Содержание

Введение. 3

1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности. 5

1.1. Понятие и виды инвестиций. 5

1.2. Понятие инвестиционного климата. 8

1.3. Условия формирование благоприятного инвестиционного климата. 10

2. Состояние инвестиционной обстановки в Российской Федерации. 13

2.1. Основные виды инвестиций. 13

2.2. Основные страны инвесторы.. 17

2.3. Динамика изменений в отраслевой структуре иностранных инвестиций в 1995-2002 гг. 20

2.4.  Региональная структура иностранных инвестиций. 23

Заключение. 25

Список литературы.. 28

Введение

Восстановление экономического роста в России требует большого объема гигантских инвестиционных ресурсов. Как свидетельствует исторический опыт, развитые и развивающие страны активно привлекали  иностранные инвестиции, особенно последние сорок лет.

В настоящее время страх перед высоким риском капиталовложений в России сдерживает значительную часть потенциальных инвесторов, что не мешает  другим вкладывать свои капиталы. При этом характерно, что число последних увеличивается.

Расширяется и сфера приложения иностранного капитала. Прошло время, когда иностранных инвесторов интересовали только сырьевые отрасли с высоким экспортным потенциалом или гиганты российской промышленности, инвестиции в которые могут быть застрахованы правительственными гарантиями.

Сейчас реальный интерес для инвесторов представляют и «рядовые российские предприятия»: крупные и средние, выпускающие самый широкий круг товаров для российского рынка или имеющие хорошие перспективы освоения этого рынка в ближайшем будущем.

Вместе с тем, рост привлекательности необъятного российского рынка и расширение возможности привлечения инвестиций еще не означают, что иностранный капитал стал легкодоступным. Привлечение  его – дело непростое даже для предприятий, действующих в странах с более благоприятным инвестиционным климатом и с меньшими рисками. При этом существует множество различных проблем.

Одна из основных проблем, мешающих инвестированию в российскую экономику - различие российской и западной систем бухучета. Система GAAP дает представление о реальном положении дел на предприятии, в то время как отечественная система бухучета подобного представления не дает (особенно это касается такого понятия, как чистая прибыль).

Другая проблема заключается в том, что многие руководители наших компаний не понимают принципов инвестирования и этики общения с иностранными инвесторами. Это привело к появлению термина "красный директор", обозначающего руководителя, уровень мышления и методы управления которого соответствуют эпохе социализма. Не менее важной остается проблема коррумпированности российских чиновников, из-за которой многие проекты остаются нереализованными, особенно проекты среднего уровня.

К мотивам, по которым иностранные инвесторы предпочитают размещать свои инвестиции именно в России, прежде всего, необходимо отнести значительный объем отечественного рынка, а также наличие дешевой рабочей силы, квалифицированных специалистов и, что немаловажно, - появившуюся в последнее время у нас в стране тенденцию к снижению торговых барьеров (в 2001-2002 годах, в преддверии вступления в ВТО, Россия частично либерализовала свои рынки).

Цель работы – определение изучение инвестиционного климата и привлекательности его для инвесторов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.     Рассмотреть теоретические аспекты инвестиционной деятельности

2.     Изучить инвестиционную обстановку в РФ.











1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности

1.1. Понятие и виды инвестиций

 Инвестиции (или капиталовложения) – это прирост запаса капитала страны, т.е. зданий и сооружений, машин и оборудования, а также товарно-материальных запасов в течение года. Осуществление инвестиций связано с отказом от текущего потребления ради увеличения будущего потребления.

Для экономистов инвестиции означают производство капитальных благ длительного пользования. В общеупотребительном смысле под инвестициями часто понимают покупку акций или открытие сберегательного счета. Следует различать, что при покупке государственных облигаций или открытии счета, вы не осуществляете инвестиции в экономическом смысле этого слова. В этом случае лишь происходит обмена одного вида финансовых активов на другой.  Лишь когда имеет место производства физического капитального блага, совершается то, что экономисты называют инвестициями.

Инвестиции играют две роли в макроэкономике. Во-первых,  поскольку они – большой и изменчивый компонент расходов, резкие увеличения или уменьшения инвестиций  могут оказывать огромное воздействие на совокупный спрос; а изменения последнего, в свою очередь, влияют на выпуск и занятость. Кроме того, инвестиции приводят к накоплению капитала. Прирост запаса сооружений и оборудования увеличивает потенциальный выпуск страны и обеспечивает экономический рост в длительном периоде.

Таким образом, инвестиции играют двоякую роль, воздействуя в коротком периоде на выпуск через совокупный спрос, и в длительном периоде на рост выпуска через влияние образования капитала на потенциальный выпуск и совокупное предложение.

