Содержание







Введение. 2

1. Сущность малого бизнеса. 3

1.1 Коммерческая схема. 5

1.2 Возможности фирмы.. 7

1.2 Виды товаров (услуг) 8

1.3 Рынки сбыта товаров (услуг) 9

1.4 Конкуренция на рынках сбыта. 10

1.5 План маркетинга. 10

1.6 План производства. 11

1.7 Финансовый план. 11

2. Организация малого бизнеса на примере биллиардного клуба «Пирамида». 13

2.1 Описание фирмы и предоставляемых ею услуг. 13

2.2 Оценка конкурентов и план производства. 15

2.3 Маркетинг-план. 16

2.4 Инвестиционный план. 18

2.5 Организационный план. 19

2.6 Финансовый план. 20

2.7 Анализ риска. 23

3. Рекомендации по организации биллиардного клуба «Пирамида». 24

Заключение. 27

Список литературы.. 29

Введение

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одна из них, наиболее серьёзная – малое предпринимательство. Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение,  с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Именно поэтому тема выбранной работы имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день. Сегодня актуальными являются вопросы организации малых предприятий. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости.

Таким образом, целью данной работы является выявление и анализ основных аспектов организации малого бизнеса.

Для достижения цели, необходимо поставить следующие задачи:

-     Изучить теоретические основы организации малого бизнеса;

-     Продемонстрировать организацию малого бизнеса на примере предприятия;

-     Дать рекомендации по совершенствованию деятельности организации.

1. Сущность малого бизнеса

 Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является[1]:

-     численность персонала;

-     размер уставного капитала;

-     величина активов;

-     объем оборота (прибыли, дохода).

 В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней[2]:

-     в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

-     в оптовой торговле  – 50;

-     в розничной торговле и бытовом обслуживании  – 30;

-     в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.

Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

1.1 Коммерческая схема

 В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс организации функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.

Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.

В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на[3]:

-     конкретный проект производства определенного товара (услуг) — создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);

-     всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

-     изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен 1 или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.

Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:

-     обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;

-     расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

-     определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;

-     подбор работников, которые способны реализовать данный план.

Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-план — концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план — важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.

Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов.

Бизнес-план состоит из следующих разделов: Возможности фирмы (резюме); Виды товаров (услуг); Рынки сбыта товаров (услуг); Конкуренция на рынках сбыта; План маркетинга; План производства; Организационный план; Правовое обеспечение деятельности фирмы; Оценка риска и страхования; Финансовый план; Стратегия финансирования[4].

1.2 Возможности фирмы

Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц. Его текст должен быть понятен и не специалисту — предельная простота и минимум специальных терминов.

Работа над этим разделом чрезвычайно важна, поскольку если он не произведет  благоприятного произведения на инвесторов и кредиторов, то дальше бизнес-план они просто не станут смотреть.

В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на 2 вопроса: “Что они получат при успешной реализации данного плана?” и “Каков риск потери ими денег?”.

Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным вопросам.

В разделе “Возможности фирмы (резюме)” определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица.

В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

1.2 Виды товаров (услуг)

В этом разделе бизнес-плана описываются все товары и услуги, которые производит фирма.

Написанию данного раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товаров или услуг, которые должны стать основой бизнеса фирмы.

В разделе необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых фирмой, ответив на следующие вопросы:

-     Какие товары (услуги) предлагаются фирмой? Опишите их.

-     Наглядное изображение товара (фотография или рисунок).

-     Название товара.

-     Какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые товары, услуги?

-     Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?

-     Дорогие ли эти товары (услуги)?

-     Насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям законодательства?

-     На каких рынках и каким образом они продаются?

-     Почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) фирмы? Что составляет их основное преимущество? В чем их недостатки?

-     Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемых товаров (услуг) или технологии их производства и представления?

-     Каковы цены, по которым продаются товары (услуги)? Каковы затраты на их производство? Какую прибыль принесет продажа единицы каждого товара (услуги)?

-     Каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг)?

-     Имеет ли данный товар фирменную марку?

-     Как организовано послепродажное обслуживание данных товаров, если это технические изделия?

-     И другие.


1.3 Рынки сбыта товаров (услуг)

Этот раздел направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке.

Вначале предпринимателю необходимо найти ответ на следующие вопросы[5]:

-     На каких рынках действует или будет действовать фирма? Какие типы рынков используются фирмой?

