ПЛАН

1.                Виды правовых актов…………………………………………….…3

2.                Классификация служащих…………………………………………10

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы…17



























1. Виды правовых актов.

                                                                        Благо народа должно быть

                                                                     высшим законом в государстве.

                                                                                                           Цицерон.

     Общественные процессы требуют стабильного и динамичного правового регулирования. Оно должно меняться с опережением, позволяя планомерно развивать законодательство, последовательно реализовывать правовые нормы, повышать уровень правосознания граждан.

     Нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. Нормативный акт является основным источником права.

     Известно, что под юридической силой акта понимают как его обязательность вообще, так и его место в иерархии правовых актов.

     По юридической силе  все акты подразделяются на две группы:

1.                Законы

2.                Подзаконные акты.

       1. Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.1

       В российской правовой системе выделяют законы  конституционные и федеральные.  Разница между ними заключается в следующем: 1) федеральные конституционные законы принимаются, только если в Конституции России есть прямое указание о необходимости их принятия (например, п.2 ст.114, п.3 ст.118 Конституции и т.д.); 2) различны предметы регулирования; 3) неодинакова процедура принятия  конституционных законов и федеральных законов, а также возможность их отклонения Президентом России.1

     Процедура принятия федерального закона Государственной Думой в соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях. Для принятия федерального закона необходимо большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

     Федеральные законы, являясь источниками всех отраслей права (наряду с другими нормативно-правовыми актами), регулируют важнейшие сферы общественных отношений. Так, гарантии прав граждан на благоприятную окружающую среду установлены в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"2; осуществление уголовного преследования и гарантии защиты прав и свобод личности в уголовном судопроизводстве собраны в Уголовно-процессуальном Кодексе РФ от 18 декабря 2001 г.3 и т.д.

      Верховенство федеральных конституционных законов по отношению ко всем другим правовым актам, включая и федеральные законы, обусловливает особую, более сложную процедуру их принятия.

     Федеральные конституционные законы принимаются так называемым квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания. Это означает, что конституционный закон считается принятым только после того, как за него проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы, в то время как для принятия федеральных законов достаточно простого большинства.4        

         

     В тексте Конституции имеются прямые указания на принятие федеральных конституционных законов. Это законы об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях;2 о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, а также об изменении конституционно-правового статуса Федерации;3 о государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации, их описании и порядке официального использования;4 о референдуме5; о режиме военного положения;6 об Уполномоченном по правам человека;7 о порядке деятельности Правительства Российской Федерации;8 о судебной системе Российской Федерации;9 о полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов;10 о Конституционном Собрании.11

    2. Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

               Выделяют следующие подзаконные акты:

             - Указы  и распоряжения Президента РФ;

             -    Постановления Правительства;

             - Приказы, инструкции, положения федеральных органов исполнительной власти;

             -   акты субъектов Российской Федерации;

             -  акты органов местного самоуправления;

             - локальные нормативные акты, действующие в пределах территории организации, завода и т.п.

      Закрепление правовой нормы в акте того или иного вида не произвольно, а подчинено объективным условиям и зависит от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, а также от условий  территориального масштаба действия нормы. Поэтому основанием следующей классификации правовых актов можно выделить территориальный признак.

       В связи с этим выделяют:

            1) правовые акты, действующие по всей территории Российской Федерации;

             2) акты, действующие только на территории конкретного субъекта Федерации

             3) правовые акты муниципального образования.

    Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. Эта роль Конституции России обусловлена следующим.

1.                В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения. 

2.                Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений.

3.                Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции.1    

4.                В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

5.                Значение Конституции как основного источника отрасли конституционного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности.

6.                Конституция по сравнению с другими источниками отрасли является актом  наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

                Рассматривая вопрос о правовых актах, действующих на территории определенного субъекта, следует помнить о разграничении законодательных предметов ведения Федерации и ее субъектов. В соответствии со ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации и статьями конституций и уставов субъектов Федерации представляется возможным выделить отрасли законодательства и сферы правового регулирования, отнесенные, во-первых, к исключительному ведению Федерации, во-вторых, к совместному ведению Федерации и ее субъектов, в-третьих, к ведению только субъектов Федерации. "Ранжированием" отраслей законодательства дана нормативная ориентация в определении объектов законодательного регулирования по линии Федерации1  и по линии Федерации и ее субъектов.2 Причем названные объекты регулирования надо умело вычленять из общих предметов ведения, допускающих и управленческие, и контрольные, и организационные, и иные средства.