Основные типы инвестиций можно подразделить на три категории: закупки жилых зданий и сооружений, инвестиции в заводы и оборудование предприятий и прирост товарно-материальных запасов. Около четверти всей совокупности инвестиций приходится на жилищное строительство, одна двадцатая – на изменение запасов, а остальная часть, примерно 70% суммарных капиталовложений,  - это инвестиции в здания, сооружения, машины и оборудования предприятий.

Предприятия инвестируют, чтобы заработать прибыль. Поскольку капитальные товары используются в течение многих лет, инвестиционные решения зависят от:

-                 спроса на выпуск, производимый за счет новых капиталовложений;

-                 процентных ставок и налогов, влияющих на издержки инвестиций;

-                 ожиданий бизнесменов по поводу состояния экономики.

 Поскольку детерминанты инвестиций зависят от очень непредсказуемых  будущих событий, инвестиции, как компонент совокупных доходов, являются наиболее изменчивыми.

Важным соотношением  является функция спроса на инвестиции, отражающая связь между уровнем расходов на инвестиции и процентной ставкой. Поскольку прибыльность инвестиций находится в обратной зависимости от ставки процента, которая является стоимостью капитала, мы можем вывести убывающую кривую спроса на инвестиции. Повышение процентных ставок побуждает фирмы к отказу от реализации некоторых инвестиционных проектов.

Важную роль в развитии экономики  играют иностранные инвестиции, которые подразделяются на прямые, портфельные и прочие.

Прямые инвестиции – это вложения иностранного капитала, осуществленные прямыми инвесторами, то есть юридическими и физическими лицами, полностью владеющими предприятиями или контролирующими не менее 10% стоимости пакета акций или акционерного капитала предприятия, что дает право на участие в управлении предприятием. Прямые инвестиции включают в себя:

-                 взносы в уставной фонд;

-                 кредиты, полученные от зарубежного совладельца предприятия.

Портфельные инвестиции представляют собой вложения иностранного капитала в акции, составляющие менее 10% суммарных активов предприятий, долговые ценовые бумаги.

Прочие инвестиции включают в себя:

-                 торговые кредиты;

-                 кредиты, полученные не от зарубежных совладельцев предприятий с иностранными инвестициями (кредиты от международных финансовых организаций, торговые кредиты, банковские вклады).

Но, как уже было сказано во введении, следует также отметить роль внутрироссийских инвестиций и попытаться определить, из чего они складываются.

Как следует из классической экономической теории, инвестиции напрямую зависят от сбережений. Но чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы относятся к разным экономическим группам. Так, например, когда семья сберегает часть своего дохода, то она кладет деньги в банк, а банк, в свою очередь, одалживает эти деньги компании, желающей совершить капиталовложения. В этом случае сберегатели и инвесторы связаны через финансового посредника – банк. Иногда, вкладчик и инвестор  - это одно и то же лицо. В любом случае, если брать одну закрытую страну, то внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям. Однако, при выходе страны на мировой рынок, ситуация меняется. Рассмотрим же существующие источники капиталовложений.

1.                     Прибыль. Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Однако при увеличении цен предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, что может поставить их на грань банкротства. Правительством принимаются определенные меры, облегчающие предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, например, решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции.

2.                     Амортизационные отчисления. Это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя, изначально являющегося капиталом,  уже находящегося в кругообороте и обороте предприятия. Они направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров.

3.                     Бюджетное финансирование. На данном этапе Правительством реализуются Федеральные Целевые Программы, направленные на финансирование капитальных вложений.

4.                     Банковский кредит. Одним из важных источников инвестиций может быть долгосрочное кредитование, направленное на решение стратегических целей в экономике.

5.                     Средства населения. Возможно привлечение средств население в инвестиционную сферу путем продажи акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов.

Однако хотелось бы отметить, что все вышеперечисленные источники капиталовложений очень сильно зависят от финансово-экономической стабильности,  а потому не могут являться решающими.[1]


1.2. Понятие инвестиционного климата

Вопрос об инвестиционном климате в России ныне вышел на первый план. От него, возможно, более чем от всех других факторов зависит будущее российской экономики. Это высказывание подтверждается активными действиями, а также и политикой, проводимыми Правительством Российской Федерации. Неслучайно на данный момент, большое внимание уделяется механизму привлечения инвестиций и активизации инвестиционного процесса. Проводимые конференции и симпозиумы, посвященные инвестиционному климату и инвестиционной деятельности, показывают нам, насколько государство заинтересовано в их улучшении и активизации. Примером могут служить проведенные за последний год заседание Рабочей группы Консультативного совета по иностранным инвестициям в России по улучшению инвестиционного климата (Москва, 23 марта 2001 г.) и конференция на тему «Механизм привлечения инвестиций», прошедшая в Саратове в начале 2002 года.

