Экономический потенциал Уральского федерального округа
Аннотация
Экономический потенциал Уральского федерального округа: Курсовая работа. – Челябинск, ЮУрГУ, 2004. – 41 с.
В курсовой работе проанализирован отраслевой и трудовой потенциал Уральского федерального округа. Подробно описаны экономические отношения между Францией и Уральским федеральным округом.
Содержание
Введение.................................................................................................................................................................................... 4
1. Отраслевой потенциал Уральского федерального округа.................................................. 5
1.1. Промышленность.......................................................................................................................................................... 5
1.2. Сельское хозяйство..................................................................................................................................................... 7
1.3. Транспорт и связь.......................................................................................................................................................... 7
1.4. Инвестиции...................................................................................................................................................................... 8
1.5. Внешняя торговля...................................................................................................................................................... 10
2. Трудовой потенциал Уральского федерального округа...................................................... 18
2.1. Численность населения и уровень жизни....................................................................................................... 18
2.2. Покупательная способность населения......................................................................................................... 24
2.3. Обеспеченность населения.................................................................................................................................... 24
Заключение......................................................................................................................................................................... 29
Список использованной литературы......................................................................................................... 33
Приложение......................................................................................................................................................................... 34
Введение
Актуальность темы. В основе социально-экономического развития территорий лежит потенциал регионов. Каждый экономический регион представляет целостную территориальную хозяйственную систему, где главная роль принадлежит отраслям рыночной специализации. В Уральский федеральный округ включены 6 субъектов Российской Федерации: Курганская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Для Уральского федерального округа, экономический фундамент которого составляют старопромышленные регионы, проблемы модернизации отраслей, формирования современных технологических укладов, особенно актуальны.
Объект исследования: Уральский федеральный округ.
Предмет исследования: экономический потенциал Уральского федерального округа.
Цель работы: провести исследование экономического потенциала Уральского федерального округа.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. описать отраслевой потенциал Уральского федерального округа;
2. дать характеристику трудовому потенциалу Уральского федерального округа.
Научная новизна: проведена оценка основных макроэкономических показателей Уральского федерального округа.
Практическая значимость: результаты данной работы могут быть освещены на научных студенческих конференциях и семинарских занятиях.
В ходе написания курсовой работы использовались статистические данные, журнальная статья Бобкова В.Н. об уровне жизни, а также ресурсы глобальной сети Интернет.
1. Отраслевой потенциал Уральского федерального округа
1.1. Промышленность
Доминирующую роль в промышленности округа играют топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный комплексы.
Значительную долю в валовом региональном продукте создают предприятия металлургии и машиностроения, в том числе, высокотехнологичные предприятия оборонно-промышленного комплекса.
Машиностроение, развитое в Екатеринбурге, вызывает особый интерес у англичан, черная и цветной металлургия – у Германии и Австрии, лесопереработка – у Финляндии.
Степень концентрации промышленного производства в федеральном округе в четыре раза выше, чем в среднем по России. УрФО занимает 1 место по объёму промышленной продукции в расчёте на душу населения[1].
Объем промышленной продукции по областям Уральского федерального округа представлен в табл. 1.
Таблица 1
Объем промышленной продукции по областям Уральского федерального округа
(в фактически действовавших ценах, млн.руб.)
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
|
Всего, млн.руб. |
|||||||
Российская Федерация, млрд.руб. |
1108 |
1469 |
1626 |
1707 |
3150 |
4763 |
5851 |
Курганская область |
4250 |
5303 |
5749 |
6941 |
10596 |
14774 |
16320 |
Свердловская область |
48265 |
61220 |
64424 |
66697 |
113757 |
168220 |
209840 |
Челябинская область |
37384 |
49435 |
53581 |
50957 |
92574 |
146116 |
170723 |
В % к предыдущему году |
|||||||
Российская Федерация |
97 |
95 |
102 |
95 |
111 |
112 |
105 |
Курганская область |
94 |
84 |
99 |
102 |
100,0 |
107 |
90 |
Свердловская область |
97 |
88 |
93 |
91 |
110 |
116 |
113 |
Челябинская область |
93 |
92 |
99 |
88 |
113 |
113 |
102 |
Более наглядно объем промышленной продукции по областям Уральского федерального округа представлен на рис. 1.
Рис. 1 Динамика объема промышленной продукции по областям Уральского федерального округа
В последние годы Уральский федеральный округ демонстрирует темпы роста промышленного производства в 1,5-2,0 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации.
Объем
промышленной продукции за январь-июль
За 9
месяцев
По объему промышленной продукции в фактических ценах лидируют Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ.
1.2. Сельское хозяйство
Значительное внимание уделяется развитию агропромышленного комплекса. Земли сельхозназначения составляют в округе 49,8 млн. гектаров.
1.3. Транспорт и связь
Уральский федеральный округ отличается благоприятным транспортным положением, развитой сетью автодорог с твёрдым покрытием, железнодорожных и водных магистралей, связывающими его со всеми регионами России. Здесь расположено 4 международных аэропорта.
Итак, по экономическому потенциалу и перспективам развития Уральский федеральный округ занимает одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации. Ведущие мировые рейтинговые агентства неоднократно за последние два года повышали рейтинги субъектов Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа. В настоящее время регионам, входящим в Уральский федеральный округ международными рейтинговыми агентствами Standard & Poor's и Moody's Investors Service присвоены следующие долгосрочные кредитные рейтинги:
Таблица 2
Долгосрочные кредитные рейтинги
|
S&P |
Moody |
Свердловская обл. |
B- |
Caa1 |
Ханты-Мансийский АО |
BB- |
|
Ямало-Ненецкий АО |
B |
B1 |
1.4. Инвестиции
Экономический потенциал Уральского федерального округа позволяет реализовать инвестиции в объемах порядка 400 миллиардов долларов. При этом можно довольно быстро получить прибыль. Но иностранные инвестиции в УрФО сейчас составляют около 3 миллиардов долларов. Два года назад их было в два с лишним раза меньше.
