Содержание
1.Сущность капитальных вложений: понятие, виды, структура, динамика
2.Государственное регулирование инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений
3.Источники финансирования инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений
Задача
Список использованной литературы
1.Сущность капитальных вложений: понятие, виды, структура, динамика
Согласно Федеральному закону №39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 15 июля 1998 года, под инвестициями понимается - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.
Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, проектно- изыскательсие работы и другие затраты.
Инвестиции осуществляемые в форме капитальных вложений подразделяют на следующие виды:
Оборонительные инвестиции, направленные на снижение риска по приобретению сырья, комплектующих изделий, на удержание уровня цен, на защиту от конкурентов и т.д.
Наступательные инвестиции, обусловленные поиском новых технологий и разработок, с целью поддержания высокого научно-технического уровня производимой продукции.
Социальные инвестиции, целью которых является улучшение условий труда персонала.
Обязательные инвестиции, необходимость которых связана с удовлетворением государственных требований в части экологических стандартов, безопасности продукции, иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствования менеджмента.
Представительские инвестиции, направленные на поддержание престижа предприятия.
В зависимости от направленности действий выделяют:
Начальные инвестиции, осуществляемые при приобретении или основании предприятия.
Экстенсивные инвестиции, направленные на расширение производственного потенциала.
Реинвестиции, под которыми понимают вложение высвободившихся инвестиционных средств в покупку или изготовление новых средств производства.
Брутто-инвестиции, включающие начальные инвестиции и реинвестиции.
В экономическом анализе применяется иная группировка инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений:
Инвестиции, направляемые на замену оборудования, изношенного физически или морально.
Инвестиции в модернизацию оборудования. Их целью является прежде всего сокращение издержек производства или улучшение качества выпускаемой продукции.
Инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования является увеличение возможностей выпуска продукции, товаров, для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств при расширении спроса на продукцию или переход на выпуск новых видов продукции.
Инвестиции в диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры продукции, производством новых видов продукции, организацией новых рынков сбыта.
Стратегические инвестиции, направленные на внедрение достижений научно-технического прогресса, повышение степени конкурентоспособности продукции, снижение хозяйственных рисков.
В 1999-2000 гг. после длительного и глубокого спада в российской экономике сложились предпосылки экономического и инвестиционного подъема. Оживление в инвестиционной сфере наметилось уже с конца 1998 г. Начиная с 1999 г. темпы роста инвестиций в основной капитал стали существенно превышать темпы роста ВВП. В 1999 г. рост инвестиций в основной капитал составил 4,5%, в то время как ВВП увеличился на 3,2%. В 2000 г. опережение приобрело еще более ярко выраженный характер, прирост темпов инвестиций в реальные активы, как это видно из данных таблицы 1, был весьма значителен.
Таблица 1. Темпы изменения макроэкономических индикаторов развития российской экономики, % к соответствующему периоду предыдущего года
|
|
|
2000 г. |
|
||
Индикаторы |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
1 квартал 2003 |
Валовой внутрен- |
-4,6 |
3,2 |
8,4 |
7,5 |
7,5 |
7,7 |
ний продукт |
|
|
|
|
|
|
Объем промыш- |
-5,0 |
8,1 |
11,9 |
10,3 |
9,7 |
9,0 |
ленной продукции |
|
|
|
|
|
|
Инвестиции в ос- |
-7,0 |
4,5 |
15,4 |
17,4 |
17,5 |
17,4 |
новной капитал |
|
|
|
|
|
|
В основе инвестиционного оживления лежала благоприятная макроэкономическая конъюнктура.
Благоприятная ценовая конъюнктура на мировых рынках энергоносителей обусловила многократный рост доходов от их экспорта, в первую очередь нефти и нефтепродуктов. Если в 1998 г. прибыль нефтяной промышленности составляла 2 млрд долл., то в 1999 г. она достигла 7, а в первом полугодии 2000 г. уже 5,8 млрд долл.
Рост объемов подрядных работ в строительстве привел к стимулированию спроса на связанные с этим сектором виды продукции в отраслях машиностроения, промышленности строительных материалов. Следует отметить, что имеются тенденции существенных сдвигов в отраслевой структуре инвестиций. Ниже приведены данные об отраслевой структуре инвестиций в 1997 и 2002 гг., %
Таблица 2 Отраслевая структура инвестиций в 1997 и 2002 гг., %
Направления инвестирования |
1997 г. |
2002 г. |
Инвестиции в основной капитал, всего |
100,0 |
100,0 |
В том числе: |
|
|
транспорт и связь |
17,2 |
21,1 |
нефтяная промышленность |
8,4 |
16,9 |
жилищное и коммунальное строительство |
25,0 |
16,0 |
обрабатывающая промышленность |
10,4 |
12,6 |
металлургия |
3,6 |
5,5 |
топливная промышленность (кроме нефтяной) |
3,8 |
5,4 |
другие отрасли |
31,6 |
22,5 |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что основными сферами инвестиционного подъема, сосредоточившими практически половину совокупных капиталовложений, явились нефтяной (16,9%) и инфраструктурный (21,1%) секторы. Они опередили по масштабам инвестирования традиционного лидера в области реализации инвестиционных программ — сектор жилищно-коммунального строительства (16,0%).
