Содержание
1. Введение. 2
2. Организационно-правовые формы управления юстицией. 4
2.1 Функции и задачи Министерства юстиции. 4
2.2 Права Министерства юстиции. 7
2.3 Регламентация деятельности Министерства юстиции. 8
3. Структура управления Министерством юстиции. 11
4. Учреждения юстиции. 14
4.1 Учреждения юстиции по регистрации юридических лиц. 14
4.2 Регистрация актов гражданского состояния. 16
4.3 Учреждения юстиции по исполнению уголовных наказаний. 17
5. Адвокатура и нотариат.. 20
5.1 Организация нотариальной службы. 20
5.2 Адвокатура. 22
6. Заключение. 25
7. Список литературы.. 27
1. Введение
Формирование правового государства неразрывно связано с созданием и функционированием сильной системы юстиции. На юстицию , как отрасль правления возлагаются важные задачи организации системы юридических услуг , участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности, в легализации структур и правовых актов. Решение этих задач поручено Министерству юстиции РФ, которое обеспечивает реализацию государственной политики в сфере юстиции.
Систему органов управления юстицией составляют: Министерство юстиции РФ, Министерство юстиции республик в составе РФ, управления (отделы) юстиции краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В краснодарском крае система управления юстицией представлена управлением юстиции.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (текст Указа опубликован в Российской газете, 12 марта 2004 года) в ведении Министерства юстиции Российской Федерации находятся: Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба и Федеральная служба судебных приставов.
В соответствии с Указом, Федеральной службе исполнения наказаний переданы функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов;
Федеральной регистрационной службе переданы функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регистрации общественных объединений и политических партий, средств массовой информации, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата Министерства юстиции Российской Федерации, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
Федеральной службе судебных приставов переданы функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
В соответствии с Указом федеральная служба:
а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;
б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых - актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;
в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг
Но, несмотря на постоянные изменения в системе юстиции Российской Федерации, ее структура все еще требует определенных доработок. Для этого необходимо изучить сущность системы юстиции в РФ. Таким образом, анализ действующей структуры Министерства юстиции становится актуальным.
Целью данной работы является изучение основ государственного управления юстицией в РФ:
Для этого необходимо поставить следующие задачи:
1. Изучить структуру и организационно-правовые формы управления в области юстиции;
2. Рассмотреть основные учреждения юстиции – по регистрации юридических лиц; регистрации актов гражданского состояния; по исполнению уголовных наказаний;
3. Изучить систему нотариата и адвокатуры в РФ.
2. Организационно-правовые формы управления юстицией.
2.1 Функции и задачи Министерства юстиции
Основными задачами Минюста России являются[1]:
1) реализация государственной политики в сфере юстиции;
2) обеспечение прав и законных интересов личности и государства;
3) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;
4) обеспечение установленного порядка деятельности судов;
5) обеспечение исполнения актов судебных и других органов;
6) обеспечение исполнения уголовных наказаний.
Минюст России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции[2]:
1) координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;
2) проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
3) проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
4) обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Конституционном Суде Российской Федерации;
5) осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при необходимости запрашивает нормативные правовые акты в целях их государственной регистрации;
7) осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
8) обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующую информацию, в том числе о нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых отказано;
9) представляет в Правительство Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации;
10) изучает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере юстиции, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по его совершенствованию;
11) осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
12) ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
13) ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, организует деятельность своих территориальных органов по ведению контрольных экземпляров нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
14) участвует в работе по ведению общеправового классификатора отраслей законодательства Российской Федерации;
15) участвует в подготовке Свода законов Российской Федерации;
16) участвует в разработке и реализации программ правовой информатизации;
17) осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика;
18) организует работу по созданию и ведению баз данных правовой информации в сфере юстиции;
19) представляет правовую информацию Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, иным федеральным органам государственной власти;
20) осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств - участников Содружества Независимых Государств;
21) организует разработку и обеспечение органов и учреждений юстиции программно-техническими средствами и технологиями сбора, обработки и анализа правовой информации;
22) обеспечивает сбор и обработку статистических данных, разработку форм статистической отчетности и документов первичного учета в сфере юстиции;
23) осуществляет государственную регистрацию общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, а также юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
24) осуществляет государственную регистрацию централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также представительств иностранных религиозных организаций;
25) осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также за соблюдением религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и порядка их деятельности;
26) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов;
27) организует оперативно-разыскную деятельность в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и следственных изоляторах;
28) обеспечивает исполнение уголовных наказаний, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрану, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
29) осуществляет централизованное обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России (далее именуется - уголовно-исполнительная система) вооружением, боеприпасами, специальными средствами, военной техникой и иным имуществом;