Правительства (Администрации) субъектов Федерации, входящих в состав федерального округа стремятся создать для инвесторов условия, при которых работать в регионе станет выгодно. Именно это направление в их деятельности сегодня является приоритетным.
Проводимая региональная инвестиционная политика позволила достичь значительных результатов в экономическом аспекте, наглядным тому подтверждением является рост иностранных инвестиций в экономику федерального округа.
Таблица 3
Инвестиции в основной капитал по областям Уральского федерального округа
(фактически действовавших ценах,
млн. руб., до
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
|
Российская Федерация, млрд. руб. |
267,0 |
376,0 |
408,8 |
407,1 |
670,4 |
1165,2 |
1509,5 |
1758,7 |
Курганская область |
1045 |
1345 |
1238 |
1190 |
1611 |
2317 |
2987 |
3378 |
Свердловская область |
8395 |
12209 |
14120 |
120000 |
17076 |
25004 |
30219 |
38093 |
Челябинская область |
5541 |
8031 |
8931 |
8649 |
12553 |
22301 |
30261 |
32849 |
Таблица 4
Индексы физического объема инвестиций в основной капитал по областям Уральского федерального округа
(в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году)
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
|
Российская Федерация |
90 |
82 |
95 |
88 |
105 |
117 |
109 |
103 |
Курганская область |
80,0 |
69,0 |
80,0 |
90,3 |
100,0 |
104,0 |
92,0 |
100,9 |
Свердловская область |
90,0 |
77,0 |
88,0 |
78,5 |
102,4 |
107,5 |
100,0 |
118,0 |
Челябинская область |
89,0 |
76,0 |
96,0 |
86,9 |
106,3 |
122,4 |
112,7 |
100,2 |
Более наглядно инвестиции в основной капитал по областям Уральского федерального округа представлены на рис. 2.
Рис. 2 Динамика инвестиций в основной капитал по областям Уральского федерального округа
Инвестиции
в основной капитал за январь-июль
За
Уральский федеральный округ демонстрирует последовательное наращивание объёмов привлечённых иностранных инвестиций, избегая перепадов, характерных для других федеральных округов.
Доля
федерального округа от всех иностранных вложений в Россию составляет сегодня
12%, хотя еще в
Объём инвестиций из Франции в Уральский федеральный округ пока незначителен, но характеризуется положительной динамикой. За I полугодие французские вложения в нефинансовый сектор экономики УрФО составили 90 млн.долларов США. Ход развития экономических связей между Уральским федеральным округом и Францией позволяет надеяться на дальнейшее развитие позитивных тенденций.
1.5. Внешняя торговля
Внешнеторговый
оборот в I полугодии
Доля
федерального округа в общероссийском внешнеторговом обороте увеличилась до 20%
(в I полугодии
Значимым торговым партнёром Уральского федерального округа является Франция, её доля в экспорте и импорте региона постоянно увеличивается.
Основной
продукт торговли между Уральским федеральным округом и Францией – природный
газ. С 1976 год, когда началось сотрудничество между компанией «Газпромом» и
компанией «Газ де Франс» в области газоснабжения во Францию было поставлено
свыше 225млрд. м3 природного газа, из которых около 200 млрд. м3, было добыто
на территории Уральского федерального округа. С учётом этой статьи торговли
УрФО с показателем в 1,540 млрд.долларов США формирует 34% товарооборота между
Россией и Францией. Без учёта торговли природным газом оборот торговли между
УрФО и Францией в
В последние 3 года внешнеторговые связи предприятий Уральского федерального округа с партнёрами из Франции развивались быстрыми темпами.
Основной объём экспорта приходится на торговлю энергоносителями. Импорт из Франции включает в основном машиностроительную продукцию, полимеры, парфюмерию, косметику. Жителям Урала хорошо известны торговые марки большинства крупных французских компаний. Французские инвесторы всё активнее работают на рынке федерального округа.
Франция является значимым торговым партнером Уральского федерального округа, а ее доля в экспорте и импорте региона постоянно увеличивается.
Основной
продукт торговли между Уральским федеральным округом и Францией – природный
газ. С 1976 год, когда началось сотрудничество между компанией
"Газпромом" и компанией "Газ де Франс" в области
газоснабжения во Францию было поставлено свыше 225 млрд.м3 природного газа, из
которых около 200 млрд. м3 было добыто на территории Уральского федерального
округа. С учетом этой статьи торговли УрФО с показателем в 1,540 млрд. долларов
США (за
Без
учета торговли природным газом оборот торговли между УрФО и Францией в
Таблица 5
Место по товарообороту, занимаемое Францией среди стран – торговых партнеров Уральского федерального округа
|
|
|
21 |
16 |
13 |
Более наглядно данные о месте Франции в товарообороте среди стран – торговых партнеров Уральского федерального округа представлена на рис. 1.
В
последние 3 года внешнеторговые связи предприятий Уральского федерального
округа с партнёрами из Франции развивались быстрыми темпами. Самый существенный
рост товарооборота достигнут в 2002 году (в 1,8 раза по сравнению с
Рис. 3 Место Франции в товарообороте среди стран – торговых партнеров Уральского федерального округа
Экспорт уральских товаров во Францию растет быстрыми темпами и существенно опережает рост импорта, что привело к росту коэффициента покрытия импорта экспортом со 103,0 % в 2000 году и до 236 % в I полугодии 2003 года.
При
росте импорта в 2000-
Анализ товарной структуры экспорта УрФО во Францию показывает, что экспорт уральских товаров в эту страну недостаточно широк (товарная структура экспорта включает менее 20 позиций) и имеет явную сырьевую направленность.
