Тема 1. Взаимоотношения в коллективе младших школьников
Методика 2. Социометрия
Матрица 1.
№ |
Имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
1 |
Слава Б |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
2 |
Саша Г |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Настя Д |
|
|
|
Å |
|
|
Å |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
4 |
Настя З |
|
|
Å |
|
|
|
|
|
Å |
|
|
|
|
Å |
|
|
|
|
|
|
5 |
Остап И |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
6 |
Илья К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Å |
Å |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
7 |
Ксюша К |
|
|
Å |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Тома К |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
9 |
Таня К |
|
|
|
Å |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Å |
Å |
|
|
|
|
10 |
Олеся К |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Å |
|
|
|
|
11 |
Женя К |
|
|
|
|
|
Å |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
Å |
|
12 |
Рома Л |
|
|
|
|
|
Å |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Å |
+ |
|
13 |
Таня Н |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
14 |
Даша Т |
|
|
|
Å |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Алина Ч |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
Å |
|
|
|
|
|
|
Å |
|
|
|
|
16 |
Женя Ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
Å |
Å |
|
|
|
|
Å |
|
|
|
|
|
17 |
Антон Ш |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
Костя Ю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
Å |
|
|
|
|
|
|
Å |
|
19 |
Саша Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Å |
|
|
|
|
|
+ |
Å |
|
|
20 |
Света Я |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
Всего выборов |
0 |
1 |
5 |
7 |
1 |
4 |
3 |
0 |
5 |
2 |
4 |
7 |
0 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
0 |
|
Из них взаимных |
0 |
0 |
2 |
3 |
0 |
2 |
1 |
0 |
3 |
1 |
2 |
2 |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
2 |
2 |
0 |
Матрица 2.
№ |
Имя |
3 |
4 |
7 |
9 |
10 |
14 |
15 |
16 |
3 |
Настя Д |
|
Å |
Å |
|
|
|
|
|
4 |
Настя З |
Å |
|
|
Å |
|
Å |
|
|
7 |
Ксюша К |
Å |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Таня К |
|
Å |
|
|
|
|
Å |
Å |
14 |
Даша Т |
|
Å |
|
|
|
|
|
|
15 |
Алина Ч |
|
|
|
Å |
|
|
|
Å |
16 |
Женя Ч |
|
|
|
Å |
Å |
|
Å |
|
10 |
Олеся К |
|
|
|
|
|
|
|
Å |
№ |
Имя |
6 |
11 |
12 |
19 |
18 |
6 |
Илья К |
|
Å |
Å |
|
|
11 |
Женя К |
Å |
|
|
Å |
|
12 |
Рома Л |
Å |
|
|
|
Å |
18 |
Костя Ю |
|
|
Å |
Å |
|
19 |
Саша Я |
|
Å |
|
|
Å |
Исследование проводилось в 3 А классе общеобразовательной школы г. Новосибирска.
В классе выделены две микрогруппы, есть дети не получившие ни одного выбора. Именно на них необходимо обратить внимание педагогу при проведении досуговых мероприятий – праздников, конкурсов, викторин. Также проанализировать возможные причины неприятия их другими детьми и определить способы коррекции (занятия с психологом, дополнительные занятия по учебным предметам, привлечение к участию в делах класса).
Тема 2. Мотивы учебной деятельности и поведения младших школьников
Методика 1.
Общее число ответов |
Число ответов с мотивировкой |
||||||||
На уроке интересно |
Заставляют родители |
Хочу больше знать |
Чтобы потом хорошо работать |
Доставить ра-дость родителям |
Не отставать от товарищей |
Не подвести класс |
Нельзя быть незнайкой |
Нравится учитель |
|
20 |
13 |
1 |
20 |
18 |
16 |
8 |
11 |
13 |
15 |
100% |
65 |
5 |
100 |
90 |
80 |
40 |
55 |
65 |
75 |
Преобладающими мотивами учения детей младшего школьного возраста являются такие мотивы как:
- хочу больше знать (учебный мотив)
- чтобы потом хорошо работать (широкий социальный);
- доставить радость родителям;
- нравится учитель.
