Содержание
Задание 1. Классификация педагогических исследований. 3
Задание 2. Требования к методике педагогического исследования. 5
Задание 3. Анализ состояния исследуемого вопроса. 7
Задание 4. Структурная схема научного исследования. 8
Задание 5. 9
Задание 6. 10
Задание 7. Изложение результатов исследования. 11
Задание 8. 13
Задание 9. 14
Задание 10. 15
Список литературы.. 18
Задание 1. Классификация педагогических исследований.
Выделяют два основных подхода к классификации педагогических исследований:
1. Библиографический подход основан на необходимости получать информацию об имеющихся публикациях, отбирать работы по определенным направлениям, темам, проблемам, выявлять круг вопросов, которые изучались авторами.
2. Науковедческий подход дает возможность учитывать взаимоотношения между наукой, техникой, производственной деятельностью, а также цели, задачи и результаты исследования.
Классификация педагогических исследований по типологии:
Фундаментальные исследования направлены на расширение научных знаний, создают базу для прикладных исследований и разработок, открывают общие теоретические концепции науки, разрабатывают ее методологию, историю.
Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержанием образования, т.д. Предмет прикладных исследований нацелен на практический результат. Это промежуточное звено между наукой и практикой, между фундаментальными исследованиями и разработками.
Разработки прямо обслуживают практику, содержат конкретные указания по воспитания и обучению, методам и формам организации различных видов деятельности.
В основу классификации научно-педагогических исследований В.М. Полонского положен фасетный метод. Здесь выделены 4 самостоятельных фасета:
1. Задачи исследования – планируемые результаты, которые ставят перед собой исследователи.
2. Результаты исследования – вид знаний, продукт, полученный в итоге научной деятельности.
3. Адрес исследования – круг лиц и организаций, заинтересованных в получении и использовании в своей деятельности результатов научных исследований.
4. Вид публикации – документ, в котором изложены (зафиксированы) результаты исследований.
Фасеты, расположенные в фиксированной последовательности, образуют фасетную формулу, на основе которой определяется тип исследования.
Фасетный метод удобен при планировании, проведении и анализе исследований. Четко заданные термины, присущие каждому фасету, помогают определить вид исследования. Исследование приобретает конкретный смысл, когда указаны задачи, результаты, адреса. Даже по описанию отдельных фасетов можно предсказать, в какой области данное исследование может быть применимо.
По разработанной таблице основных фасетов и стандартизированных методов можно самостоятельно планировать проведение исследования. Например, из таблицы берем задачу исследования – разработка, далее результаты исследования – система методическая, адрес пользователя – учителя начальных классов, вид публикации – программа. Таким образом, в ходе исследования нам необходимо разработать программу по преподаванию для учителя начальных классов.
Задание 2. Требования к методике педагогического исследования.
Методика педагогического исследования должна отвечать ряду требований:
1. Она должна быть релевантна. Т.е. в процессе исследования должен быть осуществлен сбор информации, на основании которой может быть принято обоснованное решение относительно гипотезы.
Условием релевантности является тщательно продуманное, спланированное ведение протоколов опытов. Должна быть четко определена форма протокола и данные, подлежащие фиксации.
Еще одним условием релевантности является отсутствие ошибок исследователя в выборе критериев оценки достоверности гипотезы. Необходимо исключить влияние внешних факторов (по возможности), либо учесть их при обработке результатов.
2. Методика педагогического исследования должна отвечать требованию репрезентативности. Изучаемый объект в исследованиях должен быть представлен верно и полно. Для этого необходимо провести тщательный анализ имеющихся методов исследования и наблюдения, и отобрать из них те, которые наиболее полно будут отвечать данному исследованию, с помощью которых объект будет описан наиболее точно.
К вопросу о репрезентативности относится вопрос о количестве наблюдений (оно должно быть адекватным исследуемому явлению). Количество наблюдений, достаточное для репрезентативного представления факта может быть определено по специальным статистическим таблицам.
Также к вопросу о репрезентативности относится и способ представления результатов опыта. Другими словами, необходимо подобрать статистический метод, наиболее ярко отражающий все особенности и нюансы результатов исследования.
Для уменьшения вероятности получения нерепрезентативного результата используется рандомизация выборки испытуемых. Суть рандомизации – исключение влияния особенностей отдельных испытуемых на результаты исследования. Для этого отбор испытуемых в группы должен производиться случайным образом.
