2. Оценка учетной политики организации по порядку составления бухгалтерской отчетности
2.2 Оценка приказа по Учетной политике организации на соответствие требованиям нормативных документов
Учетная политика - это совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета, принятого в организации. За формирование учетной политики отвечает главный бухгалтер, а оформляется она приказом или распоряжением руководителя предприятия.
Способы отражения операций в бухгалтерском учете всегда принимаются во внимание при управлении предприятием. Вот почему значение учетной политики так велико. А значит, руководителю и главному бухгалтеру следует серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики.
Как известно, каждый бухгалтер сам решает каким способом он будет начислять амортизацию, признавать выручку, рассчитывать норматив для процентов по кредитам и т.д. Свой выбор бухгалтер должен зафиксировать в учетной политике. Ведь именно там прописываются все приемы, которые использует предприятие при ведении бухгалтерского и налогового учета.
Учетную политику бухгалтер может формировать по – разному.
Первый вариант. Можно закрепить политику для целей бухгалтерского и налогового учета отдельными приказами.
Второй вариант. Можно издать один приказ, в котором предусмотреть три раздела:
- организационно-технический;
- учетная политика для целей бухгалтерского учета;
- учетная политика для целей налогового учета.
В первом разделе нужно указать:
1) порядок и сроки проведения инвентаризации. Здесь надо указать перечень имущества и обязательств, которые необходимо проверить;
2) план счетов бухгалтерского учета, который применяет организация;
3) формы первичных документов для хозяйственных операций, по которым не утверждены типовые бланки или которые организация разработала самостоятельно. В этих документах обязательно должны быть реквизиты, которые перечислены в статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете»;
4) формы регистров налогового учета;
5) правила документооборота;
6) порядок контроля за хозяйственными операциями, а также иные правила ведения бухгалтерского учета.
Следующий раздел – это учетная политика для целей бухгалтерского учета. Основным документом, который регламентирует порядок ее составления, является ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденная приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. №60н. В этом разделе нужно установить:
- способы амортизации основных средств и нематериальных активов;
- порядок учета и списания в производство сырья и материалов;
- перечень резервов, которые будет создавать предприятие;
- порядок списания общехозяйственных расходов и т.д.
Третий раздел – учетная политика для целей налогообложения. Здесь нужно отразить порядок определения выручки, которому будет следовать организация, исчисляя НДС. Кроме того, в этом разделе организация должна указать, как она будет признавать доходы и расходы, а также учитывать отдельные хозяйственные операции в целях исчисления налога на прибыль. Заполняя третий раздел следует руководствоваться нормами налогового кодекса РФ.
Также можно создать и объединенную учетную политику: одновременно для бухгалтерского и налогового учета.
Сопоставляя приказ «Об утверждении учетной политики ОАО «ЗЖБИ-5» можно отметить, что ОАО «ЗЖБИ-5» выбрал второй вариант формирования учетной политики.
Изучая приказ об учетной политики ЖБИ №5 на предмет соответствия ПБУ 1/98 «Положение об учетной политике» и Закону «О бухгалтерском учете» можно отметить следующее:
§ отсутствует акцент на том, что учетная политика организации формируется главным бухгалтером (п. 5, абзац 1 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»);
§ не утвержден рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности (п. 5, абзац 3 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»);
§ не утверждены формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (п. 5, абзац 4 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»);
§ не утвержден порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации (п. 5, абзац 5 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»);
§ не утверждены правила документооборота и технологии обработки учетной информации (п.5, абзац 7 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»);
§ не утвержден порядок контроля за хозяйственными операциями (п. 5, абзац 8 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации») ;
В приказе об учетной политике нужно было определить, каким образом организация будет списывать общехозяйственные расходы (на ЗЖБИ-5 общехозяйственные расходы списываются в дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж», что соответствует п. 9 ПБУ 10/99)
Предприятие должно раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
С учетом проведенного анализа приказа «Об учетной политики» завода ЖБИ №5 на соответствие нормативным актам можно сделать вывод о том, что приказ утвержден формально.
В заключение следует отметить следующее. С развитием рыночных отношений, появлением принципиально новых видов деятельности, усложнением процессов управления предприятиями и степенью осознания руководителями различного звена субъектов рыночных отношений круга, содержания и значимости решаемых задач объективно возрастает роль учетной политики. В узком смысле, учетная политика согласно действующему законодательству представляет собой совокупность способов бухгалтерского учета.
Если же ставить проблему шире, с точки зрения реальной практики и тенденций развития хозяйственной деятельности, то учетную политику организации вполне можно рассматривать в качестве одного из инструментов управления организацией.
Кроме того, учетная политика предприятия оказывает прямое воздействие на качество ведения бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, одним из основных документов которой является бухгалтерский баланс.
2.3 Содержание, порядок составления бухгалтерского баланса
Центральное место в составе отчетности занимает бухгалтерский баланс (Приложение 2), показатели которого дают возможность проанализировать и оценить финансовое состояние организации на дату его составления. По данным баланса устанавливаются и оцениваются следующие важнейшие показатели:
состав, структура и динамика данных актива и пассива баланса;
наличие собственного оборотного капитала;
величина чистых активов организации;
коэффициенты финансовой устойчивости;
коэффициенты платежеспособности и ликвидности и т.д.
Бухгалтерский баланс – это способ обобщенной группировки и текущего учета имущества предприятия по функциональной роли и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату. По экономическому содержанию имущества баланс представляет собой совокупность материальных и нематериальных ценностей, финансовых активов и денежных средств.
Основным условием баланса является равновесие актива и пассива, вытекающее из того, что в активе и в пассиве баланса отражены одни и те же средства, но сгруппированные по разным признакам.
Форма бухгалтерского баланса представляет двухстороннюю таблицу, в которой с одной стороны показаны хозяйственные средства по составу и размещению, с другой – по их источникам образования и целевому назначению. Итог средств, подсчитанный по их составу и размещению, всегда равен итогу источников и целевому назначению этих средств. Конечные итоги актива и пассива называются валютой баланса.
По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и совместных организаций, а также общественных организаций.
По объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные. Самостоятельный баланс имеют только предприятия, являющиеся юридическими лицами. Отдельный баланс составляют структурные подразделения предприятия в том случае, если это предусмотрено учетной политикой предприятия.
По виду информации выделяют отчетные (составляются по отчетным данным) и прогнозные (составляются по прогнозным данным и рассматриваются как элемент финансового планирования) балансы.
По способу представления информации могут быть балансы – брутто и балансы – нетто. Баланс-брутто – это баланс, включающий в себя регулирующие счета; баланс-нетто – это баланс, из которого эти счета исключены. Исключение из баланса регулирующих статей называется его очисткой.
Пользователям, как правило, приходится иметь дело с обычным отчетным балансом. Не случайно в международных и национальных стандартах оговаривается минимальный набор данных, которые должны быть отражены в основных отчетных формах. Этот набор данных позволяет получить достаточно подробную характеристику финансового положения, тем не менее, нередко баланс подвергается некоторым трансформациям, позволяющим повысить его аналитичность.
Поскольку одно из предназначений баланса состоит в характеристике изменений в финансовом состоянии предприятия за отчетный период, он содержит две колонки показателей – на начало года и конец периода (квартала, полугодия, 9 месяцев, года).
Средства, полученные предприятием из различных источников, вкладываются в активы, подразделяющиеся на две большие группы: внеоборотные активы, то есть, активы, используемые в производственном процессе в течение длительного времени (более года), и оборотные активы, которые потребляются в течение года неоднократно, то есть, средства, в них вложенные, оборачиваются за это время несколько раз.
В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения на оборотные (краткосрочные) и внеоборотные (долгосрочные). Активы и обязательства представляются как оборотные (краткосрочные), если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как внеоборотные (долгосрочные).
