Тема 1. Взаимоотношения в коллективе младших школьников

Методика 2. Социометрия


Матрица 1.

Имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

Слава Б





+







+





+




2

Саша Г






+






+









3

Настя Д




Å



Å







+







4

Настя З



Å






Å





Å







5

Остап И






+






+






+



6

Илья К











Å

Å







+


7

Ксюша К



Å

+





+












8

Тома К



+











+

+






9

Таня К




Å











Å

Å





10

Олеся К



+

+












Å





11

Женя К






Å






+







Å


12

Рома Л






Å












Å

+


13

Таня Н







+



+





+






14

Даша Т




Å



+


+












15

Алина Ч




+





Å







Å





16

Женя Ч









Å

Å





Å






17

Антон Ш


+









+

+









18

Костя Ю











+

Å







Å


19

Саша Я











Å






+

Å



20

Света Я



+

+










+








Всего выборов

0

1

5

7

1

4

3

0

5

2

4

7

0

4

4

3

2

3

4

0


Из них взаимных

0

0

2

3

0

2

1

0

3

1

2

2

0

1

2

3

0

2

2

0


Матрица 2.

Имя

3

4

7

9

10

14

15

16

3

Настя Д


Å

Å






4

Настя З

Å



Å


Å



7

Ксюша К

Å








9

Таня К


Å





Å

Å

14

Даша Т


Å







15

Алина Ч




Å




Å

16

Женя Ч




Å

Å


Å


10

Олеся К








Å


Имя

6

11

12

19

18

6

Илья К


Å

Å



11

Женя К

Å



Å


12

Рома Л

Å




Å

18

Костя Ю



Å

Å


19

Саша Я


Å



Å


Исследование проводилось в 3 А классе общеобразовательной школы г. Новосибирска.

 В классе выделены две микрогруппы, есть дети не получившие ни одного выбора. Именно на них необходимо обратить внимание педагогу при проведении досуговых мероприятий – праздников, конкурсов, викторин. Также проанализировать возможные причины неприятия их другими детьми и определить способы коррекции (занятия с психологом, дополнительные занятия по учебным предметам, привлечение к участию в делах класса).


Тема 2. Мотивы учебной деятельности и поведения младших школьников

Методика 1.

Общее число ответов

Число ответов с мотивировкой

На уроке интересно

Заставляют родители

Хочу больше знать

Чтобы потом хорошо работать

Доставить ра-дость родителям

Не отставать от товарищей

Не подвести класс

Нельзя быть незнайкой

Нравится учитель

20

13

1

20

18

16

8

11

13

15

100%

65

5

100

90

80

40

55

65

75


Преобладающими мотивами учения детей младшего школьного возраста являются такие мотивы как:

-         хочу больше знать (учебный мотив)

-         чтобы потом хорошо работать (широкий социальный);

-         доставить радость родителям;

-         нравится учитель.


Тема 3. Особенности оценки и самооценки в младшем школьном возрасте

Класс

Балл «5»

Балл «4»

Балл «3»

Балл «2»

При оценках

При само-оценках

При оценках

При само-оценках

При оценках

При само-оценках

При оценках

При само-оценках

3 А

20 чел

65%

75%

15%

20%

15%

5%

5%

-


Характеристика самооценок

3 класс

Объективные

Завышенные

Заниженные

60%

30%

10%



Тема 4. Интересы младших школьников

Методика 1.Особенности познавательных интересов


Таблица 1.

Число опрошен-ных учащихся

Общее число ответов

Направленность интересов

Русский язык

Математика

Чтение

Природоведение

труд

Рисование

Пение

Физкультура

20 человек

83

40%

8 чел

70%

14чел

55%

11чел

65%

13чел

45%

9чел

70%

14чел

20%

4чел

45%

9чел

Таблица 2.