Практически
весь объем экспорта приходится всего на три товарные группы. Первая группа:
"минеральные продукты" (энергоносители около 80% экспорта, эта группа
и обеспечила рост товарооборота в
В незначительных объемах поставляются древесина, машиностроительная продукция (менее 0,5 % от общего объема торговли) и другие товары (керамические изделия, часы).
Импорт. Из Франции в Уральский федеральный округ экспортируются в основном следующие товарные группы:
Ø машиностроительная
продукция – 63,2 % торговли (доля снизилась в
Ø химическая продукция (в основном полимеры; парфюмерия, косметика) – 17,9 % (увеличение объемов на 40,1 %);
Ø металлы и изделия из них – 13,0 %, в том числе изделия из чёрных металлов – 11,4 % (рост объемов поставок в 4,2 раза).
В незначительных объемах поставлялись также минеральные продукты (2,0 %), 1,4 % – изделия из минеральных продуктов, мебель, игрушки и спортинвентарь, часы, разные готовые изделия, продовольствие (1,1 %), продукция деревопереработки (0,8 % – в основном полиграфическая продукция), продукция легкой промышленности (0,4 %), кожа, меха и изделия из них (0,2 %).
Тенденции
развития внешней торговли Уральского федерального округа и Франции за I
полугодие
Объем
инвестиций из Франции в Уральский федеральный округ, характеризуется
положительной динамикой, однако, остается незначительным и нестабильным. Как и
в целом по Российской Федерации французские инвестиции это в основном кредиты и
ссуды. Инвестиции из Франции в экономику Уральского федерального округа на
протяжении 2002-2003 гг. – это кредиты. В
Всего на территории УрФО зарегистрировано 12 организаций с инвестициями французских компаний.
Внешнеэкономические связи субъектов Федерации, входящих в Уральский федеральный округ и Францией
На
начало
В
апреле
3-4
июля
Внешнеторговый
оборот Курганской области с Францией полностью складывается из импорта
продукции из Франции, который крайне незначителен. В I полугодии
Основными предприятиями – импортерами французской продукции в Курганской области являются: АКО "Синтез", ФГУП "Варгашинский завод ППСО", Курганский филиал ООО "Торговая компания КЭН".
Инвестиции из Франции в Курганскую область в 2000-2003 гг. не осуществлялись.
Внешнеторговый оборот юга Тюменской области и Франции составил 4,8 млн. долл. США, экспортные поставки отсутствуют. Основная доля импорта приходиться геодезические приборы и крупный рогатый скот. Также из Франции импортируются вычислительные машины, информационные носители, фенолы, пульты и панели электрические, контрольно-измерительные приборы, насосы, подшипники, полимеры, кислоты карболовые, алюминий и изделия из него.
Основными партнерами Франции по югу Тюменской области являются: СП "Запсибгазомикрон", "Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов", "Тюменнефтегеофизика", "Запсибгазпром", "Запсибрургаз-инжиниринг", "Автодор", "Тюменский Бройлер", "Тюменская зерноуборочная компания".
В
области накоплено 7,14 млн. руб. инвестиций из Франции. Поступило за
В Ханты-Мансийском автономном округе осуществляется сотрудничество в области развития бизнеса, деловых связей между предприятиями автономного округа и французскими компаниями. Однако, совместных российско-французских предприятий не зарегистрировано, аккредитованные филиалы и представительства французских фирм отсутствуют.
За 2000-2003 гг. состоялся ряд визитов и международных мероприятий с участием французской стороны.
В
частности, 21-30 октября
Предприятиями и Правительством автономного округа заключены контракты со следующими французскими компаниями на поставку различного вида оборудования. С компанией "Кабле Экспорт" – на осуществление работ, услуг и поставок по строительству молокозавода, на предоставление документации по реконструкции горпищекомбината. С компанией "Alcatel Business Systems" на покупку оборудования связи.
Франция является одним из основных покупателем и потребителем российского газа, большая часть которого поставляется именно из Ямало-Ненецкого автономного округа.
За исключением торговли природным газом (учитываемой Московской Энергетической таможней) внешнеторговые связи автономного округа с Францией представлены только импортными операциями. Из Франции в автономный округ осуществлялись поставки труб, оборудования и инструментов для нужд нефтегазового комплекса.
Пик деловой активности участников внешнеэкономической деятельности автономного округа с деловыми партнерами из Франции приходится на 1999 и 2002 гг.
На территории автономного округа зарегистрировано 1 предприятие с иностранными инвестициями, учредителем которого выступают французские инвесторы – филиал компании "Somaser SNC" (г. Ноябрьск). Основной вид деятельности данного предприятия – буровые работы.
Ямало-Ненецкий
автономный округ единственный из субъектов Федерации, входящих в УрФО, в
экономику которого были осуществлены инвестиции из Франции в I полугодии
Внешнеторговый
оборот Челябинской области с Францией за
Основное число визитов и международных мероприятий с участием французской стороны имело место в 90-е годы ХХ века.
В 1996г. была проведена презентация области в Париже (Франция).
С 1995 года студенты ЧГАУ по специальности "Французский язык" ежегодно проходят сельскохозяйственную практику в хозяйствах французских фермеров. В июне 1998 года состоялся визит делегации представителей деловых и научных кругов Франции в области сельского хозяйства, в ходе которого были обсуждены и оценены результаты сотрудничества в области образования, а также намечены пути его дальнейшего развития.
В
декабре
2. Трудовой потенциал Уральского федерального округа
2.1. Численность населения и уровень жизни
Численность постоянного населения по областям Уральского федерального округа представлена в табл. 6.
