Министерство образования Российской Федерации
Новосибирская государственная академия экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Описание фактического и нормативного методов учета затрат и калькулирования себестоимости
Выполнила:
Судакова Юлия Викторовна
Курс III
№ зачетной книжки 011349
Представительство в г. Искитиме
Содержание
1. Бухгалтерский управленческий учет – как составная часть эффективного управления производством. 4
1.1 Сущность и назначение управленческого учета. 4
1.2 Методы и способы управленческого учета. Ошибка! Закладка не определена.
1.3 Объекты управленческого учета. Ошибка! Закладка не определена.
2. Системы управленческого учета. 9
2.1.Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости готовой продукции. 9
2.2.Метод учета производственных затрат и оценки готовой продукции по фактической себестоимости. 12
3. Учет затрат на предприятии ООО «Полисиб-2001». 21
Заключение. 23
Список литературы.. 25
Введение
В наши дни промышленность России переживает сложное время. Отечественным производителям сложно выдержать конкуренцию с зарубежной продукцией. В связи с этим особенно остро встает вопрос о снижении себестоимости отечественной промышленной продукции с целью повышения её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Для выполнения этой задачи каждому производственному предприятию необходимо наладить бухгалтерский и управленческий учет затрат на производство, для чего необходимо выбрать тот метод учета затрат и калькулирования себестоимости, который наиболее подходит для данного предприятия. Этим объясняется актуальность избранной темы.
Вопросы ,схожие с темой данной курсовой работы, рассматривались в трудах (монографии, учебные пособия и учебники) таких авторов, как Бакаев А.С., Кондраков Н.П., Палий В.Ф., Пархачева М.А., Патров В.В., Самойлов И.В.(см.приведенный в конце работы список использованной литературы).
Целью данной курсовой работы является исследование:
1) нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости,
2) метода учета затрат по фактической производственной себестоимости.
Для достижения этой цели в курсовой работе необходимо:
§ выявить сущность управленческого учета;
§ определить отличия нормативного метода учета затрат от метода учета;
§ выявить сильные и слабые стороны указанных методов.
1. Сущность и назначение управленческого учета
Практическим шагом на пути становления и развития бухгалтерского управленческого учета было выделение из общей бухгалтерской службы предприятия калькуляционной (управленческой) бухгалтерии. Создание двух самостоятельных бухгалтерий финансовой и калькуляционной связывалось прежде всего с расширением производства, ростом его концентрации, с централизацией капитала, с образованием крупных компаний, а также с необходимостью сохранения их коммерческой тайны.
Управленческий учет – это самостоятельное направление бухгалтерского учета, которое обеспечивает управленческий аппарат предприятия информацией, необходимой для оперативного управления, представляющий собой информационно-вычислительную систему, объединяющую совокупность форм и методов планирования, учета, контроля и анализа, направленную на формирование альтернативных вариантов функционирования предприятия и предназначенную для информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений[1].
Управленческий учет, организуется исходя из целей и задач управляющих, никак не регламентируется государством, служит лишь интересам предприятия, в чем и заключается его преимущество перед финансовым учетом. Общие принципы данного учета сводятся к тому, чтобы максимально обеспечить руководство полезной информацией. Управленческий учет в большей степени основан на логике и опыте или на общей приемлемости. В этом смысле можно говорить о децентрализации управленческого учета, а также о его конфиденциальности.
2. Сущность и задачи калькулирования
«Калькулирование – это совокупность приемов и способов, обеспечивающих исчисление себестоимости продуктов производства (работ, услуг). Оно является частью производственного учета, охватывающего все стадии подготовки и получения информации о процессе производства и реализации продукции.
В основе калькулирования лежит калькуляционная процедура.
Калькуляция – это способ расчета (совокупность расчетных процедур) себестоимости единицы продукта (работ, услуг)»[2].
