Тема 1. Взаимоотношения в коллективе младших школьников
Методика 2. Социометрия
Матрица 1.
№ |
Имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
1 |
Катя Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
Å |
Å |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
2 |
Нина В |
|
|
Å |
|
|
Å |
|
|
|
|
Å |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Катя И |
|
Å |
|
|
|
Å |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Женя К |
|
|
|
|
Å |
|
|
Å |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
5 |
Артем К |
|
|
|
Å |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
Å |
6 |
Анна К |
|
Å |
Å |
|
|
|
|
|
|
|
Å |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Саша Н |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Å |
|
|
8 |
Глеб Н |
|
|
|
Å |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Å |
|
|
|
|
|
9 |
Вероника |
Å |
|
|
|
|
|
|
|
|
Å |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Алина П |
Å |
|
|
|
|
|
|
|
Å |
|
|
|
|
Å |
|
|
|
|
|
|
11 |
Лена П |
|
Å |
|
|
|
Å |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Ирина Р |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
13 |
Света С |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Å |
|
Å |
|
14 |
Оксана Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Å |
|
|
|
|
|
|
Å |
|
+ |
|
15 |
Володя Т |
|
|
|
+ |
|
|
|
Å |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Å |
|
|
16 |
Рома У |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
17 |
Женя Ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Å |
Å |
|
|
|
|
+ |
|
18 |
Витя Ю |
|
|
|
|
|
|
Å |
+ |
|
|
|
|
|
|
Å |
|
|
|
|
|
19 |
Юля Я |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Å |
+ |
|
|
|
|
|
|
20 |
Денис Я |
|
|
|
+ |
Å |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
Всего выборов |
3 |
4 |
3 |
6 |
3 |
3 |
1 |
5 |
3 |
3 |
2 |
0 |
4 |
4 |
3 |
0 |
3 |
4 |
4 |
2 |
|
Из них взаимных |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Матрица 2.
№ |
Имя |
1 |
9 |
10 |
13 |
14 |
17 |
19 |
1 |
Катя Б |
|
Å |
Å |
|
|
|
|
9 |
Вероника |
Å |
|
Å |
|
|
|
|
10 |
Алина П |
Å |
Å |
|
|
Å |
|
|
14 |
Оксана Т |
|
|
Å |
|
|
Å |
|
17 |
Женя Ф |
|
|
|
Å |
Å |
|
|
13 |
Света С |
|
|
|
|
|
Å |
Å |
19 |
Юля Я |
|
|
|
Å |
|
|
|
№ |
Имя |
2 |
3 |
6 |
11 |
2 |
Нина В |
|
Å |
Å |
Å |
3 |
Катя И |
Å |
|
Å |
|
6 |
Анна К |
Å |
|
|
Å |
11 |
Лена П |
Å |
Å |
|
|
№ |
Имя |
4 |
5 |
8 |
20 |
15 |
18 |
7 |
4 |
Женя К |
|
Å |
Å |
|
|
|
|
5 |
Артем К |
Å |
|
|
Å |
|
|
|
8 |
Глеб Н |
Å |
|
|
|
Å |
|
|
20 |
Денис Я |
|
Å |
|
|
|
|
|
15 |
Володя Т |
|
|
Å |
|
|
Å |
|
18 |
Витя Ю |
|
|
|
|
Å |
|
Å |
7 |
Саша Н |
|
|
|
|
|
Å |
|
Исследование проводилось в 3 Б классе общеобразовательной школы г. Новосибирска.
В классе выделены три микрогруппы (две группы девочек и одна мальчиков), есть дети не получившие ни одного выбора. Именно на них необходимо обратить внимание педагогу при проведении досуговых мероприятий – праздников, конкурсов, викторин. Также проанализировать возможные причины неприятия их другими детьми и определить способы коррекции (занятия с психологом, дополнительные занятия по учебным предметам, привлечение к участию в делах класса).
Тема 2. Мотивы учебной деятельности и поведения младших школьников
Методика 1.