Тема 3. Особенности оценки и самооценки в младшем школьном возрасте
Класс |
Балл «5» |
Балл «4» |
Балл «3» |
Балл «2» |
||||
При оценках |
При само-оценках |
При оценках |
При само-оценках |
При оценках |
При само-оценках |
При оценках |
При само-оценках |
|
3 А 20 чел |
65% |
75% |
15% |
20% |
15% |
5% |
5% |
- |
Характеристика самооценок |
3 класс |
Объективные Завышенные Заниженные |
60% 30% 10% |
Тема 4. Интересы младших школьников
Методика 1.Особенности познавательных интересов
Таблица 1.
Число опрошен-ных учащихся |
Общее число ответов |
Направленность интересов |
|||||||
Русский язык |
Математика |
Чтение |
Природоведение |
труд |
Рисование |
Пение |
Физкультура |
||
20 человек |
83 |
40% 8 чел |
70% 14чел |
55% 11чел |
65% 13чел |
45% 9чел |
70% 14чел |
20% 4чел |
45% 9чел |
Таблица 2.
Число опрошен-ных учащихся |
Число учащихся, которые указывают на интерес (характеристика широты интересов) |
|||||
к одному предмету |
к двум предметам |
к трем предметам |
к четы-рем пред-метам |
к пяти предметам |
к шести предметам |
|
20 человек |
- |
5% 1 человек |
35% 7человек |
5% 1человек |
50% 10человек |
5% 1чело век |
Таблица 3.
Число опрошен ных учащихся |
Причины возникновения интересов |
||||
Влияние взрослых |
Способности (легко дается предмет) |
Возможность осуществлять активные действия |
Другие причины |
Не указывают причину |
|
20 человек |
65% |
55% |
40% |
30% |
10% |
Преобладающими интересами в этом классе являются такие интересы как: Интерес к математике и интерес к рисованию – по 70%;
Интерес к природоведению – 65%;
Интерес к чтению – 55%.
Основные причины, которые указывают учащиеся – это «интересно», «все получается», «Наталья Николаевна интересно объясняет».
Дети в классе отличаются разносторонностью интересов – 50% выбирают 5 предметов, как интересующие их. Два предмета назвал только один ребенок.
Менее всего выборов получил такой предмет как пение. Педагогу по этому предмету необходимо подумать над созданием ситуаций успеха для детей, с тем чтобы повысить интерес к своему предмету, предоставить возможность творческой реализации.
Тема 5. Индивидуально-типологические особенности младших школьников и их учет в учебно-воспитательной работе
Методика 3. Володя – холерик (повышенная активность, быстрый темп реакций, повышенная реактивность, невнимательность, неусидчивость, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил).
Вася – сангвиник (повышенная активность, быстро сходится с людьми, легкая смена чувств, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка дня, системы в работе, в связи с чем не доводит начатое дело до конца, )
Люба – флегматик (низкий уровень активности в поведении, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими, медлительность и спокойствие в действиях, мимике и речи, настойчивость, доводит дело до конца, ровность в отношениях, в меру общителен)
Валентин – меланхолик (реакция часто не соответствует силе раздражителя, глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении, сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию, робость и нерешительность, при благоприятных условиях успешно справляется с жизненными задачами).