Приказом Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. № 67н изменена форма бухгалтерского баланса. В целом типовая форма (образец) баланса стала занимать в 2 раза меньше места - две страницы вместо четырех - главным образом, за счет почти полного отсутствия обязательных расшифровок основных статей. Но при более внимательном взгляде на новый образец можно обратить внимание на следующее.
В разделе баланса "Внеоборотные активы" появился показатель "Отложенные налоговые активы" (код 145), а в разделе "Долгосрочные обязательства" – показатель «Отложенные налоговые обязательства», то есть в баланс введены показатели, следующие из ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".
Изменен состав показателей раздела «Капитала и резервы»:
Ø собственные акции, выкупленные акционерами, теперь вычитаются из капитала - это абсолютно логично с экономической точки зрения (ведь выкуп организацией собственных акций или долей в уставном капитале действительно означает, что капитал, "работающий" в организации, уменьшился, так как был отвлечен на операцию выкупа). Ранее стоимость выкупленных собственных акций отражалась в активе баланса.
Ø в новом образце баланса не стало таких показателей, как "Фонд социальной сферы" (бывшая строка 440) и "Целевые финансирование и поступления" (строка 450 прежней формы баланса). Это тоже представляется оправданным. Ведь теперь нет жесткого ограничения "сверху" на размер средств, которые может потратить организация на социальную сферу или на какие-либо иные цели - все решает высший орган управления организацией (например, в акционерном обществе - собрание акционеров). А для внешних пользователей отчетности (инвесторов, кредиторов и т. п.) главное - это размер капитала в целом, динамика его изменения и т. д. Конечно, если принято решение, что значительные суммы прибыли будут направлены на социальные нужды, то эта информация, вероятно, является существенной и подлежит раскрытию, но не обязательно в самом балансе.
Остатки неиспользованных средств целевого финансирования и поступлений, по идее, не могут автоматически присоединяться к капиталу (то есть, образно выражаясь, не могут "быть положенными в карман" собственников организации), так как за них "еще надо отчитаться" - либо использовать по целевому назначению, либо вернуть, либо признать доходом.
Ø нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) теперь приведены одной строкой, без разделения на прибыль/убыток прошлых лет и прибыль/убыток отчетного года.
В справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, появился новый показатель - "Нематериальные активы, полученные в пользование". Кроме того, стандартные коды строк данной справки не предусмотрены.
Рассмотренные изменения формы баланса введены в действие с отчетности за 2003 год. В данной же работе анализируется баланс завода ЗЖБИ – 5 за 2002 год, который соответственное еще содержит основные показатели, действующие до выхода указанного приказа о формах отчетности. Но это, собственно не так важно, потому, что принцип составления баланса не изменился и вряд ли изменится в будущем.
Чтобы правильно составить баланс бухгалтер должен соблюдать следующие правила:
1) Равновесие актива и пассива баланса.
2) Баланс составляется в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин, которые следует раскрывать в пояснениях в бухгалтерскому балансу. Иными словами – отражение объекта учета осуществляется по остаточной стоимости.
3) Активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения на долгосрочные и краткосрочные.
4) Баланс составляется на основании данных счетов бухгалтерского учета.
5) Остатки хозяйственных средств и источников их образования показываются на счетах по той же стороне, что и в балансе. Активные счета соответствуют активу баланса, пассивные счета – пассиву баланса.
6) Если какой-либо показатель необходимо вычесть или он имеет отрицательное значение, то в балансе его нужно записывать в круглых скобках)
Для оценки соответствия показателей бухгалтерского баланса данным бухгалтерского учета необходимо провести сверку остатков по счетам журнала «Главная книга» за 2002 год. При этом можно отметить следующее:
1) Сумма строки баланса 120 соответствует остатку по счету 01 «Основные средства» (38679 тыс. руб.). Согласно ПБУ 6/01 (ред. от 18.05.2002) «Учет основных средств» по этой строке отражены активы, которые используются для производства продукции, выполнения работ, для управленческих нужд, срок службы которых превышает 12 месяцев (здания, сооружения, автомашины, техника, оборудование, ПК и т.д.). Основные средства показаны по остаточной стоимости, то есть уменьшенной на начисленную амортизацию.
2) Сумма строки баланса 211 соответствует остатку по счету 10 «Материалы» (218 тыс. руб.) и отражает согласно ПБУ 5/01 "Учет материально- производственных запасов" активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд организации.
3) Сумма строки баланса 213 соответствует остаткам по счетам 20 «Основное производство» по фактической себестоимости. По этой строке отражены затраты на незавершенное производство и незавершенные работы.
4) Сумма строки баланса 214 соответствует остатку по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» по фактической себестоимости и составляет 6080 тыс. руб.
5) Сумма строки баланса 216 соответствует остатку по счету 97 «Расходы будущих периодов» в сумме 17 тыс. руб. На этом счете, предназначенном для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, учтены расходы на ремонт основных средств.
6) Сумма строки баланса 220 соответствует остатку по счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в сумме 1 214 тыс. руб. По этой строке учтена сумма «входного» НДС, не возмещенная из бюджета.
7) Сумма строки баланса 241 соответствует дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в сумме 3 229 тыс. руб. По этой строке указана задолженность покупателей и заказчиков за отгруженную продукцию, выполненную работу и оказанные услугам.
8) Сумма строки баланса 246 соответствует задолженности прочих дебиторов в сумме 620 тыс. руб. По этой строке отражено: к сальдо субсчета «Задолженность налоговых органов, погашение которой ожидается в течение 12 месяцев» счета 68 прибавляется сальдо субсчета «Расчеты будут производиться в течение 12 месяцев» счета 73 и субсчета «Расчеты по претензиям, платежи по которым ожидаются в течение 12 месяцев» счета 76.
9) Не заполнена строка 242 баланса. По этой строке должна быть указана дебиторская задолженность 10 тыс. руб., которая обеспечена товарными векселями. Эта сумма поставлена в строку 250 «Краткосрочные финансовые вложения», это неверно. По этой строке нет взаимоувязки показателей формы №1 и формы №5.
10) Сумма строки баланса 253 соответствует остатку по счету 58 «Финансовые вложения» в сумме 10 тыс. руб. и отражает инвестиции в государственные ценные бумаги (векселя).
11) Строка баланса 410 соответствует остатку по счету 80 «Уставный капитал» в сумме 553 тыс. руб., который сложился из вкладов учредителей предприятия.
12) Строка баланса 420 соответствует сальдо счета 83 «Добавочный капитал» и составляет сумму 43 478 тыс. руб.
13) По строке баланса 465 отражен убыток в сумме 33629 тыс. руб., который сложился на предприятии за прошлые годы и на момент составления годовой отчетности за 2002 год еще не погашен.
14) Строка баланса 475 соответствует сумме полученного убытка 646 тыс. руб., полученного в отчетном 2002 году.
15) Строка баланса 621 соответствует остатку по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (5477 тыс. руб.).
16) Строка баланса 624 соответствует кредитовому остатку счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
17) Строка баланса 625 соответствует кредитовому остатку счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (18670 тыс. руб.).
18) Строка баланса 626 соответствует остатку по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» (19699 тыс. руб.).
Таким образом, построчный анализ формы №1 «Бухгалтерский баланс» завода ЖБИ №5 за 2002 год выявил следующее:
§ итог раздела I «Внеоборотные активы» баланса по строке 190 составил сумму 38679 тыс. руб., которая сложилась из суммы строк 110, 120, 130, 140,150;
§ итог раздела II «Оборотные активы» по строке 290 составил сумму 16376 тыс. руб., которая сложилась из суммы строк 210, 220, 230, 240, 250, 260, 270. При этом по строке 260 в группе статей «Денежные средства», где приводится общая сумма наиболее ликвидных активов, значение отсутствует, что свидетельствует о катастрофической нехватке денежных средств.