Общее число ответов |
Число ответов с мотивировкой |
||||||||
На уроке интересно |
Заставляют родители |
Хочу больше знать |
Чтобы потом хорошо работать |
Доставить ра-дость родителям |
Не отставать от товарищей |
Не подвести класс |
Нельзя быть незнайкой |
Нравится учитель |
|
20 |
17 |
1 |
17 |
11 |
17 |
5 |
10 |
12 |
13 |
100% |
85 |
5 |
85 |
55 |
85 |
25 |
50 |
60 |
65 |
Преобладающими мотивами учения детей младшего школьного возраста являются такие мотивы как:
- хочу больше знать (учебный мотив)
- на уроке интересно (учебно-познавательный мотив);
- доставить радость родителям;
- нравится учитель.
Тема 3. Особенности оценки и самооценки в младшем школьном возрасте
Класс |
Балл «5» |
Балл «4» |
Балл «3» |
Балл «2» |
||||
При оценках |
При само-оценках |
При оценках |
При само-оценках |
При оценках |
При само-оценках |
При оценках |
При само-оценках |
|
3 А 20 чел |
65% |
75% |
15% |
20% |
15% |
5% |
5% |
- |
Характеристика самооценок |
3 класс |
Объективные Завышенные Заниженные |
55% 35% 10% |
Тема 4. Интересы младших школьников
Методика 1.Особенности познавательных интересов
Таблица 1.
Число опрошен-ных учащихся |
Общее число ответов |
Направленность интересов |
|||||||
Русский язык |
Математика |
Чтение |
Природоведение |
труд |
Рисование |
Пение |
Физкультура |
||
20 человек |
89 |
45% 9 чел |
70% 14чел |
55% 11чел |
65% 13чел |
45% 9чел |
70% 14чел |
35% 7чел |
45% 9чел |
Таблица 2.
Число опрошен-ных учащихся |
Число учащихся, которые указывают на интерес (характеристика широты интересов) |
|||||
к одному предмету |
к двум предметам |
к трем предметам |
к четы-рем пред-метам |
к пяти предметам |
к шести предметам |
|
20 человек |
- |
5% 1 человек |
10% 2человека |
25% 5человек |
55% 11человек |
5% 1чело век |
Таблица 3.
Число опрошен ных учащихся |
Причины возникновения интересов |
||||
Влияние взрослых |
Способности (легко дается предмет) |
Возможность осуществлять активные действия |
Другие причины |
Не указывают причину |
|
20 человек |
65% |
55% |
40% |
30% |
10% |
Преобладающими интересами в этом классе являются такие интересы как: Интерес к математике и интерес к рисованию – по 70%;
Интерес к природоведению – 65%;
Интерес к чтению – 55%.
Основные причины, которые указывают учащиеся – это «интересно», «все получается», «все понимаю», «люблю».
Дети в классе отличаются разносторонностью интересов – 55% выбирают 5 предметов, как интересующие их. Лишь три предмета назвали только три ребенка в классе.
Интересы к предметам распределены практически равномерно, чуть реже выбрали такой предмет, как пение. Педагогу стоит подумать о реализации ситуаций успеха на своих уроках.
Тема 5. Индивидуально-типологические особенности младших школьников и их учет в учебно-воспитательной работе
Методика 3. Володя – холерик (повышенная активность, быстрый темп реакций, повышенная реактивность, невнимательность, неусидчивость, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил).
Вася – сангвиник (повышенная активность, быстро сходится с людьми, легкая смена чувств, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка дня, системы в работе, в связи с чем не доводит начатое дело до конца, )
Люба – флегматик (низкий уровень активности в поведении, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими, медлительность и спокойствие в действиях, мимике и речи, настойчивость, доводит дело до конца, ровность в отношениях, в меру общителен)
Валентин – меланхолик (реакция часто не соответствует силе раздражителя, глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении, сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию, робость и нерешительность, при благоприятных условиях успешно справляется с жизненными задачами).