30) организует разработку и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности объектов уголовно-исполнительной системы;
31) реализует право владения, пользования и распоряжения находящимся в оперативном управлении территориальных органов уголовно-исполнительной системы недвижимым имуществом, являющимся федеральной собственностью, арендует имущество, осуществляет в установленном порядке отчуждение объектов, созданных или приобретенных за счет средств федерального бюджета, а также сдачу в аренду указанных имущества и объектов, обеспечивает эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану закрепленного за ним имущества за счет выделенных на эти цели средств;
32) осуществляет на производственных объектах уголовно-исполнительной системы разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности;
33) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений системы Минюста России;
34) наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;
35) осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства;
36) организует выдачу лицензий на право осуществления нотариальной деятельности, утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате;
37) дает в установленном порядке согласие на образование коллегий адвокатов;
38) ведет реестр коллегий адвокатов;
39) осуществляет контроль за соблюдением коллегиями адвокатов законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность адвокатуры;
40) утверждает формы и устанавливает сроки представления отчетности коллегиями адвокатов в органы юстиции Российской Федерации;
41) удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
42) осуществляет координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния;
43) утверждает образцы бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
44) закрепляет за субъектами Российской Федерации серии бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
45) разрабатывает методические материалы по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния;
46) осуществляет функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2.2 Регламентация деятельности Министерства юстиции
Компетенция Министерства юстиции Российской Федерации установлена[3]:
- Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 02.08.99 г. № 954
- Указом Президента Российской Федерации от 10.12.2001 г. № 1416 "О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ" и в Положение, утвержденное этим Указом"
- Конституцией Российской Федерации от 12.12.93г.
- Концепцией реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.96 г. № 1177
- Указом Президента Российской Федерации от 03.12.94 г. № 2147 “О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации”
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.95 г. № 550 “О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации”
- Указом Президента Российской Федерации от 02.05.96 г. № 642 “О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации”
- Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями от 7 ноября 2000 г.)
- Федеральным законом от 21.07.97 г. № 119-ФЗ “Об исполнительном производстве”
- Федеральным законом от 21.07.97 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”
- Федеральным законом от 12 апреля 2001 г. N 36-ФЗ О внесении дополнений в статьи 7 и 8 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
- Федеральным законом от 5 марта 2001 г. N 20-ФЗ "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
- Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп. от 5 марта, 12 апреля 2001 г.)
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.1997 № 1378 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.02.1998 № 238, распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.01.1999)
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ( постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.1999 № 1429 внесены изменения и дополнения)
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 №288 "Об утверждении Примерного положения об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
- Указом Президента Российской Федерации от 08.10.97 г. № 1100 “О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации”
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 г. № 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.97 г. № 1378 “О мерах по реализации Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.98 г. № 130 “О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации иностранных религиозных организаций”.
- Федеральным законом "О политических партиях" от 11.07.01 № 95-ФЗ
- Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изм. и доп. от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.)
- Письмом Минюста РФ от 19 января 1996 г. N 08-09-11-96 О применении некоторых положений Федерального закона от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях"
- Разъяснением Минюста РФ от 31 мая 1995 г. N 08-09-269-95 О Федеральном законе "Об общественных объединениях"
- Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. и доп. от 26 марта 2000 г.)
- Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" №143-ФЗ от 15.11.97г.
- Федеральным законом об "Адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 28.06.01г.
- Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"
- Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" от 10.08.00г.
- Федеральным законом от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" (с изм. и доп. от 30 марта 1999 г., 5 августа 2000 г.)
Настоящими законодательными актами определены: основные задачи Министерства юстиции; функции направленные на реализацию задач; права Министерства юстиции; структура Министерства юстиции; правовой статус.
3. Структура управления Министерством юстиции
Данная схема представляет упрощенную модель управления министерством юстиции в Российской Федерации, а также в субъектах Федерации[4].
Вся полнота ответственности за выполнение функций органов юстиции лежит на Министерстве юстиции РФ. Исходя из этого и строится организация его центрального аппарата, в котором сформированы подразделения, отвечающие за конкретные участки работы. В соответствии со структурой аппарата Министерства юстиции РФ, утвержденной приказом министра от 01 июля 1996 года, основные функциональные подразделения этого министерства можно было бы изобразить следующим образом:
- Центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации;
- Российский федеральный центр судебной экспертизы;
- Лаборатории судебной экспертизы;
- Российская правовая академия (РПА);
- Филиалы и центры РПА;
- Международный юридический институт;
- Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения;
- Государственная регистрационная палата;
- Российский институт государственных регистраторов;
- Научный центр правовой информации;
- Центры правовой информатизации;
- Главный информационно-аналитический центр;
- Органы юстиции в субъектах Российской Федерации;
- Подразделения судебных приставов;
- Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- Управление исполнения наказаний;
- Учреждения исполнения наказаний;
- Государственные нотариальные конторы.
