Содержание:

I. 1. Понятие: «мировоззрение». …………………………………………….2

   2. Основные формы мировоззрения и  их взаимосвязь…………………..5

   3. Философия  как мировоззрение………………………………………….8

   4. Чем отличается философское  мировоззрение от мифологического

 и  религиозного………………………………………………………………12

II. Индивидуальное задание. Как   соотносятся  философия и

 мировоззрение………………………………………………………………..14

Список литературы






















I. 1. Понятие: «мировоззрение».

Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Суще­ственное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентой — знаний, убеждений, веро­ваний, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообще­ства, народа или эпохи.

2.  Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и  зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например:  жизнь — это главная ценность человека, безопасность человека —   это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: мораль­ные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную   жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент. Требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно значимое для человека с его практическим поведением.

3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превра­щение в личные взгляды, убеждения, верования, а тат же выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-полевой составляющей мировоззренческого компонента.

4. Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.

На основе вышеизложенного можно определить мировоззре­ние как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, опреде­ляющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиром и регуляторов его поведения.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией. Такова важнейшая сфера функционирования мировоззрения. Поскольку именно на этом уровне оно включается в социальное и индивидуальное взаи­модействие абсолютного большинства людей. Жизненно-практи­ческое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формиро­вание этого уровня мировоззрения существенное влияние оказы­вают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое.

Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя на­выки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает че­ловеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем, следует отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обосно­ванностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.

Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с на­укой, принадлежит и философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способом достижения обоб­щенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеа­лов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.

Философ, в буквальном значении этого слова, является не только творцом мировоззренческих систем. Он видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения, подвергнув его критическому суду разума.

Соотношение жизненно-практического и теоретического  уровней мировоззрения  в  определенной  мере   можно  выстроить  и  в  исторической  последовательности.  В этом случае,  можно  сказать,  что жизненно-практическое  мировоззрение  находит  свое  обобщение  в  мифологии  и  религии.  А  это значит, что мифологию  и  религию   можно   рассматривать  как предшественников   философии.

   2. Основные формы мировоззрения и  их взаимосвязь.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхож­дение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные уст­ройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделя­лось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях лю­дей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Миф — это не первоначальная форма зна­ния, а особый вид мировоззрения, специфическое образное син­кретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравст­венная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания.

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

Основным принципом решении мировоззренческих вопросов  в  мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала  мира, происхождения природных и общественных явлений  сводились к рассказу о том, кто кого породил.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический  (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержа­ние мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы утверж­дали принятую в данном обществе систему ценностей, поддержи­вали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период сущест­вовала и религии. А каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешении мировоз­зренческих вопросов?

Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предме­том веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией: Однако было бы неправильным одно­значно утверждать, что они были нераздельны. Мифология сущест­вует отдельно от религии как самостоятельная, относительно незави­симая форма общественного сознания. Но па самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие — «мифологиче­скими». Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естест­венный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим миро­воззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии разви­тия, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е, система обрядо­вых действий, направленных на установление определенных отно­шений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает миро­воззрению особый духовно-практический характер. Мировоззрен­ческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, тра­диций. С помощью обрядности религия культивирует человечес­кие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосер­дия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до че­го-то абсолютного, печного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В ду­ховно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не за­висящего от конъюнктуры пространственно-временных коорди­нат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Мифологически-религиозное мировоззрение носило духонопрактический характер. Исторические особенности этого миро­воззрения связаны с низким уровнем освоения человеком дейст­вительности, зависимостью его от неосвоенных, непокоренных сил природы и общественного развития, а также с недостаточным раз­витием его познавательного аппарата. В этих условиях мировоз­зренческие конструкции вступали в социальное и индивидуаль­ное взаимодействие в форме образов и символов. По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренчес­ких проблем. Эта форма носит не только духовно-практический, но и теоретический характер. На смену образу и символу прихо­дит Логос — разум. Философия и зарождается как попытка ре­шить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связываю­щиеся друг с другом по определенным логическим законам. В от­личие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интел­лектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в об­ществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости.

   3. Философия  как мировоззрение.

Термин «философия» в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости (phileo — люблю, sophia — мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремя­щимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что име­новавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существова­ния. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни. Как видим, возникновение фи­лософии означало появление особой духовной установки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верова­ниями, идеалами, надеждами.

