Министерство образования Российской Федерации
Новосибирская государственная академия экономики и управления
Кафедра бухгалтерского учета
Контрольная работа
Учебная дисциплина: Управленческий анализ в отдельных отраслях народного хозяйства (УА в ОНХ)
Номер варианта контрольной работы: № 9
Номер группы: БУП1И
Номер специальности: 060500 «Бухучет, анализ и аудит»
Номер зачетной книжки____________________
Дата регистрации институтом: «___»__________________2004г.
Дата регистрации кафедрой: «___»__________________2004г.
Проверил:________________________________
Оценочное заключение
Номер задания |
Количество баллов |
Примечание |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
Итого баллов по 100 бальной системе |
|
|
Итоговая оценка |
|
Подпись преподавателя |
2004
Содержание.
1.Задание № 1.4. 3
2.Задание № 2.5. 4
3.Задание № 3.1. 5
4.Задание № 4.2. 6
5.Задание № 5.3. 8
Список литературы. 10
1.Задание № 1.4.
Приведите примеры отраслевых особенностей группировки структурных подразделений предприятий в организационной или финансовой структуре.
Классификация видов анализа хозяйственной деятельности исходит из основных функций управления и состоит из разъединения целостной совокупности на отдельные части, изучая которые получают представление о развитии всей совокупности под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.[ 8,565]
Анализ как функция управления осуществляется ежедневно, но может проводиться в долгосрочные периоды.
По содержанию и полноте охвата изучаемых вопросов различают комплексный, системный и локальный анализ. [ 8,566]
Традиционными общими способами (приемами) обработки, изучения и обобщения информации при анализе являются сравнение, сводка и группировка, балансовый метод, графический анализ, табличный метод, методы определения относительных и средних величин, моделирование и оптимизация.
Группировка – это прием, с помощью которого генеральная совокупность показателей разбивается на относительно однородные группы с целью обобщения и типизации признаков, характеризующих группы и всю совокупность анализируемого объекта.
Группировки осуществляются в табличной форме и называются балансовыми таблицами. [ 8,569]
Например: группировка основных средств предприятий по возрастному составу (до10лет, 10-20 и выше 20лет) дает представление о структуре и возможностях наращивания производственного потенциала. В то же время группировка основных средств по их типам (здания, сооружения, оборудование, транспорт и т.д.) характеризует соотношение их активной и пассивной части, прогрессивность производственного потенциала.
Виды анализа классифицируются по множеству признаков. Один из них самый важный отраслевой признак [ 8,567]
1.Анализ сферы народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт).
2.Анализ комплексных отраслей (металлургия, машиностроение, легкая промышленность).
3.Анализ чистых отраслей.
4.Межотраслевой (теория анализа хозяйственной деятельности, теория анализа экономики).
2.Задание № 2.5.
В чем заключается причина выделения отраслей (видов деятельности) народного хозяйства. Как связано отраслевое деление с содержанием учебных дисциплин: ТЭА, КЭАХД, ФА или анализ бухгалтерской отчетности, УА?
Отрасль – это совокупность объединений предприятий, которые характеризуются единством экономического назначения продукции, общностью технологической базы производства и технологических процессов, а так же особым профессиональным составом кадров. [9,540]
В экономике РФ выделяют отрасли материального и нематериального производства. К отраслям материального производства относится: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, геодезическое производство, транспорт, связь, торговля и материально-техническое обеспечение.
В основу классификации отраслей промышленности положены признаки, в которых содержится причина выделения видов деятельности (отраслей):
1.Функциональное назначение продукции:
-отрасль производящая (машиностроение, электротехническая отрасль);
-отрасль предметов потребления (легкая, пищевая).
2.Уровень монополизации производства:
-отрасли совершенной конкуренции;
-отрасли монополистической конкуренции;
-отрасли монополии и олигополии.
3.Характер воздействия на предметы труда:
-добывающие отрасли (угольная и пр.);
-обрабатывающие отрасли (деревообрабатывающая и пр.).
4.Структура издержек:
-материалоемкие отрасли – материальные затраты занимают значительный процент в структуре себестоимости продукции (химическая, нефтехимическая промышленность, нефтеперерабатывающая промышленность, черная металлургия);
-трудоемкие отрасли - затраты по заработной плате занимают значительный процент в структуре себестоимости продукции (легкая, машиностроение, геодезическая отрасль);
-фондоемкие отрасли- затраты на амортизационные отчисления занимают значительный процент в структуре себестоимости продукции (газовая отрасль, нефтедобывающая промышленность). [5,180]
Появляется необходимость в разработке методов отраслевого, территориального и программно-ориентировочного анализа.
Различают общие, типовые и частные методы и методики проведения анализа.
Типовая методика – это общая методика, применяемая для различных отраслей и областей знаний. Частная методика конкретизирует общую методику для конкретного предприятия определенной отрасли. [9,566]
Основа всех экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия – технико-организационный уровень производства. На него значительно влияют природные условия. Это обстоятельство играет важную роль в ряде отраслей народного хозяйства, особенно в сельском хозяйстве, добывающей промышленности. Степень использования природных ресурсов зависит от состояния техники и организации производства и изучают наряду с показателями технико-экономического уровня производства. [8,138]
3.Задание № 3.1.
