СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………..3


1. История создания и правовой статус СНГ………………………………………4

2. Органы СНГ……………………………………………………………………….9

3. Военно-политическое сотрудничество и охрана внешних границ…………...11

4. СНГ и права человека…………………………………………………………...13

5. Экономическое сотрудничество………………………………………………..16

6. Сотрудничество в экологической, научно-технической, культурной и других областях……………………………………………………………………………..18


Заключение………………………………………………………………………...20


Список использованной литературы…………………………………………..21


Введение

Цель данной работы: описать Содружество Независимых Государств.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

1. показывается история создания и правовой статус СНГ;

2. рассматриваются органы СНГ;

3. описывается военно-политическое сотрудничество и охрана внешних границ;

4. показывается СНГ и права человека;

5. рассматривается экономическое сотрудничество;

6. описывается сотрудничество в экологической, научно-технической, культурной и других областях.

Содружество Независимых Государств (СНГ), межгосударственное объединение, образованное Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает свое существование, заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и др. областях. 21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. В 1993 принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ. Наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные члены, участвующие в отдельных видах деятельности СНГ.

1. История создания и правовой статус СНГ

Одной из основных проблем существования СНГ является отсутствие полной ясности политико-правового статуса Содружества. Хотя о создании СНГ было заявлено еще в декабре 1991 г., процесс правового оформления Содружества даже в основном пока еще не завершился. В данном случае речь не о том, что жизнь идет своим чередом, интеграционное образование эволюционирует, что требует и соответственного развития правового оформления этого образования. В таком понимании любое явление постоянно развивается, становится. Однако в этом беспрерывном развитии можно зафиксировать некие моменты, и в пределах выделенных моментов описать явление как статичное, имеющее вполне четкие параметры и характеристики. Более того, можно выделить определенные стадии в процессе развития, на протяжении которых допустимо пренебречь некоторыми изменениями, рассматривая качественные скачки в начале и в конце стадии. Например, никто не скажет, что Европейский Союз в середине 90-х гг. то же самое, что Европейское Экономическое Сообщество в конце 50-х гг. Но можно описать и одно (конец 50-х гг.) и другое (середина 90-х гг.) состояния этого интеграционного образования, показать различия и закономерности развития. Другое дело СНГ. Долгое время оно существовало без Устава и ряда других основополагающих правовых документов. 1 Процесс разработки, создания правовой базы функционирования СНГ затянулся. Так, например, Положения о флаге и эмблеме СНГ были одобрены Межпарламентской Ассамблеей и рекомендованы для рассмотрения Советом глав государств Содружества только в мае 1995 г. В то же время в уже существующие правовые акты вносятся изменения, уточняющие и корректирующие статус и полномочия некоторых органов Содружества. В частности, уже отменен пункт 3 Постановления Межпарламентской Ассамблеи «О роли Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств и ее задачах по дальнейшему укреплению Содружества», а принято Постановление было менее двух лет назад — 18 марта 1994 г. Одновременно с отменой указанного положения Межпарламентская Ассамблея одобрила и рекомендовала к рассмотрению Советом глав государств СНГ поправки к ст.ст. 36 и 37 Устава, регулирующим правовой статус Межпарламентской Ассамблеи, нацеленные на уточнение роли и функций этого органа. Проект Конвенции о Межпарламентской Ассамблеи был подготовлен только к середине 1995 г.

Вместе с тем даже подписанные в рамках СНГ международно-правовые договоры и соглашения довольно долго ждут ратификации. Многие соглашения не ратифицированы большинством государств, подписавших их на протяжении двух-трех лет, а ведь СНГ существует всего четыре года. Примечательно, что одним из наиболее активных государств-участников с точки зрения ратификации конвенций выступает Таджикистан. Кстати, как средство гармонизации законодательства в отдельных областях правового регулирования в странах-участницах СНГ модельные правовые акты зарекомендовали себя в ряде случаев более эффективными, чем конвенции. Дело в том, что модельные правовые акты разрабатываются специалистами с учетом практики и потребностей, но не носят обязывающего характера и потому, как правило, не вызывают острых политических дискуссий. В итоге же согласованные специалистами общие принципы и подходы в отношении тех или иных правовых институтов воплощаются в законодательных актах, принимаемых в отдельных странах СНГ, приводя к определенной согласованности правового регулирования некоторых отношений без какого-либо давления или навязывания стандартов одних республик другим. 1

Впрочем, подписание и ратификация международных договоров и соглашений не означает, как показывает практика, что они реально претворяются в жизнь.