-     Какие основные сегменты этих рынков по каждому виду товара (услуги)?

-     Проранжированы ли рынки (сегменты рынка), на которых действует или будет действовать фирма, по коммерческой эффективности и другим рыночным показателям?

-     Что влияет на спрос на товары (услуги) фирмы в каждом из этих сегментов?

-     Каковы перспективы изменения потребностей покупателей в каждом из сегментов рынков?

-     Как предполагается реагировать на эти изменения?

-     Каким образом происходит изучение потребностей и спроса?

-     Какова общая и импортная емкости каждого национального рынка и используемого сегмента по всем товарам (услугам) фирмы?

-     Каковы прогнозы развития емкости сегментов на каждом из рынков?

-     Какова реакция рынка на новые товары (услуги)?

-     Проводятся ли тестирование рынка и пробные продажи?

После ответа на эти вопросы в данном разделе бизнес-плана необходимо представить:

-     Оценку потенциальной емкости рынка.

-     Оценку потенциального объема продаж.

-     Оценку реального объема продаж.

1.4 Конкуренция на рынках сбыта

Здесь нужно провести реалистическую оценку сильных и слабых сторон конкурирующих товаров (услуг) и назвать выпускающие их фирмы, определить источники информации, указывающие на то, какие товары являются наиболее конкурентоспособными, сравнить конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам. Эту информацию целесообразно представить в виде таблицы. Следует кратко обосновать имеющиеся достоинства и недостатки конкурирующих товаров (услуг). Желательно отобразить, какие знания о действиях конкурентов могут помочь вашей фирме создать новые или улучшенные товары (услуги).

Ранг фирмы и главных конкурентов можно указывать для наглядности  по 5- или 10-балльной системе.

Для каждого из целевых рынков надо сравнить транспортные затраты с затратами у конкурентов, качество продуктов и упаковки, сопоставить возможности снижения цен, а также иметь представление о рекламной кампании и имидже фирм.

1.5 План маркетинга

Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана, поскольку в нем непосредственно говорится о характере намечаемого бизнеса и способах, благодаря которым можно рассчитывать на успех.

Предприниматель должен подготовит такой план маркетинга, который способен пробуждать мысль. Он должен не просто представить концепцию, но “продать” бизнес как привлекательную возможность для инвестиций, как кредитный риск с заманчивыми перспективами.

Вот основные проблемы, которые должны быть рассмотрены в этом разделе: Определение спроса и возможности рынка; Конкуренция и другие внешние факторы; Степень конкуренции; Будущие источники конкуренции; Стратегия маркетинга; Стратегия сбыта и распределения; Стратегия ценообразования; Реклама, связи с общественностью, продвижение товара[6].

1.6 План производства

Этот раздел готовится только теми предпринимателями, которые готовятся заняться производством товаров. При написании следует ответить на следующие вопросы:

-     Где будут изготавливаться товары — на действующем или вновь создаваемом предприятии?

-     Насколько удачно выбрано месторасположение фирмы, исходя из близости к рынку, поставщикам, доступности рабочей силы, транспорта и т.д.?

-     Какие производственные мощности потребуются, и как они будут вводиться год от года?

-     Какие основные средства потребуются для организации производства? Какова динамика их изменения на перспективу?

-     Какие возможны затруднения при организации производства?

-     Где, у кого и на каких условиях закупается сырье?

-     Схема производственных потоков.

-     Схема производственных потоков.

-     Предусмотрена ли охрана окружающей среды?

-     Каковы будут издержки производства? Динамика их изменения? 

1.7 Финансовый план

Этот раздел необходимо посвятить планированию финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.

В этом разделе необходимо разработать совокупность следующих планово-отчетных документов: Оперативный план (отчет); План (отчет) доходов и расходов; План (отчет) движения денежных средств; Балансовый отчет (план).[7]

Оперативный план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку. Этот документ должен разрабатываться службой маркетинга.

План (отчет) о доходах и расходах по производству товаров показывает, получит ли фирма прибыль от продажи  каждого из товаров. Этот документ разрабатывается экономической службой фирмы по каждому из товаров.

План (отчет) о движении денежных средств показывает процесс поступлений и расходования денег в процессе деятельности фирмы. Он разрабатывается финансовой службой фирмы.

