СОДЕРЖАНИЕ



Введение…………………………………………………………………3


1. Теоретическая часть

1.1. Понятие «система», виды систем и свойства……………………..4

1.2. Основы системного подхода в управлении……………………….5

1.3. Производство как система «ресурсы – продукция»………………7


2. Практическая часть

Характеристика ООО «Сибирское молоко»

2.1. Экономическая характеристика……………………………………8

2.2. Миссия и цели организации……………………………………….13

2.3. Организационная структура ООО «Сибирское молоко»………..14

2.4. Характеристика внешней и внутренней среды

ООО «Сибирское молоко»……………………………………………...15


3. Особенности и специфика управления

ООО «Сибирское молоко»

3.1. Методы управления ООО «Сибирское молоко»…………………17

3.2. Роль руководителя в управлении предприятием…………………20


Заключение …………………………………………………………….  21


Список использованной литературы…………………………………..22




Введение

Управление является одним из основных элементов окружающего нас объективного мира. Человечество не может развиваться, не повышая организованности, не используя такой рычаг как управление. Все материальные и идеальные образования включают в себя управление.

Управление присуще любым системам. Управление – это внутренне присущая системе функция, обеспечивающая сохранение и развитие её качеств, специфики, свойств.

Научное управление представляет собой широкое использование системного подхода в управлении, предполагающего принятие локальных решений с учётом их влияния на общесистемные цели и критерии, с учётом множества факторов, поиск путей и методов эффективного воздействия на них.

Применение теории систем в менеджменте явилось важнейшим вкладом школы науки управления.

Системный подход – не набор каких – то руководств или принципов для управляющих – это способ мышления по отношению к организации и управлению.

Цель данной работы – рассмотреть и осознать каким образом системных подход помогает руководителю лучше и точнее понять организацию и более эффективно достичь её целей.

Задачи:

-рассмотреть теоретические основы системы  и системного анализа;

-проанализировать динамику экономических показателей на примере ООО «Сибирское молоко»;

-рассмотреть стиль управления руководителя ООО «Сибирское молоко»




1.Теоретическая часть

1. 1 Понятие «система» виды систем и свойства

Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое; целое выполняет некоторую функцию.

Здесь существенно то, что элементы должны быть взаимосвязанными или взаимодействующими. Самые разные части могут быть объединены в целое. Любая система может рассматриваться как подсистема некоторой более крупной системы.

Система управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую. Для осуществления функций управления управляющая подсистема должна располагать необходимыми материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих действий.

Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами.

В свою очередь, управляющая подсистема состоит из двух частей: управляющая производством и управляющая процессами дальнейшего совершенствования как производства, так и самой управляющей системы. В управляющей подсистеме выделяют следующие элементы: планирующий, регулирующий, маркетинг, учётный и контрольный элементы.

Управляемая подсистема осуществляет многообразные процессы производства. Сюда входят цехи в составе производственных и вспомогательных участков, предприятия в составе основных и вспомогательных цехов. Управляющая подсистема непрерывно посылает в управляемую подсистему информацию в виде управленческих решений.

Управляющая и управляемая подсистемы образуют систему управления хозяйством.


1.2. Основы системного подхода в управлении

Системный подход пытается рассмотреть организацию и внешнюю среду, в которой она функционирует, как целое.

Фирма рассматривается как сеть решающих центров, связанных между собой с внешним миром коммуникативными каналами. Организация при таком подходе ориентирована на процесс принятия решений, мотивацию и контроль

В последние годы слово «система» стало нарицательным и утратило своё значение. Появился новый термин «системный подход».

Чем шире границы проблемы, тем шире изучаемая система, и тем больше переменных, которые необходимо учесть.

Например, проблема дискриминации при приёме на работу может восприниматься как один из аспектов более крупной проблемы, требующей принятия мер в области законодательства, образования, жилищного строительства и т.д.

Если ресурсы недостаточны то основная цель разбивается на подцели, что облегчает подход к решению основной задачи.1       

Существует два основных типа систем: закрытые; открытые.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.

Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы.

Такая система не является самообеспечивающейся; она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне.

Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжать своё функционирование.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому, что  все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

                                                                                                       Таблица 1

Организация, как открытая система1

Входы

Преобразования

Выходы

1.Информация

1.Обработка

1. Продукция или услуги

2. Материалы

2. Информация

2. Прибыль

3. Капитал

3. Преобразование

3. Социальная ответственность

4. Трудовые ресурсы

4. Прибыль

4. Удовлетворённость работников


Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования создаётся добавочная стоимость входов, и в результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие, как:

-прибыль;

-реализация социальной ответственности;

-реализация удовлетворённости работников.