§ баланс актива по строе 300, равный сумме строк 190 и 290 составил 55055 тыс. руб., что соответствует пассиву баланса по строке 700;
§ 70% актива баланса (38679/55055*100) составляют внеоборотные активы, которые относятся к труднореализуемым активам, что также свидетельствует о дефиците оборотных средств;
§ итог раздела III «Капитал и резервы» баланса по строке 490 составил 9756 тыс. руб.;
§ итог раздела IV «Краткосрочные обязательства» по строке 590 составил нулевое значение, что говорит об отсутствии долгосрочных обязательств по кредитам и займам;
§ итог раздела V «Краткосрочные обязательства» по строке 690 составил сумму 45299 тыс. руб.;
§ баланс пассива баланса по строке состав сумму 55055 тыс. руб., который соответствует балансу актива, что свидетельствует о правильном отображении состава и размещения средств и источников их формирования;
§ собственный капитал предприятия в структуре пассива составляет всего 17,7% (9756/55055*100), что несомненно недостаточно для развития производства за счет собственных средств, требуется привлекать заемный капитал.
§ неправильное отнесение данных по остаткам целевого финансирования.
Вторым документом бухгалтерской отчетности по значимости является отчет о прибылях и убытках, в котором отображены результаты хозяйственной деятельности предприятия.
2.4 Оценка порядка составления Отчета о прибылях и убытках
В отличие от баланса, представляющем собой свод моментных данных об имущественном и финансовом положении предприятия, Отчет о прибылях и убытках предназначен для характеристики финансовых результатов его деятельности за отчетный период.
В Отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и чрезвычайные. Обычными являются доходы, получаемые от регулярной, предусмотренной Уставом деятельности предприятия.
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия непредвиденных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.
Из учетной политики завода ЗЖБИ №5 известно, что в составе выручки для расчета прибыли применяется метод начисления: сумма продажи продукции учитывается в момент отгрузки продукции и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов. Принятие такого варианта известно в теории учета как использование метода начисления. Согласно ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» в редакции приказа Минфина РФ от 30.12 99 метод начисления является доминирующим по определению, иными словами, его применение стало обязательным по умолчанию.
В отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты, то есть с 1 января по 31 декабря. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 выделяет и требует раздельно раскрывать как минимум выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг, проценты к получению; доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы, внереализационные доходы и чрезвычайные доходы. Порядок представления данных в отчете о прибылях и убытках зависит от признания организацией доходов исходя из требований Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. №32н, характера своей деятельности, вида доходов, размера и условий их получения доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями (операционными, внереализационными или чрезвычайными).
При отражении в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов.
Графа 4 отчета заполняется на основе данных графы 3 отчета за предыдущий год. Если данные за аналогичный период предыдущего года несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из изменений учетной политики, законодательных и иных нормативных актов. Исправительные записи в бухгалтерском учете при этом не осуществляются.
По статье "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)", показывают доходы по обычным видам деятельности. Что отнести к таким доходам определено в п.5 ПБУ 9/99 "Доходы организации". Это выручка от продажи продукции и товаров, а также от выполненных работ и оказанных услуг
Выручка завода ЗЖБИ-5 показана по строке 010 и составляет 54396 тыс. руб., что на 15 474 тыс. руб. больше, чем в предыдущем периоде (Приложение 3).
По статье "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг" указывают расходы по обычным видам деятельности, а именно затраты на изготовление продукции, приобретение и продажи товаров, выполнение работ и оказание услуг.
При определении себестоимости проданных продукции, работ, услуг (строка 020) следует руководствоваться требованиями Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 33н (в редакции приказа Минфина РФ от 30.12.99), отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Себестоимость продукции ЖБИ-5 в 2002 году составила 53404 тыс. руб.
Данные статьи 029 "Валовая прибыль" раздела «Доходы и расходы по обычным видам деятельности». отчета о прибылях и убытках определяются как разница между выручкой и себестоимостью и составляет в 2002 году 992 тыс. руб. (54396-53404).
Затраты, связанные со сбытом продукции, а также издержки обращения (то есть коммерческие и управленческие расходы) включены в данные статьи "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг", поэтому строки 030 и 040 не заполняются. Но этот способ отражения общехозяйственных расходов в учетной политике ЗЖБИ-5 не отмечен, что является существенным нарушением.
В разделах «Операционные доходы и расходы» и «Внереализационные доходы и расходы» отражаются доходы и расходы, признанные организацией в бухгалтерском учете как прочие в соответствие с действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету.
По статье "Проценты к получению" строки 060 раздела «Операционные доходы и расходы» отражаются операционные доходы в сумме причитающихся в соответствии с договорами процентов по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам и т.п., за предоставление в пользование денежных средств организации, за использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счете организации в этой кредитной организации. На предприятии таких доходов нет.
Доходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций и подлежащие получению по сроку в соответствии с учредительными документами, организация отражает в составе прочих доходов в части операционных по статье "Доходы от участия в других организациях" указанного раздела.
По статье "Проценты к уплате" раздела «Операционные доходы и расходы» отражаются операционные расходы в сумме причитающихся в соответствии с договорами к уплате процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов). В отчете ЗЖБИ-5 таких расходов нет.
Остальные доходы и расходы, относящиеся в соответствии с установленным порядком к операционным доходам и расходам, отражаются по статьям "Прочие операционные доходы" или "Прочие операционные расходы" раздела. При этом по статье "Прочие операционные доходы" в строе 090 приводятся следующие группы доходов:
- доходы от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и других активов организации;
- прибыль от участия в простом товариществе;
- прибыль, полученная при разделе имущества простого товарищества.
В отчете о прибылях и убытках ЗЖБИ-5 по строке 090 отражены доходы от продажи основных средств, материалов и других активов организации (кредитовый оборот по субсчету «Прочие операционные доходы» счета 91, уменьшенный на сумму НДС).
По строке 100 указываются операционные расходы, которые не вошли в предыдущие статьи отчета о прибылях и убытках:
- расходы на содержание законсервированных производственных объектов;
- оплата услуг кредитных организаций;
- расходы, связанные с аннулирование производственных заказов (договоров) или прекращением производства, которое не дало продукции;
- налоги и сборы, которые уплачиваются за счет финансовых результатов (например, налог на имущество, налог на рекламу);
- остаточная стоимость объектов основных средств и других амортизируемых активов, которые были проданы.
На предприятии по строке 100 отражены налоги на имущество, остаточная стоимость объектов и других амортизируемых активов, которые были проданы, расходы на содержание законсервированных производственных объектов (дебетовый оборот по субсчету «Прочие операционные расходы» счета 91).
По статье "Внереализационные доходы" в отчете о прибылях и убытках отражаются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, по которым получены решения суда об их взыскании; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы, возникающие при переоценке в установленном порядке имущества и обязательств, выраженных в иностранной валюте; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных) в разрешенных случаях; принятие к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации, и т.п. (кредитовый оборот по субсчету «Прочие внереализационные доходы» счета 91, уменьшенный на сумму НДС).
По статье "Внереализационные расходы" в отчете о прибылях и убытках отражаются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, которые признаны организацией-должником; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания; курсовые разницы, возникающие при переоценке в установленном порядке имущества и обязательств, выраженных в иностранной валюте; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных) в разрешенных случаях (производственных запасов, готовой продукции и товаров в конце отчетного года), убытки от списания ранее присужденных долгов по хищениям, по которым исполнительные документы возвращены судом в связи с несостоятельностью ответчика; убытки от хищений материальных и иных ценностей, виновники которых по решениям суда не установлены; судебные расходы и т.п. (дебетовый оборот по субсчету «Прочие внереализационные расходы» субсчета 91)
По строке 140 отражают финансовый результат (прибыль или убыток) деятельности организации за отчетный период. Он составил – 646 тыс. руб. (стр.050+090-100-120-130). Показатель, который имеет отрицательное значение записывается в круглых скобках. В отчете ЗЖБИ-5 этот показатель записан со знаком «минус», что является недочетом.