Балансовый отчет подводит итоги экономической и финансовой деятельности фирмы за отчетный период. Он обычно разрабатывается бухгалтерией.

В указанных планово-отчетных документах отражаются планируемые и фактические величины показателей за отчетный период. Продолжительность планово-отчетных периодов в зависимости от конкретных условий может изменяться в пределах: месяц, квартал, полгода, год[8].

2. Организация малого бизнеса на примере биллиардного клуба «Пирамида»

2.1 Описание фирмы и предоставляемых ею услуг.

Местом, сочетающим в себе атрибуты спортивного отдыха, может яв­ляться клуб «Пирамида», находящийся в северной части Ленинского района г. Новосибирска. Клуб предлагает следующие виды услуг:

1.     Бильярд или американский пул.

2.     Дартс.

3.     Бар.

Для занятий всеми этими спортивными играми клиенту совершенно не нужна специальная спортивная одежда, а объем получаемых удовольст­вий сравним с настоящими занятиями спорта.

Клиенты смогут воспользоваться услугами бара, в котором будут по­даваться большое количество безалкогольных напитков и коктейлей, и из спиртных напитков будут представлены разнообразные сорта вина и пива. Более крепкое спиртное в баре будет продаваться по высоким ценам, что по­зволит создать спрос среди клиентов на легкие напитки.

Необходимым атрибутом клуба должна быть «хорошая» музыка. Кли­ент, приходя в этот клуб, получает целый комплекс услуг, которые в данный момент предлагаются частично немногими местами отдыха.

Клуб должен быть оформлен на высоком уровне и предлагать услуги отличного качества, т.е. поставлять на рынок конкурентоспособную услугу.

Т.к. спрос на спортивные развлечения является постоянным и мало зависит от сезонности, то вопрос занятия клубом части сегмента рынка раз­влечений в Новосибирске является лишь вопросом создания преимуществ перед другими конкурентами уже находящимися на этом рынке. (табл.1)

Таблица 1.

Преимущества по сравнению с конкурентами

 

Недостатки

 

Меры но преодолению недостатков

1. Комплексное предложение услуг

2. Удобство парковки автомобиля,

близость к автотранспортным магистралям

3. Оригинальность интерьера

4. Четкое определение сегмента

рынка на который ориентированы

услуги

1. Отсутствие

некоторых видов развлече­ний (кегель­бан)




1. Дальнейшее развитие и расширение дея­тельности.







Создание такого рода клуба предполагает учреждение общества с ог­раниченной ответственностью "Пирамида", с минимальным уставным капиталом, составляющим 6200$. Учредителями указанной фирмы выступа­ют: 000 "Фокус-Центр"; гражданин Цепаев В. А.

Доли учредителей в уставном капитале распределяются следующим образом: 000 "Фокус-Центр"   -2200$ т.е.35%; гражданин Цепаев В. А.  - 4000$ т.е.65%.

В качестве потенциальных потребителей предоставляемых клубом ус­луг можно рассматривать все население г. Новосибирска в возрасте от 18 до 45 лет, которые имеют доход свыше 300 $ в месяц. Поскольку предлагаемый ком­плекс услуг является новым видом услуг на существующем рынке, можно считать, что он будет интересен практически всем группам населения.

Говоря о конкуренции, необходимо отметить, что целесообразно отне­сти к числу конкурентов клуба фирмы, предоставляющие услуги, аналогич­ные услугам клуба. Детальный анализ конкурентов в нашем случае прово­дится по следующим позициям месторасположение, время работы, качество и стиль интерьера, качество музыки, наличие, стоимость спортивных игр, цены в баре, наличие рекламы. (табл.2)

Таблица 2.

2.2 Оценка конкурентов и план производства


Факторы конку­рентоспособности


Основные конкуренты


“Вега”


"Восьмое чудо света "


"Армадило"


1


Месторасположе­ние


Ленинский район, ул. Ватутина

4,5


Ленинский район, ул. Титова

4,5


Кировский район, ул. Сибиряков-Гвардейцев

4


2


Время работы


12.00-24.00


4,5


17.00-6.00


4,5


12.00-6.00


5


3


Кач-во стиль ин­терьера




5




4




3


4


Бильярд -цена


10$ час




5 $ партия




4 $ партия




5.


Дартс -цена


4$




4,5$




3,5$




6.