Определение переменных и их влияния на эффективность организации – основной вклад ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.




1.3. Производство как система «ресурсы - продукция»

С точки зрения теории систем, любое идеальное образование  представляет собой организационную систему по преобразованию ресурсов с целью получения на выходе продукции (услуги) для конечного непроизводственного потребителя.

Бригада, цех, участок, функциональное подразделение – это организованные системы типа «ресурсы – продукция».

Через службу снабжения, функции которой различны для разных систем (закупа, взаимоотношение с поставщиками, получение товаров и услуг, контроль качества) на вход системы «ресурсы – продукция» поступают различные виды ресурсов: энергия, финансы, материал, труд, информация по цене за единицу.

Эти виды ресурсов преобразовываются в процессе производства (в «чёрном ящике») в продукцию – товары и услуги. Продукция – суть те же виды ресурсов, поступившие на вход системы, но в преобразованной форме.

Эта продукция через службу сбыта распределяется, продаётся, поставляется по цене за единицу, которая устанавливается службой сбыта. Цена определяется стоимостью затрат и добавленной стоимостью преобразования.

Соотношение между объёмами поступавших на входе ресурсов и полученной на выходе продукции определяет результаты функционирования производственной системы.

Каждая конкретная система обладает специфическими особенностями: сочетание видов ресурсов и затратами на них; сочетанием процессов преобразования; сочетанием видов продукции; видами воздействия окружающей среди и т.д. Здесь важно уяснить, что любой производственно – хозяйственной системе присущи все названные элементы и взаимосвязь между ними. 1

Рассмотрим теперь характеристику организации как производственной системы.

2. Практическая часть

Характеристика ООО «Сибирское молоко»

2.1. Экономическая характеристика

Организационно – правовая форма – общество с ограниченной ответственностью «Сибирское молоко» функционирует на рынке производства молочной  продукции в Новосибирске 5 лет.

ООО «Сибирское молоко» производит выпуск следующих видов молочной продукции:

-молоко пяти видов с разным процентом жирности;

-творог трёх видов с разным процентом жирности;

-сметана;

-йогурт в ассортименте;

-сдобу в ассортименте с творожной начинкой;

-варенец трёх видов с разным процентом;

-ряженка;

-варенец.

ООО «Сибирское молоко» имеет в г. Новосибирске сеть специализированных магазинов, которые реализуют молочную продукцию оптом и в розницу.

Построим таблицу, показывающую показатели объёма продаж всей молочной продукции в целом ООО «Сибирское молоко» за последний год по месяцам .

                                                                                                         Таблица 2

Показатели объёма продаж ООО «Сибирское молоко» за 2003 г. (%)1

Январь

55

Февраль

43

Март

41

Апрель

38

Май

35

Июнь

33

Июль

30

Август

32

Сентябрь

41

Октябрь

56

Ноябрь

67

Декабрь

81


Итак, из таблицы 2 видим, что процент объёма реализации молочной продукции уменьшается с наступлением лета и растёт ближе к зиме.

Я думаю, руководству ООО «Сибирское молоко» нужно расширить ассортимент выпускаемой продукции, т.е. , летом продавать, продукцию, которая пользуется наибольшим спросом – например, мороженое.

                                                                                                         Таблица 3

Показатели прибыли ООО «Сибирское молоко» за 2003 г. , по отношению к 2002 году

Месяц

Прибыль, тыс. руб.

Процентное соотношение к 2002 г.

Январь

5870

58

Февраль

5560

55

Март

5230

51

Апрель

4890

47

Май

4650

43

Июнь

4237

40

Июль

3745

38

Август

4158

39

Сентябрь

4787

43

Октябрь

5100

51

Ноябрь

5670

59

Декабрь

5960

71


Судя по таблице 3, наибольшая прибыль данного предприятия наблюдалась в ноябре – декабре, по отношению к прошлому году рентабельность производства увеличивалась пропорционально объёмам продаж и, соответственно, полученной прибыли.

                                                                                                Таблица 4

Трудовой потенциал работников ООО «Сибирское молоко»

Наименование занимаемой должности

Количество работников, чел.

Среднемесячная заработная плата, руб.

