Содержание
1. Структура культуры.. 3
2. Политическая культура. 8
3. Достижения и потери древней (античной) культуры.. 13
Список литературы.. 17
1. Структура культуры
Слово культура обозначает, прежде всего, глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе.
Понятием культура обозначают так же для обозначения отдельных сфер и компонентов национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, говорят о культуре труда, быта, поведения, художественной музыкальной, нравственной, правовой политической культуре. Выделяют четыре структурных элемента культуры[1]:
1. Массовая и элитарная культура
Элитарная культура (от фр. Elite) - это культура особого слоя общества – элиты. Элита в свою очередь это социальная группа, наделенная особыми духовными способностями. Она не обязательно совпадает с верхушкой общества, каждый имущественный, или политически-значимый слой общества может иметь свою элиту. Ее отличительной чертой является наибольшая по сравнению с другими способность к духовной деятельности, наибольшие интеллектуальные, эмоциональные и эстетические способности. Элита является основным создателем культурных ценностей и обеспечивает общественный прогресс. Поэтому художественная культура должна быть ориентирована на ее потребностей.
Массовая культура массовой культурой называется совокупность явлений культуру ХХ века, а так же некоторые особенности производства культурных ценностей в указанную эпоху. Они рассчитаны на массовое тиражирование и потребление культурных ценностей. Массовое производство при этом развивается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание. Массовая культура предопределяет отказ от рационального начала в сознании. Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений. Ее целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества. Но по мере развития массовой культуры ее основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного не критического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию.
Существует ряд сфер или элементов культуры, которые играют определяющую роль в процессе развития культуры, к ним относятся: религия, мораль, наука и техника, искусство и др.
2. Религия в системе культуры
Религия – это стремление человека к жизни в единстве со сверхчувственным абсолютом (Богом или богами), который воплощает в себе высшее совершенство, могущество и смысл бытия. Религия основана на вере и выражается, прежде всего, в мировоззрении, мироощущении (в том числе мистическом и аскетическом), культе (обрядах поклонения божеству) и различных формах объединения верующих (церковь, община и т.д.). Религиозная культура – это особая сфера культуры, в которой содержанием и целью деятельности всех субъектов постижение метафизических проблем человеческого существования, общества и мира на основе иррациональных догм. На основе этой практики вырабатывается мировоззрение, главной частью которого являются сакрализированные нормы и ценности, изложенные в священных текстах. Важной частью религиозной культуры является отправление обрядов культа. Функции религии в системе культуры:
1. Важнейшей функцией религии в культуре является мировоззренческая – религия выступает как способ познания и осмысления мира. В религии осуществляется рационализация мира (данный аспект религиозной культуры подробно рассмотрел Макс Вебер в работе «Этика мировых религий»). В религии осуществляется выработка определенной картины мира.
2. Второй важнейшей функцией религии является смыслополагающая – религия обеспечивает выявление смысла жизни человека, так же базирующееся на определенной картине мира. Религия позволяет осмыслить такие явления как смерть и страдания и достойно перенести их.
3. Регулятивная функция религии – религиозная картина мира служит основой для норм и ценностей, идеалов определяющих отношение человека к миру. Они выступают в качестве ориентиров и регуляторов поведения человека. Одновременно религия осуществляет узаконивание, закрепление самого нормативно-ценностного порядка. Она придает им абсолютный (независящий от ситуации) и императивный (повелительный) характер.
3. Мораль в системе культуры
Сферу морали образуют отношения между людьми построенные по законам самой человеческой жизни. Мораль представляет собой систему ценностей регуляторов человеческого поведения возникших на основе представлений о добре и зле. Существуют различные системы морали связанные с различными культурами. В основе морали как явления культуры могут лежать различные начала.
1. Религиозная санкция (то есть в нравственные нормы – веления Бога, которые человек слышит как голос своей совести).
2. Эгоистическая система морали ( цель жизни личное счастье, счастье заключается в жизни согласно собственной природе и отсутствии страданий).
3. Любовь к Богу и ближнему (на этом построена христианская мораль, такая мораль становится выражением ценностей коллективизма и универсализма, как например в русской культуре, в западной Европе на основе этих нравственных ценностей сформировалась культура стремящаяся к активному преобразованию мира).
4. Всеобщий мировой закон, определяющий уникальное место каждой души и каждого явления во Вселенной и обеспечивающий воздаяние за добродетельные и греховные поступки (такой подход к нравственным ценностям предопределили особенности восточной культуры.
5. Классовые интересы (в марксизме).