Число опрошен-ных учащихся

Число учащихся, которые указывают на интерес

(характеристика широты интересов)

к одному предмету

к двум предметам

к трем предметам

к четы-рем пред-метам

к пяти предметам

к шести предметам

20 человек

-

5%

1 человек

35%

7человек

5%

1человек

50%

10человек

5%

1чело

век




Таблица 3.

Число опрошен

ных учащихся

Причины возникновения интересов

Влияние взрослых

Способности

(легко дается предмет)

Возможность осуществлять активные действия

Другие причины

Не указывают причину

20 человек

65%

55%

40%

30%

10%


Преобладающими интересами в этом классе являются такие интересы как: Интерес к математике и интерес к рисованию – по 70%;

Интерес к природоведению – 65%;

Интерес к чтению – 55%.

Основные причины, которые указывают учащиеся – это «интересно», «все получается», «Наталья Николаевна интересно объясняет».

Дети в классе отличаются разносторонностью интересов – 50% выбирают 5 предметов, как интересующие их. Два предмета назвал только один ребенок.

Менее всего выборов получил такой предмет как пение. Педагогу по этому предмету необходимо подумать над созданием ситуаций успеха для детей, с тем чтобы повысить интерес к своему предмету, предоставить возможность творческой реализации.


Тема 5. Индивидуально-типологические особенности младших школьников и их учет в учебно-воспитательной работе

Методика 3. Володя – холерик (повышенная активность, быстрый темп реакций, повышенная реактивность, невнимательность, неусидчивость, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил).

Вася – сангвиник (повышенная активность, быстро сходится с людьми, легкая смена чувств, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка дня, системы в работе, в связи с чем не доводит начатое дело до конца, )

Люба – флегматик (низкий уровень активности в поведении, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими, медлительность и спокойствие в действиях, мимике и речи, настойчивость, доводит дело до конца, ровность в отношениях, в меру общителен)

Валентин – меланхолик (реакция часто не соответствует силе раздражителя, глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении, сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию, робость и нерешительность, при благоприятных условиях успешно справляется с жизненными задачами).


Тема 6. Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников

Методика 3. Выявление объема родового понятия

Имя

успеваемость

«грибы»

«фрукты»

«животные»

«деревья»

Количество слов, отнесенных к понятиям

1

Слава Б

3 – 4

5

8

11

6

2

Саша Г

3 – 4

5

9

13

7

3

Настя Д

4 – 5

8

12

15

9

4

Настя З

 5

8

11

16

10

5

Остап И

4

7

10

14

9

6

Илья К

4

7

11

13

8

7

Ксюша К

3 – 4

6

10

12

9

8

Тома К

3

4

9

10

5

9

Таня К

4 – 5

7

12

13

9

10

Олеся К

3 – 4

4

9

11

5

11

Женя К

4 – 5

7

13

13

8

12

Рома Л

5

8

15

16

10

13

Таня Н

4 – 5

7

13

15

10

14

Даша Т

4 – 5

6

11

14

9

15

Алина Ч

4 – 5

7

11

15

9

16

Женя Ч

5

8

15

16

10

17

Антон Ш

3

4

8

10

5

18

Костя Ю

4 – 5

7

11

15

9

19

Саша Я

4 – 5

8

13

14

9

20

Света Я

3

5

6

8

4

 

Таким образом, чем выше успеваемость учащегося, тем большим объемом родовых понятий он владеет.


