Содержание
1. Сравнительный анализ Гражданского кодекса РФ, Гражданского и торгового кодексов Франции............................................................................................... 3
2. Собственность в международном частном праве.......................................... 4
3. Лицензирование международной туристической деятельности в России.. 10
4. Манильская декларация по мировому туризму.......................................... 16
Список литературы........................................................................................... 20
1. Сравнительный анализ Гражданского кодекса РФ, Гражданского и торгового кодексов Франции
В 1804 году Наполеон ввёл в действие Гражданский Кодекс Франции. Он состоял из трёх частей: Лица, Вещи, Обязательства, которые регулировали имущественные отношения буржуазной Франции. Гражданский кодекс РФ состоит также из трех частей. В центре обязательственных отношений урегулировавшихся Гражданским Кодексом Франции находился договор. Согласно ст.1101 «Договор есть соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать или не делать что-либо». По гражданскому кодексу РФ все гражданские правоотношения подразделяются на вещные и обязательственные.
Условиями действительности всякого договора по ст.1108 Гражданского кодекса Франции признавались: 1) «Согласие стороны, которая обязывается»; 2) «Способность заключить договор»; 3) «Определённый предмет, составляющий содержание обязанности»; 4) «Дозволенное основание обязательства». Договор признавался недействительным, если согласие было исторгнуто силой или обманом (ст.1109). Гражданский Кодекс Франции держится принципа строгой исполнительности договора, независимо от условий. Статья 1134: «Соглашения, законно заключённые, занимают место закона для тех, кто их заключил». Единственным случаем, когда расторжение договора допустимо является обоюдное согласие сторон (абз.2 ст.1134). В Гражданском Кодексе Франции есть статьи посвящённые договору найма, в которых говорится о видах найма (ст.1708) – наём вещей и наём работы, а в статье 1710 раскрывается понятие найма работы. Условий расторжения договоров найма нет. Таким образом, при решении казуса по Гражданскому Кодексу Франции необходимо использовать общие положения о договорах. Если суд сочтёт, что рабочий был заведомо обманут, то договор найма может быть признан недействительным (ст.1109). Расторгнуть же договор можно лишь по взаимному согласию рабочего и работодателя (ст.1134)[1].
Наряду с ФГК во Франции действует французский торговый кодекс (ФТК) 1807 г., основан на ордонансах Кольбера 17 в. Т.к. в основу были положены архаичные нормы, то уже к моменту принятия кодекс оказался устаревшим. ФТК не имел такого резонанса как ФГК.
В гражданском кодексе Российской Федерации в отличие от кодекса Франции не говорится о торговом праве.
Сейчас из 648 ФТК статей сохраняется не более 100 первоначальных.
ФТК состоит из 4-х книг:
1. о торговле вообще;
2. о морской торговле;
3. о банкротствах;
4. о торговой юрисдикции (о торговых судах).
ФТК стал сильно меняться после вступления Франции в ЕЭС (ЕС) (отдельные части ФТК изымались, заменялись законами на базе норм ЕС)
Сейчас ФТК - не кодификация, а собрание торговых законов (отдельные статьи определяют понятие коммерсанта, понятие торговой сделки; законы о торговой регистрации; о ведении бухгалтерской отчетности коммерсантами; о деятельности биржевых маклеров и т.д.)[2].
2. Собственность в международном частном праве
В законодательстве многих государств проводится различие между правом на недвижимое имущество и правом на движимое имущество. В отношении недвижимости законодательство, судебная практика и доктрина этих государств придерживаются принципа, согласно которому право собственности на недвижимость регулируется законом места нахождения недвижимости. Этот закон определяет и содержание права собственности на недвижимость, и форму и условия перехода прав на недвижимость. Особенно жестко данный принцип проводится в отношении такой основной категорий недвижимого имущества, как земельные участки. В специальных реестрах и книгах ведется строгая регистрация прав собственности на землю.
В доктринах международного частного права существуют различные точки зрения на то, какой закон регулирует переход права собственности, если вещь приобретается не в том государстве, где она находится. В одних странах доктрина высказывается в пользу применения закона места нахождения вещи, в других предпочтение отдается личному закону собственника.
В Великобритании и США в течение длительного времени исходным был принцип, согласно которому права на движимость определяются личным законом собственника. В курсе Дайси обращается внимание на переход от принципа личного закона к принципу места нахождения вещи.