Работа по организационному обеспечению деятельности судов возложена прежде всего на управление организационного обеспечения судебной деятельности и исполнительного производства, в составе которого образованы отделы, занимающиеся организационным обеспечением судебной деятельности, организацией исполнительных производств, а также аналитической работой. Вопросы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе судейских, решаются управлением по вопросам государственной службы и кадров.
Проблемы совершенствования и систематизации законодательства отданы в ведение еще одной группы подразделений – управлений конституционного законодательства, гражданского и экономического законодательства, законодательства по борьбе с правонарушениями и систематизации законодательства. Близко к ним по своим общим задачам примыкает управление государственной регистрации ведомственных нормативных актов и управление информатизации и статистики, основная задача которого заключается в автоматизированном учете законодательства и иных нормативных актов и обеспечении информации о них.
Другие участки работы, возложенной на Министерство юстиции РФ, поручены иным функциональным подразделениям – управлению по делам общественных и религиозных образований, управлению организационно-правового обеспечения юридической помощи, международно-правовому управлению, отделу экспертных учреждений.
Самая мощная структура Минюста Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) - передано Министерством внутренних дел Минюсту России в 1998 г. в соответствии с обязательствами, взятыми нашей страной при вступлении в Совет Европы.
Главная задача ГУИНа - исполнение уголовных наказаний, содержание обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрана, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и лиц, которым суд предоставил отсрочку отбывания наказания.
Как и в других министерствах, работой Министерства юстиции РФ руководит министр, получающий свои полномочия в порядке, установленном Конституцией РФ. Он имеет заместителей, назначаемых Правительством РФ и несущих ответственность за конкретные участки работы в соответствии с распределением обязанностей, утверждаемым министром. Непосредственное руководство подразделениями осуществляют их начальники, назначаемые министром. Работой некоторых наиболее важных подразделений могут руководить непосредственно заместители министра.
Ведущую роль в организации работы и принятии принципиальных решений призвана играть коллегия Министерства юстиции РФ. Она образуется в составе министра (председатель), его заместителей и других руководящих работников министерства. Состав коллегии утверждается Правительством РФ. Она на своих регулярно созываемых заседаниях рассматривает основные вопросы деятельности Министерства и подведомственных органов и учреждений, а также вопросы организационного обеспечения деятельности судов.
В субъектах Федерации существует Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, которое является территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации.
В своей деятельности Главное управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, приказами и распоряжениями федерального управления Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу.
Главное управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, бланки со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, счета в банке.
Основные задачи Главного управления министерства юстиции РФ по субъектам Федерации является:
1) реализация государственной политики в сфере юстиции;
2) обеспечение единства правового пространства Российской Федерации на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации;
3) обеспечение прав и законных интересов личности, общества и государства;
4) координация по вопросам совместной компетенции деятельности органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере юстиции на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации;
5) обеспечение исполнения судебных актов и актов иных органов;
6) обеспечение установленного порядка деятельности судов;
7) осуществление дознания по уголовным делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к подследственности судебных приставов территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации;
8) обеспечение деятельности по делам об административных правонарушениях, отнесенных Кодексом об административных правонарушениях к компетенции органов Министерства юстиции Российской Федерации;
9) содействие федеральному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу в организационно-методическом обеспечении деятельности территориальных органов юстиции, действующих в пределах федерального округа, по направлениям, определяемым федеральным управлением.
4. Учреждения юстиции
4.1 Учреждения юстиции по регистрации юридических лиц
Руководство учреждениями юстиции по регистрации юридических лиц руководит Департамент государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время на основании приказа Минюста России от 31.07.2001 № 1118-к - Департамент по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и юридических лиц). Он был создан в структуре Минюста России в июле 1998 года в связи с принятием Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.1997 № 1378, которыми Министерство юстиции Российской Федерации наделено функциями уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Штатная численность Департамента - 23 человека.
Основными задачами Департамента являются:
- обеспечение осуществления Минюстом России полномочий в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним;
- рассмотрение и решение вопросов в области законодательства о государственной регистрации юридических лиц.
