Содержание

Введение                                                                                                              3

1.1. Отношение фирмы с банками                                                                     4

1.2. Критерии выбора банка                                                                              6

1.3. Порядок открытия и ведения счетов в банке                                             8

1.4. Порядок безналичных расчётов и кассовых операций                             11

2.1. Вексель и кредитная политика предприятия                                                       15

2.2. Вексельные кредиты                                                                                    18

2.3. Векселедательский кредит                                                                           23

Заключение                                                                                                                   29

Список литературы                                                                                            30

Введение

В современной России осуществление любой фирмой своей осно­вополагающей финансовой функции - обслуживание платежей и рас­четов -невозможно без участия коммерческих банков. Даже элемен­тарные финансовые трансакции по осуществлению движения налич­ных денег, принадлежащих фирме, невозможны без их инкассации — сдачи наличности в обслуживающий фирму банк. С точки зрения по­вышения степени надежности перемещения денежных средств в лю­бой форме между субъектами экономических отношений такой порядок в известной мере оправдан.

Этим объясняется и большое количество банков, функционирующих в нашей стране, а также острая и порою жёсткая конкуренция в сфере предоставления банковских услуг.

Актуальность данной темы несомненна и объясняется невозможность нормальной работы фирм и предприятий без взаимодействия с банками и потери банками большей части своей прибыли без обслуживания предприятий. Причём эти отношения будут продолжаться не одно десятилетие, следовательно актуальность этой темы будет сохраняться столько же.

Целью написания этой курсовой работы является рассмотрение вопросов управления отношениями предприятия и коммерческого банка.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

·        Рассмотреть теоретические аспекты взаимоотношения предприятия и банка;

·        На примере операций с векселями ознакомиться с практической частью отношений коммерческого банка и предприятия.

 

1.1. Отношения фирмы с банками

С появлением банков как специальных институтов профессиональ­ного управления денежными ресурсами резко возросли гарантии пере­мещения денежных средств в экономике. Банки как финансовые по­средники, обслуживающие платежи и расчеты в экономике, играют исключительно важную роль в организации и функционировании пла­тежной системы любой страны. Известны случаи, когда банкротство нескольких крупных банков страны становилось причиной сильней­ших потрясении всей ее финансовой системы.

В России к началу рыночных реформ функционировали десятки новых негосударственных банков, а с началом реформ их количество начало расти в геометрической прогрессии. Никаких серьезных пре­пятствий для образования новых банков и должного контроля за их работой со стороны Центробанка России не существовало. В началь­ный период рыночных реформ многие из коммерческих банков актив­но включились в новый, весьма выгодный, но грязный бизнес по вре­менному присвоению чужих денежных средств, и фирм прежде всего. Все чаще деньги клиентов терялись по пути от банка плательщика до банка получателя. Эти явления приняли массовый характер, и банки начали быстро терять доверие клиентов. В результате страна получила систему коммерческих банков, которую даже по прошествии шести лет реформ специалисты в области определения рейтингов, отказыва­ются оценивать на этот предмет. В очередной раз подтвердилось, что рейтинг банков не может быть выше рейтинга страны. Эти обстоятель­ства позволяют сделать вывод: современная отечественная банковская система должна быть реформирована, чтобы надежно выполнять свою ключевую функцию - обслуживание платежей и расчетов (3, стр. 34).

Столь сложное положение и банковской среде требует от фирм предельной осторожности при выборе обслуживающих банков. Чтобы подчеркнуть сложность и ответственность решений фирмы при выбо­ре обслуживающего банка, некоторые финансисты этот выбор сравнивают с выбором партнера в браке.    

Международная финансовая практика содержит множество рекомендаций на этот счет. Типичные требования, которые фирма обычно предъявляет к потенциальному обслуживающему банку, предполагают (7, стр. 59):

·        знание банком фирмы, особенностей ее бизнеса, отрасли, в кото­рой она функционирует;     

·        способность давать полезные деловые рекомендации;

·        предложение различных способов получения денежных средств как наличных (кассовое обслуживание фирмы), так и безналичных с низкими трансакционными издержками;

·        закрепление за фирмой постоянного банковского служащего, занимающегося вопросами кредитования фирмы; способность оценивать реальные финансовые потребности фирмы;

·        удобное для фирмы месторасположение банка;  обеспечение простоты доступа к ведающему ссудами должностному лицу банка;

·        стремление банка к совершенствованию обслуживания клиентов;

·        широкий спектр банковских услуг.