Приведите примеры детерминированных моделей для характеристики взаимосвязи показателей и оценки влияния факторов при анализе объемов производственной (товарной, реализованной) продукции. Укажите, для каких отраслей применяется каждая модель.
К детерминированным методам факторного анализа относятся метод цепных подстановок, интегральный метод, индексный метод, метод дифференциального исчисления.
Метод цепных подстановок – это один из главных инструментов анализа влияния факторов на результативный показатель, что объясняется его простотой и естественностью. Значение влияний факторов на результативный показатель зависит от последовательности подстановок. С ростом числа факторов количество возможных подстановок растет чрезвычайно быстро. Можно построить примеры, в которых последовательность подстановки меняет влияние фактора.[1,7]
Интегральный метод. Он заключается в том, что для точного определения вклада факторов в изменение результативного показателя необходимо знать динамику изменения факторов в пределах одного отчетного периода. Для данного анализа применяют специальные компьютерные программы.[1,13]
Финансово-хозяйственная деятельность предприятия характеризуется количеством и номенклатурой выпускаемой продукции, а так же объемом ее реализации.
Величина объема выпускаемой продукции зависит от наличия многих условий и предпосылок, а именно: производственных мощностей, наличия сырья материалов, комплектующих изделий, персонала соответствующей квалификации, рынков сбыта продукции.
В свою очередь, объем выпускаемой продукции влияет на все другие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия – себестоимость выпускаемой продукции, объем получаемой прибыли, рентабельность производства, финансовое состояние предприятия. [1,241]
В процессе анализа объема производства и реализации продукции решаются следующие задачи: 1)оценка выполнения плана и динамики объема производства и реализации продукции; 2)определение структуры и выполнение плана по ассортименту выпускаемой продукции; 3)изучение ритмичности производства и продаж; 4) определение влияния различных факторов на отклонение фактического объема продукции от плана; 5) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции. [1,247]
При анализе ритмичности продаж исчисляются прямые и косвенные показатели ритмичности: коэффициент ритмичности, коэффициент аритмичности; удельный вес производства продукции и продаж за каждую декаду к месячному выпуску, удельный вес производства продукции и продажам за каждый месяц к квартальному выпуску. Косвенные показатели – оплата простоев, сверхурочные работы, уплата штрафов за недоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
Выполнение бизнес-плана по ассортименту выпускаемой продукции можно определить одним из трех методов:
1)Метод процентов, принятием за основу наименьшего процента выполнения бизнес-плана по анализируемым позициям;
2)По удельному весу в общем количестве наименований продукции, по которым выполнен план выпуска;
3)С помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции.
4.Задание № 4.2.
Применить приемы управленческого анализа (назовите их), чтобы охарактеризовать обеспеченность материалами за сентябрь месяц строительной компании по имеющимся данным (таблица №1, таблица №2)
Степень обеспечения плановых поставок материалов договорами с поставщиками. Таблица №1.
Наименование материалов |
Единица измерения |
Объем поставки материалов
|
Процент плановых поставок, обеспеченных договорами (гр.4:гр.3)*100 |
||
По плану всего |
Обеспеченной договорами с поставщиками |
Не обеспеченной договорами с поставщиками (гр.3-гр.4) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Пиломатериалы |
Куб.м |
3100 |
3100 |
- |
100,0 |
Шифер |
Шт. |
8400 |
6800 |
1600 |
81,0 |
Балки |
Т |
1260 |
840 |
420 |
66,7 |
Сведения о поставках материалов за месяц . Таблица №2
Дата поставки |
Поступление пиломатериалов, куб.м |
Засчитано в счет ритмичного снабжения |
||
По плану |
факт |
По плану |
факт |
|
2 |
3 |
26 |
20 |
- |
6 |
6 |
30 |
30 |
30 |
10 |
10 |
24 |
22 |
22 |
14 |
14 |
20 |
23 |
20 |
19 |
20 |
24 |
21 |
- |
22 |
22 |
20 |
26 |
20 |
26 |
26 |
32 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
34 |
30 |
Итого за месяц |
206 |
206 |
152 |
Анализ уровня материально-технического снабжения входит в комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия (анализ использования материальных ресурсов).
Анализ проводится детерминированным факторным методом и является:
-По признаку субъектов управления - управленческим анализом;
-По признаку повторяемости - периодическим анализом (за месяц);
-По содержанию и полноте изучаемых вопросов - тематическим анализом.
В анализе по таблице №1 результативный показатель - процент плановых поставок, обеспеченный договорами. Фактор, влияющий на результативный показатель, – это объем поставок материалов, обеспеченный договорами.
По таблице №1 видно, что фактические поставки материалов обеспечены договорной основой только в объеме поставок пиломатериалов.
Вывод: Следует искать дополнительно поставщиков по поставке шифера и балки.