Департамент обеспечивает осуществление Минюстом России следующих полномочий в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним:
- координация работ по созданию учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуются - учреждения юстиции по регистрации прав);
- правовой контроль за деятельностью учреждений юстиции по регистрации прав, в том числе за соблюдением ими Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- разработка методических материалов по вопросам практики ведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- назначение на должность и освобождение от должности регистраторов прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- обучение и повышение квалификации работников в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- контроль за реализацией и исполнение Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 № 273;
- иные установленные законодательством Российской Федерации полномочия в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Основными задачами Департамента в области законодательства о государственной регистрации юридических лиц являются:
- разработка и участие в разработке отвечающих требованиям гражданского законодательства нормативных правовых актов Российской Федерации по государственной регистрации юридических лиц;
- проведение основанной на законодательстве о регистрации юридических лиц работы, направленной на создание системы государственной регистрации юридических лиц;
- осуществление по поручению руководства Министерства иной работы, направленной на исполнение законодательства о государственной регистрации юридических лиц.
В составе Департамента в настоящее время функционируют четыре отдела: Отдел организационно-методического обеспечения регистрации прав; Отдел правового контроля за деятельностью по регистрации прав; Отдел правового анализа и обобщения практики регистрации прав; Отдел законодательства о государственной регистрации юридических лиц.
4.2 Регистрация актов гражданского состояния
Регистрация актов гражданского состояния осуществляют органы записи гражданского состояния. Суть деятельности органов состоит в регистрации событий и фактов, влияющих на правовое положение гражданина. Регистрации подлежат только те события и факты, которые непосредственно названы в правовых актах, государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина[5]. Аналогичные нормы содержит Семейный кодекс РФ, например, в ст. 11,19,25,51.
Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, которые образуются при местной, областной (краевой) администрациях, которые непосредственно руководят их деятельностью. Регистрация актов гражданского состояния производится органами путём внесения соответствующих записей в книги регистрация актов гражданского состояния (актовые книги) и выдача гражданам свидетельств на основании этих записей (например, свидетельство о рождении). Порядок регистрации актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяется федеральным законом «Об актах гражданского состояния № 143-ФЗ от 15.11.97.»
Хотя непосредственное руководство органами записи актов гражданского состояния и осуществляется соответствующими администрациями, Минюста РФ и его органы осуществляют методическое руководство и правовое регулирование деятельности данных органов. Оно заключается в том, что Минюст проводит мероприятия по совершенствованию деятельности органов ЗАГСа; вносит предложения в соответствующие органы государственной власти по совершенствованию законодательства, регулирующего их деятельность; изучает и обобщает практику их работы; разрабатывает необходимые для их работы бланки, формы отчетности, учёта и т.п.
Важное значение имеют инструкции и разъяснения по вопросам организационного обеспечения деятельности органов записи гражданского состояния, издаваемые Министерством юстиции РФ, которые обязательны не только для упомянутых органов, но и для органов учреждений и организаций системы Министерства юстиции РФ, федеральных органов исполнительной власти, иных органов, должностных лиц и граждан, на которые распространяются эти акты.
4.3 Учреждения юстиции по исполнению уголовных наказаний
Самая мощная структура Минюста Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) - передано Министерством внутренних дел Минюсту России в 1998 г. в соответствии с обязательствами, взятыми нашей страной при вступлении в Совет Европы.
Главная задача ГУИНа - исполнение уголовных наказаний, содержание обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрана, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и лиц, которым суд предоставил отсрочку отбывания наказания.
В учреждениях УИС - тюрьмах, исправительных колониях и следственных изоляторах - содержится свыше 900 тыс. человек. Около 700 тыс. из них составляют осужденные, в том числе 40 тыс. женщин и 17 тыс. несовершеннолетних.
В действующих в составе УИС уголовно-исполнительных инспекциях, на учете состоят свыше 400 тыс. лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Штатная численность персонала уголовно-исполнительной системы составляет 390 тыс. человек.
Её производственный потенциал составляют 750 различных предприятий, ежегодный объем производства которых превышает 9,0 млрд. рублей.
При исправительных и воспитательных колониях функционирует 274 вечерних общеобразовательных школы, действуют 284 церкви и храма, 662 молитвенных комнаты.
Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 119 больниц различного профиля. Так, противотуберкулезную помощь оказывают 36 больниц и 56 лечебных исправительных учреждений.
В настоящее время по инициативе Минюста продолжается реформирование УИС, цель которого - гуманизация национального законодательства и приведение его в соответствие с международно-правовыми стандартами, что обусловит значительное сокращение расходов федерального бюджета на содержание осужденных и арестованных, а также улучшение условий отбывания наказания.