Так что же такое инвестиционный климат?

Понятие «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли), по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну. Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат, и способствующих экономическому росту. Обычно применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране (приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации:

-                 природные ресурсы и состояние экологии;

-                 качество рабочей силы;

-                 уровень развития объектов инфраструктуры;

-                 политическая стабильность и предсказуемость;

-                 состояние бюджета, внешний долг;

-                 качество государственного управления;

-                 законодательство, полнота и качество в плане регулирования экономической жизни;

-                 уровень соблюдения законности и правопорядка;

-                 защита прав собственности;

-                 качество налоговой системы и др.

В зависимости от этих факторов, определяющих инвестиционный климат, регионы России можно разбить на три группы:

-                 регионы с благоприятным инвестиционным климатом, максимальной деловой активностью, высокими темпами формирования новых экономических структур. К ним относятся около 20 регионов и городов: Москва, Санкт-Петербург, Тульская, Ярославская, Калужская, Московская, Ростовская, Свердловская, Нижегородская, Челябинская и Тюменская области; Татарстан, Башкортостан, Якутия и Краснодарский край. На эти регионы приходится около 80% всех иностранных инвестиций в экономику России.

-                 регионы промежуточного типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований. Эта группа является самой многочисленной, в нее входит почти половина из 89 субъектов РФ.

-                 регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических структур. Эта группа охватывает чуть более 10 регионов, в том числе, Калмыкию, Адыгею, Туву, Алтай, Ингушетию, Чукотку, Еврейскую автономную область.

Из вышесказанного следует, что для определения благоприятности инвестиционного климата России в  целом, необходимо обратить внимание на регионы и способствовать улучшению инвестиционного регионального климата.[2]


1.3. Условия формирование благоприятного инвестиционного климата

В соответствии с Конституцией РФ федеральный центр наделен и обладает необходимыми полномочиями установления правовых основ единого рынка, проведения научно обоснованной экономической политики, отвечающей общим интересам страны, регионов, отечественных товаропроизводителей. На него также возложены функции финансового, валютного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, выработки основ ценовой политики, регулирования банковской системы.

В настоящее время страна оказалась вновь перед выбором дальнейшей стратегии экономической политики. Каждый субъект Федерации является частью общей экономической среды, его экономика, банковская система в значительной степени зависят от общего состояния дел в стране в целом, поэтому главная идея корректировки курса рыночных реформ состоит в ориентации их на отечественное производство, создание стимулов экономического роста и наращивание экономического потенциала регионов Федерации. Для сбалансированного развития их требуются специальные отраслевые и региональные программы мобилизации бюджетных и инвестиционных ресурсов, направленные на обеспечение потребностей регионов, преодоление убыточности и повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Необходимы также активные меры по реструктуризации как промышленных предприятий, так и финансовых институтов с участием государства и субъектов Федерации.

По Конституции РФ субъекты Федерации тоже наделены большими полномочиями (в частности, законодательными). Исходным моментом является правильное определение приоритетов региональной экономической политики и стратегии. В расчете на долгосрочную перспективу это рационализация налоговой системы субъекта, бюджетная самодостаточность, создание целостной системы потребительского рынка, поддержка малого бизнеса и предпринимательства с целью формирования его как одного из ведущих секторов экономики региона, налаживание эффективного управления имущественным комплексом, создание благоприятных условий для притока инвестиций, повышение роли банковской системы в развитии реального сектора экономики и т.д.

Одной из основных задач региональной экономической политики должно быть улучшение инвестиционных условий как для отечественного, так и для иностранного предпринимательства. При этом нужно ориентироваться на активизацию собственного потенциала, что позволит укрепить независимость регионов и тем самым федеративную структуру государства. В каждом регионе проводятся мероприятия, направленные на усиление экономического роста за счет увеличения объема и эффективности инвестиций.

Важным по своей экономической значимости является предоставление региональных накоплений инвесторам для осуществления проектов развития и предотвращения оттока средств. С этой задачей вполне могут справиться региональные отделения государственных банков и банков развития. В настоящее время денежный капитал – ощутимо дефицитный ресурс отечественной экономики. До сих пор у нас не разработана единая концепция развития банковской системы страны. По-прежнему недооценивается роль региональных банков. Проблема их развития до сих пор тесно связана с вопросами денежно-кредитной политики, формирования бюджета и прогноза социально-кредитного развития страны на ближайший год.

