Главный источник финансового права — Конституция РФ 1993 г. Конституция включает основные принципиальные положения финансового права, поэтому нормы Конституции (Основного Закона) имеют высшую силу.
Норма права (НП) — общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Формой существования НП являются соответствующие нормативно-правовые акты, а также иные источники права.
Виды НП зависят от основания их классификации. Всякая НП предписывает лицам определенную форму поведения. Она или обязывает, или запрещает, или уполномочивает (дозволяет) совершать или воздерживаться от совершения определенных поступков. В связи с таким подходом к нормам права, их можно классифицировать на: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие — это нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия.
Запрещающие — юридические нормы, указывающие на недопустимость совершения лицом каких-либо действий. Иначе говоря, они требуют воздержания от них.
Уполномочивающие — нормы права, которые предоставляют лицам возможность совершения определенных действий, влекущих юридические последствия.
Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов[1].
Внебюджетные средства бюджетных организаций главным образом образуются за счет оказания бюджетными учреждениями платных услуг, однако, они могут образовываться и по иным основаниям. В действующем законодательстве выделяются четыре вида внебюджетных средств:
1. Специальные - они являются самой широкой группой внебюджетных средств бюджетных организаций. Под ними понимаются специальные доходы, получаемые от реализации продукции, оказания услуг или от осуществления иной деятельности. Например, медицинское учреждение, оказывающее платные медицинские услуги. По специальным средствам бюджетного учреждения составляется смета доходов и расходов, которая подписывается руководителем и главбухом.
2. Депозитные - это денежные средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений. Эти суммы при наступлении определенных правовых последствий должны быть переданы по назначению либо возвращены тем, кто их вносил. Например, зарплата - бюджетное учреждение получает сумму из бюджета на выплату зарплаты, для этого оно снимает денежные средства с депозита, если же невозможно выплатить зарплату работнику (например, он в командировке) сумма возвращается обратно на депозит.
3. Суммы по поручению - под ними понимаются денежные средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, учреждений и организаций для выполнения определенных поручений. Например, суммы которые предприятия выплачивают вузам для выплаты стипендии студентам, обучающимся по договорам с предприятиями, или средства получаемые бюджетными учреждениями в связи с оплатой определенных услуг.
4. Другие внебюджетные средства - это средства, не входящие в группы 1-3. В качестве примера таких средств, может послужить плата за детей в садике, в музыкальных школах, плата за общежитие, различные средства которые формируются в бюджетных учреждениях.
С принятием Бюджетного кодекса РФ кардинально возросло значение сметы. Особенно значение сметы возрастает с переходом на казначейскую систему исполнения бюджета. И поскольку для федерального уровня такая система юридически сложившийся факт, смета начинает проникать во все сферы государственной деятельности. Применительно к сметно-бюджетному финансированию это означает, что ни один расход не сможет быть осуществлен без обоснованной сметы.
В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.
Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
Смета бюджетного учреждения - это финансово-плановый акт, определяющий объём, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых как из бюджета тому или иному бюджетному учреждению, так и внебюджетных средств. Смета помимо этого является разновидностью финансово-правового акта, а с учетом этого смета имеет и юридическое значение. Её юридическое значение заключается в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по контролю за целевым использованием бюджетных средств. Существует алгоритм в соответствии с которым, если у бюджетного учреждения отсутствует смета, то поступившие ассигнования нельзя расходовать и любой кассовый расход может быть признан нецелевым.
Составление смет является составной частью бюджетного процесса и имеет собственное наименование - сметный процесс.
Расходы осуществляются в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. Сибирское Университетское издательство. – Новосибирск. – 2003.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (с изм. и доп.).
3. Приказ Министерства финансов РФ «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. N 127н.
4. Апель А.Л. Основы финансового права. Изд. 2-е. – М.: СПб.: Питер, 2002
5. Бюджетная система России. Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
[1] Бюджетный кодекс РФ, ст. 161