Тема 1. Взаимоотношения в коллективе младших школьников

Методика 2. Социометрия

Матрица 1.

Имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

Катя Б









Å

Å




+







2

Нина В



Å



Å





Å










3

Катя И


Å




Å



+












4

Женя К





Å



Å










+



5

Артем К




Å











+





Å

6

Анна К


Å

Å








Å










7

Саша Н




+




+










Å



8

Глеб Н




Å

+










Å






9

Вероника

Å









Å



+








10

Алина П

Å








Å





Å







11

Лена П


Å




Å







+








12

Ирина Р

+
















+


+


13

Света С


+















Å


Å


14

Оксана Т










Å







Å


+


15

Володя Т




+




Å










Å



16

Рома У




+




+












+

17

Женя Ф













Å

Å





+


18

Витя Ю







Å

+







Å






19

Юля Я



+










Å

+







20

Денис Я




+

Å













+




Всего выборов

3

4

3

6

3

3

1

5

3

3

2

0

4

4

3

0

3

4

4

2


Из них взаимных

2

3

2

2

2

3

1

2

2

3

2

0

2

2

2

0

2

2

1

1


Матрица 2.

Имя

1

9

10

13

14

17

19

1

Катя Б


Å

Å





9

Вероника

Å


Å





10

Алина П

Å

Å



Å



14

Оксана Т



Å



Å


17

Женя Ф




Å

Å



13

Света С






Å

Å

19

Юля Я




Å





Имя

2

3

6

11

2

Нина В


Å

Å

Å

3

Катя И

Å


Å


6

Анна К

Å



Å

11

Лена П

Å

Å




Имя

4

5

8

20

15

18

7

4

Женя К


Å

Å





5

Артем К

Å



Å




8

Глеб Н

Å




Å



20

Денис Я


Å






15

Володя Т



Å



Å


18

Витя Ю





Å


Å

7

Саша Н






Å



Исследование проводилось в 3 Б классе  общеобразовательной школы г. Новосибирска.

В классе выделены три микрогруппы (две группы девочек и одна мальчиков), есть дети не получившие ни одного выбора. Именно на них необходимо обратить внимание педагогу при проведении досуговых мероприятий – праздников, конкурсов, викторин. Также проанализировать возможные причины неприятия их другими детьми и определить способы коррекции (занятия с психологом, дополнительные занятия по учебным предметам, привлечение к участию в делах класса).


Тема 2. Мотивы учебной деятельности и поведения младших школьников

Методика 1.

Общее число ответов

Число ответов с мотивировкой

На уроке интересно

Заставляют родители

Хочу больше знать

Чтобы потом хорошо работать

Доставить ра-дость родителям

Не отставать от товарищей

Не подвести класс

Нельзя быть незнайкой

Нравится учитель

20

17

1

17

11

17

5

10

12

13

100%

85

5

85

55

85

25

50

60

65


Преобладающими мотивами учения детей младшего школьного возраста являются такие мотивы как:

-         хочу больше знать (учебный мотив)

-         на уроке интересно (учебно-познавательный мотив);

-         доставить радость родителям;

-         нравится учитель.


Тема 3. Особенности оценки и самооценки в младшем школьном возрасте

Класс

Балл «5»

Балл «4»

Балл «3»

Балл «2»

При оценках

При само-оценках

При оценках

При само-оценках

При оценках

При само-оценках

При оценках

При само-оценках

3 А

20 чел

65%

75%

15%

20%

15%

5%

5%

-




Характеристика самооценок

3 класс

Объективные

Завышенные

Заниженные

55%

35%

10%



Тема 4. Интересы младших школьников

Методика 1.Особенности познавательных интересов


Таблица 1.

Число опрошен-ных учащихся

Общее число ответов

Направленность интересов

Русский язык

Математика

Чтение

Природоведение

труд

Рисование

Пение

Физкультура

20 человек

89

45%

9 чел

70%

14чел

55%

11чел

65%

13чел

45%

9чел

70%

14чел

35%

7чел

45%

9чел



Таблица 2.