Тема 6. Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников
Методика 3. Выявление объема родового понятия
№ |
Имя |
успеваемость |
«грибы» |
«фрукты» |
«животные» |
«деревья» |
Количество слов, отнесенных к понятиям |
||||||
1 |
Слава Б |
3 – 4 |
5 |
8 |
11 |
6 |
2 |
Саша Г |
3 – 4 |
5 |
9 |
13 |
7 |
3 |
Настя Д |
4 – 5 |
8 |
12 |
15 |
9 |
4 |
Настя З |
5 |
8 |
11 |
16 |
10 |
5 |
Остап И |
4 |
7 |
10 |
14 |
9 |
6 |
Илья К |
4 |
7 |
11 |
13 |
8 |
7 |
Ксюша К |
3 – 4 |
6 |
10 |
12 |
9 |
8 |
Тома К |
3 |
4 |
9 |
10 |
5 |
9 |
Таня К |
4 – 5 |
7 |
12 |
13 |
9 |
10 |
Олеся К |
3 – 4 |
4 |
9 |
11 |
5 |
11 |
Женя К |
4 – 5 |
7 |
13 |
13 |
8 |
12 |
Рома Л |
5 |
8 |
15 |
16 |
10 |
13 |
Таня Н |
4 – 5 |
7 |
13 |
15 |
10 |
14 |
Даша Т |
4 – 5 |
6 |
11 |
14 |
9 |
15 |
Алина Ч |
4 – 5 |
7 |
11 |
15 |
9 |
16 |
Женя Ч |
5 |
8 |
15 |
16 |
10 |
17 |
Антон Ш |
3 |
4 |
8 |
10 |
5 |
18 |
Костя Ю |
4 – 5 |
7 |
11 |
15 |
9 |
19 |
Саша Я |
4 – 5 |
8 |
13 |
14 |
9 |
20 |
Света Я |
3 |
5 |
6 |
8 |
4 |
Таким образом, чем выше успеваемость учащегося, тем большим объемом родовых понятий он владеет.
Тема 7. Внимание и его особенности у младших школьников
Имя |
Предъявленное изображение |
Показания испытуемого |
Объем внимания |
Средние данные |
Ошибки внимания |
Средние данные |
Слава Б |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ЛДГШМС ТНВХШЖ БНГКВТЖ ПСНЖКФ ГДБХЧВ |
6 5 6 5 5 |
5,4 |
- 1 1 1 1 |
0,8 |
Саша Г |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ЛХГШСФР ТСХКДМ БГСКЛХЧ ПШЖЛН ДМЖСРХЧ |
5 4 5 4 5 |
4,6 |
2 2 2 1 2 |
1,8 |
Настя Д |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ЛХШСНЧ ТЧВХКЖ БНГКВТЧ ПШНЖТВ ГДМТРХЧ |
5 6 6 6 7 |
6 |
1 - 1 - - |
0,4 |
Настя З |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ЛДМГСЧФ ТЧНВКЖ НГВТХЛ ПШНЖТКВ ГДНБТРХЧ |
6 6 5 7 7 |
6,2 |
1 - 1 - 1 |
0,6 |
Остап И |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ХДСМЧШН ХМКЖТЧС БГСКВЖ ШЖСНВКЧ ГДПШРХЧ |
6 6 5 6 5 |
5,6 |
1 1 1 1 2 |
1,2 |
Илья К |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ХСДБГШЧ ТЧСНВГХЖ БНГФКВТМ ПШЖТСМ ДМБФХЧТ |
6 7 6 5 6 |
6 |
1 1 2 1 1 |
1,2 |
Ксюша К |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ДМГСЧШ ТЧНДХКЖ БГСВКЦЛ ПШДХТВК ГДБФРНХЧ |
6 6 6 5 6 |
5,8 |
- 1 1 2 2 |
1,2 |
Тома К |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ЛХШСВФ ТЧШЖВГС НБСЧВХФП ПШЧСБНГ МБДСНХШ |
4 5 4 4 4 |
4,2 |
2 2 4 3 3 |
2,8 |
Таня К |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
МГШСХК ТСНВЖКМ НГСКВТ ПШКВРСН БМДХЧТ |
5 6 6 6 6 |
5,8 |
1 1 - 1 - |
0,6 |
Олеся К |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ДМГСЧШ ТЧНДХКЖ БГСВКЦЛ ПШДХТВК ГДБФРНХЧ |
6 6 6 5 6 |
5,8 |
- 1 1 2 2 |
1,2 |
