СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………..3


1. Понятие, состав, виды земельных правонарушение……………………………4


2. Понятие материальной и имущественной ответственности за нарушение земельного законодательства……………………………………………………….7


3. Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства…………………………………………………………………….9


4. Порядок разрешения земельных споров……………………………………….17


Заключение………………………………………………………………………...20


Список использованной литературы…………………………………………..21


Введение

Цель данной работы: описать сущность материальной и имущественной ответственности за земельные правонарушения.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

1. показывается понятие, состав, виды земельных правонарушений;

2. рассматривается понятие ответственности за нарушение земельного законодательства;

3. описываются виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства;

4. показывается порядок разрешения земельных споров.

Объектом земельного правонарушения является земельный правопорядок. В качестве конкретного объекта выступает земля, конкретный земельный участок, права и законные интересы собственников земли, землепользователей, арендаторов. Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане, юридические лица, должностные лица независимо от формы собственности и подчиненности.

Субъекты должны отвечать определенным признакам: достигать необходимого возраста, быть вменяемы, по занимаемому положению подпадать под действие норм об ответственности. Объективная сторона земельного правонарушения — это противоправность поведения, которая выражается в действии (уничтожение межевых знаков, самовольное строительство) либо бездействии (невыполнение мероприятий по охране земель). К факультативным признакам объективной стороны относятся: место, способ совершения правонарушения, обстановка совершения, средства с помощью которых совершено правонарушение.


1. Понятие, состав, виды земельных правонарушений

Земельное правонарушение — это виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), посягающее на установленный земельный правопорядок, права и законные интересы собственников земли, землепользователей арендаторов.

Правовым основанием для привлечения к юридической ответственности является совершение правонарушения. Земельное правонарушение, как любое другое, включает в себя четыре элемента (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона), которые, в свою очередь, имеют сложное содержание.

Объектом земельного правонарушения является земельный правопорядок. В качестве конкретного объекта выступает земля, конкретный земельный участок, права и законные интересы собственников земли, землепользователей, арендаторов. Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане, юридические лица, должностные лица независимо от формы собственности и подчиненности. 1

Субъекты должны отвечать определенным признакам: достигать необходимого возраста, быть вменяемы, по занимаемому положению подпадать под действие норм об ответственности. Объективная сторона земельного правонарушения — это противоправность поведения, которая выражается в действии (уничтожение межевых знаков, самовольное строительство) либо бездействии (невыполнение мероприятий по охране земель). К факультативным признакам объективной стороны относятся: место, способ совершения правонарушения, обстановка совершения, средства с помощью которых совершено правонарушение.

Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, т. е. вина. Субъективная сторона также имеет обязательные и факультативные признаки. Обязательный признак — вина, которая может выступать в форме прямого умысла (самовольный захват земельного участка) и небрежности (нерациональное использование земель). Факультативными признаками являются цель совершения деяния и мотивы, под влиянием которых совершено правонарушение. При отсутствии в деянии лица, совершившего нарушение земельного законодательства, хотя бы одного из перечисленных элементов состава правонарушения, это лицо не подлежит юридической ответственности.

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством. Теория земельного права считает возможным объединить земельные правонарушения в две группы: чисто земельные правонарушения и земельные правонарушения с экологической окраской.

К чисто земельным правонарушениям отнесены те, которые лишены экологической окраски и не связаны с причинением вреда землям как составной части окружающей природной среды: 1 нерациональное использование сельскохозяйственных земель; использование земельных участков не по целевому назначению; невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использование по целевому назначению; самовольный захват, самовольное строительство, не связанное с причинением вреда землям; уничтожение межевых знаков; нарушение градостроительной документации при отводе земель; нарушение сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков; нарушение сроков возврата временно занимаемых земель; систематическое невнесение платежей за земли; искажение сведений о состоянии и использовании земель; уклонение или несвоевременное исполнение предписаний органов государственного контроля за исполнением и охраной земель по устранению нарушений земельного законодательства.