3. Исследование должно быть валидным. Существуют следующие виды валидности:
· Внутренняя валидность – достоверность решения, которое принимается относительно гипотезы в результате исследования. На результаты исследования могут оказать влияния события, не учтенные исследователем. Ошибочно это влияние может быть приписано тем воздействиям, которые оказывались целенаправленно. Все события, происходящие во время исследования и могущие оказать влияние на его результаты, называются фактором фона.
Для получения достоверных выводов необходимо контролировать факторы, нарушающие внутреннюю валидность. Способы контроля за этими факторами получили название исследовательских схем.
Схемы исследований, обладающих внутренней валидностью:
Я Т1 – Х – Т3
Я Т2 - … - Т4, где
Я – символ рандомизации (группы подобраны случайным образом),
Первая строка – экспериментальная группа,
Вторая строка – контрольная группа,
Т – тестирование,
Х – воздействие.
Итак, в данном исследовании мы имеет 2 группы испытуемых, отобранные случайным образом – экспериментальную и контрольную. В обеих группах проводится предварительное тестирование Т1 и Т2, далее экспериментальная группа подвергается воздействию Х. После этого обе группы вновь подвергаются тестированию Т3 и Т4.
Возможно проведение исследования без предварительного тестирования:
Я Х – Т1
Я … - Т2
· Внешняя валидность говорит о том, в какой мере по результатам исследования можно судить об изучаемом явлении в естественных жизненных условиях (экологическая валидность). Во время эксперимента человек оказывается в искусственных обстоятельствах (для достижения внутренней валидности мы исключаем влияние внешних факторов) и определенные переменные могут быть блокированы. Благодаря внешней валидности результаты исследования могут быть обобщены. В основу обобщения должно быть положено вычленение существенного отношения сторон ситуации, осуществление и развитие которой образует основу эмпирически наблюдаемых событий. Существенное отношение сторон объекта вычленяется не наблюдением за ним, а действием, которым объект преобразуется так, что существенное отношение его сторон становится явным.
Таким образом, проблема внешней валидности решается не средствами организации исследования, а способом, которым строится обобщение.
· Конструктная валидность говорит о необходимости рассматривания всех возможных альтернатив выдвигаемой исследователем гипотезы (так называемых «альтернативных гипотез») для формулирования обоснованных выводов. Существует множество возможных объяснений одного и того же явления. При формулировании гипотезы необходимо учесть как можно большее число возможных альтернативных гипотез.
Задание 3. Анализ состояния исследуемого вопроса.
Для проведения анализа состояния исследуемого вопроса необходимо изучить имеющиеся теоретические и практические наработки по данной проблеме. Наиболее доступный способ сделать это – обзор литературы.
Источниками информации по изучаемой проблеме могут быть:
· Монографии, зафиксированные в виде аннотаций, тезисов, рефератов, конспектов, цитат;
· Журнальные статьи;
· Статьи в сборниках;
· Диссертации;
· Результаты исследований, зафиксированные в виде анализа продукта, апробации продукта.
Помимо анализа библиографических источников могут быть использованы методы сбора информации из практики. Другими словами, проанализировать состояние исследуемого вопроса можно на основании результатов наблюдений, анкетных данных, бесед, интервью, тестирования.
Для полноценного анализа необходимо применение всех указанных методов.
Задание 4. Структурная схема научного исследования.
|
Задание 6.
Содержание методологической рефлексии исследователя определяется в виде следующих характеристик педагогического исследования, позволяющих оценить его качество:
1. Проблема – вопросы типа «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?». Необходимо изучить имеющиеся наработки по данной проблеме, выделить то, что еще не было изучено или было изучено недостаточно с точки зрения исследователя. Проблема – это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
2. Тема – как это назвать? Тема должна отражать содержание проводимого исследования, его суть в краткой, сжатой форме.
3. Актуальность – почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? Необходимо обосновать, какую пользу может принести данное исследование науке и практике на текущий момент. Обосновать не актуальность направления исследований как целой области, а актуальность конкретной выбранной темы.
4. Объект исследования – Что рассматривается? Исследователь должен вычленить ту часть объективной реальности, науки или практики, которая подлежит рассмотрению и изучению.
5. Предмет исследования – как рассматривается объект, в какие новые отношения, свойства, аспекты и функции раскрывает данное исследование? Это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Предметом могут быть отдельные более конкретные стороны объекта.