Тема 6. Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников
Методика 3. Выявление объема родового понятия
№ |
Имя |
успеваемость |
«грибы» |
«фрукты» |
«животные» |
«деревья» |
Количество слов, отнесенных к понятиям |
||||||
1 |
Катя Б |
3 – 4 |
4 |
8 |
11 |
6 |
2 |
Нина В |
3 – 4 |
5 |
7 |
11 |
7 |
3 |
Катя И |
4 – 5 |
8 |
12 |
15 |
9 |
4 |
Женя К |
5 |
8 |
11 |
16 |
10 |
5 |
Артем К |
4 |
7 |
10 |
14 |
9 |
6 |
Анна К |
4 |
7 |
11 |
13 |
8 |
7 |
Саша Н |
3 – 4 |
5 |
10 |
11 |
9 |
8 |
Глеб Н |
3 |
4 |
9 |
10 |
5 |
9 |
Вероника |
4 – 5 |
7 |
12 |
13 |
9 |
10 |
Алина П |
3 – 4 |
4 |
9 |
11 |
5 |
11 |
Лена П |
4 – 5 |
7 |
13 |
13 |
8 |
12 |
Ирина Р |
5 |
8 |
15 |
16 |
10 |
13 |
Света С |
4 – 5 |
7 |
13 |
15 |
10 |
14 |
Оксана Т |
4 – 5 |
6 |
11 |
14 |
9 |
15 |
Володя Т |
4 – 5 |
7 |
11 |
15 |
9 |
16 |
Рома У |
5 |
8 |
15 |
16 |
10 |
17 |
Женя Ф |
3 |
4 |
8 |
10 |
5 |
18 |
Витя Ю |
4 – 5 |
7 |
11 |
15 |
9 |
19 |
Юля Я |
4 – 5 |
8 |
13 |
14 |
9 |
20 |
Денис Я |
3 |
5 |
6 |
8 |
4 |
Таким образом, чем выше успеваемость учащегося, тем большим объемом родовых понятий он владеет.
Тема 7. Внимание и его особенности у младших школьников
Имя |
Предъявленное изображение |
Показания испытуемого |
Объем внимания |
Средние данные |
Ошибки внимания |
Средние данные |
Катя Б |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ЛДГШМС ТНВХШЖ БНГКВТЖ ПСНЖКФ ГДБХЧВР |
6 5 6 5 6 |
5,6 |
- 1 1 1 1 |
0,8 |
Нина В |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ЛХГШСФР ТСХКДМ БГСКЛХЧ ПШЖЛНВТ ДМЖСРХЧ |
5 4 5 6 5 |
5 |
2 2 2 1 2 |
1,8 |
Катя И |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ЛХШСНЧ ТЧВХКЖ БНГКВТЧ ПШНЖТВ ГДМТРХЧ |
5 6 6 6 7 |
6 |
1 - 1 - - |
0,4 |
Женя К |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ЛДМГСЧФ ТЧНВКЖ НГВТХЛ ПШНЖТКВ ГДНБТРХЧ |
6 6 5 7 7 |
6,2 |
1 - 1 - 1 |
0,6 |
Артем К |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ХДСМЧШН ХМКЖТЧС БГСКВЖ ШЖСНВКЧ ГДПШРХЧ |
6 6 5 6 5 |
5,6 |
1 1 1 1 2 |
1,2 |
Анна К |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ХСДБГШЧ ТЧСНВГХЖ БНГФКВТМ ПШЖТСМ ДМБФХЧТ |
6 7 6 5 6 |
6 |
1 1 2 1 1 |
1,2 |
Саша Н |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ДМГСЧШ ТЧНДХКЖ БГСВКЦЛ ПШДХТВК ГДБФРНХЧ |
6 6 6 5 6 |
5,8 |
- 1 1 2 2 |
1,2 |
Глеб Н |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ЛХШСВФ ТЧШЖВГС НБСЧВХФП ПШЧСБНГ МБДСНХШ |
4 5 4 4 4 |
4,2 |
2 2 4 3 3 |
2,8 |
Вероника |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
МГШСХК ТСНВЖКМ НГСКВТ ПШКВРСН БМДХЧТ |
5 6 6 6 6 |
5,8 |
1 1 - 1 - |
0,6 |
Алина П |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ДМГСЧШ ТЧНДХКЖ БГСВКЦЛ ПШДХТВК ГДБФРНХЧ |
6 6 6 5 6 |
5,8 |
- 1 1 2 2 |
1,2 |
Лена П |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ЛДМГСЧФ ТЧНВКЖ НГВТХЛ ПШНЖТКВ ГДНБТРХЧ |
6 6 5 7 7 |
6,2 |