Женя К |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ЛДМГСЧФ ТЧНВКЖ НГВТХЛ ПШНЖТКВ ГДНБТРХЧ |
6 6 5 7 7 |
6,2 |
1 - 1 - 1 |
0,6 |
Рома Л |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ЛХШСНЧМ ТЧВХКЖ БНГКВТЧ ПШНЖТВ ГДМТРХЧ |
6 6 6 6 7 |
6,2 |
1 - 1 - - |
0,4 |
Таня Н |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ЛДГШМС ТНВХШЖ БНГКВТЖ ПСНЖКФВ ГДБХЧВР |
6 5 6 6 6 |
5,8 |
- 1 1 1 1 |
0,8 |
Даша Т |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ХСДБГШЧ ТЧСНВГХЖ БНГФКВТМ ПШЖТСН ДМБФХЧТ |
6 7 6 6 6 |
6,2 |
1 1 2 - 1 |
1 |
Алина Ч |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ДМГСЧШ ТЧНСДХКЖ БГСВКЦЛ ПСНДХТВК ГДБРНХЧ |
6 7 6 6 6 |
6,2 |
- 1 1 2 1 |
1 |
Женя Ч |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ХДМГРШСЧ ВХНСЖПТЧ БНГСЛВК ШПЖТРСВН ГДМТРХЧ |
7 7 7 7 7 |
7 |
1 1 - 1 - |
0,6 |
Антон Ш |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ДМГСЧШВ ТЧНДХКЖП БГСВКЦФ ПШДХТВК ГДБФРНХЧ |
6 6 5 5 6 |
5,6 |
1 2 2 2 2 |
1,8 |
Костя Ю |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
МГШСХКЛ ТСНВЖКМ НГСКВТ ПШКВРСН БМДХЧТ |
6 6 6 6 6 |
6 |
1 1 - 1 - |
0,6 |
Саша Я |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ДМГСЧШ ТЧНДХКЖ БГСВКЦЛ ПШДСТВК ГДБФРНХЧ |
6 6 6 6 6 |
6 |
- 1 1 1 2 |
1 |
Света Я |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ЛХГШСФР ТСХКДМШ БГСКЛХЧ ПШЖЛНФМ ДМЖСРХЧ |
5 4 5 4 5 |
4,6 |
2 3 2 3 2 |
2,4 |
Тема 8. Психологическая характеристика развития речи младших школьников
Методика 1. Называние 10 слов.
Имя |
Названные слова |
Затраченное время |
Слава Б |
Дом, стол, стул, шкаф, диван, кровать, магнитофон, телевизор, компьютер, диск |
24 сек. |
Саша Г |
Улица, дерево, трава, солнце, луна, звезды, Марс, ракета, космонавт, планета |
26 сек |
Настя Д |
Школа, класс, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, сестра, брат, мама, папа |
18 сек |
Настя З |
Животные, птицы, рыбы, насекомые, слон, жираф, лев, тигр, лиса, волк |
12 сек |
Остап И |
Футбол, волейбол, хоккей, шайба, гол, матч, стадион, тренер, учитель, школа |
18 сек |
Илья К |
Мама, папа, брат, сестра, дядя, тетя, женщина, мужчина, семья, квартира |
20 сек. |
Ксюша К |
Уроки, звонок, перемена, шум, книга, библиотека, столовая, хлеб, булочка, кофе |
15 сек |
Тома К |
Улица, кино, телевизор, мультик, диван, кровать, пол, стол, кресло, стул |
28 сек. |
Таня К |
Урок, школа, подруги, дружба, неделя, месяц, год, время, час, секунда |
21 сек. |
Олеся К |
Кошка, собака, коза, курица, петух, слон, лиса, волк, колобок, тесто |
25 сек. |
Женя К |
Мяч, лыжи, коньки, тренировки, тренер, физкультура, математика, чтение, пение, рисование |
17 сек. |
Рома Л |
Машина, мотоцикл, зажигание, карбюратор, марка, Джип, Хонда, Нива, Волга, Жигули |
13 сек |
Таня Н |
