1.  Метод балансового обобщения


     1.1.Понятие бухгалтерского баланса

 


       Балансовое обобщение информации применяется в учете, анализе финансово-хозяйственной деятельности для рассмотрения и принятия управленческих решений, необходимых для дальнейшей деятельности предприятия или организации.

       Балансовое обобщение предполагает обобщенный характер информации, который позволяет свести частные показатели в целостную систему обобщенных данных.

       Метод балансового обобщения применяется при составлении бухгалтерского баланса, что позволяет охарактеризовать имущественно – финансовое  состояние предприятия.  

       При построении бухгалтерского баланса использовалась двойственная группировка имущества организации (предприятия) по функциональной роли в процессе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и источникам его образования.

       Информация о двойственной группировке имущества получает в балансе упорядоченное отражение в обобщенном виде в едином денежном измерителе. В связи с этим можно дать следующее определение бухгалтерскому балансу:

       Бухгалтерский баланс это способ обобщенного отражения в стоимостной оценке состояния активов предприятия и источников их образования на определенную дату.

     Бухгалтерский баланс отражает стоимость остатков оборотных и внеоборотных активов капитала, прибыли, кредитов и займов, кредиторской задолженности и прочих пассивов. Эта информация предоставляется на начало года и на конец года.

     Бухгалтерский баланс является основным элементом бухгалтерской отчетности предприятия.


 











Пояснения к отчетным документам





 
                                             



Рис. 1 Состав финансовой (бухгалтерской) отчетности организации                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

        Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

      Форма бухгалтерского баланса и порядок его представления пользователям регламентированы законодательством. Следует отметить, что форма бухгалтерского баланса подвергается частым изменениям и это всегда необходимо иметь в виду при практической работе. Также следует иметь в виду, что номера счетов, фигурирующие в балансе, относятся к предыдущему, так называемому «старому» Плану счетов.

      По  форме бухгалтерский баланс представляет собой 2 части:

·         актив (средства предприятия);

·         пассив (источники образования этих средств).

Бухгалтерский баланс состоит из статей, которые представляют собой идентификатор, которым обозначен присутствующий в балансе объект, то есть, статья баланса представляет собой наименование объекта. Это означает, что в бухгалтерском учете параллельно используются идентификаторы как минимум двух типов – счета бухгалтерского учета и балансовые статьи.

Счета бухгалтерского учета и статьи бухгалтерского баланса совпадают лишь частично. Например, совпадают счет и статья «Резервы предстоящих расходов», а статья  «Затраты» объединяет несколько счетов.

Статьи бухгалтерского баланса объединены в разделы. Разделы баланса – более крупные группы объектов (имущества), чем отдельные статьи.

В настоящее время в бухгалтерском балансе насчитывается пять разделов, а, например, форма бухгалтерского баланса, утвержденная Министерством финансов на 1996 год, предусматривала шесть разделов (был отдельный раздел в активе баланса Убытки).

Актив баланса состоит из 2-х разделов:

-          внеоборотные активы;

-          оборотные активы.

Пассив баланса состоит из 3-х разделов:

-          капитал и резервы;

-          долгосрочные обязательства;

-          краткосрочные обязательства.

Разделы пассива бухгалтерского баланса подразделяются на собственные и заемные средства (источники средств.).

___________________________

1

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)., «Абажур», Екатеринбург – 2001 г., стр. 26.

Куб: 1.Внеоборотные активыКуб: 3. Капитал и резервы                                                                             



Куб: 2. Оборотные активы Куб: 4. Долгосрочные обязательства
 

                                                                            


Куб: 5. Краткосрочные обязательства
 




Рис. 2 Разделы бухгалтерского баланса


По каждому разделу актива и пассива бухгалтерского баланса подсчитываются итоги. Сумма итогов разделов записывается в последней строке «Баланс» и называется валютой баланса.



1.2. Классификация бухгалтерских балансов



          Баланс в бухгалтерском учете наряду с другими первичными и отчетными документами, возможно, подвергнуть классификации. Обычно различные балансы группируются в соответствии со следующими критериями:

1.      Период составления. Баланс  может быть составлен за год или за промежуточный отчетный период.

Обычно период составления баланса увязывается с периодом существования субъекта учета; в соответствии с этим различают балансы:

операционные – составляются для представления балансов в связи с истечением отчетного периода;

соединительные или фузионные – составляются при слиянии или присоединении юридических лиц;

разделительные – составляются при разделении или выделении юридических лиц;

санируемые – составляются при банкротстве (или приближении к банкротству) юридических лиц;

ликвидационные – составляются при ликвидации юридических лиц. 

2.      Субъект учета. Баланс может быть составлен для целого юридического лица, отдельных его подразделений либо содержать данные о нескольких юридических лицах, то есть быть консолидированным.

3.      Способ очистки. По способу очистки различают:

·         балансы – брутто (итальянское brutto – грубый);

·         балансы – нетто (итальянское netto – чистый).

