Оглавление

Введение. 3

I. Принципы организации ККД. 4

1.Характеристика  культурно-досуговой деятельности. 4

2. Принципы работы культурно-досуговых учреждений и проблемы, возникающие при организации ККД. 5

3. Принципы принятия решения о форме осуществления культурно-досуговой акции. 7

4. Технологии и методики организации культурно-досуговой деятельности. 9

II.Изучение организации молодежно-познавательной деятельности на примере активного туристского отдыха детей и подростков Санкт-Петербурга. 13

1. Программа «Организации активного туристского отдыха детей, подростков и молодежи». 13

2. Основные подходы к реализации программы. 17

Заключение. 20

Список литературы.. 21

Введение

Сегодня все являются свидетелями нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену "культурно-просветительной работе" пришла та самая культурно-досуговая деятельность, о проблемах и перспективах развития которой сегодня много говорят и пишут. Само слово "деятельность" характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации досуговых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ.

Во всяком случае, с прежними трафаретно-шаблонными подходами и, казалось, застывшими на вечные времена методиками в организации досуговых занятий людей приходится расставаться решительно и бесповоротно. Поэтому изучение новых методик и принципов организации культурно-досуговой деятельности является актуальной темой.

Целью данной работы является  рассмотрение основных принципов организации культурно-досуговой деятельности, а именно, ее технологий, методик, проблем.

 Задачами являются обзор основных характеристик КДД, изучение принципов работ учреждений КДД и рассмотрение на примере «Дома Молодежи» в Санкт-Петербурге процесса организации молодежно-познавательной деятельности активного - туристского отдыха с активными формами познания природы.

I. Принципы организации ККД.

1.Характеристика  культурно-досуговой деятельности.

Культурно-досуговая деятельность – целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, или как перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга.

Культурно-досуговую деятельность рассматривают как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга.  (5, с. 114)

Логика маркетингового подхода достаточно проста. Каждый нормальный человек всегда испытывает в чем-либо нужду, ощущая при этом дискомфорт. Стремление попасть в зону комфортного существования приводит человека к осознанию нужды. А осознанная нужда - это и есть возникшая потребность. Потребности человека колеблются в более или менее значительных пределах - от элементарных физиологических потребностей (пища, сон и т.п.) до самых высоких, теперь уже социальных (общение, признание со стороны окружающих, наслаждение искусством, самоутверждение и т.п.). Существует несколько способов удовлетворения возникших потребностей: что-то можно создать (произвести, выполнить, обеспечить) самостоятельно; что-то можно выпросить у окружающих, дождаться от общества, государственного учреждения, спонсора. В отдельных случаях необходимое отнимается у кого-то силой. Но самый цивилизованный способ удовлетворения потребностей - обмен. Последний может быть и коммерческим (деньги - товар - деньги), и некоммерческим, т.е. благотворительным. Там, где осуществляются коммерческие обмены, именуемые сделками, возникает рынок, а между субъектами обмена складываются рыночные отношения. В других случаях предметами обмена становятся не товар и/или деньги, а свободное время, чувства, идеи и т.п. Потребности "нерыночного характера" перекрываются государственными субсидиями или чьими-либо пожертвованиями, но поскольку наше государство достаточно бедно, чтобы удовлетворить все многообразие потребностей своих граждан, а меценатство и спонсорство на современном этапе пока эпизодичны, рынок и рыночные отношения в сфере культуры и, в частности, в культурно-досуговой деятельности не только неизбежны, но и просто необходимы. Как видим, маркетинговый взгляд на вещи снимает все сомнения по поводу правомерности развития рыночных отношений в сфере культуры. Доминанта завтрашнего этапа развития культурно-досуговой деятельности - рыночная экономика. Она мобилизует для удовлетворения духовных потребностей не только государственные ресурсы, но и личные средства граждан, а также пожертвования всевозможных спонсирующих организаций и лиц. (4, с. 12)

2. Принципы работы культурно-досуговых учреждений и проблемы, возникающие при организации ККД.