1 - 1 - 1 |
0,6 |
Ира Р |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ЛХШСНЧМ ТЧВХКЖ БНГКВТЧ ПШНЖТВ ГДМТРХЧ |
6 6 6 6 7 |
6,2 |
1 - 1 - - |
0,4 |
Света С |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ЛДГШМС ТНВХШЖ БНГКВТЖ ПСНЖКФВ ГДБХЧВР |
6 5 6 6 6 |
5,8 |
- 1 1 1 1 |
0,8 |
Оксана Т |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ХСДБГШЧ ТЧСНВГХЖ БНГФКВТМ ПШЖТСН ДМБФХЧТ |
6 7 6 6 6 |
6,2 |
1 1 2 - 1 |
1 |
Вова Т |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ДМГСЧШ ТЧНСДХКЖ БГСВКЦЛ ПСНДХТВК ГДБРНХЧ |
6 7 6 6 6 |
6,2 |
- 1 1 2 1 |
1 |
Рома У |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ХДМГРШСЧ ВХНСЖПТЧ БНГСЛВК ШПЖТРСВН ГДМТРХЧ |
7 7 7 7 7 |
7 |
1 1 - 1 - |
0,6 |
Женя Ф |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ДМГСЧШВ ТЧНДХКЖП БГСВКЦФ ПШДХТВК ГДБФРНХЧ |
6 6 5 5 6 |
5,6 |
1 2 2 2 2 |
1,8 |
Витя Ю |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
МГШСХКЛ ТСНВЖКМ НГСКВТ ПШКВРСН БМДХЧТ |
6 6 6 6 6 |
6 |
1 1 - 1 - |
0,6 |
Юля Я |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ДМГСЧШ ТЧНДХКЖ БГСВКЦЛ ПШДСТВК ГДБФРНХЧ |
6 6 6 6 6 |
6 |
- 1 1 1 2 |
1 |
Денис Я |
ЛХДМГШСЧ ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ |
ЛХГШСФР ТСХКЖМШ БГСКЛХЧ ПШЖЛНТВ ДМЖСРХЧ |
5 5 5 6 5 |
5,2 |
2 2 2 3 2 |
2,2 |
Тема 8. Психологическая характеристика развития речи младших школьников
Методика 1. Называние 10 слов.
Имя |
Названные слова |
Затраченное время |
Катя Б |
Математика, чтение, природоведение, рисование, физкультура, бассейн, вода, медсестра, халат, белый |
14 сек. |
Нина В |
Улица, дерево, трава, солнце, луна, звезды, Марс, ракета, космонавт, планета |
16 сек |
Катя И |
Школа, класс, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, сестра, брат, мама, папа |
18 сек |
Женя К |
Животные, птицы, рыбы, насекомые, слон, жираф, лев, тигр, лиса, волк |
12 сек |
Артем К |
Футбол, волейбол, хоккей, шайба, гол, матч, стадион, тренер, учитель, школа |
18 сек |
Анна К |
Мама, папа, брат, сестра, дядя, тетя, семья, квартира, дом, город |
20 сек. |
Саша Н |
Уроки, звонок, перемена, шум, книга, библиотека, столовая, хлеб, булочка, кофе |
15 сек |
Глеб Н |
Улица, кино, телевизор, мультик, диван, кровать, пол, стол, кресло, стул |
21 сек. |
Вероника |
Урок, школа, подруги, дружба, неделя, месяц, год, время, час, секунда |
21 сек. |
Алина П |
Кошка, собака, коза, курица, петух, слон, лиса, волк, колобок, тесто |
25 сек. |
Лена П |
Город, улицы, светофоры, машины, пешеходы, асфальт, парк, деревья, цветы, трава |
17 сек. |
Ирина Р |
Машина, мотоцикл, зажигание, карбюратор, марка, Джип, Хонда, Нива, Волга, Жигули |
13 сек |
Света С |
Одежда, платье, юбка, брюки, джинсы, туфли, сапоги, кроссовки, дорога, трава |
17 сек |
Оксана Т |
Дождь, снег, ветер, непогода, лед, зима, север, юг, запад, восток |