При помощи калькуляции определяется себестоимость различных объектов учета: основных средств, нематериальных активов, приобретенных материальных ресурсов, произведенной и реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг и т. д. Она является основой денежной оценки соответствующих объектов бухгалтерского учета.
Данные калькуляций используются для управления себестоимостью продукции, контроля за ее уровнем, выявления резервов снижения материальных, трудовых и финансовых ресурсов и установления цен на изделия.
Процесс калькулирования себестоимости продукции на предприятиях состоит в основном из следующих этапов:
§ сбор, группировка и детализация первичных затрат в разрезе калькуляционных статей по объектам учета затрат и калькулирования;
§ определение себестоимости окончательного брака;
§ оценка отходов производства и побочной продукции;
§ оценка незавершенного производства;
§ разграничение затрат между готовой продукцией и незавершенным производством;
§ исчисление себестоимости единицы продукции.
Калькуляционная работа на предприятиях организуется в соответствии с общей методологией планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции. Она требует соблюдения общих принципов, обеспечивающих методологическое единство исчисления себестоимости продукции и возможность использования данных калькуляций для анализа и оценки работы как всего предприятия, так и его отдельных внутрипроизводственных звеньев.
Общие принципы калькуляционной работы:
§ научно обоснованная классификация затрат на производство;
§ установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц;
§ выбор методов распределения косвенных расходов;
§ разграничение затрат по периодам;
§ выбор способов расчета себестоимости калькуляционной единицы и др.
Эти общие принципы на отдельных предприятиях конкретизируются с учетом специфики отрасли и особенностей производства.
Основные задачи калькулирования на предприятиях:
достоверное исчисление фактической себестоимости единицы отдельных видов продукции, работ, услуг;
§ контроль за уровнем себестоимости и соблюдением действующих норм и нормативов затрат;
§ определение рентабельности продукции и факторов, влияющих на ее уровень;
§ оценка эффективности работы предприятия и отдельных внутрипроизводственных структур (производств, цехов, участков, бригад) путем сравнения затрат с результатами;
§ выявление и использование резервов снижения себестоимости продукции и др.
Между учетом затрат и калькулированием фактической себестоимости продукции существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Это проявляется, с одной стороны, в том, что основанием для исчисления себестоимости продукции являются данные бухгалтерского учета затрат на производство, с другой стороны, учет затрат организуется с такой детализацией, какая необходима для калькулирования, контроля и управления себестоимостью[3].
Калькулирование состоит из ряда последовательных расчетов, преследующих своей целью локализацию затрат, учтенных по статьям калькуляции, которые относятся к продукции предприятия, его структурных подразделений, исчисления себестоимости единицы продукции.
При всех различиях в методике и технике учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в целом они базируются, с экономической точки зрения, на последовательной реализации принципа "затраты — выпуск — результат". Оба процесса направлены на решение задач управления себестоимостью – определение эффективности производства, контроль за использованием всех видов ресурсов, изыскание резервов их экономии. Их взаимосвязь также проявляется в том, что выбор объектов учета затрат осуществляется в увязке с выбором объектов калькулирования и калькуляционных единиц.
Объектами калькулирования служат выпускаемые предприятием виды продукции, работы и услуги.
Важным вопросом при исчислении себестоимости продукции является правильное установление калькуляционной единицы.
Калькуляционная единица – это измеритель объекта калькулирования. Ее выбор зависит от особенностей изготовления продукции, обширности номенклатуры, применяемых единиц измерения, действующего стандарта и технических условий на вырабатываемые изделия.
Прямые затраты, как трудовые, так и материальные, могут быть непосредственно отнесены на конкретный вид продукции или услуг, общепроизводственные расходы могут быть распределены по видам продукции только при помощи специальных методов[4].
Распределение затрат – процесс отнесения понесенных затрат к определенным объектам затрат.
Объект затрат – организационное подразделение, контракт или другая учетная единица, по которой собираются данные о затратах и измеряется стоимость процессов, продукции, работ, проектов капиталовложений и т.д.
