СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………..3


§1. Карьера С. Ю. Витте……………………………………………………………..4


§2. Взгляды Витте на эпоху………………………………………………………..11


Заключение………………………………………………………………………...29


Список использованной литературы…………………………………………..30


Введение

В истории России конца ХIХ - начала ХХ в. фигура Сергея Юльевича Витте занимает исключительное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета - таковы основные служебные посты, на которых проходила его деятельность. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности мощной государственной системы.

Тема данной курсовой работы – «Взгляды, представления о мире и международных отношениях Витте С. Ю.» – актуальна в силу того, что, во-первых, Витте внес огромный вклад в дальнейшее развитие экономики государства, во-вторых, авторитет Витте укреплял государственность и стабильность.

Целью данной работы является описать сущность взглядов, представлений о мире и международных отношениях Витте С. Ю.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

1. показывается карьера Витте С. Ю;

2. описывается сущность взглядов Витте на эпоху;

Работа состоит из Введения, двух Параграфов, Заключения и Списка использованной литературы.

В Параграфе 1 – Карьера Витте С. Ю. – решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показывается карьера Витте С. Ю.

В Параграфе 2 – Взгляды Витте на эпоху – решается вторая из промежуточных задач, а именно: описывается сущность взглядов Витте на эпоху.

В Заключении делаются основные выводы по работе.

§1. Карьера С. Ю. Витте

В истории России конца ХIХ - начала ХХ в. фигура Сергея Юльевича Витте занимает исключительное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета - таковы основные служебные посты, на которых проходила его деятельность. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности мощной государственной системы. Значение и масштабы его исторической роли сравнимы только с личностью другого выдающегося администратора-преобразователя периода заката монархии - Петра Аркадьевича Столыпина.

С. Ю. Витте (17.06.1849 - 28.02.1915) родился в Тифлисе и воспитывался в семье своего деда А. М. Фадеева, тайного советника, бывшего в 1841-1846 гг. саратовским губернатором, а затем членом совета управления Кавказского наместника и управляющим экспедицией государственных имуществ Закавказского края. 1

Он происходил из малоизвестных обрусевших немцев, ставших дворянами в 1856 г. (хотя он сам насаждал версию потомственного дворянства и верности православию). Ранние годы Витте прошли в Тифлисе и Одессе, где, в 1870 он кончил курс наук в новороссийском университете по математическому факультету со степенью кандидата, написав диссертацию «О бесконечно малых величинах». 1 июля 1871 года Витте был причислен чиновником в канцелярии Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, а еще через два года назначен столоначальником.

Отец Витте был специалистом по сельскому хозяйству. Он окончил курс в Дерптском университете, затем изучал сельское хозяйство и горное дело в Пруссии. Он приехал на Кавказ вместе с семьей Фадеевых и кончил свою карьеру тем, что был директором департамента земель на Кавказе. Мать, урожденная Е. А. Фадеева, вела свою родословную по женской линии от старинного княжеского рода Долгоруких. После отмены крепостного права семья Витте утратила связь с землей и принадлежала к разряду «служилого» дворянства, средством существования которого было казенное жалование.

Детские и юношеские годы Витте провел в доме дяди генерала Р. А. Фадеева, известного военного историка и публициста, человека отнюдь не прогрессивных взглядов, но достаточно образованного, начитанного, близкого к славянофильским кругам. В семье царил культ самодержавного монархизма, оказавший глубокое влияние на  юношу. Витте получил домашнее образование и экстерном сдал выпускные экзамены в кишиневской гимназии. В 1866 году поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Под влиянием своего дяди увлекся славянофильскими идеями.

После окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. принадлежавшая казне железная дорога влилась в частное Общество Юго-Западных железных дорог. Там Витте получил место начальника эксплуатационного отдела (1878, Петербург). С 1880 - начальник эксплуатации, а 1886 - управляющий Юго-Западной железной дороги (Киев). Уже на этих постах ярко проявляется реформаторский настрой Витте. Он ввел в практику выдачу ссуд под хлебные грузы, проводил тарифную политику на принципах конкуренции: для каждого груза устанавливался максимальный тариф, резко снижавшийся в случае отправления груза по Юго-Западных железных дороге; внедрил технические усовершенствования, повысившие скорость движения поездов. Высокообразованный специалист, Витте широко использовал в работе научные и статистические данные. Его активность не была незамеченной, и в 1889 Александр III привлекает его в Министерство финансов в качестве директора Департамента ж.-д. дел, а в 1892 он уже министр финансов и начинает активную реформаторскую деятельность в экономической политике России. 1

Заняв кресло на посту одного из самых влиятельных министров, Витте показал себя реальным политиком. Вчерашний славянофил, убежденный сторонник самобытного развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца, заявившего о своей готовности в течение двух пятилетий вывести Россию в разряд передовых промышленных держав.

Министерство путей сообщения в те годы прилагало немало усилий для того, чтобы привлечь на службу выпускников университетов, из которых предполагалось подготовить высококвалифицированных специалистов по железнодорожному делу. Витте эта перспектива заинтересовала. Его деятельность на данном участке работы началась вполне успешно. За сравнительно короткий срок он быстро продвинулся по служебной лестнице, что объяснялось как его связями, так и собственными незаурядными способностями.

В 1877 году он был уже начальником эксплуатации Одесской железной дороги, зарекомендовав себя в годы русско-турецкой войны распорядительным и умелым администратором. Вскоре Одесская железная дорога вошла в состав Общества Юго-западных железных дорог, и перед Витте открылись более широкие перспективы. В 1880 году он становится начальником отдела эксплуатации, а с 1886 года - управляющим этими дорогами.

Менее успешным в эти годы было его пребывание на государственной службе. После окончания русско-турецкой войны из-за конфликта с министерством он получил отставку. Переехав по делам службы в Петербург, Витте был приглашен в правительственную комиссию по изучению состояния железнодорожного дела в России.

