служащие, совмещающие выполнение указанных функций. Например, ректор вуза, осуществляющий одновременно педагогическую деятельность.
Во многом проблемным является вопрос о том, относятся ли к государственным служащим военнослужащие. Он обусловлен неоднородностью состава военнослужащих, спецификой назначения военной службы. Среди них — профессиональные военнослужащие и военнослужащие срочной службы, военнослужащие, замещающие должности в государственных органах, а также на военных предприятиях и в учреждениях, где они выполняют трудовые функции, которые выполняются рабочими и служащими гражданских (невоенных) органов, предприятий и учреждений. Вместе с тем их статус обременен рядом существенных правил, обусловленных спецификой военной службы.
Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически-властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).
Оперативный состав (функциональные работники) — это служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрисконсульты и др.1
К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные должности, а также руководители предприятий, учреждений, организаций и др.; к оперативному составу — младшие государственные должности (референты 1, 2 и 3 класса) и т. д.
Оперативный состав, если учитывать дух закона, также можно отнести к должностным лицам, их разновидности. Но в силу своего статуса они не наделены полномочиями совершать действия, направленные на достижение юридических последствий, властным образом влиять на поведение других лиц. Поэтому выделение их в отдельную группу является одновременно условным и обоснованным.
Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей, преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Действия таких служащих, влекущие юридические последствия, имеют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на-общественные отношения.
Вспомогательный состав — служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т. д.). В обязанности служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.
Особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальной деятельностью может заниматься гражданин Российской Федерата, получивший на ее осуществление лицензию. При осуществлении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами, независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Обязательным для последних является то, что они должны быть членами нотариальной палаты.
Административно-правовой статус государственных служащих в общем характеризуется тем, что: а) их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе; б) деятельность государственных служащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер; в) служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязанности — правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить; г) осуществление служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством; д) законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы; е) они имеют право на продвижение по службе, то есть на служебную карьеру. Порядок и условия реализации этого права устанавливаются нормативными актами; ж) предусмотрены ограничения их общегражданских прав в целях эффективности служебной деятельности; з) для них предусмотрены определенные льготы, а также подвышенная ответственность за совершенные ими правонарушения.
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993, 25 декабря
2. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями от 22 октября 1999 г.)//Российская газета от 15 июня 1994
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378; 2000 № 12 Cт. 1238; 2002 № 14 Ст.1342
4. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.)// Справочная поисковая правовая система Консультант – плюс.
5. Комментарий к конституции Российской Федерации // Под ред. Л. А. Окунькова; М.: Издательство БЕК, 1996
6. Устав муниципального образования города Хабаровска от 3 января 2002 г. N 162 (новая редакция) (с изменениями от 26 марта, 18 июня, 15 октября 2002 г.)//Справочная поисковая правовая система Консультант – плюс. Хабаровский выпуск
7. Козлова Е. И. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2000 – 520 с.
8. Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. О. Е. Кутафина. M.: Юристъ, 1999 – 384 с.
9. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М., 1999.
1 Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. О. Е. Кутафина. M.: Юристъ, 1999. с.45
1 ст.107, 108 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993г.; там же;
2 Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"//Российская газета от 12 января 2002 г. N 6
3 Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.2 N 174-ФЗ (с изм. от 18.12.2003г.)//Российская газета от 22 декабря 2001 г. N 249
4 статья 105 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993г.// // Российская газета. 1993, 25 декабря
2 ст. 56, 88 там же;
3 ст. 65, 66 и 137 там же;
4 ст. 70 там же;
5 ст. 84 там же;
6 ст. 87 там же;
7 ст. 103 там же;
8 ст. 114 там же;
9 ст. 118 там же;
10 ст. 128 там же;
11 ст. 135 там же;
1 ст. 15 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993, 25 декабря
1 ст.71 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993г.; там же;
2 ст. 72 там же;
1 Устав муниципального образования города Хабаровска от 3 января 2002 г. N 162 (новая редакция) (с изменениями от 26 марта, 18 июня, 15 октября 2002 г.)//Справочная поисковая правовая система Консультант – плюс. Хабаровский выпуск
1 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1981. С. 651
2 Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"2 (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.)// Справочная поисковая правовая система Консультант – плюс.
1 Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М., 2001.с.273