Министерство путей сообщения РФ

Дальневосточный государственный университет путей сообщения


 

Кафедра «Экономическая теория»



                                  









Контрольная работа

по дисциплине "Экономическая теория"

( микроэкономика)


Вариант 6


 

Выполнил:

Заболотский И. Г.

шифр КТ 03-АТС-506



Проверил:

 
                                            














Хабаровск 2004 г.

Содержание


Введение                                                                                                           3

1. Фирма: организация деятельности                                                             4

1.1. Определение фирмы. Цели организации фирмы                                              4

1.2.Понятие бизнес плана, характеристика его разделов                              6

2. Контрольные тесты                                                                                    10

3.Задачи                                                                                                          11

Заключение                                                                                                     15

Список использованной литературы.                                                            16




















  ВВЕДЕНИЕ


Предпринимательсая деятельность  всегда являлось одним из важнейших предметов исследований эконмической науки, поскольку именно предприниматель  является главным действующим лицом рыночного хозяйства.

Будучи главным субъектом рыночной экономики, предприниматель реализует присущие ей экономические отношениия собственности  в их правовом  оформлении  через определенные организационные механизмы своей деятельности.

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Бизнес-план поможет предупредить и достойно встретить многие неизбежные проблемы в развитии бизнеса. Он помогает управлять по предварительному плану, а не просто реагировать на события.

Бизнес-план не только организует всю внутреннюю сторону процесса производства на предприятии (разработку целей и задач, которые ставятся перед предприятием на ближайшую перспективу, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка, информацию о клиентах.), но и стремиться увязать ее с рыночными требованиями. (позволяет показать выгодность предлагаемого проекта и привлечь финансовых партнеров).



1. Фирма: организация деятельности

1.1. Определение фирмы. Цели организации фирмы


        «Фирма» и «предприятие» кардинально различные категории экономической науки, хотя в литературе (зарубежной и отечественной) они отождествляются. Под предприятием следует по­нимать определенный производственно-технический комплекс, используемый для производства товаров или (и) услуг в любой отрасли национальной экономики. Предприятиями являются ме­таллургический завод и парикмахерская, аэропорт и автобусный парк, угольная шахта и магазин и т.д. Фирма - это организационно-экономическая, общественная, предпринимательская форма.

  Фирма - основной агент рыночной системы любой современной страны. Как за рубежом, так и в России имеет место значительное многообразие типов фирм. Фирма - это имущественный комплекс, используемый собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права.

 В настоящее время есть множество определений сущности предпринимательства. Если выделять в нисх общее , то  оно сводиться к следующему[1]: 1) целью предпринимательства явдяется получение прибыли, т.е. превышение денежной выручки, полученной  от реализации товара, над затратами (издержками) на его производство и реализацию;

2) содержанием предпринимательской деятельности является поиск таких комбинаций, имеющихся в распоряжении предпринимателя  ресурсов (денег, материальных благ, труда и т.д.), которые обеспечивают ему достижение указаной цели.

Следовательно, а) субъектами предпринимтельской деятельности могут быть только граждане или их объединения.

      б) Фигура предпринимателя не тождественна фигурам собственника и менеджера (управляющего): предприниматель может быть, а может и не быть собственником используемых им ресурсов (применять заемный капитал), а собственник может получать доход от  своей собственности, не занимаясь предпринимательством ( например, сдавая в аренду землю, принадлежащую ему согласно праву собственности; в этом случае предприниммателем выступит арендатор); менеджмер в зависимости от объекта управления не обязательно имеет в качестве непосредственной цели своей деятельности получение прибыли (например, менеджмер – начальник цеха).

Российское законодательство определяет предпринимателя как субъекта, дейтельность которого направлена на получение прибыли и ведется  им на условии собственной  имущественной ответственности.

Итак, фирма – основное организационно – экономическое звено любой рыночной экономики. Она определеяет деловую активность национального хозяйства. Государсвто при этом создает услови я для эффективной работы фирм в видесистемы законов и нормативных актов.

