Содержание

 

 

 

 

 

№6 Характер и содержание экономической, политической, правовой и других видов среды существования предприятия. 2

№16 Основные отличительные признаки организационно-правовых форм предпринимательства в РФ.. 3

№26 Необходимые для предпринимателя знания об особенностях поведения индивидуума, группы и организации. 4

№36 Функции складов в организации. 5

№46 Характеристика основных методов стратегического анализа. 7

№ 56 Понятие и сущность государственного регулирования предпринимательства  9

Практическое задание №6. 11

Список литературы.. 12

№6 Характер и содержание экономической, политической, правовой и других видов среды существования предприятия

Предпосылками развития предпринимательства  является макросреда, в которой развивается система предпринимательства – это, прежде всего, социально-экономические, политические,  правовые, культурные, технологические, физические условия деятельности.

Экономическая ситуация обуславливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относится также наличие и доступность денежных средств.

На экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач, находящегося у власти правительства.

Предпринимательство действует и развивается в рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие бизнеса. Законодательство о предпринимательстве  предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности с использованием средств производства, имущества, ценностей, как самим их собственником, так и другим субъектом, управляющем его имуществом на праве хозяйственного ведения, предоставленном собственником.

Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства, совершенствование технологических процессов, химизацию.

Организационно-техническая среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные, страховые компании и  др.).

Физическая или географическая среда включает комплекс природных условий, которые оказываю влияние на размещение предприятий.

№16 Основные отличительные признаки организационно-правовых форм предпринимательства в РФ

Согласно Гражданскому Кодексу РФ от 21 октября 1994 года в РФ существуют следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества, общества и производственные кооперативы[1].

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.





Основные организационно-правовые формы предпринимательства согласно ГКРФ имеют следующую градацию[2].

 















№26 Необходимые для предпринимателя знания об особенностях поведения индивидуума, группы и организации

Для успешного ведения хозяйственной деятельности предприниматель должен обладать не просто суммой знаний, полученных когда-то, а быть в курсе новейших достижений экономической, управленческой, психологической мысли. Только в этом случае его мышление будет готово для эффективного выстраивания хозяйственной деятельности.

Структура предприятия имеет разноуровневую структуру – иерархию подсистем. Все подсистемы организации тесно взаимоувязаны в единый организм. Эффективность работы организации достижима тогда, когда все элементы будут понимать главную  общую цель деятельности и будут согласованно трудиться в достижении этой цели. Это есть системный аспект развития организации в котором увязаны сотрудники, коллективы и организация в целом. предприниматель должен обладать знаниями о каждой из этих подсистем для того чтобы умело выстроить деятельность организации.

Современное знание предпринимателя предполагает ориентацию на мировой опыт, изучение и использование достижений, в том числе капиталистического менеджмента. Более того, оно включает восприятие народного хозяйства как части всемирного. Развитие и углубление международной интеграции, выход на мировой рынок, создание совместных предприятий требуют не только широкого кругозора, специального обучения, но и психологической готовности кадров к такому значительному расширению поля деятельности[3].

Для современного знания предпринимателя характерен интенсивный тип деятельности, стремление наиболее полно использовать как внутренние, так и внешние факторы, прогнозировать все последствия. Очевидно, что этот тип деятельности предполагает наличие серьезной подготовки руководителя, прежде всего в области экономики управления, психологии права, требует широкого кругозора, понимания роли социальных факторов производства.

Знание предпринимателя может характеризоваться широтой и узостью. Широта означает способность руководителя охватить мыслью все многообразие отношений, связанных с хозяйственной задачей. Узость мышления особенно часто проявляется, когда решение проблемы требует взаимодействия нескольких ведомств. Необходима диалектичность, подвижность взглядов, идей, концепций из которых исходит руководитель, принимая решения.

№36 Функции складов в организации

Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов и потребителей.

К основным функциям склада можно отнести следующие[4]:

1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом – создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т.д.

2. Складирование и хранение позволяют выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дают возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.

3. Унитизация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше, чем вагон» или «меньше, чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов (рис. 2).

Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.

4. Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей. Среди этих услуг могут быть:

-     подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);

-     проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;

-     придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);

-     транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

Основные проблемы функционирования складов

Существует несколько основных проблем, успешное решение которых может гарантировать эффективное функционирование складского хозяйства.

К ним относятся:

-     выбор между собственным складом или складом общего пользования;

-     количество складов и размещение складской сети;

-     размер и место расположения склада;

-     выбор системы складирования.

№46 Характеристика основных методов стратегического анализа

Стратегический анализ нацелен на выработку аналитического описания внешней и внутренней сред компании, определение принципов поведения компании по отношению к этим средам. Инструменты, применяемые при стратегическом анализе, достаточно широко описаны в деловой литературе, поэтому останавливаться подробно на них не будем. Укажем лишь основные методы и приемы, применимые в практике реструктуризации отечественных компаний[5]:

-     Анализ групп влияния. Под группами влияния понимаются профессиональные либо социальные группы, влияющие на деятельность компании, и их отношение к определенным ранее целям собственников. В качестве групп выделяются, как правило, такие как: менеджмент компании разного уровня; рабочие; властные структуры (местные и федеральные); общественные движения; пресса; партнеры и контрагенты; жители окрестных домов, и т.д., то есть все те, кто может тем или иным способом оказать воздействие на достижение целей собственников. По каждой из групп определяется ее основная цель, соответствие этой цели целям собственников, то, как данная группа влияния может повлиять на достижение целей собственников, реакция компании. Например, для группы влияния "местные власти" цели определяются как "рабочие места и налоги". Если мы сокращаем часть бизнеса, то соответственно, влияние — "противодействие" (слабое или сильное — зависит от величины бизнеса), реакция компании на противодействие — либо создание рабочих мест, либо установление доверительных отношений с властью;

-     Анализ макроэкономических факторов. Под макроэкономическими факторами понимаются факторы, характеризующие состояние и тенденции развития внешней среды, например: экономические, политические, правовые, внешнеэкономические, технологические и т.д. факторы. При анализе рассматриваются тенденции макроэкономической ситуации и возможные мероприятия компании по нейтрализации негативных и использованию позитивных факторов. Например, экономический фактор "инфляция" проявляется как "обесценивание средств и накоплений", для нейтрализации которого требуется реакция "переход на исчисление расчетов в СКВ с потребителями и рублевые расчеты с поставщиками, конвертация в СКВ свободных денежных средств". Объем и глубина такого анализа зависит от значимости факторов по отношению к бизнес-системе;

-     Анализ конкурентной позиции. Здесь уместно применять известнейшую модель "5-ти сил Портера", описывающую конкурентную среду через взаимодействие с поставщиками, взаимодействие с потребителями, вероятность появления товаров-заменителей, вероятность входа и выхода из отрасли крупных игроков. В результате такого анализа вырабатываются долгосрочные цели компании по достижению такого положения в конкурентной борьбе, которое наиболее полно будет соответствовать долгосрочным требованиям собственников и условиям устойчивости бизнес-системы;

-     Анализ ключевых факторов успеха (КФУ). Это — отраслевой анализ, в рамках которого определяются те характерные черты, которые свойственны всем успешным предприятиям данной отрасли. Например, для пивоваренной отрасли КФУ формулируются как: "узнаваемость бренда, стабильность качества продукции и широкая сеть дистрибуции". Анализ КФУ дает определение качественных показателей, которые компании необходимо иметь для достижения успеха в отрасли;

-     Конкурентный анализ. Конкурентный анализ, в наипростейшем, но действенном варианте, состоит в экспертной оценке, ранжировании и сравнении всех выработанных ранее факторов и реакций компании с аналогичными факторами и предполагаемыми реакциями конкурентов. Этот вид анализа дает "направление главного удара", определяя приоритетность принятия решений при реструктуризации предприятия;

-     Анализ внутренней среды. Методов и объектов анализа внутренней среды предприятия описано великое множество, выделим лишь некоторые важнейшие: анализ уровня компетенций, анализ лояльности персонала, анализ соответствия полномочий и ответственности, социометрия, анализ документооборота, анализ систем мотивации, анализ целеполагания, изучение корпоративной культуры и т.д. Этот вид анализа позволяет достаточно точно понять современное внутреннее состояние бизнес-системы, ее способность адекватно реагировать на изменения, связанные с реструктуризацией.

