Содержание

Содержание.. 1

Часть 1. Виртуальное предприятие.. 2

Введение. 2

Понятие виртуального предприятия. 4

Переход к виртуальным предприятиям в современном мире. 5

Цель виртуального предприятия. 6

Функции и характеристики виртуальных предприятий. 8

Литература. 11

Часть 2. Выполнение практического задания.. 12

Часть 1. Виртуальное предприятие

Введение

Как известно, цель применения информационных технологий в бизнесе вполне определенная - обеспечить быстрое создание информационных систем, адекватное отображение полезной информации и надежную защиту данных. В то же время облик современного предприятия меняется в результате усиления конкуренции и смещения акцентов в экономике. Каким же видится современное предприятие Computer Associates?

Сегодняшние приоритеты в сфере информационных технологий - лучшее обслуживание клиента, повышение дохода предприятия и ускорение доставки продукции на рынок. Стало совершенно тривиальным упоминать об актуальности информационных систем на современном предприятии. Сегодня идет усовершенствование всех компонент взаимодействия компании с клиентами. Сюда входит анализ информации о клиентах, база данных продаж, отслеживание тенденций на рынке, управление маркетинговой политикой. Важно иметь средство, предлагающее множество готовых решений и в то же время, открытое для их адаптации к условиям конкретного предприятия.

Менеджеры сталкиваются с необходимостью оперативно ориентироваться в огромных объемах информации, согласно последним оценкам количество доступной информации удваивается каждые 18 месяцев. Компьютеры помогают справиться с объемами и сложностью, но этого мало, поставщики информационных услуг должны предоставлять решения для общего управления процессами. Решения, предлагаемые поставщиками информационных технологий, должны быть достаточно гибкими, чтобы постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и структуры предприятия.

Чтобы представить технологию, которая будет обслуживать сегодняшние потребности бизнеса, необходимо учитывать несколько факторов.

Во-первых, обязательно учитывать рост значения и объемов электронной коммерции.

Во-вторых, надо учитывать тот факт, что ряд технологий стали стандартами "де-факто" в области коммуникаций: электронная почта, средства групповой работы, телеконференции, интерактивная связь и т.д. Компьютерные сети, Интернет в том числе, растут очень быстро, еще быстрее растет ценность такого объединения.

В-третьих - большинство организаций просто изобилует данными, запасенными в различных источниках. Популярно утверждение, что современное предприятие обладает данными, но отнюдь не информацией. Превращения "данных" в "информацию" - задача новых информационных технологий. Правильная интерпретация данных новыми удобными способами, превращение этого в конкурентоспособное преимущество - основная цель миллионов бизнесменов во всем мире сегодня. Получить верную информацию, передать ее нужной аудитории в правильном месте и в правильное время.

Другой элемент усложнения - то, что все эти данные существуют в широком диапазоне гетерогенных систем. Обязательное требование к новым системам - наряду с новшествами безболезненно вбирать в себя весь объем данных существующих систем.

Наконец, в условиях жесткой конкуренции, предприятия имеют задачу "сделать как можно больше, затратив наименьшие усилия". Сокращение производственных мощностей, слияние компаний и подобные, уменьшающие затраты меры, имеют целью получить небольшой штат сотрудников, способных решать разноплановые задачи чтобы не отстать от быстрых изменений рынка.

Новые решения, поэтому, должны быть наделены встроенным интеллектом, и быть хорошо управляемыми. Информационные системы нового поколения должны помочь бизнесу выстоять перед лицом неожиданных трудностей, сохраняя отработанные технологии и привлекая новейшие достижения - мультимедиа, электронную коммерцию, Интернет, DataWarehousing (хранилища данных), распределенные вычисления, современные средства управления предприятием.[1]


Понятие виртуального предприятия

Виртуальное предприятие (промышленное, коммерческое, эксплуатационное и др.) - это такое предприятие, которое создается из различных предприятий на контрактной основе, не имеет единой юридической организационной структуры, но обладает единой информационной структурой с целью создания и использования компьютерной поддержки жизненного цикла конкретного изделия.[2]

Также виртуальное предприятие можно определить как временную кооперационную сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа, базирующуюся на единой информационной системе.