Бар -цена, пиво


3-5$




3-6$




3-5$




7.


Наличие рекламы


вывеска, пе­чать




ТВ, печать




Печать




8.


Охрана




4




4




4


9.


ИТОГО:




18




17




16



Бильярд-клуб начинает работу с июля 2000 г. Планируется обслу­живать 600  клиентов ежемесячно. С сентября 2000 г. количество обслужи­ваемых клиентов должно увеличиться на 50 %, с ноября  - на 70% по сравне­нию с июлем 2000 г. Производственная программа в таблице 3.

Таблица 3.

Показатели

 

Июль-август  2000г.

 

Сентябрь-октябрь 2000г

 

Ноябрь-декабрь 2000г.

 

коэф.

роста

кол-во

клиентов

коэф.

роста

кол-во

кли­ентов

коэф.

роста

кол-во

клиентов

Бильярд, Дартс,  бар

 

1,0


600


1,5


900


1,7


1020


ИТОГО:

 



600




900




1020



Примечание: кол-во клиентов дается за месяц.


2.3 Маркетинг-план.

 Целями и задачами Общества являются:

-     создание новой «ниши» на существующем сегменте рынка развлече­ний в г. Новосибирске;

-     окупаемость капитальных вложений за 1 год;

-     получение дохода на вложенные средства не менее 80% в год;

-     создание новых рабочих мест;

Целью маркетинга является создание условий для работы фирмы, при которых она может успешно выполнить свои задачи.

В комплекс мероприятий по маркетингу обычно входят следующие ме­роприятия:

-     изучение потребителя услуги фирмы;

-     анализ рыночных возможностей фирмы;

-     оценка предлагаемой услуги и перспектив развития, анализ формы сбыта услуги;

-     оценка, используемых фирмой методов ценообразования, исследование мероприятий по продвижению услуги на рынке, изучение конкурентов.

-     выбор «ниши» (наиболее благоприятный сегмент рынка). На многие из поставленных вопросов уже были даны ответы ранее. Рыночные возможности фирмы определяются максимальным количест­вом клиентов, потребности которых фирма может удовлетворить за опреде­ленный период времени. Рыночная возможность напрямую зависит от пло­щади помещения, в котором будет располагаться клуб, так как необходимо ограничить посещаемость клуба максимальным количеством людей, при ко­тором будет сохраняться комфортная обстановка. Точное число будет опре­делено в архитектурном плане. При расчетах берется средняя цифра 5 чело­век в час.

При анализе ценообразования необходимо учитывать:

-     себестоимость услуг;

-     цены конкурентов на аналогичные услуги или услуги заменители;

-     уникальность данной услуги;

-     цену, определяемую спросом на данную услугу.

При создании имиджа престижного (модного клуба) необходимо под­держивать цены на относительно высоком уровне, не должны быть выше. Чем у конкурентов. Ценовая политика фирмы должна строится на принципе высокое качество — высокая цена. Для максимального использования воз­можностей фирмы необходимо рассмотреть возможность введения скидок, льготного времени и т.д. Ценовая политика фирмы, таким образом, должна учитывать следующие моменты:

-     Средние валовые издержки для производства (услуги) в час. (Постоянные затраты + переменные затраты) 1 кол-во раб, часов

-     Цены: бильярд — 9$ в час; дартс - от 4$.

Ценовая политика должна строиться на принципах максимизации за­грузки производственных мощностей.

Для успешного продвижения этих услуг на рынке необходимо применять методы стимулирования продаж, которые создают дополнительные преиму­щества для нашей фирмы перед конкурентами. В качестве одного из них можно рассмотреть:

-     скидки для постоянных клиентов (или дополнительные услуги, пред­лагаемые бесплатно);

-     проведение специализированных вечеринок.

Важным фактором стимулирования продаж услуг является стимули­рование работы персонала фирмы.

Говоря об имидже клуба, необходимо отметить, что реклама очень тесно связана с процессом установления имиджа клуба. При создании рекламы и имиджа необходимо акцентировать внимание на спортивно-развлекательных возможностях клуба. На здании должен быть установлен интересный световой щит, сообщающий о клубе, который было бы хорошо видно с прилегающих автодорог. Задача рекламной компании — обеспечить посещаемость с первых дней работы клуба.