В заключение хотелось бы отметить, что поскольку улучшение инвестиционного климата может происходить лишь постепенно, в процессе эволюции институтов рыночной среды и роста позитивных ожиданий у инвесторов и предпринимателей, необходимо уже сейчас создавать условия для улучшения конкурентоспособности инвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала.[3]



2. Состояние инвестиционной обстановки в Российской Федерации

2.1. Основные виды инвестиций.

По данным Госкомстата, иностранные инвестиции в российскую экономику в 2002 г. составили 19,8 млрд. долларов, что на 38,7% больше, чем в 2001 году.

Наша страна привлекает капитал, в основном, форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.

Табл.1.    Иностранные инвестиции в Россию в 2002 г.

Общий объем

Прямые

Портфельные

Прочие

$ млрд.

в % к 2001 г.

$ млрд.

в % к 2001 г.

Доля в общем объеме, %

$ млрд.

в % к 2001 г.

Доля в общем объеме, %

$ млрд.

в % к 2001 г.

Доля в общем объеме, %

Иностранные инвестиции в 2002 г.

19,78

38,70%

4,002

0,60%

20,23%

0,472

4,6%

2,39%

15,306

55,80%

77,38%


К прямым инвестициям, по методологии Госкомстата, относят инвестиции юридических или физических лиц, полностью владеющих предприятием или контролирующих не менее 10% уставного капитала предприятия. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) считаются наиболее устойчивыми к колебаниям на финансовых рынках, наиболее привлекательными для обеспечения экономического роста.

Прямые инвестиции - капиталовложения в производство или активы, предоставляющие инвестору полный контроль над деятельностью предприятия.

Прямые инвестиции делятся на две группы:

1) капитальные трансконтинентальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное - нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающими и для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;

2) транснациональные вложения - прямые вложения, часто в соседней стране. Цель - минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.

Черты, характерные для прямых инвестиций:

 - при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;

- большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;

- стран-импортеров иностранного капитала.

Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями:

- организация новых предприятий;

- скупка или поглощение уже существующих компаний.

К портфельным инвестициям относят приобретение акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в уставном капитале. Портфельные инвестиции, особенно на развивающихся рынках, это, как правило, краткосрочные, «горячие деньги» институциональных инвесторов, которые быстро приходят при улучшении инвестиционной привлекательности в стране, и также быстро «уходят» при ухудшении конъюнктуры на финансовых рынках, вызванной, например, ухудшением состояния платежного баланса.

Портфельные инвестиции — вложения в ценные бумаги с целью последующей игры на изменение курса и (или) получение дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом. Портфельные инвестиции не позволяют инвестору установить эффективный контроль над предприятием и не свидетельствуют о наличии у инвестора долговременной заинтересованности в развитии предприятия.

В ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух причин:

-     значительная распыленность акций среди инвесторов;

- наличие дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы. Имеются в виду лицензионные договоры и  соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание.

К прочим инвестициям относят торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства РФ, прочие кредиты нерезидентов (в том числе международных финансовых организаций).

В общем объеме иностранных инвестиций в России в 2002 г. доля прямых инвестиций составила 20,23%, портфельных – 2,4%, прочих - 77,4%. За 1999- 2002 годы доля прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций сократилась с 44,6% до 20,2%, что свидетельствует об ухудшении структуры иностранных инвестиций. Прочие инвестиции включают в себя, прежде всего, кредиты нерезидентов российским заемщикам. Основная доля прироста «прочих инвестиций» приходится на кредиты сроком свыше 180 дней (их объем вырос в 2,4 раза).

Несмотря на сокращение ПИИ по итогам 2001 года и 9 мес. 2002 г., в целом за год удалось переломить ситуацию – прямые инвестиции увеличились на 0,6%, что, тем не менее, не внушает особого оптимизма.

По состоянию на конец 2002г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 42,9 млрд.долларов США, что на 20,5% больше по сравнению с 2001 г. При этом произошел качественный сдвиг в структуре накопленного капитала – если по состоянию на конец 2001 г. преобладающая доля приходилась на прямые инвестиции (51%), то сейчас на первое место вышли «прочие инвестиции», осуществляемые на возвратной основе (49,2%). На прямые инвестиции приходится 47,4%, на портфельные – 3,4%. Таким образом, иностранные инвесторы предпочитают предоставлять средства в долг, интерес же к собственно участию в капитале российских предприятий не столь очевиден.

Прямые иностранные инвестиции - капитал менее мобильный, чем портфельные инвестиции, которые весьма быстро реагируют на изменения конъюнктуры, могут в короткие сроки заполнить фондовый рынок страны с целью скупки акций перспективных компаний, а при ухудшении положения - также быстро его покинуть. Попадая в страну, такой капитал увеличивает ликвидность вложений, являясь своеобразным индикатором состояния предприятия или отрасли.