6. Цель – какой результат исследователь намерен получить, каким он видит результат? Это то. Что в самом общем виде исследователь намерен достичь в итоге работы.
7. Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Это цель исследования, рассматриваемая в определенных конкретных условиях. Это частные, сравнительно самостоятельные цели в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. Решение задач в совокупности должно обеспечивать достижение общей цели исследования.
8. Гипотеза и защищаемые положения – что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? Это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения. Это связующее звено между известным и неизвестным.
9. Новизна – что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые? Для определения новизны необходимости сделать обзор уже имеющихся исследований по данной проблемы. Лишь после тщательного их анализа, можно выделить нечто новое, еще не упоминавшееся в источниках.
10. Значение для науки – в какие проблемы, концепции вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание? Каким образом результаты исследования могут быть согласованы с теоретическими научными концепциями. Какие именно теории могут принять данные результаты.
11. Значение для практики – какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов? Необходимо выявить области практического применения результатов исследования, конкретные сферы деятельности человека.
Задание 7. Изложение результатов исследования.
1. Подготовительный этап. На этом этапе производится выбор формы логики и стиля изложения, идет организация собранного материала, его систематизация и классификация (по темам, проблемам и пр.). Также на этом этапе выбирается технический вариант, с помощью которого будет оформлен результат (рукопись, машинописный текст, пр.)
2. Во введении обосновываются проблемы, их актуальность, задачи, цель, исходные положения, методологические основы, методики исследования.
3. В разделе теоретических оснований определяются основные понятия, касающиеся данного вопроса, проводится характеристика разработанности проблемы в теории и практике. Приводятся теоретические концепции, обосновывающие основные положения и термины. Обосновывается модель преобразования.
4. В опытно-экспериментальной части описывается замысел эксперимента (опыта), указывается методика поиска, приводится описание процесса введения нового, дается характеристика результатов.
5. В заключении формулируются общие выводы (искомая модель и процедура описка). Делаются выводы относительно применения результатов исследования в науке и практике, дается оценка новизны и значимости.
6. Раздел справочного аппарата включает в себя библиографию и приложения (словари терминов, схемы, наглядные материалы) – пример оформления списка литературы приведен ниже.
7. Последним этапом является редактирование изложенного материала, отработка справочно-библиографического материла.
8. В дальнейшем работа оформляется в виде отчета, книги, диссертации.
Задание 8.
При проведении эксперимента явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип эксперимента – изменение в каждой исследовательской процедуре только одного фактора при неизменности и контролируемости остальных. В ходе эксперимента исследователь сознательно изменяет ход явления путем введения в него нового фактора, называемого экспериментальным или независимым. Факторы, изменившиеся под влиянием независимой переменной, называются зависимыми переменными.
Естественный эксперимент предполагает естественный ход событий, процесса.
Лабораторные эксперименты предполагают специально созданные исследователем условия для развития процесса, явления.
Проведение эксперимента требует планирования и подготовки. В.И. Загвязинский предлагает следующий порядок планирования и реализации педагогического эксперимента:
1. изучаемый объект.
2. организаторы и участники эксперимента.
3. цель эксперимента.
4. вид эксперимента (констатирующий, пилотажный, преобразующий, проверочный).
5. способ организации (линейный, вариативный, с контрольной группой).
6. принципы организации (по единственному различию, по единственному сходству, по сопутствующим изменениям).
7. суть экспериментальных новшеств.
8. способы оценки и интерпретации результатов.
9. введение результатов в систему работы.
Виды экспериментов:
1. констатирующий эксперимент проводится в начале исследования и ставит своей задачей изучение начального состояния изучаемого явления.
2. формирующий эксперимент организуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. Здесь исследователь вводит в процесс дополнительный фактор, который, по гипотезе, будет оказывать влияние на течение процесса.
3. контрольный эксперимент включает описание результатов осуществления экспериментальной системы мер, характеристику условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты, описание особенностей субъектов экспериментального воздействия, данные о затартах времени, усилий и средств; указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.
План эксперимента включает:
· цель и задачи эксперимента;
· место и время проведения эксперимента и его объем;
· характеристику испытуемых;
· описание материалов, используемых для эксперимента;
· описание методики проведения эксперимента и применения частных методов исследования;
· методику наблюдения, тестирования и пр. в ходе эксперимента;
· описание методики обработки результатов эксперимента.
Задание 9.