Сама по себе культурно-досуговая деятельность представляет достаточно сложную систему, элементами которой выступают миссия, конкретные цели деятельности, объект и субъект деятельности, содержание, средства достижения поставленных целей, формы и методы (в других случаях - способы и приемы) выполнения тех или иных работ, наконец, материальная база и финансовое обеспечение. Как и во всякой социальной системе, в культурно-досуговой деятельности все элементы тесно взаимосвязаны. Стоит потерять из виду хотя бы один из них, как вся система "захромает", даст сбои в работе. Для этого достаточно, хотя бы и мысленно, оставить воображаемое учреждение культуры без кадров или денег, средств аудиовизуальной пропаганды или транспорта. Не лучше выглядит ситуация, в которой перед учреждением культуры нет четкой цели деятельности, а его работники и культактив вообще не знают толком, чем им заниматься и перед кем отчитываться о своей работе. Речь, в сущности, идет о вполне понятных взаимосвязях, однако именно недооценка последних на практике приводила и теперь еще приводит к весьма неутешительным результатам в работе культурно-досуговых учреждений. (5, с. 116)

В технологии культурно-досуговой деятельности принято выделять несколько подсистем:

1. Организационная подсистема (структура организаций, штатное расписание, сложившаяся система распределения полномочий между сотрудниками и др.);

2. Методическая подсистема (принятый алгоритм разработки и осуществления отдельно взятых культурно-досуговых акций, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия в работе волонтеров, т.е. активистов-общественников, сложившаяся практика обобщения и распространения передового опыта, освоения инновационных технологий деятельности);

3. Социально-психологическая подсистема (система формальных и неформальных отношений внутри организаций, отношения с внешней средой, сложившаяся практика подготовки и проведения внутриорганизационных мероприятий);

4. Управленческая подсистема (овладение маркетинговыми технологиями, рекламные процессы, связь с общественностью, сложившаяся практика работы с персоналом и др.).

За четко сформулированной целью всегда стоит последующая хорошо организованная работа. Достижение поставленных целей - это эффективный педагогический результат. Размытость и неопределенность целей - свидетельство некомпетентности и низкой профессиональной квалификации. (5, с. 119)

Далее надо поставить вопрос о поиске и выборе наиболее оптимальных организационно-методических форм культурно-досуговой деятельности, прежде всего организационных, массовых, групповых, коллективных и индивидуальных. Только дифференциацией аудитории успех не достигается, но именно с нее начинается предметный и конструктивный подход к отдельным потребителям услуг культуры, их группам и целым коллективам - производственным, учебным, воинским и т.п.

Отдельная проблема - поиск методических форм культурно-досуговой деятельности. Первое, над чем здесь следует подумать, это оптимальное сочетание традиционных (устных, печатно-наглядных, театрализованных и т.д.) и инновационных форм. Многообразие форм культурно-досуговой деятельности неизбежно ставит работника культуры перед необходимостью выбора оптимального решения: какую именно форму в том или ином случае предпочесть. При этом замечено: чем опытнее специалист культурно-досугового учреждения, тем сложнее ему выбирать конкретную форму проведения какой-либо работы, тем требовательнее он к окружающим его коллегам и к самому себе. (1, с. 98)

3. Принципы принятия решения о форме осуществления культурно-досуговой акции.

Принятие решения о форме осуществления той или иной культурно-досуговой акции целесообразно было бы проводить в таком порядке. Анализ ситуации (изучение спроса потребителей, сбор информаций, изучение демографических характеристик аудитории); в случае, когда речь идет о коммерческом проекте или платной программе, полезно провести маркетинговое исследование, изучить потенциальный рынок, выбрать интересующий сегмент и позиционировать планируемую услугу на избранном сегменте. Далее следует выбрать оптимальную форму проведения мероприятия. Потребуется оценить возможные альтернативы с точки зрения критериев и ограничений. Последние могут носить экономический, социально-демографический и даже личностный характер. Принимаются во внимание такие условия и факторы, как наличие ресурсов, квалификация исполнителей, имеющееся в распоряжении организаторов мероприятия время и др. (2, с. 56)

Остаются актуальными проверенные временем рекомендации относительно активного характера планируемого мероприятия, участия в нем активистов-общественников, широты и разнообразия используемых средств раскрытия темы и др.

Центральным моментом в выборе формы является окончательная оценка выбранной формы, однако на этом процесс принятия решения не завершается. Самое хорошее решение - это выполненное решение, в нашем случае - состоявшееся мероприятие. Здесь уместно говорить о необходимости установления обратной связи. Мероприятия ради мероприятий давно ушли в прошлое.