Число опрошен-ных учащихся

Число учащихся, которые указывают на интерес

(характеристика широты интересов)

к одному предмету

к двум предметам

к трем предметам

к четы-рем пред-метам

к пяти предметам

к шести предметам

20 человек

-

5%

1 человек

10%

2человека

25%

5человек

55%

11человек

5%

1чело

век



Таблица 3.

Число опрошен

ных учащихся

Причины возникновения интересов

Влияние взрослых

Способности

(легко дается предмет)

Возможность осуществлять активные действия

Другие причины

Не указывают причину

20 человек

65%

55%

40%

30%

10%


Преобладающими интересами в этом классе являются такие интересы как: Интерес к математике и интерес к рисованию – по 70%;

Интерес к природоведению – 65%;

Интерес к чтению – 55%.

Основные причины, которые указывают учащиеся – это «интересно», «все получается», «все понимаю», «люблю».

Дети в классе отличаются разносторонностью интересов – 55% выбирают 5 предметов, как интересующие их. Лишь три предмета назвали только три ребенка в классе.

Интересы к предметам распределены практически равномерно, чуть реже выбрали такой предмет, как пение. Педагогу стоит подумать о реализации ситуаций успеха на своих уроках.


Тема 5. Индивидуально-типологические особенности младших школьников и их учет в учебно-воспитательной работе

Методика 3. Володя – холерик (повышенная активность, быстрый темп реакций, повышенная реактивность, невнимательность, неусидчивость, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил).

Вася – сангвиник (повышенная активность, быстро сходится с людьми, легкая смена чувств, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка дня, системы в работе, в связи с чем не доводит начатое дело до конца, )

Люба – флегматик (низкий уровень активности в поведении, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими, медлительность и спокойствие в действиях, мимике и речи, настойчивость, доводит дело до конца, ровность в отношениях, в меру общителен)

Валентин – меланхолик (реакция часто не соответствует силе раздражителя, глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении, сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию, робость и нерешительность, при благоприятных условиях успешно справляется с жизненными задачами).


Тема 6. Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников

Методика 3. Выявление объема родового понятия

Имя

успеваемость

«грибы»

«фрукты»

«животные»

«деревья»

Количество слов, отнесенных к понятиям

1

Катя Б

3 – 4

4

8

11

6

2

Нина В

3 – 4

5

7

11

7

3

Катя И

4 – 5

8

12

15

9

4

Женя К

 5

8

11

16

10

5

Артем К

4

7

10

14

9

6

Анна К

4

7

11

13

8

7

Саша Н

3 – 4

5

10

11

9

8

Глеб Н

3

4

9

10

5

9

Вероника

4 – 5

7

12

13

9

10

Алина П

3 – 4

4

9

11

5

11

Лена П

4 – 5

7

13

13

8

12

Ирина Р

5

8

15

16

10

13

Света С

4 – 5

7

13

15

10

14

Оксана Т

4 – 5

6

11

14

9

15

Володя Т

4 – 5

7

11

15

9

16

Рома У

5

8

15

16

10

17

Женя Ф

3

4

8

10

5

18

Витя Ю

4 – 5

7

11

15

9

19

Юля Я

4 – 5

8

13

14

9

20

Денис Я

3

5

6

8

4

 

Таким образом, чем выше успеваемость учащегося, тем большим объемом родовых понятий он владеет.