В праве Франции в ряде случаев переход права собственности на движимость определяется законом места нахождения вещи; в то же время в наследственном праве переход имущества в порядке наследования часто определяется личным законом наследодателя. Однако принцип личного закона рассматривается в современной доктрине больше как исключение из общего правила. Этот принцип продолжает сохраняться в законодательстве лишь отдельных стран (Аргентины, Бразилии).
Расширение применения закона места нахождения вещи обосновывается в иностранной литературе прежде всего интересами гражданского оборота.
Таким образом, как правило, принцип lех геi sitae определяет, какие вещи могут быть вообще объектом права собственности, объем и содержание прав и обязанностей собственника и чаще всего возникновение, переход и прекращение права собственности[3].
Коллизионные вопросы отношений, вытекающих из права собственности, регулируются также в отдельных международных соглашениях. Гаагская конвенция о праве, применяемом к переходу права собственности в международной торговле товарами, 1958 года решает ряд вопросов, связанных с переходом права собственности, не на основании принципа lех rei sitae, а на основании обязательственного статута, то есть права, применяемого сторонами к сделке внешнеторговой купли-продажи.
Основным правилом, предусматриваемым российским законодательством для решения коллизионных вопросов права собственности, является закон местонахождения вещи. Это правило распространяется как на недвижимое, так и на движимое имущество. Из сферы его применения исключены транспортные средства, подлежащие внесению в государственный реестр. Коллизионные вопросы права собственности на эти транспортные средства решаются по праву страны, где транспортное средство внесено в реестр.
Что касается вопросов возникновения, перехода и прекращения вещных прав, то решаются они с помощью привязок, не совпадающих с привязкой к закону местонахождения вещи, хотя и близких к ней по значению.
Перемещение имущества из одной страны в другую изменяет содержание права собственности, поскольку его «наполнение», объем зависит от закона страны, где в данный момент находится имущество.
Иначе строится режим возникновения и прекращения права собственности. Право собственности возникает и прекращается по закону страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения или прекращения права. Российский гражданин сохраняет за собой право собственности на имущество, которое им было приобретено в России, но в последующем перемещено в установленном порядке за границу. Равным образом за иностранцем признается право на имущество, приобретенное у себя на родине и затем правомерно перемещенное в Россию. В каждом из этих случаев признается право собственности, возникшее под действием соответственно российского или иностранного закона, но содержание права в результате перемещения имущества изменяется.
Изъятия из правила lex rei sitae устанавливаются федеральным законом или международным договором РФ. Назовем лишь наиболее существенные:
Одно из изъятий связано с отношениями по наследованию. Что касается коллизионных вопросов наследования строений и другого недвижимого имущества, находящегося в России, то они решаются по российскому праву. Но в модели Гражданского кодекса для стран СНГ и в разделе VII проекта третьей части ГК РФ эта последняя коллизионная норма уступает место норме с двусторонней коллизионной привязкой.
Другое изъятие относится к судьбе имущества ликвидируемого юридического лица. Вопросы права собственности на такое имущество регулируются личным законом юридического лица.
По российскому гражданскому законодательству представительства и филиалы не являются юридическими лицами (ст. 55 ГК РФ) и наделяются имуществом создавшими их юридическими лицами. В случае ликвидации российского юридического лица судьба имущества его филиала или представительства, находящегося за рубежом, определяется не законом страны местонахождения имущества, а личным законом юридического лица, т.е. российским законом.
Особые сложности в международной практике вызывают случаи, когда предметом сделки является товар в пути. Например, товар перевозится морем или по железной дороге, а стороны во время его нахождения в пути совершают сделку по передаче на него права собственности. Какое право тогда следует применять: страны отправления товара, страны назначения или какого-либо промежуточного пункта нахождения вещи? Закон предписывает в этих случаях применять закон места отправки вещи.
В отношениях между предприятиями, к которым продолжают применяться ОУП СЭВ 1968/1988 годов, момент перехода права собственности и риска случайной гибели товара с продавца на покупателя определяется не путем применения коллизионных норм, а исходя из единых материально-правовых норм. Так, этот переход при железнодорожных перевозках считается совершенным «с момента передачи товара с железной дороги страны продавца железной дороге, принимающей товар», в водных перевозках на условиях «фоб», «сиф» и «каф» - «с момента перехода товара через борт судна в порту погрузки».
Собственнику, в случае предъявления им вещных требований о защите права собственности, предоставляется возможность выбора права, которому подчиняются эти требования. Выбор ограничивается: правом страны, где имущество находится, правом страны, в которой заявлено требование, или правом страны, в которой транспортное средство внесено в государственный реестр.