 

1.2. Критерии выбора банка

Расширение самостоятельности отечественных фирм при соверше­нии внешнеэкономических операций существенно повысило требова­ния к банкам, обслуживающим эти операции. Если фирма активно осуществляет экспортно-импортные операции, то при выборе обслу­живающего банка необходимо учитывать его способность эффективно осуществлять наиболее важные валютные операции. Следует прове­рить наличие у него генеральной лицензии на ведение валютных опе­раций, которую выдает Центральный банк РФ (далее — Банк России). Сегодня в россии около 300 коммерческих банков имеют генеральную лицензию, немногим более 800 — валютную лицензию, т. е. на закон­ных основаниях обслуживать валютные трансакции фирм способны менее половины всех российских коммерческих банков (7, стр. 61). Очень важ­ное значение имеет коммуникационная система, используемая бан­ком для обслуживания международных расчетов. Включение банка в систему СВИФТ - Международную систему межбанковских расчетов (либо подобную ей) - значительно повышает качество и скорость рас­четов.Все эти желательные для фирмы качества банка имеют смысл при одном условии - достаточной надежности банка. Оценка фирмой наде­жности банка в современных отечественных условиях - задача весьма сложная. Существует множество способов оценки надежности банка как специалистами самой фирмы, так и специалистами со стороны. При этом следует иметь в виду, что «независимый аудитор нейтрален по отношению к любой интерпретации финансовых отчетов. Его мнение не является окончательным решением с точки зрения целесооб­разности предоставления кредита или инвестирования (вложения) средств, и его никогда не следует принимать за таковое».

Следовательно, выбор надежного банка - это, в конечном счете, проблема фирмы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Столь высокая ответственность фирмы за успешный выбор обслуживающего банка требует от ее специалистов знания элементарных способов само­стоятельной оценки надежности банка, его рейтинга. С этой целью приводится одна из таких методик, которая дает неко­торое представление об этом предмете.

Как и всякие двухсторонние отношения, отношения «фирма - банк» предполагают наличие определенных критериев и у банка по отноше­нию к фирме как потенциальному должнику банка. Эти критерии во многом определяют интересы банка по отношению к данной фирме и в конечном счете формируют значение Ик (интересы кредитора) в из­вестном нам балансовом уравнении.

Мировая практика выработала особые механизмы формирования кредитной политики любого банка, которые вошли в науку и практику под названием «Правило шести "Си"». Ввиду того что собственная кредитная политика фирмы занимает весьма важное место в ее финан­совой жизни, приводим краткое содержание Правила шести «Си» (7, стр. 61):

1.Character (характер заемщика).

2.Capacity (способность).

3.Cash (денежные средства).

4.Collateral (обеспечение).

5.Conditions (условия).

6.Control (контроль).

Характер заемщика означает ответственность, правдивость и серьез­ность его намерений погасить всю свою задолженность. Прояснению характера заемщика способствует кредитная история заемщика, кре­дитный рейтинг, опыт работы других кредиторов с этим заемщиком и т. д.

Способность («способность заимствовать средства») означает нали­чие права у заемщика подавать кредитную заявку и юридическое пра­во подписывать договора, устав и другие учредительные документы, личные дела заемщиков.

Денежные средства - наличие у заемщика источников средств для погашения долга. У любого заемщика могут быть всего лишь три (или отдельные из них) источника погашения долга:

·        поток наличности (прибыль, амортизация и т. д.);

·        продажа или ликвидация активов;

·        привлечение средств путем выпуска (эмиссии) долговых ценных бумаг.

Именно наличие источников в основном и определяет потенциаль­ную платежеспособность заемщика.

Обеспечение - наличие у заемщика достаточного капитала или качест­венных активов для предоставления необходимого обеспечения долга.

Условия - предвосхищения тенденции в деятельности заемщика или в крайнем случае немедленное реагирование на изменение условий деятельности заемщика.

Контроль - анализ отчетности заемщика, информации от сторонних лиц, из прессы и т. д.

 Порядок открытия и ведения расчетных и прочих счетов в банках

Если взаимная оценка фирмы и банка удовлетворяет обе стороны, обычно такие взаимоотношения оформляются соответствующим договором. Фирма согласно действующему законодательству России имеет право открыть один или несколько счетов как в одном банке, так и в нескольких банках. Основной счет фирмы в банке принято называть расчетным счетом. На этот счет зачисляется выручка от реализации продукции и услуг фирмы, с этого счета осуществляются расчеты по обязательствам фирмы, в том числе и по налоговым отношениям. и проводятся выдача наличных денег в кассу  предприятия. Порядок производства и виды расчетов регламентирующая «Положением о безналичных расчетах РФ» ГУ ЦБ России №14 от 9 сентября 92г.; порядок оформления документов для безналичных расчетов в банке указан в Положении о расчетных документах, утвержденном 16 сентября 83г №911.

  Порядок открытия счетов регламентируется Инструкцией Госбанка СССР о расчетных, текущих и бюджетных счетах №28 от 30 октября 86г. с дополнениями и изменениями в соответствии с письмами Госбанка СССР №1009 от 11 августа 87г., №301 30 июня 90г., №320 от 30 августа 90г. и другими.

  Кроме расчетного счета фирма имеет право открывать в банке те­кущие, ссудные, контокоррентные, валютные, счета финансирования ка­питальных вложений, депозитные и другие счета. Набор счетов, открываемых фирмой, определяется ею самой в зависимости от решаемых фирмой финансовых проблем, квалификации финансовых служащих фирмы и возможностей, предоставляемых внешней средой.

  Расчетные счета открываются хозяйствующим субъектам, состоящим на хозяйственном расчете, наделенным собственными оборотными средствами и имеющим самостоятельный баланс, наделенным правом юридического лица.