Тема 7. Внимание и его особенности у младших школьников


Имя

Предъявленное изображение

Показания испытуемого

Объем внимания

Средние данные

Ошибки внимания

Средние данные

Слава Б

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ЛДГШМС

ТНВХШЖ

БНГКВТЖ

ПСНЖКФ

ГДБХЧВ

6

5

6

5

5



5,4

-

1

1

1

1



0,8

Саша Г

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ЛХГШСФР

ТСХКДМ

БГСКЛХЧ

ПШЖЛН

ДМЖСРХЧ

5

4

5

4

5



4,6

2

2

2

1

2



1,8

Настя Д

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ЛХШСНЧ

ТЧВХКЖ

БНГКВТЧ

ПШНЖТВ

ГДМТРХЧ

5

6

6

6

7



6

1

-

1

-

-



0,4

Настя З

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ЛДМГСЧФ

ТЧНВКЖ

НГВТХЛ

ПШНЖТКВ

ГДНБТРХЧ

6

6

5

7

7



6,2

1

-

1

-

1



0,6

Остап И

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ХДСМЧШН

ХМКЖТЧС

БГСКВЖ

ШЖСНВКЧ

ГДПШРХЧ

6

6

5

6

5



5,6

1

1

1

1

2



1,2

Илья К

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ХСДБГШЧ

ТЧСНВГХЖ

БНГФКВТМ

ПШЖТСМ

ДМБФХЧТ

6

7

6

5

6



6

1

1

2

1

1



1,2

Ксюша К

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ДМГСЧШ

ТЧНДХКЖ

БГСВКЦЛ

ПШДХТВК

ГДБФРНХЧ

6

6

6

5

6



5,8

-

1

1

2

2



1,2

Тома К

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ЛХШСВФ

ТЧШЖВГС

НБСЧВХФП

ПШЧСБНГ

МБДСНХШ

4

5

4

4

4



4,2

2

2

4

3

3



2,8

Таня К

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

МГШСХК

ТСНВЖКМ

НГСКВТ

ПШКВРСН

БМДХЧТ

5

6

6

6

6



5,8

1

1

-

1

-



0,6

Олеся К

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ДМГСЧШ

ТЧНДХКЖ

БГСВКЦЛ

ПШДХТВК

ГДБФРНХЧ

6

6

6

5

6



5,8

-

1

1

2

2



1,2

Женя К

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ЛДМГСЧФ

ТЧНВКЖ

НГВТХЛ

ПШНЖТКВ

ГДНБТРХЧ

6

6

5

7

7



6,2

1

-

1

-

1



0,6

Рома Л

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ЛХШСНЧМ

ТЧВХКЖ

БНГКВТЧ

ПШНЖТВ

ГДМТРХЧ

6

6

6

6

7



6,2

1

-

1

-

-



0,4

Таня Н

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ЛДГШМС

ТНВХШЖ

БНГКВТЖ

ПСНЖКФВ

ГДБХЧВР

6

5

6

6

6



5,8

-

1

1

1

1



0,8

Даша Т

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ХСДБГШЧ

ТЧСНВГХЖ

БНГФКВТМ

ПШЖТСН

ДМБФХЧТ

6

7

6

6

6



6,2

1

1

2

-

1



1

Алина Ч

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ДМГСЧШ

ТЧНСДХКЖ

БГСВКЦЛ

ПСНДХТВК

ГДБРНХЧ

6

7

6

6

6



6,2

-

1

1

2

1



1

Женя Ч

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ХДМГРШСЧ

ВХНСЖПТЧ

БНГСЛВК

ШПЖТРСВН

ГДМТРХЧ

7

7

7

7

7



7

1

1

-

1

-



0,6

Антон Ш

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ДМГСЧШВ

ТЧНДХКЖП

БГСВКЦФ

ПШДХТВК

ГДБФРНХЧ

6

6

5

5

6



5,6

1

2

2

2

2



1,8

Костя Ю

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

МГШСХКЛ

ТСНВЖКМ

НГСКВТ

ПШКВРСН

БМДХЧТ

6

6

6

6

6



6

1

1

-

1

-



0,6

Саша Я

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ДМГСЧШ

ТЧНДХКЖ

БГСВКЦЛ

ПШДСТВК

ГДБФРНХЧ

6

6

6

6

6



6

-

1

1

1

2



1

Света Я

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ЛХГШСФР

ТСХКДМШ

БГСКЛХЧ

ПШЖЛНФМ

ДМЖСРХЧ

5

4

5

4

5



4,6

2

3

2

3

2



2,4


Тема 8. Психологическая характеристика развития речи младших школьников

Методика 1. Называние 10 слов.