В 1880 году Витте получил повышение по службе и уехал в Киев, где занимается практической деятельностью по организации железнодорожных перевозок. В 1883 году им была. опубликована книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», которая принесла автору широкую известность. 1 Внедрение его рекомендаций в эксплуатацию руководимых им дорог позволило значительно повысить их прибыльность. По предложению тогдашнего министра финансов И. А. Вышеградского Витте представил свои соображения о ликвидации дефицитности казенных железных дорог, в которых он предложил разработать специальный закон. Этот закон должен поставить тарифное дело под контроль правительства и создать новый департамент для заведования тарифной частью железных дороги регулирования их финансовых отношений с государством. Предложения были приняты.

10 марта 1890 года Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел с производством, минуя все ступени чиновной иерархии, сразу в чин действительного статского советника. С этого момента началась его головокружительная карьера. Вот как вспоминает об этом сам Витте: «Вышнеградский, вступив в управление министерством, после того как ушел министр путей сообщения Посьет, с которым он вел войну из-за финансовых беспорядков на железных дорогах, обратился ко мне с просьбой составить соображения об увеличении доходности железнодорожной сети. Я ему подал мысль, что следует обратить особое внимание на валовые доходы железных дорог, т. е. на железнодорожные тарифы. 1

В то время железнодорожные общества – а тогда вся сеть русских дорог принадлежала частным железнодорожным обществам – между собою конкурировали в привлечении к себе грузов. Эти частные общества были совершенно свободны в установлении тех или иных тарифов и были естественно только тем, что в уставах указывались высшие тарифные нормы,  выше которых общества не могут взимать провозной платы, а ниже этих норм каждая железная дорога имела право взимать такие тарифы, какие она признает для себя выгодными. Кроме того, не было определено правил, обязывающих железные дороги опубликовывать тарифы таким образом, чтобы публикации были всем известны. Поэтому действовали только опубликованные тарифы.

Затем были так называемые рефакционные тарифы, т.е. с определенными отправителями входили в такого рода соглашение: если отправитель перевезет определенное, более или менее значительное количество грузов, то для такого отправителя тариф понижается. Поэтому в тарифах был полный хаос, и не только отправители не знали, сколько стоит перевозка того или иного груза от одного места до другого, - этот недостаток хотя и большой, но все-таки сравнительно второстепенный, но кроме того железные дороги, конкурируя между собою, страшно понижали тарифы, а так как сами железные дороги были гарантированы казной, т. е. облигации и значительная по крайней мере часть акций были гарантированы казной, то все железные дороги давали дефициты более или менее значительные. Эти дефициты покрывала казна, так как она гарантировала капиталы железных дорог».

Витте проектировал учредить при министерстве финансов департамент железнодорожных  дел. Этот департамент должен был заведовать тарифной частью железных дорог, а также общей финансовой частью железных дорог. Он предполагал, что департамент будет состоять из двух отделений:

1) тарифное отделение,

2) финансовое отделение. Одно из отделений финансового отделения должно было бы вести денежные отношения с частными обществами. Задумывалось учредить тарифный комитет (был учрежден ), он должен был рассматривать все тарифы, которые предполагалось вводить. На случай возникновения каких-либо разногласий планировалось создать совет, который состоял из: министра финансов, высших представителей различных министерств, из членов министерства финансов. Это законопроект рассматривался лично государем и был принят.

15 февраля 1892 года Витте назначается управляющим МПС. К сожалению, я не обладаю сведеньями о действиях Витте на посту управляющего МПС. Но как вспоминает сам Витте, в этот период времени он занимался изучением отраслей других путей сообщения, так как в области железной дороги Витте считался первоклассным специалистом. Также он начал борьбу с злоупотреблениями в различных областях. 1

На государственной службе Витте развивает бурную деятельность. При его активном участии был разработан покровительственный тариф 1891 года, ставший защитительным барьером для развивавшейся отечественной промышленности во внешнеторговой политике России.

Витте входит с предложениями в различные комиссии - по проблемам торгового мореплавания и судоходства, по мелиоративному и мелкому кредиту и т.д.

Пользуясь положением выдвиженца Александра III, Витте ведет необычную кадровую политику: набирает людей, отдавая приоритет не происхождению, чинам, а прежде всего профессиональной подготовке, знаниям и деловитости.

Конечно, и у него бывали ошибки и заблуждения, подчас соразмерные масштабам его деятельности. Витте не очень любил признаваться в них, нередко предпочитая прибегать к весьма неблаговидным приемам сваливания вины на подчиненных, что было особенно характерно для времени, когда он достиг вершины бюрократической иерархии и поварился в ее «котле». 1

Он легко воспринял все те методы достижения целей, которые широко практиковались в придворной среде: лесть, умение вести закулисные интриги, прессу, подкуп, слухи, сплетни. Используя болезнь Вышеградского и нарастающее недовольство им Александра III, Витте становится во главе финансового ведомства, сохраняя свое влияние и в министерстве путей сообщения. В начале 1893 года становится управляющим министерства финансов, а с 1893 года, в связи с болезнью И. А. Вышеградского, министром финансов с производством в чин тайного советника, почетный член императорской Академии наук. В этот момент времени министерство финансов представляло собой конгломерат ведомств. Все было сосредоточено в руках министра финансов: управление промышленностью, торговлей, торговым мореплаванием, отчасти народным хозяйством и конечно же финансами. Фактически под его руководством находилось и министерство путей сообщения. Витте, оказавшись на столь влиятельном посту, дал волю своей энергии. Правда, в начале у него не было сколько-нибудь четкой экономической программы. На этом этапе он попытался приспособить экономическую политику к курсу Александра III : отстаивание консервативных начал во всех сферах жизни, укрепление и расширение роли самодержца в государстве. Усиление государственного вмешательства в хозяйственную жизнь страны отразилось в ряде мер – от усиления роли государства во внутренней и внешней торговле, разработки и внедрения тарифного законодательства до выкупа в казну 75 % железных дорог, расширения казенного промышленного сектора и усиления роли Государственного банка во всей сфере сельскохозяйственной деятельности. Параллельно он попытался активизировать частный сектор, облегчить жизнь акционерных предприятий.