Так, портфельные инвестиции быстрее прямых отреагировали на банковский кризис в России в 1998 году и на экономический рост в 2000-2001 годах. В 1995 году портфельные инвестиции составляли 1,3% в общем объеме иностранных инвестиций, в 1997 году достигли своего пика (5,5%), резко снизились в 1999 году - 0,3% (реакция на кризис 1998 года) и довольно стремительно выросли в 2001 году, составив 3,2% от всех иностранных инвестиций (рост ВВП в 2000 году составил 9%, а в 2001 году - 5%) (см. приложение 1).

Рост портфельных инвестиций в России в 2001 году эксперты считали одним из показателей выхода страны из кризиса. К тому же увеличение данного вида инвестиций, как правило, влечет за собой рост прямых инвестиций, которые сегодня очень важны для России. Однако в первом полугодии 2002 года удельный вес портфельных инвестиций снова начал сокращаться и составил всего 2,4% (199 млн. долл. США) от общего объема иностранных инвестиций в Россию. Причиной такого сокращения стали не только "проблемы" в США, но и менее удачный, чем предыдущий, в экономическом отношении год для России. В результате в первом полугодии текущего года сложилась ситуация, когда иностранцы, с одной стороны, не могли, а с другой - не хотели вкладывать средства в ценные бумаги российских компаний.

Объем поступившего в экономику России иностранного капитала по итогам 2002 года практически сравнялся с объемом инвестиций российских предприятий

и организаций за границу ($19,9 млрд.). В предыдущие годы отток инвестиций из России стабильно превышал их поступление. В то же время на практике эти 2 противоположных процесса – отток капитала из России и иностранные инвестиции в Россию - достаточно сложно разделить, т.к. масса формально иностранных инвестиций – те же средства российских компаний, выведенных ранее из страны с целью уменьшения налогообложения. Поэтому за рубежом российский капитал не оседает, а за короткий срок возвращается обратно в Россию. По этой причине накопленный за рубежом российский капитал составил на конец 2002 г. лишь $4 млрд. 097 млн., то есть в почти в 5 раз меньше, чем было инвестировано непосредственно за прошлый год.[4]

 

2.2. Основные страны инвесторы

По данным Госкомстата России, накопленный объем иностранных инвестиций в экономику России к концу 2002 года составил 42 928 млн. долл. США, что на 20,5% больше, чем в 2001 году. При этом произошел качественный сдвиг в структуре накопленного капитала – если по состоянию на конец 2001 г. преобладающая доля приходилась на прямые инвестиции, то сейчас на первое место вышли «прочие инвестиции», осуществляемые на возвратной основе (18 307 млн. долл.). На прямые инвестиции приходится 16 121 млн. долл., на портфельные – 1 473 млн. долл.США. Таким образом, иностранные инвесторы предпочитают предоставлять средства в долг, интерес же к собственно участию в капитале российских предприятий не столь очевиден.

На конец июня 2002 года на промышленность приходилось 14 830 млн. долл. США, или 38,9% всего накопленного иностранного капитала в экономике России, а на торговлю и общественное питание - 11 873 млн. долл. США, или 31,1%.

По итогам 2002 года 82,3% общего объема накопленного в российской экономике иностранного капитала приходился на десять крупнейших стран-инвесторов (см. табл. 2). Первое место по данному показателю в настоящее время занимает Германия, которая к концу 2002 года инвестировала в российскую экономику 8 146 млн. долл. США. Второе место - Кипр (5 627 млн. долл. США), третье - США (5 522 млн. долл. США).

Удельный вес инвестиций из США, поступивших в Россию в 2002 году сократился, что обусловлено снижением общей инвестиционной активности в Соединенных Штатах, связанным с экономическим кризисом в этой стране и массовыми корпоративными скандалами, значительно подорвавшими доверие инвесторов.


Табл. 2. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам на конец 2002 года


Накоплено

В том числе

Справочно поступило в 2002г.

всего

в % к итогу

прямые

портфельные

прочие

Всего инвестиций

42928

100

20351

1473

21104

19780

в том числе по основным странам-инвесторам

35343

82,3

16121

915

18307

15415

Германия

8146

19,0

1714

384

6048

4001

Кипр

5627

13,1

3927

305

1395

2327

США

5522

12,9

4220

68

1234

1133

Великобритания

5054

11,8

2190

128

2736

2271

Франция

3033

7,1

303

0,1

2730

1184

Нидерланды

2850

6,6

2398

21

431

1168

Италия

1526

3,5

194

1

1331

283

Люксембург

1466

3,4

242

1

1223

1258

Швейцария

1131

2,6

360

6

765

1349

Япония

988

2,3

573

1

414

441

 

Доля инвестиций, поступивших из Кипра, по сравнению с 2001 годом, возросла до 13,1% в 2002 году. Давно известен тот факт, что декларируемые в России иностранные инвестиции из Кипра в действительности имеют не кипрское происхождение. Их источник - российский капитал, владельцы которого сначала вывозят его из России, а затем в виде иностранных инвестиций ввозят обратно. Однако в свете изменений в налоговом законодательстве Кипра объем подобных инвестиций из этой страны в дальнейшем может сокращаться.