Общим местом в выступлениях и статьях по правовым проблемам экономического сотрудничества стран-членов СНГ стало признание факта, что соглашения об экономическом союзе, подписанные еще в 1993 г. либо вовсе не претворяются в жизнь, либо работают весьма слабо.

В чем же причина такого состояния дел? Ведь потребности в экономическом сотрудничестве в рамках СНГ существуют, имеются в наличии объективные предпосылки для хозяйственной интеграции. Среди них высокий уровень специализации бывших республик СССР, единая транспортная сеть, линии связи, энергосистема и т.д. Годами отрабатывалась кооперация предприятий, находившихся в разных республиках, были выработаны сохраняющиеся поныне единые стандарты и нормативы. Русский язык остается средством межнационального общения, его знает подавляющее большинство населения СНГ. А единый язык способствует лучшему взаимопониманию. С течением времени без субъективной поддержки указанные объективные факторы ослабевают: бывшие союзные республики учатся жить в одиночку. Но в любом случае практически никто не спорит, что для успешной интеграции нужен прочный базис, а именно — объективные потребности и предпосылки. Однако достаточно ли объективно существующих условий для успешной интеграции? Жизнь показывает, что нет. Необходима еще и политическая воля к объединению.

В СНГ разные страны-члены видят отнюдь не одно и то же. Если Беларусь и Россия считали, что СНГ — это путь к более тесному сотрудничеству и единению, то Украина с самого начала видела в СНГ способ цивилизованного «развода». Впоследствии Молдавия поддержала эту позицию Украины. Парадоксальным кажется факт, что одна из трех основательниц СНГ — Украина — не стала ратифицировать его Устав. А один из наиболее последовательных противников дезинтеграции — Президент Казахстана — даже не был приглашен, чтобы принять участие в учреждении СНГ. 1

Столь принципиально отличные и даже более того — диаметрально противоположные подходы стран-членов к целям и задачам СНГ, и, следовательно, способам их достижения и решения в рамках Содружества привел к той ситуации, которая была описана выше. Тексты правовых документов составлялись таким образом, чтобы удовлетворить всех. В результате этого они получались расплывчатыми, неясными, какого-либо действенного правового регулирования от них ожидать было трудно.

Представляется, что вначале надо было определиться, создать костяк из тех, кто готов к интеграции (при наличии, естественно, объективных экономических предпосылок). Другими словами, проблема носит политико-правовой характер. Создание более или менее тесного объединения России, Беларуси и Казахстана могло бы стать первым шагом на пути интеграции. Не случайно в Таможенный союз вошли именно эти три государства. Развивая взаимодействие указанных стран, можно было бы разработать и эффективный правовой механизм регулирования их сотрудничества. В таких условиях и процессы интеграции развивались бы более адекватным образом и скорее принесли бы ощутимые результаты. А значит и Содружество оказалось бы привлекательным для других бывших советских республик. Попутно отметим, что в этом направлении и пошло развитие интеграции, т.е. по пути сближения и укрепления связей России, Беларуси и Казахстана, к которым присоединилась и Киргизия.

Следует отметить, что право способно разрешить многие проблемы, если решены политические вопросы. В противном случае юриспруденция оказывается бессильной, а правовые акты страдают расплывчатостью, не позволяющей добиться четкого нормативного регулирования. 1

Вместе с тем надо сказать, что распад СССР породил проблему поисков новой геополитической системности на территории бывшего СССР. Причем эти поиски не остановились на уровне отношений между бывшими союзными республиками, входившими в состав СССР, они затронули и внутреннее территориальное устройство отдельных бывших союзных республик. Не обошли эти процессы и Россию. Правда, внутренние проблемы отдельных стран-участниц не входят в круг вопросов, стоящих перед докладчиком, поэтому я и оставляю их в данном случае без рассмотрения. В связи с поисками геополитической системности хотелось бы сделать следующее замечание. Общая модель взаимодействия систем включает блоки управления, которые располагают некоторыми средствами адаптации. В процессе взаимодействия систем появляются рассогласования, а взаимные интересы через обратную связь воздействуют на их блоки управления, которые должны адекватно реагировать. Кроме того, каждая из систем взаимодействует с окружающей средой и опять-таки должна адекватно реагировать на ее воздействия, оказывая в то же время на нее определенное влияние. Тщательный синергетический анализ лучше бы выявил болевые точки и перспективы рассматриваемых сложных систем, а также наметил бы пути решения насущных проблем. Однако это выходит за рамки настоящего доклада о правовых проблемах интеграции и требует отдельного обстоятельного исследования. 1

Г. Г. Шинкарецкая: Содружество Независимых Государств до сего времени остается большим и мало известным явлением. Я бы выделила в нем три крупных области, со своими собственными проблемами.