По объектам затрат обычно выделяют методы распределения затрат при массовом и серийном производстве (по деталям, изделиям, процессам, переделам) и при индивидуальном и мелкосерийном производстве (по заказам). В России используют попроцессный, попередельный и позаказный методы калькулирования себестоимости. В данной курсовой рассмотрены позаказный и попроцессный методы. Разновидностью последнего является попередельный метод.
2. Системы управленческого учета
Методы калькулирования себестоимости продукции составляют совокупность приемов, используемых в процессе группировки и распределения производственных затрат по объектам калькулирования (носителям затрат) в целях исчисления себестоимости отдельных видов и единиц продукции.
Наиболее известными в настоящее время системами управленческого учета являются системы, представленные на рис. 2.
Рис. 2. Системы учета затрат и методы калькулирования Себестоимости продукции (работ, услуг) |
2.1.Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости готовой продукции
Сущность его заключается в следующем: отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями, обособленно ведут управленческий учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования, учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции.
Фактическая себестоимость продукции определяется по формуле:
Зфакт = Знорм + О + И,
где Зфакт – затраты фактические
Знорм – затраты нормативные
О – величина отклонений от норм
И – величина изменений норм.
Фактическую себестоимость одного изделия можно определить двумя способами:
1)если объектом учета производственных расходов являются отдельные виды продукции, то отклонения от норм, а так же их изменения можно отнести на эти виды продукции прямым путём, по приведённой формуле.
2) если объектом учета производственных расходов являются группы однородных видов продукции, то фактическую себестоимость каждого вида продукции устанавливают распределением отклонений от норм и изменений норм пропорционально нормативным затратам на производство отдельных видов продукции.
Второй способ калькулирования фактической себестоимости продукции является менее трудоёмким и на практике применяется чаще.
Применение нормативного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции требует разработки нормативных калькуляций на основе норм основных затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет расходов по обслуживанию производства и управления.
Отклонения фактических затрат от нормативов по отдельным расходам определяют методом документирования или инвентарным методом.
Текущий учет затрат по нормам и отклонений от них ведут, как правило, только по прямым расходам (сырьё и материалы, заработная плата). Отклонения по косвенным расходам распределяют между видами продукции по истечении месяца. Аналитический учет затрат на производство продукции ведут по отдельным видам или однородным группам продукции.
Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости готовой продукции имеет следующие достоинства:
1)возможность оперативного контроля за производственными затратами путем учета затрат по текущим нормам;
2) возможность оперативного контроля за отклонениями от норм и их изменениями, благодаря чему оперативно обеспечивается точное калькулирование себестоимости разнообразной и сложной продукции.
К недостаткам метода можно отнести относительную трудоёмкость, из-за чего метод применяется, как правило, в отраслях промышленности с массовым и крупносерийным производством.[5]
2.2.1 Учет выпуска продукции по нормативной себестоимости
При использовании для учета затрат на производство продукции счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" синтетический учет готовой продукции осуществляют на счете 43 по нормативной или плановой себестоимости.
По дебету счета 40 отражают фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), а по кредиту - нормативную или плановую себестоимость.
Фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и др. в дебет счета 40.
Нормативную или плановую себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счета 40 в дебет счетов 43 "Готовая продукция", 90 "Продажи" и других счетов (10, 11, 21, 28, 41 и др.).
Сопоставлением дебетовых и кредитовых оборотов по счету 40 на 1-е число месяца определяют отклонение фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой и списывают с кредита счета 40 в дебет счета 90 "Продажи". При этом превышение фактической себестоимости продукции над нормативной или плановой списывают дополнительной проводкой, а экономию - способом "красное сторно". Счет 40 закрывают ежемесячно, и сальдо на отчетную дату он не имеет.
При использовании счета 40 отпадает необходимость в составлении отдельных расчетов отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам по готовой, отгруженной и проданной продукции, поскольку выявленное отклонение по готовой продукции сразу списывают на счет 90 "Продажи".