В современной экономической теории фирма – это, с одной стороны, организация, преобразующая исходный ресурсы в конечный продукт, а с другой – юридически самостоятельная форма существования бизнеса, соответствующим образом зарегистрированная предпринимательская единица, обладающая коммерческой самостоятельностью. Ею может быть как крупная корпорация, так и небольшая  компания.

Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна. Все формы предпринима­тельства имеют свои преимущества и недостатки.

Современная фирма может включать одно или несколько предприятий, функционирующих в любых сферах национального хозяйства. В результате эконмической  деятельности фирм отражаются все проблемы микроэкономики.

Фирма, преобразуя исходные ресурсы в конечный продукт, постоянно осуществляет  обмены шести видов, которые характеризуют ее взаимосвязи в рыночном хозяйстве.

 - обмен денег на труд наемных рабочих;

- обмен денег на товары и услуги поставщиков;

- обмен товаров и услуг на деньги потребителей;

- обмен денег, выплачиваемых позже, на деньги, полученные сечас отинвесторов и арендодателей;

- обмен денег, выплачиваемых сейчас, на деньги, которые будут получены позже отдолжников;

 - обмен денег натовары и услуги (например воду, уборку мусова, охрану) и государственные установления правительства.

 

1.2. Понятие бизнес- плана, характеристика его разделов

В современной быстроменяющейся экономической ситуации менеджменту предприятия невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен одним или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.

Бизнес – план – это план осуществления бизнес – операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

 Цель разработки бизнес – плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие[2]:

·   обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;

·   расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

·   определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;

·   подбор работников, которые способны реализовать данный план.

Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-план — концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план — важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес - предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.

Бизнес – план выполняет следующие основные функции, а именно:

- является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;

- может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;

- является инструментом добывания финансовых ресурсов;

- представляет собой инструмент реализации стратегии предприятия.

Таким образом, бизнес – план позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. определить стратегию функционирования фирмы.

Бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план должен быть хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов.

Порядок организации предприятия, разработки и внедрения бизнес процессов, обосновывается бизнес – планом. Учитывая, что каждый бизнес – процесс имеет свой срок реализации, бизнес – план разрабатывается не на стандартный период, а на интервал времени, соответствующий сроку реализации проекта, либо сроку окупаемости инвестиций. Это приводит к разнообразию периодов, на которые разрабатывается бизнес – план. Бизнес-план может носить характер текущего (один год) или перспективного (3-5 лет) плана.

Как правило, бизнес – план включает следующие разделы: резюме, товар (услуга), рынок сбыта, конкуренция, стратегия маркетинга, план производства, организационный план, юридический план, финансовый план).

В зависимости  от конкретных обстоятельств – объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и т.п. – состав и структура плана могут  различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же.

Резюме. Описание фирмы, раздел, в котором в достаточно краткой форме должна излагаться информация о стратегии развития и содержании деятельности фирмы, определяться целевые рынки по каждому направлению, формулироваться основные цели проекта и его конкретные задачи, а также мероприятия для их достижения. В нем разъясняются цели предлагаемого производства, новизна и отличие предлагаемой к производству продукции от конкурентной, привлекательность ее для потребителей. Содержит основные характеристики бизнес – процесса и результатов его реализации

Товар (услуга). В этом разделе дается описание продукта (услуги). При описании указываются потребительские свойства, отличия, наглядное изображение товара и т.д.

Рынок сбыта. Основывается  на исследованиях рынка. Основная цель – определить и обосновать  ту часть рынка, где найдет покупателя планируемый к производству товар, отобразить рыночную конъюктуру.

Конкуренция. Определяются крупнейшие производители – конкуренты аналогичной продукции, оценивается их объем продаж, политика цен,  уровень качества продукции.

  Стратегия маркетинга. Маркетинг-план, раздел, в котором формулируются цели и задачи маркетинга, обосновываются целевые рынки и рынки сбыта, разрабатывается стратегия рекламы и продвижения товара на рынке, определяется порядок осуществления продаж и каналы сбыта, отмечаются другие особые случаи. Все эти аспекты взаимосвязаны между собой, вследствие чего трудноразделимы, они требуют комплексного решения, и поэтому разрабатывать данный вид плана можно начинать, как говорится, с “любого конца”.