1. Это проблемы организации как таковой.

2. Проблемы взаимоотношений между государствами — бывшими республиками СССР вообще и положение России среди них.

3. Сейчас встает очень интересная теоретически и весьма важная практически проблема — соотношение обязательств России по соглашениям в рамках СНГ с обязательствами, принятыми Россией при вступлении в Совет Европы, причем надо еще учесть, что все это накладывается на очень пока неясное положение ст. 15 Конституции РФ о том, что международное право составляет часть правовой системы нашего государства.


2. Органы СНГ

Начал работать Высший Государственный Совет и Совет Министров. Одобрено Положение о Постоянном Комитете, выработаны предложения по его структуре и численности. Но процесс формирования его состава непростительно затянулся. Считаю, что в Постоянный Комитет должны прийти новые активные люди, знающие его работу. Одновременно следует сохранить преемственность от Союза Беларуси и России. 1 По моему мнению, до завершения формирования системы государственного устройства Союзного государства необходимо сохранить ранее существовавшую практику, введя в состав Совета Министров Союзного государства должности Заместителей Председателей Совета Министров Союзного государства, являющихся заместителями руководителей национальных правительств. Особо отмечу: эти организационные мероприятия не противоречат Договору. Без их осуществления упорядочение деятельности органов Союзного государства невозможно. Прошло уже полгода с момента вступления Договора в силу, а до настоящего времени не сформирован даже аппарат Совета Министров Союзного государства, которым является Постоянный Комитет. Аппарат Исполнительного Комитета работает безынициативно, безответственно затягивает подготовку отдельных проектов важных документов. В то же время вместо подготовки документов, направленных на реализацию Договора о создании Союзного государства и решений Высшего Государственного Совета, Государственный секретарь инициировал обсуждение вопроса о придании Союзному государству статуса межгосударственной организации, а служащим Постоянного Комитета - статуса международных служащих. Хотя Договор прямо говорит о создании Союзного государства, а в его тексте указано, что должностные лица органов Союзного государства и их аппаратов являются государственными служащими Союзного государства (ст. 57 Договора). Неоправданно затягивается принятие основополагающих документов, регулирующих деятельность органов Союзного государства - Высшего Государственного Совета, Совета Министров. Они должны быть приняты на сегодняшнем заседании Высшего Государственного Совета. Уже «закостеневшей» проблемой Союза Беларуси и России остается низкая эффективность принимаемых решений. Приведу один яркий, на мой взгляд, пример. 2 декабря 1997 года Исполкомом Союза Беларуси и России было принято решение о взаимном предоставлении национального режима хозяйственной деятельности и гарантий субъектам хозяйствования Республики Беларусь на территории Российской Федерации и субъектам хозяйствования Российской Федерации на территории Республики Беларусь. Правительства, министерства и ведомства обоих государств должны были привести принятые ранее нормативные правовые акты в соответствие с указанным решением. 28 декабря 1998 года было подписано Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования, во исполнение которого заключено 10 межправительственных, 5 межведомственных и 4 межбанковских соглашения. Но равных условий для субъектов хозяйствования как не было, так и нет до сих пор. Большинство документов носят рамочный характер и реально не влияют на условия деятельности предприятий. Мы должны поломать наконец эту порочную практику! Ответственной задачей является формирование Парламента Союзного государства. 1 Его нижнюю палату - Палату Представителей - предстоит формировать через всеобщие выборы. Но, чтобы Парламент действовал, необходимо создать соответствующую правовую основу и только после этого проводить выборы. Исходя из этого, выборы в Парламент Союзного государства должны проходить одновременно и в Беларуси, и в России. Они станут важным этапом политической жизни наших двух стран. На очередном заседании Высшего Государственного Совета нам необходимо заслушать отчет председателей центральных избирательных комиссий о ходе подготовки к выборам в Парламент Союзного государства. Существенно укрепить роль Парламента в Союзном государстве, в повышении роли этого органа в контроле за бюджетом Союзного государства.