Под балансом – брутто понимают баланс, в котором при подсчете итога участвуют регулирующие статьи (износ основных средств, торговая наценка и др.). На практике балансы – брутто не применяются.

В настоящее время бухгалтерский баланс, таким образом, представляет из себя баланс – нетто.

4.      Характер показателя. По характеру используемого при формировании баланса показателя различают балансы:

·         статический;

·         динамический;

В статических балансах, к которым относится бухгалтерский, в качестве используемого показателя выступает сальдо. Баланс, сформированный при помощи оборотов, называется динамическим.

5.      Цель составления. Балансы могут составляться непосредственно для передачи пользователям, а могут  - в контрольных, внутренних для бухгалтерии целях. Балансы, составляемые для внутренних целей, называются пробными. Данные балансы могут не следовать законодательно установленной форме, а выполняться в виде обыкновенной перекрестной ведомости с развернутым сальдо на начало и конец отчетного периода.

6.      Степень надежности информации. Балансы могут быть составлены на основании информации, имеющей различную степень надежности. В связи с этим бухгалтерские балансы подразделяются на:

    инвентарные – составленные на основании инвентаризации;

    книжные – составленные по книгам бухгалтерского учета;

    генеральные – составленные по книгам бухгалтерского учета на основании проведенной инвентаризации.

   Существует еще  множество критериев, по которым  можно классифицировать балансы: пользователь, которому баланс предназначен; исполнитель, осуществляющий составление баланса, и т.п.

     1.3. Изменение бухгалтерского баланса под воздействием хозяйственных 

            операций



      Для того чтобы понять сущность бухгалтерского баланса необходимо рассмотреть, какие изменения происходят в балансе под воздействием основных хозяйственных операций, происходящих на предприятии. Каждая хозяйственная операция изменяет или размер имущества, или величину источников его формирования, или одновременно и размер имущества и величину источников  его формирования. При этом изменения могут происходить как в сторону увеличения,

так и в сторону уменьшения. Валюта баланса при этом также может изменяться.

      Хозяйственные операции по отношению к бухгалтерскому балансу можно разделить на 4 группы:

      I группа: Хозяйственные операции вызывают изменение только в активе баланса (преобразование в составе видов имущества). Одна статья актива увеличивается, другая уменьшается, итог баланса остается неизменным.

     Например,   получены в кассу организации денежные средства с расчетного счета в банке в сумме 2000 руб. Данная операция затрагивает две статьи баланса: «Касса» и «Расчетный счет». Отражение данной операции в учете означает, что статья «Касса» увеличилась на 2000 руб., а статья «Расчетный счет» уменьшилась на 2000 руб. 

                         Д-т 50 «Касса»

                                                                                       2000 руб.

                         К-т 51 «Расчетный счет»


      Следовательно, произошло перемещение средств внутри актива баланса, и в целом валюта баланса не изменилась.

      II группа:  Хозяйственные операции вызывают изменение только в пассиве баланса (преобразование источников имущества). Одна статья пассива увеличивается, другая уменьшается, итог баланса не изменяется.

     Например, добавочный капитал направляется на увеличение уставного капитала в сумме 100000 руб. Данная операция затрагивает две статьи пассива баланса: «Уставный капитал» и «Добавочный капитал».          Выполнение этой хозяйственной операции означает, что по статье «Уставный капитал» сумма увеличилась на 100000 руб., а по статье «Добавочный капитал» сумма уменьшилась на 100000 руб.

                        Д-т 80 «Уставный капитал»

                                                                                   100 000 руб.

                        К-т 83 «Добавочный капитал»


       При этом произошло перемещение сумм внутри пассива баланса, и в целом валюта баланса не изменилась.


       III группа:  Хозяйственные операции вызывают изменение в активе и пассиве баланса одновременно в сторону увеличения, т.е. появляется новый вид имущества и новый источник. При этом актив равен пассиву баланса.

       Например, поступили материалы от поставщика на сумму 10 000 руб. данная операция затрагивает две статьи баланса:  статью «Материалы», которая находится в активе баланса», и статью «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», которая находится в пассиве баланса. При отражении данной   операции   в   учете    происходит увеличение статьи «Материалы» на сумму 10 000 руб., и статья  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» также увеличивается на сумму 10 000 руб.

                          Д-т 10 «Материалы»

                                                                                                                    10 000 руб.

                          К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»


       Валюта баланса и по активу, и по пассиву увеличилась на 10 000 руб.


       IV группа: Хозяйственные операции вызывают изменение одновременно в активе и пассиве баланса в сторону уменьшения, т.е. происходит отвлечение средств из оборота.

       Например, оплачено с расчетного счета поставщику за поступившие материалы 10 000 руб. Данная операция вызывает изменение двух статей баланса: статьи «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», находящейся в пассиве баланса, и статьи «Расчетный счет», находящейся в активе баланса. Выполнение данной хозяйственной операции означает, что по статье «Расчеты с поставщиками  и  подрядчиками» сумма уменьшилась на 10 000 руб. и по статье «Расчетный счет»

 также сумма уменьшилась на 10 000 руб.