В бухгалтерском балансе готовую продукцию отражают:
- по фактической производственной себестоимости (если не используется счет 40);
- по нормативной или плановой себестоимости (если используется счет 40);
- по неполной (сокращенной) фактической себестоимости (по прямым статьям расходов), когда общехозяйственные расходы списываются со счета 26 "Общехозяйственные расходы" в дебет счета 90 "Продажи";
- по неполной нормативной или плановой себестоимости (при использовании счета 40 и списании общехозяйственных расходов со счета 26 на счет 90).
2.2.Метод учета производственных затрат и оценки готовой продукции по фактической себестоимости
Метод учета производственных затрат и оценки готовой продукции по фактической себестоимости состоит из нескольких разновидностей:
1) позаказный метод
2) попередельный метод
3)попроцессный метод
При позаказном методе объектом учета производственных затрат и калькулирования себестоимости является отдельный производственный заказ. Под заказом понимают изделие, или мелкие серии одинаковых изделий, или ремонтные, монтажные, экспериментальные работы.
При изготовлении крупных изделий с длительным процессом производства заказом может оформляться не изделие в целом, а его отдельные узлы.
Для учета затрат на каждый заказ открывают отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа. Учет прямых расходов по отдельным заказам ведут на основании первичных документов по учету выработки, расходу материалов и т.д., в которых обязательно указывается шифр заказа.
Косвенные расходы распределяются между отдельными заказами расчетным путем согласно принятой на предприятии (группе предприятий) методике.
При этом методе учета затрат и калькулирования себестоимости продукции все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа. Фактическую себестоимость составляют только после выполнения заказа. Время определения фактической себестоимости не совпадает со временем составления периодической бухгалтерской отчетности.
При частичном выполнении заказов и сдачи их заказчику частичный выпуск оценивают расчетным путем по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в их конструкции , технологии, условиях производства и т.д. Таким образом, метод допускает условную оценку частичного выпуска заказа и незавершенного производства.[6]
Достоинством данного метода можно считать относительную простоту и малую трудоёмкость непосредственного учета затрат.
Недостатками позаказного метода являются:
1)отсутствие оперативного контроля за уровнем текущих затрат;
2) сложность инвентаризации незавершенного производства.
Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости готовой продукции применяется на ремонтных работах, штучных и мелкосерийных производствах.[7]
Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости готовой продукции заключается в том, что учет затрат ведется не только по видам продукции и статьям калькуляции, но и по переделам (фазам обработки сырья и полуфабрикатов).
При комплексном использовании сырья или полуфабрикатов вырабатываемую продукцию разных сортов и марок переводят в условный сорт расчетным путем с помощью системы коэффициентов.
При изготовлении из одного и того же вида сырья нескольких продуктов выделяют основной продукт. Остальные рассматривают как побочные (сопутствующие) и оценивают их по установленным ценам. Стоимость оцененной побочной продукции вычитают из общей суммы затрат на производство, а оставшиеся затраты относят на себестоимость основного продукта.
Различают два варианта попередельного метода:
1) бесполуфабрикатный вариант- когда в учете ограничиваются учетом затрат по каждому переделу, а в бухгалтерских проводках движение полуфабрикатов не отражается. Их движение от одного передела другому бухгалтерия контролирует по данным оперативного учета движения полуфабрикатов в натуральном выражении, который ведут в цехах.
В соответствии с таким порядком учета затрат себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют лишь себестоимость готового продукта[8]
2) полуфабрикатный вариант- когда движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляется бухгалтерскими проводками, а себестоимость полуфабрикатов калькулируют после каждого передела, что позволяет выявить себестоимость полуфабрикатов на различных стадиях обработки и тем самым обеспечивать более действенный контроль за себестоимостью продукции.