3. Военно-политическое сотрудничество и охрана внешних границ

Министерствами иностранных дел Беларуси и России подготовлена Программа согласованных действий в области внешней политики государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2000-2001 годы. Она одобрена Советом Министров Союзного государства и внесена на утверждение Высшего Государственного Совета. Интересы Союзного государства Беларуси и России на международной арене вполне определены. В рамках Содружества Независимых Государств приоритетом для нас должно стать реальное формирование эффективно функционирующей зоны свободной торговли. В отношениях с Европейским союзом следует теснее координировать наши позиции, особенно по вопросам квот, таможенных тарифов, антидемпинговых санкций. Нужно учитывать и обострение визовой проблемы. Необходимо более целенаправленно реализовывать потенциал сотрудничества Беларуси и России с такими региональными организациями, как Центрально-Европейская Инициатива (ЦЕИ), Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и Совет государств Балтийского моря (СГБМ). Существенно сказываются на наших стратегических позициях отношения Беларуси и России с НАТО. 1 Развитие неконфронтационных отношений с альянсом и сотрудничество с ним в тех областях, где это выгодно и не ущемляет наши национальные интересы, отвечает потребностям наших государств. Мы активно взаимодействуем с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), что предоставляет реальную возможность участвовать в формировании неделимой системы безопасности, основанной на равенстве государств, уважении их права на выбор собственного пути развития. Важнейшим элементом внешней стратегии Союзного государства является его участие в структурах Организации Объединенных Наций. Нашим стратегическим интересам отвечает сохранение и развитие роли ООН как универсальной международной организации, которая способна сыграть уникальную роль в поддержании мира и стабильности. Считаю особенно важным, чтобы Беларусь и Россия продолжали оказывать друг другу всю необходимую помощь и содействие в международных организациях по вопросу борьбы с терроризмом и сепаратизмом. Особо подчеркну потребность четкого согласования позиций Беларуси и России с целью синхронного присоединения наших стран ко Всемирной торговой организации как самостоятельных субъектов международного права.

Коллективная безопасность

Военное сотрудничество между нашими странами осуществляется на основе Концепции совместной оборонной политики Беларуси и России, общих принципов военного строительства и ежегодных планов двустороннего сотрудничества. Для координации деятельности создана и успешно работает совместная Коллегия министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации. Основные направления военного сотрудничества включают в себя формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей согласованное развитие Вооруженных Сил двух государств, регулярное планирование и проведение совместных командно-штабных учений и тренировок, отработку вопросов управления региональной группировкой войск. Ведется разработка совместной программы вооружения на 2001-2005 годы. Все острее становится потребность в единой военной доктрине Союзного государства. На повестке дня стоит вопрос о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Беларуси и России (ЕРС ПВО). 1 Обеспечение совместного боевого дежурства по охране западной воздушной границы Союзного государства целесообразно организовать на двусторонней основе на принципах равного долевого участия. Соответствующий опыт у нас уже есть. В настоящее время развернута работа по согласованию проекта Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «О совместной охране западной воздушной границы Союза Беларуси и России». К сожалению, существуют проблемы недостаточных объемов оборонных закупок ввиду отсутствия финансовых средств.                                               4. СНГ и права человека

Россия, приверженная ценностям демократического общества, включая уважение прав и свобод человека, видит свои задачи в том, чтобы: добиваться уважения прав и свобод человека во всем мире на основе соблюдения норм международного права; защищать права и интересы российских граждан и соотечественников за рубежом на основе международного права и действующих двусторонних соглашений. Российская Федерация будет добиваться адекватного обеспечения прав и свобод соотечественников в государствах, где они постоянно проживают, поддерживать и развивать всесторонние связи с ними и их организациями; развивать международное сотрудничество в области гуманитарного обмена; расширять участие в международных конвенциях и соглашениях в области прав человека; продолжить приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с международными обязательствами России. 1