     С процедурной точки зрения, важно строго следовать ст. 73 и 76 Конституции России, в которых очерчены пределы законодательной компетенции. Соблюдение соответствующих границ законотворчества гарантируется признанием приоритета законов либо Федерации, либо ее субъекта.

    Система органов местного самоуправления состоит из представительного (законодательного) и исполнительного органов. Конкретное наименова­ние правовых актов представительного органа местного само­управления устанавливается в уставе муниципального обра­зования.  Так, например, согласно п.1 ст. 20 Устава города Хабаровска «Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает правовые акты – решения».1

    Исполнительным органом местного самоуправления является выборное лицо, чаще всего это должностное лицо именуют мэром. Реализуя свою компетенцию, глава муниципального обра­зования издает правовые акты. По характеру они делятся на нормативные и ненормативные.

    В большинстве случаев это поста­новления и распоряжения. Постановления — акты норматив­ного свойства, принимаемые по наиболее значимым местным вопросам, адресованные неопределенному числу субъектов и рассчитанные на длительное, неоднократное использование. Распоряжения — акты правоприменительного, индиви­дуального характера, рассчитанные на конкретных адреса­тов. Как правило, они издаются по вопросам внутренней орга­низации и деятельности органов местного самоуправления.

     В рамках рассматриваемой темы следует упомянуть  классификацию  актов по юридическим свойствам, которая  позво­ляет различать нормативные и ненормативные акты. Нормативные акты устанавливают или содержат право­вые нормы. Это: неконкретность адресата, возможность неоднократного применения  и сохранение действия предписания независимо от его исполнения.  Нормативный характер носят основные финансовые и плановые документы. Речь идет о бюджетах, планах и программах социально-экономического развития муниципальных образований.  Ненорматив­ные акты принимаются, например, по кадровым вопросам (выборы руководящих орга­нов, утверждение постоянных комиссий в представительном органе власти, избрание и осво­бождение от должности руководителей этих комиссий и т. д.).

    Резюмируя, следует сказать, что в период крупных преобразований в России со всей остротой встали вопросы о новой роли права, об обновлении и развитии законодательства. Без их решения нельзя обеспечить проведение экономической и других реформ, приостановить рост правонарушений, успешно формировать правовое государство. Нужна современная научная концепция, позволяющая предвидеть динамику развития российского законодательства, соотношение его отраслей и подотраслей, определить приоритетные законы на ближайшую перспективу, последовательность принятия иных законов, исходя из интересов граждан и государства, потребностей экономики, социальной и политической сфер. В концепции должны отражаться как задачи переходного периода формирования рыночной экономики, создания новых институтов государства и гражданского общества, обеспечения прав граждан, так и стратегические задачи повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения.



2. Классификация служащих.

      В нормативных актах и литературе отражены различные пред­ставления о понятии служащего. Основная причина этого - разно­образие социальных функций, выполняемых служащими. Оно объ­ективно исключает возможность использования одного критерия для определения данного понятия. Приближает к его сущности опреде­ление, согласно которому служащими признаются "работники не­физического и умственного труда, получающие заработную пла­ту..."1. По общему правилу, результатом труда служащего не явля­ется создание материальных ценностей в виде вещественных про­дуктов, выполнение работ или оказание услуг материального харак­тера. Труд служащего связан с организацией работы различных органов, предприятий, учреждений либо с созданием духовных цен­ностей, оказанием социальных услуг населению.

     Состав служащих неоднороден. Они трудятся в различных го­сударственных и негосударственных организациях, занимаются ча­стной практикой, имеющей государственный характер (нотариусы).

     Государственные служащие — разновидность служащих, ко­торые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права.

     В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"2 государственным служащим является гражданин РФ, исполняю­щий в порядке, установленном законом, обязанности по государ­ственной должности государственной службы за денежное возна­граждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюдже­та или средств бюджета соответствующего субъекта Российской федерации. Таким образом, признаки государственного служащего  сводятся к тому, что он:

     а) гражданин РФ;

     б) замещает государственную должность в государственном ранге;

     в) замещает в таком органе должность государственной службы;

     г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

     д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

     Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и орга­низациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по Закону об основах государственной службы государственными слу­жащими не являются.

