1. Метод балансового обобщения
1.1.Понятие бухгалтерского баланса
Балансовое обобщение информации применяется в учете, анализе финансово-хозяйственной деятельности для рассмотрения и принятия управленческих решений, необходимых для дальнейшей деятельности предприятия или организации.
Балансовое обобщение предполагает обобщенный характер информации, который позволяет свести частные показатели в целостную систему обобщенных данных.
Метод балансового обобщения применяется при составлении бухгалтерского баланса, что позволяет охарактеризовать имущественно – финансовое состояние предприятия.
При построении бухгалтерского баланса использовалась двойственная группировка имущества организации (предприятия) по функциональной роли в процессе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и источникам его образования.
Информация о двойственной группировке имущества получает в балансе упорядоченное отражение в обобщенном виде в едином денежном измерителе. В связи с этим можно дать следующее определение бухгалтерскому балансу:
Бухгалтерский баланс – это способ обобщенного отражения в стоимостной оценке состояния активов предприятия и источников их образования на определенную дату.
Бухгалтерский баланс отражает стоимость остатков оборотных и внеоборотных активов капитала, прибыли, кредитов и займов, кредиторской задолженности и прочих пассивов. Эта информация предоставляется на начало года и на конец года.
Бухгалтерский баланс является основным элементом бухгалтерской отчетности предприятия.
|
Рис. 1 Состав финансовой (бухгалтерской) отчетности организации
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Форма бухгалтерского баланса и порядок его представления пользователям регламентированы законодательством. Следует отметить, что форма бухгалтерского баланса подвергается частым изменениям и это всегда необходимо иметь в виду при практической работе. Также следует иметь в виду, что номера счетов, фигурирующие в балансе, относятся к предыдущему, так называемому «старому» Плану счетов.
По форме бухгалтерский баланс представляет собой 2 части:
· актив (средства предприятия);
· пассив (источники образования этих средств).
Бухгалтерский баланс состоит из статей, которые представляют собой идентификатор, которым обозначен присутствующий в балансе объект, то есть, статья баланса представляет собой наименование объекта. Это означает, что в бухгалтерском учете параллельно используются идентификаторы как минимум двух типов – счета бухгалтерского учета и балансовые статьи.
Счета бухгалтерского учета и статьи бухгалтерского баланса совпадают лишь частично. Например, совпадают счет и статья «Резервы предстоящих расходов», а статья «Затраты» объединяет несколько счетов.
Статьи бухгалтерского баланса объединены в разделы. Разделы баланса – более крупные группы объектов (имущества), чем отдельные статьи.
В настоящее время в бухгалтерском балансе насчитывается пять разделов, а, например, форма бухгалтерского баланса, утвержденная Министерством финансов на 1996 год, предусматривала шесть разделов (был отдельный раздел в активе баланса Убытки).
Актив баланса состоит из 2-х разделов:
- внеоборотные активы;
- оборотные активы.
Пассив баланса состоит из 3-х разделов:
- капитал и резервы;
- долгосрочные обязательства;
- краткосрочные обязательства.
Разделы пассива бухгалтерского баланса подразделяются на собственные и заемные средства (источники средств.).
___________________________
1
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)., «Абажур», Екатеринбург – 2001 г., стр. 26.
Рис. 2 Разделы бухгалтерского баланса
По каждому разделу актива и пассива бухгалтерского баланса подсчитываются итоги. Сумма итогов разделов записывается в последней строке «Баланс» и называется валютой баланса.
1.2. Классификация бухгалтерских балансов
Баланс в бухгалтерском учете наряду с другими первичными и отчетными документами, возможно, подвергнуть классификации. Обычно различные балансы группируются в соответствии со следующими критериями:
1. Период составления. Баланс может быть составлен за год или за промежуточный отчетный период.
Обычно период составления баланса увязывается с периодом существования субъекта учета; в соответствии с этим различают балансы:
операционные – составляются для представления балансов в связи с истечением отчетного периода;
соединительные или фузионные – составляются при слиянии или присоединении юридических лиц;
разделительные – составляются при разделении или выделении юридических лиц;
санируемые – составляются при банкротстве (или приближении к банкротству) юридических лиц;
ликвидационные – составляются при ликвидации юридических лиц.
2. Субъект учета. Баланс может быть составлен для целого юридического лица, отдельных его подразделений либо содержать данные о нескольких юридических лицах, то есть быть консолидированным.
3. Способ очистки. По способу очистки различают:
· балансы – брутто (итальянское brutto – грубый);
· балансы – нетто (итальянское netto – чистый).
Под балансом – брутто понимают баланс, в котором при подсчете итога участвуют регулирующие статьи (износ основных средств, торговая наценка и др.). На практике балансы – брутто не применяются.
