Содержание

Введение                                                                                          3

1. Признание творческой личности                                                         4                  2.  Креативность                                                                              6

3. Воображение и творчество                                                                   8

Заключение                                                                                                12

Список литературы                                                                         13

Введение

Способность изобретать новое и воплощать новые идеи в реальность является важнейшей особенностью, отличающей человека от высших приматов и других высоко организованных животных.

Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.[1]

Согласно Маслоу – творческая направленность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.[2]

Творчество как способ социального поведения изобретено человечеством для реализации идей – плодов человеческого активного воображения.

Главное в творчестве – не внешняя активность, а внутренняя – акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта. Особенности креативной деятельности и ее роли в развитии творческого воображения и будет целью данной работы.

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на человеческие органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека.

Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека действовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

1. Признание творческой личности

Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых.

Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосновано известным французским психологом Т. Рибо. Он писал: «Что касается до «методов изобретения», по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров».[3]

Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.

Большинство философов и психологов различает два основных типа поведения:

1.       адаптивное, связанное с имеющимися в распоряжении человека ресурсами

2.       креативное, определяемое как «созидательное разрушение».

В творческом процессе человек создает новую реальность, которая может быть осмыслена и использована другими людьми.

 Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось кардинально. В Древнем Риме в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен – не преследовались ни плагиат, ни подделки. В Средние века и значительно позднее творец был приравнен к ремесленнику, а если он дерзал проявлять творческую самостоятельность, то она никак не поощрялась.

И лишь в 19 веке художники, литераторы, ученые и прочие представители творческих профессий получили возможность жить за счет продажи своего творческого продукта. Как писал А.С. Пушкин, «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».[4] При этом рукопись ценили только как матрицу для тиражирования, для производства массового продукта.

Интерес к творчеству, к личности творца в 20 веке связан, возможно, с глобальным кризисом, проявлением тотального отчуждения человека от мира, ощущением, что целенаправленной деятельностью люди не разрешают проблему места человека в мире, а еще более отдаляют ее решение.

Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали:

-         бессознательность

-         спонтанность

-         невозможность контроля со стороны воли и разума

-         изменение состояния сознания

В момент творчества человек не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания. Образы зарождаются и исчезают спонтанно, борются с первичным замыслом художника, более яркие и динамичные образы вытесняют из сознания менее яркие.

Креативное поведение описывается двухфакторной структурой. Креативы, по сравнению с некреативами, являются более отстраненными или сдержанными. Они более интеллектуальны и способны к абстрактному мышлению, склонны к лидерству, более серьезны, являются более практичными или свободно трактующими правила, более социально смелы, более чувствительны, обладают очень богатым воображением, они либеральны и открыты опыту и самодостаточны.

Личностные проявления креативности распространяются на многие области человеческой активности. Творческая продуктивность в одной основной для личности области сопровождается продуктивностью в других областях.


2.     Креативность

Креативность – интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности.

Творчество как один из видов деятельности и креативность как устойчивая совокупность черт, способствующих  поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития.

На уровне общественных интересов креативность действительно рассматривается как эвристический способ жизнедеятельности, но на уровне социальной группы поведение творческой личности может быть оценено как вид деятельности, не согласующийся с нормами и предписаниями, принятыми в данном сообществе людей.


Гилфорд выделил четыре шага креативной деятельности:

1.     оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы

2.     семантическая гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования

3.     образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования

4.     семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.


Креативная деятельность, если ее правильно и постоянно организовывать для детей развивает не только творческое воображение. Таки задания, как например, где предлагаются картинки, и человек должен описать все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия.

Влияние знаний может быть как позитивным, так и негативным: человек должен представлять, что именно он собирается сделать. Выйти за пределы поля возможностей  и проявить креативность нельзя, если не знать границ этого поля. Вместе с тем знания слишком устоявшиеся могут ограничивать кругозор, лишать человека возможности по-новому взглянуть на проблему.

Креативность предполагает способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих.