Профессиональное мастерство культработника проявляется при отборе им содержания будущей культурно-досуговой акции, под которым принято понимать определенный объем воспитательного, информационного материала: исторические факты, современные проблемы, актуальные задачи, художественные образы и аналогии, документы, идеи, законодательные акты и прочее. Вот здесь-то и должны приниматься во внимание духовные интересы и потребности потенциальных участников акции, планируемого мероприятия. Отказавшись от партийной пропаганды и агитации, культработники почему-то ушли от пропаганды знаний экономических, эстетических, правовых, педагогических и т.д. Между тем потребность в них сегодня как никогда велика. (1, с. 92)

Поскольку только массовыми мероприятиями не исчерпывается содержание культурно-досуговой деятельности, в равной мере важно заботиться и о других видах занятий: репетициях, занятиях в кружках и студиях, включая и индивидуальную справочно-консультационную, и образовательную работу.

Совершенствовать технологию какой-либо работы - это еще и обоснованно и эффективно использовать имеющиеся в нашем распоряжении средства: живое слово, иллюстративный материал, аудиовизуальные средства, искусство, компьютерную и лазерную технику, многообразные средства вспомогательного характера - транспорт, инструменты, материалы и т.п. Важны не количество и объем используемых средств, а их разумное (и рачительное!) использование в полном соответствии с решаемыми воспитательными, развлекательными или управленческими задачами.

Самая хорошая культурно-досуговая программа должна начинаться, как уже отмечалось, с изучения аудитории, ее интересов и потребностей. Уместно напомнить: запросы личности и спрос на услугу - это далеко не одно и то же. Запрос - это возможный уровень удовлетворения возникшей потребности, который отражается в сознании потребителя услуги в идеальной, воображаемой фирме. Спрос же - то, за что потребитель готов реально заплатить или, по крайней мере, воспользоваться возможностью получить желаемое на самом деле, а не в мечтах и предположениях. В коммерческой и хозрасчетной деятельности последнее условие имеет особо важное значение. (3, с. 64)

4. Технологии и методики организации культурно-досуговой деятельности.

С переводом культурно-досуговых учреждений на новые условия хозяйствования заметно снизилась культурная активность населения. Культработники чаще полагаются только на собственные силы, не стремясь создать клубный актив, дать ему "досуговую квалификацию".

Культурно-досуговая деятельность как важная составная часть культуры переживает в наши дни существенные трудности. В деятельности очагов культуры есть не только тупики, заставляющие напрочь отказаться от вчерашней практики хозяйствования и осуществления привычных культурно-досуговых акций, но и проблемы, ждущие своего безотлагательного решения. Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры. (2, с. 77)

До сих пор во многих местах технологический процесс культурно-досуговой деятельности воспроизводит формы и образцы прошлого, проектируя мероприятия 30-х – 50-х годов. Поэтому технология культурно-досуговой деятельности должна пройти строгую научную экспертизу. Национально-культурная политика государств будет более рентабельной, если они будут опираться на научный анализ технологии культурно-досуговой деятельности. И это актуально, когда объем и сложность социально-культурных и образовательных систем постоянно растет.

Технология культурно-досуговой деятельности, как системы программного обеспечения, строится на методиках воспитательного и образовательного процесса.

Методика – есть алгоритм конструирования и организации (реализации) какой-либо деятельности, включающий в себя не только последовательность действий, но и систему правил. (3, с. 121)

В основу методики коллективной творческой деятельности ложится алгоритм содружества. Чтобы получить результаты в какой-либо деятельности, в том числе и в воспитательной, необходимо ее сначала продумать (сконструировать), а затем организовать (реализовать). Алгоритм конструирования и организации творческого или воспитательного процесса реализуется в социальной организации людей, в которую вписаны логика и техника действий и взаимосвязи между людьми.

Технология культурно-досуговой деятельности должна учитывать:

1.   Общие алгоритмы организации культурно-досуговой деятельности, которые строятся на общечеловеческих принципах и ценностях, объединяют общие формы организации досуга независимо от национальных и культурных установок людей;

2.   Специфические алгоритмы культурно-досуговой деятельности, которые отражают особенности национальной культуры, ее уникальность и неповторимость.

На основании выделенных общих и специфических алгоритмов культурно-досуговой деятельности мы можем выделить следующую типологию технологии культурно-досуговой деятельности.

1.   Общие технологии, содержащие в себе общие алгоритмы культурно-досуговой деятельности, в которых анализируются общие формы и виды организации досуга для всех народов, независимо от того, в какой части планеты они проживают.

2.   Функциональные технологии, несущие в себе те направления культурно-досуговой деятельности, которые определяют особенности национальных культур и органически вписываются в живую ткань традиций и обрядов этнических культур.