Курсовая работа должна быть написана или напечатана на одной стороне бумаги формата А4. Оглавление должно соответствовать основному тексту (названия глав и параграфов, расположение разделов и нумерация страниц).
Ошибки исправляются чернилами черного цвета, количество ошибок не должно превышать пяти на одной странице.
Интервал для пишущих машинок – 2, для текстовых редакторов – 1,5.
Поля:
Левое – 20-30 мм
Правое – 10 мм
Нижнее – 20 мм
Верхнее – 20 мм
Сноски и подстрочные примечания оформляются через один интервал на той странице, к которой они относятся.
Нумерация страниц сквозная, начинается с титульного листа, номер на первой странице не ставится (верхний колонтитул).
Каждая глава начинается с новой страницы. Расстояние между названием главы и текстом составляет 3 интервала.
Формулы вписываются в текст черными чернилами или тушью.
В заголовке, расположенном посередине страницы, точка в конце не ставится, переносить слова в заголовке нельзя. Заголовок должен быть выделен.
Главы принято нумеровать римскими цифрами, а параграфы – арабскими. Подглавы нумеруются отдельно в каждой главе или по порядку во всей работе.
Задание 10.
Библиография (список литературы и источников) – информация об используемых в диссертации, монографии, учебнике, статье и т.д. научных трудах, публикациях, авторефератах и других материалах. Библиография содержит фамилию и инициалы автора, название издания, место и год издания, его объем в страницах.
Введение – изложение понятий, условий и ограничений, применяемых при постановке проблемы и обосновании основных результатов диссертационного исследования.
Выборка – совокупность элементов объекта исследования, подлежащих изучению.
Гипотеза научного исследования – научно обоснованное предположение о развитии того или иного направления науки.
Диагностика – обследование объектов и субъектов с целью определения способностей, знаний, умений и навыков.
Задачи исследования – утверждения, которые должны быть доказаны в ходе исследовательской работы.
Заключение – последний раздел диссертации, в котором делаются выводы о результатах проведенного исследования.
Изучение и обобщение педагогического опыта – изучение деятельности отдельных субъектов или коллективов в процессе их деятельности по обучению и воспитанию с последующей оценкой качества и новаторства.
Конспектирование – составление конспекта прочитанного научного или литературного источника.
Метод анкетирования – сбор научной информации с помощью специально подготовленных анкет.
Метод беседы, интервью – сбор необходимой научной информации с помощью личного контакта с респондентами.
Методы исследования – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического исследования и изучения явлений действительности.
Метод наблюдения – визуальное восприятие действительности и фиксация его результатов на специальных бланках.
Мониторинг – постоянное наблюдение за состоянием и изменениями изучаемого объекта.
Монография – научное исследование, выполненное в виде отдельной книги и посвященное одной проблеме.
Научный руководитель – доктор наук или профессор, призванный оказать помощь аспиранту в выполнении исследования.
Объект исследования – часть объективной реальности, которая подвергается научному изучению.
Пилотажное исследование – один из видов анализа эмпирического материала, необходимого для решения конкретных задач исследования.
Понятие – мысль, которая отражает предметы в их общих существенных признаках, позволяющих отличить предметы, явления от смежных с ними.
Предмет исследования – объективные законы конкретно-исторического процесса, а также сам процесс.
Проблема – сложный вопрос, задача, требующий научного обоснования и решения.
Процедура исследования – определенная последовательность познавательных и организационных действий, способ организации исследования, реализации его концептуальной схемы.
Репрезентативная выборка – наиболее точная выборка в ходе исследования.
Респондент – участник опроса, интервью, эксперимента.
Сбор первичной информации – полученные в ходе исследования необобщенные сведения по интересующим исследователя вопросам, подлежащие в дальнейшем обобщению и обработке.
Теоретические методы исследования – методы исследования, позволяющие осуществлять теоретический анализ литературы и источников, необходимый для выяснения основных закономерностей развития науки.
Термин – научное определение понятия, фиксирующее устойчивые и непреходящие аспекты реальности.
Цитирование – точная, дословная выдержка из научного или другого источника.
Экспериментальный метод исследования – один из методов научного исследования, позволяющий в экспериментальных условиях проверять разрабатываемые исследователем теории и методики.
Эмпирические методы исследования – метод, основанный на описании фактов, без последующих заключений и теоретических обобщений.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-методическое пособие. – М., 1985.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 1980.
3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. – М., 1979.
4. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 3. – Л., 1981.
5. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 1984.
6. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1979.