Философия унаследовала от мифологии и религии их миро­воззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако реше­ние мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рацио­нальной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия — это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия — это мировоззрение, система общих теоретичес­ких взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение раз­личных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Таким образом, относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных ее особенностей. Философия — это теоретический уровень миро­воззрение. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Как отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало фи­лософии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.

История свидетельствует, что теоретическая форма обос­нования действительности, область знания формируется именно в рамках философии. Точнее, именно такое отношение к действи­тельности на ранних этапах развития цивилизации называлось философией. Но по мере того, как накапливался эмпирический ма­териал и совершенствовались методы научного исследования, про­исходила дифференциация форм теоретического освоения дейст­вительности. Иногда этот процесс описывают как отпочкование от философии конкретных наук. Нам представляется, что слово «отпочкование» не совсем точно характеризует суть этого процесса, поскольку в этот момент происходило не только становление новых форм теоретического освоения знания — конкретных наук, но и обретение философией своего нового облика, изменение предмета, метода и функций философии.

После того как сформировались самостоя­тельные отрасли научного знания — математика, физика, биология, химия и т. д., философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но в этих усло­виях более четко обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического познания. Философия — это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия.

Философское обобщение имеет гораздо более широкий потен­циал, чем любое другое конкретное обобщение. Философ­ской мысли присуще рассмотрение мира за пределами человеческого  опыта. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Целостное понимание мира дает миро­воззренческую опору конкретным научным исследованиям, позво­ляет им двигаться вперед, правильно ставить и решать свои проблемы. Итак, универсализм — характерный признак философского способа освоения действительности. На протяжении всей истории культуры философия претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни. И это нашло свое отражение в таких образах философии, как  «мать наук», «наука наук», «царица наук».

Другой важной особенностью философского способа освоения   действительности является субстанционализм. Субстанция—это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообра­зие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относи­тельно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанцио­нализм проявляется в стремлении философов объяснить происходя­щее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое устойчивое начало. Позднее, рассматривая различные фило­софские учения, мы всегда будем фиксировать такое начало. Сейчас же следует подчеркнуть, что универсализм и субстанционализм — это не два разных, а единый характерный признак философии, ибо предельные обобщения в философии всегда простираются до выявле­ния субстанции всех вещей. С того момента, когда начались такого рода обобщения, мы можем говорить, что появилась философия.

Универсализм и субстанционализм характеризуют особен­ность философии как теоретической формы освоения действитель­ности. Но это совсем не означает, что философия, в отличие от мифо­логии и религии, с самого начала оперирует сложным логическим аппаратом. Но знакомство с историей философии убеждает, что философы зачастую используют образы и символы, следовательно, находятся под глубоким влиянием мифологического и религиозного мировоззрения. Специфика философии на самых ранних этапах ее развития проявляется не в особых средствах выражения своих идей, а в особой установке, в особом стиле мыш­ления, который, помимо универсализма и субстанционализма, про­является в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. Таким образом, одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Именно с сомне­ния и началась философия. Великие мыслители древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и другие задались вопросом: что такое бытие? А это сразу же необходимо предполагает ответ на вопрос: что означает «быть»? Для обыденного, жизненно-практи­ческого мировоззрения такая проблема просто не существует. Оно воспринимает бытие как должное: «Живу себе, и все живет, существует и никаких проблем».

Начать же размышлять над тем, что в повседневной жизни кажется само собой разумеющимся, — значит усомниться в право­мерности и достаточности повседневного, «житейского» подхода к явлениям. А это, в свою очередь, означает сомнение в общепринятом и традиционном типе знания и поведения.

Философ все ставит под сомнение. Но это не означает, что он стремится разрушить коллективные верования, нравственные устои и т. д. Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить, насколько прочны эти человеческие установления, и отбро­сить те из них, которые отжили свои век, а также те, которые выдер­жали проверку, поставить на более прочный фундамент знания. Таким образом, философия с самого начала своего существования имеет духовно-практическую направленность.

Таким образом, философия – особый, научный тип  мировоззрения. Она  представляет  собой высший  уровень  и  вид  мирооззрения,  отличающийся рациональностью,  системностью, логикой  и  теоретической  оформленностью.

4. Чем отличается философское  мировоззрение от мифологического

и  религиозного.