  Расчетные субсчета открываются хозяйствующим субъектам, имеющим отдельные нехозрасчетные подразделения - магазины, склады, филиалы и т.п. - вне своего местонахождения. Такие счета открываются по ходатайству владельца основного счета и используются для зачисления выручки и производства расчетов по месту нахождения нехозрасчетных подразделений.

  Текущие счета в учреждениях банка открываются хозяйствующим субъектам, не состоящим на хоз. расчете, не наделенным собственными оборотными средствами и не имеющим самостоятельный баланс. Текущие счета открываются структурным единицам производственных и научно-производственых объединений, другим хозрасчетным подразделениям, организаций и учреждений, расположенным вне их местонахождения. Текущие счета открываются также: учреждениям и организациям, состоящим на гос. бюджете, руководители которых не являются самостоятельными распорядителями кредитов; предприятиям, организациям и учреждениям, которым выделяются средства за счет республиканского бюджета для целевого использования; кооперативам по месту нахождения филиалов.

Порядок открытия как текущих, так и валютных счетов не имеет принципиальных различий и сводится к представлению в выбранный фирмой банк следующего набора документов:

·        заявление на открытие счета;

·        нотариально заверенная копия устава фирмы и учредительных документов;

·        свидетельство о государственной регистрации фирмы;

·        справки о постановке на учет в налоговой инспекции и органах управления внебюджетных фондов;

·        справка о постановке на учет в органах государственной статистики;

·        нотариально заверенная карточка образцов подписей распорядителей кредитов фирмы (первая подпись) и контролеров (вторая подпись)

  Проведение кассово - расчетных операций через банк позволяет государству всесторонне контролировать финансово-хозяйственную деятельность объединений (предприятий). Банк контролирует предприятия и в части соблюдения ими установленных фондов заработной платы, лимитов на командировки и хозяйственные расходы, следит за своевременностью расчетов предприятий с госбюджетом по налогам. сборам. за своевременной оплатой счетов и платежных требований поставщиков, выдает предприятию ссуды на различные цели, под определенные обеспечения и наблюдает за возвратом этих ссуд в установленный срок и т.п.

  Поскольку денежные средства являются посредником во всех расчетах, очевидно, что для обеспечения нормального кругооборота средств в народном хозяйстве, ведения деятельности в условиях рыночной экономики необходимо правильно и своевременно выполнять все расчеты (5, стр. 140). В свою очередь эффективность расчетных операций во многом зависит от состояния бухгалтерского учета денежных средств, расчетных и кредитных операций. Перед финансовым учетом, расчетов и кредитов стоят следующие основные задачи:

·        своевременное и правильное проведение необходимых расчетов как путем безналичных перечислений, так и наличными деньгами;

·        полное и оперативное отражение в учетных регистрах наличия и движения денежных средств и расчетных операций;

·        соблюдение действующих правил использования денежных средств по назначению в соответствии с выделенными лимитами. фондами и сметами;

·        организация и проведение в установленные сроки инвентаризаций денежных средств и состояния расчетов, изыскание возможностей недопущения возникновения просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;

·        контроль за наличием и сохранностью денег в кассе, на расчетном и других счетах в банках;

·        контроль соблюдения расчетно-платежной дисциплины. своевременности перечисления сумм за материальные ценности, а также средств. полученных в порядке кредитования.

 Порядок безналичных расчетов и кассовых операций

Безналичные расчеты в РФ осуществляются в соответствии с Положением о безналичных расчетах от «12»  апреля 2001 года №2-П, которое разработано в соответствии с ч.2 Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и иными законами РФ. Данное Положение регулирует осуществление безнал. расчетов в валюте РФ и на территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета).

Расчетные операции по перечислению денежных средств через банк могут осуществляться с использованием:

·        корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

·        корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в других кредитных организациях;

·        счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

·        счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов по распоряжению его владельца или без него в случаях, предусмотренных законодательством.

Формы безналичных расчетов:

Расчеты платежными поручениями;

 Платежными поручениями является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести денежную сумму на счете получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Расчеты по аккредитиву;

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.

Расчеты чеками;

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя (лицо  имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков) банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю (в пользу которого выдан чек). Плательщиком является банк, в котором находятся денежные средства.

Расчеты по инкассо;

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиета на основании расчетных документов осуществляет действия по поручению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк - эмитент вправе привлекать другие банки.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов: платежных поручений, аккредитивов, чеков, платежных требований; инкассовых поручений, которые действительны в течение 10 календарных  дней.

Расчетные документы принимаются банком к исполнению независимо от их суммы. Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной, частично исполненные - сумме остатка.

Отзыв расчетных документов осуществляется на основании предоставленного в банк заявления клиента. Банк осуществляет отзыв платежных требований и инкассовых поручений путем направления в банк письменного заявления, на основании заявления клиента.

Отзывные платежные поручения возвращаются банками плательщикам; расчетные документы в порядке инкассо, - получателям средств (взыскателям) после их поступления от банков, обслуживающих плательщиков.

Кроме безналичных расчетов между Банком и предприятием существуют и наличные расчеты (кассовые операции).