В некоторых работах виртуальные предприятие обозначают и другими терминами: "сетевые предприятия", "безграничные предприятия", "расширенные предприятия". Как правило, речь идет о сети партнеров (предприятий, организаций, отдельных коллективах и людей), совместно осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту определенной продукции.[3]

Виртуальное предприятие создается путем отбора требующихся организационно-технологических ресурсов от различных предприятий и их интеграции с помощью компьютерной сети Internet в гибкую и динамическую структуру, приспособленную для скорейшего выпуска новой продукции и ее оперативной поставки на рынок.

Создание такой единой открытой организационно-производственной структуры, объединяющей различные предприятия вокруг процессов, осуществляемых на этапах жизненного цикла изделия, приводит к тому, что границы между взаимодействующими предприятиями становятся прозрачными и подвижными.

С практической точки зрения виртуальное предприятие - есть сеть свободно взаимодействующих организаций (их подразделений), находящихся в различных местах. Эти организации участвуют в разработке совместных проектов (или ряда взаимосвязанных проектов), находясь между собой в отношениях партнерства, сотрудничества или кооперации.[4]


Переход к виртуальным предприятиям в современном мире

Виртуальные предприятия являются одной из новых организационных форм предприятий. На развитие новых форм организации и управления предприятием в большей степени повлияли такие тенденции развития современных рынков, как глобализация рынков, растущее значение качества товара, его цены и степени удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений с потребителями (индивидуальными заказчиками), а также растущее значение степени применения новых информационных и коммуникационных технологий.

Как известно, в 80 - е годы основными направлениями совершенствования деятельности предприятий было тотальное управление качеством и применение минималистских стратегий, направленных на оптимальное управление различными ресурсами. В 90 - е года основным лозунгом были принципы реинжиниринга бизнес - процессов, направленные на переход от функциональных подразделений к бизнес - процессам, состоящим из автономных междисциплинарных групп, ориентированных на более полное удовлетворение интересов заказчиков. К концу 90 - х годов и началу 21 - го века ключевой темой становится переход к виртуальным и сетевым принципам организации предприятий.


Цель виртуального предприятия

С маркетинговой точки зрения, цель виртуального предприятия - это получение прибыли путем максимального удовлетворения нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) быстрее и лучше потенциальных конкурентов. Очевидно, что данная цель присуща всем ориентированным на рынок предприятиям. Но, во - первых, виртуальные предприятия, как правило, ориентируются не на удовлетворения нужд и потребностей какого - то "усредненного" сегмента рынка, а на выполнение определенных рыночных заказов вплоть до удовлетворения определенных запросов конкретных потребителей (заказчиков). И, во - вторых, виртуальное предприятие увеличивает скорость и качество выполнения заказа путем объединения ресурсов различных партнеров в единую систему.

С практической точки зрения, обычному ("монолитному") предприятию, например, для разработки и выведения нового товара на рынок требуется привлечение значительных ресурсов. В отличие от него виртуальное предприятие ищет новых партнеров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности. Т. е. выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), обладающие ключевой компетенцией в форме ресурсов и способностей для достижения конкурентного преимущества на рынке.

Как правило, партнерство заключается на определенный срок или до достижения определенного результата (например, выполнения заказа). Другими словами, партнерство является временным, и, например, на определенных этапах жизненного цикла изделия или при изменении рыночной ситуации могут в сеть привлекаться новые партнеры или исключаться старые.

Естественно, что предприятия-партнеры для эффективного функционирования всей сети должны базироваться на согласованном хозяйственном процессе. Когда же, например, для наилучшего соответствия рыночным потребностям, в сеть объединяется большое множество предприятий, чаще всего, удаленных географически, тогда, очевидно, что таким предприятиям трудно согласовать свои действия без оперативной информации и коммуникаций. Следовательно, для решения информационных проблем сеть должна иметь единую информационную систему, основанную на широком применении новых информационных и коммуникационных технологий.