                           Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками»

                                                                                                                   10 000 руб.

                           К-т 51 «Расчетный счет»


        При этом и актив, и пассив баланса уменьшаются на 10 000 руб., но между собой остаются равными.

        Следует отметить, что равенство валюты актива и пассива баланса под воздействием хозяйственных операций любого типа, происходящих на предприятии, сохраняется.

      

      1.4. Нормативное регулирование



      При составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности бухгалтер предприятия, организации руководствуется следующими нормативными документами: Федеральным законом РФ от 21.11.1996 г № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,  Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99,  Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности, Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.


       В ФЗБУ в гл. III «Бухгалтерская отчетность» представлен состав бухгалтерской отчетности: 

·     Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;

·    Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

·     Форма № 3 «Отчет о движении капитала»;

·     Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;

·     Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;

·     «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния;

·     Итоговая часть аудиторского заключения (для предприятий, подлежащих обязательному аудиту), подтверждающая степень достоверности сведений, включаемых в бухгалтерскую отчетность предприятия.

Дается понятие отчетного года, устанавливаются адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности.

В статье 16 главы III «Бухгалтерская отчетность» указываются такие организации, которые обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность, а статья 17 данной главы устанавливает порядок хранения документов бухгалтерского учета.

В III разделе ПВБУ  указывается состав бухгалтерской отчетности, а также основные требования к составлению бухгалтерской отчетности:

·         полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций, осуществляемых в этом году, и результатов инвентаризации имущества и обязательств;

·         правильность отнесения расходов и доходов к отчетному периоду в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

·         тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на дату проведения годовой инвентаризации;

·         соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики.


Также при формировании бухгалтерской отчетности должны учитываться следующие принципы:

·         обособленность имущества организации;

·         непрерывность ее деятельности;

·         начисление данных о фактах хозяйственной деятельности организации;

·         осмотрительность;

·         приоритет содержания над формой при отражении фактов хозяйственной деятельности;

·         нейтральность по отражению ко всем пользователям отчетности.

В  Положении  по  ведению  бухгалтерского  учета и отчетности описываются правила оценки

статей бухгалтерской отчетности, а также более подробно, чем в ФЗБУ описывается порядок представления бухгалтерской отчетности:

-          годовая бухгалтерская отчетность должна представляться в течение 90 дней по окончании года;

-          квартальная бухгалтерская отчетность – в течение 30 дней по окончании квартала.

Установлены основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности, порядок хранения бухгалтерской отчетности.

ПБУ 4/99 дает определение таких понятий, как бухгалтерская отчетность, отчетный период, отчетная дата, пользователь бухгалтерской отчетности.

Также, как и в двух вышеперечисленных нормативных документах в ПБУ 4/99 указан состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней.

В  разделе IV ПБУ 4/99 раскрывается содержание бухгалтерского баланса, также раскрывается

содержание Отчета о прибылях и убытках и пояснений к бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках.

В VII разделе ПБУ 4/99 установлены правила оценки статей бухгалтерской отчетности. В VIII разделе ПБУ 4/99 устанавливается, что организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности.

В IX разделе говорится об аудите бухгалтерской отчетности (если в соответствии с федеральными законами бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, то итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного аудита, прилагается к представляемой бухгалтерской отчетности), а X раздел ПБУ 4/99 определяет публичность бухгалтерской отчетности.

В XI разделе раскрывается понятие, состав промежуточной бухгалтерской отчетности (промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках), а также требования, предъявляемые к ней.

Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности устанавливают для различных организаций и предприятий состав бухгалтерской отчетности. Например, некоммерческие организации  имеют  право  не  представлять  в  составе  годовой  бухгалтерской отчетности форму № 4 «Отчет о движении денежных средств».

      В  приложении к приказу Министерства финансов РФ от 13.01.2000 г. № 4 представлены все формы бухгалтерской отчетности, установленные законодательством.

В Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности говорится о том, что разработке и представлении самостоятельных форм бухгалтерской отчетности должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности. При этом на формах бухгалтерской отчетности, представляемой организациями, обязательно наличие таких реквизитов, как наименование организации, единица измерения и др.

Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации устанавливают порядок формирования бухгалтерской отчетности для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций). Здесь указан порядок формирования показателей всех форм бухгалтерской отчетности, начиная с формы № 1 «Бухгалтерского баланса».

Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности  для организаций, имеющих дочерние и зависимые общества, устанавливают понятие сводной бухгалтерской отчетности, общий порядок составления и представления сводной бухгалтерской отчетности, правила объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность, а также правила включения данных о зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность.

К сожалению, до сих пор не приняты методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации и не утверждены новые формы бухгалтерской отчетности с учетом нового Плана счетов. И поэтому, бухгалтерскую отчетность за 2001 год организации, перешедшие в 2001 году на новый План счетов, и бухгалтерскую отчетность за I квартал 2002 года вынуждены представлять на прежних бланках, и ориентируясь на Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности от 28.06.2000 г.