При ближайшем участии С. Ю. Витте в империи были проведены крупные экономические преобразования, укрепившие государственные финансы и ускорившие промышленное развитие России. В их числе: введение казенной винной монополии (1894 г.), строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, заключение таможенных договоров с Германией (1894 г. и 1904 г.), развитие сети технических и профессиональных училищ. Узловым же пунктом виттевской экономической программы стало проведение в середине 90-х годов денежной реформы, стабилизировавшей русский рубль и стимулировавшей крупные инвестиции из-за границы в ведущие отрасли промышленности. Будучи долгое время убежденным монархистом-славянофилом, С. Ю. Витте далеко не сразу осознал необходимость преобразования экономики России по западным образцам. Однако, став министром, довольно быстро уверился в том, что ускоренное промышленное развитие страны - залог государственной устойчивости. 1


§2. Взгляды Витте на эпоху

Реформы Витте; курс на индустриализацию

Оказавшись на посту министра финансов Витте направил свою энергию на разработку и проведение ряда реформ. В какой-то мере он руководствовался идеями немецкого экономиста Ф. Листа, исследованию взглядов  которого Витте посвятил специальную брошюру «Национальная экономия и Фридрих Лист» (Киев, 1889 г.), а также наследием своих предшественников Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградского – ученых с мировым именем. Критическое осмысление идейно-теоретических постулатов системной модели развития экономики, в основе которой лежал принцип покровительства отечественной промышленности, анализ с этой точки зрения практики пореформенных десятилетий послужил отправным моментом для выработки Витте собственной концепции экономической политики. Главной его задачей стало создание самостоятельной национальной индустрии, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером, с сильной регулирующей ролью государства, что должно по его мнению в конечном итоге укрепить экономические и политические позиции России на международной арене.

Денежная реформа.

Став министром финансов, Витте получил в наследство российский бюджет с дефицитом в 74.3 миллиона рублей.

Расходные статьи бюджета при активной политике по развитию промышленности быстро росли: с 1893 года по 1903 год они возросли почти вдвое - с 1040 до 2071 миллиарда рублей. Первое время он думал получить дополнительные средства просто за счет усиления работы печатного станка. Эта идея вызвала панику среди финансистов, и Витте скоро понял ошибочность такого шага. Теперь ликвидация дефицита связывалась им с повышением рентабельности промышленности и транспорта, пересмотром системы налогового обложения. Немалую роль в увеличении статьи доходов сыграло введение с 1894 года государственной монополии на продажу винно-водочных изделий, дававшей до четверти всех поступлений в казну.

Одновременной продолжалась подготовка денежной реформы, имевшей целью введение в России золотого обращения. Витте продолжил серию конверсионных займов за границей, задачей которых был обмен имевших хождение на иностранных рынках 5- и 6-процентных облигаций старых займов на займы с более низкими процентами и более длительными сроками погашения. Ему это удалось сделать, расширив для размещения русских ценных бумаг французский, английский и немецкий денежные рынки. Наиболее удачными были займы 1894 и 1896 годов, заключенные на парижской бирже, которые позволили осуществить ряд мер по стабилизации курса рубля и с 1897 года перейти на золотое обращение. Металлическое содержание рубля было уменьшено на 1/3 - кредитный рубль был приравнен к 66 1/3 копейки золотом. Эмиссионная деятельность Государственного банка была ограничена: он мог выпускать кредитные билеты, не обеспеченные золотым запасом, на сумму не более 300 миллионов рублей. Эти меры позволили укрепить конвертируемость русской валюты на мировых рынках и облегчить приток в страну иностранных капиталов. 1

Золотой рубль

Окончание ХIХ века охарактеризовалось в России проведением крупнейшей финансовой реформы, качественно изменившей положение русской денежной единицы. Рубль стал одной из стабильнейших валют мира. Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой программы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем помогли народнохозяйственному организму выдержать тотальные потрясения русско-японской войны и революции 1905-1907гг. Реформа отразила острую потребность государства преодолеть очевидную архаическую замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих финансовых структур и в первую очередь самого рубля. Она способствовала интеграции России в систему мирового рынка.

Это был прорыв из прошлого в будущее, неразрывно связанный с именем министра финансов С. Ю. Витте. Однако результативность его реформаторских усилий во многом была следствием двух взаимосвязанных обстоятельств. Во-первых, огромной подготовительной работы его предшественников на посту главы финансового ведомства. Но, пожалуй, еще в большей степени успех невиданного в истории России начинания обеспечивала несомненная и однозначная поддержка, которую получали конкретные предложения и проекты Витте на самом верху иерархической пирамиды. Без покровительства же императора Николая II некоторые принципиальные предложения Витте не могли бы материализоваться. Сама идея укрепления рубля переходом на золотой паритет отвечала в первую очередь интересам промышленности: надежность валюты стимулировала инвестиции капиталов. Аграрному же сектору подобное преобразование не сулило в обозримом будущем никаких особых выгод и даже наоборот: стабилизация отечественной денежной единицы, повышение ее курса неизбежно должно было привести к удорожанию экспорта. Главными же продуктами российского вывоза исстари служили продукты сельского хозяйства, и намечаемая реформа ущемляла интересы крупных дворян-землевладельцев, давно «правивших бал» в имперских коридорах власти, оказывая существенное влияние на курс государственной политики. 1

Решительным шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем II 8 мая 1895 г. В нем два основных положения: всякие дозволенные законом письменные сделки могут заключаться на российскую золотую монету; по таким сделкам уплата может производиться либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день платежа. В последующие месяцы правительство предприняло еще ряд мер, направленных на утверждение золотого эквивалента. В их числе: разрешение конторам и отделениям Государственного банка покупать золотую монету по определенному курсу, а столичным - продавать и производить платежи по тому же курсу; затем были введены правила приема Государственным банком золотой монеты на текущий счет. Вскоре эта же операция вводится и в частных коммерческих банках, объявивших, что они будут принимать золото по текущим счетам и по всем обязательствам.

