Содержание
Задание 18 |
|
1. Какова роль нефтяного сектора в формировании экспорта России? Дайте характеристику намечаемых и реализуемых новых проектов строительства нефтепроводов на территории России и объясните, какие задачи они призваны решать……………………………………………………………………………………………. |
3 |
2. В чем назначение федеральных округов России в отличие от экономических районов?......................................................................................................................................... |
4 |
3. Дайте характеристику основных черт свободных экономических зон………………….. |
6 |
Список используемой литературы…………………………………………………………….. |
7 |
Задание 18
1. Какова роль нефтяного сектора в формировании экспорта России? Дайте характеристику намечаемых и реализуемых новых проектов строительства нефтепроводов на территории России и объясните, какие задачи они призваны решать
Нефтяной комплекс охватывает подготовку запасов, добычу, транспорт, переработку нефти и включает в себя 10 крупных вертикально - интегрированных компаний, добывающих 87,7% нефти, и 113 мелких компаний с объемом добычи 9,2%. Более 3% добычи нефтяного сырья осуществляет ОАО "Газпром".
В составе компаний работают 28 нефтеперерабатывающих заводов суммарной мощностью 269 млн. т/год и загруженных на 57% (1999 г.); имеются 6 заводов по производству смазочных материалов и 2 завода переработки сланцев.
Магистральный транспорт нефти и нефтепродуктов осуществляют соответственно АК "Транснефть" и АК "Транснефтепродукт". Магистральные трубопроводы АК "Транснефть" перекачивают 99,3% добываемой в России нефти. Их протяженность - 48,5 тысяч километров - позволяют формировать трансконтинентальные потоки нефти.
Нефтяные ресурсы составляют 31% производимых в России первичных энергоресурсов, 22% потребляемых российской экономикой и более 50% вывозимых.
Комплекс занимает достаточно заметное место в мировом хозяйстве. Разведанные запасы нефти Российской Федерации составляют более 12% от мировых. Соответствующий показатель по добыче - 8,6%.
Исходя из анализа состояния основных производственных фондов, значительные вложения должны быть, сделаны в нефтеперерабатывающую промышленность. При этом физически и морально устаревшие установки должны выводится из эксплуатации, в частности некоторые нефтеперерабатывающие заводы эффективнее закрыть, чем реконструировать. В 1999г. при капитальных вложениях в объеме 5,5 млрд. руб. на текущий и капитальный ремонт израсходовано 3,7 млрд. руб. В таком соотношении таится угроза техногенных катастроф, ибо НПЗ несут в себе большую химическую, пожарную и экологическую опасность.
Если нефтяные компании по-прежнему не будут инвестировать в нефтепереработку, то обеспечение роста потребности в моторных топливах необходимо будет осуществлять за счет увеличения объемов, а не глубины переработки нефти. В этом случае сократится объем экспорта нефти и из валютной выручки нужно будет изъять 2,2 млн. долл. (по ценам нефти в июле 2000г.) ежегодно при благоприятном варианте развития экономики и повышенном спросе на моторное топливо. По оценкам ТЭНИ один рубль, вложенный в нефтепереработку, по эффективности равен 2-3 рублям инвестиций в нефтедобычу. Углубление переработки позволит обеспечивать потребности народного хозяйства при меньшем объеме потребляемой нефти.
Обновление и развитие систем трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Решение проблем экспорта нефти должно произойти путем развития:
- на западе страны - нового Северо-Балтийского направления;
- на востоке страны - Тихоокеанского и Восточно-Сибирского направлений.
В настоящее время основная часть вложений в нефтяной комплекс направлена на быструю отдачу и заключается в вовлечении в оборот бездействующих скважин, количество которых превышает 20% от общего числа эксплуатационных скважин. При этом вложения в промышленную инфраструктуру, прежде всего в трубное хозяйство нефтяных компаний по оценке самих компаний явно недостаточны. Вследствие этого в нефтедобыче, как и в нефтепереработке, возрастает вероятность техногенных катастроф.
