Содержание


1.Сущность капитальных вложений: понятие, виды, структура, динамика

2.Государственное регулирование инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений

3.Источники финансирования  инвестиций, осуществляемых в форме  капитальных вложений

Задача

Список использованной литературы






















1.Сущность капитальных вложений: понятие, виды, структура, динамика

Согласно Федеральному закону №39 «Об инвестиционной деятельности  в Российской Федерации, осуществляемой  в форме капитальных вложений», от 15 июля 1998 года, под инвестициями понимается  - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе  имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые  в объекты предпринимательской и иной  деятельности  в целях  получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.

Капитальные вложения -  инвестиции в основной капитал, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, проектно- изыскательсие работы и другие затраты.

Инвестиции осуществляемые в форме капитальных вложений подразделяют на  следующие виды:

Оборонительные инвестиции, направленные на снижение  риска по приобретению сырья, комплектующих изделий, на удержание уровня цен, на защиту от конкурентов и т.д.

Наступательные инвестиции, обусловленные  поиском  новых технологий и разработок, с целью  поддержания высокого научно-технического уровня производимой продукции.

Социальные инвестиции, целью которых является  улучшение условий труда персонала.

Обязательные инвестиции, необходимость которых связана  с удовлетворением  государственных  требований в части экологических  стандартов, безопасности продукции, иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствования менеджмента.

Представительские инвестиции, направленные на  поддержание престижа предприятия.

В зависимости от  направленности действий выделяют:

Начальные инвестиции,  осуществляемые  при приобретении или основании предприятия.

Экстенсивные инвестиции, направленные на расширение  производственного потенциала.

Реинвестиции, под которыми понимают  вложение высвободившихся  инвестиционных средств в покупку или изготовление новых средств производства.

Брутто-инвестиции, включающие начальные инвестиции  и реинвестиции.

В экономическом анализе применяется иная  группировка  инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений:

Инвестиции, направляемые на замену оборудования, изношенного физически или морально.

Инвестиции в модернизацию оборудования. Их целью является  прежде всего сокращение  издержек производства  или улучшение качества  выпускаемой продукции.

Инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования  является увеличение  возможностей выпуска продукции,  товаров, для ранее сформировавшихся рынков  в рамках уже существующих производств при расширении спроса  на продукцию или  переход  на выпуск новых видов продукции.

Инвестиции в диверсификацию, связанные с  изменением  номенклатуры продукции, производством новых  видов продукции, организацией новых рынков сбыта.

Стратегические инвестиции, направленные на  внедрение  достижений  научно-технического прогресса, повышение степени  конкурентоспособности  продукции, снижение  хозяйственных рисков.

В 1999-2000 гг. после длительного и глубокого спада в российской экономике сложились предпосылки экономического и инвестицион­ного подъема. Оживление в инвестиционной сфере наметилось уже с конца 1998 г. Начиная с 1999 г. темпы роста инвестиций в основной капитал  стали существенно превышать темпы роста ВВП. В 1999 г. рост ин­вестиций в основной капитал составил 4,5%, в то время как ВВП увеличился на 3,2%. В 2000 г. опережение приобрело еще более ярко выраженный характер, прирост темпов инвестиций в реальные акти­вы, как это видно из данных таблицы 1, был весьма значителен.

Таблица 1. Темпы изменения макроэкономических индикаторов развития российской экономики, % к соответствующему периоду предыдущего года




2000 г.


Индикаторы

1998

1999

2000

2001

2002

1 квартал 2003

Валовой внутрен-

-4,6

3,2

8,4

7,5

7,5

7,7

ний продукт







Объем промыш-

-5,0

8,1

11,9

10,3

9,7

9,0

ленной продукции







Инвестиции в ос-

-7,0

4,5

15,4

17,4

17,5

17,4

новной капитал







В основе инвестиционного оживления лежала благоприятная мак­роэкономическая конъюнктура.

Благоприятная ценовая конъюнктура на мировых рынках энер­гоносителей обусловила многократный рост доходов от их экспорта, в первую очередь нефти и нефтепродуктов. Если в 1998 г. прибыль нефтяной промышленности составляла 2 млрд долл., то в 1999 г. она достигла 7, а в первом полугодии 2000 г. уже 5,8 млрд долл.

