Содержание

 

 

 

 

Введение. 2

Таможенная стоимость. 3

Таможенная стоимость товаров. 3

Таможенная стоимость транспортных средств. 6

Определение таможенной стоимости. 8

Меры по обеспечению производства по делам о нарушении таможенных правил  9

Заключение. 13

Список литературы.. 14

Введение

Ни одна страна, какой бы крупной и обеспеченной важнейшими ресурсами она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового пространства. Доступ к мировым ресурсам научно-технической информации и новых технологий как условия развития собственных возможностей во всех областях обеспечивается активным участием страны в системе международных экономических и научно-технических связей.

Способствовать интегрированию российской экономики в мировое хозяйство призваны таможенное дело и таможенная политика России. Как составная часть внешней политики, таможенная политика служит в современных условиях целям обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и интересов страны, является одним из активных средств в осуществлении ее внешнеэкономической деятельности. Только высокоорганизованное таможенное дело страны, ее продуманная и сбалансированная таможенная политика могут оградить находящуюся сегодня в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, способствовать созданию условий для ее оживления, оздоровления и последующего подъема.

Целью проведенного в работе исследования стало изучение проблемы взимания  таможенной стоимости как основы начисления таможенных платежей, а также обзор системы мер по обеспечению производства по делам о нарушениях таможенных правил.

Таможенная стоимость

Как определено Таможенным кодексом Российской Федерации, для целей обложения товара пошлиной; внешнеэкономической и таможенной статистики; применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации применяется таможенная стоимость товара - стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе".

Оценка товаров, перемещаемых через таможенную границу, с целью определения размеров взимаемых таможенных платежей, всегда являлась сложной процедурой в таможенной практике.


Таможенная стоимость товаров

В настоящее время большинство стран, участвующих во внешней торговле, применяет одну из двух международных систем определения таможенной стоимости: "Брюссельская" или ГАТТонская. Брюссельская Конвенция о создании методологии определения таможенной стоимости товаров на условиях СИФ была заключена в 1950 году. К этой Конвенции присоединилось свыше 70-ти государств западноевропейского региона .

Дальнейшее развитие внешнеторговой практики потребовало определенных изменений в этой системе, в результате чего в рамках Токийского раунда торговых переговоров, проходивших под эгидой ГАТТ, в 1979 году двадцатью восемью странами было подписано Соглашение о применении ст. VII ГАТТ "Оценка товаров для таможенных целей". Соглашение определяет таможенную стоимость товара, как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары при продаже с целью экспорта в страну импорта, скорректированную с учетом установленных доначислений к этой цене.

Россия, являясь правопреемницей СССР в ГАТТ, сохраняет в нем статус наблюдателя. Первым шагом на пути создания национального Российского законодательства по таможенной стоимости в свете требований Соглашения по применению ст. VII ГАТТ было принятие в соответствии с Указом Президента РФ от 4.06.92 N 630 "О временном импортном тарифе Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 05.11.92 года N 856 "Об утверждении Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации  в котором зафиксированы основные методы определения таможенной стоимости и порядок их применения[1]. В соответствии с Постановлением возможно применение следующих методов определения таможенной стоимости:

1 метод - по цене сделки с ввозимыми товарами;

2 метод - по цене сделки с идентичными товарами;

3 метод - по цене сделки с однородными товарами;

4 метод - на основе вычитания стоимости;

5 метод - на основе сложения стоимости;

6 метод - резервный метод.

Окончательное закрепление в Российском законодательстве принципов ГАТТ по таможенной оценке товаров осуществилось с принятием Закона РФ "О таможенном тарифе", который вступил в действие с 1 июля 1993 года. В разделе IV данного Закона установлена организационно правовая сторона системы определения таможенной стоимости. Методологии определения таможенной стоимости товаров посвящен раздел IV Закона "Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения" (ст. 18 - 24). Как уже отмечалось выше, в основу этой методики положены принципы Соглашения о применении ст.7 ГАТТ.

Закон РФ "О таможенном тарифе" заложил основополагающие методологические и организационные принципы системы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г определил правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. Однако ярко выраженные функции таможенных органов по определению и контролю таможенной стоимости в ТК РФ не зафиксированы в отличии от целей валютного контроля, хотя определение ТС, как базы таможенного налогообложения, является приоритетным направлением в деятельности таможенных органов. Но, исходя из конечной цели контроля таможенной стоимости как базы начисления таможенных платежей и сборов наиболее приемлемыми функциями таможенных органов является ст. 10:

-       п. 6 - "взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей";

-       п. 10 - "осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления..."

Исключительно важное значение для осуществления контроля таможенной стоимости имеют установленные Таможенным кодексом:

1) Формы и методы проведения таможенного контроля в рамках контроля правильности определения таможенной стоимости (гл. 35 ст.366 ТК РФ):

-       проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей;

-       проверка системы учета и отчетности;

-       устного опроса должностных и физических лиц.