К земельным правонарушениям с экологической окраской отнесены земельные правонарушения, совершение которых связано с причинением вреда землям и являющиеся одновременно экологическими правонарушениями:

- загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами;

- захламление земель;

- заражение земель возбудителями бактериальных, паразитарных и инфекционных заболеваний;

- использование земель способами, приводящими к порче земель;

- проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих отрицательное влияние на состояние земель;

- невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной и ветровой эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние земель;

- нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения и земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению. 1

В целях пресечения земельных правонарушений современное земельное законодательство наделило должностных лиц, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, определенными правами — приостанавливать любое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель и если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу, либо получившим отрицательное заключение. Кроме того, должностные лица органов государственного контроля за использованием и охраной земель составляют протоколы о нарушениях и направляют в соответствующие органы материалы для привлечения виновных лиц к ответственности и возмещению ущерба, причиненного ими в результате нарушения земельного законодательства.

2. Понятие материальной и имущественной ответственности за нарушение земельного законодательства

Понятие «ответственность» можно рассматривать как в правовом, так и в неправовом смысле. Юридическая ответственность представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим или юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов права на землю. Наступает она по факту совершения правонарушения и состоит в возложении на правонарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия личностного и имущественного характера. Ответственность в неправовом смысле лишена юридических мер воздействия и обычно носит характер морального внушения лицу, совершившему противоречащий нравственным ценностям проступок. Здесь нет нарушения закона, но нарушаются другие устои общества.

Юридическая ответственность направлена на:

- стимулирование соблюдение земельно-правовых норм;

- восстановление нарушенных земельных прав;

- предупреждение совершения новых правонарушений.

Признаки юридической ответственности: 1

- юридическая ответственность — охранительная функция государства, ее критерием служит степень общественной опасности;

- она не является самоцелью и предназначена не только для наказания, но и для предупреждения правонарушений;

- призвана действовать только тогда, когда применена своевременно (поэтому законом устанавливаются сроки давности);

- является всеобъемлющим инструментом права, обеспечивает исполнение практически всех правовых норм;

- наступает не за абстрактное, а за конкретное нарушение закона;

- нарушения всегда связаны с землей, эта связь непосредственна и имеет различные формы;

- наступает за правонарушение, которое доказано;

- применяется с соблюдением установленной законом процедуры;

- лицо считается привлеченным к юридической ответственности и наказанным лишь в определенный ограниченный промежуток времени;

- юридическая ответственность может не применяться за нарушение земельного законодательства, если потребность в ней отпала.

Чтобы привлечь правонарушителя к правовой ответственности, необходимо в законе указать меру государственного воздействия, которая должна быть применена за правонарушение, — санкцию. Санкции, которые налагаются за земельные правонарушения, подразделяются на карательные, правовосстановительные, компенсационные и содержатся как в земельном законодательстве, так и в законодательстве других отраслей. Если санкции находятся в других отраслях права, то необходимо, чтобы нарушение земельного законодательства было одновременно и нарушением правовых норм соответствующей отрасли права (уголовного, административного, гражданского). 1


3. Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

В ст. 74 ЗК предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная или административная ответственность, а в ст. 76 предусматривается ответственность за причинение убытков и вреда, связанная с нарушением земельного законодательства. Кроме того, ст. 75 ЗК предусматривает и дисциплинарную ответственность, которая не значилась в старом Земельном кодексе. Таким образом, в Земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) ряд мер ответственности за земельные правонарушения предусматривается прямо в земельном законодательстве. Это специальная ответственность, предусмотренная именно земельным законодательством. В отличие от традиционных видов она называется земельно-правовой. 1

Дисциплинарная ответственность.

Субъектом дисциплинарной ответственности может выступать только работник (рабочий или служащий), в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. В данном случае нормы трудовой дисциплины одновременно являются и нормами трудового законодательства. Дисциплинарные взыскания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени. При применении дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткой процессуальной процедуры, руководителю достаточно истребовать объяснение от нарушителя. Приказ о взыскании выносится администрацией того предприятия, где работает данное лицо. Дисциплинарная ответственность может быть применена одновременно с административной и материальной. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения. В тех случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность. Трудовым законодательством предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.