Выделяют следующие  принципиальные  отличия философского  мировоззрения  от религиозного и  мифологического:

1.                Философское  мировоззрение  основано на знании. Мифологическим  мировоззрением – мы  называем  такое  мировоззрение,  которое  основано  не  на  теоретических доводах и  рассуждениях, а  на художественном  переживании  мира,  либо  на  общественных  иллюзиях,  рожденных  неадекватным  восприятием большими группами  людей   социальных  процессов  и своей  роли  в  них.  Религиозное же  мировоззрение  в  свою  очередь  основана на вере в  неземное, сверхъестественное. Философия  формировалась  на основе противоречия  между  данными типами мировоззрения и зачатками научного знания,  требовавшими  для своего  объяснения  не  очередных  мифов,  но  обращение к  природным,  причинным  связям,  и  было  естественным теоретическое  обоснование получаемых знаний.

2.                Философское  мышление логично.  Одна из главных задач фило­софии — разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требовани­ям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выяв­лять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информа­ция концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, диалектика как всеобщий метод, соци­альная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, «философия философии» (теория философского знания). В нашем учебном пособии содержится информация по важнейшим проблемам лишь четырех философских дисциплин.

3.                Философское мировоззрение  опирается  на  четкие понятия  и категории.  Как и  любая  научная дисциплина  философия  зародилась  для  добывания информации  об  окружающем  нас  мире.  Такого рода  информация  находит  свое  отражение  в философских  категориях, общих  принципах  и  законах.  Совокупность всего  этого  обеспечивает  целостность  и  системность существования  философии. 


II.  Как   соотносятся  философия и  мировоззрение.

Философия — мировоззренческая форма сознания, а  мировоззрение, в  свою очередь, — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философ­ским. Выше мы  уже  говорили  о формах  мировоззрения,  отнеся  к  ним мифологию,  религию  и  философию.

Мифологическим мировоззрением — независимо от того, к далекому прошлому или сегодняш­нему дню оно относится — мы назовем такое мировоз­зрение (или такую систему взглядов на объективный мир и на место в нем человека), которое основано не на теоре­тических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рож­денных неадекватным восприятием большими группами лю­дей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отлича­ющая его от науки, заключается в том, что миф объясня­ет «все», ибо для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного созна­ния архаичной формой мировоззрения.

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение; развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного обществен­ного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чув­ства — любви, веры, надежды, благоговения перед жиз­нью, бытием, мирозданием). Однако в отличие от мифа религия «не смешивает» земное и сакральное, а глубочай­шим и необратимым образом разводит их на два проти­воположных полюса. Творческая всемогущая сила — Бог — стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гро­бом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отноше­ние к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного ми­ровоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносятся в трансцендентную, поту­стороннюю область — не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцени­ваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.

Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифоло­гия. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, по­иск высших целей и смыслов присущи обеим формам созна­ния. Однако есть и различия. Религия — сознание массовое. Философия — сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия — всегда теоретизирование, всегда работа мысли.

По отношению к философскому мировоззрению дофилософские (дорациональные) мировоззренческие формы и исторически и логически оказываются их необходимым, естественным предшествием. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание (если говорить о его самой ценной, гуманистической сто­роне) было первым человеческим взглядом в вечность, первым сознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальной целостности бытия. Но подлинный переход от религиозно-мифологических пред­ставлений о мире к его философскому пониманию озна­чал замену произвольного (фантастического, вымышлен­ного) логически обоснованным, выводным знанием, опирающимся на человеческий разум как на самое надеж­ное и естественное средство познания.

Таким образом,  философия представляет собой теоретическую  часть мировоззрения, для  которой,  в  отличие  от  мировоззрения, второстепенное место  занимают  естественные  науки.  Знание  философии, в  том  числе   требований  к  познанию, основывается на  абстрактных  категориях, способствует  формированию  у  человека  важных  качеств  культурной  личности:  ориентации  на  истину,  правду,  доброту.




















Список литературы:

1.   Алексеев П.В., Панин А.В. «Философия», Москва, 2000 (4-14 с.)

2       Радугин А.А. «Философия», Москва, 2001 (12-23 с.)

3. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений., под. ред. В.П. Кохановский, Ростов н/Д, 2002. (27-30 с.)

4. Философский  словарь  – М.: Политиздат, 1991.