Среди динамично инвестирующих в последнее время отраслей добывающего комплекса можно отметить черную и цветную металлургию. Между тем в ряде секторов топливной промышленности (сланцевая, торфяная и угольная отрасли) продолжается инвестиционный спад.
Из числа отраслей обрабатывающей промышленности к активно инвестирующим относятся секторы, сопряженные с экспортно-ориентированными отраслями и производящие для них производственно-техническую продукцию.
Уменьшились объемы инвестирования в мясной, мукомольной, крупяной, рыбной промышленности, микробиологической отрасли. В качестве основных причин низкой инвестиционной активности в этих отраслях можно назвать: низкие темы роста потребительского спроса, значительное ухудшение состояния производственного потенциала в условиях глубокого инвестиционного спада, ориентированность на импортные поставки ресурсов, постепенное исчерпание девальвационного эффекта и соответствующее ухудшение конкурентоспособности производимой продукции.
Высокие темпы прироста инвестиций демонстрирует инфраструктурный комплекс (транспорт и связь), где наиболее динамично инвестирующими секторами являются железнодорожный, магистральный трубопроводный и морской транспорт, дорожное хозяйство. Устойчивый инвестиционный рост наблюдается в сфере жилищного строительства.
Процессы модернизации и реконструкции устаревших мощностей обусловили преимущественное направление инвестиций на закупку машин, технологического оборудования, производственное строительство (табл. 3).
Получение российскими предприятиями ценовых преимуществ в условиях девальвации рубля способствовало замещению импортного оборудования продукцией отечественного машиностроения. Вместе с тем предприятия стремятся использовать наименее капиталоемкие способы модернизации производства, которые позволяют вовлечь в хозяйственный оборот изношенные и недогруженные мощности.
В качестве одного из широко применяемых в последнее время направлений инвестирования выступает капитальный ремонт. Анализ показывает, что доля расходов предприятий, связанных с капитальным ремонтом изношенной техники, в объеме производственных инвестиций постоянно увеличивается. Другое направление связано с вложением средств в бывшие в употреблении, но еще работоспособные машины и оборудование. Данные предпочтения инвесторов обусловлены сохраняющимся дефицитом инвестиционно-финансовых ресурсов предприятий, реструктурированием устаревших производств, перепрофилированием незагруженных мощностей, приемлемостью (в отличие от импортируемого оборудования) ценовых параметров.
Таблица 3. Технологическая структура инвестиций в 1998-2002 гг., % к инвестициям в основной капитал
Инвестиционные затраты |
1998 г. |
2000 г. |
2002 г. |
Жилищный фонд |
16,3 |
16,9 |
14,1 |
Здания и сооружения |
43,7 |
44,2 |
41,0 |
Машины и оборудование |
30,5 |
29,8 |
36,5 |
Прочие |
9,5 |
9,1 |
8,4 |
2.Государственное регулирование инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений
Согласно Федеральному закону №39 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 15 июля 1998 года, существуют следующие формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений:
1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:
1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; принятия антимонопольных мер; расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; развития финансового лизинга в Российской Федерации; проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации; формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации; предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации; размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации; защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюджета развития Российской Федерации); разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за Их соблюдением; выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации:
Согласно выше указанного закона существует следующий порядок принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложений:
1. Решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:
· в федеральном бюджете - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;
· в бюджетах субъектов Российской Федерации - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в соответствии с законодательством Российской Федерация в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы.
4. Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, а порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы.
5. Решения об использовании средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, принимаются после заключения Российской Федерацией соответствующих межгосударственных соглашений.
6. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации при реализации соответствующих инвестиционных проектов производится государственными заказчиками путем проведения конкурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют Счетная палата Российской Федерации, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы.
Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе.
Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.
Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народнохозяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством Российской Федерации.
3.Источники финансирования инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений
Наличие источников финансирования инвестиций в настоящее время является одной из главных проблем в инвестиционной деятельности. С переходом России на рыночные отношения наблюдается острый дефицит источников финансирования, что связано в первую очередь с общим экономическим кризисом.