Административная ответственность.

Субъектами административной ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Должностным и юридическим лицам устанавливается более повышенная ответственность. Административная ответственность выражается в конкретно определенных составах административных проступков. Нарушение, не подпадающее под схему состава, ненаказуемо. Перечень земельных правонарушений, за совершение которых наступает административная ответственность, приводится в нормативно-правовых актах административного и земельного права. По общему правилу, к административной ответственности виновные привлекаются независимо от того, в рабочее или нерабочее время они совершили правонарушение. Административные взыскания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе (в пределах их компетенции). Сроки наложения штрафов: два месяца со дня обнаружения правонарушения (в отдельных случаях — не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения). Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком. 1

Гражданско-правовая ответственность.

Гражданско-правовая ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников. Вред возмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Понятие вреда можно определить как умаление имущественного блага. В природоресурсовом законодательстве вред различают правомерный и противоправный. Правомерный вред вызван объективными причинами и подлежит возмещению в случаях, специально предусмотренных законом. Он возмещается при:

- изъятии (выкупе) или временном занятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

- ограничении прав собственников земли, землепользователей, арендаторов (в предусмотренных законом случаях);

- ухудшении качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, организаций, учреждений, граждан;

- при размещении отходов и других видов загрязнения земель, вызванных объективными обстоятельствами.

За правомерный вред наступает экономическая ответственность.

Противоправный вред наступает по факту совершения следующих правонарушений:

- загрязнение, захламление земель;

- порча и уничтожение плодородного слоя почвы;

- невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

- проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.

Вред несет в себе экологическую и экономическую нагрузку. Структура вреда состоит из двух элементов:

- вреда экологического (нарушает экологические интересы общества, обменные процессы в биосфере);

- вреда экономического (посягает на интересы конкретного собственника и выражается в причинении ему вреда).

Экологический вред, как правило, длителен в своем проявлении во времени и пространстве. Поэтому методика его подсчета исходит из факта его причинения, а не из последствия его проявления, которые могут быть растянуты на значительное географическое пространство и отдалены во времени его проявления на значительные годы (Чернобыль). Экологический вред органически связан с экономическим, оба они имеют один источник нанесения такого вреда, одни и те же способы его причинения: загрязнение, разрушение, истощение земель. И тот и другой вред рассматриваются в денежном выражении.

Экономический вред включает в себя:

- ущерб — реальные потери (снижение плодородия почв, уничтожение посевов, насаждений, строений);

- убытки — предполагаемые потери (расходы на восстановление земель, посевов, неполученные доходы).

Гражданское законодательство предусматривает два варианта компенсации вреда — денежный и натуральный (в натуре). Однако не всегда имеется возможность возместить вред в натуре. Возможен также смешанный вариант. Отношения по возмещению вреда, причиненного в результате земельного правонарушения, основаны на принципах гражданско-правовой ответственности:

- всеобщая обязанность возмещения причиненного вреда;

- полное возмещение причиненного вреда;

- ответственность юридических лиц и граждан за вред, причиненный их работниками;

- солидарная ответственность при совместном причинении вреда;

- вред, причиненный источником повышенной опасности, подлежит возмещению независимо от вины причинителя по факту причинения вреда. 1

Что касается механизма возмещения вреда, то гражданская ответственность предусматривает три способа возмещения вреда:

- признание совершенной сделки недействительной;

- взыскание убытков в связи с неисполнением договора;

- возмещение вреда, вытекающего из внедоговорных отношений (в силу факта правонарушения, в силу ограничения прав пользования землей, изъятие участка для государственных нужд).

Может быть также использован негаторный иск, но практики пока такой нет.