№ 56 Понятие и сущность государственного регулирования предпринимательства

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

  Предпринимательская деятельность в современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.

Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Конституция решает главную экономико-правовую проблему -проблему собственности. Термин “собственность” и ее формы в Конституции понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами. Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическое и правовое пространство в стране.

Эффективным средством государственного регулирования экономики, предпринимательства в рыночных условиях является осуществление налоговой политики в стране. Выполнение налоговых обязательств предпринимателями-налогоплательщиками - важнейшее требование государственной дисциплины. Налоговое законодательство предусматривает меры, обеспечивающие соблюдение порядка уплаты налогов и других обязательных платежей. За нарушения налогового законодательства налогоплательщик может нести финансовую, административную, дисциплинарную и уголовную ответственность[6].

Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательства. Анализ нормативных актов в этой сфере с позиции их влияния на развитие предпринимательства в России позволяет определить, что механизм государственного воздействия включает организационно-управленческие и экономические меры.

Организационные структуры поддержки бизнеса сегодня представлены в первую очередь Государственным комитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, региональными фондами, агентствами, центрами и др. Все более активно действуют на федеральном и региональном уровнях союзы, ассоциации, и другие общественные объединения малых предприятий. Существенно укрепилась система торгово-промышленных палат, обладающая значительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей.

Вторую группу мер поддержки предпринимательства составляют различные фонды, источники их финансирования, рычаги и стимулы как межотраслевого, так и регионального воздействия.

Практическое задание №6

Легальное предприятие по выпуску ликероводочной продукции использует в качестве сырья и материалов для производства, как минимум, следующие позиции: спирт, воду, стеклянные бутылки, пластмассовые и металлические пробки, ароматизаторы, пищевые красители и бумажные этикетки. Распределите все материалы на категории A, B, C для «ABC-анализа».

Функционально-стоимостной анализ (ФСА, Activity Based Costing, АВС) - метод определения стоимости и других характеристик изделий, услуг и потребителей, использующих в качестве основы функции и ресурсы, задействованные в производстве, маркетинге, продаже, доставке, технической поддержке, оказании услуг, обслуживании клиентов, а также обеспечении качества[7].

Метод ФСА разработан как "операционно-ориентированная" альтернатива традиционным финансовым подходам. В частности, в отличие от традиционных финансовых подходов метод ФСА:

-     предоставляет информацию в форме, понятной для персонала предприятия, непосредственно участвующего в бизнес-процессе;

-     распределяет накладные расходы в соответствии с детальным просчетом использования ресурсов, подробным представлением о процессах и их влиянием на себестоимость, а не на основании прямых затрат или учета полного объема выпускаемой продукции.

Распределим материалы по категориям A, B, C.

A – спирт, вода.

B – стеклянные бутылки, пластмассовые и металлические пробки, бумажные этикетки.

С – ароматизаторы, пищевые красители.

Список литературы

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. Справочная система Гарант.

2.   Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. - М.: Инфра-М,1999.

3.     Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - М.: Наука, 1996.

4.     Курс экономической теории. /  Под ред. Сидоровича А. В. – М.: Наука, 1997.

5.     Курс экономической теории. Учебник под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: «АСА», 2001.

6.     Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 1999.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

7.   Основы предпринимательства. Уч. Пособ. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

8.     Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как заве­сти собственное дело и добиться успеха. вып. 1. - М. Инфра-М, 2002.

9.      Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000.



[1] Бусыгин А. Предпринимательство : Основной курс. - М.: Инфра-М,1999. – с. 39.

[2] Бусыгин А. Предпринимательство : Основной курс. - М.: Инфра-М,1999. – с. 51.

[3] Основы предпринимательства. Уч. Пособ. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – с. 431.

[4] Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000. – с. 110.

[5] Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как заве­сти собственное дело и добиться успеха. вып. 1. - М. Инфра-М, 2002. – с. 312.

[6] Курс экономической теории. /  Под ред. Сидоровича А. В. – М.: Наука, 1997. – с. 348.

[7] Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как заве­сти собственное дело и добиться успеха. вып. 1. - М. Инфра-М, 2002. – с. 78.