Производственный план. Устанавливает объем реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении, а также организацию производственного процесса. Производственный план включает в себя обоснование требований к помещению и оборудованию, определение потребностей в трудовых ресурсах (персонале фирмы), описание производственных мощностей и самого процесса производства, необходимости и реализации субподряда.

Организационный план и менеджмент. Обосновывает выбор организационно-правовой формы предприятия, организационную и производственную структуру предприятия.

Юридический план определяет форму организации фирмы с точки зрения собственности, которая в свою очередь определяет ее статус.

Оценка риска и страхование. Рассматриваются различные типы рисков, с которыми можно столкнуться  и разрабатываются меры по сокращению этих рисков и минимизации  потерь, с которыми можно столкнуться.

Финансовый план. В данном разделе излагаются сведения об источниках финансирования и назначении используемых средств, составляется баланс с отражением в нем необходимой для планирования информации, осуществляется анализ безубыточности деятельности, прогнозируются прибыли, возможность убытков и процесс движения денежных средств, а также осуществляется анализ отклонений от запланированного. При составлении финансового раздела бизнес-плана используется статистическая, бухгалтерская и иная информация.

2. Контрольные тесты

Найдите среди вариантов ответов единстенно правильный ответ и укажите его.

        

Тест 1. Если цена на товар на рынке установиться на уровне ниже равновесной цены то:

а) на рынке возникает дефицит товаров;

б) на рынке возникает затоваривание (избыток товаров);

в) предложение товара сократиться;

г) увеличится спрос на товар.

Ответ: а) В ситуации, если цена ниже равновесной, возникает товарный дефицит.

Тест 2. Постоянные издержки фирмы – это:

а) затраты на ресурсы по ценам, действующим на момент их приобретения;

б) минимальные издержки производства любого объема продукции при наиболее благоприятных условиях производства;

в) издержки, которые несет фирма даже в том случае если продукция не производиться;

г) неявные издержки;

д) ни один из ответов не является правильным.

Ответ: в) Постоянные издержки  не зависят от объема производства продукции, они определяются тем, что стоимость оборудования фирмы должна быть оплачена даже в случае остановки производства. 

Тест 3 Основными участниками рыночных отношений в рыночной экономики являются:

а) домашние хозяйства и фирмы;

б) домашние хозяйства и государственные предприятия;

в) домохозяйства, фирмы и государство;

г) государство и заграница.

Ответ: в) В рыночной экономике выделяют основными экономическими агентами: домохозяйства, фирмы и государство в целом.


3.Задачи

Задача 1.

Фирма несет постоянные издержки в размере 45 у.е. Данные об объеме производства  товара и издержках (VC) приведены в таблице.

По данным таблицы:

а)  укажите, каковы постоянные издержи FC фирмы и занесите данные в графу 2 таблицы;

б) Рассчитайте средние постоянные издержки (AFC) по формуле

AFC = FC/ Q и занесите их в графу 4 таблицы.

AFC1 = 45/ 1 = 45; AFC2 = 45/2 = 22,5 и т.д.

в) Рассчитайте средние переменные издержки АVC по формуле АVC  = VC / Q, и занесите их в графу 5.

АVC1  = 17/1 = 17; АVC2 = 30/2= 15  и т.д.

г) рассчитайте средние общие издержки (АТС) по формуле АТС = AFC  + АVC и занесите их в графу 6. АТС1  = 45 + 17 = 62 и т.д.

д) рассчитайте предельные издержки (МС) фирмы по формуле

МС = Δ VC / Δ Q = (VCn – VCn-1) / (Qn – Qn-1)

VC 1 = (17-0) / (1-0) = 17

VC 2 = (30-17)/(2-1) = 13  и т.д.

Таблица

Объем производства Q,штук/ неделю

Постоянные издержки, FC, у.е.

Переменные издержки, VC, у.е.

Средние переменные издержки,AFC, у.е.

Средние переменные издержки, АVC, у.е.

Средние общие издержки, АТС, у.е.

Предельные издержки, МС, у.е.