Таблица 6
Численность постоянного населения по областям Уральского федерального округа
(на 1 янв.; тыс.чел)
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Уральский федеральный округ |
12677 |
12658 |
12636 |
12655 |
12655 |
12602 |
12565 |
12520 |
12469 |
Курганская область |
1116 |
1111 |
1106 |
1104 |
1102 |
1096 |
1087 |
1074 |
1062 |
Свердловская область |
4693 |
4677 |
4660 |
4647 |
4631 |
4602 |
4573 |
4545 |
4511 |
Челябинская область |
3694 |
3683 |
3673 |
3676 |
3678 |
3667 |
3651 |
3629 |
3605 |
Более наглядно общая численность постоянного населения Уральского федерального округа представлена на рис. 4.
Рис. 4 Динамика общей численности постоянного населения Уральского федерального округа
По
данным табл. 6 и рис. 4 видно, что общая численность постоянного населения Уральского федерального округа с
Более постоянный состав численности постоянного населения по областям Уральского федерального округа представлен на рис. 5.
Рис. 5 Динамика численности постоянного населения по областям Уральского федерального округа
Численность экономически активного населения по областям Уральского федерального округа представлена в табл. 7.
Таблица 7
Численность экономически активного населения по областям Уральского федерального округа
(тыс.чел.)
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
|
Курганская область |
511 |
493 |
489 |
491 |
541 |
529 |
517 |
503 |
Свердловская область |
2370 |
2341 |
2284 |
2229 |
2308 |
2328 |
2322 |
2335 |
Челябинская область |
1800 |
1790 |
1735 |
1703 |
1822 |
1817 |
1711 |
1710 |
Более наглядно численность экономически активного населения по областям Уральского федерального округа представлена на рис. 6.
Рис. 6 Динамика численности экономически активного населения по областям Уральского федерального округа
Несмотря на то, что происходит снижение численности населения в Уральском федеральном округе, в Курганской, Свердловской и Челябинской областях наблюдается небольшая стабильность. Показатели численности экономически активного населения уменьшаются, но не значительно.
Таблица 8
Уровень безработицы по областям Уральского федерального округа
(в процентах)
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
|
Уровень общей безработицы |
||||||||
Курганская область |
8,4 |
10,2 |
12,5 |
12,9 |
12,6 |
13,2 |
12,7 |
10,7 |
Свердловская область |
8,5 |
8,5 |
10,2 |
10,5 |
13,8 |
10,0 |
7,7 |
8,4 |
Челябинская область |
8,2 |
8,7 |
9,5 |
12,5 |
12,5 |
11,8 |
8,1 |
8,7 |
Уровень зарегистрированной безработицы |
||||||||
Курганская область |
|
5,1 |
4,1 |
3,2 |
1,7 |
1,3 |
1,5 |
2,3 |
Свердловская область |
|
3,3 |
2,7 |
2,7 |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
Челябинская область |
|
2,3 |
1,9 |
1,9 |
1,1 |
0,9 |
1,1 |
1,7 |
Более наглядно уровень общей и зарегистрированной безработицы представлен на рис. 7 и рис. 8.
Рис. 7 Динамика уровня общей безработицы по областям Уральского федерального округа
Рис. 8 Динамика уровня зарегистрированной безработицы по областям Уральского федерального округа
Все регионы, входящие в Уральский федеральный округ, объединены нами в группы по покупательной способности населения, характеризующий уровень его жизни.
По состоянию на первое полугодие
Однако, три из четырех субъектов в Российской Федерации, отнесенные ко второй группе по уровню жизни, находились в Уральском Федеральном округе. Это были Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Тюменская область. Покупательная способность денежных доходов в этих субъектах в среднем позволяла населению жить выше уровня низкой обеспеченности, верхней границей которого является минимальный потребительский бюджет, и достигала высокого среднего значения, составлявшего от 3 до 4,3 прожиточных минимумов. Несмотря на высокое экономическое неравенство жизни населения, в трех выше названных субъектах, наблюдался низкий уровень бедности и наибольшее представительство средних и высокообеспеченных слоев.
Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа являлись одними из наиболее успешных административных субъектов не только в УФО, но и в целом в нашей стране. В них уровень эффективности использования экономического потенциала был наиболее высоким в Российской Федерации. Размеры душевого ВРП здесь значительно превышали среднее российское значение этого показателя составляющее 1333 долл., а покупательная способность населения в 1,8-2 раза превышала общероссийское значение. Уровень бедности в этих субъектах был примерно в 2-2,5 раза ниже, а доля благосостоятельных слоев в 1,6-2 раза выше, чем в среднем по стране.
Тюменская область, рассмотренная без учета производства ВРП в автономных округах, имела самую низкую в УФО эффективность использования экономического потенциала. Сравнительно высокий уровень жизни проживающего в ней населения был, скорее всего, обусловлен перераспределением в Тюменскую область ресурсов из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Регионы УФО, отнесенные ко второй группе по уровню жизни населения, существенно опережали по этим показателям другие субъекты данного округа.
В Уральском Федеральном округе не было регионов третьей и четвертой групп, в которых покупательная способность находилась бы в диапазоне от 1,7 до 3 прожиточных минимумов, т.е. тяготела бы к минимальному потребительскому бюджету. Все остальные регионы УФО входили только в пятую и шестую группы по уровню жизни населения.
Пятую группу регионов представляли Свердловская и Челябинская области. В них значения покупательной способности находились на среднем низком уровне в диапазоне 1,3–1,7 прожиточного минимума. Несмотря на высокое значение показателя душевого ВРП, в этих регионах покупательная способность населения была ниже средней российской величины примерно в 1,2–1,4 раза.
Экономическое неравенство было более высоким. Это проявлялось в более широком распространении бедности и в меньшем, чем в целом по России, представительстве благосостоятельных слоев.
В шестую группу с наиболее низким значением покупательной способности населения входила Курганская область. Этот показатель в ней был, примерно, в 1,6 раза ниже его общероссийского значения. В этом регионе наблюдалась и наименьшая эффективность использования экономического потенциала. Душевой ВРП был ниже общероссийского значения. Бедность была наиболее высокой в УФО, а доля благосостоятельных слоев была в 1,5 раза ниже ее среднего российского уровня.