По статье "Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи" отражается сумма налога на прибыль (доход), а также величина штрафных санкций за нарушение налогового законодательства (дебетовый оборот по счету 99 в корреспонденции с субсчетами «Расчеты по налогу на прибыль» и «Расчеты по штрафным санкциям» счета 68).
По строке 160 «Прибыль (убыток) от обычной деятельности» приводят прибыль (убыток) предприятия от обычной деятельности (разность строк 140 и 150).
По статье "Чрезвычайные доходы" указывают величину чрезвычайных доходов. К таким доходам относятся средства, которые организация получила вследствие чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, аварий, пожаров). Это могут быть суммы страхового возмещения, стоимость материалов, запасных частей, которые остались после списания поврежденных основных средств и т.п.
По статье "Чрезвычайные расходы" отражаются расходы, которые организация понесла в результате чрезвычайных обстоятельств.
По строке 190 («Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода») приводят чистую прибыль (убыток) организации за отчетный период (стр.160+170-180). На ЗЖБИ-5 этот убыток составил 646 тыс. руб., но эта строка отчета не заполнена, что является нарушением.
В разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» отчета о прибылях и убытках приводится расшифровка наиболее значительных видов внереализационных доходов и расходов. На исследуемом предприятии по строке 220 указан убыток за отчетный период (646 тыс. руб.) и за аналогичный период предыдущего года (3745 тыс. руб.)
Необходимо отметить, что приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» с 1 января 2003 года введены новые формы отчетности.
При сравнении формы отчета о прибылях и убытках, утвержденной Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н, с ранее действующей можно отметить следующие изменения: исчезло деление основной таблицы образца отчета на 4 раздела ("Доходы и расходы по обычным видам деятельности", "Операционные доходы и расходы", "Внереализационные доходы и расходы", "Чрезвычайные доходы и расходы"). Формат представления данных в образце отчета теперь больше похож на формат, традиционно применяемый в отчетности по международным стандартам (МСФО).
Исчезновение из образца отчета показателей "Чрезвычайные доходы" и "Чрезвычайные расходы", вероятно, обусловлено тем, что эти статьи по своему характеру действительно встречаются редко. Однако при необходимости они могут быть включены в отчет организации в периоде, когда чрезвычайные доходы (расходы) имели место.
С введением в действие ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" связано добавление следующих показателей:
§ отложенные налоговые активы;
§ отложенные налоговые обязательства;
§ постоянные налоговые обязательства (активы) - приводится справочно.
Здесь целесообразно обратить внимание на следующее.
Порядок заполнения новых показателей в Приказе не приводится. Но его не очень сложно представить себе, если иметь в виду формулу расчета текущего налога на прибыль, приведенную в п. 21 ПБУ 18/02:
Из данной формулы следует, что в отчетный показатель "Отложенные налоговые активы" включается изменение отложенных налоговых активов за период, то есть разность оборотов по дебету и кредиту счета 09 "Отложенные налоговые активы". При этом если дебетовый оборот по счету 09 превышает кредитовый, то имеет место уплата налога на прибыль "авансом", то есть больше платим текущий налог сейчас, но расход по налогу признаем меньше. Соответственно, такое превышение должно показываться в отчете со знаком "плюс", чтобы скомпенсировать отрицательный эффект повышенного текущего налога на прибыль. Аналогично разность дебетового и кредитового оборотов по счету 77 "Отложенные налоговые обязательства" должна показать изменение отложенных налоговых обязательств.
Вместо ранее применявшихся показателей "Дивиденды, приходящиеся на одну акцию" и "Предполагаемые в следующем отчетном году суммы дивидендов, приходящиеся на одну акцию" теперь в образце приведены принципиально иные показатели:
§ базовая прибыль (убыток) на акцию;
§ разводненная прибыль (убыток) на акцию.
При этом в самом приказе не сказано, как определяются эти показатели, однако подробности излагаются в Методических рекомендациях по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (утверждены приказом Минфина России от 21.03.2000 № 29н).
Помимо рассмотренных выше форм отчетности бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках важным документом является приложение к бухгалтерскому балансу форма №5, данные которой по сути являются расшифровкой данных бухгалтерского баланса.
2.7 Оценка полноты и правильности составления приложения к бухгалтерскому балансу
Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» содержит показатели, которые расшифровывают данные формы №1 «Бухгалтерский баланс», без знания о которых заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Форма №5 состоит из семи разделов. (Приложение 4).
В разделе I "Движение заемных средств" показываются наличие и движение средств, полученных взаймы как у кредитных организаций (кредит), так и у других организаций и физических лиц. По строкам "в том числе не погашенные в срок" отражаются заемные средства, просроченные к погашению. В пояснительной записке организация может приводить характеристику заемных обязательств по срокам (годам) погашения.
В отчете ЖБИ данный раздел имеет нулевые значения, следовательно, заемные средства не привлекались, что собственно было видно из рассмотренных выше отчетов бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
В разделе 2 "Дебиторская и кредиторская задолженность" отражаются данные о дебиторской задолженности организации, учитываемой на счетах учета расчетов. Данные о дебиторской и кредиторской задолженности приводятся с подразделением на краткосрочную и долгосрочную. Из данных о долгосрочной задолженности выделяются данные о задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
По строкам, характеризующим данные о просроченной задолженности, отражаются показатели о задолженности, по которой истекли предусмотренные в договорах сроки погашения задолженности. При этом обособленно выделяется задолженность, числящаяся в бухгалтерском учете как просроченная свыше 3 месяцев до отчетной даты.
Остаток на начало года записывают в графу 3, а на конец года – в графу 6. Что касается движения задолженности, то в графе 4 записывают суммы, которые возникли в 2002 году. Те же суммы задолженностей, которые организация погасила в течение года, отражают в графе 5.
По строке 210 «Дебиторская задолженность» отражают дебиторскую задолженность со сроком погашения менее одного года.
Заполняя строки 210-223, необходимо использовать информацию об остатках и оборотах на счетах:
- 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
- 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
- 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
- 75 «Расчеты с учредителями»;
- 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
- сведения по субсчету «Расчеты по авансам выданным» счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В графе 3 формы №5 ЖБИ-5 на начало отчетного года остаток на начало отчетного года составил 1540 тыс. руб.
Возникло обязательств на сумму 65239 тыс. руб., погашено обязательств на сумму 62930 тыс. руб.
Остаток кредиторской и дебиторской задолженности на конец года составил 3849 тыс. руб.
Просроченной краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности на предприятии нет.
При заполнении строк 230-243 «Кредиторской задолженности» в расчет берутся данные по счетам:
- 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
- 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
- 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
- 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
- 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
- субсчета «Расчеты по авансам полученным» счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками.
По строке 230 отражают данные о кредиторской задолженности со сроком погашения менее одного года. Остаток краткосрочной задолженности на начало 2002 года составил 35666 тыс. руб., в том числе просроченная кредиторская задолженность 27474 тыс. руб. Возникло обязательство на сумму 73896 тыс. руб., в том числе просроченных 24632 тыс. руб., из них длительностью свыше 3 месяцев 24632 тыс. руб.
Погашено обязательств на сумму 64263 тыс. руб., в том числе просроченных 14140 тыс. руб., из них длительностью свыше 3 месяцев на сумму 14140 тыс. руб.
Остаток краткосрочной кредиторской задолженности на конец отчетного года составил 45299 тыс. руб., в том числе просроченной на сумму 37966 тыс. руб. (27474+24632-14140), из нее длительностью свыше 3-х месяцев на сумму 37966 тыс. руб.