Уголовная ответственность применяется за преступления и включает самые строгие меры государственного принуждения. Порядок ее осуществления регламентирован наиболее детально и определяется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК. Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Уголовная ответственность наступает только за те общественно опасные действия (бездействия) лица и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение (невиновное причинение вреда) не допускается. Ряд принципов уголовной ответственности закреплен в международных пактах и конституционном законодательстве (принцип законности, справедливости, гуманизма). Субъектом уголовной ответственности не может выступать юридическое лицо. В случае привлечения к уголовной ответственности группы лиц они признаются соучастниками преступления, и ответственность для каждого из них назначается с учетом степени и характера участия в преступлении. Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо. Привлечению определенного лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого обычно предшествуют: 1

- возбуждение уголовного дела по факту преступления;

- сбор и исследование относящихся к этому делу доказательств.

Решающей стадией уголовной ответственности является рассмотрение дела в судебном заседании. Отношения уголовной ответственности завершаются отбытием наказания, назначенному осужденному, либо освобождением от наказания.

По старому Уголовному кодексу основным общественно опасным действием был самовольный захват земли (ст. 199 УК). Ныне это действие относится к административным правонарушением. В новом УК выделена отдельная глава 26 («Экологические преступления»), которая включает в себя 17 статей. Основная из них — ст. 254 («Порча земли»), которая предусматривает за данное деяние:

- штраф от 200 до 500 размеров минимальной оплаты труда;

- наказание в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

- исправительные работы на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, — ограничение свободы на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок.

Деяния, предусмотренные в первом или во втором случае, повлекшие за собой по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет. 1

Также УК предусмотрены санкции за:

- нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249);

- нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

- незаконная порубка деревьев (ст. 260);

- уничтожение или повреждение лесов (ст. 261);

- нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Земельно-правовая ответственность за нарушения земельного законодательства представляет собой принудительное изъятие земельных участков у граждан в связи с совершением неправомерных действий. Порядок и содержание этого вида ответственности установлены ст.ст. 44 — 48, 50, 51, 54 ЗК РФ, а также ст. 235 ГК РФ.

Законодательство разграничивает основание и порядок принудительного изъятия земли у собственников земельных участков и землепользователей, поскольку они существенно различаются как по содержанию, так и по процедуре. Общим является только то, что принудительное изъятие земельных участков возможно только по решению суда. Изъятие земельных участков у собственников за земельные правонарушения регулируется нормами ст. 235 ГК РФ. Условия и порядок принудительного изъятия земельного участка у лиц, не являющихся его собственниками, в связи с нарушением ими земельного законодательства установлены ст. 54 ЗК РФ.

При обнаружении правонарушения, достаточного для возбуждения дела об изъятии земельного участка, орган (или лицо), осуществляющий государственный земельный контроль, налагает на правонарушителя административное взыскание в виде штрафа в установленном порядке. Одновременно с наложением взыскания выносится предупреждение правонарушителю о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения.

О предупреждении правонарушителя и содержании правонарушения должен быть уведомлен орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земель.

Лицо, виновное в правонарушении, должно получить необходимые разъяснения относительно своих прав в случае возбуждения процедуры прекращения прав на земельный участок.

В случае неустранения правонарушения в указанный в предупреждении срок, орган, вынесший предупреждение, оформляет и направляет материалы о прекращении права на земельный участок в орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земельных участков, который принимает решение о направлении материалов в суд.

Решение суда о прекращении права на земельный участок может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции в десятидневный срок, по истечении которого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в орган государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок. 1

Изъятие земельного участка в связи с нарушением земельного, законодательства осуществляется без возмещения правонарушителю стоимости и убытков, связанных с изъятием. В то же время прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения в установленном порядке стоимости причиненного правонарушителем вреда.