Деятельность Министерства финансов стала мишенью ожесточенных нападок со стороны консервативных кругов общества. Сторонники исторической исключительности и национальной самобытности развернули шумную кампанию по дискредитации и самого С. Ю. Витте, и его финансовых начинаний. Наивысшего накала общественные страсти достигли в 1896 г. Русское общество, совсем еще недавно очень далекое от экономических интересов, вдруг с невиданным жаром погрузилось в оживленные дискуссии о путях и методах финансовой реорганизации.

Вся реформа денежного обращения была рассчитана на будущее индустриальное развитие России, и ему она служила. Но неизбежно вставал вопрос о том, как девальвация и свободный размен рубля на золото отразятся на внутрихозяйственной деятельности и в первую очередь на положении основной части подданных российской короны в ближайшем времени. С. Ю. Витте считал (и его предположения оправдались полностью), что ни к каким заметным общественно-экономическим пертурбациям реорганизация финансового обращения не приведет. Система конвертации валюты затрагивала главным образом внешнеэкономическую деятельность, а вводимое соотношение металлических и бумажных денежных знаков лишь закрепляло реально сложившееся положение. Уклад жизни основной массы населения, его повседневное материальное и производственное обеспечение фактически не зависели ни от самого золотого паритета, ни от характера мировых денежных расчетов. Русские крестьяне в массе своей оставались вне системы мирового денежного рынка, а «ценовая погода» внутри империи поддавалась контролю со стороны государства. 1

В 1896 году возникла необходимость приступить к изготовлению золотой монеты нового образца. К тому времени она уже несколько лет не производилась ввиду намечаемой финансовой реорганизации. Министерство финансов считало, что выпускать монеты пяти- и десятирублевого номинала, при том, что они стоили на 50 % дороже, неэффективно. Подобное несоответствие обозначенного достоинства и реальной стоимости было одним из важнейших препятствий в распространении обращения. Было решено чеканить новую монету с надписью на империале «15 рублей» и на полуимпериале «7 рублей 50 копеек» (первые золотые империальные монеты достоинством десять рублей и полуимпериальные - пять рублей появились в России еще в 1755 году). Стоимость кредитного рубля была определена 1/15 империала, и закон обязывал обменивать бумажные деньги на золотые без ограничения. 1

Итоги денежной реформы

В общих чертах денежное обращение России в начале XX века выглядело следующим образом. Монетной единицей служил рубль, содержавший 0,7742 гр. (17,424 доли) чистого золота, разделенный на 100 копеек. Главной монетой являлась золотая, выпуск которой был не ограничен, и владелец золотого слитка мог свободно представить его для чеканки монеты. Она изготавливалась обязательно 900 пробы, а достоинство определялось в 15 рублей (империал, равноценный сорока франкам), в 10 рублей, в 7 рублей 50 копеек и в 5 рублей. Вспомогательной монетой в платежах служили серебряные и медные монеты; первая изготавливалась двоякой пробы: 900-и достоинством в рубль, 50 и 25 копеек и 500-и - в 20, 15, 10 и 5 копеек. Медная же монета чеканилась достоинством 5, 3, 2, 1, 1/2 и 1/4 копейки. Чеканка серебряной монеты за счет частных лиц не допускалась, и выпуск ее был ограничен определенным пределом: количество ее в обращении не должно было превышать суммы в 3 рубля на каждого жителя империи. Закон требовал производить все расчеты на золотую монету и счетную единицу (рубль) и устанавливал обязательный прием полновесной золотой монеты во всех платежах на неограниченную сумму. Монетное дело в империи находилось в ведении Министерства финансов, а сама монета чеканилась на Монетном дворе в Петербурге.

Государственные кредитные банкноты выпускались Государственным банком в размере, ограниченном потребностями денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом. Металлическое обеспечение устанавливалось в следующем соотношении: до 600 млн. рублей билеты обеспечивались золотом наполовину, а сверх этого предела - в соответствии рубль за рубль. Государственный банк разменивал кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы. Размен билетов как государственных денежных знаков обеспечивался независимо от металлического покрытия выпусков всем достоянием государства, а кредитные билеты обращались на тех же основаниях, что и золотая монета, символом которой они служили. Достоинства кредитных билетов установлены были в 500, 100, 25, 10 рублей, а также в 5, 3 и 1 рубль. На первое января 1900 года металлическое обеспечение составляло 189% суммы кредитных билетов, а на золотую монету уже приходилось 46,2% всего денежного обращения. Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и стимулировало экономическое развитие. В конце XIX века по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. Только за время министерства С.Ю. Витте (1893-1903 гг.) их размер достиг колоссального размера - 3 млрд. рублей золотом. 1 В конце XIX - начале XX века золотая единица преобладала в составе российского денежного обращения и к 1904 году на нее приходилось  почти 2/3 денежной массы. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. внесли коррективы в эту тенденцию, и с 1905 года эмиссия кредитных рублей опять стала возрастать. Однако вплоть до перовой мировой войны России удалось сохранить в неприкосновенности важнейший принцип валютной реформы: свободный обмен бумажных денег на золото.

Экономическая реформа

Экономическая программа Витте со второй половины 90-х годов приобретает все более отчетливые контуры. Его курс на индустриализацию страны вызвал протест поместного дворянства. И либералов, и консерваторов объединяло неприятие методов реализации этого курса, затрагивавших коренные интересы аграриев. Что касается претензий помещиков, то они были и реальными, и надуманными. Действительно, покровительственная таможенная система вела к росту цен на промышленные товары, что не могло не затрагивать сельских хозяев. Ущемление своих интересов они видели также и в перекачке средств в торгово-промышленную сферу, что не могло не сказаться на модернизации сельского хозяйства. Даже золотое обращение оказалось для помещиков-экспортеров невыгодным, так как повышение цен на сельскохозяйственные продукты снижало их конкурентоспособность на мировом рынке. Но больше всего раздражали реакционное дворянство взгляды Витте на будущее России, в котором высшему сословию не отводилось прежней лидирующей роли. Особенно массированным нападкам министр и его политика подверглись в ходе работы особого совещания по делам дворянского сословия, созданного по повелению Николая II (1897-1901 годы) для выработки программы помощи высшему сословию. Критика была столь ожесточенной, что из-за претензий реакционно-консервативных сил, требовавших восстановления прежнего социально-экономического и политического статуса дворянства, противоречащего проводимой политике, фактически стал вопрос о том, в каком направлении и каким путем идти дальше России.