Рост объемов подрядных работ в строительстве привел  к стимулированию спроса на связанные с этим сектором виды продук­ции в отраслях машиностроения, промышленности строительных ма­териалов. Следует отметить, что имеются  тенденции  существенных сдвигов в отраслевой структуре инвестиций. Ниже приведены данные об отраслевой структуре инвестиций в 1997 и 2002 гг., %

Таблица 2 Отраслевая структура инвестиций в 1997 и 2002 гг., %

Направления инвестирования

1997 г.

2002 г.

Инвестиции в основной капитал, всего

100,0

100,0

В том числе:



транспорт и связь

17,2

21,1

нефтяная промышленность

8,4

16,9

жилищное и коммунальное строительство

25,0

16,0

обрабатывающая промышленность

10,4

12,6

металлургия

3,6

5,5

топливная промышленность (кроме нефтяной)

3,8

5,4

другие отрасли

31,6

22,5

Приведенные данные свидетельствуют о том, что основными сфе­рами инвестиционного подъема, сосредоточившими практически половину совокупных капиталовложений, явились нефтяной (16,9%) и инфраструктурный (21,1%) секторы. Они опередили по масштабам инвестирования традиционного лидера в области реализации инвес­тиционных программ — сектор жилищно-коммунального строитель­ства (16,0%).

Среди динамично инвестирующих в последнее время отраслей до­бывающего комплекса можно отметить черную и цветную металлур­гию. Между тем в ряде секторов топливной промышленности (слан­цевая, торфяная и угольная отрасли) продолжается инвестиционный спад.

Из числа отраслей обрабатывающей промышленности к активно инвестирующим относятся секторы, сопряженные с экспортно-ори­ентированными отраслями и производящие для них производствен­но-техническую продукцию.

Уменьшились объемы инвестирования в мясной, мукомольной, крупяной, рыбной промышленности, микробиологической отрасли. В качестве основных причин низкой инвестиционной активности в этих отраслях можно назвать: низкие темы роста потребительского спроса, значительное ухудшение состояния производственного по­тенциала в условиях глубокого инвестиционного спада, ориентиро­ванность на импортные поставки ресурсов, постепенное исчерпание девальвационного эффекта и соответствующее ухудшение конкурен­тоспособности производимой продукции.

Высокие темпы прироста инвестиций демонстрирует инфраструк­турный комплекс (транспорт и связь), где наиболее динамично ин­вестирующими секторами являются железнодорожный, магистраль­ный трубопроводный и морской транспорт, дорожное хозяйство. Ус­тойчивый инвестиционный рост наблюдается в сфере жилищного строительства.

Процессы модернизации и реконструкции устарев­ших мощностей обусловили преимущественное направление инвес­тиций на закупку машин, технологического оборудования, производ­ственное строительство (табл. 3).

Получение российскими предприятиями ценовых преимуществ в условиях девальвации рубля способствовало замещению импортного оборудования продукцией отечественного машиностроения. Вместе с тем предприятия стремятся использовать наименее капиталоемкие способы модернизации производства, которые позволяют вовлечь в хозяйственный оборот изношенные и недогруженные мощности.

В качестве одного из широко применяемых в последнее время направлений инвестирования выступает капитальный ремонт. Анализ показывает, что доля расходов предприятий, связанных с капиталь­ным ремонтом изношенной техники, в объеме производственных ин­вестиций постоянно увеличивается. Другое направление связано с вложением средств в бывшие в употреблении, но еще работоспособные машины и обору­дование. Данные предпочтения инвесторов обусловлены сохраняю­щимся дефицитом инвестиционно-финансовых ресурсов предпри­ятий, реструктурированием устаревших производств, перепрофили­рованием незагруженных мощностей, приемлемостью (в отличие от импортируемого оборудования) ценовых параметров.

Таблица 3. Технологическая структура инвестиций в 1998-2002 гг., % к инвестициям в основной капитал

Инвестиционные затраты

1998 г.

2000 г.

2002 г.

Жилищный фонд

16,3

16,9

14,1

Здания и сооружения

43,7

44,2

41,0

Машины и оборудование

30,5

29,8

36,5

Прочие

9,5

9,1

8,4



2.Государственное регулирование инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений


Согласно Федеральному закону №39 «Об инвестиционной деятельности  в Российской Федерации, осуществляемой  в форме капитальных вложений», от 15 июля 1998 года, существуют следующие  формы и методы государственного регулирования ин­вестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений:

1.  Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется орга­нами государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации.