Надо учесть, что Банк не вправе принимать в свою кассу от юридических лиц наличные деньги для зачисления их на счета третьих лиц. Прием от клиентов наличных денежных средств производится по объявлению на взнос наличными, установленной формы. Получение денежных средств по чеку производится лицу, которое указано в чеке, в течение 10 дней.

Расчеты для клиента проводятся наличными в следующих случаях:

·        при зачислении предприятием сумм наличной выручки на расчетный счет;

·        при списании предприятие или другим клиентов средств со счета на заработанную плату, пособия, командировочные расходы, хозяйственные и текущие нужды (чеки);

·        при оплате банковских услуг (за открытие счета, выдачу чековой книжки).

Если предприятие только организуется, то расчеты начинаются с внесения им на расчетный счет денежной суммы требуемой законодательством доли его уставного капитала.

Все предприятия независимо от организационно - правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обсуживающим банком каждому предприятию по согласования с руководителем.

В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, который устанавливаются банком ежегодно. Лимит остатка кассы определяются исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий, порядка сроков сдачи наличных денежных средств в банк, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей. Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов.

2.1. Вексель в хозяйственном договоре и кредитная политика предприятия.

Одной из наиболее распространённых форм взаимоотношения между банком и предприятием являются операции  с векселями.

Для правильного налогообложения и учета вексельных операций необходимо основываться на договоре, который послужил основани­ем выдачи или передачи векселя. Другое дело, что условия сделки не отражаются на обращении векселей и взыскании долгов по ним — именно в этом причина и смысл абстрактности векселя. Договор же по-прежнему остается основным первичным документом (4, стр. 201).

Оформление векселем сделки по поставке товаров (выполнении ра­бот, оказании услуг) состоит в следующем. В форму договора на по­ставку продукции вводятся новые элементы, в том числе в части. относящейся к расчетам. Вместо пункта, в котором покупатель обязу­ется уплатить ту или иную сумму, можно использовать пункты при­мерно такого содержания (цифры, суммы, даты условны):

«3.2. Расчет за товар, поставленный в соответствии с условиями разделов I, 2, покупатель производит путем выдачи поставщику под рас­писку простого векселя на сумму 1 325 000 (Один миллион триста два­дцать пять тысяч) рублей, сроком оплаты 22.11.93 с платежом в Кредит-банке, г. Москва».

«3.2. Расчет за товар, поставленный в соответствии с условиями разделов 1, 2, покупатель производит путем выдачи поставщику под рас­писку простого векселя Торгового дома ОЛБИ, г. Москва, с платежом в банке «Столичный», г. Москва, на сумму 1 325 000 (Один миллион три­ста двадцать пять тысяч) рублей по бланковому индоссаменту, сроком оплаты 22. 11.93».

«3.2. Расчет за товар, поставленный в соответствии с условиями разделов 1, 2, покупатель производит путем выдачи поставщику под расписку десяти простых векселей суммой 132 500 (Сто тридцать две тысячи пятьсот) рублей каждый, сроком оплаты 22.11.93 с авалем Кредит-банка, г. Москва, с платежом в филиале Инкомбанка в г. С-Петербурге».

«3.2. Расчет за товар, поставленный в соответствии с условиями разделов 1, 2, покупатель производит путем выдачи поставщику под рас­писку своего переводного векселя на сумму / 325 000 (Один миллион три­ста двадцать пять тысяч} рублей, сроком оплаты 22. 11.93 на

Кредит-банк, г. Москва, акцептованный последним, с платежом в Ро­тор‑банке, г. Челябинск».

«3.2. Расчет за товар, поставленный в соответствии с условиями до­говора, покупатель производит путем акцепта переводного векселя по­ставщика на сумму 1 325 000 (Один миллион триста двадцать пять тысяч} рублей, сроком оплаты 22.11.93, с платежом в Кредит-банке, г. Москва".

Как видно даже из этих простых примеров, число комбинаций из допустимых в векселе элементов настолько велико, что всегда можно выстроить такую, что удовлетворит самым разнообразным потребно­стям договаривающихся сторон. С постоянными партнерами, разуме­ется, нет нужды каждый раз заключать договор, заранее оговорив порядок расчета векселями.

Должны также присутствовать условия примерно такою содержа­ния:

«Расчеты по настоящему договору считаются законченными только после оплаты полученных согласно n. 3.2. векселей. Покупатель вручает векселя Поставщику при получении товара по накладной: Покупатель обязан выслать Поставщику извещение об оплате этих векселей, векселя должны быть подписаны первым лицом, векселя должны быть оформлены на бланках единого образца и др.».

Для того, чтобы не давать повода налоговой инспекции для лишних вопросов по поводу отнесения на себестоимость дисконта или процентов, следует явно указать в договоре:

«В соответствии с условиями раздела 3 настоящего договора Постав­щик поставляет Покупателю продукцию в кредит, за который Покупа­тель уплачивает сумму в виде (процентов, указанных в векселях дисконта)».