2.2. Покупательная способность населения
В 3-х регионах УФО – Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах покупательная способность населения была наиболее высокой в Российской Федерации и уступала только г. Москве. Наоборот, Курганская область по этому показателю входила в число наиболее неблагополучных российских регионов.
В Свердловской и Челябинской областях, имевших более высокую эффективность использования экономического потенциала, чем в целом по Российской Федерации, покупательная способность денежных доходов населения была ниже общероссийского уровня. Это свидетельствовало о возможностях повышения уровня жизни уральцев, проживающих в данных субъектах.
Во всех субъектах УФО покупательная способность
населения в I-м полугодии
2.3. Обеспеченность населения
Данные о денежных доходах населения по областям Уральского федерального округа представлены в табл. 9.
Таблица 9
Денежные доходы населения по областям Уральского федерального округа
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
|
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), рублей (до |
||||||||
Курганская область |
274,7 |
410,6 |
520,9 |
527,6 |
917 |
1293 |
1714 |
2280,0 |
Свердловская область |
503,4 |
706,4 |
846,4 |
852,1 |
1460 |
2123 |
2969 |
3812,0 |
Челябинская область |
415,1 |
581,0 |
737,3 |
741,0 |
1303 |
1962 |
2492 |
3030,8 |
Реальные денежные доходы, в % к предыдущему году |
||||||||
Курганская область |
68 |
97 |
107 |
81 |
95 |
113 |
106 |
110 |
Свердловская область |
95 |
94 |
103 |
77 |
89 |
119 |
111 |
113 |
Челябинская область |
94 |
102 |
116 |
79 |
92 |
119 |
99 |
106 |
Более наглядно среднедушевые денежные доходы в месяц представлены на рис. 9.
Рис. 9 Динамика среднедушевых денежных доходов в месяц
по областям Уральского федерального округа
В целом можно отметить, что в Уральском федеральном
округе продолжается увеличение среднедушевых денежных доходов в месяц. Особенно
это хорошо видно с
Реальные денежные доходы в месяц представлены на рис. 10.
В большинстве субъектов УФО уровень бедности был ниже или, примерно, соответствовал его общероссийскому значению. Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа и Тюменская область имели наиболее низкую бедность в Российской Федерации. В Курганской области, имевшей в данном округе наиболее низкую эффективность использования экономического потенциала, бедность превышала общероссийский уровень примерно на 5,5 процентных пункта.
Рис. 10 Динамика реальных денежных доходов в месяц
по областям Уральского федерального округа
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума
снизилась в I-м полугодии
В остальных субъектах УФО бедность также несколько превышала ее докризисное значение, соответственно в Челябинской – на 0,9, в Курганской – на 0,5 и в Свердловской областях – на 2,5 процентных пункта.
В целом, можно сделать вывод о том, что в
Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, а также Тюменская область были среди российских регионов-лидеров по представительству благосостоятельных слоев населения. Их удельный вес среди жителей составлял от 63,7 до 55,3 % и уступал лишь г. Москве.
В Свердловской и Челябинской областях, имевших более высокую эффективность использования экономического потенциала, чем в целом по Российской Федерации, из-за более низкой покупательной способности средних денежных доходов представительство благосостоятельных слоев было ниже общеросийского уровня.
В Курганской области доля средних и высокообеспеченных слоев была самой низкой в УФО, что объяснялось более низкими показателями производства душевого ВРП и средней покупательной способности населения.
Представительство благосостоятельных слоев в I-м полугодии
В Ханты-Мансийском автономном округе прирост благосостоятельных и сокращение бедных слоев населения были примерно равными.
Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа входили в число субъектов Российской Федерации, имевших наиболее высокие значения коэффициента Джини. В них это было оправдано сравнительно высокими уровнями душевого ВРП и покупательной способности населения. Наоборот, в Свердловской и Челябинской областях, имевших более низкую покупательную способность денежных доходов населения, чем ее общероссийские значения, более высокий, чем в целом по стране уровень экономического неравенства нельзя признать нормальным. Это выражалось в меньшем представительстве среднего и высокообеспеченного населения.
В наименее благосостоятельной Курганской области наблюдалось, на наш взгляд, непропорционально высокое, соответствующее общероссийскому уровню, экономическое неравенство. В результате в этом субъекте шире были представлены бедные и более узко – средние и высокообеспеченные люди.
Уровень концентрации денежных доходов в I-м полугодии
Среди субъектов Уральского федерального округа самый высокий уровень денежных доходов населения фиксируется в Ямало-Ненецком автономном округе (3398 руб.), самый низкий – в Курганской области (534.9 руб.).
Заключение
В ходе проведения теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.
Валовой региональный продукт на душу населения (ВРП), произведенный в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах находился на среднем, но тяготеющем к высокому уровню. Более того, в Ханты-Мансийском автономном округе его размеры приближались к нижней границе, определяющей высокий уровень душевого ВРП. В Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской областях размеры этого показателя находились на среднем, но тяготеющем к низкому уровню.
Уральский федеральный округ обладает значительным научно-техническим потенциалом, мощной сырьевой базой и развитым производственным комплексом. По валовому региональному продукту УрФО занимает третье место в России.
Уральский федеральный округ объединяет регионы, обладающие колоссальным экономическим потенциалом – в этом его главная специфика. Ни один, наверное, другой округ в экономическом отношении не представляет собой такого своеобразного сплетения бизнесов – в смысле масштаба и широты отраслевого спектра. Крупнейшие сырьевые компании соседствуют с мировыми лидерами в сфере высоких технологий таков современный Урал.