В своих выступлениях на совещаниях и своих записках государю Витте не раз показывал, что правительство заботится о поместном дворянстве (помещикам были перечислены и организация дешевого и льготного кредита, и особая тарифная политика правительства, помещичий хлеб ограждался от дешевого сибирского зерна и т.д.). В одном из первых своих совещаний Витте, отказавшись от идеи исключительности и самобытности России, заявил: «В России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю. Россия должна перейти на него, это мировой непреложный закон. Совещание приложило массу усилий, совершенно, как оказалось, бесплодных и безуспешных, чтобы поддержать и восстановить прежнее положение высшего сословия. Витте не отказался от своей цели и неоднократно отстаивал свой курс на индустриализацию страны. В своих докладах он настойчиво убеждал царя строго придерживаться программы создания собственной национальной промышленности. Чтобы решить эту задачу, предлагалось, во-первых, продолжать политику протекционизма и, во - вторых шире привлекать в промышленность иностранные капиталы. Оба эти способа требовали определенных жертв, но конечная цель, по глубокому убеждению Витте, оправдывала эти средства. 1

Однако, то, что стало очевидным для министра финансов, почти не встретило сочувствия у участников совещания. Но Витте не отказался от своей идеи, и ему не однократно пришлось свой курс на индустриализацию страны, развивая и дополняя его новыми элементами. Чтобы решить программу создания собственной промышленности, Витте предлагал и убеждал царя в 1899 и 1900 годах; во-первых, продолжать политику протекционизма и во-вторых, шире привлекать в промышленность иностранные капиталы. Оба эти способа требовали определенных жертв, особенно со стороны землевладельцев и сельских хозяев. Но конечная цель, по убеждению Витте, оправдывала эти средства.

Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. В Российской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного подъема 90-х годов, с которыми совпала его деятельность, промышленное производство фактически удвоилось, в строй вступило 40 % всех действующих к началу XX века предприятий и было построено столько же железных дорог, в том числе великая Транссибирская магистраль, в сооружение которой Витте внес немалый личный вклад. В итоге Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась к ведущим капиталистическим странам, заняв пятое место в мировом промышленном производстве, почти сравнявшись с Францией. Но отставание от Запада и в абсолютных показателях, и особенно по душевному потреблению оставалось еще весьма значительным.

Разработка рабочего законодательства.

С ростом промышленности и модернизацией социальной структуры все большее место в деятельности министерства финансов занимала проблема взаимоотношений предпринимателей и рабочих. Правительством был издан ряд законов, регулировавших отношения между фабрикантами и рабочими, создан орган по контролю за соблюдением этих законов - фабричная инспекция. При Витте последняя была существенно реорганизована. Деятельность ее к концу 90-х годов распространялась на 60 губерний и областей Европейской России. В ее компетенции находился также контроль за техническим состоянием предприятий, точным оформлением документации при получении их владельцами различных ссуд из Государственного банка и наблюдение за разумным использованием кредитов. Фабричным инспекторам вменялось «следить и своевременно доводить до министерства финансов... о нездоровых проявлениях и неудобства на фабриках, которые могут породить беспорядки». Первоначально Витте склонен был видеть причину стачечного движения почти исключительно в подстрекательстве антигосударственных элементов, которые якобы искусственно стремились внести рознь в отношения между трудом и капиталом. Он считал, что в промышленности преобладает патриархальных склад отношений между хозяином и рабочим. Вскоре, однако, рассуждения об особом укладе русской жизни и патриархальных отношениях на фабриках и заводах совершенно исчезают в документациях министерства финансов. 1

Аграрная реформа.

Менее успешной деятельность Витте была в сфере аграрного сектора экономики, хотя полностью возлагать вину за это на него, очевидно, нельзя. При всем своем неприятии дворянских претензий к правительству он предпринял немало усилий по обеспечению помещиков средствами для реорганизации их хозяйств. Витте активизировал деятельность кредитных учреждений.

В крестьянском вопросе Витте долгое время оставался сторонником консерваторов славянофильской закваски, полностью разделяя законодательные акты Александра 111 по сохранению патриархально-попечительских начал в российской деревне. Он считал, что положение крестьянства не так уж и тягостно, как описывалось в литературе. Однако в последствии Витте понял, что тяжелое экономическое положение деревни ведет к падению платежеспособности крестьян и что это, в свою очередь, подрывает государственный бюджет и внутренний рынок промышленности. Выход из обострившегося кризиса он видел в ликвидации правовой обособленности крестьян, их имущественной и гражданской неполноправности. Однако предложение Витте создать специальную комиссию по этому вопросу не увенчались успехом. Причиной этого была иллюзия прекрасного положения во всех сферах. Разразившийся финансовый и промышленный кризис показал, что все не так хорошо и явился причиной создания ряда комиссий и комитетов по пересмотру крестьянского законодательства.

Разразившийся финансовый и промышленных кризис, неурожаи 1899 и 1901 годов, крупные крестьянские волнения 1902 года заставили Николая II создать ряд комиссий и совещаний по пересмотру крестьянского законодательства и выработке мер по подъему сельского хозяйства. Один из важнейших таких органов - Особое завещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902-1905 годы) и возглавил Витте. И опять свою программу ему пришлось разрабатывать и отстаивать в ожесточенной борьбе с реакционно-консервативными кругами. Основные положения своей программы Витте изложил в «Записке по крестьянскому делу». 1

Политические воззрения Витте.