Значительно возрос удельный вес инвестиций, поступивших из Германии, - с 8,7% в 2001 году до 19,4% в первом полугодии 2002 года, и сократился до 19% к концу года. Причина этого - наводнение в Германии в августе 2002 года.

Учитывая ситуацию в Германии, можно  было с легкостью предположить, что во второй половине 2002 года инвестиции из Кипра по объему могут выйти на второе место. При этом общий объем иностранных инвестиций в российскую экономику к концу 2002 года, оказался ниже уровня, прогнозируемого Минэкономразвития России.[5]


 

2.3. Динамика изменений в отраслевой структуре иностранных инвестиций в 1995-2002 гг.

Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций в России за 1993-1996 гг. позволяет сделать вывод, что приток зарубежных капиталовложений ограничивается не только наличием высоких политических и экономических рисков, но и противодействием сил, стремящихся избежать конкуренции на внутреннем рынке.

По данным Госкомстата, из общего объема инвестиций в 1993 году в размере 2,9 млрд. долл. 23,2% было вложено в машиностроение и металлообработку; 16,3% – в торговлю и общепит; 5,3 % – в строительство; 4,5% – в целлюлозно-бумажную промышленность; 3,8% – в промышленность стройматериалов.

Приведенные данные свидетельствовали о том, что отрасли, увеличивающие свое значение в экономике России, имеют силы для того, чтобы не пускать к себе иностранные компании, чтобы не делиться с ними контролем над предприятием и, соответственно, прибылью. Те же отрасли, в которых складывается критическое положение и стоит вопрос о выживании, уступают контроль ради самосохранения. Это имеет положительную сторону, так как иностранные капиталы подпитывают тех, кто нуждается в них в наибольшей степени.

В 1994 г. произошло радикальное изменение структуры иностранных инвестиций.

В экономику России было вложено около 2 млрд. долл. , из которых большая часть приходилась на прямые инвестиции. Основной сферой приложения иностранного капитала в 1994 г. был топливно-энергетический комплекс – 49,5 % (521,7 млн. долл.). Остальная часть вложений распределялась следующим образом: 9,8 % (103 млн. долл.) инвестиций было направлено в торговлю и общественное питание; 5,6% (59,0 млн. долл.) –в строительство; 4,7 % (49,5 млн. долл.) - в целлюлозно-бумажную промышленность; 3,4 % (43,4 млн.долл.) – в машиностроение и металлообработку; 26,8 % (276,7 млн. долл.) приходилось на прочие отрасли.

На топливно-энергетический комплекс России приходится и большая часть всех ссудных инвестиций, накопленный объем которых превышает 8 млн. долларов. В эту отрасль российской экономики привлечено кредитов «Эксимбанка» США на сумму 4.5 млрд. долл., мирового банка - 2,6 млрд. и «Эксимбанка» Японии – 1 млрд.долл.

В 1995 г. продолжались изменения в отраслевом распределении иностранных вложений. Из-за роста издержек производства наметилась тенденция к снижению инвестиционной привлекательности добывающей промышленности. На первые позиции вышли торговля и общественное питание. А также финансовая, банковская, страховая сфера и пищевая промышленность. Резко сократилась доля топливно-энергетического комплекса, машиностроительных отраслей, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

В первой половине 1996 г. на первое место в отраслевом распределении иностранных инвестиций вышли кредитно-финансовая сфера и страхование (27,3%), на долю пищевой промышленности приходилось 7,9%, топливно-энергетического комплекса - 7,8%, торговли и общественного питания – 6,8%, машиностроения и металлообработки - 5%, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 4,6%, науки и научного обслуживания - 1,0%, строительства - 0,5%.

В последние годы (1997-2002 гг.) иностранные инвесторы проявляют интерес к вложению капитала в развитие средств транспорта, связи и телекоммуникаций, а также торговлю и общественное питание. С другой стороны, в 2002 г. сильно понизилась доля промышленности в объеме общих иностранных, хотя в период с 1997 по 1999 гг. наблюдался ее постепенный подъем (прирост доли промышленности в объеме иностранных инвестиций в 1999 по сравнению с 1997 составил 21.7%).