Система финансирования обеспечения инвестиционного процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинансирования, а также комбинированный. За научными названиями этих методов в реальной жизни стоят различные субъекты рынка: различные фондовые биржи, коммерческие банки, бюджеты всех уровней, предприятия. Все они могут выступать инвесторами.
Капитальные вложения могут финансироваться за счет:
• собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц, средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и других средств);
• заемных финансовых средств инвесторов или переданных им средств (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);
• привлеченных финансовых средств инвестора (средств, получаемых от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
• финансовых средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
• средств внебюджетных фондов;
• средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
• средств иностранных инвесторов.
Финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников. В целом все источники финансирования принято подразделять на: централизованные (бюджетные) и децентрализованные (внебюджетные). К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Все остальные относятся к децентрализованным.
Задача
Определить экономическую эффективность по предлагаемому проекту обновления оборудования с использованием дисконтирования денежных потоков.
Таблица 4. Исходные данные.
год |
Платежи и поступления, т.р. |
0 |
-1100 |
1 |
+800 |
2 |
+900 |
3 |
+900 |
4 |
+300 |
5 |
+600 |
Ставка дисконтирования – 15%
Таблица 5.Коэффициенты дисконтирования для Е=15%.
Период |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Значение коэффициента |
1 |
0,869 |
0,757 |
0,658 |
0,571 |
0,497 |
1.Чистый дисконтированный доход
ЧДД = - åI* 1/(1+E)t +åCF * 1/(1+E)t
I –затраты на инвестиции
t- продолжительность расчетного периода
CF – чистый денежный доход за период эксплуатации
Е – норма дисконта
ЧДД=-1100+800*1/1,15+
+900*1/1,152+900*1/1,153+300*1/1,154+600*1/1,155=
- 1100+695,2+681,3+592,2+171,3+298,2= -1100+2438,2=1338,2
2.Индекс рентабельности
PI=åCF * 1/(1+E)t : åI* 1/(1+E)t
PI=2438,2/1100=2,2165
Сроком окупаемости называется период времени, в течение которого текущий чистый доход становится неотрицательным
РР(без учета коэффициента дисконтирования):800+900=1700>1100 следовательно срок окупаемости равен два года.
РР(с учетом коэффициента дисконтирования)= 800*1/1,15+
+900*1/1,152=695,2+681,3=1376,5>1100, следовательно срок окупаемости равен 2 года.
Построим графическую зависимость ЧДД от нормы дисконта. По оси (Х) отложим значение нормы дисконта – 15, 40, 80 по оси (У) значение ЧДД. Значение Е, при котором ЧДД равно «0» и является внутренней нормой доходности – ВНД.
Таблица 6. Коэффициенты дисконтирования для нормы дисконта 40%
Период |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Значение коэффициента |
1 |
0,714 |
0,51 |
0,3649 |
0,26 |
0,1859 |
ЧДД(при Е=40%)= -1100+571,2+459+328,4+78+111,5=448,1
Таблица 7. Коэффициенты дисконтирования для нормы дисконта 80%
Период |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Значение коэффициента |
1 |
0,55 |
0,30 |
0,17 |
0,095 |
0,053 |
ЧДД(при Е=40%)= -1100+440+270+153+28,5+31,8= - 176,7
Рисунок 1.Зависимость ЧДД от нормы дисконта.
Судя по графику ВНД проекта равна 67%
Судя по приведенным расчетам реализация данного проекта является выгодной, так как ЧДД проекта, то есть доход от проекта за вычетом первоначальных вложений с учетом временного фактора является положительной величиной, значение индекса рентабельности больше единицы, что свидетельствует об эффективности проекта, к тому же для данного проекта ВНД не превышает норму дисконта, что еще раз говорит о его эффективности. Срок окупаемости проекта является достаточно небольшой величиной, рассчитанный с использованием не дисконтированных денежных потоков, то есть без учета фактора времени 2 года, и использованием дисконтированных денежных потоков, то есть с учетом фактора времени также 2 года, в сравнении с периодом поступлении поданному проекту, который составляет 5 лет, срок окупаемости небольшой, это также подтверждает эффективность проекта.
Список использованной литературы
1. Бланк. Инвестиционный менеджмент. М., 1998.
2. Жданов О.А. Организация и финансирование инвестиций. М., 2000.
3. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация и управления. М.,1999.
4. Инновационный менеджмент./Под ред. О.М. Ильенкова. М., 1999.
5. Инновационный менеджмент./Под ред. А.С. Завлина. М., 2002.
6. Крутик И.П. Инвестиции и экономический рост. М., 2000.
7. Мертенс А. Инвестиции. – К.,1997.
8. Сергеев И.В. Организация и финансирование инвестиций. М., 2001.
9. Холт Р. Планирование инвестиций. – М.,1994.
10. Шарп У.Ф. Инвестиции. – М.,1998.