Уральский федеральный округ одна из наиболее богатых и динамично развивающихся территорий России. Занимая менее 11% территории России, округ, в котором проживает 8,5% населения страны, производит 15,6% валового продукта России, 19,8% всей промышленной продукции. На долю округа приходится 23% всех российских инвестиций в основной капитал. Здесь собирается 23,4% всех налогов в федеральный бюджет. Уральский федеральный округ является одним из наиболее богатых минерально-сырьевых регионов Российской Федерации, стоимость разведанных в нём запасов, приходящихся на единицу площади, на порядок выше, чем в среднем по Российской Федерации.
Уральский федеральный округ был достаточно однородным по уровню жизни, входивших в него административных субъектов. Это проявлялось в том, что разрывы между регионами с наибольшими и наименьшими значениями индикаторов уровня жизни составляли в нем: по покупательной способности – 3,74 раза, по бедности – 3,0, по благосостоянию – 2,75, по экономическому неравенству – 1,25 раза. Эти значения были средними среди других Федеральных округов. Несколько выше среднего в этом округе сложились разрывы в покупательной способности и удельном весе бедных слоев.
Тем не менее, между административными субъектами, входящими в Уральский федеральный округ, наблюдались значительные различия уровня жизни. Это выражалось в следующем:
а) Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа выделялись высокими социально-экономическими показателями и по большинству из них являлись лидерами в Российской Федерации, а именно:
· Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа имели наиболее высокий уровень производства душевого валового регионального продукта; В них и в Тюменской области обеспечивалось наиболее (за исключением г. Москвы) высокая покупательная способность денежных доходов населения;
· Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Тюменская область имели наиболее низкие уровни бедности, а также в целом наименьшее (за исключением г. Москвы) представительство неблагосостоятельного населения, включающего кроме бедных также низкообеспеченные слои;
· в этих трех регионах наиболее широко (за исключением г. Москвы) были представлены благосостоятельные слои населения, включающие средних и высокодоходных россиян;
·
Ямало-Ненецкий и
Ханты-Мансийский автономные округа обеспечили наиболее высокие приросты
покупательной способности населения в
· Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа были в числе регионов с наиболее высоким уровнем экономического неравенства, что было оправдано сравнительно высокими размерами потребительских ресурсов, которые способны были купить жители этих субъектов.
б) Свердловская, Челябинская и особенно Курганская области по уровню жизни населения входили в последнюю и предпоследнюю группы регионов со средним низким и низким низким уровнем жизни. Они не попадали в число российских регионов с наиболее низкими социально-экономическими показателями. Тем не менее, уровень жизни в них значительно отставал от трех наиболее выделяющихся регионов, а также был ниже общероссийских показателей.
В Тюменской области, рассмотренной без входящих в нее автономных округов, производился тяготеющий к низкому душевой валовой региональный продукт. Высокие показатели уровня жизни на этой территории были в значительной мере обусловлены перераспределением ресурсов, произведенных в автономных округах.
Из этого вытекает необходимость повышения эффективности использования экономического потенциала в Тюменской области. Это позволило бы более тесно увязать уровень жизни в данном регионе с результатами использования его ресурсов.
В Свердловской и Челябинской областях имелись возможности повышения уровня жизни населения, обусловленные их ресурсами. Для этого надо повысить долю конечного потребления домохозяйств в состав региональных валовых продуктов, производимых в этих достаточно развитых регионах. Другой путь повышения благосостояния людей, живущих в этих областях, состоит в направлении туда большего количества потребительских ресурсов, полученных в обмен на произведенные здесь средства производства и военно-техническую продукцию.
Необходимо принять комплекс мер по ускорению социально-экономического развития Курганской области, находящейся по уровню жизни в нижней группе регионов.
В настоящее время необходима активизация региональной научно-технической и инновационной политики в Уральском федеральном округе, так как повышение инновационной активности является в настоящее время одним из ключевых вопросов социально-экономической стратегии России.
Список использованной литературы
1. Бобков В.Н. Региональные особенности уровня жизни в федеральных округах Российской Федерации (1998–2002 гг.) //«Уровень жизни населения регионов России». – 2003. – № 6.
2. Гохберг М.Я. Федеральные округа: анализ и перспективы развития. – М.: 2002.
3. Регионы России: статистический сборник. В 2 т. Т. 1 Госкомстат России. - М:, 1999.
4. Регионы, входящие в состав Уральского федерального округа – http://www.uralfo.ru/okrug.html
5. Уральский федеральный округ (справочная информация) – http://www.rusembcanada.mid.ru/rusembcanada/news/031028_r.html
6. Уральский федеральный округ. – М.: РОО «Центр политической информации». – 2003. – 38 с.
