Министерство образования Российской Федерации

Новосибирская государственная академия экономики и управления

Кафедра бухгалтерского учета

Контрольная работа

Учебная  дисциплина: Управленческий анализ в отдельных отраслях народного хозяйства (УА в ОНХ)

Номер варианта контрольной работы:  № 9

Номер группы:         БУП1И

Номер специальности: 060500 «Бухучет, анализ и аудит»

Номер зачетной книжки____________________

Дата регистрации институтом: «___»__________________2004г.

Дата регистрации кафедрой: «___»__________________2004г.

Проверил:________________________________





Оценочное заключение

Номер задания

Количество баллов

Примечание

1



2



3



4



5



Итого баллов по 100 бальной системе



Итоговая оценка


Подпись преподавателя







2004

Содержание.


1.Задание № 1.4. 3

2.Задание № 2.5. 4

3.Задание № 3.1. 5

4.Задание № 4.2. 6

5.Задание № 5.3. 8

Список литературы. 10

 

1.Задание № 1.4.

 

Приведите примеры отраслевых особенностей группировки структурных подразделений предприятий в организационной или финансовой структуре.

Классификация видов анализа хозяйственной деятельности исходит  из основных функций управления и состоит из разъединения целостной совокупности на отдельные части, изучая которые получают представление о развитии всей совокупности под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.[ 8,565]


Анализ как функция управления  осуществляется ежедневно, но может проводиться в долгосрочные периоды.

По содержанию  и полноте охвата изучаемых вопросов различают комплексный, системный и локальный анализ.  [ 8,566]


Традиционными общими способами (приемами)  обработки, изучения и обобщения информации при анализе являются сравнение, сводка и группировка, балансовый метод, графический анализ, табличный метод, методы определения относительных и средних величин, моделирование и оптимизация.


Группировка – это прием, с помощью которого генеральная совокупность показателей  разбивается на относительно однородные группы с целью обобщения и типизации признаков, характеризующих группы и всю совокупность анализируемого объекта.

Группировки осуществляются в табличной форме и называются балансовыми таблицами.  [ 8,569]

Например: группировка основных средств предприятий по возрастному составу (до10лет, 10-20 и выше 20лет) дает представление о структуре и возможностях наращивания производственного потенциала.  В то же время группировка основных средств по их типам (здания, сооружения, оборудование, транспорт и т.д.) характеризует соотношение их активной и пассивной  части, прогрессивность производственного потенциала.


Виды анализа классифицируются по множеству признаков. Один из них самый важный  отраслевой признак [ 8,567]


1.Анализ сферы народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт).

2.Анализ комплексных отраслей (металлургия, машиностроение, легкая промышленность).

3.Анализ чистых отраслей.

4.Межотраслевой (теория анализа хозяйственной деятельности, теория анализа экономики).


           

 



2.Задание № 2.5.

 

            В чем заключается причина выделения отраслей (видов деятельности) народного хозяйства. Как связано отраслевое деление с содержанием учебных дисциплин: ТЭА, КЭАХД, ФА или анализ бухгалтерской отчетности, УА?

            Отрасль – это совокупность объединений предприятий, которые характеризуются единством экономического назначения продукции, общностью технологической базы производства и технологических процессов, а так же особым профессиональным составом кадров. [9,540]

В экономике РФ выделяют отрасли материального и нематериального производства. К отраслям материального производства относится: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, геодезическое производство, транспорт, связь, торговля и материально-техническое обеспечение.


            В основу классификации отраслей промышленности положены признаки, в которых содержится причина выделения видов деятельности (отраслей):

1.Функциональное назначение продукции:

-отрасль производящая (машиностроение, электротехническая отрасль);

-отрасль предметов потребления (легкая, пищевая).

2.Уровень монополизации производства:

-отрасли совершенной конкуренции;

-отрасли монополистической конкуренции;

-отрасли монополии и олигополии.

3.Характер воздействия на предметы труда:

-добывающие отрасли   (угольная и пр.);

-обрабатывающие отрасли  (деревообрабатывающая и пр.).

4.Структура издержек:

-материалоемкие отрасли – материальные затраты занимают значительный процент в структуре себестоимости продукции (химическая, нефтехимическая промышленность, нефтеперерабатывающая промышленность, черная металлургия);

-трудоемкие отрасли -  затраты  по заработной плате занимают значительный процент в структуре себестоимости продукции (легкая, машиностроение, геодезическая отрасль);

-фондоемкие отрасли-   затраты на амортизационные отчисления занимают значительный процент в структуре себестоимости продукции (газовая отрасль,   нефтедобывающая промышленность). [5,180]

            Появляется необходимость в разработке методов отраслевого, территориального и программно-ориентировочного анализа.

            Различают общие, типовые и частные методы и методики  проведения анализа.