1

2

3

4

5

6

45

45

45

45

45

45

17

30

42

60

95

174

45

22,5

15

11,25

9

7,5

17

15

14

15

19

29

62

37,5

29

26,25

28

36,5

17

13

12

18

35

79


е) начертите на графике кривые АVC, АТС и МС отложив по вертикальной оси издержки (у.е.), а по горизонтальной – объем производства товаров (штук / неделю); проверьте при этом, подходит ли кривая МС через минимальные точки других двух кривых.

На рисунке 1  изображены кривые АVC, АТС и МС. Кривая МС проходит через минимальные точки кривых АVC, АТС.


Рис 1.

Задача 2.  На рисунке 2. представлены кривые дохода и издержек монополиста:

а) отметьте на графике объем выпуска, дающий максимум прибыли;

б) отметьте на графике цену, по которой монополист будет продавать данный объем продукции;

в) обозначьте на графике площадь, отражающую прибыль монополии;

г) как повлияет на поведение монополиста снижение рыночного спроса на его продукцию?

Ответ:

а) Объем выпуска дающий максимальную прибыль Qm = 2,7 ед. продукции, так как это объем продукции находится на пересечении прямых MR и МС.

б) цена выбирается монополистом на эластичном отрезке прямой спроса D, то есть выше  точки пересечения кривой  MR горизонтальной  оси, то есть при  MR = 0.  

Максимальная цена по которой монополист будет продавать  данный объем продукции  Рm = 140 у.е., то есть до пересечения прямой спроса D. Цена может варьировать от 85 у.е. за ед. подукции до 140 у.е. за ед. продукции.


Рис. 2. Кривые дохода и издержек монополиста; MR – предельный доход; МС -  предельные издержки; МС = MR – условие, при котором фирма получает максимум прибыли.


в) на графике белым квадратом обозначена площадь, отражающая прибыль монополии.  Монополист стремиться получить максимум совокупной прибыли, а не максимум прибыли за единицу продукции.

г) Не смотря на свое господство на рынке , монополист из – за снижения спроса будет нести убытки в краткосрочном периоде, то есть согласно нашему графику, на прямоугольник горизонтально уменьшится.  Столкнувшись с убытком владельцы фиирмы предпочтут переместить свои ресурсы в альтернативыне отрасли, которые дадут более высокие доходы.  Но возможно монополист останется действовать на рынк, если он является едниственным предприятием, производящим какой – либо эксклюзивный товар, которые  больше не пользуется большим спросом.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, фирма – основное организационно – экономическое звено любой рыночной экономики. Она определеяет деловую активность национального хозяйства. Государсвто при этом создает условия для эффективной работы фирм в виде системы законов и нормативных актов.

В современной экономической теории фирма – это, с одной стороны, организация, преобразующая исходный ресурсы в конечный продукт, а с другой – юридически самостоятельная форма существования бизнеса, соответствующим образом зарегистрированная предпринимательская единица, обладающая коммерческой самостоятельностью.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.

Важной задачей фыирмы является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этих целей так же  применяется бизнес-план.

Таким образом, бизнес-план предстает как определенная модель деятельности предприятия, использующая все наработки традиционного планирования применимо к категориям рыночной экономики.







Список использованной литературы.


1.              Долан Э. Линдсей Д. Микроэкономика / пер. с англ. – СПб.:  Литера плюс, 1994г., гл.4

2.              Камаев В.Д. и др. Учебник по Основам экономической теории – М.: «Владос», 1994г.

3.              Липсиц. И.В. Бизнес – план  - основа успеха. – М.: Машиностроение, 1999;

4.              Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах / пер. с англ. – М.: Республика, 1993г. Т.1.

5.              Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика – М.: Изд Бином – Кно – Рус, 1997г. Гл 1

6.              Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / пер. с англ со 2 изд. – М.: Дело ЛТД, 1993 – Гл 2.

7.              Экономика фирмы. / Под ред. И.О. Волкова, В.К. Скляренко. –М.: Инфра-М, 2000г.




[1] Камаев В.Д. и др. Учебник по Основам экономической теории – М.: «Владос», 1994г., с. 134


[2] Липсиц. И.В. Бизнес – план  - основа успеха. – М.: Машиностроение, 1999