СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ. 2

Введение. 3

1. Понятие занятости населения. 5

2. Типы безработицы.. 10

3. Управление занятостью в условиях развития рыночной экономики. 12

Заключение. 18

Список использованной литературы.. 19


 


 









Введение


В 2003 г, на биржах труда были зарегестрированы первые десятки тысяч безработных. Появление безработных, а вместе с ними и возрождение проблемы безработицы оказалось прямо связанным с переходом к рыночной экономике. Безработица - наличие определенного количества трудоспособного населения, не имеющего постоянного места работы,- это объективная реальность рыночной экономики, для которой, на ряду с другими рынками,характерен рынок рабочей силы. Положение России усугубляется тем, что прежние механизмы поддержания относительного соответствия между спросом и предложением рабочей силы разрушенны, а новые не созданы. Поэтому именно в ближайшие 2-3 года проблема безработицы, с которой население десятилетиями не сталкивалось,а правительство только начинает знакомиться на практике, будет наиболие остра. Со временем и число безработных сократится и меры социальной защиты тех кто временно лишился работы станут более эффективными. Но в сегдняшней России проблема безработицы, впервые после 1930 году, когда была закрыта последняя биржа труда, из области теоретической вновь становиться все более суровой реальностью.

К началу 2004 года было зарегестрированно лишь около 500 тысяч безработных, то к ноябрю цифра увличится в 2 раза. В отдельных региональных на одно место претендуют до 10-ти граждан не имеющих постоянной работы. В ряде регонов Челябинской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и в некоторых республиках безработица достигает 7-10%,а в районах, где велик приток беженцев и имеются предприятия, разрушенные военными действиями, более 30% трудоспособного населения безработны. По данным Федеральной службы занятости в первом полугодии 2003 года на одного работающего в государственном секторе приходилось по 18 дней отпуска по инициативе администрации предприятий и организаций.

Несмотря на развертывание информационных сетей, введение новых институтов регулирования, безработица будет постоянно действующим фактором и ее масштабы будут существенно возрастать. Если некоторое время назад ( совсем недавно) «портрет» безработного можно было представить в виде женщины старше 40 лет, имеющей высшее или среднее специальное образование, работавшей в сфере интеллектуального труда и на государственной службе, то теперь состав безработных заметно помолодел.

Пока можно говорить о переходном характере безработицы. Нынешняя безработица еще не отражает общих процессов  функционирования рыночной экономики, она является результатом развала ранее существовавших институтов и структур.

И все же безработица имеет гораздо более глубокие основы, определяемые всем ходом социально-экономического развития.Она не только результат перехода к рынку труда, но и условие эффективности занятости. Безработицу нельзя сводить только к проблеме социальной защиты. Этот фактор воздействует на повышение заработной платы и пристижа высокопроизводительного труда. Почему? Прежде всего потому, что при высвобождении рабочей силы из неэффективного производства необходимы социальная защита и дополнительные гарантии тем, кто не в состоянии конкурировать на рынке труда. Встает вопрос о создании надежной системы социального страхования безработицы как общественного риска, за который отвечает государство в качестве главного работодателя и предприятие.1


1. Понятие занятости населения


Занятость населения – это совокупность экономических, социальных, психологических факторов, влияющих на мотивацию работника к процессу трудовой деятельности, работник спомощью этих факторов удовлетворяет свои материальные и социальные потребности.

Необходимо отметить, что наиболее масштабной задачей  социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве Украины является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является  регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда  и, как следствие, увеличения национального дохода.

Во второй половине 80-х годов была определена и получила официальное одобрение концепция эффективной занятости. Это не поголовная, а социально ориентированная занятость, основными компонентами которой являются: сокращение (ликвидация в будущем) тяжелого, примитивного, неквалифицированного труда; стимулирование гибких форм занятости, что дает возможность обеспечить работой всех желающих работать настолько, насколько они этого желают; формирование социального партнерства работающих по найму с администрацией, что предусматривает возможность ведения   переговоров по условиям и оплате труда; свобода выбора места работы с точки зрения формы собственности (госпредприятие, частное, кооперативное, коллективное, общественное и т.п.); усиление связи оплаты труда с конечным результатом, ликвидация принципа оплаты за выход, за рабочее место; признание общественно полноценной работы в семье; введение минимума и ликвидация максимума заработной платы[1].

Эффективная занятость – это модель развития и использования квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей силы, ориентировано на переоценку ее возрастающих материально-бытовых потребностей. Большую роль в реализации концепции эффективной занятости должны играть государственная служба трудоустройства, учрежденный государством фонд улучшения занятости (отчисления на него составляют 1% от фонда заработной платы независимо от формы собственности).  Необходимо организовать также службу прогнозирования процессов, которые происходят в сфере спроса и предложения труда, разрабатывать программы преобразования всех форм уровней образования и обучения, подготовки и переподготовки рабочих кадров. Политика эффективной занятости является более рациональной, социально направленной, что отвечает требованиям рынка рабочей силы, который формируется.