Предмет специального регулирования – определение момента перехода права собственности при осуществлении договора международной купли-продажи товаров. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров не содержит положения о моменте перехода права собственности от продавца к покупателю (момент заключения договора или момент передачи товара). По этому вопросу Конвенцией не были преодолены различия в национальном законодательстве.
Момент возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору обозначен в ст.223 ГК РФ. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, то право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, поскольку иное не установлено законом.
В двусторонних договорах о правовой помощи, заключенных с Азербайджанской Республикой, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Кыргызстан, Эстонской Республикой коллизионные вопросы права собственности регулируются следующим образом:
право собственности на недвижимое имущество определяется по законодательству Стороны, на территории которой находится недвижимое имущество;
право собственности на транспортные средства, подлежащие внесению в государственные реестры, определяется по законодательству Стороны, на территории которой находится орган, осуществляющий регистрацию транспортного средства (исключение из правила «закон местонахождения вещи»;
возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество определяется по законодательству Стороны, на территории которой имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения или прекращения такого права;
возникновение и прекращение права собственности или иного вещного права на имущество, являющегося предметом сделки, определяется по законодательству места совершения сделки, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Статья 38 Конвенции о правовой помощи и правых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. содержит аналогичные положения. Дополнительно включено указание, относящееся к определению понятия недвижимого имущества. Вопрос о том, какое имущество является недвижимым, решается в соответствии с законодательством страны, на территории которой находится это имущество.
В конвенциях, унифицирующих коллизионное право, действующее в сфере международных коммерческих контрактов, решаются вопросы разграничения перехода права собственности и перехода риска случайной гибели, делимитации пределов обязательственного статута и статута вещных прав. К этой теме обращаются, дополняя друг друга, Гаагские конвенции (Российская Федерация в них не участвует) – Конвенция о праве, применимом к международной купли-продаже товаров, 1955 г., Конвенция о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже товаров (движимых материальных вещей), 1958., Конвенция о праве применимом к договорам международной купли-продаже товаров, 1986 г. (Конвенция 1958 г. и 1986 г. в силу не вступили). В последней Конвенции предусматривается, что право, применимое к договору купли-продаже товаров, регулирует, в частности: момент приобретения покупателем права на продукты, плоды и доходы, связанные с товарами; момент перехода на покупателя риска в отношении товаров; действительность и юридическую силу положений о сохранении права собственности на товары в отношениях между сторонами (ст. 12 «Сфера действия применимого права»). Конвенция не определяет право, применимое к передаче права собственности (за исключением вопросов, прямо указанных в ст.12)[4].
3. Лицензирование международной туристической деятельности в России
12 декабря 1995 года было принято Положение о лицензировании международной туристической деятельности.
Настоящее Положение регулирует порядок и условия лицензирования международной туристической деятельности, осуществляемой российскими и расположенными на территории Российской Федерации иностранными организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица[5].
Лицензия на осуществление международной туристической деятельности является официальным документом, который разрешает осуществление международной туристической деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия ее осуществлении.
В настоящем Положении под международной туристической деятельностью понимается прием иностранных туристов на территории Российской Федерации и направление туристов за рубеж.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» органом, уполномоченным на лицензирование международной туристической деятельности, является Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму.
Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму имеет право передать полномочия по лицензированию международной туристической деятельности соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Лицензии, выданные Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму, действительны на всей территории Российской Федерации.
Лицензии, выданные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на лицензирование международной туристической деятельности, действительны на всей территории Российской Федерации после включения лицензиата в реестр юридических и физических лиц, получивших лицензии на осуществление международной туристической деятельности, ведение которого осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму.
Организациям, учредителями которых являются иностранные юридические и физические лица, а также созданным с участием иностранных инвестиций, и иностранным гражданам, осуществляющим на территории Российской Федерации предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, лицензии выдаются только Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму.
Для получения лицензии заявитель представляет в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
· для юридических лиц - наименования и организационно-правовой формы,
· юридического адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего банка;
· для физических лиц - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия,
· номер, когда и кем выдан) и места жительства;
· вида деятельности;
· срока действия лицензии.
Форма заявления утверждается Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму;
б) копии учредительных документов (если они не заверены нотариусом - с предъявлением оригинала);
в) копию свидетельства о государственной регистрации;
г) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;
д) документ налогового органа о постановке на учет или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.
Руководители юридических лиц и физические лица - предприниматели несут ответственность за достоверность представляемых сведений, установленную законодательством Российской Федерации.
Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.
Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе. Порядок определения размера платы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии и за выдачу лицензии устанавливается Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
В случае необходимости проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. При этом расходы, связанные с оплатой труда экспертов, а также другие дополнительные расходы, непосредственно связанные с выдачей лицензии, не включаются в фиксированную лицензионную плату и уплачиваются отдельно при рассмотрении заявления и выдаче лицензии.
Условиями проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы могут являться спорные положения в представленных на рассмотрение документах, наличие претензий к заявителю (лицензиату) по осуществлению им международной туристической деятельности.
В отдельных случаях, в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов, председателем Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму или соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому переданы полномочия по лицензированию международной туристической деятельности, срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии может быть дополнительно продлен до 30 дней.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется заявителю в письменной форме в 3-дневный срок после принятия решения с указанием причины отказа.
Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:
· наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
· отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления международной туристической деятельности, и условиям безопасности.
Лицензия выдается сроком на три года, но может быть выдана и на меньший срок по заявлению лица, обратившегося за ее получением.
Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
Передача лицензии другим юридическим и физическим лицам запрещается.
В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется лицензиатом на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта.
При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя выданная ему лицензия теряет юридическую силу и подлежит возврату органу, уполномоченному на лицензирование международной туристической деятельности.
В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, его юридического адреса, изменения паспортных данных или места жительства физического лица, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии.
Лицензия подписывается руководителем (в случае его отсутствия - заместителем руководителя) органа, уполномоченного на лицензирование международной туристической деятельности, и заверяется печатью этого органа.
Орган, уполномоченный на лицензирование международной туристической деятельности, приостанавливает действие лицензии или аннулирует ее в случае:
· представления лицензиатом соответствующего заявления;
· обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
· невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельности юридического лица, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· нарушения лицензиатом законодательства Российской Федерации, регулирующего въезд и пребывание иностранных туристов и выезд российских туристов за рубеж, таможенных правил, правил охраны природы, памятников истории и культуры, о защите прав потребителей;
· нарушения лицензиатом условий действия лицензии.
Условиями действия лицензии являются:
· доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
· наличие собственного или арендованного служебного помещения с соответствующим оборудованием;
· наличие в штате не менее одного работника, имеющего специальное туристическое образование или стаж работы в сфере туризма не менее 3 лет;
· оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора (контракта) на куплю - продажу услуг;
· предоставление клиенту полной и исчерпывающей информации о режиме работы лицензиата, его юридическом адресе, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристической деятельности.
Орган, уполномоченный на лицензирование международной туристической деятельности, в 3-дневный срок со дня принятия решения об аннулировании или приостановлении действия лицензии в письменной форме информирует о нем лицензиата и органы Государственной налоговой службы Российской Федерации[6].
4. Манильская декларация по мировому туризму
Изложим основные положения Манильской декларации по мировому туризму.
Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений. Развитие туризма связано с социально-экономическим развитием наций и зависит от доступа человека к активному отдыху и отпуску и его свободы путешествий в рамках свободного времени и досуга, глубокий гуманитарный характер которых он подчеркивает. Само существование туризма и его развитие полностью зависят от обеспечения прочного мира, в укрепление которого он призван внести свой вклад.
Находясь на пороге ХХI столетия и предвидя проблемы, которые могут возникнуть перед человечеством, представляется своевременным и необходимым проанализировать туризм как явление с учетом тех масштабов, которые он приобрел с тех пор, как предоставление трудящимся права на ежегодный оплачиваемый отпуск вывело его из вида деятельности, доступной ограниченному кругу избранных, в более широкий вид деятельности, являющейся составной частью социально-экономической жизни. 3. В результате стремления людей к туризму, тех инициатив, которые были проявлены государствами в вопросах законодательства и государственных институтов, постоянных усилий общественных организаций, представляющих различные слои населения, и технического вклада специализированных органов, современный туризм стал играть важную роль в области человеческой деятельности. Государства признали этот факт, и подавляющее большинство из них поручили Всемирной туристской организации задачу обеспечения гармоничного и постоянного развития туризма в сотрудничестве в определенных случаях, со специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций и другими заинтересованными организациями.
Право на отдых и, в частности, право на отпуск и свободу путешествий и туризма, являющиеся естественным следствием права на труд, признаются Всеобщей декларацией прав человека, а также в законодательстве многих стран в качестве элементов развития человеческой личности. Это влечет за собой обязанность общества предоставлять своим гражданам реальные, эффективные и недискриминационные возможности доступа к туризму. Такие условия должны соответствовать приоритетам, законодательству и традициям каждой соответствующей страны.