6. Категорический императив – абсолютно самоценное веление совести, имеет различные формулировки. В европейской культуре Нового в форме утверждения «относись к человеку в своем лице и в лице другого всегда как к цели и никогда как к средству стал основой ценностей прав и интересов человека.
4. Искусство в системе культуры
Искусство – это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. И призвано удовлетворить универсальную потребность человека – воссоздать окружающую действительность в различных формах человеческой чувственности.
Выделяются различные значения термина искусство тесно связанные между собой. В самом широком смысле понятие искусства отождествляется с мастерством, умением искусными навыками людей. Древние греки обозначали это термином техне, Хайдеггер отмечал в связи с этим глубокую внутреннюю связь техники и искусства. По мере изменения характера техники под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека по законам красоты. Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл отличающиеся оригинальностью и новизной. Искусство представляет собой развивающуюся систему, гибко реализующуюся в различных видах жанрах направлениях стилях. Создание и функционирование произведений искусства осуществляется в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.
5. Наука и техника в системе культуры.
Наука – это способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле слова наукой можно назвать любой способ построения рациональной картины мира. В более узком смысле наука предполагает изменение предмет с целью его познания, что находит выражение прежде всего в эксперименте как методе научного познания. Наука в этом смысле появилась впервые в Европе в Новое время. Ее формирование связано с открытиями Галилея, Ньютона, формированием первых научных сообществ (например, Королевского Общества в Великобритании). Развитая наука имеет три взаимосвязанных стороны[2]:
1. знание (высшей формой которого является научная теория и научная картина мира как система теорий);
2. деятельность (система теоретических и эмпирических методов);
3. социальная организация (наука является социальным институтом).
Все науки делятся на гуманитарные и естественные. Различие между естественным и гуманитарным знанием состоит в том, что:
1. первое основано на разделении субъекта, (человека) и объекта исследования (природы), при этом преимущественно изучается объект. Центром второй сферы знания – гуманитарной является сам субъект познания. То есть то что изучают естественные науки материально, предмет изучения гуманитарных дисциплин носит скорее идеальный характер, хотя умучается разумеется в своих материальных носителях. Важной особенностью гуманитарного знания в отличие от естественно научного, является нестабильность быстрая изменчивость объектов изучения.
2. в природе в большинстве случаев господствуют определенные и необходимые причинно-следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления, истинна здесь непреложна и может быть доказана. Явления духа даны для нас непосредственно, мы переживаем их как свои, основной принцип здесь понимание, истинность данных – данных в значительной степени субъективна, она результат не доказывания, а интерпретации.
3. Метод естествознания «генерализирующий» (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках, тоже выводится общие закономерности, иначе они небыли бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью поэтому метод гуманитарного знания можно назвать «индивидуализирующим.
4. На естественные и гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние система человеческих ценностей. Для естественных наук нехарактерны ценностно-окрашенные суждения составляющие существенный элемент гуманитарного знания. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связана с ней чем естественно научное знание.
2. Политическая культура
Политическая культура — составная часть общей культуры человечества. В соответствии с точкой зрения одних ученых она включает в себя те элементы духовной культуры страны, политического сознания, которые отражают совокупность наиболее устойчивых политических ориентации, ценностей, установок ее народа. При этом она исходит из того, что политическая культура не включает в себя политическое поведение, но реализуется через него. Другие ученые утверждают, что политическая культура включает в себя не только элементы духовной культуры, политического сознания, но и политического поведения. В конечном итоге главное заключается в том, что обе точки зрения сходятся в понимании того, что политическая культура не замыкается в рамках политического сознания, а находит свое проявление, реализацию в политической практике.
Политическая культура складывается, с одной стороны, из укоренившихся представлений населения страны, касающихся сферы политики, обусловленных традициями, обычаями, верованиями, передаваемыми из поколения в поколение, с другой стороны, из воспроизводства этих представлений в процессе изменяющихся условий политической жизни общества. Следовательно, политическая культура — динамичное явление, в котором в той или иной мере заложены наследственные качества. В соответствии со сказанным можно дать следующее определение политической культуры: политическая культура — это уровень и характер общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни.
Впервые термин "Политическая культура" был введен в научный оборот немецким философом И. Гердером в XVIII веке. Систематизированное же представление о политической культуре как составной части политологии сложилось лишь в середине XX века. Основной вклад в становление и развитие теории политической культуры внесли Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, М. Дюверже и некоторые другие ученые[3].