При принятии решения о продаже товаров под вексель приходится исходить из собственного финансового положения, с одной стороны, и из имеющихся сведений о покупателе, с другой. Первый фактор в основном сводится к повседневному анализу баланса ликвидности, отсюда вытекает возможность оказания кредита покупателям. Это вы­ражается в разбивке сумм кредита по срокам. При этом учитывается возможности и условия учета полученных векселей, их продажи и ис­пользования в расчетах и другие факторы, конъюнктура. В отношении покупателя следует руководствоваться общепринятыми правилами (5, стр. 70), а именно, кредитоспособностью, определяемой его:

·        платежеспособностью:

·        характером:

·        собственным капиталом:

·        обеспечением кредита:

·        текущим состоянием его дел.

Отсюда видно, что кредитные взаимоотношения должны возни­кать, как правило, между постоянными партнерами, но отнюдь не со случайными фирмами, чтобы не повышать вероятность неоплаты. То, что взыскание вексельных долгов осуществляется еще в общеграждан­ском порядке (в России пока отсутствует упрощенный порядок взы­скания по неоплаченным векселям — краеугольный камень вексельного права), лишь усиливает этот вывод. Уже сейчас надо учитывать, что рано или поздно, кредитная политика в отношении клиентуры станет существенным фактором в конкурентной борьбе за покупателя и луч­ше готовиться мало-помалу к этому заранее.

Помимо использования векселя имеются другие формы коммерче­ского кредита. Основные из них это открытый счет, консигнация и сезонный кредит.

Открытый счет

В этом случае между сторонами заключается долгосрочный дого­вор, согласно которому покупатель по мере надобности, в установлен­ных пределах берет со склада товары, оплачивая их в согласованном порядке, без обращения всякий раз с просьбой о предоставлении ком­мерческого кредита.

Консигнация

В этом случае товар поставляется рознице без установленных сро­ков оплаты, она производится по мере реализации. Обычно поставщик в любой момент может забрать товар обратно.

Сезонный кредит

Здесь речь идет о товарах, спрос на которые подвержен сезонным колебаниям. Они поставляются рознице загодя, накапливаясь к пику спроса.

Применение любой из форм предоставления коммерческого кре­дита определяется платежеспособностью сторон, их взаимоотношения­ми, конъюнктурой, кредитной политикой поставщика и другими факторами.

2.2. Вексельные кредиты. Учет векселей

Коммерческий кредит, оформленный векселем, может обратиться в банковский в виде так называемого вексельного кредита. В результате происходит смена кредитора, причем новая связь (новый кредитор (банк) — должник по векселю) проходит через векселедержателя, предъявляющего вексель в банк для учета.

Вексельный кредит может быть предъявительским и векселедатсльским. Первая форма присуща предприятиям, широко предоставляю­щим коммерческий кредит своим покупателям и заказчикам, и, следовательно, имеющим солидный вексельный портфель, часть которого и предъявляется банку для продажи (учета). Предприятия же не обладающие сколько-нибудь значительным портфелем, могут поль­зоваться вексельным кредитом в виде векселедательского: например, выписывать векселя своим поставщикам, последние же могут прода­вать их банку покупателя. Предприятие может пользоваться одновре­менно как предъявительским, так и вскселедательским кредитом, лишь бы они соответствовали его кредитоспособности (4, стр. 205).

Итак, как правило, вскселедательский кредит нужен покупателям, а предъявительский — продавцам. Своеобразная форма последнего со­стоит также в виде открытия специального ссудного счета (называемо­го также онкольным, от английского on  call). Разница ее и учета векселей с юридической стороны состоит в следующем. Учет векселей происхо­дит в форме передачи векселя банку по индоссаменту — банк стано­вится векселедержателем. В случае онкольного счета векселя передаются в залог, что означает потерю на них клиентом прав только в случае неисправности перед банком.

1.     В чем состоит для банка разница между вексельным кредитом и заключением привычного кредитного договора. Вексельная форма кре­дита более гибка и надежна. В самом деле, в зависимости от финансо­вой ситуации полученные векселя можно переучесть или заложить в ЦБ РФ под невысокий процент, ибо для ЦБ РФ торгово-промышлен­ный (т.е. возникший из сделок с поставкой реальной продукции) век­сель есть показатель потребностей хозяйственного оборота в ликвидности, обеспечение которого составляет одну из главных его задач. Те же операции можно сделать и в других банках, в том числе заложить в обеспечение корреспондентских операций. Вексель появля­ется в банке уже после совершения хозяйственной сделки, что говорит в пользу обоснованности выдачи кредита и, следовательно, его надеж нести. Нет необходимости анализировать саму сделку, анализ прово­дится лишь в отношении кредитоспособности клиента. Наконец, в силу своих юридических  особенностей вексель есть надежное обеспечение кредита. Привычный же всем кредитный договор естественнее исполь­зовать при долгосрочном кредитовании предприятий для целей закуп­ки оборудования, долгосрочных разработок и т.п.