Типовая методика – это общая методика, применяемая для различных отраслей и областей знаний. Частная методика конкретизирует общую методику для конкретного предприятия определенной отрасли. [9,566]

            Основа всех экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия – технико-организационный уровень производства. На него значительно влияют природные условия. Это обстоятельство играет важную роль в ряде отраслей народного хозяйства, особенно в сельском хозяйстве, добывающей промышленности. Степень использования природных ресурсов зависит от состояния техники и организации производства и изучают наряду с показателями технико-экономического уровня производства. [8,138]

           

           

             

3.Задание № 3.1.

Приведите примеры детерминированных моделей для характеристики взаимосвязи показателей и оценки влияния факторов при анализе объемов производственной (товарной, реализованной) продукции. Укажите, для каких отраслей применяется каждая модель.

К детерминированным методам  факторного анализа относятся метод цепных подстановок, интегральный метод, индексный метод, метод дифференциального исчисления.

Метод цепных подстановок – это один из главных инструментов анализа влияния факторов на результативный показатель, что объясняется его простотой и естественностью. Значение влияний факторов на результативный показатель зависит от последовательности подстановок. С ростом числа факторов количество возможных подстановок растет чрезвычайно быстро. Можно построить примеры, в которых последовательность подстановки меняет влияние фактора.[1,7]


Интегральный метод.   Он заключается в том, что для точного определения вклада факторов в изменение результативного показателя  необходимо знать динамику изменения факторов в пределах одного отчетного периода.   Для данного анализа применяют специальные компьютерные программы.[1,13]


 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия характеризуется количеством и номенклатурой выпускаемой продукции, а так же объемом ее реализации.

Величина объема выпускаемой продукции зависит от наличия многих условий и предпосылок, а именно: производственных мощностей, наличия сырья материалов, комплектующих изделий, персонала соответствующей квалификации, рынков сбыта продукции.

В свою очередь, объем выпускаемой продукции влияет на все другие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия – себестоимость выпускаемой продукции, объем получаемой прибыли, рентабельность производства, финансовое состояние предприятия. [1,241]

В процессе анализа объема производства и реализации продукции решаются следующие задачи: 1)оценка выполнения плана и динамики объема производства и реализации продукции; 2)определение структуры и выполнение плана по ассортименту выпускаемой продукции; 3)изучение ритмичности производства и продаж; 4) определение влияния различных факторов на отклонение фактического объема продукции от плана; 5) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции. [1,247]


При анализе ритмичности продаж исчисляются прямые и косвенные  показатели ритмичности: коэффициент ритмичности, коэффициент аритмичности; удельный вес производства продукции и продаж за каждую декаду  к месячному выпуску, удельный вес производства продукции и продажам за каждый месяц  к квартальному выпуску. Косвенные показатели – оплата простоев, сверхурочные работы, уплата штрафов за недоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного  производства и готовой продукции на складах.


Выполнение бизнес-плана по ассортименту выпускаемой продукции можно определить одним из трех методов:

1)Метод процентов, принятием за основу наименьшего процента выполнения бизнес-плана по анализируемым позициям;

2)По удельному весу в общем  количестве наименований продукции, по которым выполнен план выпуска;

3)С помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции.



4.Задание № 4.2.

 

Применить приемы управленческого анализа (назовите их), чтобы охарактеризовать обеспеченность материалами за сентябрь месяц строительной компании по имеющимся данным (таблица №1, таблица №2)

 

Степень обеспечения плановых поставок материалов договорами с поставщиками.                                                                                                                                       Таблица №1.

Наименование материалов

Единица измерения

Объем поставки материалов

 

Процент плановых поставок, обеспеченных договорами

(гр.4:гр.3)*100


По плану всего

Обеспеченной договорами с поставщиками

Не обеспеченной договорами с поставщиками (гр.3-гр.4)


1

2

3

4

5

6

Пиломатериалы

Куб.м


3100

3100

-

100,0

Шифер

Шт.

8400

6800

1600

81,0

Балки

Т

1260

840

420

66,7


Сведения о поставках материалов за месяц .                                       Таблица №2

Дата

 поставки


Поступление пиломатериалов, куб.м

Засчитано в счет ритмичного снабжения

По плану

факт

По плану

факт

2

3

26

20

-

6

6

30

30

30

10

10

24

22

22

14

14

20

23

20

19

20

24

21

-

22

22

20

26

20

26

26

32

30

30

30

30

30

34

30

Итого за месяц

206

206

152

Анализ уровня материально-технического снабжения входит в комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия (анализ использования материальных ресурсов).

 Анализ проводится детерминированным факторным методом  и является:

-По признаку субъектов управления - управленческим анализом;

-По признаку повторяемости - периодическим анализом (за месяц);

-По содержанию и полноте изучаемых вопросов - тематическим анализом.


В анализе по таблице №1 результативный показатель - процент плановых поставок, обеспеченный договорами.  Фактор, влияющий на результативный показатель, – это объем поставок материалов, обеспеченный договорами.