Проблему безработицы усугубляет еще и тот факт, что трудное материальное положение толкает искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся. 1



                    Таблица 1

Самооценка материального положения работников в зависимости от ступеней благосостояния ( в % к числу опрлшенных соответствующих групп) на июнь 2003 г.


Градации социальной шкалы

Материальное положение

благосостояния

Очень плохое

Плохое

Среднее

хорошее


1993

94/95

1993

94/95

1993

94/95

1993

94/95

Нищета

19

24

44

46

31

27

23

2

Бедность

11

15

43

44

42

37

2

0

Нуждаемость

6

9

35

37

51

49

5

3

Относительный достаток

4

5

23

28

63

60

8

5

Зажиточность

3

2

18

20

64

66

14

11

Состоятельность

2

2

12

11

52

63

33

23

Всего:

8

10

34

35

49

49

6

5


В соответствии с уже накопленым службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следущих факторов:

·     подавление  безработицы ( досрочные  проводы  на  пенсию мужчин в 58, женщин в 53);

·     частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);

·     условная безработица (непостоянная работа);

·     времеменная безработица ( декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);

·     потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);

·     безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;

·     безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);

·     вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих приведшего к остановке предприятия);

·     безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;

·     безработица вследствие демобилезации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;

·     безработица членов семей военнослужащих и военных советников возвращающихся в РФ из-за рубежа;

·     безработица в закрытыых городах в связи с конверсией и городах заводах в следствие остановки предприятий;

·     первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);

·     безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;

·     безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;

·     безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;

·     безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)

·     безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;

·     безработица возвращающихся из мест лишения свободы;

·     безработица тех кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;

·     безработица вследствие стихий ных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учереждений в результате взрывов или военных действий);

·     безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.

Здесь перечислены далеко не все реально существующиие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваютсянесколько групп населения. Как и в каждом государстве в России естьопределенная часть населения не желающая работать,-люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждевенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегестрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько милмонов человек, не оказывая давления на рынок труда , тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - пямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.1



2. Типы безработицы


Безработица бывает: постоянной, временной, циклической.

-постоянная безработица – это такая безработица, когда предложение на рабочую силу превышает спрос. Такая безработица может длиться несколько лет.

-временная безработица – это такая безработица, когда предложение на рынке труда превышает спрос на рабочую силу с тенденцией благорриятных прогнозов занятости населения в ближайшем времени.

-циклическая безработица – это безработица, когда и спрос, и предложение на рынке труда являются нестабильными, т.е. невозможно выявить тенденцию увеличения или уменьшения спроса на тот или иной вид рабочей силы. Затем, вследствие экономических или социальных факторов может измениться ситуация на рынке труда.

                         Таблица 2


Численность безработных граждан в России в 2001 – 2003 гг.


Численность безрабтных(тыс.человек)

Зарегестрировано безрабтных всего

Получают пособия

На 1 января 1991 года

16.1

11

На 1 января 1992 года

61.876

11.876

На  1  июля  1992  года

202.879

107.726

На 1 января 1993 года

574.725

371.238

На  1  июля  1993  года

717.108

411.958

В среднем по России коэффициент нагрузки незанятых лиц, ищущих работу, на одно вакантное место в службах занятости составил 2.7.

Территориальные и региональные диспропорции спроса на рабочую силу и ее предложения на рынке труда проявились в безработице устойчивой формы. Увеличилась доля лиц у которых стаж безработицы превысил 4 месяца.1

В январе - августе 2003 года в службы занятости обратилось 1.3 милиона человек, трудоустроено при их содействии 42%. По сравнению с тем же периодом 2002 года  число обратившихся сократилось на 11%, а объемы трудоустройства увеличелись на 13%.

На 1 сентября 2003 года заявленная предприятиями всех форм собственности потребность в рабочей силе была в 1.6 раза выше чем в начале года и составила 510.5 тысяч человек. Более 55% этой потребности приходится на государственные предприятия и организации, 21% на акционерные предприятия.

Растет доля лиц ищущих работу впервые (выпускники) в общем числе обратившихся в служюы занятости в 1992 году она составила 7.5%, а в первом полугодии 1992 года она выросла до 104%.

Увеличивается приток лиц пенсионного возраста, что в значительной мере оъясняется падением жизненного уровня населения. В первом полугодии 2003 года 41 тысяча пенсионеров обратилась в службу занятости, что в 1.4 раза больше чем в первом полугодии 2002 года.