Характеризуя самые устойчивые представления человека и наиболее типичные формы его взаимоотношений с властью, стиль его политической деятельности демонстрирует, насколько им восприняты и усвоены общепризнанные нормы и традиции государственной жизни, как в повседневной активности сочетаются творческие и стереотипизированные приемы реализации ими своих прав и свобод и т.д. Тот же разрыв (противоречие), который складывался между освоенными и неосвоенными человеком нормативами политической игры, стандартам гражданского поведения, является важнейшим внутренним источником эволюции и развития политической культуры.
В то же время сосуществование ценностей и сиюминутной (чувственной) мотивации поступков, известное несовпадение намерений и действий человека придают политической культуре внутреннюю противоречивость, позволяют сосуществовать в ней "логичным", "нелогичным" и "внелогичным" элементам (В.Парето), способствуют одновременному поддержанию ею активных и пассивных форм политического участия индивида.
Особой сложностью отличается стиль массового политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы, общения и проч. в политическом языке (соответствующих терминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората. Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможности руководствоваться значимыми для себя политическими ценностями и целями, как правила, возникает противоречие между официальной (поддерживаемой институтами государства) политической культурой и теми ценностями (и соответствующими им формами поведения), на которые сориентировано большинство или значительная часть населения. Так, например, в ряде стран Восточной Европы официальные цели "социалистического строительства" в значительной мере внедрялись под давлением государственных инстанций, ни по-настоящему не встроились в систему национальных ценностей и традиций. Поэтому и расставание с социалистическим строем прошло там достаточно безболезненно, в виде т.н. бархатных революций.
Однако в разных странах — и даже в тех, где нет существенных противоречий между официальной и реальной политической культурой, — всегда существуют различия в степени признания и поддержки общественными группами и индивидами принятых в политической системе норм и традиций. Это свидетельствует о разной степени культурной оснащенности политических субъектов. Более того, там, где получают распространение идеи, пренебрегающие ценностью человеческой жизни, игнорирующие права граждан, где правящий режим заставляет людей руководствоваться чувствами страха и ненависти друг к другу, утверждает в общественном сознании идеологию насилия, — там распадается ткань политической культуры. Культурные ориентиры и способы политического участия уступают место иным взаимоотношениям граждан с властями. Фашистские, расистские, шовинистические движения и терроризм, охлократические формы протеста и тоталитарный диктат властей, неспособны поддерживать и расширять культурное пространство в политической жизни. Напротив, они создают в политике культурный вакуум, порождают процессы, чреватые разрушением человеческого сообщества.
Строго говоря, политическая культура отличается также и от предполитического учения граждан в отношениях власти, основанного не на рациональных, а на иррациональных ориентирах, направленность которым задает круговая порука этноса, земляческая мифология, "единая кровь" своей общины. Носители подобного рода воззрений, не зная "общего интереса" и дисциплины (И.Ильин), понимая свободу как "бесчинство разнузданности" (С.Франк), служат источником классового и социального эгоизма, способствуют распространению болезненных энтофобий и вспышек насилия в обществе[4].
Констатируя невозможность построения всех форм участия граждан в политике на образцах культуры, а также разную степень обусловленности институтов власти общепринятым ценностям, следует признать, что политическая культура способна сужать или же расширять зону своего реального существования. Поэтому в целом она не является универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса. Развиваясь по собственным законам, она способна оказывать влияние на формы организации политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений.
Политическая культура относится к такому явлению духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на основании которого можно судить об уровне политической зрелости общества. Поступательное развитие политической истории человеческого общества — это не только становление и развитие государства, утверждение и смена тех или иных форм его устройства и правления, политических режимов и политических систем, но и развитие социальных субъектов политики — личности, различных групп населения, общества в целом. В процессе этого развития субъекты политики усваивают ту или иную политическую культуру, которая соответственно своему характеру оказывает воздействие на политическую жизнь, политический процесс, политическую систему общества и политический режим. Воздействие настолько сильное, что отдельные политологи считают политическую культуру составной частью политической системы общества.
Хотелось бы обратить внимание на следующее: политическая культура, естественно, не единственный фактор, определяющий политическую жизнь и политическую систему общества. Свою роль здесь играют также социально-экономические интересы, нравственные нормы, идеология, образование, этническая принадлежность и другие особенности как отдельной личности, так и социальных групп. Однако при всем этом субъект политики лишь тогда может правильно оценить политическую жизнь и политическую систему, распорядиться характером и направленностью своего участия в них, когда овладеет основополагающими нормами политической культуры. В противном случае будут сплошные заблуждения, за которые рано или поздно придется расплачиваться. Политическая культура дает возможность хорошо ориентироваться в политической ситуации, давать правильную оценку происходящим событиям, умело определять кто есть кто, делать нужный выбор.