Генеральный директор

1

15600

Зам. Генерального директора

1

14500

Администраторы

20

7000

Менеджеры

50

8000

Финансовый директор

1

10000

Финансисты

15

6000

Директор планового отдела

1

7000

Экономисты

25

5000

Главный бухгалтер

5

5500

Бухгалтеры

30

4500

Продавцы в специализированных магазинах

140

4000

Экспедиторы

25

6000

Промоутеры

45

3000

Менеджеры по оптовым поставкам

15

7500

Менеджеры по поставкам в розницу

10

4500

Секретариат

10

2500

Рабочие молочного цеха

250

5000

Рабочие склада

200

5000

Водители

30

6000

Уборщицы

10

2000

Всего

884

129600


Итак, как видим, штат работников достаточно большой. Заработная плата работников дифференцируется в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией, стажем работы на данной должности, но некоторые категории работников получают также и процент от торговой сделки:

-Продавцы в специализированных магазинах предприятия;

-Экспедиторы;

-Промоутеры;

-Менеджеры по оптовым поставкам продукции;

-Менеджеры по розничным поставкам продукции.

Заработная плата работников ООО «Сибирское молоко» состоит из:

-трудового оклада;

-премий за хорошую трудовую дисциплину и отличную производственную работу;

-различных бонусов, процентов от торговых сделок.

Все работники данного предприятия имеют полный социальный пакет, включающий в себя:

-отпуск в течение 30 календарных дней;

-медицинскую страховку;

-пенсионное страхование;

-текущий стаж на занимаемой должности.

                                                                                                 Таблица 5

Процентное соотношение текучести кадров на ООО «Сибирское молоко» за 2003 г.


Показатели текучести

Процентное соотношение

Неудовлетворённость собственным трудом

18

Негативный социальный климат в коллективе

25

Стиль руководства директора

14

Расположение работы

23

Расположение и оснащение рабочего места

10

Размер заработной платы и её составляющие

10


Итак, из таблицы 5 видим, что наиболее высокие показатели текучести кадров на данном предприятии – негативный социальный климат и расположение работы.

Руководству по этим вопросам необходимо принять следующие меры:

1. По улучшению социального взаимодействия в коллективе:

- оценить по достоинству способности, навыки, знания работников;

- разработать программы психологических тренингов;

- разработать такую систему трудовой деятельности работников в коллективах предприятия, которая способствовала бы психологической совместимости работников;

- выносить проблемы коллектива на общее обсуждение с целью принятия решения по данной проблеме.

2. По снижению текучести кадров:

-выделить специальный служебный транспорт для работников, живущих в отдалённых от места работы районах;

-выделить средства на оплату проездных билетов или разработать программу, предусматривающую компенсацию оплаты за проезд.1

2.2. Миссия и цели организации

Миссия ООО «Сибирское молоко» реализуется в следующих факторах:

-Профиль и стиль деятельности на рынке;

-Существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

-Среда обитания организации;

-Ресурсы, которые организация может привести в действие для достижения целей.

Подсистемы организации и их цели:

-Сеть магазинов: цель -  получение быстрой прибыли и разработка способов борьбы с конкурентами;

-Производственные цехи: цель -  выработать высококачественную продукцию;

-Система оптовой и розничной реализации: цель – довести до потребителя высококачественную продукцию.

Основная цель предприятия – цель быстрого роста. Чтобы справиться с быстрым ростом, руководство организации обладает и использует такие качества, как:

-глубокое понимание рынка молочной продукции;

-умение выбрать наиболее подходящую часть рынка и сконцентрировать на ней свои усилия;

-умение хорошо использовать имеющиеся  в организации ресурсы;

-умение контролировать процессы, протекающие  на предприятии.1

В случае быстрого роста данная организация имеет менеджеров, умеющих рисковать.

2.3. Организационная структура ООО «Сибирское молоко»

Данное предприятие имеет линейно – штабную структуру управления, которая предусматривает функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровней.

Главная задача линейных руководителей здесь – координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов ООО «Сибирское молоко».

Организационная структура ООО «Сибирское молоко»

1. Руководитель организации;

2. Штаб руководителя организации;

3. Руководитель подразделения;

4. Штаб руководителя подразделения1

2.4. Характеристика внешней и внутренней среды ООО «Сибирское молоко»

                                                                                                      Таблица 6

Факторы внешней среды ООО «Сибирское молоко»

Фактор внешней среды

Содержание фактора

Влияние на систему

Потребители

Оптовые покупатели; люди, покупающие товар в розницу.