Однако такое наслоение ранее учтенных затрат на производство усложняет учет и калькулирование себестоимости продукции, возникает необходимость очистки сводных показателей по производственным затратам от внутризаводского оборота.[9]
Достоинством попередельного метода можно считать:
1) возможность учета изменений норм затрат;
2) выявление отклонений фактических затрат от текущих норм, что позволяет оперативно осуществлять контроль за затратами на производство, вскрывать причины отклонений от норм, выявлять резервы снижения себестоимости продукции
Попередельный метод учета затрат применяют в производствах с комплексным использованием сырья, а так же в отраслях с массовым и крупносерийным производством, где обрабатываемое сырье проходит последовательно несколько фаз обработки сырья (переделов).[10]
Попроцессный метод учета производственных затрат и калькулирования себестоимости готовой продукции состоит в том, что производственная себестоимость единицы продукции определяется делением общей суммы затрат на количество готовой продукции, при этом незавершенное производство в расчет не принимается.
Достоинством метода можно считать простоту и низкую трудоёмкость непосредственного учета.
Недостатком данного метода являются :
1)низкая информативность;
2) высокая погрешность в полученных итоговых данных.[11]
Попроцессный метод учета производственных затрат и калькулирования себестоимости готовой продукции применяется в отраслях с ограниченной номенклатурой производства, там, где незавершенное производство присутствует незначительно.
Примером таких отраслей могут служить горнодобывающая промышленность, электростанции, жестояннобаночное производство.
Например, в угольной промышленности производственная себестоимость 1 т угля определяется делением общей суммы затрат на количество угля, выданного на поверхность. Уголь, оставшийся в шахте, в расчет не принимается.[12]
Кроме того, попроцессный метод учета производственных затрат и калькулирования себестоимости готовой продукции применяется в простых вспомогательных производствах, вырабатывающих один или несколько видов продукции (работ, услуг), и как правило, не имеющих незавершенного производства: электроэнергетическое хозяйство, теплоэнергетические участки, транспортный цех, тарное производство, ремонтный участок.
2.2.1 Учет выпуска продукции по фактической себестоимости
Учет наличия и движения готовой продукции осуществляют на активном счете 43 "Готовая продукция". Этот счет используется организациями отраслей материального производства. Готовые изделия, приобретенные для комплектации или в качестве товаров для продажи, учитывают на счете 41 "Товары". Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сторону также отражают на счете 43 "Готовая продукция". Фактические затраты по ним списывают со счетов затрат на производство в дебет счета 90 "Продажи". Продукция, не подлежащая сдаче на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и на счете 43 "Готовая продукция" не учитывается.
Синтетический учет готовой продукции может осуществляться в двух вариантах: без использования счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" и с использованием счета 40.
При первом варианте, являющемся традиционным для нашей учетной практики, готовую продукцию учитывают на синтетическом счете 43 "Готовая продукция" по фактической производственной себестоимости. Однако аналитический учет отдельных видов готовой продукции осуществляют, как правило, по учетным ценам (нормативной себестоимости, договорным ценам и др.) с выделением отклонений фактической себестоимости готовой продукции от стоимости по учетным ценам отдельных изделий и учитываемых на отдельном аналитическом счете.
Оприходование готовой продукции по учетным ценам оформляют бухгалтерской записью по дебету счета 43 "Готовая продукция" и кредиту счета 20 "Основное производство".
По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают это отклонение с кредита счета 20 "Основное производство" в дебет счета 43 "Готовая продукция" способом дополнительной бухгалтерской проводки или способом "красное сторно".
Если готовая продукция полностью используется в самой организации, то ее можно приходовать по дебету счета 10 "Материалы" и других аналогичных счетов с кредита счета 20 "Основное производство".
Сельскохозяйственные организации учитывают движение сельскохозяйственной продукции в течение года по плановой себестоимости, а по окончании года ее доводят до фактической себестоимости.
Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию в зависимости от условий поставки, оговоренных в договоре на поставку продукции, списывают по учетным ценам с кредита счета 43 "Готовая продукция" в дебет счета 45 "Товары отгруженные" или 90 "Продажи". По окончании месяца определяют отклонение фактической себестоимости отгруженной (реализованной) продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают с кредита счета 43 дополнительной проводкой или способом "красное сторно" в дебет счета 45 или 90.
