СОДЕРЖАНИЕ
1. Воля и труд. Мера участия воли человека в его труде по концепции С.Г. Струмилина…………………………………………………………….3
2. Личность предпринимателя, её специфические качества, отличающие от менеджера……………………………………………………………….11
Задача 1……………………………………………………………………..13
Задача 2……………………………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………………………..16
1. Воля и труд. Мера участия воли человека в его труде по концепции С.Г. Струмилина
В представлении о совершенствовании организации творческого процесса в таких институтах, как венчурные фирмы, слабо задействованы известные в психологии факты: уровень притязаний личности в конкретной ситуации конкретной деятельности с определённой целью, который формируется в ходе этой деятельности. Моменты, выделяемые психологами при описании последовательности действий таковы:
-предшествующее действие;
-установление уровня притязаний;
-исполнение действий;
-реакция на достигнутое чувство успеха или неудачи;
-прекращение всей деятельности или продолжение её с новым уровнем притязаний.1
Уровень притязаний предполагает «цель действия», имеющего внутреннюю структуру. То, что хочет индивид в действительности – его «идеальная цель». Уровень, ориентированный на прошлый опыт и возможности «цели действия», принимается обычно в качестве критерия уровня притязаний индивида в данное время в данной ситуации.
В целевой структуре отмечаются также:
-«несоответствие цель – ожидание», а именно разница между уровнем цели действия и уровнем ожидаемого результата. Частично это несоответствие зависит от субъективной вероятности, в том числе от уровня уверенности;
-«целевое несоответствие» может быть положительным, когда уровень притязаний и цель действия выше уровня прошлого действия. Оно может быть отрицательным, когда уровень притязаний и цель действия ниже уровня цели прошлого действия;
-«несоответствие достижения», а именно разница между уровнем притязаний и величиной достижения в результате действия. Это несоответствие в случае положительного и отрицательного значения. Успех и неудача – психологические переживания как реакция на результат действия.
Операционализация разных целевых уровней действия затруднена в связи с тем, что законы формирования притязаний недостаточно раскрыты для тестовых экспериментов.
В целом, экспериментально подтверждены такие уровни притязаний:
-уровень устанавливается относительно высоко;
-уровень поднимается вне области слишком трудных или лёгких задач.
Уровень притязаний как ситуация выбора характеризуется, с одной стороны, установкой индивида, его стремлением выдвигать, ставить более и более высокие цели, потребностью браться за решение трудных задач, с другой – желанием избегать лишних усилий. Здесь нужно учитывать объём действия, к которому относится цель. Размер, характер и сложность единиц деятельности влияют на уровень притязаний.
Выбор цели и единиц деятельности связан с тремя факторами:
-влечение к процессу творчества;
-поиск успеха;
-потребность избегать неудач.
Эти факторы действуют на поле прошлого опыта индивида и корректируются системой ценностей, характеризующей культуру личности.
Целевое поведение складывается по – разному в ситуациях постановки и поиска цели. Поиск или «борьба» за цель связаны с поведением, в котором возможны переживания приближения цели, разочарования достижения цели и завершения цикла поведения.
В ситуации постановки цели решаются задачи уровня притязаний.
Перестройка структуры и функции творческой группы с ориентацией на рост активности творческой личности требует учёта всего, что касается этой личности. Можно в качестве исходной принять изложенную ниже гипотезу.
Рациональная организация творческой группы обеспечивает свои главные функции, если они сосредоточены на целях творческой деятельности и на субъекте творчества. При этом обеспечивается:
-учёт прошлого опыта;
-реагирование на уровень его притязаний;
-введение в систему стимулов, притягательность самого процесса творчества;
-рациональная реакция на «успех – неудачу»;
-возможность выбора объектов деятельности.
Меру притязаний на объём, характер и сложность деятельности можно отразить на трёхпольной шкале, в виде таблицы: 1
Таблица 1
Шкала уровней притязания на объём, характер и сложность деятельности
1 уровень |
Относительно высокий уровень: стремление ставить всё более высокие цели |
2 уровень |
Притязания до определённых границ |
3 уровень |
Вне области слишком трудных и слишком лёгких задач, избегание больших усилий |
На современном этапе развития теории организации творческого труда факторы и взаимосвязи в групповом творчестве поддаются моделированию и анализу.