Тема 7. Внимание и его особенности у младших школьников


Имя

Предъявленное изображение

Показания испытуемого

Объем внимания

Средние данные

Ошибки внимания

Средние данные

Катя Б

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ЛДГШМС

ТНВХШЖ

БНГКВТЖ

ПСНЖКФ

ГДБХЧВР

6

5

6

5

6



5,6

-

1

1

1

1



0,8

Нина В

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ЛХГШСФР

ТСХКДМ

БГСКЛХЧ

ПШЖЛНВТ

ДМЖСРХЧ

5

4

5

6

5



5

2

2

2

1

2



1,8

Катя И

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ЛХШСНЧ

ТЧВХКЖ

БНГКВТЧ

ПШНЖТВ

ГДМТРХЧ

5

6

6

6

7



6

1

-

1

-

-



0,4

Женя К

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ЛДМГСЧФ

ТЧНВКЖ

НГВТХЛ

ПШНЖТКВ

ГДНБТРХЧ

6

6

5

7

7



6,2

1

-

1

-

1



0,6

Артем К

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ХДСМЧШН

ХМКЖТЧС

БГСКВЖ

ШЖСНВКЧ

ГДПШРХЧ

6

6

5

6

5



5,6

1

1

1

1

2



1,2

Анна К

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ХСДБГШЧ

ТЧСНВГХЖ

БНГФКВТМ

ПШЖТСМ

ДМБФХЧТ

6

7

6

5

6



6

1

1

2

1

1



1,2

Саша Н

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ДМГСЧШ

ТЧНДХКЖ

БГСВКЦЛ

ПШДХТВК

ГДБФРНХЧ

6

6

6

5

6



5,8

-

1

1

2

2



1,2

Глеб Н

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ЛХШСВФ

ТЧШЖВГС

НБСЧВХФП

ПШЧСБНГ

МБДСНХШ

4

5

4

4

4



4,2

2

2

4

3

3



2,8

Вероника

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

МГШСХК

ТСНВЖКМ

НГСКВТ

ПШКВРСН

БМДХЧТ

5

6

6

6

6



5,8

1

1

-

1

-



0,6

Алина П

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ДМГСЧШ

ТЧНДХКЖ

БГСВКЦЛ

ПШДХТВК

ГДБФРНХЧ

6

6

6

5

6



5,8

-

1

1

2

2



1,2

Лена П

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ЛДМГСЧФ

ТЧНВКЖ

НГВТХЛ

ПШНЖТКВ

ГДНБТРХЧ

6

6

5

7

7



6,2

1

-

1

-

1



0,6

Ира Р

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ЛХШСНЧМ

ТЧВХКЖ

БНГКВТЧ

ПШНЖТВ

ГДМТРХЧ

6

6

6

6

7



6,2

1

-

1

-

-



0,4

Света С

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ЛДГШМС

ТНВХШЖ

БНГКВТЖ

ПСНЖКФВ

ГДБХЧВР

6

5

6

6

6



5,8

-

1

1

1

1



0,8

Оксана Т

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ХСДБГШЧ

ТЧСНВГХЖ

БНГФКВТМ

ПШЖТСН

ДМБФХЧТ

6

7

6

6

6



6,2

1

1

2

-

1



1

Вова Т

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ДМГСЧШ

ТЧНСДХКЖ

БГСВКЦЛ

ПСНДХТВК

ГДБРНХЧ

6

7

6

6

6



6,2

-

1

1

2

1



1

Рома У

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ХДМГРШСЧ

ВХНСЖПТЧ

БНГСЛВК

ШПЖТРСВН

ГДМТРХЧ

7

7

7

7

7



7

1

1

-

1

-



0,6

Женя Ф

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ДМГСЧШВ

ТЧНДХКЖП

БГСВКЦФ

ПШДХТВК

ГДБФРНХЧ

6

6

5

5

6



5,6

1

2

2

2

2



1,8

Витя Ю

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

МГШСХКЛ

ТСНВЖКМ

НГСКВТ

ПШКВРСН

БМДХЧТ

6

6

6

6

6



6

1

1

-

1

-



0,6

Юля Я

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ДМГСЧШ

ТЧНДХКЖ

БГСВКЦЛ

ПШДСТВК

ГДБФРНХЧ

6

6

6

6

6



6

-

1

1

1

2



1

Денис Я

ЛХДМГШСЧ

ТЧСНВХКЖ БНГСКВТЛ ПШСНЖТКВ ГДМБТРХЧ

ЛХГШСФР

ТСХКЖМШ

БГСКЛХЧ

ПШЖЛНТВ

ДМЖСРХЧ

5

5

5

6

5



5,2

2

2

2

3

2



2,2


Тема 8. Психологическая характеристика развития речи младших школьников

Методика 1. Называние 10 слов.

Имя

Названные слова

Затраченное время

Катя Б

Математика, чтение, природоведение, рисование, физкультура, бассейн, вода, медсестра, халат, белый

14 сек.