Долгосрочной кредиторской задолженности на предприятии нет.
При отражении данных по строкам 250-261 статьи "Обеспечения" следует руководствоваться заключенными договорами, а также указаниями к соответствующим забалансовым счетам, приведенным в инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий. Из того, что указанные строки отчета ЗЖБИ-5 не заполнены, следует, что предприятие обеспечения не получает и соответственно не выдает.
В справках к разделу II "Дебиторская и кредиторская задолженность" отражаются данные о движении векселей, выданных (полученных), в том числе просроченных. Данные о векселях выданных отражают по строке 262, данные о векселях полученных отражают по строке 263. Из отчета видно, что предприятие ЗЖБИ-5 векселей не выдавало.
По строке 264 отражены суммы по векселям, полученные от других предприятий. По указанной строке остаток на начало 2002 года был нулевой, в течение 2002 года возникло обязательство на сумму 11453 тыс. руб., погашено в течение года обязательств на сумму 11443 тыс. руб. Остаток соответственно составил 10 тыс. руб. (11453-11443).
Суммы по векселям, не оплаченные вовремя, приводятся по строке 265.
В целях выявления влияния на финансовое положение организации наличия дебиторской задолженности по строке 266 справочно приводятся данные о фактической себестоимости поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, по которым в бухгалтерском учете числится дебиторская задолженность.
Перечень организаций-дебиторов, имеющих на конец отчетного периода наибольшую задолженность отражают по строкам 270-279.
Из отчета видно, что организациями – дебиторами завода ЖБИ-5 являются следующие организации:
- ТД «Искитимцемент» - остаток 197 тыс. руб.;
- ТД «Новосибирский» - остаток 102 тыс. руб.
Перечень организаций – кредиторов, перед которыми у предприятия числится наибольшая задолженность по состоянию на конец отчетного года, приводится по строкам 280-289. Такими организациями являются:
- ЗАО «Спецстрой» - 2205 тыс. руб.;
- ТД «Искитимцемент» - 509 тыс. руб.
В разделе III "Амортизируемое имущество" приводится расшифровка состава нематериальных активов, основных средств и доходных вложений в материальные ценности, принадлежащих организации. Данные приводятся по первоначальной (восстановительной) стоимости.
В подразделе I "Нематериальные активы":
§ по статье "Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности" показываются стоимость прав, возникающих из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы ЭВМ, базы данных и др., из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;
§ из прав на "ноу - хау" и др.;
§ по статье "Права на пользование обособленными природными объектами" показывается стоимость прав на использование земельных участков, природных ресурсов (воды, недр и др.), учтенные организацией в соответствии с правилами бухгалтерского учета;
§ по статье "Организационные расходы" показывается сумма расходов, связанных с образованием юридического лица, признанная в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал;
§ по статье "Деловая репутация организации" показывается приобретенная деловая репутация организации.
С учетом того, что в балансе предприятия нематериальные активы не отображены, строки 310-350 не заполнены.
В подразделе "Основные средства" показываются наличие основных средств на начало и конец отчетного периода и движение в течение отчетного периода отдельных видов основных средств. В графе 4 подраздела отражается общее поступление основных средств в отчетном периоде по всем источникам, включая: ранее неучтенные (включая учтенные ошибочно в составе оборотных средств), приобретенные за плату, поступившие безвозмездно, в том числе по договорам дарения, а также принятые к бухгалтерскому учету объекты основных средств в результате осуществления инвестиционной деятельности. При заполнении данного раздела используется информация по счету 01 «Основные средства»
В графе 5 подраздела отражается первоначальная (восстановительная) стоимость выбывших в отчетном периоде объектов основных средств, включая: проданное за плату излишнее и неиспользуемое имущество, перевод в состав оборотных средств объектов, ранее ошибочно учтенных в составе основных средств, переданные безвозмездно, в том числе по договору дарения, первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств, ликвидированных в отчетном периоде вследствие ветхости и износа, стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных ситуаций, в связи с реконструкцией и новым строительством и по другим причинам.
Данные приводятся по первоначальной (восстановительной) стоимости:
- по строке 362 «сооружения» на начало и конец года указана сумма 18489 тыс. руб.;
- по строке 363 «машины и оборудование» остаток на начало года составил 27589 тыс. руб., поступило средств на сумму 980 тыс. руб., выбыло на сумму 3039 тыс. руб. Соответственно остаток на конец года составил 25530 тыс. руб. (27589+980-3039);
- по строке 364 «Транспортные средства» остаток на начало года идентичен остатку на конец года и равен сумме 158 тыс. руб.;
- по строке 365 «производственный и хозяйственный инвентарь» остаток на начало года составил 103 тыс. руб., выбыло в течение года на сумму 64 тыс. руб., остаток составил на сумму 39 тыс. руб. (103-64).
По строке 370 показывают общую стоимость объектов основных средств, которая составила 105972 тыс. руб. (59633+18489+27589+158+103) на начало 2002 года.
Общая стоимость поступивших в течение отчетного года основных средств составила 980 тыс. руб.
Общая стоимость выбывших основных средств за отчетный период составила 3103 тыс. руб. (3039+64).
Общая стоимость основных средств на конец 2002 года составила 103849 тыс. руб. (59633+18489+25530+158+39).
Из статьи "Итого" показывается по отдельным строкам движение основных средств, используемых в получении доходов по обычным видам деятельности организации (производственные) и не используемых при осуществлении обычных видов деятельности организации (непроизводственные).
К производственным основным средствам относятся объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности, то есть использование в процессе производства промышленной продукции, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле, общественном питании, заготовке сельскохозяйственной продукции и др.
Из данных о стоимости производственных основных средств обособленно выделяются данные на начало и конец отчетного периода о стоимости объектов основных средств, переданных в аренду (по видам основных средств), предоставленных бесплатно, безвозмездное пользование, бездействующих (находящихся на консервации, в резерве, на восстановлении, период которого превышает 12 месяцев, и др.).
В подразделе "Доходные вложения в материальные ценности" раздела "Амортизируемое имущество" отражается первоначальная стоимость материальных ценностей, специально приобретенных организаций для предоставления их по договору аренды (имущественного найма) за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода (имущество, приобретенное для передачи в лизинг, предоставления по договору проката и пр.).
Предприятие ЖБИ-5 таких вложение в течение 2002 года не осуществляло.
Учитывая, что в разделе "Амортизируемое имущество" данные отражаются по первоначальной (восстановительной) стоимости, данные о начисленной сумме амортизации по нематериальным активам, основным средствам, доходных вложений в материальные ценности, малоценным и быстроизнашивающимся предметам (в случае введения данных в отчет) приводятся в справке к разделу.
Справочно к разделу "Амортизируемое имущество" в соответствии с требованиями нормативных документов по бухгалтерскому учету также приводятся данные, характеризующие изменение стоимости объектов основных средств:
§ в результате переоценки в установленном порядке объектов основных средств. При этом данные о результатах по индексации в связи с переоценкой могут представляться в сравнении со стоимостью основных средств по результатам предыдущей переоценки (то есть без указания результатов неоднократного изменения стоимости основных средств, в которой они были первоначально приняты к бухгалтерскому учету). Данные о результатах дооценки приводятся со знаком плюс, а об уценке - в круглых скобках;
§ в результате достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации.
Справочно к данным об амортизируемом имуществе приводятся данные о балансовой стоимости имущества, переданного организацией в залог в соответствии с договором, а также о стоимости амортизируемого имущества, по которому в соответствии с требованиями нормативных документов амортизация не начисляется или начисление временно приостановлено.
Кроме этого, должны быть отражены данные о стоимости материально - производственных запасов, переданных в залог, если указанное не будет отражено в пояснительной записке.
Согласно строке 392 на начало 2002 года было переведено на консервацию основных средств в сумме 21240 тыс. руб.