По оценкам экспертов, для модернизации нефтяного комплекса требуется 25-40 млрд. долл. При сохранении уровня цен на нефть в ближайшие пять лет на уровне не ниже 20 долл/баррель ежегодные инвестиции со стороны российских нефтяных компаний могут быть обеспечены на уровне в 5,5 - 6,5 млрд. долл. Иными словами, в течение ближайших пяти лет нефтяной комплекс России будет модернизирован за счет собственных средств компаний - без массированного привлечения иностранных прямых инвестиций.[1]
2. В чем назначение федеральных округов России в отличие от экономических районов?
Во главе округов стоят полномочные представители Президента России. В сферу их деятельности, направленной на укрепление вертикали исполнительной власти, входят и вопросы регулирования социального и экономического развития регионов страны, включая организацию работы по реализации основных направлений внутренней политики, контроль за их выполнением, составление докладов о социальном и экономическом положении в округах, разработка совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программ социально-экономического развития территорий в пределах округов, контроль за реализацией федеральных программ и т.д.
Границы федеральных округов не совпадают с действующей сеткой экономического районирования страны, которая используется для целей экономического прогнозирования и программирования, а также индикативного планирования территориального развития РФ. Границы федеральных округов отличаются и от сетки сложившихся к настоящему времени межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ.
Созданные Президентом РФ федеральные округа представляют собой третью, выдвинутую практикой управления страной форму крупных административно-территориальных образований. Система федеральных округов учитывает не только устоявшееся экономическое районирование и выдвинутые практикой территориальные образования, сформированные ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ, но также стратегические интересы обеспечения национальной безопасности.
Так же как экономические районы и ассоциации экономического взаимодействия федеральные округа являются неконституционными территориальными образованиями, инструментом федерального государственного регулирования территориального развития. Но в отличие от экономических районов и ассоциаций федеральные округа, их руководящие органы законодательно наделены определенными полномочиями и функциями, делегированными им Президентом РФ.
На федеральные округа возложена в экономической сфере разработка программ социально-экономического развития на территории округов.
Создание новых укрупненных хозяйственно-политических территориальных образований по инициативе как федеральных, так и региональных органов государственного управления свидетельствует не только об объективной потребности в них, но и о необходимости совершенствования административно-территориального устройства федеративного государства, а также об устойчивости тенденции к его укрупнению.
Создание федеральных округов создает необходимые предпосылки для совершенствования государственного регулирования развития и размещения производительных сил на региональном уровне. Они становятся важным средством укрепления вертикали власти, а также единого экономического пространства.[2]
3. Дайте характеристику основных черт свободных экономических зон
Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и преимущества имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, но по существу они, как правило, сходны.
К наиболее распространенным льготам и привилегиям, действующим в СЭЗ, относятся;
1) полное освобождение от пошлин и других сборов, ввозимых в зону машин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства;
2) освобождение инофирм от уплаты подоходного налога(на определенный срок),а также предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов, которые обычно уплачиваются иностранными фирмами в данной стране;
3) предоставление льготных кредитов;
4) аренда помещений, транспорта по льготным тарифам
5) обеспечение для иностранных инвесторов упрощенного порядка вступления в СЭЗ и гарантии свободного предпринимательства.
Характерной чертой СЭЗ является особый режим, регулирующий использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление действий трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли.[3]
Список используемой литературы
1. Шишов С.С. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
2. Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление: Учебник для вузов.— Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000.
3. Бабурин В.Л., Мазуров Ю.Л. Географические основы управления. Курс лекций по экономической и политической географии: Учеб. пособие:— М.: Дело, 2000.
4. Арбатов А. Минерально-сырьевой комплекс России в переходный период // Вопросы экономики—1997—№ 5
5. Экономическая география России А.Н.Лаврищев, М.: "Экономика" 1999
6. Судоров Н.К. Социально-экономическая география и регионалистика России. – М.: ИНФРА-М, 2002.
[1] Шишов С.С. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
[2] Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление: Учебник для вузов.— Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000. стр. 128
[3] См: Бабурин В.Л., Мазуров Ю.Л. Географические основы управления. Курс лекций по экономической и политической географии: Учеб. пособие:— М.: Дело, 2000.