Готовую продукцию, переданную другим организациям для продажи на комиссионных началах, списывают с кредита счета 43 в дебет счета 45 "Товары отгруженные".
2.3 Организация учета затрат на производство
Для организации бухгалтерского учета производственных затрат большое значение имеет выбор синтетических и аналитических счетов.
В крупных и средних организациях для учета затрат на производство продукции применяют счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Потери от брака", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 97 "Расходы будущих периодов". По дебету указанных счетов учитывают расходы, а по кредиту - их списание. По окончании месяца учтенные на собирательно - распределительных счетах (25, 26, 28, 97) затраты списывают на счета основного и вспомогательных производств, а также обслуживающих производств и хозяйств.
С кредита счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг). Сальдо этих счетов характеризует величину затрат на незавершенное производство.
В малых организациях для учета затрат на производство используют, как правило, счета 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 97 "Расходы будущих периодов" или только счет 20.
План счетов и другие основные нормативные документы по бухгалтерскому учету разрешают организациям применять несколько методик группировки и списания затрат на производство в зависимости от технологических, организационных и других особенностей предприятия и целевой установки системы управления.
Ранее применяемая методика группировки и списания затрат на производство основывалась на разделении затрат на прямые и косвенные и исчислении полной производственной себестоимости продукции. Прямые расходы учитывались на соответствующих калькуляционных счетах издержек производства и обращения (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"), а косвенные - на собирательно - распределительных счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". По окончании месяца косвенные расходы списывались со счетов 25 и 26 на калькуляционные счета издержек производства и определялась фактическая производственная себестоимость продукции. Затем фактическая производственная себестоимость продукции списывалась со счетов 20, 23, 29 в дебет счетов 43 "Готовая продукция", 45 "Товары отгруженные", 90 "Продажи" и др.
Вновь введенная методика группировки и списания затрат на производство предусматривает разделение затрат на переменные, условно - переменные и постоянные и исчисление неполной (сокращенной, частичной) производственной себестоимости продукции. Прямые переменные расходы учитывают на калькуляционных счетах 20, 23, 29. Косвенные переменные расходы предварительно учитывают на счете 25, а затем списывают с этого счета на счета 20, 23, 29. Постоянные расходы учитывают на счете 26. В конце отчетного периода они списываются со счета 26 в дебет счета 90 "Продажи".
Объекты учета затрат и калькуляции. Объект учета затрат - это совокупность сгруппированных расходов. Основными группировками затрат являются:
- по видам производства - основное и вспомогательные;
- по местам возникновения затрат - производства, цехи, участки, бригады;
- по видам продукции (работ, услуг) - группы однородных изделий, изделия, полуфабрикаты, работы и услуги и др.
Объекты калькуляции - отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, работы и услуги, себестоимость которых определяется.
Аналитический учет затрат на производство ведется, как правило, по объектам учета. Разрешается открывать аналитические счета не на каждый объект, а на их группу.
Для каждого объекта калькуляции необходимо правильно выбрать калькуляционную единицу, в качестве которой применяют в основном натуральные (тонны, метры и др.) и условно - натуральные единицы, исчисленные с помощью коэффициентов (тысяча условных банок консервов и др.). Калькуляционные единицы могут не совпадать с учетной натуральной единицей. В перерабатывающих организациях, например, учетной единицей является 1 кг продукции, а калькуляционной единицей - 1 т или 1 ц. Применение укрупненных калькуляционных единиц упрощает составление плановых и отчетных калькуляций.
3. Учет затрат на предприятии ООО «Полисиб-2001»
На предприятии ООО «Полисиб-2001» изготавливается сборная мебель для прихожих и кухонь как для массовой продажи через сеть магазинов, так и индивидуально.