2.4 Инвестиционный план

В качестве места для организации клуба можно рассматривать первый этаж здания в одном из развивающихся  районов г. Новосибирска - Ленинском. Помеще­ние взято в аренду у ЖКХ  до 2010 года. Арендная плата составляет 500$ в месяц.

Месторасположения клуба очень удачно со следующих позиций:

-     удобный подъезд к клубу;

-     близость к крупным автотранспортным магистралям;

-     большое количество офисов, компаний, жилых домов, находя­щихся поблизости;

-     близость к источникам продуктов питания для бара. Для оказания услуг нам потребуется произвести ремонт, приобрести оборудование.

Основные средства, необходимые для организации работы:

1. Здания и сооружения: в предлагаемом помещении необходимо сделать ремонт в соот­ветствии с архитектурным планом. Стоимость ремонта до 711$.

2. Оборудование: 3 комплекта оборудования для бильярда арендуется у фирмы "Баярд" сроком на 3 года с последующим выкупом и с зачетом выпла­ченной суммы. Стоимость одного комплекта 1000$. стоимость аренды 400$ в год за один комплект; осветительное оборудование; стоимость - 300$ за 3 шт.: оборудование для дартса: стоимость - 200$ за 2 шт.; оборудование для бара: стоимость комплекта - 1000$; аудио, видео техника: стоимость - 500$; оборудование для охраны: стоимость 200$.

2.5 Организационный план

Организационная структура управления фирмой представлена на схеме.

 










Генеральный директор осуществляет руководство работой клуба, ре­шает все финансовые вопросы, связанные с постоянной работой клуба, а фи­нансовые и организационные вопросы, касающиеся использования части прибыли и направлений развития клуба решаются совместно с учредителями фирмы.

Бухгалтер-кассир ведет бухгалтерский учет фирмы, снимает кассу, совместно с главным менеджером подготавливает финансовые отчеты, осуществляет вы­плату зарплаты.

Гл. менеджер выполняет функции директора во время его отсутствия. Осуществляет организацию работы всех сотрудников фирмы. Осуществляет закупки по указанным ценам в ранее обусловленных местах поставок.

Сотрудник в зале занимается выдачей необходимого инвентаря для занятий играми, осуществляют контроль за временем использования игрово­го оборудования.

Бармены осуществляют приготовление безалкогольных коктейлей и продажу всех напитков и продуктов, находящихся в ассортименте бара. При­нимают в кассу деньги от сотрудников в залах. Подает заявки гл. менеджеру на приобретение определенного количества товаров из ассортимента бара, которые заканчиваются.

Уборщица осуществляют уборку всех залов клуба, вынос грязной по­суды и смену пепельниц в игровых залах. Осуществляют постоянную уборку туалетных помещений, подают заявки на необходимые принадлежности для помещений гл. менеджеру.

Гардеробщик осуществляет прием и выдачу верхней одежды клиен­тов.

Охрана осуществляет пропуск клиентов в клуб. Решают вопросы, воз­никающие в случае некорректного поведения клиентов и недопущение их в клуб впредь.

Режим работы клуба с 12.00 до 24.00 т.е. составляет 12 часов в сутки.

Все сотрудники, работающие непосредственно с клиентами, должны иметь опрятный вид. Руководящий персонал и бухгалтер приходят на работу ежедневно. Высокие требования по квалификации предъявляются к гл. ме­неджеру, бухгалтеру, охране. При приеме на работу сотрудник проходит ис­пытательный срок

2.6 Финансовый план

Настоящий раздел рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогнозов реализации услуги в последующие периоды и дает ответы на сле­дующие вопросы:

Сколько нужно средств для реализации предлагаемого проекта? Где можно получить необходимые средства и в какой форме? Когда можно ждать возврата вложенных средств и получение дохода?

Для успешной работы на фирме целесообразно представлять результа­ты финансово-хозяйственной деятельности в виде системы планово отчет­ных документов.

Плановые отчеты готовятся совместно бухгалтером и гл. менеджером. Завершающей формой отчета будет являться балансовый отчет, подготавли­ваемый бухгалтером, форма которого утверждена законодательством. Определим численность персонала и заработную плату. Всем сотрудникам выплачивается установленная заработная плат. в зависимости от занимаемой должности и процента от прибыли (10%).

Начисления на з/п складываются из отчислений единого социального налога (35,6%).