Наиболее успешные и значимые мероприятия (проекты), реализованные ГУИН Минюста России в 2001 году:
1. Принят федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" (от 09.03.2001 г. № 25-ФЗ). В соответствии с ним практически исключено применение меры пресечения в виде содержания под стражей к лицам, подозреваемым и обвиняемым в преступлениях небольшой и средней тяжести. Более широко используются альтернативные меры наказания, не связанные с лишением свободы. Созданы благоприятные условия для ускорения реформирования системы, дальнейшей гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики государства, соблюдения прав граждан, существенного сокращения численности контингента в местах лишения свободы,
2. Созданы Управления уголовно-исполнительной системы по федеральным округам при Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (Окружные управления УИС).
3. Проведено совместное заседание коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и коллегии по безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, на котором рассмотрены проблемные вопросы деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России и мерах по их устранению с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа. 1 ноября 2001 года состоялось совместное заседание коллегий Минюста России, МНС России и Координационного Совета руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ Дальневосточного федерального округа.
4. Государственной Думой принято Постановление от 30.11.2001 года № 2172-Ш ГД "Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин" (предусматривает освобождение около 10 тыс. несовершеннолетних и 14 тыс. женщин, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести).
5. В текущем году принято 5 постановлений Правительства России по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы.
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.07.2001 г. № 543 "О внесении дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. № 23 и от 16 марта 2000 г. № 234", которым предусматриваются особенности управления государственными унитарными предприятиями УИС (сохранение статуса предприятий УИС как государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения).
Принято постановление (6 ноября 2001 года № 765) "О проведении реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам федеральных государственных унитарных предприятий, входящих в уголовно-исполнительную систему", предусматривающее отсрочку указанных платежей на два года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2001 года № 636 утверждена федеральная целевая программа "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (2002-2006 годы)", выполнение которой позволит ввести дополнительно 45,7 тысяч мест для арестованных, жилых домов сотрудников общей площадью 215 тыс.кв.м. и привлечь к труду не менее 40 тыс. неработающих осужденных. Программа включена в проект бюджета страны на 2002 год с объемом финансирования 345,06 млн.рублей (в этом году 230 млн. руб.). Объем финансирования программы на 5 лет составит 14,49 млрд. рублей, в том числе: 6,03 млрд. рублей из федерального бюджета, 5,66 млрд. рублей - из местного бюджета, 2,8 - внебюджетных источников.
6. Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.И.Матвиенко проведены 2 селекторных совещания с главами администраций субъектов Российской Федерации по вопросам социальной реабилитации граждан, освобождаемых из мест лишения свободы и по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
7. Создана Межрегиональная общественная организация "Российское пенитенциарное общество". Цель создания данной организации - объединение всех ученых-пенитенциаристов вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Основа реформирования уголовно-исполнительной системы - внедрение в практику деятельности пенитенциарных учреждений идей, разработанных учеными и проверенных жизнью. Важная научная задача - подготовить сотрудников УИС новой формации, воспринявших идеи гуманизации и демократизации пенитенциарной системы и взявших их в качестве принципов своей работы с осужденными.
8. Для увековечения памяти сотрудников УИС, погибших при исполнении служебного долга, совместно с Московской патриархией принято решение о возведении храма на территории Свято-Никольского Угрешского монастыря в г.Дзержинском Московской области. На возведение храма осуществлен сбор добровольных пожертвований от сотрудников УИС, спонсорских организаций и благотворительных фондов. В июле 2001 года проведена торжественная церемония с участием руководства Министерства и Главка по закладке памятной капсулы в основание храма.
9. Развивается собственная научная и учебная база, что дает возможность готовить кадры для УИС и научно обеспечить процесс ее реформирования.
Созданы Вологодский институт права и экономики и Самарский юридический институт, Пермская специальная средняя школа, Казанский, Кузбасский и Липецкий филиалы Владимирского юридического института. Образованы Академия права и управления Минюста России на базе Рязанского института права и экономики и Псковский юридический институт Минюста России на базе Псковской специальной средней школы Минюста России, открыт Санкт-Петербургский институт повышения квалификации.
10. Проведена встреча представителей центральных аппаратов УИС стран-участников СНГ (Азербайджан, Армения, Беларусь, Кыргызстан, Молдова, Украина). В результате ее работы полномочными представителями Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации и Республики Украина подписано Соглашение об основных направлениях сотрудничества в области организации оперативно-розыскной деятельности в местах лишения свободы, борьбы с преступностью и розыска преступников, бежавших из мест лишения свободы и скрывающихся на территории стран-участников СНГ.