3.   Частные технологии, выявляющие культурно-творческий потенциал, собственно инновационные формы и связанные по большей части с авторскими программами культурно-досуговой деятельности. (5, с. 217)

По выделенным типологическим характеристикам технологии культурно-досуговой деятельности структурируются и методики:

1.   Общая методика – это программа взаимодействия людей в соответствующих условиях. Она включает: общие цели и задачи деятельности, основные направления и общий объем ее содержания, этапы ее осуществления, примерный комплекс средств (форм организации творческого или воспитательного процесса и их взаимосвязи).

Общая методика, как программа фактически описывает желаемое состояние педагогической или художественной деятельности и осуществляется как целостный процесс функционирования этой системы.

Например: методика воспитательной работы в школе, методика воспитательной работы в летнем лагере.

2.   Функциональная методика – это система правил, требований, предъявляемых к организации воспитательного или творческого процесса для эффективного решения определенных (частных) организационно-практических задач.

Например: методика экологического просвещения, методика нравственного воспитания, методика поисковой работы.

3.   Конкретная методика – это последовательность действий и способов взаимодействия людей в конкретных формах организации воспитательного или творческого процесса, формах работы. Например: методика подготовки и проведения классного часа, методика коллективного планирования и анализа.

Технология культурно-досуговой деятельности очень многоаспектна и многогранна. Строится она на общении и взаимодействии людей. Каждый человек, организуя свое общение с окружающими, творит свое "я". В общении происходит творчество своего "я" через стереотипы, которые сформировали личность. (5, с. 219)

Технология культурно-досуговой деятельности стремится объединить людей в определенные социальные группы – потребителей, дифференцируя их очень условно по возрасту и по доступности понимания тех или иных символов культурной жизни.

В периоды стабильного развития государства культурно-досуговая деятельность творит единую живую телесность культуры жизнедеятельности народов, наций. (2, с. 68)

II.

 

 Изучение организации молодежно-познавательной деятельности на примере активного туристского отдыха детей и подростков Санкт-Петербурга.

         1. Программа «Организации активного туристского отдыха детей, подростков и молодежи».

Настоящий проект нацелен на сочетание активных форм познания природы: туризма, экологии, краеведения, отдыха  и общественно-полезной деятельности молодежи.

Для решения практических задач экологического воспитания, сочетания активного отдыха с общественно полезной деятельностью, возникла потребность организации туристских маршрутов, летних экологических лагерей и экспедиций, доступных для массового посещения подростками и позволяющих проводить педагогически организованную деятельность, по-своему содержанию связанную не только с изучением и сохранением природы, воспитанием духовно и физически здоровых детей, но и с разнообразными видами природопользования, оценкой его результатов и прогнозированием возможных         последствий.          Система учебно-воспитательной работы в школах и учреждениях дополнительного образования, и др., по ряду причин, создала множество проблем для развития массового туристского и экологического движения.

Наряду с этим, туризм в сочетании с экологией был и остается одной из массовых и привлекательных форм работы с молодежью. Ни для кого не секрет, что туризм является одной из идеальных форм работы с "трудными" детьми, по предупреждению правонарушений и наркомании.

Туризм и краеведение является наиболее комплексным и доступным видом воспитания здорового и закаленного человека. Он учит дружбе, товариществу, дисциплинированности, чувству коллективизма, развивает самостоятельность, инициативность, трудолюбие, навыки взаимопомощи. Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает в выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм подростка.

Путешествуя в разных районах страны подростки и молодежь получают глубокие познания о своей Родине, отечественной истории, национальных традициях, местной культуре, природе, воспитывая на основе личных впечатлений необходимые качества гражданина России.

Наиболее активными видами являются походы выходного дня, туристские путешествия и экспедиции, спортивные соревнования и слеты с использованием активных способов передвижения (пешком, на плавсредствах, лыжах, велосипедах), при этом к организации мероприятий, как правило не привлекаются службы туристского сервиса (турбазы, гостиницы, и т.д.), что существенно удешевляет стоимость отдыха.

Туризм является не только учебной программой дополнительного образования, но и мощным молодежным движением и активным семейным отдыхом. А для этого туризмом необходимо заниматься, не только как учебной программой спортивного туризма, но и как доступным, массовым движением, имеющим колоссальные возможности для создания условий организации труда, отдыха , развития и реализации личности молодого человека.