Молочная продукция в ассортименте

Конкуренты

Все организации, выпускающие аналогичную продукцию

Снижение цены на молочную продукцию

Государственные органы

Налоговая служба

Контроль за деятельностью организации

Трудовые ресурсы

Персонал организации

Непосредственное участие в производстве молочной продукции

Технологии

Новые технологии по производству молочной продукции

Снижение трудоёмкости, повышение объёмов выпускаемой продукции

Состояние экономики

Курс доллара, евро, стабилизация рынка молочной продукции

Влияние на размер з / платы работников и ценообразование


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Таблица 7

Факторы внутренней среды ООО «Сибирское молоко»

Фактор внутренней среды

Содержание фактора

Влияние на систему

Потребности работников

Удовлетворение материальных и моральных потребностей

Повышение стимула трудовой деятельности

Влияние коллектива

Повышение или понижение эффективности и производительности труда

Отношение к коллективу и непосредственно, к самой работе

Отношение к работе

Трудовая дисциплина, удовлетворённость трудом, организация труда

Повышение или понижение объёмов продаж, повешение или понижение эргономических показателей конкретного работника

Как видим, многте факторы внешней среды могут влиять на организацию. Взаимосвязь факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы.

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации.

Поскольку организации – это созданные людьми системы то внутренние переменные являются результатом управленческих решений.1


3. Особенности и специфика управления ООО «Сибирское молоко»

3.1. Методы управления ООО «Сибирское молоко»

В ООО «Сибирское молоко» присутствуют экономические, административные, а также отчасти – социально – психологические методы управления.

Под экономическими методами управления понимается использование в управлении экономических рычагов и инструментов, которые могут целенаправленно воздействовать на благоприятные условия работы и развитие организации.

Эти экономические рычаги и инструменты отражают социально – экономическую природу организации и способствуют их развитию в условиях рынка.

Среди них важнейшее место принадлежит коммерческому расчёту. Его суть заключается в соизмерении затрат и результатов хозяйственной деятельности организации в обеспечении прибыльности производства.1

Существуют также и различные методы установления цен и определения структуры цены.

Широко известен метод, который называется «целевым» ценообразованием по принципу «полезных издержек». По этому методу цена складывается из издержек производства и целевой нормы прибыли.

ООО «Сибирское молоко» в современных условиях включает:

-начисления на стоимость амортизации излишних производственных мощностей;

-усреднённые транспортные расходы;

-расходы по техническому обслуживанию;

-изучение рынка.

В ценах повышается доля административных расходов на рекламу, организацию сбыта.

Структура цены является своего рода зеркалом организации.

 На ООО «Сибирское молоко» используются различные способы самофинансирования.

Финансовые планы предусматривают объёмы как внутренних, так и заёмных средств из смешанных источников. В них заранее определяются структура и характер внутриорганизационного финансирования.

С этой целью устанавливается соотношение между собственными и заёмными средствами в рамках организации в целом.

Как правило, займы на местном рынке капитала получает головная организация , а затем распределяет их между предприятиями и подразделениями.

Также заранее определяется и характер финансирования – займы или кредиты.

Рассмотрим теперь административные методы управления, которые присутствуют в рассматриваемой нами организации.

Под административными методами управления понимают систему способов воздействия на управляемый объект, которые обеспечивают планомерную и слаженную деятельность управляющей и управляемой систем.1

Через административные методы получают своё выражение функции экономических систем и должностных лиц всех уровней управления, которые предусмотрены правовыми актами, положениями и инструкциями. Благодаря этим методам отношения между управляющей и управляемой системами имеют организованный характер. Административные методы, имеющие место на ООО «Сибирское молоко»: 

-организационное регламентирование;

-нормирование труда;

-инструктирование;

-контроль и проверка исполнения.

В условиях НТП необходим творческий подход к решению экономических задач, поэтому возникает необходимость создания таких производственных отношений между коллективом и отдельными работниками, при которых их способности могли бы наиболее полно реализовываться.

В ООО «Сибирское молоко» применяются различные социально – психологические методы управления, такие, как:

-анкетирование;

-структурные карты;

-эксперимент;

-производственная педагогика.

Цели социально - психологического планирования в ООО «Сибирское молоко»:

-прогрессивное изменение структуры работающих;

-улучшение условий работы;

-формирование сознательного отношения к труду;

-повышение общеобразовательного уровня трудящихся и их роли в управлении производством;

-эстетическое развитие личности.