2) Нормы о правах таможенных органов при осуществлении такого контроля, а именно:

-       право таможенных органов получать от банков, правоохранительных органов, налоговых и иных контролирующих органов сведения, необходимые для таможенного контроля (ст. 409 ТК РФ);

-       право привлечения специалистов и экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля (ст. 409 ТК РФ);

-       право доступа должностных лиц таможенных органов на территорию и в помещении любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для таможенного контроля (ст. 409 ТК РФ);

-       право таможенных органов назначать либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации (ст. 410 ТК).

Если в результате таможенного контроля выявляются нарушения, связанные с неправильным определением или заявлением таможенному органу сведений по таможенной стоимости товаров, то в соответствии с ТК РФ это классифицируется как нарушение таможенных правил и влечет применение соответствующих штрафных санкций с взысканием в бесспорном порядке неуплаченных таможенных платежей, независимо от срока обнаружения факта неуплаты.

В развитии Закона РФ "О таможенном тарифе" 05.01.94 ГТК России были утверждены "Положение о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации" и "Инструкция по контролю таможенной стоимости импортируемых товаров". Положение, введенное в действие с  17.02.94 (со дня опубликования в газете "Российские вести"), обязательно к исполнению при таможенном оформлении ввозимых товаров всеми лицами, за исключением физических лиц, ввозящих товары не для коммерческих целей.

Таким образом, рассмотренные выше акты таможенного законодательства создают нормативную основу системы регулирования процедуры определения, заявления и контроля таможенной стоимости, как базы для исчисления таможенных платежей и сборов.


Таможенная стоимость транспортных средств

Таможенный кодекс Российской Федерации определяет особый порядок перемещения через таможенную границу России транспортных средств. Причем для осуществления таможенного контроля важны цели такого перемещения, которые можно разделить на две группы[2]:

1. Перемещение транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и товаров.

2. Перемещение транспортных средств в качестве товара.

Перемещение, например, автомобиля как средства международных перевозок осуществляется в соответствии с таможенными режимами, как правило, временного ввоза (вывоза) или транзита. Их таможенное оформление проводится в общем порядке за исключением одной особенности: лицо, перемещающее транспортное средство, берет на себя обязательство об обратном вывозе (ввозе) транспортного средства в установленные таможенным органом сроки.

На порядок таможенного оформления в неторговом обороте существенно влияет вид транспортного средства. Порядок таможенного оформления любых транспортных средств, ввозимых в личных целях, регулируется "Общими правилами перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации". Для легковых же автомобилей (товарная группа 8703 по ТЫ ВЭД СНГ) установлен особый порядок таможенного оформления (что объясняется отнесением их к перечню подакцизных товаров), который регулируется "Общими правилами перемещения через, таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами. В дальнейшем при анализе особенностей таможенного оформления транспортных средств сравнение удобно вести в отношении групп 8703 (легковые автомобили) и 8704 (грузовые автомобили)[3].

Поскольку процедура упрощенного порядка таможенного оформления для всех видов транспортных средств одинакова, предметом анализа стала величина таможенных платежей и условия предоставления льгот при таможенном оформлении - транспортных средств в неторговом обороте.

Как показывает анализ заявлений на таможенное оформление транспортных средств, самыми "дорогими" с точки зрения уплаты таможенных платежей являются легковые автомобили,  минимальные платежи за которые составляют 64,3 процента таможенной стоимости.


Определение таможенной стоимости.

Исчисление таможенного сбора за таможенное оформление: величина таможенного сбора при оформлении автомобиля в личных целях составляет 0,1 % таможенной стоимости. Таким образом сбор за таможенное оформление на 100 условных единиц таможенной стоимости (100 у.е.) составит 0,001  100= 0,1 у.е.

Исчисление ввозной таможенной пошлины: ставка ввозной таможенной пошлины для товарной группы 8703 составляет 30 % таможенной стоимости (но не менее 0,4...2,5 ЭКЮ за 1 куб. см объема двигателя для различного класса автомобилей - так называемая, комбинированная ставка таможенного тарифа). Таким образом минимальная величина ввозной таможенной пошлины на 100 у.е. составит 30 у.е.

Исчисление акциза. Ставка акциза по легковым автомобилям составляет 5% .

Сумма акциза исчисляется по формуле[4]:

                      А

С = Н ————————, где 100%-А

                 100% -А

С  - сумма акциза,

Н - объект обложения (таможенная стоимость, увеличенная на таможенную пошлину и таможенные сборы),

А - ставка акциза в процентах. Таким образом сумма акциза составит:

(100 у.е. + 30 у.е. + 0,1 у.е.) х 5 : (100-5)= 6,847 у.е.

Исчисление НДС. Ставка налога 20 %. В облагаемую базу включаются: таможенная стоимость, ввозная пошлина, акциз.  Таким образом, сумма НДС составит: 0,2 (100+30+6,847)= 27,369 у.е.