Имя

Названные слова

Затраченное время

Слава Б

Дом, стол, стул, шкаф, диван, кровать, магнитофон, телевизор, компьютер, диск

24 сек.

Саша Г

Улица, дерево, трава, солнце, луна, звезды, Марс, ракета, космонавт, планета

26 сек

Настя Д

Школа, класс, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, сестра, брат, мама, папа

18 сек

Настя З

Животные, птицы, рыбы, насекомые, слон, жираф, лев, тигр, лиса, волк

12 сек

Остап И

Футбол, волейбол, хоккей, шайба, гол, матч, стадион, тренер, учитель, школа

18 сек

Илья К

Мама, папа, брат, сестра, дядя, тетя, женщина, мужчина, семья, квартира

20 сек.

Ксюша К

Уроки, звонок, перемена, шум, книга, библиотека, столовая, хлеб, булочка, кофе

15 сек

Тома К

Улица, кино, телевизор, мультик, диван, кровать, пол, стол, кресло, стул

28 сек.

Таня К

Урок, школа, подруги, дружба, неделя, месяц, год, время, час, секунда

21 сек.

Олеся К

Кошка, собака, коза, курица, петух, слон, лиса, волк, колобок, тесто

25 сек.

Женя К

Мяч, лыжи, коньки, тренировки, тренер, физкультура, математика, чтение, пение, рисование

17 сек.

Рома Л

Машина, мотоцикл, зажигание, карбюратор, марка, Джип, Хонда, Нива, Волга, Жигули

13 сек

Таня Н

Одежда, платье, юбка, брюки, джинсы, туфли, сапоги, кроссовки, дорога, трава

17 сек

Даша Т

Дождь, снег, ветер, непогода, лед, зима, север, юг, запад, восток

19 сек

Алина Ч

Окно, дверь, класс, парта, ручка, линейка, атлас, картина, кисточка, художник

21 сек.

Женя Ч

Береза, дуб, осина, клен, тополь, ель, Новый год, игрушки, подарки, хлопушки

15 сек.

Антон Ш

Стол, стул, шкаф, доска, стена, цветы, мел, учебник, математика, природоведение

25 сек

Костя Ю

День, рождения, торт, свечи, гости, подарки, фотоаппарат, компьютер, диск, дискета

14 сек

Саша Я

Карась, окунь, акула, кит, попугай, клетка, корм, вода, небо, солнце

15 сек

Света Я

Конфеты, торт, пирожное, лимонад, Пепси, Фанта, Спрайт, кукла, Барби, Том.

25 сек.


Тема 9. Восприятие младшего школьника


Методика 2. После проведения диктанта в 3А классе ошибки проанализированы по следующей схеме:


Класс и число учащихся

Общее количество ошибок

Количество ошибок на

Пропуск букв

Различение сходных букв

Грамматические правила

3А,

20 человек

83 ошибки

23

28

32


100%

27,7%

33,7%

38,5%


Тема 10. Память и особенности ее проявления у младших школьников

Методика 4. Преобладающий тип памяти у младших школьников


Имя

Объем слуховой памяти

Объем зрительной памяти

Объем моторно-слуховой памяти

Объем комбинированной памяти


Количество

слов

Коэффициент


Количество

слов

Коэффициент


Количество

слов

Коэффициент


Количество

слов

Коэффициент


Слава Б

7

0,7

7

0,7

7

0,7

5

0,5

Саша Г

7

0,7

7

0,7

7

0,7

5

0,5

Настя Д

8

0,8

7

0,7

5

0,5

7

0,7

Настя З

5

0,5

7

0,7

5

0,5

4

0,4

Остап И

6

0,6

7

0,7

4

0,4

6

0,6

Илья К

6

0,6

3

0,3

3

0,3

6

0,6

Ксюша К

7

0,7

8

0,8

8

0,8

6

0,6

Тома К

8

0,8

7

0,7

5

0,5

6

0,6

Таня К

4

0.4

7

0,7

4

0,4

4

0,4

Олеся К

8

0,8

8

0,8

5

0,5

7

0,7

Женя К

7

0,7

7

0,7

4

0,4

4

0,4

Рома Л

8

0,8

9

0,9

5

0,5

4

0,4

Таня Н

6

0,6

8

0,8

4

0,4

4

0,4

Даша Т

6

0,6

8

08

5

0,5

5

0,5

Алина Ч

4

0,4

6

0,6

8

0,8

5

0,5

Женя Ч

7

0,7

6

0,6

6

0,6

5

0,5

Антон Ш

5

0,5

8

0,8

3

0,3

7

0,7

Костя Ю

6

0.6

7

0,7

3

0,3

6

0,6

Саша Я

5

0,5

5

0,5

3

0,3

5

0,5

Света Я

5

0,5

7

0,7

3

0,3

6

0,6


6,1


6,95


4,9


5,4



Лучше всего у учащихся этого класса развита зрительная память. Педагогу необходимо включать в урок упражнения на развитие других видов памяти, активно применяя наглядные способы обучения.





Тема 11. Мышление и его особенности у младших школьников

Методика 1. Определение процесса сравнения в младшем школьном возрасте

Число испытуемых

Устанавливают при сравнении

Не сравнивают

Только различие

Только сходство

Различие и сходство

20

100%

3

15%

5

25%

12

60%

-

Тема 12. Роль воображения в учебной деятельности младших школьников

Методика 2. Детям после прочтения сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» было предложено изменить ее 5 и 6 части: представить, что Серую Шейку спас не старик, а ученики. В большинстве учащиеся продолжили сказку тем, что «они принесли ее к себе в класс и устроили ей там гнездо». Дальше рассказы были более индивидуальными. Хорошо успевающие учащиеся, владеющие большим словарным запасом, более полно, объемно представляли воображаемые картины, их образы  более яркие, чем у слабо успевающих детей.

Тема 13. Эмоционально-волевая сфера младших школьников

Методика 1.  Выявление индивидуальных различий в проявлении чувств младших школьников

Имя

Проявления чувств при восприятии

Поступков людей

Поведения животных

Описаний природы

Рассуждений автора

1

Слава Б

сдержанно,

мимики практически нет

интерес, слушал не шевелясь, улыбался

не проявляет

не проявляет

2

Настя Д

Активно, возмущена отдельными эпизодами

Интерес, соучастие, появлялись слезы

сдержанно

Солидарна со словами автора

3

Таня К

Сдержанно, внимательно слушает, перебирает карандаши на парте

Затихает, сжимается «в комочек», слушает не шевелясь

Не проявляет

Присоединяется к словам автора, кивает головой

4

Рома Л

активно, не скрывает своего осуждения, не может сидеть на месте

сочувствие, жалость, интерес к происходящему, затихает, но не на долго

нетерпение,

желание скорее  узнать, что произойдет дальше

Согласен с автором, восклицает по поводу справедливости слов автора

5

Света Я

Чувства не проявляет, отвлекается

Заинтересованно, появляются слезы

Не проявляет

Не проявляет

Тема 14. Особенности личности учителя

Качества личности

Рейтинг

Любовь к педагогической деятельности

4,8

Организаторские способности

4,7

Доброта

4,6

Справедливость

4,5

Культура речи

4,5

Самообладание и выдержка

4,4

Эрудиция

4,3

Творческое отношение к труду

4,2

Трудолюбие

4,1

Требовательность

4,1

Эмоциональность

4

Патриотизм

4

Педагогический такт

3,9

Наблюдательность

3,9

Находчивость

3,9

Строгость

3,8

Самокритичность

3,6

Эстетические чувства

3,6

Настойчивость

3,5

Принципиальность

3,4


Список литературы


1.     Практические занятия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: 1972

2.     Практикум по психологии / Под ред. А.И.Щербакова и др. – М.: 1979