Нина В

Улица, дерево, трава, солнце, луна, звезды, Марс, ракета, космонавт, планета

16 сек

Катя И

Школа, класс, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, сестра, брат, мама, папа

18 сек

Женя К

Животные, птицы, рыбы, насекомые, слон, жираф, лев, тигр, лиса, волк

12 сек

Артем К

Футбол, волейбол, хоккей, шайба, гол, матч, стадион, тренер, учитель, школа

18 сек

Анна К

Мама, папа, брат, сестра, дядя, тетя,  семья, квартира, дом, город

20 сек.

Саша Н

Уроки, звонок, перемена, шум, книга, библиотека, столовая, хлеб, булочка, кофе

15 сек

Глеб Н

Улица, кино, телевизор, мультик, диван, кровать, пол, стол, кресло, стул

21 сек.

Вероника

Урок, школа, подруги, дружба, неделя, месяц, год, время, час, секунда

21 сек.

Алина П

Кошка, собака, коза, курица, петух, слон, лиса, волк, колобок, тесто

25 сек.

Лена П

Город, улицы, светофоры, машины, пешеходы, асфальт, парк, деревья, цветы, трава

17 сек.

Ирина Р

Машина, мотоцикл, зажигание, карбюратор, марка, Джип, Хонда, Нива, Волга, Жигули

13 сек

Света С

Одежда, платье, юбка, брюки, джинсы, туфли, сапоги, кроссовки, дорога, трава

17 сек

Оксана Т

Дождь, снег, ветер, непогода, лед, зима, север, юг, запад, восток

19 сек

Володя Т

Мяч, лыжи, коньки, тренировки, тренер, физкультура, математика, чтение, пение, рисование

21 сек.

Рома У

Береза, дуб, осина, клен, тополь, ель, Новый год, игрушки, подарки, хлопушки

15 сек.

Женя Ф

Стол, стул, шкаф, доска, стена, цветы, мел, учебник, математика, природоведение

25 сек

Витя Ю

вечер, торт, свечи, гости, подарки, фотоаппарат, компьютер, диск, дискета, мышь

14 сек

Юля Я

вода, небо, солнце, карась, окунь, акула, кит, попугай, клетка, корм

15 сек

Денис Я

Праздник, веселье, шутки, песни, танцы, музыка, вальс, рок-н-ролл, ча-ча-ча, румба

15 сек.


Учащиеся успешно справились с этим заданием, результаты свидетельствуют о достаточном словарном запасе ребят, подвижности мыслительных процессов – среднее время называния 10 слов по группе составляет 17,5 секунд 

Тема 9. Восприятие младшего школьника


Методика 2. После проведения диктанта в 3Б классе ошибки проанализированы по следующей схеме:


Класс и число учащихся

Общее количество ошибок

Количество ошибок на

Пропуск букв

Различение сходных букв

Грамматические правила

3Б,

20 человек

79 ошибок

19

25

35


100%

24,1%

31,6%

44,3%



Тема 10. Память и особенности ее проявления у младших школьников

Методика 4. Преобладающий тип памяти у младших школьников


Имя

Объем слуховой памяти

Объем зрительной памяти

Объем моторно-слуховой памяти

Объем комбинированной памяти


Количество

слов

Коэффициент


Количество

слов

Коэффициент


Количество

слов

Коэффициент


Количество

слов

Коэффициент


Катя Б

6

0,6

8

0,8

8

0,8

5

0,5

Нина В

6

0,6

6

0,6

5

0,5

7

0,7

Катя И

6

0,6

8

0,8

8

0,8

4

0,4

Женя К

6

0,6

7

0,7

6

0,6

6

0,6

Артем К

6

0,6

8

0,8

5

0,5

5

0,5

Анна К

8

0,8

6

0,6

8

0,8

8

0,8

Саша Н

8

0,8

8

0,8

6

0,6

6

0,6

Глеб Н

6

0,6

6

0,6

7

0,7

7

0,7

Вероника

7

0,7

6

0,6

7

0,7

8

0,8

Алина П

6

0,6

8

0,8

9

0,9

9

0,9

Лена П

5

0,5

7

0,7

6

0,6

6

0,6

Ирина Р

7

0,7

8

0,8

7

0,7

5

0,5

Света С

7

0,7

5

0,5

6

0,6

7

0,7

Оксана Т

6

0,6

5

0,5

7

0,7

7

0,7

Володя Т

6

0,6

5

0,5

5

0,5

7

0,7

Рома У

6

0,6

6

0,6

7

0,7

7

0,7

Женя Ф

6

0,6

7

0,7

8

0,8

7

0,7

Витя Ю

6

0,6

5

0,5

8

0,8

8

0,8

Юля Я

7

0,7

7

0,7

7

0,7

8

0,8

Денис Я

9

0,9

6

0,6

8

0,8

9

0,9


6,5


6,6


6,9


6,8



Лучше всего у учащихся этого класса развита моторно-слуховая память. При этом можно говорить о хорошо развитых мнестических способностях учащихся этого класса – все типы памяти  высокого уровня развития.


Тема 11. Мышление и его особенности у младших школьников

Методика 1. Определение процесса сравнения в младшем школьном возрасте

Число испытуемых

Устанавливают при сравнении

Не сравнивают

Только различие

Только сходство

Различие и сходство

20

100%

4

20%

3

15%

13

65%

-

Тема 12. Роль воображения в учебной деятельности младших школьников

Методика 2. Детям после прочтения сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» было предложено изменить ее 5 и 6 части: представить, что Серую Шейку спас не старик, а ученики. В большинстве учащиеся продолжили сказку тем, что «они принесли ее к себе в класс и устроили ей там гнездо». Дальше рассказы были более индивидуальными. Хорошо успевающие учащиеся, владеющие большим словарным запасом, более полно, объемно представляли воображаемые картины, их образы  более яркие, чем у слабо успевающих детей. Анализ полученных результатов позволяет сказать о том, что у учащихся 3 класса достаточно развито репродуктивное воображение, у части ребят уже хорошо развито и творческое воображение.

Тема 13. Эмоционально-волевая сфера младших школьников

Методика 1.  Выявление индивидуальных различий в проявлении чувств младших школьников

Имя

Проявления чувств при восприятии

Поступков людей

Поведения животных

Описаний природы

Рассуждений автора

1

Катя Б

сдержанно,

мимики практически нет

интерес, слушала не шевелясь, улыбалась

спокойна

не проявляет

2

Алина П

Активно, возмущена отдельными эпизодами

Интерес, соучастие, появлялись слезы

сдержанно

Солидарна со словами автора

3

Рома У

Сдержанно, внимательно слушает, перебирает карандаши на парте

Затихает, слушает не шевелясь

Не проявляет

Присоединяется к словам автора, кивает головой

4

Оксана Т

активно, не скрывает своего осуждения,

сочувствие, жалость, интерес к происходящему, затихает, но не на долго

нетерпение,

желание скорее  узнать, что произойдет дальше

Согласна с автором, кивает головой

5

Витя Ю

Чувства активно  не проявляет, отвлекается

Заинтересован, притихает, внимательно слушает

Не проявляет

Не проявляет

Больше всего заметны проявления чувств при описании поступков человека и поведения животных. Есть и индивидуальные различия в проявлении своих чувств (активно вовне, сдержанно, переживания внутри себя).


Тема 14. Особенности личности учителя

Качества личности

Рейтинг

Любовь к педагогической деятельности

4,8

Организаторские способности

4,7

Доброта

4,6

Справедливость

4,5

Творческое отношение к труду

4,5

Самообладание и выдержка

4,4

Эмоциональность

4,3

Культура речи

4,2

Педагогический такт

4,1

Эрудиция

4,1

Требовательность

4

Патриотизм

4

Трудолюбие

3,9

Наблюдательность

3,9

Находчивость

3,9

Принципиальность

3,8

Самокритичность

3,6

Эстетические чувства

3,6

Настойчивость

3,5

Строгость

3,4


Список литературы


1.     Практические занятия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: 1972

2.     Практикум по психологии / Под ред. А.И.Щербакова и др. – М.: 1979