По таблице №1 видно, что фактические поставки материалов  обеспечены договорной основой только в объеме поставок пиломатериалов.

Вывод: Следует искать дополнительно поставщиков по поставке шифера и балки.

В анализе по таблице № 2    результативный показатель объем поставок засчитанных в счет ритмичных поставок. Факторы, влияющие на результативный показатель, – это смещение структуры времени поставок и смещение структуры объема поставок.

При анализе поставок  пиломатериалов на первый взгляд видно, что план выполнен, однако  сдвиг структуры времени  и объема поставок не обеспечивает ритмичности снабжения, что влияет на сбой в работе предприятия.

Вывод: Необходимо либо менять поставщиков, либо предъявлять штрафные  санкции.












5.Задание № 5.3.

   Имеются данные – исходные и расчетные. Рассчитайте коэффициент равномерности реализации товаров по двум торговым подразделениям за 1 квартал. Сделайте сравнительные выводы о равномерности (ритмичности) работы каждого из них.

Анализ равномерности реализации товаров.


Товарооборот за период      Тыс.руб .

 

 

Январь

Февраль

Март

Итого квартал

1-15

16-31

1-15

16-28

1-15

16-31


Магазин А

1

2

3

4

5

6

7

Реализовано, тыс.руб.

29

41

15

90

50

55

280

% к величине за квартал

10,4

14,6

5,4

32,1

17,9

19.6

100

Отклонение от среднего процента продаж

10,4 – 16.67=  - 6.27

14,6 – 16.67=

-2.07

5,4 –16.67 =

 -11,27

32,1 – 16.67=

15,43

17,9 – 16.67=

1,23

19.6 -16.67=

2,93


Квадраты отклонений

39,31

4,28

127

238

1.51

8,58

 418,68

Среднеквадратичное отклонение

 =

 8,35

Коэффициент вариации

8,35 : 16,67

0,5

Коэффициент равномерности

16,67:8.35

2,0

Магазин Б

1

2

3

4

5

6

7

Реализовано, тыс.руб.

19

31

22

25

20

23

140

% к величине за квартал

13,6

22,1

15,7

17.9

14.3

16.4

100

Отклонение от среднего процента продаж

13,6-16.67=

 -3,07

22,1-16.67=

 5,43

15,7-16.67=

 -0,97

17.9-16.67=

1,23

14.3-16.67=

 -2,37

16.4-16.67=

-0,27


Квадраты отклонений

9,42

29,48

0,94

1,51

5,62

0,07

47,04

Среднеквадратичное отклонение

 

2,8

Коэффициент вариации

2,8/ 16,67

0,17

Коэффициент равномерности

16.67 /0,17

98


Сравним рассчитанные показатели:


Магазин 1

Магазин 2

Коэффициент вариации

0,5  

0,17

Коэффициент равномерности

 2,0

98


При анализе ритмичности продаж исчисляются прямые и косвенные  показатели ритмичности: коэффициент ритмичности, удельный вес продаж за каждый месяц  к квартальным продажам и пр. [1,247]


Магазин №1. Коэффициент вариации 0,5 (50%)<33,0% показывает, что показатели реализации продукции в течении квартала не однородны и вычисленная средняя величина по совокупности не может достаточно хорошо характеризовать каждый показатель.

Коэффициент равномерности 2,0 (2%) показывает, что ритмичность реализации продукции не однообразна и ситуация требует выявления причин и принятия срочных управленческих решений для изменения ситуации.


Магазин №2. Коэффициент вариации 0,17 (17%)<33,0% показывает, что показатели реализации продукции в течении квартала достаточно однородны и вычисленная средняя величина по совокупности достаточно хорошо характеризует каждый показатель.

Коэффициент равномерности 98 (98%) показывает, что ритмичность реализации продукции достаточно однообразна.







Список литературы.

1.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.— М.: Финансы и статистика, 1993.— 288 с.

2.Бухгалтерский анализ. (Рекомендовано институтом банковского дела). Перевод с англ. / Под ред. М.А. Гольцберга и Л.М. Хасан-Бек. Киев, 1993.—428 с.

3.Патров В.В., Ковалев В.В. Как читать баланс.— М.: Финансы и статистика, 1993.— 256 с.

4.Статистика. Курс лекций. Л.П. Харченко, В.Г. Ионин и др. Новосибирск, НГАЭиУ, 1997.

5. Финансовый менеджмент.— Под ред. Е.С. Стояновой.— М.: Перспектива, 1993. — 268 с.

6. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов.— М.: Дело, 1992.— 320 с.

7. Шеремет А.Д. и др. Методика финансового анализа предприятия.—М.: Дело, 1992.— 320 с.

8. Шеремет А.Д.   Теория экономического анализа предприятия.—М.: ИНФРА-М, 2002.— 333 с.

9. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под редакцией проф. И.О. Волкова и доц. О.В.Девяткина. -3-е изд., переработ. И доп. – М.: ИНФРА-М,2003. – 601с.