В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Так, например, в традиционных обществах (аграрных, построенных на простом воспроизводстве и натуральных связях) политическая культура даже в период реформации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций (т.е. стремительных, обвальных изменений) чаще всего заканчивается либо возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения адаптировать для себя новые цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации новых для них принципов политического развития).
Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.
3. Достижения и потери древней (античной) культуры
Античность создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения человека к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей античного мира, к которой обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты. Эти ценности воплощали в своем творчестве Леонардо да Винчи, Боттичелли, Тициан, Рембрандт, Данте, Шекспир, Пушкин, Оффенбах, Стравинский и другие великие творцы европейской и мировой культуры. Греческий и латынь оставались и остаются я зыком ученых, юристов, медиков потому, что на этих языках античные мыслители зафиксировали основы логики, морфологии и основных наук.
Следовательно, культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества.
Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры античная (греко-римская) культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными[5].
На почве античной культуры впервые появилась и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.
Античность явила миру различные формы организации человеческого сообщества – политические и социальные. Демократия родилась в Древней Греции, открыв огромные гуманистические возможности свободного волеизъявления полноправных граждан, соединения свободы и организованного политического действия. Рим дал примеры хорошо отлаженного республиканского строя жизни и управления, а затем империи – не только как государства, но как особой формы сосуществования многих народов с особой ролью центральной власти, как государственного "замирения" множества племен, языков, религий и земель. Рим открыл миру важнейшую роль права и регулирования всех видов человеческих отношений и показал, что без совершенного права не может быть нормально существующего общества, что закон должен гарантировать права гражданина и человека, а дело государства – следить за соблюдением закона.
Античность завещала последующим эпохам максиму "человек – мера всех вещей" и показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике, государственном строительстве, наконец, в самом главном – в самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая философия – образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев – примерами красоты гражданского служения и государственного созидания.
В античном мире была предпринята грандиозная попытка соединения Запада и Востока с единой цивилизацией, преодоления разобщенности народов и традиций в великом культурном синтезе, обнаружившем, насколько плодотворно взаимодействие и взаимопроникновение культур. Одним из результатов такого синтеза было возникновение христианства, родившегося как религия небольшой общины на окраине римского мира и постепенно превратившегося в мировую религию.
Античное наследие на протяжении веков питало и продолжает питать мировую культуру и науку. Из античности человек вынес мысль о космическом происхождении и судьбе Земли и рода человеческого, о единстве природы и человека, всех обитавших и обитающих на нашей планете существ. Разум человеческий уже тогда достиг звезд. Знания, добытые в античности, показали его огромные возможности. Тогда были заложены основы многих наук.
О том, чем обязана античности современная наука, проще всего судить по названиям научных дисциплин, за каждой из которых стоят имена ее античных зачинателей: астрономия, ботаника, зоология, история, метеорология, математика вместе с геометрией и арифметикой, медицина и многие другие. Из того, что в этом перечне опущено, более всего выражает сущность античного вклада термин "школа". Античность была для современной цивилизации школой, притом такой, уроки которой непреходящи. Обращаясь каждый раз к, казалось бы, античным элементарным учебникам типа созданного Евклидом, мы, к своему удивлению, обнаруживаем много такого, до понимания чего ранее не доросли.
Человечество несет на себе античность, как драгоценную раковину, из которой оно вышло. И трудно себе представить, что когда – нибудь с ней придется расстаться. И дело здесь не только в прочности самой структуры, постоянно обновляемой и наращиваемой в результате археологических открытий, но в том, что античность благодаря неповторимой соотнесенности понятий "природа" и "культура" навсегда останется неповторимым идеалом[6].
Список литературы
1. Арнольдов А.И. Введение в культуру.- М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1999.
2. Боднер А. Политическая культура общества. М.: Знания, 1999.
3. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М.: Дело, 1998.
4. Добрынина В.И. Культура и цивилизация // Cоциально-политический журнал.-1994.- N 2.
5. Культура В.А. Зоц. Религия. Атеизм. - М.: Издательство политической литературы, 2002.
[1] Арнольдов А.И. Введение в культуру.- М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1999. – с 14.
[2] Культура В.А. Зоц. Религия. Атеизм. - М.: Издательство политической литературы, 2002. – с 105.
[3] Боднер А. Политическая культура общества. М.: Знания, 1999. – с 103.
[4] Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М.: Дело, 1998. – с 98.
[5] Добрынина В.И. Культура и цивилизация // Cоциально-политический журнал.-1994.- N 2. - С.92-93.
[6] Культура В.А. Зоц. Религия. Атеизм. - М.: Издательство политической литературы, 2002 .- с 146.