Итак, предприятие может учесть вексель в банке до наступления срока платежа по нему, то есть передать банку все права на вексель (продать) по индоссаменту, получив вместо векселя сумму, уменьшенную на учетный процент (дисконт) за досрочное получение денег (т.н. предъя­вительский или учетный кредит). В этом случае к банку переходит и воз­можный риск неполучения платежа, но следует помнить, что предприятие в этом случае вместе с другими лицами, ответственными по векселю, несет перед банком солидарную ответственность. Однако банки, как правило, к учету принимают только векселя надежно обес­печенные. Это означает, что в векселе должны присутствовать лица с надежной с точки зрения банка платежеспособностью, с которых мо­жет быть взыскан долг в случае неплатежа. Центральные банки предъяв­ляют особые требования к векселям для учета. Эти требования призваны препятствовать экономически необоснованному расширению кредита. ЦБ РФ устанавливает следующие требования к векселю:

·        вексель должен быть юридически надежен (правильно оформ­лен, подписи подлинны, полномочия подписавших достаточны):

·        учитывающий банк, помимо проверки кредитоспособности кли­ента, должен проанализировать экономическое положение индоссан­тов (об этом сказано расплывчато);

·        на векселе должно быть не менее двух подписей:

·        предпочтение отдается краткосрочным векселям (об этом также сказано расплывчато);

·        векселедатель не должен был допускать ранее свои векселя до протеста.

Банк, разумеется, не станет проверять кредитоспособность всех лиц, обязанных по векселям, которых может быть много. Ему проще следить за кредитоспособностью своего постоянного клиента (последний, на­помним, несет ответственность за платеж по векселю как индоссант). Таким образом, при учете векселей банк ограничивается в известной степени их формальной проверкой, но учет обставлен подобно заклю­чению кредитного договора, то есть банк требует от клиента следую­щие документы (4, стр. 203):

·        анкету о хозяйственном положении;

·        последний баланс и годовой отчет;

·        производственно-хозяйственные планы;

·        обязательство о помещении в дальнейшем на расчетном счете свободных средств;

·        страховые полисы застрахованных предприятий;

·        устав и другие документы.

Проверив кредитоспособность клиента, банк определяет размер учет­ного кредита — сумму, в пределах которой клиент (если он постоян­ный и надежный) может учитывать векселя. В этих пределах клиент постоянно учитывает появляющиеся у него векселя, банк лишь прове­ряет их надежность и следит за тем, чтобы сумма всех учтенных вексе­лей, за вычетом оплаченных, не превышала установленный клиенту размер учетного кредита.

Учетный кредит оформляется следующим образом: на основании кре­дитной заявки клиента банк решает после предварительной проверки его кредитоспособности, готов ли он учитывать предъявляемые этим клиентом векселя. Соглашаясь на учет, банк сообщает клиенту о предоставляемой ему кредитной линии. Далее клиенту сообщаются условия учета.

После того, как принято решение об открытии вексельного кредита предприятию, последнее должно предоставить банку заверенные ко­пии доверенности или других документов, предоставляющих право тому или иному должностному лицу индоссировать векселя.

В дальнейшем предприятие представляет в банк векселя с бланковой передаточной надписью, оставляя перед ней достаточно места для проставления банком своей надписи. К векселям предприятие прилагают реестр. На реестре могут быть письменные распоряжения клиента относительно сумм векселей, о возврате не принятых векселей другим лицам и пр. Контролер, принимающий векселя, проверяет соответст­вие данных реестра и векселей при нем: безупречность формы векселей: наличие в реестре полных и точных наименований и адресов лиц обязанных по векселям: наличие достаточного срока до платежа: нали­чие в месте платежа филиала или корреспондента банка, а также нота­риуса и суда. Контролеру может быть предоставлено право не принимать и сразу вычеркивать из реестра векселя, не удовлетворяющие этим формальным требованиям. При этом предъявитель, получая их обрат­но, расписывается в этом на реестре. В банке составляется перечневая ведомость векселей, которая вместе с реестрами и векселями, справ­ками, направляется на рассмотрение учетно-ссудного комитета или руководства банка. Поступившие векселя подвергаются тщательной оценке. На ее основе в установленном порядке (вексельным отделом ил и на правлении) банк принимает решение об учете и о размере учетной ставки или возврате векселей, принимая во внимание, в част­ности, что следует избегать учета следующих векселей (4, стр. 205).

Поступившие векселя подвергаются оценке. На ее основе в уста­новленном порядке банк принимает решение об учете и о размере учетной ставки или возврате векселей, принимая во внимание, в част­ности, что следует избегать учета:

·        переписанных векселей, то есть представляющих собой новые векселя, выписанные взамен неоплаченных в срок первоначальных:

·        векселей, на которых после бланковой надписи ремитента име­ется бланк самого векселедателя:

·        встречных векселей, то есть выписанных векселедателем и предъ­явителем друг на друга в одно время на близкие суммы:

·        векселей родственных фирм, если нет уверенности в торгово-промышленном характере векселей:

·        векселей, выданных друг другу участниками дела, доверенными доверителю и наоборот, фирмами и организациями, не ведущими са­мостоятельной торгово-промышленной деятельности:

·        векселей лиц, ведущих дело по доверенности, но подписавших векселя лично.

2.3. Векселедательский кредит

В нынешней банковской практике выдачи кредитов использование формы векселедательского кредита появилось достаточно давно. На­помним, в чем состоит эта форма кредитования, выгодная как д.ш предприятий, так и для банков.