В настоящее время бухгалтерский баланс, таким образом, представляет из себя баланс – нетто.
4. Характер показателя. По характеру используемого при формировании баланса показателя различают балансы:
· статический;
· динамический;
В статических балансах, к которым относится бухгалтерский, в качестве используемого показателя выступает сальдо. Баланс, сформированный при помощи оборотов, называется динамическим.
5. Цель составления. Балансы могут составляться непосредственно для передачи пользователям, а могут - в контрольных, внутренних для бухгалтерии целях. Балансы, составляемые для внутренних целей, называются пробными. Данные балансы могут не следовать законодательно установленной форме, а выполняться в виде обыкновенной перекрестной ведомости с развернутым сальдо на начало и конец отчетного периода.
6. Степень надежности информации. Балансы могут быть составлены на основании информации, имеющей различную степень надежности. В связи с этим бухгалтерские балансы подразделяются на:
инвентарные – составленные на основании инвентаризации;
книжные – составленные по книгам бухгалтерского учета;
генеральные – составленные по книгам бухгалтерского учета на основании проведенной инвентаризации.
Существует еще множество критериев, по которым можно классифицировать балансы: пользователь, которому баланс предназначен; исполнитель, осуществляющий составление баланса, и т.п.
1.3. Изменение бухгалтерского баланса под воздействием хозяйственных
операций
Для того чтобы понять сущность бухгалтерского баланса необходимо рассмотреть, какие изменения происходят в балансе под воздействием основных хозяйственных операций, происходящих на предприятии. Каждая хозяйственная операция изменяет или размер имущества, или величину источников его формирования, или одновременно и размер имущества и величину источников его формирования. При этом изменения могут происходить как в сторону увеличения,
так и в сторону уменьшения. Валюта баланса при этом также может изменяться.
Хозяйственные операции по отношению к бухгалтерскому балансу можно разделить на 4 группы:
I группа: Хозяйственные операции вызывают изменение только в активе баланса (преобразование в составе видов имущества). Одна статья актива увеличивается, другая уменьшается, итог баланса остается неизменным.
Например, получены в кассу организации денежные средства с расчетного счета в банке в сумме 2000 руб. Данная операция затрагивает две статьи баланса: «Касса» и «Расчетный счет». Отражение данной операции в учете означает, что статья «Касса» увеличилась на 2000 руб., а статья «Расчетный счет» уменьшилась на 2000 руб.
Д-т 50 «Касса»
2000 руб.
К-т 51 «Расчетный счет»
Следовательно, произошло перемещение средств внутри актива баланса, и в целом валюта баланса не изменилась.
II группа: Хозяйственные операции вызывают изменение только в пассиве баланса (преобразование источников имущества). Одна статья пассива увеличивается, другая уменьшается, итог баланса не изменяется.
Например, добавочный капитал направляется на увеличение уставного капитала в сумме 100000 руб. Данная операция затрагивает две статьи пассива баланса: «Уставный капитал» и «Добавочный капитал». Выполнение этой хозяйственной операции означает, что по статье «Уставный капитал» сумма увеличилась на 100000 руб., а по статье «Добавочный капитал» сумма уменьшилась на 100000 руб.
Д-т 80 «Уставный капитал»
100 000 руб.
К-т 83 «Добавочный капитал»
При этом произошло перемещение сумм внутри пассива баланса, и в целом валюта баланса не изменилась.
III группа: Хозяйственные операции вызывают изменение в активе и пассиве баланса одновременно в сторону увеличения, т.е. появляется новый вид имущества и новый источник. При этом актив равен пассиву баланса.
Например, поступили материалы от поставщика на сумму 10 000 руб. данная операция затрагивает две статьи баланса: статью «Материалы», которая находится в активе баланса», и статью «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», которая находится в пассиве баланса. При отражении данной операции в учете происходит увеличение статьи «Материалы» на сумму 10 000 руб., и статья «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» также увеличивается на сумму 10 000 руб.
Д-т 10 «Материалы»
10 000 руб.
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Валюта баланса и по активу, и по пассиву увеличилась на 10 000 руб.
IV группа: Хозяйственные операции вызывают изменение одновременно в активе и пассиве баланса в сторону уменьшения, т.е. происходит отвлечение средств из оборота.
Например, оплачено с расчетного счета поставщику за поступившие материалы 10 000 руб. Данная операция вызывает изменение двух статей баланса: статьи «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», находящейся в пассиве баланса, и статьи «Расчетный счет», находящейся в активе баланса. Выполнение данной хозяйственной операции означает, что по статье «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» сумма уменьшилась на 10 000 руб. и по статье «Расчетный счет»
также сумма уменьшилась на 10 000 руб.