В связи с индивидуальными заказами на предприятии применяется позаказный метод учета себестоимости продукции. Объектом учета затрат и объектом калькулирования является отдельный производственный заказ, полная фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления (таблица 1).
Таблица 1.
Калькуляция затрат на изготовление комплекта мебели «Престиж»
Статьи расходов |
Сумма, руб. |
Уд. вес, % |
Расходы на приобретение материалов |
12 000 |
|
Расходы на оплату труда, всего |
15 000 |
100,0 |
в том числе |
|
|
в основном производстве |
10 000 |
66,7 |
во вспомогательном производстве |
2 000 |
13,3 |
в общепроизводственных службах |
3 000 |
20,0 |
Обязательные социальные отчисления, всего |
5 340 |
100,0 |
в том числе |
|
|
по основному производству |
3 560 |
66,7 |
по вспомогательному производству |
712 |
13,3 |
на общепроизводственные нужды |
1 068 |
20,0 |
Амортизация по основным средствам, всего |
5 000 |
100,0 |
в том числе |
|
|
основного производства |
1 000 |
20,0 |
вспомогательного производства |
2 000 |
40,0 |
общепроизводственного назначения |
2 000 |
40,0 |
Прочие управленческие расходы |
1 000 |
|
Итого расходов |
38 340 |
|
Особенность учета затрат при данном методе заключается в аккумулировании затрат по каждой завершенной партии или заказу в целом, а не за промежуток времени.
В течение изготовления заказа собраны затраты с подразделением на прямые, относимые в дебет счетов 20 и 23, и косвенные (накладные), относимые в дебет собирательно-распределительных счетов 25 и 26, не связанных непосредственно с конкретным заказом, а обусловленных процессом организации, обслуживания производства и управления им.
При этом по дебету счета 20 «Основное производство» собраны следующие затраты:
§ расходы на материалы – 12000 руб.;
§ расходы на оплату труда основных производственных рабочих -10000 руб.;
§ обязательные отчисления на социальное страхование от заработной платы основных производственных рабочих – 3560 руб.;
§ амортизация основных средств основного производства – 1000 руб.;
§ итого: 12000+10000+3560+1000 = 26650.
По дебету счета 23 «Вспомогательные производства» собраны следующие затраты:
§ расходы на оплату труда рабочих во вспомогательном производстве – 2000 руб.;
§ обязательные отчисления на социальное страхование от заработной платы рабочих вспомогательного производства – 712 руб.;
§ амортизация основных средств вспомогательного производства – 2000 руб.;
§ итого: 2000+712+2000 = 4712 руб.
Общепроизводственные затраты собраны по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы»:
§ расходы на оплату труда в общепроизводственных службах – 3000 руб.;
§ обязательные отчисления на социальное страхование от заработной платы работников общепроизводственных служб – 1068 руб.;
§ амортизация основных средств общепроизводственного назначения – 2000 руб.;
§ итого: 3000+1068+2000 = 6068 руб.
Управленческие расходы собраны по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» и составили 1000 руб..
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы 7068 руб. (6068+1000=7068) подлежат списанию в дебет счетов 20 и 23 пропорционально выбранной базе – заработной плате основных рабочих и рабочих вспомогательного производства, равной 12000 руб. (10000+2000).
Ставка распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов: 7068/12000 = 0,589 д.е.
Основное производство: 10000*0,589=5890 руб.
Вспомогательные производства 2000*0,589 = 1178 руб.
Рис. 1. Структура затрат
Из рис. 1 видно, что основные затраты приходятся на заработную плату и материалы, поэтому при планировании расходов следует этим статьям уделить особое внимание. В частности, можно установить норматив на расходование материалов.