Одежда, платье, юбка, брюки, джинсы, туфли, сапоги, кроссовки, дорога, трава |
17 сек |
Даша Т |
Дождь, снег, ветер, непогода, лед, зима, север, юг, запад, восток |
19 сек |
Алина Ч |
Окно, дверь, класс, парта, ручка, линейка, атлас, картина, кисточка, художник |
21 сек. |
Женя Ч |
Береза, дуб, осина, клен, тополь, ель, Новый год, игрушки, подарки, хлопушки |
15 сек. |
Антон Ш |
Стол, стул, шкаф, доска, стена, цветы, мел, учебник, математика, природоведение |
25 сек |
Костя Ю |
День, рождения, торт, свечи, гости, подарки, фотоаппарат, компьютер, диск, дискета |
14 сек |
Саша Я |
Карась, окунь, акула, кит, попугай, клетка, корм, вода, небо, солнце |
15 сек |
Света Я |
Конфеты, торт, пирожное, лимонад, Пепси, Фанта, Спрайт, кукла, Барби, Том. |
25 сек. |
Тема 9. Восприятие младшего школьника
Методика 2. После проведения диктанта в 3А классе ошибки проанализированы по следующей схеме:
Класс и число учащихся |
Общее количество ошибок |
Количество ошибок на |
||
Пропуск букв |
Различение сходных букв |
Грамматические правила |
||
3А, 20 человек |
83 ошибки |
23 |
28 |
32 |
|
100% |
27,7% |
33,7% |
38,5% |
Тема 10. Память и особенности ее проявления у младших школьников
Методика 4. Преобладающий тип памяти у младших школьников
Имя |
Объем слуховой памяти |
Объем зрительной памяти |
Объем моторно-слуховой памяти |
Объем комбинированной памяти |
||||
|
Количество слов |
Коэффициент |
Количество слов |
Коэффициент |
Количество слов |
Коэффициент |
Количество слов |
Коэффициент |
Слава Б |
7 |
0,7 |
7 |
0,7 |
7 |
0,7 |
5 |
0,5 |
Саша Г |
7 |
0,7 |
7 |
0,7 |
7 |
0,7 |
5 |
0,5 |
Настя Д |
8 |
0,8 |
7 |
0,7 |
5 |
0,5 |
7 |
0,7 |
Настя З |
5 |
0,5 |
7 |
0,7 |
5 |
0,5 |
4 |
0,4 |
Остап И |
6 |
0,6 |
7 |
0,7 |
4 |
0,4 |
6 |
0,6 |
Илья К |
6 |
0,6 |
3 |
0,3 |
3 |
0,3 |
6 |
0,6 |
Ксюша К |
7 |
0,7 |
8 |
0,8 |
8 |
0,8 |
6 |
0,6 |
Тома К |
8 |
0,8 |
7 |
0,7 |
5 |
0,5 |
6 |
0,6 |
Таня К |
4 |
0.4 |
7 |
0,7 |
4 |
0,4 |
4 |
0,4 |
Олеся К |
8 |
0,8 |
8 |
0,8 |
5 |
0,5 |
7 |
0,7 |
Женя К |
7 |
0,7 |
7 |
0,7 |
4 |
0,4 |
4 |
0,4 |
Рома Л |
8 |
0,8 |
9 |
0,9 |
5 |
0,5 |
4 |
0,4 |
Таня Н |
6 |
0,6 |
8 |
0,8 |
4 |
0,4 |
4 |
0,4 |
Даша Т |
6 |
0,6 |
8 |
08 |
5 |
0,5 |
5 |
0,5 |
Алина Ч |
4 |
0,4 |
6 |
0,6 |
8 |
0,8 |
5 |
0,5 |
Женя Ч |
7 |
0,7 |
6 |
0,6 |
6 |
0,6 |
5 |
0,5 |
Антон Ш |
5 |
0,5 |
8 |
0,8 |
3 |
0,3 |
7 |
0,7 |
Костя Ю |
6 |
0.6 |
7 |
0,7 |
3 |
0,3 |
6 |
0,6 |
Саша Я |
5 |
0,5 |
5 |
0,5 |
3 |
0,3 |
5 |
0,5 |
Света Я |
5 |
0,5 |
7 |
0,7 |
3 |
0,3 |
6 |
0,6 |
|
6,1 |
|
6,95 |
|
4,9 |
|
5,4 |
|
Лучше всего у учащихся этого класса развита зрительная память. Педагогу необходимо включать в урок упражнения на развитие других видов памяти, активно применяя наглядные способы обучения.