Предприятие, как обычно, нуждается в оборотных средствах. Про­давец отказывается поставлять ему товар с отсрочкой оплаты (предос­тавлять коммерческий кредит). Например, потому что у него по разным причинам нет уверенности в оплате векселя, которым оформляется поставка товара с отсрочкой оплаты. Тогда, чтобы повысить надеж­ность векселя, предприятие-покупатель обращается за поручительст­вом к третьему лицу, достаточно хорошо известному своей кредитоспособностью. Способов выдачи этого поручительства несколь­ко. векселедатсльский кредит по своей сути есть один из них.

Классическая форма векселедатсльского кредита есть акцептный кредит. В этом случае векселедатель выставляет на известный своей на­дежностью банк переводный вексель, который банк заранее акцептует. Затем векселедатель расплачивается таким векселем за поставленные ему товары или услуги. Банк оплачивает этот вексель либо из соответ­ствующего покрытия, которое векселедатель имеет в банке, либо из открытого векселедатсльского кредита. В данном случае плательщиком по векселю является известный банк, который, таким образом, в до­полнение к безупречной платежеспособности своего клиента присое­диняет свою репутацию. Такими векселями не составляет труда расплачиваться с партнерами. Они также носят название банковских акцептов. Другие формы, которые по сути могут быть отнесены к векселедатсльскому кредиту состоят в помещении аваля банка на векселе или же в принятии векселей клиента к учету в пределах открытого ему векселедатсльского кредита (т.е. без вхождения в число обязанных по его векселям лиц).

Российская хозяйственная практика последних лет внесла свои по­правки в классическую схему. Обычно предприятие заключает со сво­им банком кредитное соглашение, согласно которому получает в свое распоряжение простые векселя, выписанные банком на него. Таких векселей может быть несколько, разбитых по срокам и суммам. Эти векселя, как правило, делаются сроками во столько-то времени после предъявления, или по предъявлении не ранее определенной даты. По кредитному соглашению векселедержатель обязан к определенным сро­кам предоставить банку покрытие, соответствующее общей сумме по­лученных векселей. И, разумеется, уплатить проценты банку. Банк, хотя и не задействует в полной мере своих кредитных ресурсов (кроме за­трат на резервирование), ограничен в своей способности выпускать такие векселя рамками нормативов ликвидности, устанавливаемых Центральным банком. Такого рода сделка имеет множество вариантов, раз от разу меняющихся в зависимости от интересов банка и клиента, конъюнктуры. В результате ее рождается товарный вексель, вызванный потребностью хозяйственного оборота и подкрепленный репутацией банка как главного должника по нему. Это одна из форм осложнения коммерческого кредита банковским, их сращивания (7, стр. 90). Посмотрим на условия этой сделки с точки зрения интересов предприятия.

Прежде всего наведем ясность с процентами. Что означают на пер­вый взгляд невысокие проценты? Рассмотрим пример. Пусть предпри­ятие получило от банка срочный вексель валютой В на 100 млн. руб. сроком Св на 91 день, договорившись о процентах в 40% годовых на В. Тут же оно закупило на него продукцию на определенную сумму С (включая НДС и акцизы). Какова будет эта сумма, зависит от продавца. Вряд ли она будет равна номиналу (по номиналу принимаются только деньги, в этом, можно сказать, их сущность). Если товар у продавца не залеживается и расходится по предоплате, то если он умеет считать деньги, он будет исходить при расчете скидки (дисконта) Д из про­центной ставки Пn порядка не менее ставки по депозитам или доход­ности ГКО, скажем, 90%, а то и выше, исходя из рентабельности своего производства. Тогда из формулы

В=С+Д,

где

Д=С*Св*Пn/100*360,

получим;

С=В/( I + Св *Пп/100*360) =81. 5 млн.

и

Д=18,5 млн.

Меньше чем через три месяца предприятие должно перечислить банку покрытие в 100 млн. руб. и комиссию в размере 10 млн. руб. Таким образом, за фактический кредит К 1,5 млн. руб. на три месяца предпри­ятие заплатило 28.5 млн. руб.. то есть около 140% годовых. Возможно, проще было взять денежный кредит?

Теперь рассмотрим, какова доходность данной операции для банка. Чтобы получить величину, которую можно было бы корректно срав­нить со ставкою но кредитам или доходностью при покупке ценных бумаг, необходимо пересчитать полученный доход на фактические за­траты. Их же размер определяется главным образом нормой резервиро­вания, в нашем случае 10%. Поэтому быстро оценить (не принимая в расчет других затрат) доходность можно, разделив 40%) на норму в десятичных долях — 400% годовых.

Отсюда видно, что размер процентной ставки (40%) слишком ве­лик — кредитование налаженного краткосрочного оборота есть наибо­лее ликвидный и наименее рискованный способ размещения кредитных ресурсов.

Другое дело, если велик риск. В случае не перечисления заемщиком в срок покрытия эти деньги придется покупать. И только это может являться основанием высоких ставок по векселедатсльскому кредиту. Со стороны банка при выдаче векселедательского кредита должен при­меняться без каких-либо скидок основополагающий принцип банков­ского дела, его альфа и омега — точная оценка кредитоспособности клиента. К сожалению, во многих банках дело верной оценки кредито­способности заемщика не поставлено на должный уровень, что при­водит к повышению риска и, следовательно, ставок.