По строкам 393-398 отражена сумма амортизации, начисленная на нематериальные активы и основные средства. Как уже известно, нематериальные активы на балансе предприятия не числятся, значит в отчете отражена амортизация основных средств:
- на начало года 66940 тыс. руб.;
- на конец 2002 года 65170 тыс. руб.
В разделе 4 "Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений" показываются наличие собственных и привлеченных средств у организации и их использование на цели капитальных и других вложений долгосрочного характера.
В графе 3 "Остаток на начало отчетного года" отражаются остатки источников финансового обеспечения капитальных и иных долгосрочных вложений, ранее определенных (полученных) организацией для этих целей, но не учтенных на конец предыдущего отчетного года в качестве источника финансового обеспечения осуществленных расходов. В этой графе по строке "Собственные средства организации" отражаются также источники, определенные учредителями (участниками) организации в результате распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации по итогам работы в предыдущем отчетном году.
В графе 4 "Начислено (образовано)" показываются полученные в течение отчетного периода заемные средства от других организаций, бюджетные средства, средства из внебюджетных фондов, в порядке долевого участия и пр. В случае перераспределения в соответствии с решением учредителей (участников) организации прибыли, оставшейся в распоряжении организации по итогам работы за предыдущий отчетный год, между направлениями использования прибыли (фондами, резервами) в течение отчетного периода, увеличение сумм, предназначенных для целей капитальных и иных долгосрочных вложений, показывается в этой графе по статье "Собственные средства организации".
В графе 5 "Использовано" показываются суммы учтенных в качестве источника финансового обеспечения осуществленных в течение отчетного периода расходов, связанных с капитальными и иными долгосрочными вложениями. При определении указанной суммы принимаются во внимание учтенные в отчетном периоде долгосрочные финансовые вложения, стоимость принятого к бухгалтерскому учету оборудования к установке, учтенные незавершенные капитальные вложения, суммы перечисленных авансов на цели покрытия затрат по строительству объектов и т.п. В случае перераспределения в соответствии с решением учредителей (участников) организации прибыли, оставшейся в распоряжении организации по итогам работы за предыдущий отчетный год, между направлениями использования прибыли (фондами, резервами) в течение отчетного периода, уменьшение сумм, предназначенных для целей капитальных и иных долгосрочных вложений, показывается в этой графе по статье "Собственные средства организации".
В графе 6 показываются суммы, определенные сложением данных по графам 3 и 4 за минусом данных в графе 5. Итоговая сумма по графе 5 должна быть равна или меньше суммы граф 3 и 4.
Справочно к разделу "Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений" отражаются стоимость незавершенного строительства на начало и конец отчетного периода, увеличение и уменьшение в течение отчетного периода. При этом отражается стоимость остатков незавершенных капитальных вложений в связи со строительством объектов, осуществляемым как подрядным, так и хозяйственным способом, приобретением отдельных объектов основных средств. В графе 4 показываются учтенные в установленном порядке в отчетном периоде расходы организации по строительству объектов и приобретению основных средств, а в графе 5 - стоимость принятых в отчетном периоде к бухгалтерскому учету объектов основных средств.
Справочно к разделу "Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений" также показывается движение средств организации, вложенных в дочерние и зависимые общества в виде вкладов в уставный капитал, инвестиций в ценные бумаги обществ, целевых вложений на развитие производства, реконструкцию и т.п.
Указанные вложения на предприятии в рассматриваемом периоде не производились
В разделе 5 "Финансовые вложения" расшифровывается состав долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений организации в российской и иностранной валютах, учитываемых на счетах учета долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
По статье "Паи и акции других организаций" показывается сумма вложений организации в акции акционерных обществ, уставные (складочные) капиталы других организаций (включая дочерние и зависимые) на территории Российской Федерации и за ее пределами и т.п.
По статье "Облигации и другие долговые обязательства" показывается сумма вложений (инвестиций) организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства) и иные аналогичные ценные бумаги.
По статье "Предоставленные займы" показывается сумма предоставленных организацией другим организациям и физическим лицам займов.
По статье "Прочие" показывается сумма вложений организации в депозиты (сберегательные сертификаты, депозитные счета в банках и т.п.) и другие направления инвестиций, учитываемых в установленном порядке на счетах бухгалтерского учета в качестве финансовых вложений.
Справочно к разделу "Финансовые вложения" приводятся данные о рыночной стоимости числящихся в бухгалтерском учете облигаций и других ценных бумаг.
Указанные вложения на предприятии в рассматриваемом периоде не производились.
В разделе 6 "Расходы по обычным видам деятельности" приводятся расходы организации, сгруппированные по элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты. При этом следует иметь в виду, что по указанным элементам отражаются затраты организации, связанные со списанием материально - производственных запасов на цели производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, учтенная задолженность по оплате труда за выполненные работы, оказанные услуги, начисленная амортизация и пр.
Данные приводятся в целом по организации (по всем видам деятельности) без учета внутрихозяйственного оборота. К внутрихозяйственному обороту относятся затраты, связанные с передачей изделий, продукции, работ и услуг внутри организации для нужд собственного производства, обслуживающих хозяйств и др. Приравниваются к данному обороту, а следовательно и не учитываются:
- затраты по браку;
- затраты при простоях по внешним причинам;
- расходы, возмещаемые виновными лицами (юридическими и физическими);
- расходы (связанные со списанием активов и иные расходы), списываемые в установленном порядке на счета учета финансовых результатов и капитала.
Для заполнения указанного раздела используется информация по следующим счетам:
- 20 «Основное производство»;
- 21 «Полуфабрикаты собственного производства;
- 23 «Вспомогательные производства»;
- 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
- 44 «Расходы на продажу» за исключением расходов на упаковку и транспортировку;
- 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».
По строке 610 указывают общую сумму материальных затрат. На рассматриваемом предприятии она составила сумму 36439 тыс. руб., а за 2001 год 10180 тыс. руб.
По строке 620 показываю сумму затрат на оплату труда. В 2002 году она составила 11287 тыс. руб., а за 2001 год – 2197 тыс. руб.
В разделе "Социальные показатели" отражаются отдельные социальные показатели деятельности организации. В частности, по соответствующим строкам раздела отражаются образование и использование в соответствии с установленным порядком сумм взносов на государственное социальное страхование (Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации) и на обязательное медицинское страхование по установленным законодательством Российской Федерации нормам от средств на оплату труда. Обособленно в разделе выделяются данные о размере страховых взносов по договорам добровольного страхования пенсий.
По строке 630 отображена сумма отчислений на социальные нужды, за 2002 год она составила 4180 тыс. руб., за 2001 год – 821 тыс. руб.
Заполнение данного раздела осуществляется по данным учета на счетах:
- 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда.
Не перечисленные производственные затраты предприятия за год показаны по строке 650 с расшифровкой по строкам 651-653.
Прочие затраты составили 1746 тыс. руб. (1580+166), за 2001 года – 330 тыс. руб. (263+67), в том числе налоги за 2002 год – 1580 тыс. руб., за 2001 год – 263 тыс. руб.
Оплата услуг сторонних организаций: за 2002 год – 166 тыс. руб., за 2001 год – 67 тыс. руб.
Общую сумму затрат, которые предприятие понесло в отчетном году, отражают по строке 660:
- в 2002 году 54552 тыс. руб. (36439+11287+4180+900+1746);
- в 2001 году 13690 тыс. руб. (10180+2197+821+162+330).
По строкам 670-690 показывается изменение остатков (прирост или уменьшение) незавершенного производства. Из отчета видно, что прирост в 2002 году составил +82 тыс. руб., в 2001 году + 136 тыс. руб., расходы будущих периодов –9 тыс. руб.