Таблица 4.

Ориентировочная численность персонала


Должность


Кол-во, чел.

Ср. з/п в месяц,  $

З/п в год, $


Начис­ления на з/п

(38.5%)

1


Генеральный директор


1


200


2400


924

 

2


Бухгалтер-кассир


1


150


1800


693


3


Гл. менеджер


1


150


1800


693


4


Сотрудник в зале


1


100


1200


462


5


Бармены


2


100


2400


924


6


Уборщица


1


50


600


231

7


Гардеробщик


1


50


600


231


8


Охранники


2


100


2400


924


9

Итого на з/п

10

1100

13200

5082


Определим стоимость основных производственных фондов.

Таблица 5.

Стоимость основных производственных фондов


Вид ОПФ


Кол-во ед., шт.


Стои­мость за

ед.,$


Стои­мость всего, $


1


Оборудование для бильярда


3


400


1200


2


Оборудование для дартса


2


100


200


3


Оборудование для бара


-


1000


1000


4


Осветительное оборудование


3


100


300


5


Охранное оборудование


-


200


200


6


Аудио, видеотехника


-


500


500


7


ИТОГО:




-


3400



Планом предусмотрена реклама:

1)     печать в еженедельной местной газете 4 раза в месяц. Стои­мость - 290 руб. (10$) в месяц. Расходы на рекламу (июль-сентябрь) -290руб.*3 мес.=870руб. (30$);

2)     Вывеска стоимость - 5800руб. (200$)

Расчет объема продаж:

В среднем один клиент оставляет в клубе 4,5$.

Количество клиентов с июля по август составило - 1200 чел. (600чел. х 2мес.=1200чел); с сентября по октябрь - 1800чел (900чел. х 2 = 1800чел.); с ноября по июнь - 8160чел. (1020 х 8мес. = 8160 чел.). Итого: об­щее кол-во клиентов за год равно 1200+1800+8160=111б0чел. Т.о. объем продаж составит -11160 х 4,5 =50220$ (1456380 руб.) за год.

Сумма амортизационных отчислений исчисляется исходя из средней ставки амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в размере 20 % балансовой стоимости.

Таблица 6.

Калькуляция расходов и доходов


Статьи расходов

Сумма, $

Сумма, руб.

Постоянные расходы

 

1


Материалы


700х12-8400


243600


2


Заработная плата


13200


382800


3


Начисления на заработную плату


5082


147378


4


Реклама


200+30=230


6670


5


Амортизационные отчисления по оборудо­ванию за год


680


19720


6


Арендные платежи


500х12=6000


174000


7


Текущие расходы


100х12=1200


34800


8


Сумма постоянных затрат


34792


1008968


9


Переменные затраты

 





11


Ремонт помещения


500


14500


12


Оборудование


3400


98600


13


Сумма переменных затрат при макси­мальных загрузках


3900


113100


14


Прибыль


50220 -38692=11528


334312


15


Премиальные (10% от прибыли)


1153


33437


16


Чистая прибыль


10375


300875


Срок окупаемости вложений 6200: (10375:12) =6200:864,58=7.17 » 7.2 месяца.

Срок окупаемости оборудования для бильярда (3 комплекта) = == (1000х3): (400х3) =3000:1200=2.5 года.

2.7 Анализ риска

1.    Риск отсутствия сбыта. Его вероятность невелика и объемы сбыта зависят от правильной маркетинговой политики фирмы.

2.       Риск потери помещения, в случае не пролонгации договора аренды помещения, который действует на протяжении 4 лет, учредители мо­гут рассмотреть возможность выкупа помещения в собственность за счет полученной прибыли.


3. Рекомендации по организации биллиардного клуба «Пирамида»

    Из всех различных проблем ООО «Пирамида», директор предприятия Цепаев В. А. назвал трудности, связанные с началом функционирования малых предприятий в российских условиях. Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Он выделил следующие «внешние» трудности: 

Порядок значимости по мере упоминания

                                   Основные проблемы

1

Налоги

2

Законодательство

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация в целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения и высокая ставка за кредит

7

Неплатежеспособность партнёров, клиентов

8

Несовершенство банковской системы

9

Политическая ситуация

10

Бюрократия

11

Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки

12

Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов

13

Недостаток информации, культуры, опыта

14

Кадровые проблемы

15

Рэкет

16

Отрицательное отношение к предпринимателям


Одной из главных проблем Цепаев В.А. выделил «нереальное налоговое законодательство». Трудности с уплатой налогов – это главные неприятности ООО «Пирамида». Они связаны с несовершенством налогового законодательства. Можно дать рекомендацию по совершенствованию налога на вмененный доход. Она заключается в предоставлении льготы по налогу на вмененный доход, если сумма подоходного налога  с заработка сотрудников какого-либо малого предприятия в два раза превысила ставку налога по вмененному доходу этого МП.