При заключении кредитного соглашения с банком бухгалтерия пред­приятия-заемщика должна провести тщательные расчеты, с учетом налоговых ставок, сроков, ставок продавцов-смежников, других фак­торов, посмотреть бухгалтерские проводки. С целью снижения риска в глазах банка и укрепления своих позиций при торговле за процент следует прибегать к надежным гарантиям со стороны или предостав­лять подходящее обеспечение.

Нельзя просто полагаться на рекламу о том, что вексель лучше де­нег. Как видно из представленных выше расчетов, правота этого выво­да зависит от вполне конкретной хозяйственной ситуации и просчитывать надо именно ее. Отсюда выводится и приемлемый для обеих сторон размер комиссии. Реклама же имеет только одну цель: убедить возможных продавцов принимать в оплату данные векселя на­ряду с деньгами.

Здесь надо отметить, что дорогостоящие попытки банков убедить принимать выданные ими своей клиентуре векселя с поставкой про­дукции стоимостью в размере номинала векселей без соответствую­щей поддержки в виде целого комплекса мер, вряд ли будут иметь успех как противоречащие основным закономерностям, действующим в денежно-кредитной сфере. В самом деле, легко видеть, например, следующее. Допустим, клиенту такого банка удалось получить продук­цию стоимостью в размере номинала векселя. Тогда все поставщики, к кому перейдет этот вексель в дальнейшем, в разных долях (пропорцио­нальным срокам нахождения векселя у них на руках) кредитуют кли­ента банка, не получая за это ничего. Вряд ли наберется много таких альтруистов.

Понятно, что только банк клиента наиболее осведомлен о его кре­дитоспособности. Широкая раздача векселей без ответственного под­хода, через вторые и третьи руки, не приведет ни к чему хорошему и менее всего к разрешению кризиса неплатежей, в основе которого ле­жат более глубокие причины. Здесь может оказаться полезным англий­ский опыт (5, стр. 109). Английские банки издавна придерживались принципа кредитования узкого круга собственной клиентуры. Свободные средст­ва они предоставляли так называемым бильброкерам и учетным кон­торам, которые «паслись» возле каждого крупного банка на ниве скупки векселей предприятий, кредитоспособность которых они тщательно оценивали. В этом и состояла их основная функция. Можно сказать, в этом случае банк как бы расширяет, делает более гибкой и разветвлен­ной структуру своего кредитного отдела. Существуют схемы такого рода взаимодействия банка и предприятия, оптимальные с точки зрения налогообложения. Необходимо, чтобы коммерческие банки на местах применяли форму векселедательского кредита в отношении своих кли­ентов, но отнюдь не служили лишь агентами при размещении и оплате чужих векселей. В своем городе, области, отрасли, должны в основном работать векселя местных банков и предприятий. Это в интересах мест­ных банков и предприятий, в интересах налаживания кредитно-расчетных отношений. При надобности, в договоре об установлении корреспондентских отношений возможно соглашение о взаимном уче­те векселей в обоюдовыгодных рамках дисконта, что особенно оправ­данно при взаимопроникновении векселей между регионами и отраслями.

Заключение

В ходе написания этой курсовой работы мы ещё раз убедились в необходимости сотрудничества между коммерческими банками и предприятиями. Без коммерческого банка фирма фактически не может существовать, т.к. законодательство обязывает любое юридическое лицо иметь расчётный счёт в коммерческом банке. Для большинства банков работа по обслуживанию предприятий является одним из основных источников получения прибыли.

Анализируя теоретические аспекты мы пришли к выводу, что отношения между банками и предприятиями в современной России находятся на стадии роста, банки постоянно разрабатывают новые схемы работы с предприятиями, которые в свою очередь всё теснее взаимодействуют с банками. К примеру сейчас многие предприятия и фирмы вводят для расчётов с сотрудниками пластиковые кредитные карточки той или иной платёжной банковской системы («Золотая корона», «Сберкард» и т.п.).

На практике мы увидели, что предприятия активно работают с векселями, который тоже обслуживаются банками.

В заключении хочется отметить, что эта сфера отношений постоянно развивается и трансформируется.

  

Список литературы

1.     Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. – М.: «Финансы и статистика», 1999.

2.     Бланк И. А. Словарь финансового менеджера. – К.: «Ника», 2001.

3.     Ковалёв В. В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: «Финансы и статистика», 1999.

4.     Крейнина М. Н. Финансовый менеджмент. – М.: «Дело и сервис», 2001.

5.     Лобанова Е. Н. Управление финансами. – М.: «Инфра-М», 2000.

6.     Перар О. Н. Управление финансами. – М.: «Финансы и статистика», 1999.

7.     Половинкин С. А. Управление финансами предприятия. – М.: «ФБК-Пресс», 2001.

8.     Теплова Т. В. Финансовый менеджмент. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

9.     Тренев Н. Н. Управление финансами. – М.: «Финансы и статистика», 1999.

10.            Шохин Е. И. Финансовый менеджмент. – М.: «ФБК-Пресс», 2002.