Проявление креативной деятельности невозможно, если отсутствует творческая среда.

3.     Воображение и творчество

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем степень развития мышления.

Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д.

Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью человека.

Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Ученый Г.С. Альтшуллер разработал целую теорию как креативная деятельность развивает творческое воображение. Он выделял пять уровней творчества.

1.       Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности.

2.       Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.

3.       Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний.

4.       При решении задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск решений ведется в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений.

5.       На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами возможностей сегодняшней науки. Поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу.[5]

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Творческое воображение тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Практический опыт является основанием для работы воображения, но этот опыт должен быть особенным.

Этот опыт должен заинтересовать своей необычностью. Много людей встречаются с фактами, которые им чрезвычайно интересны, но не становятся в результате этой встречи творческой личностью.

Человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения, в том числе и творческого осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения.

Любой труд предполагает выработку плана, и лишь потом – его воплощение на практике. Человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является прошлый опыт, который человек получил, взаимодействуя с объективной реальностью. Этот процесс получил название воображения.

Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность. И создание на этой основе новых представлений.[6]

Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда – специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира.

Но в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т.е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент.

Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом, художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.

Творчество есть выход за пределы традиции и стереотипов. Это лишь негативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза, - сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.

Когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности, тогда творческий человек чаще всего хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим. Наоборот, при сочетании креативности с невысоким интеллектом человек чаще всего невротичен, тревожен. Плохо адаптирован к требованиям социального окружения. Сочетание интеллекта и креативности предрасполагает к выбору разных сфер социальной активности.

Семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

Гипотеза о том, что подражание является основным механизмом формирования креативности, подразумевает, что для развития творческих способностей ребенка необходимо, чтобы среди близких ребенку людей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал.

Негармонические эмоциональные отношения в семье способствуют эмоциональному отдалению ребенка от нетворческих родителей, но сами по себе они не стимулируют развитие креативности.

Для развития креативности необходима нерегламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребенка творческой личности.

Однако среда, несомненно, играет исключительную роль в формировании и проявлении творческой личности. Если креативность присуща каждому человеку, а средовые влияния, запреты, табу, социальные шаблоны только блокируют ее проявление, то влияние  нерегламентированности поведения можно понимать как отсутствие всякого влияния. И на этой основе развитие креативности в позднем возрасте выступает как путь высвобождения творческого потенциала от «зажимов», приобретенных в раннем детстве.

Но влияние среды позитивно и для развития креативности совершенно необходимо подкрепление  общей одаренности определенным средовым влиянием, то идентификация и подражание креативному образцу, демократический, но эмоционально неуравновешенный стиль отношений в семье выступают как формирующие воздействия.

Заключение

Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами.

Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза.

С креативностью сопряжены два личных качества, а именно – интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

Процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных данных на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.

Образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Эффект нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого и иного воображения достигается большей частью за счет непривычного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорции. Этому способствует креативная деятельность.




Список литературы


1.     Маклаков А.Г. – Общая психология, Спб.: Питер, 2001г., 592с.

2.     Немов Р.С. «Психология», М.: ВЛАДОС, 1999г., 688с.

3.     Психология, под ред. Дружинина В.Н., Спб.: Питер 2002г., 656с.

4.     Словарь практического психолога, сост. Головин С.Ю., Минск: Харвест, 1998г, 800с.


[1] Словарь практического психолога, сост. Головин С.Ю., Минск: Харвест, 1998г. - 247с.

[2] Словарь практического психолога, сост. Головин С.Ю., Минск: Харвест, 1998г. - 247с.

[3]Маклаков А.Г. – Общая психология, Спб.: Питер, 2001г. -  295с.

[4] Психология, под ред. Дружинина В.Н., Спб.: Питер 2002г., -590с.

[5] Маклаков А.Г. – Общая психология, Спб.: Питер, 2001г. - 295с.

[6] Маклаков А.Г. – Общая психология, Спб.: Питер, 2001г. - 284с.