Еще более противоречивыми, сложными представляются политические воззрения Витте, тяготевшие к откровенно консервативным и даже реакционным общественно-политическим устоям. Как уже отмечалось, с детских лет он был воспитан в духе строгого монархизма. Идея монархизма, своеобразно поэволюционировав под влиянием внешних обстоятельств, продолжала главенствовать в его общеполитических представлениях о формах государственного устройства. Анализируя причины активизации массовых социальных движений в мире, Витте главную из них видел в естественном стремлении человека к справедливости, в борьбе с неравенством. В возникновении социалистических идей, считал он, проявляются глубочайшие жизненные устремления народных масс, и готов был даже видеть в социализме силу, которой принадлежит будущее. Но верно оценив сущность и направление современного исторического процесса, Витте делал своеобразный вывод: перед Европой в целом, и перед Россией в частности стоял выбор - самодержавие или социализм. Только эти две государственные формы могут удовлетворить массы. Наилучший из них, по его убеждению, в этом плане является самодержавие. Буржуазно-парламентский строй он считал нежизнеспособным, видел в нем лишь переходную стадию развития к более совершенному строю - монархическому или социалистическому. Так охранительно-попечительская политика самодержавия получила новое обоснование и содержание. Витте утверждал, что в настоящее время «Россия не представляет еще окончательно сложившегося государства и целостность ее может поддерживаться только сильной самодержавной властью. При самодержавном же строе земство - непригодное средство управления потому, что оно неизбежно приведет к народному представительству, к конституции, которая по его глубокому убеждению вообще «великая ложь нашего времени».

Витте дипломат

Осенью 1904 года процесс нарастания революционной ситуации вступил в новую фазу, захватив широчайшие слои российского общества. После волны всеобщих забастовок оппозиционные настроения, усугубленные рядом чувствительных поражений России в начавшейся в 1904 году русско-японской войне, охватили и высшие классы общества.

В таких условиях царизм помимо ужесточения репрессий пытался сбить волну недовольства, став на путь лавирования. Витте подал царю записку упор в которой был сделан на анализ сложившийся ситуации и доказательство невозможности сохранения старого режима. Вот текст записки, которую Витте вручи Николаю II. 1

Всеподданнейшее письмо статс-секретаря С. Ю. Витте ОТ 28 февраля 1905 года

Ваше императорское величество!

При настоящем положении вещей единственный благоразумный выход: войти в переговоры о мирных условиях и, чтобы хотя немного успокоить Россию, привести в скорейшее и широкое исполнение поручению, данное высочайшим рескриптом А. Г. Булыгину. Продолжение войны более нежели опасно; дальнейшие жертвы страна при существующем состоянии духа не перенесет без страшных катастроф. Чтобы продолжать войну, нужны огромные деньги и обширный набор людей. Дальнейшие затраты совершенно расстроят финансовое и экономическое положение империи, составляющее центральный нерв жизни современных государств. Бедность населения увеличится, и параллельно увеличится озлобление и помрачение духа. Россия потеряет кредит, и все заграничные держатели наших фондов (между прочим, вся французская буржуазия) сделаются нашими врагами. Новая мобилизация в широких размерах может быть сделана лишь при содействии силы. Таким образом, воины для Дальнего Востока начнут свое боевое поприще на месте их призыва. Если еще окажется слабый урожай и появление холеры, то огромные беспорядки могут развиться в ураган. Вообще по теперешнему времени войско нужно в самой России. Конечно, ужасно больно начать мирные переговоры, и необходимо их обставить условиями, охраняющими престиж царской власти. Но лучше это сделать теперь, нежели ожидать еще более грозного будущего. Куропаткин не удержится в Талине. С потерей Харбина будет отрезан Уссурийский край. Рожественский не может иметь успеха. Россия покуда еще имеет такой престиж, что можно надеяться, что мирные условия не будут ужасающими. Но если мы и теперь, после всего происшедшего, не смирим нашего духа по заветам веры нашей и не покаемся перед всевышним, то поставим себя еще в более безвыходное положение. 1 Нужно открыть мирные переговоры, если условия окажутся совершенно неприемлемыми, если они останутся таковыми, несмотря на содействие некоторых великих держав, ну тогда, несомненно, встанет весь народ для защиты царя и своей чести. Тогда мы очистимся.

Всемилостивейший государь! Решимость нужна во всех делах. Но если решимость нужна при счастье, то она сугубо необходима при несчастье. При несчастье решимость есть первая ступень к спасению. Нельзя медлить, нужно немедленно открыть мирные переговоры и нужно немедленно в широком размере привести в исполнение ваше поручение А. Г. Булыгину.

В. в-во! Я нахожусь в здравом уме и твердой памяти. Это всеподданнейшее письмо не есть письмо растерянного человека, но письмо человека, сознающего положение. Не боязнь водит мою руку, а решимость—решимость сказать вам, что другие, может быть, побоятся сказать. Помоги вам господь Бог! Вашего императорского величества верноподданный слуга.

Изучив эту записку, царь созвал специальное совещание сановников, на которое был приглашен и Витте. Император, согласившись с мнением большинства, поручил Витте подготовку проекта указа о предполагавшихся реформах, рассчитывая с его помощью выйти с наименьшими потерями из сложившейся ситуации. Проект был составлен и послан царю. Был там пункт о выборном представительстве, который вызвал сомнение у императора. И Витте вновь повторил свои опасения, что представительство выборных в Государственном совете может явиться первым шагом к конституции. Указ 12 декабря 1904 года, обещавший некоторые преобразования, был опубликован без пункта о представительстве, но с твердым заявлением о «незыблемости основных законной империи». После этого Витте был занят подготовкой законопроектов по общественной программе реформ. 1 В начале февраля 1905 года состоялось еще одно совещание министров, на котором вновь стал вопрос о привлечении выборных представителей от общественности к обсуждению законопроектов, и вновь Витте выступил с возражением, настаивая на своих доводах о самобытности и исторической миссии российского самодержавия.

Взгляды Витте на политическую обстановку

Копия с записки С. Ю. Витте о разговоре его по высочайшему повелению, с великим князем Николаем Николаевичем по поводу состояния армии Линевича на Дальнем Востоке

По приказанию государя я ездил к великому князю Николаю Николаевичу для получения от него, как председателя Комитета обороны, заключения об относительном состоянии нашей армии (Линевича) на Дальнем Востоке.