Однако возможности конкурировать на рынке труда граждан этой категории ограничены. С каждым годом им все труднее найти подходящую работу, в 2003 году трудоустройство пенсионеров при содействии служб занятости составило 40% от числа обратившихся в эти службы пенсионеров, в 2002 году - 16%, в первом полугодии 2001 года - 13%.1

 

3. Управление занятостью в условиях развития рыночной экономики


С июля 1991 года обрели силу социальные гарантии безработным предусмотреные Законом «О Занятости Населения РФ». За первый год регистрацию прошли 25 тысяч безработных с правом на пособие. Из них 90% составили служащие потерявшие работу в результате сокращения штатов, 80% женщины, 15% молодеж до 30 лет. Средний период безработицы составил 50 дней и постепенно растет, особенно для тех, чьи шансы на рынке труда невелики в силу рассогласования спроса и предложения.

Говоря об идеологии, полпженной в основу российской политики занятости, нужно отметить, что законодательство признает безработицу главным  образом как право человека подискивать подходящую работу, а не как закономерный процесс формирования и фнкционированияразвитого рынка труда. Закон действует от трудоустройства: человеку предлагают работу и если она подходит направляют его туда. Необоснованый с точки зрения админестрации службы занятости отказ от предложения приводит к тому, что выплата пособий откладывается. Если подходящей работы пока нет, то законодатель стремиться занять зарегрстрированного безработного на временной работе, вводя институт так называемых общественных работ или предлагает переквалификацию с гарантией последущего трудоустройства. И только в крайнем случае, когда все возможности обеспечить занятость исчерпаны безработному назначается пособие. Он может получать его в течение 12 месяцев в размере в основном компенсирующем утраченый заработок при условии явки за очередным предложением работы.

Таким образом предложена к раелизации опробированая на Западе социально-демократическая модель регулирования занятости и безработицы.

Служба занятости уже распологает своей собственной учебно-курсовой сетью, эффективными методиками обучения и квалифицировным персоналом инструкторов и преподавателей, но процесс профессиональной переквалификации затрудняет и само законодательство, которое требует обязательного трудоустройства по завершению обучения. Обязательства сторон жестко определены в рамках четырехстороннего договора (безработный - служба занятости - учебное заведение - предприятие). Обучение осуществляется за счет средств фонда занятости с выплатой стипендии, но не более года. Основной проблемой после этого оказывается гарантия последущего трудоустройства. Многиу предприятия не в состоянии ожидать завершения учебы безработного и предпочитает подискать рабочую силу собственными усилиями или через рынок труда.

                                                                                                                       Таблица 3

Трудоустройство обратившихся в службу занятости в % к их общему числу

Трудоустройство обратившихся в службы занятости в % к их общему числу


Численность граждан обратившихся по вопросу трудоустрства   (тыс. чел.)


Трудоустроено в % от обратившихся

(тыс. чел.)


2000

2001

2002

2003

Всего:

42568

24376

20543

26,78

В том числе занятые трудовой деятельностью:

164,1

96,9

30

29,3

Из  них:





желающие работать в свободное от работы время:

22,3

13,5

27

60

желающие работать в свободное от учебы время:

147,7

63,5

65

54,6

Не занятые трудовой деятельностью:

1202,5

2278,2

38

145,7

Из них пенсионеры:

36,7

53,1

39

56,6

Основная цель профессиональной ориентации - оказывать содействие гражданам, обращающимся в службу занятости, в получении подходящей работы в сответствии с их личными интересами, потребностями работодателей  и рынка труда путем их профессионального информирования, кнсультирования и психологической поддержки.

Система профессиональной ориентации в государственной службе занятости предсставляет следующие услуги:

·     информирование и кнсультирование граждан, обращающихся в службу занятости  в целях выбора работы, режима труда, возможности обучения;

·     профессиональная ориентация безработныых граждан.

Кроме того, службы занятости могут оказывать дополнительные услуги по следующим направлениям:

·     профессиональная информация населения, в том числе учащейся молодежи;

·     психологическая поддержка граждан, занятых трудовой деятельностью и предполагаемых к высвобождению.

По мнению руководителей рекрутерских фирм, отсутствие в ряде компаний четкого определения функциональных обязанностей сотрудников не только становиться одной из основных причин текучести кадров, но и влияет на отношение клиентов к самим рекрутерским фирмам. Не секрет, что в последнее время спрос на услуги рекрутеров со стороны работодателей несколько снизился. Однако сами работодатели объясняют это тем, ято они не слишком довольны качеством предоставляемых рекрутерами услуг. Действительно, большинство фирм не утруждает себя тщательными поискам.