2.  Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем совершенствования системы налогов, механизма начисления амор­тизации и использования амортизационных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специаль­ных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации; расширения использования средств населения и иных внебюджет­ных источников финансирования жилищного строительства и строи­тельства объектов социально-культурного назначения; создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; принятия антимонопольных мер; расширения возможностей использования залогов при осуществ­лении кредитования; развития финансового лизинга в Российской Федерации; проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпа­ми инфляции; создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных про­ектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностран­ными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируе­мых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъ­ектов Российской Федерации; формирования перечня строек и объектов технического перевоору­жения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указан­ного перечня определяется Правительством Российской Федерации; предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (Бюд­жета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российс­кой Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации; размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных про­ектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соот­ветствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собствен­ности соответствующей части акций создаваемого акционерного обще­ства, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствую­щих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации, средств бюдже­тов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной вла­сти соответствующих субъектов Российской Федерации; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации; защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудо­вания, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюдже­та развития Российской Федерации); разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществ­ления контроля за Их соблюдением; выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановлен­ных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государ­ственной собственности; предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации:

Согласно выше указанного закона существует следующий порядок принятия решений об осуществлении государ­ственных капитальных вложений:

1.  Решения об осуществлении государственных капитальных вло­жений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.  Расходы на финансирование государственных капитальных вло­жений предусматриваются:

·                    в федеральном бюджете - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целе­вых программ, а также на основании предложений Президента Россий­ской Федерации либо Правительства Российской Федерации;

·                    в бюджетах субъектов Российской Федерации - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проек­тов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производят­ся в соответствии с законодательством Российской Федерация в поряд­ке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерально­го бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы.

4.  Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Россий­ской Федерации, а порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Феде­рации. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют регио­нальные инвестиционные программы.

5.  Решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых Российской Федерацией совместно с ино­странными государствами, принимаются после заключения Российской Федерацией соответствующих межгосударственных соглашений.

6.  Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации при реализации соответ­ствующих инвестиционных проектов производится государственными заказчиками путем проведения конкурсов в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

7.  Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществля­ют Счетная палата Российской Федерации, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Россий­ской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствую­щими субъектами Российской Федерации органы.

Все инвестиционные проекты независимо от источников финан­сирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе.

Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предот­вращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отве­чает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.

Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств феде­рального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федера­ции, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народнохо­зяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений подлежат госу­дарственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то орга­нами государственной власти. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством Российской Федерации.


3.Источники финансирования  инвестиций, осуществляемых в форме  капитальных вложений


Наличие источников финансирования инвестиций в настоя­щее время является одной из главных проблем в инвестицион­ной деятельности. С переходом России на рыночные отношения наблюдается острый дефицит источников финансирования, что связано в первую очередь с общим экономическим кризисом.

Система финансирования обеспечения инвестиционного про­цесса складывается из органического единства источников финан­сирования инвестиционной деятельности и методов инвестирова­ния. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинан­сирования, а также комбинированный. За научными названиями этих методов в реальной жизни стоят различные субъекты рынка: различные фондовые биржи, коммерческие банки, бюджеты всех уровней, предприятия. Все они могут выступать инвесторами.

Капитальные вложения могут финансироваться за счет:

• собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц, средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмеще­ния потерь от аварий, стихийных бедствий и других средств);

• заемных финансовых средств инвесторов или переданных им средств (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

• привлеченных финансовых средств инвестора (средств, по­лучаемых от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

• финансовых средств, централизуемых объединениями (со­юзами) предприятий в установленном порядке;

• средств внебюджетных фондов;

• средств федерального бюджета, предоставляемых на без­возвратной и возвратной основе, средств бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации;

• средств иностранных инвесторов.

Финансирование капитальных вложений по стройкам и объек­там может осуществляться как за счет одного, так и за счет не­скольких источников. В целом все источники финансирования принято подразделять на: централизованные (бюджетные) и де­централизованные (внебюджетные). К централизованным источ­никам обычно относятся средства федерального бюджета, сред­ства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Все осталь­ные относятся к децентрализованным.