С учетом выше сказанного, можно выделить ключевое достоинство виртуальных форм организаций: возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими временными затратами. Из этого достоинства и самой сетевой организации вытекают такие основные конкурентные преимущества виртуальных предприятий, как:

·              скорость выполнения рыночного заказа;

·              возможность снижения совокупных затрат;

·              возможность более полного удовлетворения потребностей заказчика;

·              возможность гибкой адаптация к изменениям окружающей среды;

·              возможность снизить барьеры выхода на новые рынки.


Функции и характеристики виртуальных предприятий

Проведенный в анализ деятельности виртуальных предприятий показал, что основными характеристиками виртуальной формы организации являются:

·              открытая распределенная структура;

·              гибкость;

·              приоритет горизонтальных связей;

·              автономность и узкая специализация членов сети;

·              высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.

Очевидно, что для планирования, организации и координации деятельности виртуальных предприятий необходимы и соответствующие управленческие подходы. Легко заметить, что при создании виртуальных предприятий могут быть предприятия, которые концентрируют свои усилия исключительно на управлении компетенциями третьей стороны. В данном случае такое предприятие должно обладать как минимум следующими способностями:

·              уметь идентифицировать и привлекать ключевые компетенции, необходимые для реализации проекта (аспекты менеджмента знаний);

·              на основе привеченных компетенций организовать процесс создания и сбыта продукции (аспекты функционирования сети).

На основе этого можно в общем виде сформулировать основные функции управление виртуальным предприятием как сетью партнеров:

1.           Определение требований (задач) проекта.

2.           Поиск и оценка возможных партнеров (исполнителей).

3.           Выделение исполнителей, которые оптимально соответствуют задачам.

4.           Привлечение и распределение исполнителей.

5.           Постоянное отслеживание и перераспределение (если это необходимо) партнеров и ресурсов по задачам.

Наряду с перечисленными выше достоинствами, виртуальные предприятия обладают и некоторыми недостатками, точнее, слабыми местами:

·              чрезмерная экономическая зависимость от партнеров, что связано с узкой специализацией членов сети;

·              практическое отсутствие социальной и материальной поддержки своих партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений;

·              опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из разнородности членов предприятия, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов виртуального предприятия.

Другими словами, принципы виртуальных организационных форм предопределяют "дефицит" автаркии и мотивации предпринимателей, входящих в сеть. Очевидно, что отказ от испытанных организационно - управленческих принципов нуждается в определенных заменителях. Действительно, в рамках сетевого подхода такими субститутами призваны служить принципы сетевой культуры, взаимности и климата доверия. Однако по уровню разработки они пока не могут служить достаточной базой для возмещения упраздненных принципов.

В заключение следует подчеркнуть, что процесс развития сетевых и виртуальных форм организаций характеризуется отставанием фундаментальных научных исследований от практического опыта. Хотя успех многих функционирующих виртуальных предприятий очевиден, в более широком контексте остаются открытыми многие вопросы организации и функционирования виртуальных предприятий. Некоторые проблемы здесь можно оценить как своего рода болезнь роста, свойственную любой инновационной концепции.

Литература

1.           Вютрих Х. А., Филипп А. Ф. Виртуализация как возможный путь развития управления//Проблемы теории и практики управления, N5, 1999.

2.           Дэвид Козье. Электронная коммерция. Microsoft Press/Русская редация, 1999 г.

3.           Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур//Проблемы теории и практики управления, N3, 1997.

4.           Райсс М. Границы "безграничных" предприятий: перспективы сетевых организаций//Проблемы теории и практики управления, N1, 1997.

5.           Соколова А. Н. Электронная коммерция. Мировой и Российский опыт. Открытые системы, 2000 г.