Во – первых, предлагается интерпретация зависимости выбора целей деятельности от культуры личности с учётом четырёх главных факторов:
-поле прошлого опыта субъекта творчества;
-влечение к процессу творчества;
-поиск успеха;
-потребность избежать неудачи.
Цели, уровень притязаний имеют сложную психологическую породу. Во – вторых, следует принять во внимание иерархическое соподчинение целей субъекта творчества:
-идеальная цель – цель мечты;
-цель намерения;
-достижимая цель;
-цель действия;
-первый (рабочий) уровень цели.
В – третьих, каждому уровню притязаний характерны собственные нюансы целевого поведения. Структура этого поведения включает ряд элементов:
-уровень притязаний;
-постановка целей;
-переживание приближения к цели;
-завершение цикла поведения;
-психологическое пресыщение.
Все эти элементы опираются на поиск и борьбу за цель.
И, наконец, учитывая многофакторность социального поведения членов творческой группы, следует обратиться к взаимозависимости факторов, формирующих поведение членов творческой группы:
-формирование поля творческого поиска;
-профессиональная ориентация;
-творческая ориентация;
-отношение к творчеству;
-рост престижа творчества;
-рост личного престижа;
-профессионально – квалификационный рост;
-повышение общего культурного уровня;
-выбор творческой среды;
-рост личной потребности в творческой деятельности;
-стабильность или текучесть в творческой группе.1
Поведение человека в условиях неопределённости предполагает задействование его личностных качеств, и тем активнее, чем сложнее ситуация, чем значимее для личности следствия развития этой ситуации, т.е. чем значимее следствия риска принятия решений о деятельности в этой данной ситуации.
Типология видов труда в зависимости от сложности требований к возможностям человека, к его социальным, личностным свойствам разрабатывается давно. Такая типология отражает роль труда в самореализации личности.
Воля – это осознанная саморегуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели.
Воля возникла и формируется в процессе трудовой деятельности при овладении человеком законами природы. Волевые действия выполняют две взаимосвязанные функции:
-побудительную, обеспечивающую активность субъекта;
-тормозную, проявляющуюся в сдерживании активности.
Обе функции реализуются в таких ситуациях, как:
-выбор решений из равных по значимости мотивов и целей;
-при отсутствии у субъекта потребности в действиях;
-при очевидных препятствиях к достижению целей и т.д.
Понятие воли также сопряжено с такими понятиями, как:
-самоконтроль личности;
-актуальные потребности;
-мотивы и цели;
-способности и возможности принимать решения;
-система ценностей;
-произвольные и непроизвольные импульсивные действия;
-внимание и ответственность.
Чтобы использовать эти составляющие активности субъекта, нужно более подробно рассмотреть другие её составляющие, в том числе и составляющие проявления воли, критерии процесса труда по его обращённости к личностным свойствам и качествам.
В социальном аспекте воля личности соотносится с социальной ответственностью. Проявление воли личности в организации интегрируется в её социальные функции:
-целевая – поддержание, формирование стратегий организации;
-интегративная – объединение по системам ценностей;
-поддерживающая ( изменяющая ) – воспроизведение функциональной структуры организации в динамике социальных статусов и индивидуальных социально – ролевых структур;
-адаптация к труду – индивидуальному и групповому.1
В трудах экономиста С.Г. Струмилина использован балльный подход к оценке содержания труда по критерию целесообразности использования работником своих возможностей и способностей. Прежде всего, имеются в виду идеи по поводу актуализации воли личности. Сегодня могут быть использованы практикой идеи балльной оценки личностно – волевого критерия совершенства труда.
Построим таблицу, отражающую существо идей С.Г. Струмилина.