4. Порядок разрешения земельных споров

Земельный кодекс регулирует порядок разрешения земельных споров. Термин «порядок» в этом случае означает организацию деятельности соответствующих органов при разрешении земельных споров, то есть определенную процедуру, определенный процесс рассмотрения земельных споров. Законодательное урегулирования процессуальных вопросов, связанных с разрешением земельных споров, имеет большое практическое значение как для органов разрешающих спор, так и для спорящих сторон. Четкое определение в законе процессуальных прав и обязанностей сторон обеспечивает с одной стороны, действенную гарантию защиты  субъективных прав землепользователя, с другой - выполнение всех требований установленной законом процедуры способствует обеспечению законности в деле разрешения земельных споров. В соответствии со ст. 133 Земельного кодекса земельные споры рассматриваются по заявлению одной из сторон специальными комиссиями, организуемыми при органах  местных администраций из должностных лиц соответствующего комитета по земле и землеустройству, органов архитектуры, органов санэпидемнадзора, органов противопожарной инспекции, иных лиц. Заявление должно быть достаточно мотивировано, а выраженные в нем  требования подтверждены соответствующей документацией. Представляется, что данное требование является обоснованным и практически необходимым. Как правило, предпосылкой подачи заявления о разрешении земельного спора является нарушение прав и интересов землепользователей. 1 При этом оценка данного нарушения может совпадать с истинным положением вещей, а может быть результатом добросовестного заблуждения землепользователя или иного лица относительно принадлежащих ему прав. Так, при спорах о границах смежных земельных участков может иметь место неправильное представление землепользователя о действительных границах предоставленного ему участка. Аналогичная ситуация возникает при спорах по поводу размеров приусадебных участков. Поэтому подача заявления по поводу нарушения права землепользования одновременно с приложением документов, подтверждающих наличие оспариваемого права, а также фактов, свидетельствующих о его нарушении, позволит ускорить рассмотрение спора по существу, облегчит деятельность землеустроительных органов при подготовке материалов дела.

До сих пор мы говорили о процессуальных правах и обязанностях сторон земельного спора на стадии подачи заявления, то есть на стадии возбуждения земельного спора. Каковы же на этой стадии права и обязанности государственного органа, разрешающего спор?  Хотя действующее земельное законодательство не дает прямого ответа на этот вопрос, представляется, что такие права и обязанности могут быть определены исходя из общих принципов деятельности государственных органов по рассмотрению жалоб. Государственных орган, разрешающий земельный спор, обязан принять заявление, если спор относится к его компетенции, зарегистрировав его в установленном порядке. Если же рассмотрение данного спора не относится к компетенции данного органа, последний имеет право и обязан указать на это обстоятельство лицу, подавшему заявление, или направить последнее по подведомственности. Практика показывает, что соответствующие государственные органы не всегда придерживаются этого правила, рассматривая подчас споры, не входящие в его компетенцию, по существу или пересылая заявление в ненадлежащий орган.

Кроме того, следует иметь в виду общий принцип рассмотрения жалоб государственным органами, заключающийся в том, что нельзя пересылать на рассмотрение заявление в тот орган или тому должностному лицу, на которое поступила жалоба.

Большое внимание в ЗК уделено вопросам подготовки материалов по разрешению земельных споров. Обычно такая процедура возлагается на землеустроительные органы, ибо их сотрудники - инженеры-землеустроители обладают наиболее точными сведениями о положении дел в землепользовании и необходимой квалификацией для подготовки требуемых документов.

Землеустроительные органы, получая указания о подготовке материалов к рассмотрению земельного спора, как правило, не ограничиваются только сбором письменных документов, а высылают на места своих работников для установления факта нарушения права землепользования, о чем в ряде случаев составляют соответствующие документы - акты, которые подписываются спорящими сторонами и землеустроителем. Кроме того, ЗК предоставляет право местной администрации образовывать в необходимых случаях для подготовки материалов к рассмотрению земельного спора комиссии из сотрудников администрации, представителей землеустроительных органов, специалистов сельского хозяйства и иных лиц, обладающих достаточным знанием о сути спора. Образование таких комиссий в основном предполагается при рассмотрении наиболее сложных споров, когда затрагиваются интересы не только конкретных землепользователей, но  и отдельных отраслей  народного хозяйства, когда разрешение подобных споров связано с перспективным использованием земель данного района, округа, области, автономной области, края, республики. Такие комиссии следует образовывать, на мой взгляд, при возникновении споров об изъятии сельскохозяйственных земель, о порядке пользования землями в сельских населенных пунктах, о землях, находящимися под лесными угодьями и пр. 1 Хотя в ЗК нет сроков рассмотрения поступившего заявления, предполагается, что такое заявление должно быть рассмотрено в месячный срок, в соответствии с общими требованиями о рассмотрении жалоб и заявлений. Говоря о процессуальных правах сторон применительно к этой стадии, следует отметить, что действующее законодательство предоставляет право сторонам ходатайствовать о прекращении разбирательства по спору  в случаях примирения сторон. Однако при примирении сторон орган, рассматривающий земельный спор, проверяет условия примирения, а также может разрешить спор по существу, если этого требуют охраняемые законом интересы других граждан, предприятий и организаций.