Целью программы является:         Активизация в подростково-молодежных клубах туристско-спортивной и краеведческой деятельности, как действенного средства воспитания и оздоровления молодежи. Создание на территории Ленинградской области туристских маршрутов, летних экологических лагерей и экспедиций, доступных для массового посещения и позволяющих проводить педагогически организованную деятельность с подростками, связанную с воспитанием духовно и физически здоровой молодежи, вовлечением ее в активную общественно полезную деятельность по изучению и сохранению природы. Создание организационно-методической работы, систематизированной педагогической деятельности, проведения интересных сертифицированных учебных путешествий и походов выходного дня, слетов, конкурсов, способствующих организации массового и доступного активного отдыха и вовлечением детей, подростков и молодежи в общественно-полезную деятельность по изучению и сохранению природы (на примере Карельского перешейка и других регионов нашей страны). Подготовка квалифицированных кадров для работы с подростками в туризме. Массовое проведение туристских учебных выездов с подростками по программе "Юный Турист" и " Турист России".               Распространение и пропаганда новых туристских направлений, активного отдыха в сочетании с познавательной и общественно полезной деятельностью, направленной на изучение и сохранение природы, формирование и укрепление здоровья детей и молодежи, как основы дальнейшего развития общества. Создание информационной базы на основе опыта проведения походов. Работа практического семинара для руководителей и добровольцев, с целью организации системы туристских мероприятий для подростков, студентов и молодежи Санкт-Петербурга.

Основная идея:

Развитие массового туризма, как одного из комплексных и доступных средств в воспитании личности. По определению академика Д. Лихачева, туризм и краеведение - это наука и научно-популярная деятельность, рассказывающая о прошлом и настоящем родного края и форма общественной активности и поэтому участие молодежи и подростков в изучении и исследовании истории, культуры, экономики, экологии родного края не только форма активного отдыха, но и средство познавательной интеллектуальной деятельности, прикосновение к "высокой науке".             Привлечение нереализованного потенциала молодежи к созидательной творческой деятельности, создание условий развивающей среды, которая помогла бы молодежи проявить свои способности, энергию и творчество в общественно полезной деятельности.      Предоставляя возможность продуктивной творческой свободы, мы открываем путь к инициативе, возможности в юношеские годы вырабатывать идеи и осуществлять их на практике, своими руками изменять мир вокруг себя, и нести ответственность за свои действия.

Научиться уважать свой труд и беречь окружающий мир. Этому нельзя учить, только на словах. Молодежь выбирает действия, приключения и свободу . Нашей молодежи необходима среда, где бы они могли себя чувствовать со взрослыми на равных, знать что от них в этом мире тоже что-то зависит.

Задачами программы являются:    - Повышение роли туризма и краеведения в учебно- воспитательном процессе среди детей, подростков и молодежи.     - Пропаганда и создание системы оздоровительной и спортивной работы в туристских путешествиях, походах выходного дня, слетах, конкурсах, соревнованиях, экологических и краеведческих экспедициях. - Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних путем вовлечения их в общественно полезный труд и активный отдых. - Формирование у детей, подростков и молодежи умения выходить из сложных жизненных          ситуаций.   - Пребывание в течение длительного времени на воздухе, при активной двигательной деятельности в разнообразных условиях обеспечит хорошее физическое развитие и укрепление здоровья. С точки зрения задач физического воспитания наибольшее значение в туризме имеет разнообразная двигательная деятельность в естественных природных условиях.          Программу условно можно разделить на три основных компонента - это:

1. Организация, проведение и оборудование маршрутов спортивных туристских походов и походов выходного дня с подростками Санкт-Петербурга.           2. Создание условий для программы и молодежного туристского движения.           3. Проведение туристско-экологических лагерей и экспедиций на территории Карельского перешейка.

Начальное туристское образование и воспитание:    - формирует потребности общения с живой природой;    - развивает интерес посещения природы;        - обучает навыкам нахождения в природе; в коллективе;          - убеждает в необходимости бережного отношения к природе.                   Опыт организации начального туристского образования показывает как важно развивать сферу, практическую деятельность.

Для обеспечения и разработки инновационных программ проектного метода планируется:       -Расширение сотрудничества с другими организациями. -Создание отличной от нынешней школьной системы организации туристской деятельности. -Участие подростков в общественно полезной деятельности в лесу, поле, на реке (практические работы по оборудованию и благоустройству маршрутов). - Учебно-методическая и научно-практическая деятельность учащейся молодежи (старших школьников, студентов).

Проведение экспедиций и летних палаточных лагерей предполагается как совместное действие самостоятельных туристских групп по единой программе, в которую входит : техника туризма, ориентирование на местности, топография, экология , краеведение, общественно полезная деятельность, отдых. Необходимо оборудовать места для туристских групп, площадки для учебных занятий и игр. Площадка для базового лагеря выбрана на месте селения, где сохранились остатки фундаментов строений, существуют пруды, развалины плотины на ручье и зарастающие поля.