Таблица 2
Мера участия воли человека в труде по разным видам труда по С.Г. Струмилину:
Балл |
Виды труда |
Мера участия воли человека в труде |
1 |
Автоматический, рефлекторный труд |
Волевые импульсы рефлекторны |
2 |
Полуавтоматический, привычный труд |
Воля пассивна |
3 |
Шаблонный исполнительский труд |
Воля малоактивна |
4 |
Самостоятельный труд |
Воля активна |
5 |
Свободный творческий труд |
Необходимо высокое волевое напряжение |
Исходным в идеях Струмилина является признание того, что всякая сложная, обращённая к личностным возможностям работника деятельность, включает такие, требующие от него волевого усилия действия.
В их перечень входят приведённые ниже факторы:
-определение цели;
-выдвижение идей;
-прогнозирование, выбор и решение;
-осуществление действий;
-контроль результатов;
-волевые усилия и интуиция.
Всякая деятельность имеет определённую логическую основу. В случае сложного вида деятельности требуется участие воли человека. Одновременно это, как правило, деятельность, требующая способностей к аналитической работе и обращённая к личностным возможностям каждого руководителя и каждого исполнителя.1
Классическая экономика труда ещё в 20 – е гг. была ориентирована на личностный подход в исследованиях проблем трудаК сожалению, в последующие годы исследования проблем труда не включали волевой компонент саморегуляции личности в процессе трудовой деятельности.
Тем не менее, с усложнением производства и повышением требований к личностным возможностям исполнителя волевой параметр в числе других может служить важным звеном в понимании природы эффективности труда как в социальном, так и в экономическом аспектах.
2. Личность предпринимателя, её специфические качества, отличающие от менеджера
Экономисты как профессиональная общность имеют множество специальностей, в том числе и управленец – менеджер.
Однако у экономистов всех специальностей есть общая черта, предполагающая специфическую личностную способность к предпринимательству.
Для менеджера знание экономики обязательно, но в том числе особые требования в части склонностей к предпринимательству.
Предпринимательство рассматривается сегодня как важнейший экономический ресурс в одном ряду с капиталом, землёй и рабочей силой.
Предпринимательские способности – это особый комплекс знаний, умений и навыков, необходимых предпринимателю для исполнения того или иного вида трудовой деятельности с целью использования человеческого капитала для получения наибольшей прибыли.
Предпринимательские способности и умения – золотой фонд общества. И менеджер – ключевая профессия экономики: от компетентности менеджеров зависит становление рыночных отношений.
Компетентность менеджеров – главное условие формирования предпосылок рынка. Это ориентация на иные социальные и психологические ценности как предпосылки становления рыночной системы хозяйствования, а именно на:
-способность к рациональному экономическому поведению;
-социально – экономическую культуру специалиста, стремление к перебору вариантов при принятии решения в условиях неопределённости;
-высокий уровень образованности и общей культуры;
-профессиональную подготовку, организаторские и лидерские способности;
-развитость системы ценностей и потребностей у специалиста, его притязаний.
Предпринимателями называют тех экономистов, которые сами реализуют управление организацией, созданной на идеях и методах экономической деятельности.1
У предпринимателей формируется особое отношение к жизни и особый образ жизни. На фоне прежних представлений особо выделяются предпосылки профессионального менеджмента, опирающегося на предпринимательство.
Становление компетентности такого специалиста отмечено тремя моментами:
-представления о потребности и доступность информации в её получении;
-развитые потребности в росте уровня и качества жизни;
-сложившаяся система моральных ценностей, исключающая запрет на выгоду, обогащение, конкуренцию.
От менеджерской культуры сегодня, кроме прочего, зависят:
-формирование мышления, способного открывать новое, приходить к новым обобщениям в непрерывно меняющейся экономической ситуации;
-включение в резервы хозяйственных преобразований творческих способностей каждого работника – одного из самых драгоценных способностей человека.2
Задача 1
Анализ рабочего места на меру участия воли
Проанализируем рабочее место одного из работников Новосибирского станкостроительного завода – рабочего – слесаря по ремонту шлифовального оборудования в цехе гальваники.