6.           Статья Кантонистова Ю. А на http://www.inteltec.ru

7.           Статья В. И. Дмитрова на http://www.osp.ru

8.           Статья А. В. Катаева на http://business.rin.ru

Часть 2. Выполнение практического задания


Мы поставили себе задачу найти оргтехнику, а конкретнее, ищем самый дешевый ксерокс.

Для поиска используем систему Яndex (www.yandex.ru). В поле ввода пишем «магазин ксерокс продажа». В результате получаем множество ссылок на различные ресурсы. Некоторые ссылки приводят нас не туда, куда мы хотели. Их мы ниже не упоминали.

Таким образом, с помощью Яндекса мы нашли адреса следующих компаний и, зайдя на них, получили интересующую нас информацию.


Компания Поликарп

Адрес: http://www.polykarp.com/prodaga.html;

Внешний вид: 4;

Тут мы нашли ксерокс Canon NP7161 по цене 1350 у.е.

На сайте имеется раздел FAQ и служба послепродажной поддержки


Компания ДЖЕСТ

Адрес: http://msk.gest2000.ru;

Внешний вид: 4;

Цены интересующих нас товаров удалось узнать только скачав файл в формате xls (прайс-лист).

Тут мы нашли копир PANASONIC DP-1510P по цене 1350 р.

Раздела FAQ на сайте нет.

Компания M-Сервис

Адрес: http://www.m-service.spb.ru

Внешний вид: 2;

Мы обнаружили ксерокс CANON FC-208 по цене 240 у.е.

Раздела FAQ на сайте нет.

Магазин Прогресс

Адрес: http://buzuluk.bos.ru;

Внешний вид: 3;

Цены интересующих нас товаров удалось узнать только скачав файл в формате zip (прайс-лист).

Ксерокс Canon FC-100 продается тут по цене 305 у.е.

Послепродажное обслуживание есть, также как и раздел вопросов и ответов.

Интернет-магазин Елизов

Адрес: http://www.elizov.com;

Внешний вид: 5;

Самый дешевый ксерокс тут Canon FC-100 по цене 255 у.е.

Раздела FAQ нет, но все товары, так как это Интернет-магазин, можно заказать и вам доставят их через некоторое время. Во всех же вышерассмотренных магазинах возможности электронной коммерции отсутствуют полностью. Указаны только координаты где тот или иной магазин располагается.

Внешний вид найденных сайтов

Компания Поликарп

Компания ДЖЕСТ

Компания M-Сервис

Магазин Прогресс

Интернет-магазин Елизов



Таблица сравнительного анализа найденных сайтов

Название

Адрес

Внешний вид

Служба послепродажной поддержкисс

Возможности электронной коммерции

Раздел FAQ

Компания Поликарп

http://www.polykarp.com/prodaga.html

4

Да

Нет

Да

Компания ДЖЕСТ

http://msk.gest2000.ru

4

Нет

Нет

Нет

Компания М-Сервис

http://www.m-service.spb.ru

2

Нет

Нет

Нет

Магазин прогресс

http://buzuluk.bos.ru

3

Да

Нет

Да

Интернет-магазин Елизов

http://www.elizov.com

5

Нет

Да

Нет

В результате анализа найденных сайтов, оценивая внешний, наполнения и возможности, предоставляемые сайтами можно выделить лучший и худший сайт. Лучшим сайтом можно назвать сайт компании Поликарп, так как он имеет хороший внешний вид, а также разделы FAQ и службу послепродажной поддержки. В то же время сайт http://www.elizov.com (магазин Елизов) не имеет раздела FAQ и службы послепродажной поддержки, но является единственным найденным полноценным интернет-магазином,  так что также заслуживает хорошей оценки. Худшим сайтом можно признать сайт компании М-Сервис, так как он не имеет раздела FAQ и службы послепродажной поддержки, а также совершенно не использует возможности электронной коммерции.


[1] Статья Кантонистова Ю. А на http://www.inteltec.ru

[2] Статья В. И. Дмитрова на http://www.osp.ru

[3] Статья А. В. Катаева на http://business.rin.ru

[4] Статья В. И. Дмитрова на http://www.osp.ru