5. Адвокатура и нотариат
5.1 Организация нотариальной службы.
Правовые основы организации и деятельности нотариальной службы закреплены в Основах законодательства РФ о нотариате.
Основные задачи нотариальной службы состоят в том, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц; охранять собственность путём различных нотариальных действий; предупреждать соответствующие правонарушения, укреплять законность.
Нотариальная деятельность осуществляется государственными нотариальными конторами и нотариусами, занимающимися частной практикой, которые в праве иметь свою нотариальную контору[6]. Если в том или ином населённом пункте отсутствует государственная нотариальная контора или нотариус, занимающийся частной практикой, то в том случае отдельные нотариальные действия совершают уполномоченные на то должностные лица исполнительной власти. В ч.5 ст.1Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8 декабря 2003) регламентируются случаи нотариальных действий за границей – за границей нотариальные действия совершают на то уполномоченные должностные лица консульских учреждений РФ.
Компетенция перечисленных организаций (уполномоченных лиц) по совершению нотариальных действий не одинакова. В основах законодательства РФ о нотариате определены нотариальные действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой, это следующие действия: удостоверение сделок, выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; наложение и снятия запрещения отчуждения имущества; свидетельство верности копий документов и выписок из них; свидетельство подлинности подписи на документах; свидетельство верности перевода документов с одного языка на другой; удостоверение факта нахождения гражданина в живых; удостоверение факта нахождения гражданина в определённом месте; удостоверение тождественности гражданина изображенным на фотографии; удостоверение время предъявления документов; передача заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг; совершение исполнительных надписей; совершение протестов векселей; предъявление чеков к платежу и удостоверение на неоплаты чеков; принятие на хранение документов; совершение морских протестов; обеспечение доказательств; иные действия, предусмотренные законодательными актами РФ[7]. Нотариусы государственных нотариальных контор, согласно ст.36 Основ законодательства РФ о нотариате совершают те же нотариальные действия, что и нотариусы, занимающиеся частной практикой, а также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. Если в нотариальном округе отсутствует государственная нотариальная контора, то совершение этих действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.
Свидетельство о праве собственности в случае смерти одного из супругов выдаётся государственной нотариальной конторой, в компетенцию которой входит оформление наследственных прав.
Несколько ограничена компетенция уполномоченных должностных лиц органов исполнительной власти, согласно ст.37 Основ они удостоверяют завещания, доверенности, принимают меры к охране наследственного имущества, свидетельствует верности копий документов и выписок из них, свидетельствуют подлинности подписи на документах; на указанных должностных лиц законодательными актами РФ может быть возложено совершение и иных нотариальных действий.
Согласно ст.38 Основ уполномоченные должностные лица консульских учреждений совершают те же нотариальные действия, что и нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, за исключением таких как: передавать заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; предъявление чеков к платежу и удостоверение на неоплаты чеков; совершать протесты векселей.
Государственные нотариальные конторы организационно входят в систему Министерства юстиции РФ, которое осуществляет руководство их деятельностью.
Из статей 3,4,7,9,12,13 Основ законодательства РФ о нотариате оно заключается в том, что Министерство юстиции РФ открывает или упраздняет государственные нотариальные конторы в городах и других населённых пунктах, либо поручает решение этих вопросов органам юстиции субъектов РФ, ведёт их реестр; органы юстиции назначают на должность, перемещают и увольняют государственных нотариусов, поощряют их, налагают на них дисциплинарные взыскания, осуществляют регулярный контроль за соблюдением правил нотариального делопроизводства, за выполнением нотариусами профессиональных обязанностей, финансирует их деятельность, организует материально-техническое обеспечение государственных нотариальных контор; осуществляя руководство государственными нотариальными конторами, органы юстиции организуют их работу, разрабатывают и издают правовые акты, разъяснения по вопросам их организационного обеспечения и направленных также на совершенствование нотариальных контор, осуществляет мероприятия по повышению квалификации государственных нотариусов.
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, их конторы организационно не входят в систему Министерства юстиции РФ. Организация их деятельности иная, нежели государственных нотариусов. Все нотариусы, занимающиеся частной практикой, объединяются в такую организацию как нотариальная палата. Согласно ст.24 Основ законодательства РФ о нотариате членство в ней является обязательным для нотариусов, занимающихся частной практикой.