В развитии туризма имеется много сдерживающих факторов. Странам и группам стран следует определять и изучать такие сдерживающие факторы и принимать меры по устранению их негативного влияния.
Доля туризма в национальной экономике и международной торговле превратила его в важный показатель мирового развития. Его постоянная роль в национальной экономической деятельности и в международном обмене и его влияние на выравнивание баланса внешней торговли превращают его в одну из основных отраслей мировой экономической деятельности.
В рамках каждой страны внутренний туризм способствует более сбалансированному положению национальной экономики благодаря перераспределению национального дохода, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом. Таким образом, развитие иностранного туризма должно сопровождаться аналогичными усилиями по развитию внутреннего туризма.
Туризм в силу своего влияния на физическое и психологическое здоровье людей, которые практикуют его, является фактором, воздействующим на социальное равновесие, повышение трудовой активности коллективов, личного и общественного благосостояния.
В рамках международных связей и в стремлении к миру, основанному на справедливости и уважении чаяний отдельных личностей и общества в целом, туризм выступает в качестве положительного и постоянного фактора, содействующего взаимному познанию и пониманию, а также в качестве основы для достижения более высокого уровня уважения и доверия между всеми народами мира.
Современный туризм возник в связи с проведением социальной политики, приведшей к предоставлению трудящимся ежегодных оплачиваемых отпусков, что одновременно является признанием основного права человека на отдых и досуг. Он стал фактором социального равновесия, взаимопонимания между людьми и народами и развития личности. Кроме его хорошо известных экономических аспектов он приобрел культурный и духовный аспекты, которые должны быть поддержаны и защищены от негативных последствий, обусловленных экономическими факторами. В этой связи государственные власти и оперативный туристский сектор должны участвовать в развитии туризма, определяя основные направления, связанные с поощрением соответствующих капиталовложений.
Молодежный туризм требует к себе более пристального внимания в связи с тем, что уровень доходов этой категории населения в действительности не создает благоприятных условий для путешествий и отдыха. Позитивная политика в этой области должна выражаться в предоставлении максимальных возможностей и льгот. Такое же внимание должно уделяться людям преклонного возраста и лицам с физическими недостатками.
Во всеобщих усилиях, предпринимаемых с целью установления нового экономического международного порядка, туризм может - при соответствующих условиях - сыграть позитивную роль в пользу равновесия, сотрудничества, взаимопонимания и солидарности между странами.
Государствам следует содействовать созданию лучших условий труда для работников туристской индустрии, тем самым подтверждая и защищая их право на создание профессиональных союзов и на заключение коллективных договоров.
Туристские ресурсы различных стран состоят как из природных богатств, так и из материальных ценностей. Таким образом, речь идет о ресурсах, бесконтрольное использование которых может привести к их истощению или даже к их полному исчезновению. Удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерб социальным и экономическим интересам населения туристских районов, окружающей среде и в особенности природным ресурсам, являющимся основным фактором, привлекающим туристов, а также историческим и культурным местам. Все туристские ресурсы являются достоянием человечества. Национальные общества и международное сообщество в целом должны принимать необходимые меры по их защите. Защита исторических, культурных и религиозных мест при любых обстоятельствах, особенно во время конфликтов, должна представлять собой одну из основных обязанностей государства.
Международное сотрудничество в области туризма представляет собой такое сотрудничество, при котором должны уважаться индивидуальные особенности народа и основные интересы государств. В данной области ведущая и решающая роль Всемирной туристской организации приобретает направляющий и координирующий характер[7].
Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2002.
2. Положение о лицензировании международной туристической деятельности от 12 декабря 1995 года.
3. Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980 года
4. Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1999.
5. Лукашлук И. Международное право: Общая часть М.: Юристъ, 2000.
6. Международное право: Учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов – М.: Юристъ, 2001.
7. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Международные отношения, 2000.
8. Международное право: Отв. ред. проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. М.: Юристъ, 1999.
[1] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. / Под ред. З.М. Черниловского. М: Юридическая литература, 1984. С. 122-123
[2] Там же. С. 140.
[3] Международное право: Учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов – М.: Юристъ, 2001. С. 222-223.
[4] Лукашлук И. Международное право: Общая часть М.: Юристъ, 2000. С. 88-89.
[5] См.: Положение о лицензировании международной туристической деятельности от 12 декабря 1995 г.
[6] Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 90-93.
[7] См.: Манильская декларация по мировому туризму. 10 октября 1980 г.