По-прежнему слабый интерес у иностранных инвесторов вызывают отрасли: легкая, химическая и нефтехимическая, промышленность стройматериалов, металлургия. Практически не идет иностранный капитал в электроэнергетику. Прямые инвестиции в машиностроение, несмотря на их расширение, очень скромны по размерам.

Наиболее привлекательными отраслями для иностранных инвесторов в РФ в 2002 г. были торговля и общественное питание (44,5%) и промышленность (37,1%). В 2002 г. заметно увеличилась доля инвестиций в топливную промышленность и цветную металлургию, электроэнергетику (хотя инвестиции в электроэнергетику по абсолютному объему остаются ничтожными). В то же время снизилась доля инвестиций в пищевую промышленность, черную металлургию, машиностроение и металлообработку и связь.[6]

 

Табл. 3. Динамика изменений в отраслевой структуре иностранных инвестиций в 1995-2002 гг (%).

Отрасль

1995

1997

1999

2000

2001

2002

Всего

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

В том числе:







Промышленность:

43.3

29.3

51.0

43.1

39.8

37.4

         - топливная

8.8

13.6

17.8

5.7

7.2

9.8

          - черная и цветная металлургия

...

4.0

9.7

9.9

10.8

11.5

          - машиностроение и

            металлообработка

6.6

2.2

4.1

4.3

4.9

2.5

          - пищевая

9.9

5.7

14.8

16.3

10.9

6.1

Транспорт и связь

3.3

1.6

9.5

17.8

8.8

3.1

Торговля и общественное питание

17.0

6.0

17.0

17.8

37.1

44.5

Прочие отрасли

31.8

62.2

22.5

21.3

22.1

17.0

 

2.4.  Региональная структура иностранных инвестиций

Лидером по объему иностранных инвестиций остается Москва, на долю которой по итогам первого полугодия 2002 года пришлось 44,4% общего объема иностранных инвестиций, поступивших в Россию. Объясняется это тем, что российская столица по-прежнему является крупнейшим промышленным и финансовым центром с развитой инфраструктурой и наиболее высоким платежеспособным спросом населения.

Общая сумма поступивших в Москву инвестиций по итогам января - июня 2002 года составила 3 718 673 тыс. долл. США, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2001 года на 26,4%. Из них на долю прямых инвестиций пришлось 779 924 тыс. долл. США; на долю портфельных инвестиций - 92 613 тыс. долл. США; на долю прочих инвестиций - 2 846 136 тыс. долл. США (см. рисунок 5).

Кроме того, возрос объем иностранных инвестиций в Омскую область - с 314 млн. долл. США в первом полугодии 2001 года до 735,8 млн. долл. США в первом полугодии 2002 года (в 2,3 раза); в Сахалинскую область - с 153 млн. долл. США до 264,9 млн. долл. США (в 1,7 раза).

Между тем, в январе - июне 2002 года сократился объем инвестиций в предприятия Санкт-Петербурга с 509 млн. долл. США до 498,8 млн. долл. США (на 2%) и Челябинской области - с 380 млн. долл. США до 312,5 млн. долл. США (на 17,8%).


Неравномерность распределения иностранных инвестиций по регионам связана со слабой региональной политикой в области их привлечения, а также с плохой осведомленностью иностранных инвесторов о существующих инвестиционных проектах.[7]



Заключение

Глубокий кризис конца лета 1998 года привел к изменению положения с иностранными инвестициями в России. После отказа от долговых обязательств перед иностранными кредиторами страна может надолго остаться без серьезных внешних поступлений капитала в какой-либо форме. Между тем, по имеющимся оценкам, в настоящее время собственные средства российских предприятий составляют не более одной четверти от того объема инвестиционных потребностей, которые, как предполагается предстоит удовлетворить по мере перехода российской экономики к росту.

Основными составляющими инвестиционной политики преуспевающих стран являются: во-первых, последовательная либерализация ограничений и запретов при сохранении внутренней стабильности, исходя из политических и экономических интересов; во- вторых, отраслевое регулирование размещения прямых инвестиций с целью не допустить усиления влияния иностранного капитала на стратегически значимые направления, что создает предпосылки для оптимизации экономической структуры.

Инвестиционный режим современной России все еще сильно отличается от общепринятых международных норм и правил регулирования капитальных вложений. Кроме того, серьезными ограничителями развития инвестиционной деятельности в России являются широко распространенные негативные факты криминализации экономики, бюрократического произвола и др.

Правовая основа РФ нуждается в серьезном улучшении. В настоящее время в России эффективность специального национального законодательства об иностранных инвестициях, которое должно направить деятельность иностранных инвесторов в желаемое для государство русло, как показывает отечественная практика, оказалась незначительной.