Вот что сказал мне великий князь. Обсудив положение дел, насколько можно судить по имеющимся у нас данным, мы пришли к таким заключениям:

1. наша армия ныне находится в таком состоянии, что ожидать тех отступлений и уронов, которые мы систематически претерпевали с самого начала войны, невозможно;

2. напротив, можно с вероятностью ожидать, что теперь мы начнем теснить японскую армию и отодвинем ее за Ялу и Кван-тунский полуостров;

3. на это потребуется около года времени, миллиард рублей и понести урон в двести тысяч человек убитыми и ранеными;

4. так как мы не имеем флота на Дальнем Востоке, а японский флот находится в прекрасном состоянии, то а) мы не будем в силах выбить японцев из Кореи и Квантуна и б) Япония займет в это время Сахалин и значительные части Приморской области.

Затем великий князь, передав это, никаких заключений не выводил.

На третий день я видел его величество и хотел доложить ему. что мне сказал великий князь. Государь мне сказал: я знаю. 1 Во время подготовки к переговорам Витте провел большую работу. В Петербурге он имел беседы с английским, американским и французским послами, стремясь узнать настроения западных держав. Встретился с главами представительств и финансовыми кругами Берлина, Парижа и Нью-Йорка, чтобы прозондировать почву в отношении возможности заключения нового международного займа. Стало ясно, что великие державы за заключение мира любой ценой и только на этих условиях готовы были представить России необходимые средства. Эта информация позволила окончательно выбрать тактику. По его словам она заключалась в следующем: 1) ничем не показывать, что мы желаем мира; 2) держать себя так, как подобает представителю России, т. е. Представителю величайшей империи, у которой случилась маленькая неприятность. Позиция Витте на переговорах, проходивших с 27 июля по 23 августа 1905 года в Портсмуте, была гибка, но в то же время и тверда. В результате долгого и трудного противоборства сторон Витте удалось заключить мир на сравнительно благоприятных для России условиях. Первоначально требования японцев простирались на Квантун, Сахалин, Камчатку, Приморье, не считая 3 миллиардов рублей контрибуции. Затем претензии их стали более умеренными.

Японская сторона в качестве условий мира требовала уступку аренды Квантуна и железной дороги Порт-Артур - Харбин, уступку Сахалина, признания Кореи сферой японских интересов, установлении в Маньчжурии принципа «открытых дверей», представления Японии концессии в российских территориальных водах и уплату контрибуции. Витте принял условия, касающиеся Кореи и Маньчжурии, но отверг уступку Сахалина и контрибуцию. Когда переговоры грозили зайти в тупик, царь дал согласие на уступку южного Сахалина. 23 августа 1905 года Портсмутский мир был подписан. Николай II милостиво принял своего посланца, удостоив его воинских почестей, и объявил о возведении его в графское достоинство. Уверив его в расположении, император попросил председателя Комитета министров продолжать координировать деятельности ведомств, столь необходимую в переживаемый трудный момент. Воодушевленный царским приемом Витте сосредоточил все свои усилия на борьбе с революцией. 1 В личных беседах с Николаем II в октябре 1905 года Витте откровенно делился своими замыслами. Витте поставил царя перед выбором - или назначить его премьером, предоставив подбор министров и осуществление предложенной программы преобразований, или подавление «службы» силой, для чего необходима военная диктатура. Но военная диктатура, по его мнению, в сложившихся условиях невозможна: нет достаточного количества войск, подходящей кандидатуры. Высшие круги уговорили царя стать на путь реформ. Наконец Витте было поручено подготовить развернутую программу действий и проект манифеста, в котором царь намерен был объявить о своем решении приступить к преобразованиям. Такой ход кандидат в премьеры считал тактически ошибочным, так как это накладывало на верховную власть определенные обязательства. Витте считал, что целесообразнее было бы опубликовать его всеподданейший доклад-записку с высочайшей резолюцией. Это давало бы некоторый простор для деятельности правительства и могло способствовать постепенности мер по реализации программы. Настойчивость царя в издании манифеста в значительной мере объяснялась очередной компанией правых кругов против Витте, пытавшихся убедить императора в стремлении его стать президентом Российской республики, приписать себе роль преобразователя.

17 октября 1905 года Николай II подписал манифест, составленный князем А.Д.Облонским и Н.И.Виучем под руководством Витте. Манифест возлагал на объединенное правительство во главе с Витте выполнение «непреклонной царской воли» о даровании населению «незыблемых основ гражданской свободы» на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов. Условия, при которых Витте стал премьером, были крайне сложны. Налицо была, как он отмечал впоследствии, «полная дезорганизация власти сверху донизу, раскаты революции, отсутствие денежных средств в казне». Издание манифеста и обещания преобразований предотвратили немедленное крушение самодержавия. Он сыграл роль громоотвода. Спасая царизм от немедленного краха, Витте начал искусно лавировать, заявив в правительстве, что провозглашенные реформы требуют времени, а пока должны действовать старые законы.