Как отмечают работники рекрутерских фирм, если весной наблюдался большой спрос на банковских работников, то к сентябрю потребность в них заметно сократилась. Эксперты связывают данное обстоятельство с банковским кризисом: мелкие банки прекратили свое существование, крупные - пока стараются воздерживаться от приема на работу новых сотрудников. По данным исследований московского рынка общий спрос на работников банков в рейтинге наиболее популярных специальностей упал с 7% в июле до 4% в сентябре. Тем не менее представители «Агенства «Контакт»» заметили, проблема поиска поиска банковских специалистов в настоящее время решена на уровне бухгалтеров и среднего менеджмента (начальников отделов). Так, предложение на должность бухгалтеров банков сегодня соответствует 23%, а спрос - 0%. В то же время на потребность в высококласных банковских специалистов не повлиял даже банковский кризис. Например, в большом дефиците люди, способные работать начальниками управлений и отделений банков.

По-прежнему существует у работодателей дискриминация по половому признаку. Например, женщины принимаются в основном на должность секретарей-референтов, продавцов-консультантов, офис-менеджеров ( по просту говоря завхозов ), специалистов по кадрам, бухгалтеров. Из руководящих должностей они могут реально претендовать на должность финансового директора. Как отмечают работники по подбору персонала, не слишком популярны женщины-юристы, маркетологи, менеджеры по продажам..

Концепция профессионального обучения безработных и незанятых. Цели и принципы:

·     ориентация обучения граждан на новые сферы трудовой деятельности и социальной адаптации;

·     приоритетная реабилитация длительно неработающих лиц;

·     програмно-целевой подход к социальным группам населения;

·     преемственность обучения с учетом образовательного потенциала и навыков трудовой деятельности;

·     модульный принцип формирования обучения, Многовариантность и гибкость форм, методов и средств обучения;

·     опережающий характер обучения, способствующий сокращению периода временной безработицы;

·     разнообразие источников финансирования и оптимизация затрат на оказание услуг по профессиональному обучению.

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения не всегда может обеспечить им немедленное гарантированное трудоустройство. Оно проводится главным образом по профессиям, специальностям, видам деятельности, пользующимся спросом на рынке труда и дающем возможность на конкурентной основе найти нужную работу с помощью службы занятости.

Система профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения является одним из звеньев непрерывного образования, не подменяющим, а дополняющим существующие системы профессионоального обучения.

Цели и принципы профессионального обучения рассматриваются в единстве и реализуются через содержание, организационные формы, методы, средства обучения с учетом возрастных, психофизических особенностей личности, производственной специфики и находят практическое отражение в соответствующих территориальных программах.

Разработка и реализация территориальных программ профессионального обучения незанятого населения осуществляется на основе комплексного подхода и включают следующие приоритетные направления:

·     выявление характерных для данного региона тенденций социально-экономического развития;

·     анализ и пргноз профессионально-квалификационного состава высвобождаемых работников и незанятого населения;

·     определение приоритетных социальных групп населения и выбор обоснованных направлений их подготовки и переподготовки;1

 

 

Заключение


И в заключение о том, что же хочется увидеть в результате деятельности служб занятости и работы законодательных органов:

·     создание эффективной системы социальной защиты безработных

·     граждан путем предоставления широкого спектра образовательных услуг, направленных на повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда;

·     повышение эффективности трудоустройства безработных граждан и сокращение периодов вынужденной безработицы;

·     совершенствование механизма взаимодействия работодателей с органами управления образованием, социальной защиты;

·     создание равных возможностейзанятости для различных групп населения

·     оказание информационнойи методологической поддержки региональных программ профессионального обучения

·     формирование необходимых предпосылок для эффективного функционирования системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватной потребностям рыночной экономики.


Список использованной литературы


1.  Абакумова Н.Н. Рынок труда, занятость и безработица - М.:Издательство Международные отношения, 2002.

2.  Воронцов В.А. Безработица и пути смягчения – М.: Институт экономики, 2003.

3.  Заславский  И. Труд, занятость, безработица. – М.: РАН, 2003.

4.  Никифорова Н.А.  Проблемы занятости. – М.: Институт экономики, 2004.

5.  Павлов А. Безработица, проблемы, пути решения // Человек и труд. – 2004. – №  2.

6.  Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы. – Новосибирск: НГАЭиУ,  2002.


1 Воронцов В.А. Безработица и пути смягчения. – М.: Институт  экономики, 2003. – Стр. 123.

[1] Абакумова Н.Н. Рынок  труда, занятость и безработица. – М.: Издательство «Международные отношения», 2002.  – Стр. 162.

1 Павлов А. Безработица, проблемы, пути решения // Человек и труд. – 2004. - №  2.


1 Заславский И. Труд, занятость, безработица. – М.: РАН,  2003. – Стр. 164.

1 Абакумова Н.Н. Рынок  труда, занятость и безработица. – М.: Издательство «Международные отношения», 2002.  Стр. 172.

1 Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы. – Новосибирск: НГАЭиУ,  2002.

1 Никифорова Н.А. Проблемы занятости. – М.:  Институт экономики,  2004.