В анализе по таблице № 2 результативный показатель – объем поставок засчитанных в счет ритмичных поставок. Факторы, влияющие на результативный показатель, – это смещение структуры времени поставок и смещение структуры объема поставок.
При анализе поставок пиломатериалов на первый взгляд видно, что план выполнен, однако сдвиг структуры времени и объема поставок не обеспечивает ритмичности снабжения, что влияет на сбой в работе предприятия.
Вывод: Необходимо либо менять поставщиков, либо предъявлять штрафные санкции.
5.Задание № 5.3.
Имеются данные – исходные и расчетные. Рассчитайте коэффициент равномерности реализации товаров по двум торговым подразделениям за 1 квартал. Сделайте сравнительные выводы о равномерности (ритмичности) работы каждого из них.
Анализ равномерности реализации товаров.
|
Товарооборот за период Тыс.руб .
|
||||||
Январь |
Февраль |
Март |
Итого квартал |
||||
1-15 |
16-31 |
1-15 |
16-28 |
1-15 |
16-31 |
|
|
Магазин А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Реализовано, тыс.руб. |
29 |
41 |
15 |
90 |
50 |
55 |
280 |
% к величине за квартал |
10,4 |
14,6 |
5,4 |
32,1 |
17,9 |
19.6 |
100 |
Отклонение от среднего процента продаж |
10,4 – 16.67= - 6.27 |
14,6 – 16.67= -2.07 |
5,4 –16.67 = -11,27 |
32,1 – 16.67= 15,43 |
17,9 – 16.67= 1,23 |
19.6 -16.67= 2,93 |
|
Квадраты отклонений |
39,31 |
4,28 |
127 |
238 |
1.51 |
8,58 |
418,68 |
Среднеквадратичное отклонение |
= |
8,35 |
|||||
Коэффициент вариации |
8,35 : 16,67 |
0,5 |
|||||
Коэффициент равномерности |
16,67:8.35 |
2,0 |
|||||
Магазин Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Реализовано, тыс.руб. |
19 |
31 |
22 |
25 |
20 |
23 |
140 |
% к величине за квартал |
13,6 |
22,1 |
15,7 |
17.9 |
14.3 |
16.4 |
100 |
Отклонение от среднего процента продаж |
13,6-16.67= -3,07 |
22,1-16.67= 5,43 |
15,7-16.67= -0,97 |
17.9-16.67= 1,23 |
14.3-16.67= -2,37 |
16.4-16.67= -0,27 |
|
Квадраты отклонений |
9,42 |
29,48 |
0,94 |
1,51 |
5,62 |
0,07 |
47,04 |
Среднеквадратичное отклонение |
|
2,8 |
|||||
Коэффициент вариации |
2,8/ 16,67 |
0,17 |
|||||
Коэффициент равномерности |
16.67 /0,17 |
98 |
Сравним рассчитанные показатели:
|
Магазин 1 |
Магазин 2 |
Коэффициент вариации |
0,5 |
0,17 |
Коэффициент равномерности |
2,0 |
98 |
При анализе ритмичности продаж исчисляются прямые и косвенные показатели ритмичности: коэффициент ритмичности, удельный вес продаж за каждый месяц к квартальным продажам и пр. [1,247]
Магазин №1. Коэффициент вариации 0,5 (50%)<33,0% показывает, что показатели реализации продукции в течении квартала не однородны и вычисленная средняя величина по совокупности не может достаточно хорошо характеризовать каждый показатель.
Коэффициент равномерности 2,0 (2%) показывает, что ритмичность реализации продукции не однообразна и ситуация требует выявления причин и принятия срочных управленческих решений для изменения ситуации.
Магазин №2. Коэффициент вариации 0,17 (17%)<33,0% показывает, что показатели реализации продукции в течении квартала достаточно однородны и вычисленная средняя величина по совокупности достаточно хорошо характеризует каждый показатель.
Коэффициент равномерности 98 (98%) показывает, что ритмичность реализации продукции достаточно однообразна.
Список литературы.
1.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.— М.: Финансы и статистика, 1993.— 288 с.
2.Бухгалтерский анализ. (Рекомендовано институтом банковского дела). Перевод с англ. / Под ред. М.А. Гольцберга и Л.М. Хасан-Бек. Киев, 1993.—428 с.
3.Патров В.В., Ковалев В.В. Как читать баланс.— М.: Финансы и статистика, 1993.— 256 с.
4.Статистика. Курс лекций. Л.П. Харченко, В.Г. Ионин и др. Новосибирск, НГАЭиУ, 1997.
5. Финансовый менеджмент.— Под ред. Е.С. Стояновой.— М.: Перспектива, 1993. — 268 с.
6. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов.— М.: Дело, 1992.— 320 с.
7. Шеремет А.Д. и др. Методика финансового анализа предприятия.—М.: Дело, 1992.— 320 с.
8. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа предприятия.—М.: ИНФРА-М, 2002.— 333 с.
9. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под редакцией проф. И.О. Волкова и доц. О.В.Девяткина. -3-е изд., переработ. И доп. – М.: ИНФРА-М,2003. – 601с.