«Реформаторство» кабинета Витте в период наивысшего подъема революции проявилось в частичной политической амнистии, временных правилах о печати, в некотором расширении избирательных прав населения, издания 3 ноября 1905 года манифеста «Об улучшении благосостояния и облегчения положения крестьянского населения и двух указов, целью которых было прекращение захватов крестьянами помещичьих имений». Объявлялось о снижении с 1906 года наполовину и о полной отмене с 1907 года крестьянских выкупных платежей. Несколько облегчались условия приобретения земель через Крестьянский банк, который получал право покупки помещичьих земель за свой счет. Однако все эти меры не ослабили крестьянского движения. Вскоре поднялась волна стачечного движения. Соответственно разработка и осуществление карательных мер занимали все больше времени. Совет министров выработал стратегию и тактику быстрого подавления восстаний. Были устранены почти все юридические препятствия применения оружия войсками и полицией. Витте выступил инициатором законопроекта об упрощенном применении военно-полевых судов. Но проект не прошел. Вместе с тем Витте принимал непосредственное участие в руководстве подавлениями очагов вооруженных конфликтов. Так он добился назначения в Москве генерал-губернатором адмирала Ф.В.Дубасова, жестокого карателя крестьянских выступлений. 1 По его указанию в Москву был переброшен Семеновский полк, сыгравший решающую роль в разгроме вооруженного восстания. После подавления декабрьских вооруженных восстаний революция пошла на убыль. Несмотря на успешную в целом деятельность Витте по подавлению революции, напряженность между ним и обществом не спадала. Его двойственная политика, вынужденные компромиссы не снискали ему популярности ни среди либералов, ни в консервативных кругах. Старая неприязнь к нему Николая II и особенно императрицы вновь переросла во враждебность, внешне до поры до времени маскируемую. В вину ему теперь вменялось и вынужденное согласие царя на публикацию Манифеста 17 октября и то, что избранная по новому избирательному закону Дума оказалась крайне оппозиционной. Не помогло Витте и то, что при обсуждении в феврале-апреле 1906 года положений о реформированном Государственном Совете и Думе он выступал за всемерное ограничение полномочий обеих палат и приложил массу усилий в отстаивании неограниченной власти императора. К открытию Думы Витте подготовил и проект аграрного законодательства. Аграрный вопрос он предполагал решить посредством насаждения единоличной крестьянской собственности – в основном по средством распродажи крестьянам казенных, удельных и части помещичьих земель, заложенных в Крестьянском банке и купленных им. Причем предполагалось обеспечить землей в первую очередь «малоимущих» крестьян, чтобы поднять таким образом общую платежеспособность деревни. Такой подход к решению аграрно-крестьянского вопроса нес на себе отпечаток старого курса в отношении к деревне. Но в целом его проект аграрной реформы в значительной мере совпадал с программой, предложенной осенью этого же года П.А.Столыпиным, что, давало повод Витте обвинять своего политического воспреемника в плагиате. Все его усилия укрепить у трона свои позиции оказались бесплодными. Его еще какое-то время терпели, пока он не завершил переговоры о заключении крупного заграничного займа. Соглашение о займе на 8.4 миллиарда рублей с французскими банками было подписано 4 апреля 1906 года, а 14 апреля Витте подал прошение об отставке. 1

Заключение

1. Индустриализация, процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу. Источниками средств для индустриализации могут быть как внутренние ресурсы, так и кредиты, инвестиции капиталов из более развитых стран. Сроки и темпы в различных странах неодинаковы. Так в России этот процесс происходил в конце 19 начале 20 века. Несомненно Витте оказал огромное влияние на начало и развитие этого процесса, но у него не было опоры в лице буржуазии. Это явилось причиной приостановления процесса индустриализации революцией.

2. В своей экономической программе Витте предпочитал воздействовать на сельское хозяйство через общее экономическое развитие страны. Крестьянскую реформу Витте понимал как правовую, панацею от всех бед он увидел в укреплении крестьянской земельной собственности и постепенном уравнивании крестьян с остальным населением империи. В этом вопросе ему удалось добиться отмены круговой поруки, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли и т.д. Оставаясь достойным представителем своего класса Витте очень много предпринимал усилий по обеспечению помещиков средствами для модернизации имений. Итак, внимательно рассмотрев деятельность Сергея Юльевича Витте, его реформы, я пришла к выводу, что при всех своих отнюдь не исключительных качествах он все же видел гораздо дальше и глубже других представителей правящей элиты. С.Ю.Витте жил в удивительное время кризисов, войн и революций, когда происходила невиданная социальная борьба и решался вопрос о судьбах России. Он был активным участником общественно-политического движения на своем поприще, по-своему решал проблему выхода России из политического тупика, страстно желал ей процветания и благоденствия. В целом Витте был, несомненно, крупным государственным деятелем, хотя и вряд ли особенно выдающимся, но оставившим заметный след в российской истории.

Список использованной литературы


1. Ананьич Б. В. Россия и международный капитал 1897-1914 гг. Л. 1970 г.


2. Витте С. Ю. Избранные воспоминания. М., 1960 г.


3. Кризис самодержавия в России. 1895 – 1917 гг. Л. 1984 г.


4. Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М.: Политиздат, 1991 г.



1 Витте С. Ю. Избранные воспоминания. М., 1960 г. С. 5 – 7.

1 Витте С. Ю. Избранные воспоминания. М., 1960 г. С. 7 – 8.

1 Витте С. Ю. Избранные воспоминания. М., 1960 г. С. 11 – 12.

1 Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М.: Политиздат, 1991 г. С. 21 – 23.

1 Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М.: Политиздат, 1991 г. С. 23 – 25.

1 Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М.: Политиздат, 1991 г. С. 26 – 27.

1 Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М.: Политиздат, 1991 г. С. 27 – 29.

1 Ананьич Б. В. Россия и международный капитал 1897-1914 гг. Л. 1970 г. 10 – 14.

1 Ананьич Б. В. Россия и международный капитал 1897-1914 гг. Л. 1970 г. С. 18.

1 Ананьич Б. В. Россия и международный капитал 1897-1914 гг. Л. 1970 г. С. 21.

1 Ананьич Б. В. Россия и международный капитал 1897-1914 гг. Л. 1970 г. С. 23.

1 Ананьич Б. В. Россия и международный капитал 1897-1914 гг. Л. 1970 г. С. 25.

1 Кризис самодержавия в России. 1895 – 1917 гг. Л. 1984 г. С. 74.

1 Витте С. Ю. Избранные воспоминания. М., 1960 г. С. 53.

1 Витте С. Ю. Избранные воспоминания. М., 1960 г. С. 55 - 56.

1 Витте С. Ю. Избранные воспоминания. М., 1960 г. С. 57

1 Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М.: Политиздат, 1991 г. С. 36 – 38.

1 Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М.: Политиздат, 1991 г. С. 39 – 41.

1 Витте С. Ю. Избранные воспоминания. М., 1960 г. С. 661.

1 Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М.: Политиздат, 1991 г. С. 36.

1 Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М.: Политиздат, 1991 г. С. 42.

1 Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М.: Политиздат, 1991 г. С. 43.