При заполнении строк 710-740 учитываются обороты по дебету и кредиту счета 69 (за исключением начисленных и уплаченных пеней и штрафов). К расчету причитаются отчисления в государственные внебюджетные фонды в сумме 4180 тыс. руб., из них
- в фонд социального страхования 705 тыс. руб.;
- в пенсионный фонд 3083 тыс. руб.;
- в фонды обязательного медицинского страхования 392 тыс. руб.
Израсходовано отчислений в государственные внебюджетные фонды 476 тыс. руб., из отчета видно, что все они были перечислены в фонд социального страхования.
Перечислено во внебюджетные фонды 60 тыс. руб., вся сумма была перечислена в пенсионный фонд.
В заключение необходимо отметить об изменениях показателей формы №5 «Приложения к балансу», внесенных Приказом Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. №67н.
Введено раскрытие сведений:
§ о расходах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
§ о расходах на освоение природных ресурсов;
§ о государственной помощи (включая движение бюджетных кредитов).
Существенно расширено представление данных о финансовых вложениях (в свете введенного в действие с 2003 года нового ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"), в том числе:
§ предусмотрено раскрытие информации о вкладах в уставные капиталы дочерних и зависимых обществ;
§ вложениях в государственные и муниципальные ценные бумаги, в долговые ценные бумаги других организаций;
§ отдельно раскрывается информация о вложениях, имеющих текущую рыночную стоимость;
§ предусмотрено указание справочной информации о корректировке оценки стоимости вложений.
Важным также является включение в отчет расширенных сведений об имуществе, находящемся в залоге: раньше было предусмотрено указание лишь общей стоимости такого имущества, теперь нужно также указывать, какие именно виды имущества заложены (основные средства, ценные бумаги и т. д.) и их стоимость, а также какие виды имущества находятся в залоге у самой организации.
При сравнении данных Приложения по отношению к балансу видно, что по показателю «финансовые вложения» данные приложения не соответствуют данным баланса, не показан остаток векселей на сумму 10 тыс. руб. В целом же можно сказать, что Приложение к балансу заполнено в полном объеме и правильно.
3. Основные направления совершенствования бухгалтерской отчетности
В России за последние десятилетия подходы к регулированию бухгалтерской отчетности претерпели определенную эволюцию. В годы советской власти бухгалтерский учет регулировался так называемыми подзаконными актами: инструкциями, приказами, положениями и методическими указаниями, которые выпускались министерствами и ведомствами страны и республик. Методология учета задавалась Министерством финансов СССР. Основными регулятивами в области бухгалтерского учета были положения: Положение о главных бухгалтерах, Положение о бухгалтерских отчетах и балансах и т.д. Это были документы предписывающего характера, практически не дававшие бухгалтеру возможности выбора учетных процедур. В них регламентировались действия бухгалтера в виде типовых проводок, задавалась жесткая структура отчетности.
Ситуация кардинально изменилась в начале 90-х годов. Был принят новый план счетов, позволяющий вести учет объектов и операций, характерных для рыночной экономики, изменены принципы учета с ориентацией на международную практику и, в конце концов, была принята новая концепция по методологии, регулированию и организации бухгалтерского учета. В 2000 году план счетов был существенно переработан. При этом 2001 год был определен как переходный, в течение которого разрешено применение как плана счетов, действовавшего в 90-е годы, так и модифицированного плана.
Во внедряемой системе регулирования основную нагрузку с позиции методологии бухгалтерского учета безусловно призваны нести стандарты, названные в силу традиции положениями (ПБУ). С позиции практикующего бухгалтера эти регулятивы имеют ряд особенностей.
Во–первых, они являются рекомендательными, а не предписывающими, каковыми ранее были инструкции, к которым привык отечественный бухгалтер.
Во-вторых, они не содержат конкретных указаний или рекомендаций в виде типовых проводок.
В-третьих, по мнению Министерства юстиции РФ, данные регулятивы, как правило, не требуют регистрации этим министерством, то есть за их неисполнение не может быть судебной ответственности.
Положения по бухгалтерскому учету наряду с типовым планом счетов по существу задают методологию учета, поэтому они носят достаточно общий характер и не всегда очевидны для понимания практикующих бухгалтеров, аудиторов, аналитиков. Разрешить указанное противоречие призваны регулятивы третьего уровня, предназначенные, в основном, для интерпретации первого и второго уровней.
Если в отношении типового положения по бухгалтерскому учету уже сложилось определенное понимание его структуры и наполнения (в известном смысле здесь были эталоны – международные стандарты бухгалтерского учета), то содержательная сторона соответствующих методических рекомендаций по его интерпретации и применению пока еще не обсуждалась. Некоторая сложность состоит и в том, что вряд ли возможно дать унифицированную структуру подобного документа, т.к. эта структура в значительной степени будет зависеть от вида базового стандарта (ПБУ), к которому готовится документ – Методические рекомендации по применению ПБУ. Нормативные документы по учету, разрабатываемые Минфином России и другими государственными органами, имеют значимость, прежде всего, для бухгалтеров.
Наиболее примечательным регулятивом является Закон «О бухгалтерском учете». Его принятие свидетельствует о том, что в России не считают разумным безоговорочное принятие англо-американской модели бухгалтерского учета (в США и Великобритании подобного закона нет).
Нормативные акты определяют методологию бухгалтерского учета в целом. Что касается документов, непосредственно регулирующих порядок составления и представления отчетности, то помимо регулятивов второго уровня для практикующих бухгалтеров имеют значимость отдельные приказы и письма Минфина России, в частности:
· «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации"»от 28.06.2000 № 60 (с изменениями от 28.11.2001 г.);
· «О формах бухгалтерской отчетности» от 13.01.2000 г. № 4н;
· «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» от 28.11.96 № 101;
· «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» от 30.12.96 г. № 112 (с изменениями от 12.05.99 г.).
Важно отметить, что данными нормативными актами регулируется состав и содержание отчетности, представляемой владельцам хозяйствующего субъекта. Что касается, например, налоговых органов, то при представлении им отчетности бухгалтерам в дополнение к перечисленным регулятивам приходится руководствоваться Налоговым кодексом в части определения затрат. Поэтому налоговая отчетность гораздо более объемна по числу форм. Кроме того, хозяйствующие субъекты должны представлять определенную отчетную информацию во внебюджетные фонды. Общее число отчетных форм, справок, деклараций, ведомостей и т.п. может доходить до пятидесяти наименований.
В силу ряда причин четкое взаимодействие между нормативными документами различного уровня не отработано до сих пор. Поэтому имеется довольно много противоречий, как в отдельных документах, так и при их совместном рассмотрении.
Учитывая такие важные свойства бухгалтерской отчетности, как регулярность составления, известность ее основных показателей, определенность алгоритмов и правил составления, наличие подтверждения первичными документами можно сказать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность в условиях рынка становится практически единственно достоверным средством коммуникации. Кроме всего прочего достоверность данных отчетности предприятий определенных форм собственности подтверждена независимыми экспертами (аудиторами) и отчетность относится к документам, подлежащим хранению в течение определенного и достаточно длительного срока, поэтому с ее помощью можно получить представление о финансовой истории предприятия.
Минфин разработал новые формы отчетности. Они вводятся, начиная с отчетности за 2003 год. Однако, по разъяснениям чиновников, их можно применять уже за 9 месяцев. Рассмотрим, в чем принципиальное различие новых и старых форм.
В целях усовершенствования бухгалтерской отчетности приказом Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н утверждены новые формы отчетности. Кроме самих форм приказ утвердил Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности. С его выходом утрачивают силу:
– приказ Минфина от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее – приказ № 4н);
– приказ Минфина от 28 июня 2000 г. № 60н «О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций» (далее – приказ № 60н).
В отличие от норм, введенных приказом № 4н, в новых Указаниях об объеме отчетность не разделяется на годовую и промежуточную. Требования к составу теперь содержатся только в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденном приказом Минфина от 6 июля 1999 г. № 43н. Вероятно, это связано с тем, что Минфин сейчас разрабатывает новое ПБУ по промежуточной отчетности организаций.