Нотариальные палаты создаются в республиках, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге. Их деятельность строится на принципах самоуправления. Высшим органом нотариальной палаты является собрание её членов, а непосредственно руководство палатой осуществляют правление и её президент . В ст.25 основ законодательства РФ о нотариате определены основные функции и полномочия нотариальной палаты: представлять и защищать интересы нотариусов, заниматься частной практикой, оказывать им помощь и содействие в развитии их частной нотариальной деятельности; осуществлять контроль за соблюдением профессиональных обязанностей нотариусами; организация стажировки и повышение квалификации нотариусов. Нотариальные палаты объединяются в Федеральную нотариальную палату, которая организует свою деятельность на правах самоуправления. Её высшим органом является собрание представителей нотариальных палат. Руководство палаты осуществляет руководство и президент палаты .
В осуществлении своей деятельности, функций и полномочий нотариусы независимы и руководствуются только законами, нормативными актами Министерства юстиции РФ, изданными в пределах его компетенции, иными актами, а также актами органов государственной власти республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
5.2 Адвокатура
В соответствии с Конституцией РФ от 12.12.93 ст.48 каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Эта помощь, обеспечивается соответствующих организаций, среди которых важное место занимает адвокатура[8].
Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изменениями от 28 октября 2003 г.), юридическая помощь осуществляется адвокатурой, состоит в следующем:
- дача консультаций и разъяснение по юридическим вопросам, устных и письменных справок по законодательству;
- составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;
- осуществление представительства в суде, арбитраже и других государственных органах по гражданским делам, делам по административным правонарушениям;
- участие на предварительном следствии в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков;
- оказание иной правовой помощи.
Перечисленные выше основные функции адвокатуры свидетельствуют о том, что она своими действиями способствует охране прав и законных интересов граждан и юридических лиц, объективному и справедливому отправлению правосудия, укрепление законности.
Адвокатура является общественным объединением, формируемым на добровольной основе, функционирующим на основе самоуправления, самостоятельно решающая внутренние вопросы своей деятельности. Формируется оно из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование и занимающихся адвокатской деятельностью.
Основной организационной формой и низовым подразделением адвокатуры являются юридические консультации, образуемые в городах и районах. Руководит консультацией заведующий. В Федеральном законе от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" определены основные права и обязанности заведующего, они следующие:
- организует работу юридической консультации;
- заключает соглашение с гражданами об оказании юридической помощи и договоры на юридическое обслуживание с предприятиями, учреждениями и организациями;
- назначает адвокатов для осуществления защиты по требованию органов предварительного следствия и суда;
- распределяет работу между адвокатами с учётом их квалификации и персональных к ним обращений;
- устанавливает в соответствии с инструкцией размер оплаты за выполненную адвокатами работу, а также освобождает от оплаты за юридическую помощь;
- осуществляет контроль за качеством работы адвокатов, прохождением стажировки;
- рассматривает жалобы на действие адвокатов;
- и другие функции.
Юридические консультации создаются президиумом коллегии адвокатов, место нахождения и количество работающих юридических консультациях адвокатов определяются президиумом коллегии адвокатов по согласованию с органами юстиции в субъектах РФ.
Коллегия адвокатов образуется по заявлению учредителей, состоящих из лиц, имеющих высшее юридическое образование. Предложение об образовании коллегии направляется в Минюст для согласования, если согласие Минюста получено, то осуществляется регистрация коллегии. Коллегии образуются в республиках, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге.
Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание членов коллегии. Если в коллегии насчитывается более 300 человек, то в место общего собрания может созываться конференция членов коллегии адвокатов избирают президиум коллегии адвокатов, ревизионную комиссию, устанавливает численный состав, штаты коллегии, утверждает отчёты о деятельности президиума и ревизионной комиссии коллегии; рассматривает жалобы на постановления президиума коллегии и осуществляет другие функции, предусмотренные Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
Министерство юстиции РФ и его органы сотрудничают с объединениями и организациями адвокатов, а многие вопросы деятельности адвокатуры решаются при непосредственном участии Минюста и его органов с их согласия. Министерство юстиции и его органы оказывают организациям и объединениям адвокатов помощь в проведении мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов; содействуют созданию условий для наиболее полного использования адвокатами предоставленных им прав и выполнение возложенных на них обязанностей. Минюст РФ устанавливает порядок оказания адвокатами юридической помощи гражданам и организациям, издаёт отдельные инструкции и методические рекомендации по вопросам деятельности адвокатуры[9]. Заведующие юридическими консультациями назначаются и освобождаются от должности президиумом коллегии адвокатов по согласовании с соответствующими органами юстиции, с органами согласовываются места нахождения юридических консультаций и т.д.