Задача

Определить экономическую эффективность по предлагаемому проекту обновления оборудования с использованием дисконтирования денежных потоков.

Таблица 4. Исходные данные.

год

Платежи и поступления, т.р.

0

-1100

1

+800

2

+900

3

+900

4

+300

5

+600

Ставка дисконтирования – 15%

Таблица 5.Коэффициенты дисконтирования для  Е=15%.

Период

0

1

2

3

4

5

Значение коэффициента

1

0,869

0,757

0,658

0,571

0,497


1.Чистый дисконтированный доход

ЧДД = - åI* 1/(1+E)t +åCF * 1/(1+E)t

I –затраты на инвестиции

t- продолжительность расчетного периода

CF – чистый денежный доход за период эксплуатации

Е – норма дисконта

ЧДД=-1100+800*1/1,15+

 +900*1/1,152+900*1/1,153+300*1/1,154+600*1/1,155=

 - 1100+695,2+681,3+592,2+171,3+298,2= -1100+2438,2=1338,2

2.Индекс рентабельности

PI=åCF * 1/(1+E)t   :    åI* 1/(1+E)t

PI=2438,2/1100=2,2165

Сроком окупаемости называется период времени, в течение которого текущий чистый доход становится неотрицательным

РР(без учета коэффициента дисконтирования):800+900=1700>1100 следовательно срок окупаемости равен два года.

РР(с учетом коэффициента дисконтирования)= 800*1/1,15+

 +900*1/1,152=695,2+681,3=1376,5>1100, следовательно срок окупаемости равен 2 года.

Построим графическую зависимость ЧДД от нормы дисконта. По оси (Х) отложим значение нормы дисконта – 15, 40, 80 по оси (У) значение ЧДД. Значение Е, при котором ЧДД равно «0» и является внутренней нормой  доходности – ВНД.


Таблица 6. Коэффициенты дисконтирования для нормы дисконта 40%

Период

0

1

2

3

4

5

Значение коэффициента

1

0,714

0,51

0,3649

0,26

0,1859

ЧДД(при Е=40%)= -1100+571,2+459+328,4+78+111,5=448,1

Таблица 7. Коэффициенты дисконтирования для нормы дисконта 80%

Период

0

1

2

3

4

5

Значение коэффициента

1

0,55

0,30

0,17

0,095

0,053

ЧДД(при Е=40%)= -1100+440+270+153+28,5+31,8= - 176,7





















 





































                       Рисунок 1.Зависимость ЧДД от нормы дисконта.


Судя по графику ВНД проекта равна 67%

 Судя по приведенным расчетам реализация данного проекта является выгодной, так как  ЧДД проекта, то есть доход от проекта за вычетом первоначальных вложений с учетом временного фактора является положительной величиной, значение индекса рентабельности больше единицы, что свидетельствует  об эффективности проекта, к тому же для данного проекта ВНД не превышает  норму дисконта, что еще раз говорит о его эффективности. Срок окупаемости проекта является достаточно небольшой величиной, рассчитанный  с использованием не дисконтированных денежных потоков, то есть без учета фактора времени 2 года,  и использованием дисконтированных денежных потоков, то есть с учетом фактора времени также 2 года, в сравнении с периодом поступлении поданному проекту, который составляет  5 лет, срок окупаемости небольшой, это также подтверждает эффективность проекта.


















Список использованной литературы


1.     Бланк. Инвестиционный менеджмент. М., 1998.

2.     Жданов О.А. Организация и финансирование инвестиций. М., 2000.

3.     Игошин Н.В. Инвестиции. Организация и управления. М.,1999.

4.     Инновационный менеджмент./Под ред. О.М. Ильенкова. М., 1999.

5.     Инновационный менеджмент./Под ред. А.С. Завлина. М., 2002.

6.     Крутик И.П. Инвестиции и экономический рост. М., 2000.

7.     Мертенс А. Инвестиции. – К.,1997.

8.     Сергеев И.В. Организация и финансирование инвестиций. М., 2001.

9.     Холт Р. Планирование инвестиций. – М.,1994.

10.                                      Шарп У.Ф. Инвестиции. – М.,1998.