1. Вид труда: полуавтоматический, привычный труд, воля работника является пассивной;
2. Трудовые задания: многообразны, но заранее известны и изложены в инструкциях;
3. Трудовые приёмы и навыки: в основном ограничены, выбор приёмов является однообразным;
4. Ритм труда: переменный сложный. Это важно с эргономической точки зрения: при таком ритме труда работник меньше утомляется, устаёт, и соответственно, это положительно влияет на производительность и эффективность его труда;
5. Трудовые движения работника: в основном, однообразные, полуавтоматические, но такие движения в данном случае являются оптимальными с точки зрения снижения трудоёмкости слесаря. Планировка, оснащение рабочего места являются приемлемыми для данного работника.
6. Работа внимания, памяти, способностей. Условия труда на данном заводе являются допустимыми: в каждом цехе установлены звукозащитные экраны, все работники цехов имеют спецодежду, рабочий день строго регламентирован в соответствии с нормами труда и отдыха.
Присутствуют различные материальные и нематериальные стимулы: премии в размере 30% от соответствующего месячного оклада, надбавки. Полностью сформирован социальный пакет, включающий в себя: оплачиваемый заводом отпуск - 30 календарных дней, непрерывный стаж, медицинская страховка, бесплатный проезд на служебном транспорте.
Задача 2
Составить нормативную модель предпринимателя
Предприниматель должен обладать такими качествами, как:
1. Поведение, располагающее к интересу своей личности;
2. Норма социальной ответственности – помогать своим подчинённым;
3. Норма взаимности – помогать людям, которые помогли данному предпринимателю;
4. Норма нравственная – предприниматель должен быть спокоен, вежлив, тактичен, внимателен.
5. Групповое нормативное влияние – конформизм, основанный на желании предпринимателя удовлетворить ожидания других для того, чтобы добиться признания.
6. Предприниматель также должен обладать следующими психологическими качествами. Это, прежде всего: выносливость, высокая работоспособность, умение общаться с клиентами на деловом уровне, мобильность, стрессоустойчивость, неконфликтность.
7. Что касается профессиональных знаний, умений и навыков, то, прежде всего, предприниматель должен быть компетентным в своей области трудовой деятельности.
8.С социальной точки зрения предприниматель должен:
-владеть знаниями об условиях формирования личности, её свободы, ответственности перед другими людьми;
-владеть основами социологического анализа;
-знать современные методы социально – экономической диагностики;
-владеть методами прогнозирования потенциальных возможностей экономического, социального и организационного развития;
-уметь разрабатывать варианты управленческих решений по критериям социальной эффективности;
-Обладать лидерскими и организаторскими способностями;
-владеть методами поиска новых форм организации своей трудовой деятельности, социально – психологического регулирования морального климата своих подчинённых в коллективе .
Я думаю, при соблюдении всех вышеназванных критериев предприниматель должен добиться максимального роста своего дела или дела своей фирмы для большего роста прибыли, конкурентоспособности, что в итоге повлияет на формирование принципов эффективного и производительного труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. – М.: ДЕЛО, 1991.
2. Калачёва Л.Л. Социология и экономика труда: Учебное пособие. – Новосибирск: НГУ, Часть 2. – 2000. – с. 160.
3. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сиро Р. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.В. Гиппенрейтер., А.А. Пузырея. – М.: МГУ, 1982. – с. 90.
4. Совместная деятельность: Методология, теория, практика. – М.: Наука, 1988. – с. 232.
5. Таранов П.С. Золотая книга руководителя. – М.: Файр. Гранд, 1996.
6. Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. – М, 1996.
7. Экономика труда и социально – трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна., Р.П. Колосовой. – М.: МГУ, 1996.
1 Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сиро Р. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.В. Гиппенрейтер., А.А. Пузырея. – М.: МГУ, 1982. – с. 90.
1 Калачёва Л.Л. Социология и экономика труда: Учеб. Пособие. – Новосибирск: НГУ, Ч.2. 2000. – с. 160.
1 Совместная деятельность: Методология, теория, практика. – М.: Наука, 1988. – с. 232.
1 Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. – М, 1996.
1 Экономика труда и социально – трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна., Р.П. Колосовой. – М.: МГУ, 1996.
1 Таранов П.С. Золотая книга руководителя. – М.: Файр. Гранд, 1996.
2 Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. – М.: ДЕЛО, 1991.