6. Заключение
В результате проделанной работы, были изучены основы государственного управления юстицией в РФ:
Также были достигнуты следующие задачи:
1. Изучена структура и организационно-правовые формы управления в области юстиции. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует деятельность Минюста России. В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность. Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации. Минюст России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, счета, в том числе валютные, в банках Российской Федерации и органах федерального казначейства.
2. Рассмотрены основные учреждения юстиции – по регистрации юридических лиц; регистрации актов гражданского состояния; по исполнению уголовных наказаний. Руководство учреждениями юстиции по регистрации юридических лиц руководит Департамент государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время на основании приказа Минюста России от 31.07.2001 № 1118-к - Департамент по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и юридических лиц). Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, которые образуются при местной, областной (краевой) администрациях, которые непосредственно руководят их деятельностью. Регистрация актов гражданского состояния производится органами путём внесения соответствующих записей в книги регистрация актов гражданского состояния (актовые книги) и выдача гражданам свидетельств на основании этих записей (например, свидетельство о рождении). Самая мощная структура Минюста Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) - передано Министерством внутренних дел Минюсту России в 1998 г. в соответствии с обязательствами, взятыми нашей страной при вступлении в Совет Европы. Главная задача ГУИНа - исполнение уголовных наказаний, содержание обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрана, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и лиц, которым суд предоставил отсрочку отбывания наказания.
3. Изучена система нотариата и адвокатуры в РФ. Основные задачи нотариальной службы состоят в том, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц; охранять собственность путём различных нотариальных действий; предупреждать соответствующие правонарушения, укреплять законность. Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изменениями от 28 октября 2003 г.), юридическая помощь осуществляется адвокатурой, состоит в следующем: дача консультаций и разъяснение по юридическим вопросам, устных и письменных справок по законодательству; составление заявлений, жалоб и других документов правового характера; осуществление представительства в суде, арбитраже и других государственных органах по гражданским делам, делам по административным правонарушениям; участие на предварительном следствии в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков; оказание иной правовой помощи.
7. Список литературы
1. Федеральный закон от 21.07.97 г. № 118-ФЗ “О судебных приставах”;
2. Федеральный закон от 21.07.97 г. № 119-ФЗ “Об исполнительном производстве”;
3. Федеральный закон от 21.07.97 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”;
4. Федеральный закон от 21.07.97 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” // СЗ РФ 2003;
5. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изменениями от 28 октября 2003 г.) // СЗ РФ 2003;
6. Федеральный Закон “Об актах гражданского состояния” от 15 ноября 1997 года // СЗ РФ 1997 №47.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)- М.:ООО “ВИТРЭМ”, 2001.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая – СПб: Издательский Торговый Дом “Герда”, 1999.
9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года // СПС “Консультант Плюс”.
10. Приказ Минюста РФ от 29 июля 2002 г. N 211 "Об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации";
11. Приказ Минюста РФ от 2 декабря 2003 г. N 306 "Об утверждении Порядка ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой";
12. Указ Президента Российской Федерации от 03.12.94 г. № 2147 “О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации”;
13. Указ Президента Российской Федерации от 02.05.96 г. № 642 “О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации”;
14. Указ Президента Российской Федерации от 08.10.97 г. № 1100 “О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации”;
15. Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 02.08.99 г. № 954;
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.95 г. № 550 “О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации”;
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.97 г. № 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”;
18. Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской от 07.10.96 г. № 1177;
19. Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8 декабря 2003 г.);
20. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах, Изд. БЕК, Москва, 1996.
21. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997.
22. Кодекс об административных правонарушениях РФ. М.: Юристъ, 2002.
23. Комментарии к Конституции РФ. / Под ред. Мирошникова В.А. - М.: Экмос, 1999..
24. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, под ред. проф. О. Н. Садикова //СПС “Консультант - плюс”.
25. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 г., с историко-правовым комментарием. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997.
[1] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. с. 354.
[2]Официальный сайт Министерства юстиции РФ http://www.minjust.ru/index.html
[3] Официальный сайт Министерства юстиции РФ http://www.minjust.ru/index.html
[4] Официальный сайт Министерства юстиции РФ http://www.minjust.ru/index.html
[5] Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая – СПб: Издательский Торговый Дом “Герда”, 1999. ст. 47 .ч.1.
[6] Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8 декабря 2003 г.) ст. 1 ч.2
[7] Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8 декабря 2003 г.) ст. 35.
[8] Комментарии к Конституции РФ. / Под ред. Мирошникова В.А. - М.: Экмос, 1999. с. 59.
[9] Комментарии к Конституции РФ. / Под ред. Мирошникова В.А. - М.: Экмос, 1999. с. 297.