19 сек |
Володя Т |
Мяч, лыжи, коньки, тренировки, тренер, физкультура, математика, чтение, пение, рисование |
21 сек. |
Рома У |
Береза, дуб, осина, клен, тополь, ель, Новый год, игрушки, подарки, хлопушки |
15 сек. |
Женя Ф |
Стол, стул, шкаф, доска, стена, цветы, мел, учебник, математика, природоведение |
25 сек |
Витя Ю |
вечер, торт, свечи, гости, подарки, фотоаппарат, компьютер, диск, дискета, мышь |
14 сек |
Юля Я |
вода, небо, солнце, карась, окунь, акула, кит, попугай, клетка, корм |
15 сек |
Денис Я |
Праздник, веселье, шутки, песни, танцы, музыка, вальс, рок-н-ролл, ча-ча-ча, румба |
15 сек. |
Учащиеся успешно справились с этим заданием, результаты свидетельствуют о достаточном словарном запасе ребят, подвижности мыслительных процессов – среднее время называния 10 слов по группе составляет 17,5 секунд
Тема 9. Восприятие младшего школьника
Методика 2. После проведения диктанта в 3Б классе ошибки проанализированы по следующей схеме:
Класс и число учащихся |
Общее количество ошибок |
Количество ошибок на |
||
Пропуск букв |
Различение сходных букв |
Грамматические правила |
||
3Б, 20 человек |
79 ошибок |
19 |
25 |
35 |
|
100% |
24,1% |
31,6% |
44,3% |
Тема 10. Память и особенности ее проявления у младших школьников
Методика 4. Преобладающий тип памяти у младших школьников
Имя |
Объем слуховой памяти |
Объем зрительной памяти |
Объем моторно-слуховой памяти |
Объем комбинированной памяти |
||||
|
Количество слов |
Коэффициент |
Количество слов |
Коэффициент |
Количество слов |
Коэффициент |
Количество слов |
Коэффициент |
Катя Б |
6 |
0,6 |
8 |
0,8 |
8 |
0,8 |
5 |
0,5 |
Нина В |
6 |
0,6 |
6 |
0,6 |
5 |
0,5 |
7 |
0,7 |
Катя И |
6 |
0,6 |
8 |
0,8 |
8 |
0,8 |
4 |
0,4 |
Женя К |
6 |
0,6 |
7 |
0,7 |
6 |
0,6 |
6 |
0,6 |
Артем К |
6 |
0,6 |
8 |
0,8 |
5 |
0,5 |
5 |
0,5 |
Анна К |
8 |
0,8 |
6 |
0,6 |
8 |
0,8 |
8 |
0,8 |
Саша Н |
8 |
0,8 |
8 |
0,8 |
6 |
0,6 |
6 |
0,6 |
Глеб Н |
6 |
0,6 |
6 |
0,6 |
7 |
0,7 |
7 |
0,7 |
Вероника |
7 |
0,7 |
6 |
0,6 |
7 |
0,7 |
8 |
0,8 |
Алина П |
6 |
0,6 |
8 |
0,8 |
9 |
0,9 |
9 |
0,9 |
Лена П |
5 |
0,5 |
7 |
0,7 |
6 |
0,6 |
6 |
0,6 |
Ирина Р |
7 |
0,7 |
8 |
0,8 |
7 |
0,7 |
5 |
0,5 |
Света С |
7 |
0,7 |
5 |
0,5 |
6 |
0,6 |
7 |
0,7 |
Оксана Т |
6 |
0,6 |
5 |
0,5 |
7 |
0,7 |
7 |
0,7 |
Володя Т |
6 |
0,6 |
5 |
0,5 |
5 |
0,5 |
7 |
0,7 |
Рома У |
6 |
0,6 |
6 |
0,6 |
7 |
0,7 |
7 |
0,7 |
Женя Ф |
6 |
0,6 |
7 |
0,7 |
8 |
0,8 |
7 |
0,7 |
Витя Ю |
6 |
0,6 |
5 |
0,5 |
8 |
0,8 |
8 |
0,8 |
Юля Я |
7 |
0,7 |
7 |
0,7 |
7 |
0,7 |
8 |
0,8 |
Денис Я |
9 |
0,9 |
6 |
0,6 |
8 |
0,8 |
9 |
0,9 |
|
6,5 |
|
6,6 |
|
6,9 |
|
6,8 |
|
Лучше всего у учащихся этого класса развита моторно-слуховая память. При этом можно говорить о хорошо развитых мнестических способностях учащихся этого класса – все типы памяти высокого уровня развития.