Заключение
В данной работе определена сущность бухгалтерского управленческого учета и исследованы методы и способы управленческого учета, в частности фактического и нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости. При этом установлено, что при ведении учетных записей по факитическим затратам исходные позиции следующие:
· на отклонение прямых фактических затрат материалов и труда основных производственных рабочих влияние оказывают два фактора: отклонения по цене материала и соответственно отклонения по ставке заработной платы; отклонения по использованию материала и соответственно отклонения по производительности труда;
· общепроизводственные расходы рассматриваются в разрезе переменной и постоянной частей;
· на отклонение переменных общепроизводственных расходов влияние оказывают два фактора: отклонение переменных общепроизводственных расходов по затратам; отклонение переменных общепроизводственных расходов по эффективности;
· неблагоприятные отклонения отражаются по дебету, а благоприятные - по кредиту счета;
В основе нормативного метода учета затрат лежит:
· строгое нормирование затрат; предварительное (до начала отчетного периода) составление нормативных калькуляций на основе установленных норм (стандартов) расходов ресурсов по отдельным статьям издержек;
· осуществление раздельного учета и контроля производственных затрат по действующим нормам и отклонениям от норм в местах их возникновения и центрах ответственности;
· систематическое отклонение от расходных норм с целью использования информации об отклонениях для устранения негативных явлений в производственном процессе и управления издержками.
Обе системы учета являются универсальными и могут применяться при любом методе учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
Рассмотрение особенностей управленческого учета позволяет сделать вывод о том, что основное его назначение сводится к следующему:
- представление необходимой информации администрации для управления производством и принятия решений на перспективу;
- исчисление фактической себестоимости продукции (работ и услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов, смет, предвидений;
- определение финансовых результатов по проданным изделиям или их группам, новым техническим решениям, центрам ответственности и другим позициям.
Список литературы
1. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н (ред. от 30.03.2001).
2. План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н. (с изм. от 07.05.2003).
3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: ЗАО Финстатининформ, 1999.
4. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994
5. Карпова Т.П Управленческий учет. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002.
6. Ковалева О.В., Хахонова Н.Е Новый план счетов: комментарии и рекомендации к применению с учетом последних изменений. Ростов – на – Дону: Феникс, 2002.
7. Кондраков Н.П.Бухгалтерский учет. - М: ИНФРА-М,2003.
8. Кондраков Н.П.Бухгалтерский учет в промышленности. - М: ИНФРА-М,2002.
9. Николаева С.А. Учет: какой и для каких целей // Экономика и жизнь. - 1996. - № 42,43,44, 46, 47.
10. Пархачева М.А.Учет в промышленности.-М:Вершина,2003.
11. Палий В.Ф., Соколов А.Д.Учет на производственном предприятии.- М:Вершина,2003.
12. Патров В.В., Самойлов И.В. Учет производственных затрат и калькулирование себестоимости готовой продукции.- Киев, Ника-Центр,2001.
13. Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учет: международный опыт. - М.: Финансы и статистика, 1994.
14. Управленческий учет/Под ред. А.Д. Шеремета. М.: ФБК-Пресс, 1999.
[1] Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. Учебное пособие. С-П – М. – Харьков – Минск, ПИТЕР, 2002, стр. 9.
[2] Друри К. Введение в управленческий и производственный учет
[3] Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект.
[4] Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка
[5] Пархачева М.А.Учет в промышленности.-М:Вершина,2003.-стр 127.
[6] Пархачева М.А.Учет в промышленности.-М:Вершина,2003.-стр 120.
[7] Палий В.Ф., Соколов А.Д.Учет на производственном предприятии. .-М:Вершина,2003.-стр 401.
[8] Пархачева М.А.Учет в промышленности.-М:Вершина,2003.-стр 115
[9] Палий В.Ф., Соколов А.Д.Учет на производственном предприятии. .-М:Вершина,2003.-стр 400
[10] Палий В.Ф., Соколов А.Д.Учет на производственном предприятии. .-М:Вершина,2003.-стр 401.
[11] Кондраков Н.П.Бухгалтерский учет. - М: ИНФРА-М,2003.-стр.298
[12] Пархачева М.А.Учет в промышленности.-М:Вершина,2003.-стр 120