Всё же на ООО «Сибирское молоко» доминирующими являются экономические методы управления, т.к. цель данной организации заключается в получении прибыли.




3.2. Роль руководителя в управлении предприятием

Оценим роль генерального руководителя ООО «Сибирское молоко» в соответствии с классификацией Г. Минцберга:

1. Межличностная роль:

-Генеральный директор является лидером, несущим ответственность за мотивацию и активизацию подчинённых, т.е. выполняет все управленческие действия с участием подчинённых;

2. Информационная роль:

-Данный руководитель является представителем, который передаёт информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики действий, результатов работы организации;

3. Роль, связанная с принятием решения:

-Данный руководитель является инноватором, т.е. он изыскивает возможности внутри самой организации и за её пределами, разрабатывает проекты по совершенствованию различных аспектов деятельности, контролирует разработку проектов.

Стиль руководства определим по управленческой решётке Моутон – Блейка.

Руководитель ООО «Сибирское молоко» использует руководство «лицом к лицу», т.е. одинаково бережно относится как к людям, так и к возглавляемому им производству, но данный руководитель не останавливается на полпути и не склонен к компромиссу.

Наилучшим способом увеличения производительности, повышения качества продукции он считает активное вовлечение подчинённых в процесс принятия решений. Это позволяет учесть нюансы, влияющие на эффективность процесса производства.

Важными функциями неформального лидера являются помощь группе в достижении её целей и укрепление её положения. На ООО «Сибирское молоко» эти функции выполняют разные люди.

Заключение

Итак, в данной работе мы рассмотрели:

-теоретические основы системного подхода в управлении;

-охарактеризовали организацию ООО «Сибирское молоко»;

-сделали анализ динамики показателей объёма продаж, прибыли, трудового потенциала, текучести кадрового резерва;

-рассмотрели влияние внешней и внутренней среды на эффективность деятельности данной организации;

На ООО «Сибирское молоко» в целом экономически стабильная ситуация.

Доминирующие методы управления – экономические.

Стиль руководства – коммандитный менеджмент.

Я думаю, если данное предприятие испытывало такие проблемы , связанные с текучестью, как негативный социальный климат в коллективе и неудобное расположение работы, то руководителю нужно уделить больше внимания социально – психологическим методам управления, например:

-разработка программ социально – психологических коллективов с негативным социально – психологическим климатом;

-разработка индивидуальных структурных карт, позволяющих изучить общественные отношения между отдельными сотрудниками и найти пути решения проблем.

При таком планировании управления ООО «Сибирское молоко» будет гораздо эффективнее осуществлять свою деятельность на рынке молочной продукции, также повысится производительность труда как отдельно взятого работника, так и всего предприятия в целом.





Список использованной литературы

1.Веснин В.Р. Менеджмент для всех. – М.: Юрист, 1994. – с. 244.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2002. – с. 527.

3. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 2002. – с. 701.

4. Никифоров А.И. Менеджмент. Курс лекций. – М.: МГУ, 2004. – с. 210.

5. Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – с. 432.

6. Уткин Э.А. Курс менеджмента. – М.: «Зерцало», 1998. – с. 431.

7. Фатхутдинов Ф.А. Система менеджмента: Учебно – практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес – школа Интел – Синтез», 1997. – с. 350.

8. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – с. 439.

9. Шеметов П.В. Менеджмент: теория и практика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002.

10. Яковлев А.А. Бизнес – кадры / /  Вечерний Новосибирск, 2004. - №  15. 













1 Веснин  В.Р. Менеджмент для всех. – М.:  Юрист, 1994. – с. 244.

1 Цыпкин Ю.А., люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – с. 439.

1 Уткин Э.А. Курс менеджмента. – М.: Издательство «Зерцало», 1998. – с. 431.

1 Яковлев А.А. Бизнес – кадры // Вечерний Новосибирск,  2004. - №  15.

1 Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно – практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес – школа Интел – Синтез»,  1997. – с. 350.

1 Шеметов П.В. Менеджмент: Теория и практика: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М,  2002.

1 Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело,  2002. – с. 701.

1 Никифоров А.И. Курс лекций. – М.: МГУ,  2004. – с. 210.

1 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. – М.:  Гардарики, 2002. – с. 527.

1 Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997.- с. 432.