С учетом ПБУ 4/99 годовая отчетность по-прежнему будет состоять из:
– бухгалтерского баланса (форма № 1);
– отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
– отчета об изменениях капитала (форма № 3);
– отчета о движении денежных средств (форма № 4);
– приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
– отчета о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
– аудиторского заключения (для фирм, отчетность которых подлежит обязательному аудиту).
В состав промежуточной отчетности, как и раньше, войдут бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2). К отчетности нужно будет прилагать сопроводительное письмо.
Порядок составления отчетных форм практически не изменился. Как и прежде, фирмам рекомендовано разрабатывать собственные формы отчетности на основе утвержденных образцов. При этом они должны учитывать требования ПБУ 4/99. Отчетность должна давать достоверную и полную картину финансового состояния фирмы.
В отчетности следует раскрывать все существенные показатели. При этом их существенность фирма определяет самостоятельно. В Порядке составления сказано, что она зависит от оценки показателя, его характера и обстоятельств возникновения. Сохранен параметр соотношения сумм показателей к общему итогу. Фирма может считать существенным показатель, сумма которого составляет не менее пяти процентов общего итога.
Кроме того, фирма может раскрывать в пояснениях к балансу некоторые показатели, которые обычно считаются несущественными.
Вместе с бухгалтерской отчетностью предприятие может представлять дополнительную информацию. Например, планы развития фирмы, политику в отношении заемных средств, природоохранные мероприятия и др.
Как и прежде, разрешено использовать утвержденные образцы, не разрабатывая своих форм. При этом раньше графы с отсутствующими у предприятия показателями нужно было прочеркивать. Теперь чиновники предлагают не включать их в формы. Это предложение противоречит разрешению использовать утвержденные образцы. Исходя из текста документа, предприятие все-таки должна будет составить свою форму отчетности. Вероятно, на практике можно будет по старинке прочеркивать пустые графы.
В отличие от приказа № 60н новый Порядок составления не содержит особенностей формирования каждого отчета. Он очень краток и оговаривает только общие правила. В целом они мало отличаются от норм, действовавших до сих пор.
Минфин объяснил, как исправлять в учете выявленные ошибки. Порядок исправления не изменился. Если ошибки обнаружены до окончания отчетного года, то необходимые записи по-прежнему нужно вносить в учет по мере их выявления. Ошибки, которые найдены в следующем году, но до составления отчетности, исправляются в учете записями декабря отчетного года. Если отчетность уже составлена, то в нее не нужно вносить исправления. Соответствующие записи в таком случае делаются в том году, в котором обнаружены ошибки. Однако в новом документе Минфин не указал на обязательное проведение инвентаризации. Решая вопрос о необходимости инвентаризации, фирма должна учитывать нормы Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49.
Следует отметить, что в Порядке составления нет никаких указаний относительно отчетности фирм, имеющих филиалы. Раньше в приказе № 60н было сказано, что такие фирмы должны сдавать отчетность с учетом данных по всем своим обособленным подразделениям. Это правило повторяло требования, приведенные в ПБУ 4/99. Минфин убрал этот повтор. Вообще чиновники максимально почистили новый документ от встречавшихся ранее требований, прямо повторяющих правила других нормативных актов.
В последние годы в связи с ориентацией российского бухгалтерского учета и финансовой отчетности на МСФО возникли противоречия между фискальными органами, акционерами и другими пользователями учетной информации и Министерством финансов Российской Федерации.
В этом споре в принимаемых решениях никто не обращает внимания на исполнителей – главных бухгалтеров и работников бухгалтерии, а главное, никто не считает затрат и не учитывает негативных последствий, к которым могут привести непродуманные решения.
Таким образом, предприятиям дано право самостоятельно определять насколько существенные те или иные показатели бухгалтерской отчетности. Поэтому необходимо ответственно подходить к разработке учетной политики предприятия, отразив в ней все основополагающие моменты ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Поэтому для совершенствования бухгалтерского учета на предприятии ЗЖБИ-5, отчетные формы которого были рассмотрены в данной работе, в первую очередь необходимо разработать учетную политику, устранив все неучтенные моменты в ныне действующей, которые перечислены в разделе 2.2 настоящей дипломной работы.
Заключение
До перехода на рыночную экономику в России была создана система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям плановой экономики. Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, являлось государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов.
Изменение системы общественных отношений, пользователей информации, гражданско - правовой среды, а также необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности обусловили необходимость соответствующей трансформации системы бухгалтерского учета в России.
В настоящее время в России полным ходом идет реализация Программа реформирования общественной системы бухгалтерского учета в целях приведения ее в соответствие с требованиями международных стандартов финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №283. Четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности – первый шаг к ослаблению жесткой централизации положений по ведению бухгалтерского учета. О данном факте трактует четвертый уровень – методический и организационный.
Предприятиям предоставлено право выбора вариантов оценки и учета соответствующих объектов учета, ответственность за осуществление бухгалтерского учета в организациях возложена на их руководителей; организации получили право поручать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности сторонним предприятиям и лицам, минуя бухгалтерию.
Существенно изменены состав, содержание, сроки и адреса представления бухгалтерской отчетности, формы отчетности в значительной мере соответствуют международной практике, она стала публичной и доступной для любых сторонних пользователей.
Организации в процессе формирования учетной политики могут создавать документы исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. В их состав входят:
§ рабочий план счетов бухгалтерского учета;
§ формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;
§ порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
§ правила документооборота и технология обработки учетной информации;
§ порядок контроля над хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Основная цель реформирования бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью определены главные задачи реформирования:
- формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
- обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями;
- гармонизация стандартов на международном уровне;
- оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.
В процессе изучения бухгалтерской отчетности завода ЗЖБИ №5 установлено, что предприятие не воспользовалось предоставленными выше перечисленными возможностями, и учетная политика составлена чисто формально. Тем не менее, бухгалтерская отчетность за 2002 год составлена в соответствии с действующим законодательством в сфере бухгалтерского учета, соблюден порядок составления отчетности, данные приложения соответствуют данным баланса.
Список литературы
1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 10.01.2003)
2. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (ред. от 30.12.99), утвержденное приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н
3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 г. № 43н.
4. Приказ Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. №67н.
5. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изм. от 07.05.2003 №38н)
6. Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие – М: Андросов, 2000
7. Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации. М.: Бухгалтерский учет, 2000.
8. Богатая И.Н. Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. Серия «Учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002.
9. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие / Пучкова С.И.. – «ФБК - ПРЕСС». – 2001. – С 56-59
10. Бухгалтерский учет: учебник для вузов / Под. Ред. Проф. Ю.А. Бабаева. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2002.
11. Горбатова Л Международные стандарты финансовой отчетности на пути конвергенции // Финансовая газета, - 2001, - №№ 48, 49, 50, 51
12. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – 4-е изд,. – М.: ДиС, 2001, 304 с.
13. Ковалев В.В.. Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. М.: 2001.
14. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.
15. Пласкова Н. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа // Финансовая газета. Региональный выпуск.-2002.- № 35 С.5-7.
16. Патров В.В., Быков В.А. Как правильно составить бухгалтерскую отчетность. – СПб: Питер, 2003.
17. Пучкова С. И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие. – М.: ИД ФК-ПРЕСС, 2001.
18. Салтыкова А.А. и др. Различия между Российской и международной финансовой отчетностью //Бухгалтерский учет, - 2001, - № 18. - С.15-23
19. Соловьева О.В. Зарубежные стандарты учета и отчетности. М.: Аскери, 1999.
20. Хорин А.Н. Балансовое обобщение данных финансовой отчетности // Бухгалтерский учет, - 2002. - № 10 С. 6