7. Экономические отношения между Францией и Уральским федеральным округом – http://www.uralfo.ru/france_russia.html
Приложение
Таблица 1
Регионы, входящие в состав Уральского федерального округа
Наименование региона |
Характеристика региона |
Курганская область |
Образована 6 февраля 1943 года. Территория Курганской области - 71,5 тысяч кв. км. На ее территории 9 городов, 6 поселков городского типа, 1261 населенный пункт. |
Свердловская область |
Образована 17 января 1934 года. Численность населения 4 670 000 чел. Площадь 195 000 кв. км. Область состоит из 73 муниципальных образований, на ее территории 47 городов, 99 поселков городского типа, а также 1886 сел и деревень. |
Тюменская область |
Образована 14 августа 1944 года. При занимаемой территории в 1435 тыс. кв. км. численность населения области составляет 3228,113 тыс. человек. |
Ханты-Мансийский автономный округ |
Образован 10 декабря 1930 года. Территория Ханты-Мансийского автономного округа 534,8 тыс. квадратных километров. Численность населения 1331 тысяча человек. |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
Образован в декабре 1930 года. ЯНАО занимает площадь более 750 тысяч квадратных километров. В составе автономного округа 13 муниципальных образований, в том числе 7 городов и 6 районов. |
Челябинская область |
Образована 6 февраля 1943 года. Челябинская область занимает 87,9 тыс. квадратных километров. В области 27 городов и около 300 населенных пунктов, в которых проживают 3689 тысяч человек. |
Таблица 2
Валовой региональный продукт по областям Уральского федерального округа
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
|
Всего, млн.руб. |
|||||||
Уральский федеральный округ |
70190,7 |
206452 |
307656,3 |
337087,6 |
338700,2 |
562494,2 |
939796,6 |
Курганская область |
2768,4 |
6342,5 |
8347,4 |
8944,8 |
9863,9 |
15311,1 |
19940,8 |
Свердловская область |
19980,2 |
58097,9 |
67262,1 |
74150,3 |
78243,3 |
120494,2 |
165761,1 |
Челябинская область |
14205,9 |
33126,8 |
48595,9 |
51921,4 |
46767,2 |
83541,2 |
136063,2 |
На душу населения, руб. |
|||||||
Уральский федеральный округ |
|
|
|
|
|
|
|
Курганская область |
2481,1 |
5690,9 |
7523,6 |
8086,0 |
8931,4 |
13914,1 |
18245,8 |
Свердловская область |
4240,1 |
12376,0 |
14378,4 |
15902,2 |
16832,7 |
26044,9 |
36056,2 |
Челябинская область |
3844,5 |
8967,3 |
13193,2 |
14110,6 |
12700,5 |
22713,7 |
37131,1 |
Таблица 3
Основные показатели социально-экономического положения Уральского федерального округа в I полугодии 2003 года (данные Госкомстата России)
Часть 1
|
Объем промыш- ленного производ-ства, в % к I полу-годию 2002г. |
Строительство жилых домов |
Производство продуктов животноводства в хозяйствах всех категорий |
Инвес-тиции в основной капитал, млн. рублей |
Иностран-ные инвес-тиции, тыс. долларов США |
||||
тыс. кв. м общей площади |
в % к I полу-годию 2002г. |
скот и птица на убой в живом весе |
молоко |
||||||
тыс. тонн |
в % к I полу-годию 2002г. |
тыс. тонн |
в % к I полу-годию 2002г. |
||||||
Российская Федерация |
106,8 |
12684,5 |
113,7 |
3069,0 |
106,0 |
16795,0 |
98,7 |
800807 |
12661523 |
Уральский федеральный округ |
109,9 |
798,3 |
133,9 |
193,7 |
102,7 |
1127,4 |
100,8 |
171328,1 |
1491836 |
Курганская область |
106,3 |
22,7 |
59,5 |
25,3 |
92,3 |
202,2 |
99,2 |
1619,8 |
408 |
Свердловская область |
110,1 |
242,5 |
144,8 |
65,1 |
104,1 |
347,3 |
98,9 |
16853,8 |
587895 |
Тюменская область |
109,3 |
337,7 |
157,1 |
47,2 |
103,7 |
249,9 |
98,4 |
140756,5 |
340073 |
в том числе: Ханты-Мансийский авт. округ - Югра |
110,3 |
159,4 |
187,2 |
2,4 |
107,4 |
9,8 |
92,8 |
66912,3 |
282835 |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
106,4 |
32,7 |
115,6 |
0,5 |
96,1 |
1,3 |
97,8 |
67350,0 |
47028 |
Челябинская область |
110,3 |
195,4 |
111,2 |
56,1 |
105,7 |
328,0 |
106,1 |
12098,0 |
563460 |
Часть 2
|
Оборот розничной торговли, в % к I полу-годию 2002г. |
Объем платных услуг населению, в % к I полу-годию 2002г. |
Стоимость фиксированного набора потреби-тельских товаров и услуг в июне |
Стоимость минимального набора продуктов питания в июне |
Индекс потреби- тельских цен, июнь в % к декабрю 2002 г |
Индекс цен произво-дителей промыш-ленной продукции июнь 2003г. в % к декабрю 2002 г. |
Реальные денежные доходы населения, в % к I полу-годию 2002 г. |
Средне- месячная номинальная начисленная заработная плата, рублей |
||
рублей |
в % к средне-россий-ской стои-мости |
рублей |
в % к средне-россий-ской стои-мости |
|||||||
Российская Федерация |
108,9 |
105,2 |
3437,0 |
100 |
1115,4 |
100 |
107,9 |
105,1 |
113,6 |
5047,7 |
Уральский федеральный округ |
114,8 |
109,0 |
3551,6 |
103 |
1154,8 |
104 |
107,3 |
98,6 |
111,9 |
7511,0 |
Курганская область |
109,5 |
105,6 |
3140,5 |
91 |
988,1 |
89 |
107,1 |
104,5 |
108,6 |
3374,1 |
Свердловская область |
111,7 |
109,6 |
3400,3 |
99 |
1120,5 |
100 |
108,5 |
112,4 |
118,0 |
5198,7 |
Тюменская область |
120,7 |
112,3 |
4356,5 |
127 |
1370,8 |
123 |
107,3 |
87,4 |
107,9 |
13576,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ханты-Мансийский авт. округ - Югра |