Важнейшим направлением деятельности всех органов Союзного государства должна стать конкретная работа по реализации Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан. В этом направлении уже сделано немало. Белорусы и россияне, как правило, имеют возможность свободно, без виз и таможенных досмотров передвигаться из Беларуси в Россию и обратно. Предоставлены равные права на приобретение жилья на территории двух государств, трудоустройство и оплату труда. Граждане наших двух стран обладают равными правами в области социального обеспечения. Действует одинаковый порядок получения пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет. 1 января 2000 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения». В результате соотношение размеров минимальной пенсии по возрасту и средней пенсии с бюджетом прожиточного минимума в Беларуси приближено к соотношению этих пенсий в России. В области образования работают договоренности между Россией и Беларусью о равных правах абитуриентов, о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. Утверждена Концепция развития системы образования, подготовки и переподготовки кадров в Союзе. Проведена необходимая организационно-методическая работа по формированию единого образовательного пространства. Создан Координационный совет министерств образования России и Беларуси. В сфере здравоохранения в Республике Беларусь и в Российской Федерации гражданам обеих стран обеспечено взаимное предоставление скорой и неотложной медицинской помощи бесплатно и в необходимом объеме во всех лечебно-профилактических учреждениях государства временного пребывания граждан. В учреждениях государственной системы здравоохранения бесплатно осуществляется диагностика возникших у человека в период нахождения в государстве временного пребывания опасных заболеваний. Подписаны межведомственные соглашения в области регистрации, стандартизации и контроля качества лекарственных средств, а также о признании результатов работ по сертификации лекарственных средств. Ведется работа в области реализации совместных программ «Совершенствование службы медицины катастроф», «Санитарная охрана территории Республики Беларусь и Российской Федерации». В то же время в Республике Беларусь и Российской Федерации действуют две различные по формам финансирования системы здравоохранения: в Республике Беларусь - бюджетное финансирование, в Российской Федерации - бюджетно-страховое. Это обстоятельство предопределяет главный вопрос, который необходимо решить, чтобы в полном объеме обеспечить равные права граждан Беларуси и России на получение всесторонней медицинской помощи при их нахождении на территории другого государства. Несмотря на имеющиеся в социальной сфере достижения, в реальной жизни белорусы и россияне продолжают сталкиваться с рядом проблем, что вызывает у них обоснованное недовольство. К примеру, российские власти отказывают в постоянной регистрации (прописке) гражданам Беларуси, которые приобрели жилье в Москве и Московской области и в установленном порядке оформили въезд на постоянное жительство в Россию. Систематически происходит изъятие паспортов у граждан Республики Беларусь, прибывших в Москву и не оформивших регистрацию в соответствии с распоряжением мэра Москвы. Многими регионами Российской Федерации приостановлены денежные выплаты в счет компенсации за ущерб, нанесенный здоровью гражданам Республики Беларусь во время их работы в Российской Федерации, а также других выплат - пенсий, пособий, алиментов и их переводов почтой в Республику Беларусь. В свою очередь, от граждан Российской Федерации в Администрацию Президента, Верховный Суд, Прокуратуру Республики Беларусь поступают многочисленные жалобы и обращения на действия белорусских властей на местах, связанные с расширительным толкованием и применением положений Декрета Президента Республики Беларусь от 4 сентября 1998 года N 15 «О неотложных мерах по защите потребительского рынка». По мнению российских специалистов, судебные и правоохранительные органы Республики Беларусь необоснованно применяют конфискационные меры. 1 Из-за несогласованных действий Национального банка Республики Беларусь, Центрального банка Российской Федерации и государственных таможенных комитетов белорусскими таможенниками изымается валюта, превышающая сумму 500 долларов США, хотя по российским нормативным актам гражданам России разрешено вывозить до 1500 долларов США. Все это вкупе и формирует тот негативный фон, который активно и умело используют в своих целях противники нашего единения. Немалые материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы Беларуси и России брошены на решение наиболее актуальной для нас проблемы - минимизации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Тем не менее чернобыльская проблема требует более тщательного подхода. На повестке дня стоит вопрос укрепления культурных связей между Беларусью и Россией.

5. Экономическое сотрудничество

Государства-участники создают единое экономическое пространство. В Союзном государстве действует унифицированное, а затем и единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и налоговое законодательство.

В целях создания единого экономического пространства государства-участники принимают согласованные меры по поэтапному сближению основных социальных и макроэкономических показателей развития и проводят единую структурную политику.