Если же проанализировать содержание многих нормативных документов, регулирующих деятельность иностранного инвестора в РФ, то можно убедиться, что по ряду аспектов, они нередко не выдерживают сравнения с аналогичными правовыми актами, действующими в зарубежных странах, в том числе и однотипных с Россией государствах с переходной экономикой. К тому же в РФ механизмы их применения, как правило, недостаточно отработаны. Зафиксированные в них нормы слабо подкрепляются подзаконными актами, водимыми в действие после принятия соответствующих законов, а временами даже ослабляются или неправильно интерпретируются в таких актах, что порождает путаницу и снижает эффективность создаваемой правовой базы.

Немаловажное значение имеют неформальные ограничения в отношении иностранных инвесторов. Среди них можно отметить многоступенчатость процедуры получения разрешения  и многочисленность и подробность пунктов заявки на получение разрешения. К неформальным ограничениям следует отнести и бюрократизацию регулирования последующей деятельности иностранной компании в стране, предоставления кредитов и др. Все это усугубляет положение, создаваемое для иностранных предпринимателей сравнительно незначительными официальными ограничениями.

Взятые в целом ограничения для иностранных инвесторов ухудшают инвестиционный климат России. Сложившийся в настоящее время режим регулирования капитальных вложений не соответствует общемировым правилам и не поощряет иностранных инвесторов к освоению российского рынка.

Для выправления создавшегося положения прежде всего требуется упорядочить законодательство в данной сфере. Общий порядок регулирования иностранных инвестиций, исходя из мировой практики, должен предусматривать либерализацию инвестиционного режима и переход к единообразным правилам и нормам.

Для решения задачи масштабного направления капитала, в том числе и иностранного, в реальный сектор производства наряду с укреплением банковской системы РФ следует приступить к созданию других инструментов, чтобы сформировать в России полноценную инфраструктуру инвестиций.

В заключение хотелось бы добавить, что было бы рационально, не дожидаясь принятия к реализации предложенных мер, начать активную пропагандистскую компанию в российских и зарубежных средствах массовых коммуникаций. Это станет хорошим сигналом для тех инвесторов, которые заняли сейчас выжидательную позицию.

Особо хотелось бы отметить, что рассмотренные предложения носят концептуальный характер. Только в аналитических целях эти проблемы могут быть представлены разрозненно- на практике необходимо действовать одновременно, по всем пунктам, комплексно. И сразу появляются большие соблазны приступить к разработке глобальной комплексной программы по образу и подобию тех, которыми так привычно прикрывают любую действительно сложную задачу. В целом нет причин подвергать сомнению целесообразность разработки такой программы. Но она должна стать неотъемлемой частью более общего документа, представляющего и фиксирующего принципы и задачи государственной инвестиционной политики.



Список литературы


1.                     Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 386 с.

2.                     Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. - М.: Наука, 2002.  -437 с.

3.                     Безруков В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура инвестиционного рынка. // Экономист, 2003 г., № 7, С. 3-5.

4.                     Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике.// Вопросы экономики, 2003 г., № 7, С. 104-107.

5.                     Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса.// Вопросы экономики, 2002 г., №11, С. 13-16.

6.                     Матеров И.С. Доклад на заседании Рабочей группы Консультативного совета по иностранным инвестициям в России по улучшению инвестиционного климата (Москва, 23 марта 2001 г.)

7.                     Научные доклады. Инвестиционный климат в России.// Общество и экономика, 2002 г., №12, С. 175-176.

8.                     Тастевен М. Условия формирования благоприятного регионального инвестиционного климата. // Экономист, 2003 г., №11, С. 44.

9.                     Уринсон. О мерах по активизации инвестиционного процесса.// Вопросы экономики, 2002, № 7, С. 11-14.

10.                Фанштейн А. “Привлечение инвестиций в национальную экономику”/ Эко, 2003, №7, С. 35-41.

11.                Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 2003.- № 2, С. 12 - 22.


[1] Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике.// Вопросы экономики, 2003 г., № 7, С. 104-107.


[2] Научные доклады. Инвестиционный климат в России.// Общество и экономика, 2002 г., №12, С. 175-176.


[3] Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. - М.: Наука, 2002.  -437 с.


[4] Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике.// Вопросы экономики, 2003 г., № 7, С. 104-107.


[5] Безруков В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура инвестиционного рынка. // Экономист, 2003 г., № 7, С. 3-5.


[6] Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 2003.- № 2, С. 12 - 22.


[7] Тастевен М. Условия формирования благоприятного регионального инвестиционного климата. // Экономист, 2003 г., №11, С. 44.