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками»
10 000 руб.
К-т 51 «Расчетный счет»
При этом и актив, и пассив баланса уменьшаются на 10 000 руб., но между собой остаются равными.
Следует отметить, что равенство валюты актива и пассива баланса под воздействием хозяйственных операций любого типа, происходящих на предприятии, сохраняется.
1.4. Нормативное регулирование
При составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности бухгалтер предприятия, организации руководствуется следующими нормативными документами: Федеральным законом РФ от 21.11.1996 г № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности, Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.
В ФЗБУ в гл. III «Бухгалтерская отчетность» представлен состав бухгалтерской отчетности:
· Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;
· Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
· Форма № 3 «Отчет о движении капитала»;
· Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;
· Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
· «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния;
· Итоговая часть аудиторского заключения (для предприятий, подлежащих обязательному аудиту), подтверждающая степень достоверности сведений, включаемых в бухгалтерскую отчетность предприятия.
Дается понятие отчетного года, устанавливаются адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности.
В статье 16 главы III «Бухгалтерская отчетность» указываются такие организации, которые обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность, а статья 17 данной главы устанавливает порядок хранения документов бухгалтерского учета.
В III разделе ПВБУ указывается состав бухгалтерской отчетности, а также основные требования к составлению бухгалтерской отчетности:
· полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций, осуществляемых в этом году, и результатов инвентаризации имущества и обязательств;
· правильность отнесения расходов и доходов к отчетному периоду в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
· тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на дату проведения годовой инвентаризации;
· соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики.
Также при формировании бухгалтерской отчетности должны учитываться следующие принципы:
· обособленность имущества организации;
· непрерывность ее деятельности;
· начисление данных о фактах хозяйственной деятельности организации;
· осмотрительность;
· приоритет содержания над формой при отражении фактов хозяйственной деятельности;
· нейтральность по отражению ко всем пользователям отчетности.
В Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности описываются правила оценки
статей бухгалтерской отчетности, а также более подробно, чем в ФЗБУ описывается порядок представления бухгалтерской отчетности:
- годовая бухгалтерская отчетность должна представляться в течение 90 дней по окончании года;
- квартальная бухгалтерская отчетность – в течение 30 дней по окончании квартала.
Установлены основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности, порядок хранения бухгалтерской отчетности.
ПБУ 4/99 дает определение таких понятий, как бухгалтерская отчетность, отчетный период, отчетная дата, пользователь бухгалтерской отчетности.
Также, как и в двух вышеперечисленных нормативных документах в ПБУ 4/99 указан состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней.
В разделе IV ПБУ 4/99 раскрывается содержание бухгалтерского баланса, также раскрывается
содержание Отчета о прибылях и убытках и пояснений к бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках.
В VII разделе ПБУ 4/99 установлены правила оценки статей бухгалтерской отчетности. В VIII разделе ПБУ 4/99 устанавливается, что организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности.
В IX разделе говорится об аудите бухгалтерской отчетности (если в соответствии с федеральными законами бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, то итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного аудита, прилагается к представляемой бухгалтерской отчетности), а X раздел ПБУ 4/99 определяет публичность бухгалтерской отчетности.
В XI разделе раскрывается понятие, состав промежуточной бухгалтерской отчетности (промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках), а также требования, предъявляемые к ней.
Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности устанавливают для различных организаций и предприятий состав бухгалтерской отчетности. Например, некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности форму № 4 «Отчет о движении денежных средств».
В приложении к приказу Министерства финансов РФ от 13.01.2000 г. № 4 представлены все формы бухгалтерской отчетности, установленные законодательством.
В Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности говорится о том, что разработке и представлении самостоятельных форм бухгалтерской отчетности должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности. При этом на формах бухгалтерской отчетности, представляемой организациями, обязательно наличие таких реквизитов, как наименование организации, единица измерения и др.
Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации устанавливают порядок формирования бухгалтерской отчетности для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций). Здесь указан порядок формирования показателей всех форм бухгалтерской отчетности, начиная с формы № 1 «Бухгалтерского баланса».
Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности для организаций, имеющих дочерние и зависимые общества, устанавливают понятие сводной бухгалтерской отчетности, общий порядок составления и представления сводной бухгалтерской отчетности, правила объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность, а также правила включения данных о зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность.
К сожалению, до сих пор не приняты методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации и не утверждены новые формы бухгалтерской отчетности с учетом нового Плана счетов. И поэтому, бухгалтерскую отчетность за 2001 год организации, перешедшие в 2001 году на новый План счетов, и бухгалтерскую отчетность за I квартал 2002 года вынуждены представлять на прежних бланках, и ориентируясь на Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности от 28.06.2000 г.