Тема 11. Мышление и его особенности у младших школьников
Методика 1. Определение процесса сравнения в младшем школьном возрасте
Число испытуемых |
Устанавливают при сравнении |
Не сравнивают |
||
Только различие |
Только сходство |
Различие и сходство |
||
20 100% |
3 15% |
5 25% |
12 60% |
- |
Тема 12. Роль воображения в учебной деятельности младших школьников
Методика 2. Детям после прочтения сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» было предложено изменить ее 5 и 6 части: представить, что Серую Шейку спас не старик, а ученики. В большинстве учащиеся продолжили сказку тем, что «они принесли ее к себе в класс и устроили ей там гнездо». Дальше рассказы были более индивидуальными. Хорошо успевающие учащиеся, владеющие большим словарным запасом, более полно, объемно представляли воображаемые картины, их образы более яркие, чем у слабо успевающих детей.
Тема 13. Эмоционально-волевая сфера младших школьников
Методика 1. Выявление индивидуальных различий в проявлении чувств младших школьников
№ |
Имя |
Проявления чувств при восприятии |
|||
Поступков людей |
Поведения животных |
Описаний природы |
Рассуждений автора |
||
1 |
Слава Б |
сдержанно, мимики практически нет |
интерес, слушал не шевелясь, улыбался |
не проявляет |
не проявляет |
2 |
Настя Д |
Активно, возмущена отдельными эпизодами |
Интерес, соучастие, появлялись слезы |
сдержанно |
Солидарна со словами автора |
3 |
Таня К |
Сдержанно, внимательно слушает, перебирает карандаши на парте |
Затихает, сжимается «в комочек», слушает не шевелясь |
Не проявляет |
Присоединяется к словам автора, кивает головой |
4 |
Рома Л |
активно, не скрывает своего осуждения, не может сидеть на месте |
сочувствие, жалость, интерес к происходящему, затихает, но не на долго |
нетерпение, желание скорее узнать, что произойдет дальше |
Согласен с автором, восклицает по поводу справедливости слов автора |
5 |
Света Я |
Чувства не проявляет, отвлекается |
Заинтересованно, появляются слезы |
Не проявляет |
Не проявляет |
Тема 14. Особенности личности учителя
Качества личности |
Рейтинг |
Любовь к педагогической деятельности |
4,8 |
Организаторские способности |
4,7 |
Доброта |
4,6 |
Справедливость |
4,5 |
Культура речи |
4,5 |
Самообладание и выдержка |
4,4 |
Эрудиция |
4,3 |
Творческое отношение к труду |
4,2 |
Трудолюбие |
4,1 |
Требовательность |
4,1 |
Эмоциональность |
4 |
Патриотизм |
4 |
Педагогический такт |
3,9 |
Наблюдательность |
3,9 |
Находчивость |
3,9 |
Строгость |
3,8 |
Самокритичность |
3,6 |
Эстетические чувства |
3,6 |
Настойчивость |
3,5 |
Принципиальность |
3,4 |
Список литературы
1. Практические занятия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: 1972
2. Практикум по психологии / Под ред. А.И.Щербакова и др. – М.: 1979