2. Основные подходы к реализации программы.

          1. В первую очередь, разработка проектов территорий для оздоровительно- спортивных маршрутов и туристских лагерей, которая будет проводиться силами подростков и молодежью и добровольцев, руководителей тур групп и студентов.               2. Оборудование площадок для летних туристско-экологических лагерей, оборудование учебные тропы, лыжных трасс и площадок для занятий, стоянок для отдыха туристов, охрана территории во время проведения массовых мероприятий.         3. Краеведческие и экологические экспедиции, туристско-экологические маршруты, учебные тропы, походы совершаемые учащимися города и области.          4. Подростковые и студенческие самодеятельные лагеря с прохождением экологической практики, получением туристских навыков, отдыхом в летнее и каникулярное время.           5. Создание научно-познавательных программ: учебных троп, экологических маршрутов, заповедных уголков природы, оборудование их силами подростков, студентов и содержание в рабочем порядке.           6. Работа с организованными подростковыми группами, и в первую очередь - молодежный, познавательный рекреационный туризм, направленный на содействие семье в воспитании здорового человека.

На наш взгляд, уникальность конкретного проекта состоит в том, что на территории северо-запада не существует комплексной программы создания системы туристско-познавательных походов в природу, как одного из шагов в пропаганде и формировании здорового образа жизни подрастающего поколения, рассчитанной на массовое посещение детей и подростков, проводимой на принципах открытого гражданского общества.

Кадровое обеспечение.

К реализации программы привлекаются: сотрудники ГУ "Дом молодежи Санкт-Петербурга", подростковых клубов по месту жительства, общественных объединений; педагоги школ, внешкольных учреждений, профессионально-технических училищ и другие категории, имеющие соответствующее образование и туристскую квалификацию.   Создание системы подготовки туристских кадров для повышения безопасности и качества проведения походов (организация школы инструкторов) под методическим руководством ГУ "Дом молодежи Санкт-Петербурга".          В качестве одной из форм повышения квалификации руководителей групп и инструкторов по туризму проводятся методические объединения, предсезонные семинары и учебно-тренировочные походы.                    Организационные вопросы.          Продолжительность походов и экспедиций 11 дней, согласно сертификационных документов, в остальных случаях в соответствии с решением маршрутно-квалификационной комиссии.                 Состав группы 14 детей и 2 руководителя, согласно сертифицированных документов.          Набор в туристские и экспедиционные группы производится посредством подачи заявок в районные филиалы и службу оздоровительной работы ГУ "Дом молодежи Санкт-Петербурга" с последующим рассмотрением их советом программы.

Заключение

 

В процессе проектирования в качестве единицы анализа может выступать ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом (общесоциальная), локальная ситуация (относящаяся к региону, поселению, группе), и жизненная (личностная) ситуация.

На всех уровнях анализа носителем проблем является человек: в одном случае — как личность, живущая в определенном обществе, как субъект конкретной культуры, в другом — как представитель той или иной социальной или социально-демографической группы, в третьем — как носитель социальных и личностных проблем, обусловленных вполне конкретными жизненными обстоятельствами и условиями.

В работе были рассмотрены основные принципы организации культурно-досуговой деятельности как в теоретическом, так и в практическом аспектах. В теоретической части были изучены основные характеристики культурно-досуговой деятельности, изучены принципов работ учреждений.

На основании выделенных общих и специфических алгоритмов культурно-досуговой деятельности можно выделить следующие типы технологии культурно-досуговой деятельности: общие технологии, функциональные и частные технологии.

На примере «Дома Молодежи» в Санкт-Петербурге был рассмотрен процесс организации молодежно-познавательной деятельности активного - туристского отдыха с активными формами познания природы.

 

 

Список литературы

1.     Киселева  Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социо-культурной деятельности. – М.: МГУК, 1993.

2.     Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. – Орел: ОГИИК, 1997.

3.     Культурно-досуговая деятельность. /Под ред. Жаркова А. Д., Чижикова В.М. Учебник. – М.: МГУК, 1998.

4.     Новаторов Э.В. Маркетинг в системе деятельности культурно-досуговых учреждений./ Автореф. …канд. пед. наук. – СПб.: СПбГИК, 1993.

5.     Тульчинский Г.Л.Технология менеджмента в сфере культуры. – СПб.: СПбГАК, 1995.