    По  Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственной является должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных орга­нах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

    Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отобра­жает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.

   Система должностей строится по иерархическому принципу, подразделяясь на следующие пять групп: а) высшие государствен­ные должности государственной службы — пятая; б) главные госу­дарственные должности государственной службы — четвертая; в) ведущие государственные должности государственной службы — третья; г) старшие государственные должности государственной службы — вторая; д) младшие государственные должности государственной службы — первая группа.

     Разумеется, что каждой из этих групп свойственны специфи­ческие элементы, определяющие особенности правового положения служащих, замещающих соответствующие должности, а также их квалификационные качества.

    Не все указанные должности учреждаются в каждом государ­ственном органе. В каких органах и какие именно из указанных должностей учреждаются, определяется Реестром государственных должностей государственной службы. Например, Реестром государ­ственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента РФ 11 января 1995 г., не пре­дусматривается учреждение в Конституционном Суде РФ высшей государственной должности.

     Применительно к группам государственных должностей госу­дарственной службы служащим присваиваются разряды и классы по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственного служащего: действительный государ­ственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — го­сударственным служащим высших государственных должностей; го­сударственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — государственным служащим главных государственных должностей; советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса — государствен­ным служащим ведущих государственных должностей; советник государственной службы 1, 2 и 3 класса — государственным слу­жащим старших государственных должностей; референт государ­ственной службы 1, 2 и 3 класса — государственным служащим младших государственных должностей.

    Субъектами административного права являются также служа­щие государственных предприятий и учреждений, не относящих­ся к органам государственного управления. Они отличаются от го­сударственных служащих прежде всего тем, что государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществле­нии задач и функций государства по руководству обществом. Уча­стие различных категорий служащих в этом процессе различно, но в общем служба в государственных органах направлена на эту цель.

     Функциональное назначение служащих государственных пред­приятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связа­на с организацией процессов соответственно производства, соци­альной, культурной и иной деятельности, то есть выполнения ос­новных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.

    Отчасти этим можно объяснить то, что признаки государствен­ных служащих не совпадают с теми, которыми характеризуются государственные служащие государственных органов, а также, с одной стороны, учреждений, а с другой — предприятий. Так, со­держанием деятельности большинства служащих государственных предприятий, учреждений и организаций не является обеспечение полномочий, характерных для государственных органов; труд слу­жащих государственных учреждений оплачивается за счет средств бюджета, а предприятий — за счет прибыли, получаемой от ком­мерческой деятельности. При этом имеются в виду служащие, яв­ляющиеся гражданами Российской Федерации. Иностранные граж­дане и лица без гражданства в допускаемых законом случаях так­же могут занимать должности на предприятиях, в учреждениях, но они, естественно, не могут быть отнесены к российским слу­жащим.

    Вместе с тем в статусе государственных служащих государст­венных органов и, например, служащих государственных предпри­ятий немало общего. Так, руководители предприятий назначаются и освобождаются от должности вышестоящими государственными органами, им подконтрольны и подотчетны. Этот существенный штрих в правовом положении руководителей предприятий указы­вает на государственный характер их служебной деятельности.

   На всех государственных предприятиях, в учреждениях и орга­низациях служащие подразделяются по своему функциональному назначению на две категории: а) служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предпри­ятия, учреждения, организации (экономического, социально-куль­турного характера, например, обучение детей в школе, лечение больных и т. д.); б) служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием, учреждением, организацией (руководители, их заместители и т. д.).

    Особую группу составляют служащие, совмещающие выполне­ние указанных функций. Например, ректор вуза, осуществляющий одновременно педагогическую деятельность.

    Во многом проблемным является вопрос о том, относятся ли к государственным служащим военнослужащие. Он обусловлен нео­днородностью состава военнослужащих, спецификой назначения военной службы. Среди них — профессиональные военнослужащие и военнослужащие срочной службы, военнослужащие, замещающие должности в государственных органах, а также на военных пред­приятиях и в учреждениях, где они выполняют трудовые функции, которые выполняются рабочими и служащими гражданских (нево­енных) органов, предприятий и учреждений. Вместе с тем их ста­тус обременен рядом существенных правил, обусловленных специ­фикой военной службы.