133,0 |
106,2 |
4673,9 |
136 |
1411,5 |
127 |
107,3 |
81,5 |
106,4 |
15772,5 |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
116,9 |
113,4 |
5432,8 |
158 |
1651,7 |
148 |
106,1 |
100,3 |
105,8 |
18963,8 |
Челябинская область |
112,0 |
102,9 |
3138,0 |
91 |
1052,8 |
94 |
106,5 |
117,2 |
111,0 |
4442,3 |
Часть 3
|
Просроченная задолженность по заработной плате на 1 июля, млн. рублей |
Безработные, тыс. человек |
Потребность пред-приятий и организаций в работниках, заяв-ленная в органы госу-дарственной службы занятости, на 1 июля, человек |
На 1000 человек населения |
||||||
всего |
из нее из-за недофинан-сирования из бюджетов всех уровней |
по данным обсле-дований насе- ления по проблемам заня-тости |
заре-гист-риро-ванные в органах госу-дарст- венной службы заня-тости на 1июля |
родив-шихся |
умерших |
естест-венный прирост (+), убыль (-) насе-ления |
||||
всего |
в том числе из |
|||||||||
феде-раль-ного бюд-жета |
бюд- жетов субъек-тов РФ и местных бюд-жетов |
|||||||||
Российская Федерация |
33074,9 |
3945,2 |
479,7 |
3465,5 |
5 938,1 |
1534,1 |
1053965 |
10,3 |
17,0 |
-6,7 |
Уральский федеральный округ |
3260,3 |
189,6 |
68,9 |
120,6 |
503,1 |
111,1 |
85337 |
11,1 |
15,6 |
-4,5 |
Курганская область |
264,9 |
0,2 |
- |
0,2 |
54,4 |
11,1 |
4199 |
10,1 |
18,4 |
-8,3 |
Свердловская область |
979,0 |
158,6 |
64,5 |
94,1 |
181,3 |
36,6 |
42314 |
10,4 |
17,9 |
-7,5 |
Тюменская область |
895,8 |
26,0 |
- |
26,0 |
158,9 |
35,9 |
23811 |
13,1 |
10,1 |
+3,0 |
в том числе: Ханты-Мансийский авт. округ – Югра |
320,3 |
- |
- |
- |
84,5 |
20,6 |
8869 |
14,1 |
7,0 |
+7,1 |
Ямало-Ненецкий авт. Округ |
429,8 |
25,6 |
- |
25,6 |
18,9 |
7,0 |
4332 |
14,8 |
6,3 |
+8,5 |
Челябинская область |
1120,5 |
4,7 |
4,5 |
0,3 |
108,5 |
27,5 |
15013 |
10,3 |
17,1 |
-6,8 |
Таблица 4
Сравнительные характеристики субъектов Уральского федерального округа *
Субъект Федерации |
Территория, тыс. кв.км |
Центр |
Экономически активное население, тыс. чел |
Объем промышленной продукции, млн. руб. |
Курганская область |
71,5 |
Курган |
493,2 |
11465,4 |
Свердловская область |
194,7 |
Екатеринбург |
2288 |
173252,7 |
Тюменская область (без учета округов) |
162,6 |
Тюмень |
567,4 |
17409 |
Челябинская область |
87,9 |
Челябинск |
1657,5 |
144056,5 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
523,1 |
Ханты-Мансийск |
878,2 |
309223,4 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
750,3 |
Салехард |
325,6 |
106954 |
*За январь-июль 2003 года.
Таблица 5
Индекс развития человеческого потенциала по регионам Уральского федерального округа
Субъекты РФ |
1997 |
1998 |
2000 |
|||
ИРЧП |
Место в России |
ИРЧП |
Место в России |
ИРЧП |
Место в России |
|
Российская Федерация (в целом) |
0,766 |
- |
0,766 |
- |
0,763 |
- |
Тюменская область (вместе с ХМАО и ЯНАО) |
0,822 |
2 |
0,829 |
2 |
0,840 |
2 |
Челябинская область |
0,771 |
14 |
0,765 |
24 |
0,756 |
20 |
Свердловская область |
0,760 |
30 |
0,760 |
26 |
0,744 |
35 |
Курганская область |
0,745 |
52 |
0,743 |
50 |
0,715 |
70 |
Для Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов составлен единый индекс.
Ниже представлена информация о показателях, на основании которых производился расчет индекса: доход на душу населения, образование и продолжительность жизни в регионах.
Таблица 5а
Субъекты РФ |
1998 |
2000 |
||
ВРП на душу населения по ППС, долл. США |
Индекс доходов |
ВРП на душу населения по ППС, долл. США |
Индекс доходов |
|
Российская Федерация |
6508 |
0,697 |
6747 |
0,703 |
Тюменская область (вместе с ХМАО и ЯНАО) |
19351 |
0,879 |
25178 |
0,923 |
Челябинская область |
6048 |
0,685 |
6331 |
0,692 |
Свердловская область |
6513 |
0,697 |
5675 |
0,674 |
Курганская область |
4611 |
0,639 |
3359 |
0,587 |
Таблица 5б
Субъекты РФ |
1998 |
2000 |
||
Ожидаемая продолжи- тельность жизни |
Индекс продолжи- тельности жизни |
Ожидаемая продолжи- тельность жизни |
Индекс продолжи- тельности жизни |
|
Российская Федерация |
67,0 |
0,700 |
65,3 |
0,671 |
Тюменская область (вместе с ХМАО и ЯНАО) |
67,8 |
0,713 |
66,6 |
0,694 |
Челябинская область |
67,5 |
0,708 |
64,8 |
0,663 |
Свердловская область |
66,4 |
0,690 |
63,9 |
0,649 |
Курганская область |
67,1 |
0,701 |
64,8 |
0,664 |
Таблица 5в
Субъекты РФ |
1998 |
2000 |
||
Доля учащихся в возрасте 7-24 лет, % |
Индекс образо- вания |
Доля учащихся в возрасте 7-24 лет, % |
Индекс образо- вания |
|
Российская Федерация |
71,4 |
0,901 |
75,0 |
0,913 |
Тюменская область (вместе с ХМАО и ЯНАО) |
69,3 |
0,894 |
72,0 |
0,903 |
Челябинская область |
71,4 |
0,901 |
75,0 |
0,913 |
Свердловская область |
69,3 |
0,894 |
73,4 |
0,908 |
Курганская область |
67,9 |
0,890 |
69,8 |
0,896 |
ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала ВРП – валовый региональный продукт ППС – паритет покупательной способности
[1] Уральский федеральный округ (справочная информация) – http://www.rusembcanada.mid.ru/rusembcanada/news/031028_r.html
[2] Экономические отношения между Францией и Уральским федеральным округом – http://www.uralfo.ru/france_russia.html