Такое предложение связано, прежде всего, с тем, что сегодня большая часть (80-90 %) заработной платы выплачивается вчерную и официально показывается по документам совершенно незначительная ее часть. Это приводит к огромным недоплатам в подоходный налог с физических лиц и во все внебюджетные фонды. Этим самым вольно-невольно предприниматели входят в криминальную систему бизнеса. Поскольку им надо для этого скрыть часть доходов, отмыть и обналичить деньги. Потом эти деньги надо  передать своим работникам, которые таким образом тоже оказываются вовлеченными в круговую поруку. В результате  практически все оказываются в криминальной сфере.

Чтобы вытащить всех из этой среды необходимо заинтересовать предпринимателей платить зарплату легально. По мнению специалистов, этого можно добиться, если  перенести центр тяжести налоговых  сборов с юридических лиц на лиц физических. Для этого следует узаконить такой подход: если сумма подоходного  налога с заработка сотрудников какого-либо малого предприятия в два раза превысила ставку налога по вмененному  доходу этого МП, то предприятию предоставляется льгота по налогу на вмененный доход. Это прямо заинтересует  предпринимателя в том, чтобы увеличивать зарплату своим работникам и показывать ее всю целиком. Если ж эту меру  подкрепить введением личных счетов в Пенсионном фонде, как это предлагается сделать в ходе пенсионной реформы, то  и у рядовых работников получится двойная заинтересованность в том, чтобы не иметь дела с зарплатой, выплачиваемой  вчерную.

Трудное налоговое бремя особенно в начале функционирования организации, когда она уже формально функционирует, но еще не раскрутилась и очень неустойчива, можно облегчить, если взять кредит в специальном банке.

Для финансирования и помощи малому бизнесу существует очень выгодная система кредитования в следующих банках, отделения которых существуют и в Новосибирске:

-     Банк Кредитования Малого Бизнеса (КМБ-Банк) - единственный иностранный банк в России, полностью ориентированный на обслуживание и продвижение микро-, малого и среднего бизнеса, основной задачей которого является кредитование малых и средних предприятий и предоставление им полного спектра современных банковских услуг европейского уровня. Банк готов обслуживать и финансировать любой бизнес, вне зависимости от его размера, и стремится к установлению долгосрочных, стабильных отношений с клиентами. КМБ-Банк работает по западной технологии, адаптированной к условиям российского рынка.

-     Московский коммерческий банк «Сатурн» (МКБ «Сатурн») имеет честь предложить Вам взаимовыгодное сотрудничество в финансовой и коммерческих сферах деятельности Вашей организации. Руководство Банка выбрало для себя стратегию, которая помогает избежать серьезных потерь и позволяет достичь хороших финансовых показателей, что позволяет утвердиться в лице старых клиентов и завоевывать доверие новых клиентов. В своей деятельности МКБ «Сатурн» в первую очередь делает ставку на высокопрофессиональный уровень обслуживания клиентов. Среди клиентов банка: крупные строительные, лизинговые, страховые, торговые, нефтеперерабатывающие, инвестиционные и финансовые компании, медицинские центры. Число клиентов банка постоянно растет, и мы связываем это с внешней оценкой стабильности и надежности работы банка.

Как показывает опыт, множество Новосибирских организаций малого и среднего бизнеса сотрудничают с этими банками. Среди них такие известные предприятия «Топ-Книга» или сеть магазинов «Меломан» и др.

Следующей важной проблемой любой организации, не только ООО «Пирамида» является неправильное построение системы управления организацией. Директора предприятий и организаций в большей части не имеют специального управленческого образования и выстраивают внутреннюю иерархию исходя из своего опыта и не учитывают объективные схемы управления, изученные в менеджменте.