Тема 11. Мышление и его особенности у младших школьников
Методика 1. Определение процесса сравнения в младшем школьном возрасте
Число испытуемых |
Устанавливают при сравнении |
Не сравнивают |
||
Только различие |
Только сходство |
Различие и сходство |
||
20 100% |
4 20% |
3 15% |
13 65% |
- |
Тема 12. Роль воображения в учебной деятельности младших школьников
Методика 2. Детям после прочтения сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» было предложено изменить ее 5 и 6 части: представить, что Серую Шейку спас не старик, а ученики. В большинстве учащиеся продолжили сказку тем, что «они принесли ее к себе в класс и устроили ей там гнездо». Дальше рассказы были более индивидуальными. Хорошо успевающие учащиеся, владеющие большим словарным запасом, более полно, объемно представляли воображаемые картины, их образы более яркие, чем у слабо успевающих детей. Анализ полученных результатов позволяет сказать о том, что у учащихся 3 класса достаточно развито репродуктивное воображение, у части ребят уже хорошо развито и творческое воображение.
Тема 13. Эмоционально-волевая сфера младших школьников
Методика 1. Выявление индивидуальных различий в проявлении чувств младших школьников
№ |
Имя |
Проявления чувств при восприятии |
|||
Поступков людей |
Поведения животных |
Описаний природы |
Рассуждений автора |
||
1 |
Катя Б |
сдержанно, мимики практически нет |
интерес, слушала не шевелясь, улыбалась |
спокойна |
не проявляет |
2 |
Алина П |
Активно, возмущена отдельными эпизодами |
Интерес, соучастие, появлялись слезы |
сдержанно |
Солидарна со словами автора |
3 |
Рома У |
Сдержанно, внимательно слушает, перебирает карандаши на парте |
Затихает, слушает не шевелясь |
Не проявляет |
Присоединяется к словам автора, кивает головой |
4 |
Оксана Т |
активно, не скрывает своего осуждения, |
сочувствие, жалость, интерес к происходящему, затихает, но не на долго |
нетерпение, желание скорее узнать, что произойдет дальше |
Согласна с автором, кивает головой |
5 |
Витя Ю |
Чувства активно не проявляет, отвлекается |
Заинтересован, притихает, внимательно слушает |
Не проявляет |
Не проявляет |
Больше всего заметны проявления чувств при описании поступков человека и поведения животных. Есть и индивидуальные различия в проявлении своих чувств (активно вовне, сдержанно, переживания внутри себя).
Тема 14. Особенности личности учителя
Качества личности |
Рейтинг |
Любовь к педагогической деятельности |
4,8 |
Организаторские способности |
4,7 |
Доброта |
4,6 |
Справедливость |
4,5 |
Творческое отношение к труду |
4,5 |
Самообладание и выдержка |
4,4 |
Эмоциональность |
4,3 |
Культура речи |
4,2 |
Педагогический такт |
4,1 |
Эрудиция |
4,1 |
Требовательность |
4 |
Патриотизм |
4 |
Трудолюбие |
3,9 |
Наблюдательность |
3,9 |
Находчивость |
3,9 |
Принципиальность |
3,8 |
Самокритичность |
3,6 |
Эстетические чувства |
3,6 |
Настойчивость |
3,5 |
Строгость |
3,4 |
Список литературы
1. Практические занятия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: 1972
2. Практикум по психологии / Под ред. А.И.Щербакова и др. – М.: 1979