    Среди должностных лиц особый статус занимают представи­тели административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически-властные требования (давать пред­писания, указания) и применять меры административного воздей­ствия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (напри­мер, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).

   Оперативный состав (функциональные работники) — это слу­жащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую за­дачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят спе­циалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая свя­зана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрискон­сульты и др.1

     К должностным лицам по рассматриваемому признаку относят­ся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ве­дущие, старшие государственные должности, а также руководите­ли предприятий, учреждений, организаций и др.; к оперативному составу — младшие государственные должности (референты 1, 2 и 3 класса) и т. д.

    Оперативный состав, если учитывать дух закона, также мож­но отнести к должностным лицам, их разновидности. Но в силу свое­го статуса они не наделены полномочиями совершать действия, на­правленные на достижение юридических последствий, властным об­разом влиять на поведение других лиц. Поэтому выделение их в от­дельную группу является одновременно условным и обоснованным.

   Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (вра­чей, преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установ­ленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Дей­ствия таких служащих, влекущие юридические последствия, име­ют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на-общественные отношения.

    Вспомогательный состав — служащие, служебная деятель­ность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений дан­ного органа. Их обязанности и права определяются задачами обес­печения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т. д.). В обязанности служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступа­ющих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.

     Особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальной деятельностью может заниматься гражданин Российской Федера­та, получивший на ее осуществление лицензию. При осуществлении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами, независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Обязательным для последних является то, что они должны быть членами но­тариальной палаты.

    Административно-правовой статус государственных служащих в общем характеризуется тем, что:  а) их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государ­ственной службе; б) деятельность государственных служащих подчинена осуще­ствлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер; в) служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны ис­пользоваться в интересах службы, а обязанности — правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить; г) осуществление служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством; д) законные предписания и требования государственных слу­жащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы; е) они имеют право на продвижение по службе, то есть на слу­жебную карьеру. Порядок и условия реализации этого права уста­навливаются нормативными актами; ж) предусмотрены ограничения их общегражданских прав в целях эффективности служебной деятельности; з) для них предусмотрены определенные льготы, а также по­двышенная ответственность за совершенные ими правонарушения.




Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

1.                Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993, 25 декабря

2.                Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями от 22 октября 1999 г.)//Российская газета от 15 июня 1994

3.                Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378; 2000 № 12 Cт. 1238; 2002 № 14 Ст.1342

4.                Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.)// Справочная поисковая правовая система Консультант – плюс.

5.                Комментарий к конституции Российской Федерации // Под ред. Л. А. Окунькова; М.: Издательство БЕК, 1996

6.                Устав муниципального образования города Хабаровска от 3 января 2002 г. N 162 (новая редакция) (с изменениями от 26 марта, 18 июня, 15 октября 2002 г.)//Справочная поисковая правовая система Консультант – плюс. Хабаровский выпуск

7.                Козлова Е. И. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2000 – 520 с.

8.                Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. О. Е. Кутафина. M.: Юристъ, 1999 – 384 с.

9.                Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М., 1999.



    



1 Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. О. Е. Кутафина. M.: Юристъ, 1999. с.45

1 ст.107, 108 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993г.; там же;

2 Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"//Российская газета от 12 января 2002 г. N 6


3 Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.2 N 174-ФЗ (с изм. от 18.12.2003г.)//Российская газета от 22 декабря 2001 г. N 249

4 статья 105 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993г.// // Российская газета. 1993, 25 декабря


2 ст. 56, 88  там же;

3 ст. 65, 66 и 137  там же;

4 ст. 70  там же;

5 ст. 84  там же;

6 ст. 87 там же;

7 ст. 103 там же;

8 ст. 114 там же;

9 ст. 118 там же;


10 ст. 128 там же;

11 ст. 135 там же;

1 ст. 15 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993, 25 декабря

1 ст.71 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993г.; там же;

2 ст. 72 там же;

1 Устав муниципального образования города Хабаровска от 3 января 2002 г. N 162 (новая редакция) (с изменениями от 26 марта, 18 июня, 15 октября 2002 г.)//Справочная поисковая правовая система Консультант – плюс. Хабаровский выпуск


1 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1981. С. 651

2 Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"2 (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.)// Справочная поисковая правовая система Консультант – плюс.



1 Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. – М., 2001.с.273