Исчисление суммы таможенного платежа. Сумма таможенного платежа: 0,1 + 30 + 6,847 + 27,369 = 64,316 у.е. Кроме того, процедура подтверждения заявленных в декларации на таможенное оформление сведений постоянно усложняется. Так, если раньше не требовалось предоставление сертификатов, подтверждающих страну происхождения автомобиля, то с появлением в государствах СНГ совместных предприятий по производству автомобилей для получения льгот необходимо выполнить ряд условий.


Меры по обеспечению производства по делам о нарушении таможенных правил


Нарушением таможенных правил признается противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный настоящим Кодексом, Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе", другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность.

Лица, совершившие нарушение таможенных правил, несут ответственность в соответствии с настоящим Таможенным Кодексом, а в части, не урегулированной им, в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Физические лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если к моменту совершения правонарушения они достигли шестнадцатилетнего возраста[5]. Должностные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований, установленных настоящим Кодексом, а также иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации. Физические лица и должностные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если они совершили противоправное действие или бездействие умышленно или по неосторожности.

Предприятия, учреждения и организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут ответственность за нарушение таможенных правил, за исключением случаев, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы.

Привлечение к ответственности лиц, указанных в части шестой настоящей статьи, не освобождает от ответственности их должностных лиц и иных работников за совершение или нарушение таможенных правил.

Привлечение к уголовной ответственности за контрабанду и за совершение иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, должностных лиц и иных работников не освобождает предприятие, учреждение и организацию, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, от ответственности за нарушение таможенных правил.

Применение мер воздействия за нарушение таможенных правил не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

За нарушение таможенных правил наступает ответственность, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовной ответственности.

За совершение нарушений таможенных правил налагаются следующие виды взысканий:

-       Предупреждение;

-       Штраф. При наложении взыскания в виде штрафа, установленного применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, под таким размером понимается установленная законом минимальная месячная оплата труда на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить - на день обнаружения правонарушения. При наложении взыскания в виде штрафа, исчисляемого исходя из стоимости товаров и транспортных средств, под стоимостью этих предметов понимается их свободная (рыночная) цена на день обнаружения правонарушения.

-       Отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом Российской Федерации на осуществление определенных видов деятельности, предусмотренных Таможенным Кодексом. Отзыв лицензии или квалификационного аттестата может применяться в виде дополнительного взыскания к владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения, а также к таможенным брокерам, таможенным перевозчикам или специалистам по таможенному оформлению за нарушение ими таможенных правил, если эти правонарушения совершены в связи с осуществлением указанными лицами деятельности, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом.

-       Конфискация как мера административной ответственности может применяться только в судебном порядке, чем не ограничиваются полномочия таможенных органов по применению превентивных мер обеспечительного характера

-       Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, состоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения правонарушения, и применяется в качестве основного или дополнительного взыскания.



Заключение

Таким образом, в результате проделанной работы была изучена система таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также меры по обеспечению производства по делам о нарушениях таможенных правил.

Как выяснилось, практическое применение таможенных тарифов, эффективность мер тарифного регулирования, их  согласованность и соответствие международным нормам и правилам, а также реальный уровень тарифного обложения  во многом предопределяется теми правилами, которые устанавливают порядок исчисления базы таможенных пошлин и других таможенных платежей, т.е. зависят от той стоимости товара – которая используется в качестве базы налогообложения.

Одним из проблемных вопросов является определение таможенной стоимости при предоставлении покупателю за импортируемый товар определенных скидок, которые, как правило, оговорены в контрактах и отражены в счетах-фактурах. Затруднение вызывает возможный уровень принятия предоставляемых скидок при таможенном оформлении в зависимости от их размера и характера. Необходимо законодательно установить возможный перечень, границы предоставляемых скидок по их характеру и размерам в зависимости от видов товаров для применения при определении таможенной стоимости.

Таким образом, дальнейшее развитие способов определения таможенной стоимости товаров должно быть направлено на совершенствование систем документального контроля, что, безусловно, даст возможности расширения реализации основных принципов исчисление базы налогообложения ввозимых товаров.

Список литературы


1.     Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ. Справочная система Гарант.

2.     0 порядке определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации»/ Приказ ГТК РФ от 3 декабря 1992 г. № 577.

3.     О справочниках по различным видам автотранспорта: Письмо ГТК РФ от 14.12.94 № 01-13/14164.

4.     О таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации»: Приказ ГТК РФ от 05.01.94 № 1.

5.     Постатейный комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации. – М.: Гардарика, 2003.

6.     И. Тетерин. Как торговать с Россией//”Эстония”, 31.03.93




[1] Постатейный комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации. – М.: Гардарика, 2003. – с. 211.

[2] Постатейный комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации. – М.: Гардарика, 2003. – с. 287.

[3] 0 порядке определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации»/ Приказ ГТК РФ от 3 декабря 1992 г. № 577.

[4] 0 порядке определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации»/ Приказ ГТК РФ от 3 декабря 1992 г. № 577.

[5] Постатейный комментарий Таможенного кодекса Российской Федерации. – М.: Гардарика, 2003. – с. 310.