В Союзном государстве поэтапно вводится единая денежная единица (валюта) с одновременным созданием единого эмиссионного центра. Основной функцией единого эмиссионного центра является защита и обеспечение устойчивости единой денежной единицы, и эту функцию он осуществляет, взаимодействуя с другими органами Союзного государства и государственными органами государств-участников. Единый эмиссионный центр не вправе предоставлять кредиты органам Союзного государства и покупать ценные бумаги Союзного государства при их первичном размещении на финансовом рынке. Союзное государство предоставляет и получает кредиты и дает гарантии по кредитам, выпускает займы и ценные бумаги в порядке, определяемом Парламентом Союзного государства и утверждаемом Высшим Государственным Советом. Введение единой денежной единицы и формирование единого эмиссионного центра осуществляются на основе соглашения между государствами-участниками. 1

В Союзном государстве осуществляется единая политика в области ценообразования, включая вопросы регулирования цен и тарифов.

В Союзном государстве действует общий рынок ценных бумаг, предусматривающий их свободное обращение, и создаются соответствующие учреждения по эмиссии ценных бумаг и регулированию фондового рынка.

Государства-участники завершат унификацию требований к организации надзора за банками и иными кредитными учреждениями, исходя из основных принципов эффективного банковского надзора, определенных Базельским комитетом по банковскому надзору, и будут применять единые ставки рефинансирования и общие нормы резервных требований к банкам.

В Союзном государстве создается и действует единое законодательство в части обслуживания и погашения внешнего и внутреннего долга, порядка осуществления внешних заимствований и иностранных инвестиций. Государства-участники будут совместно заключать с третьими странами международные договоры по данному вопросу, согласованно принимать на себя обязательства.

В Союзном государстве действуют единые принципы взимания налогов, не зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории.

Государства-участники проводят единую торговую политику в отношении третьих стран, международных экономических организаций и экономических объединений, применяют единые ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, единые таможенные режимы и единый порядок таможенного оформления и контроля, унифицируют законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и о защите экономических интересов государств-участников при осуществлении внешней торговли. В Союзном государстве действует единое таможенное пространство, в отношении которого применяются: единый порядок экспортного контроля; единые меры нетарифного регулирования, включая применение количественных ограничений, лицензирование ввоза и вывоза товаров, ведение единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения ввоза и вывоза; единый порядок взаимного признания лицензий, сертификатов и разрешений на ввоз или вывоз товаров.

В пределах Союзного государства функционируют объединенные энергетическая, транспортная системы, взаимоувязанные системы связи и телекоммуникации.

6. Сотрудничество в экологической, научно-технической, культурной и других областях

Постановлением Исполкома Союза Беларуси и России от 8 сентября 1999 года принято и реализовано решение о создании периодического издания Исполкома и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России - вкладыша в газеты «Советская Белоруссия» и «Российская газета». Вопросы становления Союза регулярно освещались на договорной основе на радиостанциях «Радио-1», «Народное радио», «Говорит Москва». Обеспечен регулярный выход еженедельных программ «Союз» («Радио-1», «Народное радио»), «Единство» («Говорит Москва»). В определенной степени удалось изменить тон ряда российских масс-медиа в освещении белорусско-российской интеграции. Многие радиопрограммы из Беларуси слушают россияне вплоть до Урала. В свою очередь, на Беларусь вещает множество радио- и телеканалов России, в Минске печатаются российские газеты. 1 Вместе с тем так и не начала свою деятельность телерадиовещательная организация Союза Беларуси и России, несмотря на то, что Высший Совет Союза еще 23 мая 1997 года принял решение об ее учреждении на паритетной основе, а 22 января 1998 года Президенты подписали соответствующий договор. Исполком Союза Беларуси и России 16 октября 1998 года утвердил ее Устав и одобрил Концепцию вещательной и информационной политики, а также назначил руководство и состав коллегии. В бюджете Союза Беларуси и России выделены финансовые средства на обеспечение деятельности компании. Однако Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации отказало в выдаче лицензии на осуществление вещания телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России, что явно противоречит Договору от 22 января 1998 года. Не понимаю, почему российские средства массовой информации - даже те, которые положительно относятся к белорусско-российскому единению, - пассивны в позитивном освещении интеграционной тематики? Большинство материалов носит поверхностный и предвзятый характер. Нет глубокого анализа ситуации. А между тем главное в журналистской практике - достоверные сведения «из первых рук». Уверен, что журналистам пора отказаться от попыток.

Современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. Россия - активный участник этого процесса. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства. Трансформация международных отношений, прекращение конфронтации и последовательное преодоление последствий "холодной войны", продвижение российских реформ существенно расширили возможности сотрудничества на мировой арене. Сведена к минимуму угроза глобального ядерного конфликта. При сохранении значения военной силы в отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. На передний план в качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень сопряжения научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей. Сложилась устойчивая ориентация подавляющего большинства государств на рыночные методы хозяйствования и демократические ценности. Осуществление крупного прорыва на ряде ключевых направлений научно-технического прогресса, ведущего к созданию единого общемирового информационного пространства, углубление и диверсификация международных экономических связей придают взаимозависимости государств глобальный характер. Создаются предпосылки для построения более стабильного и кризисоустойчивого мирового устройства.


Заключение

Учредительные документы СНГ проникнуты духом абсолютизации суверенитета, что хочу, то и делаю. Например, в Соглашении о создании СНГ было положение о том, что любой его участник может заявить о недействительности для себя любого из его положений. А приходим, хотя и очень медленно, к вполне цивилизованным формам интеграции, которые давно известны и только ждут применения. Наиболее широко известно, как обстоят дела в экономическом сотрудничестве. Известно, что есть Экономический союз, что действует Таможенный Союз. Совершенно четкая тенденция: чем конкретнее предмет регулирования, тем уже круг участников и четче обязательства.

И. Л. Бачило: Поддерживая основные тезисы доклада, обратила внимание на ряд вопросов. 1. Основой укрепления СНГ является не столько политическая воля руководителей стран содружества, сколько объективный процесс восстановления и развития производственной базы и реализации прав граждан. Это основа для сближения национальных целей. 2. Решение вопросов о природе СНГ и создании механизмов сотрудничества связано с состоянием исследований в области теории современного государства, его роли и роли права, с повышением правовой культуры отношений по конкретным сферам сотрудничества. 3. Система правового регулирования в СНГ должна быть более гибкой и включать: общие нормы, нормы унифицированные в рамках национального законодательства стран СНГ. 4. Должна быть усилена работа по выработке государственно-правовой терминологии, обмен законодательством.

5. Возможно, следует предложить ряд практических мер по усилению правовой службы в Исполнительном Секретариате постоянного представительства правовых служб Правительства стран СНГ. Такие модельные акты имеют рекомендательный характер, но значение их достаточно серьезно. Конечно, потребность в них отчасти связана с отсутствием в новых государствах СНГ соответствующих специалистов. Такого рода модельные акты создают основу для формирования единого правового поля государств, входящих в СНГ.

Список использованной литературы


1. Бирюков П. Н. Международное право: Учебное пособие. – М., 1998 г.


2. Бабурин С. Н. Теория государства. Правовые и геополитические проблемы. – М., 1997 г.


3. Жеребцов А. Н. Международное право. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д, 2001 г.


4. Лукашук И. И., Шинкарецкая Г. Г. Международное право. Элементарный курс. – М., 2000 г.


5. Международное право: Учебник / Отв. Ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. – М.: Международные отношения, 2001 г.


6. Международное публичное право: Учебник / Отв. ред. К. А. Бякешев. – М., 2001 г.


7. Ушаков Н. А. Международное право: Учебник. – М., 2000 г.



1 Международное право: Учебник / Отв. Ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. – М.: Международные отношения, 2001 г. С. 641 – 647.

1 Международное право: Учебник / Отв. Ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. – М.: Международные отношения, 2001 г. С. 653 – 655.

1 Бирюков П. Н. Международное право: Учебное пособие. – М., 1998 г. С. 281.

1 Международное публичное право: Учебник / Отв. ред. К. А. Бякешев. – М., 2001 г. С. 471 – 473.

1 Международное публичное право: Учебник / Отв. ред. К. А. Бякешев. – М., 2001 г. С. 673 – 675.

1 Бабурин С. Н. Теория государства. Правовые и геополитические проблемы. – М., 1997 г. С. 118 – 123.

1 Лукашук И. И., Шинкарецкая Г. Г. Международное право. Элементарный курс. – М., 2000 г. С. 178 – 181.

1 Международное право: Учебник / Отв. Ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. – М.: Международные отношения, 2001 г. С. 663 – 665.

1 Международное права: Учебник / Отв. Ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. – М.: Международные отношения, 2001 г. С. 663 – 665.

1 Международное публичное право: Учебник / Отв. ред. К. А. Бякешев. – М., 2001 г. С. 687.

1 Международное публичное право: Учебник / Отв. ред. К. А. Бякешев. – М., 2001 г. С. 691.

1 Ушаков Н. А. Международное право: Учебник. – М., 2000 г. С. 237 – 241.

1 Жеребцов А. Н. Международное право. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д, 2001 г. С. 151.