Для ООО «Пирамида» необходимо найти профессиональных управленческих кадров, т.к. настоящее руководство организацией ранее никогда не сталкивалось конкретно с управлением организацией, решением проблем финансовой деятельности, распределения кадров и управления персоналом и т.п.

Возможно, на первом этапе это будет дороже, но в перспективе, умелая организация работы внутри организации даст  большие прибыли.

Заключение

В результате проделанной работы были выявлены и проанализированы основные аспекты организации функционирования малого бизнеса.

При достижении цели были изучены следующие задачи:

-     Рассмотрены теоретические основы организации малого бизнеса. Сущность организации малого бизнеса заключается в системе мер по функционированию производства. Документ, в котором предусматриваются эти меры, в организации называется бизнес-план. Бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс организации функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития. Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.

-     Была изучена практическая реализация организации малого бизнеса на примере ООО «Пирамида». Этот клуб предлагает следующие виды услуг: бильярд или американский пул; дартс; бар. Были представлены пути создания организации, пре­доставляющей спортивные и развлекательные услуги. Определена её органи­зационно-правовая форма, определено предполагаемое место положения создаваемой организации на рынке (рыночная ниша), представлено описание услуг, которые организация будет оказывать потребителям, проанализирова­на целесообразности создания подобной организации с точки зрения рента­бельности и прибыльности. Создание такого рода клуба предполагает учреждение общества с ог­раниченной ответственностью "Пирамида", с минимальным уставным капиталом, составляющим 6200$. Учредителями указанной фирмы выступа­ют: 000 "Фокус-Центр"; гражданин Цепаев В. А. Доли учредителей в уставном капитале распределяются следующим образом: 000 "Фокус-Центр"   -2200$ т.е.35%; гражданин Цепаев В. А.  - 4000$ т.е.65%. В качестве потенциальных потребителей предоставляемых клубом ус­луг можно рассматривать все население г. Новосибирска (преимущественно Ленинского и Кировского района) в возрасте от 18 до 45 лет, которые имеют доход свыше 300 $ в месяц. Поскольку предлагаемый ком­плекс услуг является новым видом услуг на существующем рынке, можно считать, что он будет интересен практически всем группам населения. При организации функционирования предприятия рассматривались следующие положения, которые были включены в бизнес-план ООО «Пирамида»: Возможности фирмы (резюме); Виды услуг; Рынки сбыта услуг; Конкуренция на рынках сбыта; План маркетинга; План производства; Организационный план; Оценка риска; Финансовый план.;

-     Были даны несколько рекомендаций по решению текущих проблем ООО «Пирамида».


Список литературы

1.   Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: Эконом, 1997.

2.     Бизнес-план. Методические материалы. Издание второе, дополненное. / Под редакцией профессора Р. Г. Маниловского. - СПб.: Бизнес, 1997.

3.   Бусыгин А. Предпринимательство : Основной курс. - М.: Инфра-М,1999.

4.     Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - М.: Наука, 1996.

5.     Курс экономической теории. /  Под ред. Сидоровича А. В. – М.: Наука, 1997.

6.     Основы предпринимательского дела / Под редакцией Ю.Осипова.- М.: Наука, 1996.

7.     Справочник директора предприятия. / Под редакцией М. Г. Лапусты. – М.: Инфра-М,1997.

8.     Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как заве­сти собственное дело и добиться успеха. вып. 1. - М. Инфра-М, 2002.

9.     Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000.

10.           Экономика предприятий / Под ред. Волкова П.Н., Акуленко Н.В., Елизарова С.Н. и др. –  М.: Инфра-М, 1998.

11.           Экономика. Учебник о курсу "Экономическая теория". Издание 2-е, переработанное и дополненное. Под редакцией кандидата экономических наук, А.С. Булатова. – М.: Экономика, 1997.




[1] Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: Эконом, 1997. – с. 51.

[2] Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000. – с. 113.

[3] Основы предпринимательского дела / Под редакцией Ю.Осипова.- М.: Наука, 1996. – с. 33.

[4] Экономика предприятий / Под ред. Волкова П.Н., Акуленко Н.В., Елизарова С.Н. и др. –  М.: Инфра-М, 1998. – с. 84.

[5] Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - М.: Наука, 1996. – с. 154.

[6] Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: Эконом, 1997. – с. 69.

[7] Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: Эконом, 1997. – с. 73.

[8] Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - М.: Наука, 1996. – с. 159.