Заключение

В целях пресечения земельных правонарушений современное земельное законодательство наделило должностных лиц, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, определенными правами — приостанавливать любое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель и если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу, либо получившим отрицательное заключение. Кроме того, должностные лица органов государственного контроля за использованием и охраной земель составляют протоколы о нарушениях и направляют в соответствующие органы материалы для привлечения виновных лиц к ответственности и возмещению ущерба, причиненного ими в результате нарушения земельного законодательства.

Материальная и имущественная ответственность за земельные правонарушения наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников. Вред возмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Понятие вреда можно определить как умаление имущественного блага. В природоресурсовом законодательстве вред различают правомерный и противоправный. Правомерный вред вызван объективными причинами и подлежит возмещению в случаях, специально предусмотренных законом. Он возмещается при: изъятии (выкупе) или временном занятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд; ограничении прав собственников земли, землепользователей, арендаторов (в предусмотренных законом случаях); ухудшении качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, организаций, учреждений, граждан; при размещении отходов и других видов загрязнения земель, вызванных объективными обстоятельствами.

Список использованной литературы


1. Ерофеев Б. В. Земельное право: Учебник для вузов. / Под ред. Г. В. Чубукова — М.: Новый Юристъ, 1998 г.


2. Земельное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. В. В. Петрова. — М., 1995 г.


3. Земельное право: Учебник для вузов / Под ред. С. А. Боголюбова. — М.: НОРМА-ИНФРА, 1998 г.


4. Земельное право: Учебник. — М.: Былина, 1997 г.


5. Земля и право: Пособие для российских землевладельцев. — М.: Юрист, 1997 г.


6. Иконитская И. А. Основы земельного права Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: Юрист, 1997 г.



1 Земельное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. В. В. Петрова. — М., 1995 г. С. 123 – 125.

1 Земельное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. В. В. Петрова. — М., 1995 г. С. 125 – 127.

1 Земельное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. В. В. Петрова. — М., 1995 г. С. 129.

1 Земельное право: Учебник для вузов / Под ред. С. А. Боголюбова. — М.: НОРМА-ИНФРА, 1998 г. С. 171 - 173.

1 Земельное право: Учебник для вузов / Под ред. С. А. Боголюбова. — М.: НОРМА-ИНФРА, 1998 г. С. 175.

1 Земельное право: Учебник. — М.: Былина, 1997 г. С. 198 – 201.

1 Земельное право: Учебник. — М.: Былина, 1997 г. С. 201 – 203.

1 Ерофеев Б. В. Земельное право: Учебник для вузов. / Под ред. Г. В. Чубукова — М.: Новый Юристъ, 1998 г.— С. 347 – 348.

1 Ерофеев Б. В. Земельное право: Учебник для вузов. / Под ред. Г. В. Чубукова — М.: Новый Юристъ, 1998 г.— С. 349.

1 Земельное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. В. В. Петрова. — М., 1995 г. С. 135.

1 Земельное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. В. В. Петрова. — М., 1995 г. С. 137.

1 Земельное право: Учебник для вузов / Под ред. С. А. Боголюбова. — М.: НОРМА-ИНФРА, 1998 г. С. 185.

1 Земельное право: Учебник для вузов / Под ред. С. А. Боголюбова. — М.: НОРМА-ИНФРА, 1998 г. С. 187.